Безвозмездные выплаты из государственного бюджета предприятиям или населению для погашения убытков

Обновлено: 25.04.2024

Одним из важных процессов государственного значения является бюджетное финансирование. В его основе лежат определенные принципы, которые позволяют унифицировать правила выделения ассигнований, сделать их простыми и понятными.

Финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, оно может быть как безвозмездным, так и возвратным.

Деньги могут выделяться не только на нужды организаций или для разработки масштабных проектов. Часто из бюджета субсидируется население.

Кто бы ни был получателем бюджетного финансирования, со стороны государственных органов обязательно осуществляется контроль над правильностью его выделения и расходования. В случае выявления нарушений виновные несут административную и уголовную ответственность.

Понятие бюджетного финансирования

Для выполнения государственных заказов, программ, содержания учреждений и организаций всегда выделяется денежное обеспечение. Его предоставление называется бюджетным финансированием.

Государственные ассигнования могут полностью покрывать расходы получателя средств. Это может касаться отдельных учреждений (дома культуры, общеобразовательные школы), структур (армия, полиция), органов управления (государственный аппарат).

Некоторые предприятия, отрасли и даже люди получают ассигнования из системы бюджетного финансирования частично. Эти средства идут только на отдельные программы. Тратить такие деньги не по назначению запрещается.

бюджетное финансирование

Принципы

В основе бюджетного финансирования лежат четыре константы, определяющие правила выделения средств:

  1. Безвозвратность. Получатели государственных ассигнований не должны отдавать назад то, что потратят, или платить проценты за пользование деньгами. Средства выделяются абсолютно даром. Исключение составляет возвратное финансирование, которое осуществляется в рамках некоторых государственных инвестиций.
  2. Целевое использование. Все финансы даются получателям под конкретные заранее обусловленные расходы (например, на зарплату, стипендии, питание, покупку оборудования, ремонт). Если деньги потрачены на другие цели, не те, что запланированы, то виновные обязательно наказываются.
  3. Существование лимита. Средства финансируются только в пределах существующих бюджетных обязательств. Они рассчитываются на основании ассигнований, выделяемых ранее, либо соответствуют количественным и качественным плановым показателям. Бюджетное финансирование сверх установленного лимита запрещается законом.
  4. Эффективность. Все бюджетные ассигнования должны тратиться так, чтобы их использование было максимально обоснованным, полезным и экономным. В случае обнаружения проверяющими органами заведомо завышенных показателей финансирования виновные лица наказываются, а средства возвращаются в бюджет.

Принципы бюджетного финансирования обязательны для выполнения всеми получателями ассигнований. Их соблюдение строго контролируется, что закреплено на законодательном уровне.

финансирование бюджетных учреждений

Источники

Происхождение средств, идущих на финансирование, может быть различным. Выделяемые деньги могут до этого аккумулироваться на различных счетах:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных.

Источники бюджетного финансирования утверждаются на определенный период. Федеральное наполнение может черпаться из внешних источников и внутренних. К первым относятся:

  • государственные займы;
  • кредиты международных финансовых структур, организаций, правительств других стран.

Источники регионального и местного уровней могут быть только внутренними. Это – внутригосударственные займы, ссуды, кредиты, поступления средств от продажи имущества, корректировка остатков на счетах.

При возникновении бюджетного дефицита источником финансирования становится Центральный банк. Иногда покрытие недостатка ассигнований происходит путем осуществления денежной эмиссии, однако такой вариант не слишком эффективен, так как вызывает инфляцию.

источники бюджетного финансирования

Способы и формы

За счет бюджетного финансирования может осуществляться различная степень покрытия расходов. Возможно полное их возмещение и частичное:

  • Система «брутто-бюджет» применяется для получателей, которые целиком находятся на содержании государства. В этом случае за счет бюджетного финансирования происходит полное покрытие текущих и капитальных затрат, а также всех расходов, возникающих в процессе деятельности.
  • Способ финансирования «нетто-бюджет» предусматривает выделение средств лишь на какую-то заранее утвержденную цель.

Существуют различные формы бюджетного финансирования:

  • средства для работы учреждений, организаций;
  • ассигнования для оплаты государственных и муниципальных контрактов, заключенных с юридическими и физическими лицами;
  • трансферты населению (пособия, пенсии, компенсации, стипендии);
  • дополнительные средства, необходимые для покрытия расходов, возникших из-за решений государственных органов;
  • ссуды, субсидии, дотации, субвенции;
  • деньги, идущие на погашение различных внутренних и внешних долгов;
  • кредиты.

Главное назначение любой формы бюджетного финансирования – покрытие расходов в пределах утвержденных показателей. Выделение ассигнований свыше лимитированных цифр строго запрещено.

финансирование бюджетных средств

Сметное финансирование

Каждое бюджетное учреждение и организация имеет главный финансовый документ. Он называется сметой. В этом документе расписаны и утверждены все планируемые расходы предприятия в денежном эквиваленте.

Все цифры, записанные в смете, должны быть обоснованными. Они рассчитываются по существующим отраслевым нормативам и группируются по кодам бюджетной классификации. Сумма поступлений от государства должна покрывать запланированные расходы.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в строгом соответствии с утвержденными показателями сметы. Плановые цифры могут изменяться. В этом случае в смету вносятся корректировки, и распределение ассигнований осуществляется с учетом новых данных.

Субвенция и дотация

Государственное бюджетное финансирование дается не только учреждениям, но и органам власти. Оно может быть в форме дотации и субвенции. В обоих случаях средства выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, однако имеются и существенные различия:

  • Дотация – не подразумевает целевого ограничения направляемых средств. Деньги выделяются общей сумой в случае недостаточного наполнения минимального уровня бюджета нижестоящего уровня. По кодам расходов ассигнования распределяются уже самим получателем.
  • Субвенция – бюджетное финансирование, дающееся с конкретной целью. Ассигнования должны быть освоены в определенный срок, который устанавливается в решении о выделении средств. В случае нецелевого или несвоевременного использования субвенция в отличие от дотации подлежит возврату.

источники финансирования бюджетного дефицита

Государственное финансирование инвестиций

В любой стране существуют объекты, имеющие большое значение для экономики. Инвестиционное финансирование бюджетных средств осуществляется в стратегических целях. Оно решает общегосударственную задачу по экономической поддержке различных отраслей хозяйства.

Инвестиции могут быть безвозмездными и возвратными. Однако даже при необходимости отдачи средств получение такого бюджетного финансирования считается очень выгодным. Ведь процентная ставка, определяемая государством, гораздо ниже того вознаграждения, которое требует банк при выделении кредита.

государственное бюджетное финансирование

Субсидия

Бюджетное финансирование может предоставляться юридическим и физическим лицам в качестве безвозмездной поддержки. Такая помощь именуется субсидией. Она может выдаваться не только деньгами, но и другими материальными благами (продуктами, оборудованием).

  • безвозвратно;
  • только для целевого использования;
  • по принципу софинансирования.

Деньги могут выделяться на научные исследования, для переоборудования производственных помещений, с целью повышения квалификации кадров. Бюджетное финансирование используется для возмещения льготных кредитов, осуществления страхования вкладчиков, налоговых возвратов.

Субсидии часто выделяются малообеспеченным людям и молодым семьям. Они включают предоставление жилья, помощь в оплате коммунальных услуг.

системы бюджетного финансирования

Контроль над бюджетным финансированием

Правильность и обоснованность выделения всех ассигнований обязательно проверяется. Надзор за бюджетным финансированием осуществляется инспектирующими органами, которые верифицируют соблюдение законодательства не только распорядителями средств, но и их получателями.

Контроль над финансированием из бюджета осуществляется путем:

  • проведения проверок обоснованности запрашиваемого финансирования;
  • выявления нецелевого использования средств;
  • предупреждения нарушений.

Полномочия осуществления подобных мероприятий имеет Министерство финансов, налоговая служба, органы казначейства, страховой и финансово-бюджетный надзор. При обнаружении нарушений могут применяться различные принудительные меры:

  • списание сумм в пользу бюджета;
  • взыскание процентов, пени, штрафов.

Кроме того, за нарушение бюджетного законодательства существует уголовная ответственность.

Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.

Что такое субсидия

Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.

Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.

К примеру, Наталья, родившая в 2021 году дочь в Москве, получила «Коробку для новорожденного» – помощь от государства, которая выделяется при определенных условиях:

  • один из родителей ребенка – москвич;
  • сам малыш родился в Москве;
  • свидетельство о рождении оформлено в московском роддоме.

В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!

Власти города предлагают два варианта поддержки на выбор – «Коробка» или 20 тысяч рублей. Интересно, что стоимость содержимого коробки превышает сумму, которую предлагают в качестве альтернативы.

Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.

Виды субсидий

Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.

Жилищные

Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.

У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.

Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.

Такую помощь используют:

  • при социальной ипотеке в качестве первоначального взноса;
  • для улучшения жилищных условий, чтобы количество квадратных метров на человека соответствовало норме;
  • как паевой взнос;
  • чтобы погасить ипотечный кредит и так далее.

Выплата положена:

  1. лицам, проживающим в аварийном жилье или в домах ветхого фонда;
  2. новообразованным парам, относящимся к категории «молодая семья»;
  3. участникам военных действий;
  4. малоимущим и многодетным семьям;
  5. жителям определенных регионов (Крайний Север);
  6. сиротам и так далее – в каждом субъекте свои правила выдачи жилищных субсидий.

В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:

  • проработать врачом на территории региона не менее 5 лет;
  • не иметь собственного жилища в регионе;
  • осуществлять трудовую деятельность минимум на одну ставку.

На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.

Детям

Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.

Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.

Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.

В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.

Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.

Инвалидам

В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.

Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:

  • 12 тысяч рублей для первой группы инвалидности;
  • 6 тысяч рублей для второй группы;
  • 3 тысячи рублей для третьей группы.

Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.

Помощь при оплате ЖКХ

В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.

Выплаты пострадавшим при ЧС

В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.

Предпринимателям

Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.

Поддержка положена не только уязвимым слоям населения, но и тем, кто хочет развивать рыночную экономику

Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:

  • создать перспективный бизнес-план;
  • защитить его в центре занятости, доказать перспективность и пользу нового дела.

При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.

В Совкомбанке собственник бизнеса может оформить кредит на сумму от 150 тысяч до 30 млн рублей. Воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать ежемесячный платеж, или оставьте заявку онлайн, чтобы получить звонок от специалиста и уточнить все условия.

Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.

На автокредит

Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.

Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.

Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Цели субсидии

Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.

В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.

Кому положены

Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.

Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.

Физические лица:

  • безработные граждане;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп;
  • нуждающиеся в улучшении жизненных условий;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • пострадавшие при ЧС;
  • сироты и другие категории социальной защиты.

Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.

Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.

Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить

Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.

К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.

В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.

Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.

Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.

Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.

Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 41. Виды доходов бюджетов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 41 БК РФ

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ в пункт 2 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 20 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 216-ФЗ

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

ГАРАНТ:

Положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ)

- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.

- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 5 статьи 41 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 5 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ):

- применяются в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности с 1 января 2012 г.

- применяются в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи названного Федерального закона

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ статья 41 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

БК РФ Статья 41. Виды доходов бюджетов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 24.11.2014 N 375-ФЗ, от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан, инициативные платежи;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

Субсидия – это денежные выплаты, которые предоставляются за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов, предназначенные юридическим и физическим лицам, местным органам власти или другим государствам.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. Субсидирование в зависимости от объекта-получателя финансирования:

субсидирование бюджета одного уровня бюджетом другого уровня;

субсидирование физических и юридических лиц.

2. Субсидирование в зависимости от формы предоставления денежной помощи:

Прямое субсидирование (прямые субсидии); и

Косвенное субсидирование (косвенные субсидии).

Прямые субсидии

Прямые субсидии, как правило, используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), или для внедрения в производство новых технологий и для переподготовки кадров.

То есть, прямые субсидии направлены на финансирование науки, переподготовку кадров, модернизацию производства и прочие направления, важные для функционирования государства.

Косвенное субсидирование

Косвенное субсидирование осуществляется государством с использованием средств налоговой и денежно-кредитной политики.

Государство предоставляет льготы при налогообложении прибыли компаний, выдает фирмам кредиты на льготных условиях, осуществляет возврат прямых налогов и таможенных пошлин.

То есть, косвенные субсидии являются не явной формой финансирования, а опосредованной: через предоставление налоговых льгот, возврата уплаченных пошлин, кредитование на льготных условиях и т.д.

Цели предоставления субсидий

Цели предоставления субсидий могут быть разными.

Так, в основном финансирование осуществляется ради:

оказания материальной помощи нуждающимся гражданам страны;

оказание поддержки юридическим лицам (например, предоставление льгот по налогообложению для предприятий малого бизнеса);

финансирования бюджетов нижестоящего уровня (например, софинансирование проектов, реализуемых в определенной отрасли экономики, и т.д.).

Таким образом, цели субсидирования могут быть различными, но предоставление субсидий всегда направлено на поддержание нуждающихся в материальной помощи физических лиц, компаний, или бюджета.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

- малообеспеченные граждане. При этом выделение средств на поддержание их жизни производится из бюджетов:

субъекта Российской Федерации, на территории которого живет нуждающееся лицо;

- граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

- граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

- официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

- граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. субвенции или премии. Государственные субсидии 7. Государственные субсидии, в том числе немонетарные . связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по . применяться по отношению к субсидии. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо . влияния. Немонетарные государственные субсидии 23. Государственная субсидия может принимать форму передачи . отдельного раскрытия. Возврат государственных субсидий 32. Государственная субсидия, подлежащая возврату, должна .

. . Основные положения по субсидии на дезинфекцию Получатели субсидии Критерии, которым должны . М). На что можно потратить субсидию? Субсидия выплачивается субъектам МСП на конкретные . ограничений по способу распоряжения полученной субсидией, положений о необходимости возврата неиспользованных . порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий на дезинфекцию осуществляют Федеральное казначейство . . На основании Правил № 976 субсидии выплачиваются налогоплательщикам иной категории, поэтому .

. по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Министерством . по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Министерством . получение. Заключение соглашения о предоставлении субсидии Бюджетные и автономные учреждения формируют . 0504805). Извещение формирует учреждение, получившее субсидию, и направляет учредителю в установленный . решение о корректировке расчетов по субсидии. Возврат субсидии в связи с невыполнением .

. __________________________________________________________ рублей. Цель выделения субсидии на иные цели: . ______________________________________________________________________________ Сроки освоения субсидии: _______________________________________________________________________________ Руководитель учреждения ________________ . соглашения о предоставлении субсидии Как правило, субсидия предоставляется на основании .

. бюджетов бюджетной системы РФ целевых субсидий. Такая субсидия предоставляется на основании заключенного . бюджетов бюджетной системы РФ целевых субсидий. Такая субсидия предоставляется на основании заключенного . отказа учреждению в предоставлении субсидии. 4. Размер субсидии и (или) порядок . включали в порядок предоставления целевой субсидии требования документального подтверждения необходимости . РФ (из которого планируется предоставление субсидии) субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том .

. поступлением и расходованием средств целевых субсидий, предоставленных автономным учреждениям из . невыполнением условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются безвозмездными поступлениями, предоставляемыми . операций по поступлению целевых субсидий автономным учреждениям применяются следующие . соглашения) о предоставлении целевых субсидий в бухгалтерском учете отражается корректировка . финансовой) отчетности вышеуказанных отчетов по субсидиям; 3) иного документа, предусмотренного .

. статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) . статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) . выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, . правило, выступает нецелевое использование субсидий. Целевые субсидии должны быть использованы в . Порядок взыскания неиспользованных возврат остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета .

. казначейскому сопровождению подлежат целевые субсидии, а также субсидии, выделяемые в виде . Соглашение на получение субсидий Основанием для получения целевых субсидий является соглашение. Учредители . о казначейском сопровождении целевой субсидии и перечислении субсидии на казначейский счет, . счетам. Механизм перечисления субсидий Перечисление целевых субсидий федеральным бюджетным и автономным . акта, регулирующего порядок предоставления целевых субсидий федеральным автономным учреждениям. Центрам .

. финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики . заявок на предоставление целевых субсидий. Порядок расчета субсидии. Порядок расчета размера . форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами . , например: значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, . лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии; основания для досрочного расторжения .

. финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики . заявок на предоставление целевых субсидий. Порядок расчета субсидии Порядок расчета размера . форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами . , например: значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, . лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии; основания для досрочного расторжения .

. /6939. Порядок предоставления субсидии на госзадание Субсидии, выделенные автономному учреждению . актами местной администрации. Объем субсидии Объем субсидии на госзадание определяется учредителем . образования). Основание для предоставления субсидии Субсидии на госзадание предоставляются на основании . условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются безвозмездными поступлениями, предоставляемыми . 131 Соглашение о предоставлении субсидии Поступила субсидия на госзадание на лицевой .

. различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их . свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, установленных соглашением. Дело заново . центром лечебной физкультуры правил предоставления субсидии. Ее расходование на цели предоставления . исследовательский институт) оплатило за счет субсидии на госзадание разработку проектной документации . ни соглашением о предоставлении названной субсидии, ни планом финансово-хозяйственной деятельности .

. было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета на финансовое обеспечение . было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета на финансовое обеспечение . состав налогооблагаемых доходов не включаются субсидии, полученные на возмещение расходов, . (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной . 51 Кредит 76 . Использование субсидии Бюджетные средства списываются со счета . выделенной предприятию субсидии; Дебет 51 Кредит 76 – субсидия получена из .

. имеющего работников, размер субсидии будет равен МРОТ. Указанная субсидия предоставлялась однократно. . 792 руб., выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам . руб., выплаченная работодателями, получившими субсидию в соответствии с Правилами, утвержденными . которого ФНС рассчитывала размер выплачиваемой субсидии. Однако подобное несоответствие численности . заносится часть суммы, начисленная получателем субсидии. Сумма заработной платы сотрудника .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: