Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг

Обновлено: 25.04.2024

Смысл концепции в том, чтобы избавить заявителей от необходимости собственноручно подписывать документы и подавать их лично. Граждане будут получать большинство услуг в электронной форме. От заявителей перестанут требовать документы и сведения, которые есть в распоряжении органов власти и МСУ либо подведомственных им организаций или в личном кабинете на портале госуслуг. Также заявитель сможет дать согласие на то, чтобы результат предоставления ему услуги могли использовать заинтересованные лица: например, работодатель и поставщики услуг ЖКХ.

Авторы концепции предлагают исключить необоснованные временные, финансовые и организационные издержки для заявителей. Предстоит убрать избыточные процедуры: дублирующие визирования и согласования, простои, перепроверки ранее установленных фактов, ручные операции и субъективные критерии при принятии решений. Внутренние процессы при предоставлении муниципальных услуг должны быть формализованы и оцифрованы настолько, насколько это возможно.

Важная деталь: Гражданам сохранят возможность при необходимости очно оформить и получить нужную справку или выписку на бумаге в МФЦ или органе МСУ

Чтобы реализовать концепцию, чиновники исследуют фактический путь получения услуги с момента, когда у заявителя возникает потребность в ней. По результатам такого анализа может выясниться, что нужно оптимизировать не только эту услугу, но и другие услуги, необходимые для ее получения.

Какие услуги заявители смогут получать в режиме 24/7, станет понятно уже в ближайшее время. Минэкономразвития и Минцифры должны составить перечень до конца июня. Они же разработают план оптимизации государственных и муниципальных услуг. Органам местного самоуправления предстоит в тот же срок определить должностных лиц, ответственных за качество муниципальных услуг.

Какие муниципалитеты первыми столкнутся с изменениями

Реализация концепции не охватит сразу всю Россию. Сначала она начнется в регионах — участниках пилотного проекта. В них будут созданы специальные центры оптимизации для оказания методической поддержки государственных и муниципальных услуг. В III квартале 2022 года такие центры появятся не менее чем в 30 регионах. Внутренние процессы госведомств при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут формализованы и оцифрованы. Позже практика будет масштабирована на всю страну. С 1 января 2023 года федеральные чиновники начнут осуществлять мониторинг качества предоставления услуг в новом формате.

Сейчас Правительство уже приступило к реализации пилотного проекта по оптимизации государственных и муниципальных услуг в четырех регионах: Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашской Республике. В рамках этой работы подготовлено свыше 60 предложений о том, как упростить получение 20 услуг.

Какие задачи предстоит решать органам госвласти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта, посмотрите в перечне ниже.

Что предстоит сделать органам власти и местного самоуправления в рамках пилотного проекта

Разработать проекты целевого состояния услуг в соответствии с перечнем, определенным соглашениями между Минэкономразвития и участниками пилотного проекта
Сформировать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимые для реализации целевого состояния услуг
Внести изменения в нормативные правовые акты регионального и муниципального уровней, необходимые для реализации целевого состояния услуг
Разработать и утвердить цифровые административные регламенты
Обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с описаниями их целевого состояния. В том числе протестировать интерактивные формы заявлений на едином портале, а затем сформировать замечания и предложения
Участвовать в образовательных и методологических мероприятиях, направленных на реализацию концепции

Кто обязан разработать описание целевого состояния услуги — зависит от ее типа. В концепции все услуги делятся на три типа:

  • федеральные государственные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • региональные и муниципальные услуги, включенные в перечень большинства услуг;
  • иные услуги.

Разрабатывать описания целевого состояния услуг первых двух типов — задача федеральных и региональных органов. Муниципалитеты будут совершенствовать оказание иных услуг. Орган местного самоуправления, который предоставляет услугу, принимает решение о ее оптимизации. Затем он разрабатывает описание целевого состояния этой услуги. Оно должно пройти экспертизу. Ее порядок устанавливает региональный коллегиальный орган. Он же затем одобряет описание целевого состояния услуги. В соответствии с одобренными описаниями органы МСУ внесут необходимые изменения в муниципальные правовые акты.

Как будет достигнуто целевое состояние услуг

Сейчас состояние государственных и муниципальных услуг далеко от целевого. По данным Минэкономразвития, в 2020 году заявители обращались за региональными и муниципальными услугами 79 млн раз. Из них 10 млн пришлось на МФЦ. 50 млн заявлений поступили непосредственно в органы власти, МСУ и организации. Обращений через электронные каналы связи было 19 млн, но часть из них впоследствии дублировались очными обращениями заявителей из-за правовых и иных препятствий. 34 процента федеральных услуг, размещенных на едином портале, не имеют интерфейсов для онлайн-обращений, а 15 процентов таких интерфейсов неработоспособны. В более чем половине случаев заявители не получают оповещений о ходе предоставления услуг. За большинством государственных и муниципальных услуг по-прежнему нельзя обратиться в онлайн-режиме. Правда, в 2020 году ситуация немного улучшилась. На единый портал были выведены более 40 новых услуг и сервисов, предоставляемых в проактивном режиме.

Авторы концепции предусмотрели восемь инструментов, которые помогут довести услуги до целевого состояния. Посмотрите информацию о них в таблице.

Цифровая трансформация государственных (муниципальных) услуг и сервисов

Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденным перечнем услуг

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

С.В. Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Сформировано законодательство, обеспечивающее преимущественное использование государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства

31 декабря 2019 г.

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

О.Б. Пак, статс-секретарь - заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Разработаны и приняты федеральный закон и иные нормативные правовые акты, закрепляющие целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе:

- реестровую модель их предоставления;

- типизацию и стандартизацию приоритетных региональных и муниципальных услуг;

- машиночитаемое описание процесса оказания услуг;

- исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении приоритетных государственных услуг;

- единую систему сбора обратной связи от получателей услуг;

- иные направления совершенствования предоставления государственных услуг

31 декабря 2020 г.

С.В. Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации,

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием

31 декабря 2021 г.

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

О.Б. Пак, статс-секретарь - заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

С.В. Шипов, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации,

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Обеспечена цифровизация процессов предоставления государственных услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, мониторинга безопасности объектов, техногенных и природных кризисных ситуаций, предоставляемых в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей

31 декабря 2021 г.

О.Б. Пак, статс-секретарь - заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

Обеспечено информирование о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе путем установления единых стандартов популяризации электронных услуг

31 декабря 2024 г. (ежегодно)

М.В. Паршин, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

III. Целевое состояние услуг. Возможности для заявителя

Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено предоставление государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме, реализация реестровой модели, возможность участия в организации предоставления государственных и муниципальных услуг коммерческих и некоммерческих организаций, а также внедрение административных регламентов, основанных на машиночитаемом описании процедур предоставления соответствующих услуг (далее - цифровой административный регламент).

Предоставление абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг для заявителя в непрерывном режиме, в том числе в многофункциональном центре, предполагает оптимизацию государственных и муниципальных услуг по следующим направлениям:

персонализированное информирование, посредством которого заявитель может по электронному каналу в непрерывном режиме моментально получить сведения о порядке обращения и предоставления государственной или муниципальной услуги в его индивидуальном случае (необходимые документы и сведения, размер государственной пошлины или иной платы, доступные каналы обращения, срок и состав процедур);

навигация по жизненным ситуациям, по которой заявитель может по электронному каналу в непрерывном режиме моментально получить сведения о том, какие государственные и муниципальные услуги доступны и могут быть полезны в его жизненной ситуации, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем;

автоматическое начало упреждающего (проактивного) предоставления государственной или муниципальной услуги и исчисление срока предоставления государственной или муниципальной услуги начинается с момента появления сведений, являющихся основанием для предоставления государственной или муниципальной услуги, в распоряжении органов власти и организаций и органов местного самоуправления;

обращение в непрерывном режиме, по которому заявитель может обратиться за государственной или муниципальной услугой по электронному каналу круглосуточно с регистрацией запроса и исчислением срока предоставления такой услуги с момента подачи соответствующего запроса;

электронное взаимодействие с заявителем в ходе получения государственной или муниципальной услуги, по которому в течение всего процесса предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе при обмене любыми сведениями, заявитель передает или получает сведения в непрерывном режиме;

получение заявителем по своему желанию результата предоставления государственной или муниципальной услуги в непрерывном режиме по электронному каналу, в постамате, многофункциональных центрах, с использованием почтовой связи или курьерской доставки (в случае невозможности предоставления результата государственной или муниципальной услуги в цифровом виде);

доступность пользователям цифровых сервисов по удобным им каналам, в том числе в омниканальном режиме, быстродействующих (где возможно, мгновенных), интуитивно понятных, соответствующих современному уровню развития информационных технологий;

заявитель должен иметь возможность получения 2 и более государственных и муниципальных услуг при подаче единого заявления, а также возможность получения государственных и муниципальных услуг при подаче единого (комплексного) заявления с использованием единого портала;

роботизация процессов и сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг, которые предусматривают:

предоставление государственных и муниципальных услуг на основании цифрового административного регламента, содержащего структурированные критерии принятия решений и конечный перечень оснований для отказа в предоставлении, позволяющий принимать решения автоматически на основании данных, предоставленных заявителем и полученных в результате межведомственного взаимодействия;

возможность направления с использованием единого портала, в том числе в автоматическом режиме, межведомственных запросов в ведомственные информационные системы в целях получения документов (сведений), необходимых для предзаполнения интерактивных форм заявлений на едином портале;

возможность получения государственных и муниципальных услуг, а также сведений из государственных информационных систем, в том числе с использованием коммерческих информационных систем, интегрированных с единым порталом посредством программного интерфейса, предназначенного для интеграции внешних информационных систем с единым порталом;

обеспечение возможности разработки федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления макетов интерактивных форм заявлений посредством сервиса по конструированию макетов интерактивных форм заявлений на едином портале из набора готовых типовых библиотечных решений.

Фиксация направлений оптимизации государственных и муниципальных услуг осуществляется в форме унифицированных описаний целевых состояний услуг. Такие описания должны отражать как будущий пользовательский опыт, так и опыт, обеспечивающий его ведомственный и межведомственный процессы, содержать этапность и план перехода к предоставлению оптимизированной государственной или муниципальной услуги, а также предложения по изменению правовых актов. Описания целевых состояний услуг должны учитывать ситуации, в рамках которых происходит обращение за услугами всех категорий пользователей и использование ими результатов государственных и муниципальных услуг.

Процессы предоставления государственных и муниципальных услуг фиксируются в виде цифровых административных регламентов, соответствующих описаниям целевых состояний услуг, одобренных подкомиссией по совершенствованию процессов предоставления государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Правительственная подкомиссия) или региональным коллегиальным органом.

Для целей настоящей Концепции перечень государственных и муниципальных услуг, подлежащих оптимизации и составляющих абсолютное большинство услуг, предоставляемых в непрерывном режиме (далее - перечень большинства услуг), целесообразно разрабатывать Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с последующим одобрением Правительственной подкомиссией.

1. Утвердить прилагаемый перечень видов услуг, в отношении которых проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления.

2. Установить, что:

в целях формирования механизма непрерывного повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", акционерным обществом "Почта России", исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления (далее - мониторинг) в отношении видов услуг по перечню, утвержденному настоящим постановлением (далее - услуги);

мониторинг осуществляется в автоматизированной информационной системе "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг" (далее - информационная система мониторинга).

3. Определить Министерство экономического развития Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению мониторинга.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 5-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить правила проведения мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и организации проведения исследований по изучению общественного мнения в области предоставления услуг, включая состав, формат и порядок представления в информационную систему мониторинга сведений о ходе предоставления услуг, сведений о качестве предоставления услуг, сведений по результатам автоматизированного мониторинга, осуществляемого в соответствии с пунктом 18 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (далее - Положение о едином портале).

5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 3-месячный срок со дня утверждения правил, указанных в пункте 4 настоящего постановления, обеспечить техническую возможность направления в информационную систему мониторинга в ежедневном режиме:

сведений о ходе выполнения заявлений (запросов) о предоставлении услуг, направленных в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с частью 3 1 статьи 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предоставляющими государственные и (или) муниципальные услуги, организациями, предоставляющими услуги, указанные в части 3 статьи 1 Федерального закона, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющими государственные и (или) муниципальные услуги в соответствии с частью 1 3 статьи 16 Федерального закона и (или) являющимися операторами государственных информационных систем, используемых при предоставлении услуг (далее соответственно - органы и организации, предоставляющие услуги, сведения о ходе предоставления услуг);

сведений о качестве предоставления услуг, сформированных по итогам сбора из федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" отзывов заявителей о ходе и качестве предоставления услуг в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Положения о едином портале (далее - сведения о качестве предоставления услуг);

сведений о ходе предоставления услуг и сведений о качестве предоставления услуг, полученных в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Положения о едином портале;

сведений по результатам автоматизированного мониторинга, осуществляемого в соответствии с пунктом 18 Положения о едином портале.

6. Министерству экономического развития Российской Федерации по истечении 12-месячного срока со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить:

проведение на постоянной основе мониторинга;

ежеквартальное представление в Правительство Российской Федерации доклада о результатах мониторинга и публикацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" результатов мониторинга.

7. Федеральным органам исполнительной власти в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

определить должностное лицо в должности не ниже заместителя руководителя органа исполнительной власти, ответственное за качество предоставления услуг, предоставляемых соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

определить должностных лиц, ответственных за качество предоставления каждой услуги, предоставляемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

представить информацию о должностных лицах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

8. Федеральным органам исполнительной власти, являющимся операторами информационных систем, используемых при предоставлении услуг, в 10-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить представление сведений о ходе предоставления услуг, сведений о качестве предоставления услуг в информационную систему мониторинга.

а) органам государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", акционерному обществу "Почта России":

определить должностное лицо в должности не ниже заместителя руководителя организации, ответственное за качество услуг, предоставляемых соответствующим органом государственного внебюджетного фонда, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", акционерным обществом "Почта России";

определить должностных лиц, ответственных за качество предоставления каждой услуги, предоставляемой соответствующим органом государственного внебюджетного фонда, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", акционерным обществом "Почта России";

представить информацию о должностных лицах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) органам государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", акционерному обществу "Почта России", являющимся операторами информационных систем, используемых при предоставлении услуг, в 10-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить представление сведений о ходе предоставления услуг, сведений о качестве предоставления услуг в информационную систему мониторинга;

в) высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

определить должностное лицо в должности не ниже заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственное за качество услуг, предоставление которых осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органами местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации;

определить должностных лиц, ответственных за качество предоставления каждой услуги, предоставляемой исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органами местного самоуправления соответствующего субъекта Российской Федерации;

представить информацию о должностных лицах, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

в 12-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления организовать представление в ежедневном режиме сведений о ходе предоставления услуг, сведений о качестве предоставления услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в информационную систему мониторинга;

г) коммерческим и некоммерческим организациям, организующим предоставление государственных услуг в соответствии с частью 1 2 статьи 7 Федерального закона, в 12-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить представление сведений о ходе предоставления услуг и сведений о качестве предоставления услуг в информационную систему мониторинга;

д) организациям, предоставляющим услуги, указанные в части 3 статьи 1 Федерального закона, в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

определить лицо в должности не ниже заместителя руководителя организации, ответственное за качество предоставления услуг, предоставляемых соответствующей организацией;

определить лиц, ответственных за качество предоставления каждой услуги, предоставляемой соответствующей организацией;

представить информацию об ответственных лицах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

в 12-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления организовать представление в ежедневном режиме сведений о ходе предоставления услуг, сведений о качестве предоставления услуг, предоставляемых в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона, в информационную систему мониторинга.

10. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2013, N 45, ст. 5807; 2015, N 1, ст. 283; N 8, ст. 1175; 2017, N 20, ст. 2913; N 32, ст. 5065; N 41, ст. 5981; 2018, N 15, ст. 2121; N 40, ст. 6142; 2019, N 47, ст. 6675; 2020, N 46, ст. 7286; 2021, N 4, ст. 685; N 27, ст. 5435; N 37, ст. 6498; N 45, ст. 7498).

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 мая 2022 г. N 951

Перечень
видов услуг, в отношении которых проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления

1. Государственные услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, акционерным обществом "Почта России", органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Услуги, предусмотренные перечнем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".

3. Услуги, предусмотренные перечнем услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р.

4. Услуги, предоставляемые участвующими в предоставлении государственных услуг учреждениями (организациями) и включенные в утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Услуги, оказываемые в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), и включенные в утверждаемые высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечни таких услуг.

6. Муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 мая 2022 г. N 951

Изменения,
которые вносятся в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

1. Подпункт "в" пункта 1 изложить в следующей редакции:

"в) учет обращений заявителей, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить в электронной форме отзыв о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), предоставления таких услуг учреждениями (организациями) посредством опросных форм, размещаемых оператором единого портала;".

2. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18. Оператор единого портала обеспечивает автоматизированный мониторинг и анализ качества и сроков осуществления процедур, указанных в пункте 7 настоящего Положения, а также предусмотренных частью 3 1 статьи 21 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с возможностью фиксации инцидентов в рамках осуществления мониторинга и анализа.

Оператор единого портала обеспечивает доступ к результатам автоматизированного мониторинга:

Министерству экономического развития Российской Федерации;

федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям, указанным в части 2 1 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", организациям, предоставляющим услуги, указанные в части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в части, касающейся услуг, предоставляемых соответствующим органом или организацией.

Доступ к результатам автоматизированного мониторинга предоставляется уполномоченным лицам органов и организаций, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, после прохождения ими процедуры регистрации и авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

В случае если по результатам проведения автоматизированного мониторинга выявлены нарушения работоспособности интерактивной формы, не позволяющие осуществлять предусмотренные интерактивной формой процедуры, оператор единого портала ограничивает заявителям доступ к такой интерактивной форме до момента устранения выявленных нарушений и восстановления работоспособности интерактивной формы.".

Утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, в отношении которых проводится мониторинг качества предоставления.

Перечень охватывает все услуги, оказываемые органами власти всех уровней, а также в МФЦ и на портале госуслуг. Сейчас мониторинг ведется по ограниченному числу услуг. Также предусмотрено, что мониторинг проводится в автоматизированном режиме. Сейчас это делается преимущественно на основании отзывов граждан.

Мониторинг организует Минэкономразвития. В течение 5 месяцев определят правила мониторинга. Еще 3 месяца отводятся на обеспечение технической готовности информационных систем. В результате мониторинг будут проводить ежедневно в режиме реального времени. Полноформатный мониторинг запустят спустя 12 месяцев с даты вступления постановления в силу. Отчеты о результатах Минэкономразвития будет ежеквартально направлять в Правительство.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 951 "О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

Собрание законодательства Российской Федерации, 30 мая 2022 г. N 22 ст. 3690

Правительство приступает к реализации концепции поэтапного перехода к предоставлению гражданам большинства государственных и муниципальных услуг в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Она разработана в рамках поручения Президента по реализации послания Федеральному Собранию, состоявшегося в апреле 2021 года. Работа должна быть завершена к концу 2023 года.

Комментарий

Концепция, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин, предполагает, что менее чем через два года большинство востребованных россиянами государственных и муниципальных услуг будет оказываться в непрерывном формате, без личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявители смогут решать свои задачи в любой момент времени в один клик, используя интуитивно понятные сервисы. Для этого все этапы – от подачи документов до получения результата – планируется перевести в электронный вид. При этом граждане смогут по-прежнему при необходимости лично обращаться в госведомства за госуслугами. Общение с представителями госорганов будет сконцентрировано в МФЦ.

Согласно концепции перечень услуг, предоставляемых в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без необходимости личного присутствия гражданина, будет сформирован во II квартале 2022 года. В эти же сроки предполагается утвердить план оптимизации государственных и муниципальных услуг. В пилотном режиме она будет проходить в регионах на базе специально созданных центров в III квартале 2022 года. В ходе этой работы внутренние процессы госведомств при предоставлении государственных и муниципальных услуг будут формализованы и оцифрованы. Позже практика будет масштабирована на всю страну.

Сейчас Правительство уже приступило к реализации пилотного проекта по оптимизации государственных и муниципальных услуг в четырёх регионах – Белгородской, Воронежской, Калининградской областях и Чувашской Республике. В рамках этой работы подготовлено свыше 60 предложений об упрощении получения 20 государственных или муниципальных услуг. Пилотный проект станет первым и важным шагом в реализации планов по оптимизации государственных и муниципальных услуг. А с 1 января 2023 года в России должен быть запущен мониторинг качества их предоставления в новом формате.

Практика оказания гражданам госуслуг в электронном формате в режиме 24/7, в ряде случаев проактивно и на основе конкретных жизненных ситуаций, хорошо зарекомендовала себя во время коронавируса. Сейчас таким образом в нашей стране оказывается около 40 федеральных и примерно 60 региональных и муниципальных услуг. Полномасштабное решение этой задачи позволит вывести процесс на качественно новый уровень. Граждане смогут получать госуслуги проще и быстрее, а госведомства – сократить лишние издержки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: