Арбитражный суд в рк это

Обновлено: 25.04.2024

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) - ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) - п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Работа в суде МФЦА известных британских судей гарантирует непредвзятость и прозрачность рассмотрения дел.

Международный финансовый центр "Астана" – это не только биржа, как принято считать, но и целая экосистема институтов. Особое место в ней занимают суд и международный арбитражный центр, которые работают в рамках английского общего права.

Для создания судебной системы казахстанского финцентра пригласили именитых зарубежных специалистов. Это прежде всего председатель Суда Лорд Вульф, возглавлявший суды Англии и Уэльса, председатель Международного арбитражного центра Барбара Доманн – член Лондонского международного арбитражного суда, а также регистратор и руководитель аппарата Кристофер Кэмпбелл-Холт – эксперт с большим опытом работы в Великобритании, США и странах Ближнего Востока.

Под их руководством в финцентре была с нуля сформирована и запущена судебная система, привлечены к работе одни из лучших юристов мира в области английского общего права. Вместе с МФЦА Informburo.kz рассказывает, зачем нужно было создавать отдельные суд и арбитражный центр и как это поможет привлечь в Казахстан новых иностранных инвесторов.

Зачем МФЦА своя судебная система?

И суд, и Международный арбитражный центр МФЦА были созданы в начале 2018 года и сразу приступили к работе. Создание отдельных судебных органов при финцентрах является мировой практикой: так работают, например, финцентры в Дубае, Катаре и Абу-Даби. Делается это, чтобы инвесторы могли быть уверены в защите их интересов и прав, говорит регистратор суда и МАЦ Кристофер Кэмпбелл-Холт.

"Когда мы проводили анализ, какое право часто используется в таких коммерческих судах, то поняли, что обычно это английское общее право. Оно понятно инвесторам по всему миру", – говорит Кристофер Кэмпбелл-Холт.

Кроме того, в МФЦА решили создать не только суд, то есть современное судопроизводство, но и арбитражный центр. Дело в том, что большое число споров в коммерческой сфере разрешают именно с помощью арбитража, медиации и других несудебных инструментов.

"То есть к нам приходит инвестор, и если ему не хочется решать спор в суде, он может выбрать арбитраж. Не хочется в арбитраж – он может выбрать медиацию. Таким образом, мы решили сформировать весь пакет услуг", – добавляет Кэмпбелл-Холт.

Именно он и Лорд Вульф, ныне председатель суда МФЦА, в начале 2017 года занялись разработкой судебной системы финцентра. К слову, эти два специалиста ранее уже создавали аналогичную судебную систему и арбитражный центр в Катаре. Такой опыт позволил им учесть все ошибки и создать более совершенную систему в Казахстане.

В суде МФЦА действуют собственные правила и регламент, также разработанные с нуля. Они основаны на нормах и принципах права Англии и Уэльса, но не являются простой перепечаткой. За основу брали английские законы, но сами правила писали с учётом практического опыта подобных судов в других финансовых центрах.


Суд казахстанского финцентра состоит из двух инстанций: суда первой инстанции и апелляции. При этом на уровне первой инстанции есть разделение по суммам исков. Для споров до 150 тысяч долларов действует так называемый суд мелких тяжб, который использует облегчённые процедуры.

Сейчас в суде работают 12 судей. Все они по происхождению британцы, занимали посты в Высоком суде Англии и Уэльса, были судьями в апелляционном и Верховном судах, имеют опыт в международном судопроизводстве, арбитраже и медиации.

"Когда мы считали общий опыт всех наших судей, то вышло несколько столетий – у них огромный опыт работы", – подчёркивает Кристофер Кэмпбелл-Холт.

К работе в Международном арбитражном центре привлекли 30 арбитров и медиаторов, и здесь география гораздо шире: это страны Европы, Япония, США, Индия, Сингапур, Россия, Украина и Гонконг. Есть и специалисты из Казахстана – это юристы Айгуль Кенжебаева и Александр Коробейников.

Набор специалистов проводили по специальным критериям, среди которых, прежде всего, опыт работы в международном судопроизводстве и системе английского общего права, а также кристально чистая репутация.

Были ли рассмотрены дела в суде и арбитраже МФЦА?

Суд МФЦА уже вынес первое судебное решение в апреле 2019 года. Прошло оно в суде мелких тяжб между частными компаниями Aurora Ag Limited и Star Asian Mining Company. Иск был получен по юрисдикции opt-int, которую могут выбирать любые стороны из любых стран мира при наличии письменного согласия разрешать спор именно в суде МФЦА.

К слову, рассматривали спор в рамках приказного производства через электронный обмен документами. Другими словами, ни судье, ни участникам не пришлось встречаться для разрешения спора. Кристофер Кэмпбелл-Холт отмечает, что первое судебное решение стало символичным.

"Мы понимаем, что наша независимая система судопроизводства общего права, опытные судьи и хорошо развитые процедуры по исполнению судебных решений были одними из причин, почему стороны решили подать иск именно в суд МФЦА. При этом первое решение суда было эффективно исполнено в Казахстане в рекордно короткие сроки", – рассказал собеседник Informburo.kz.

Арбитраж МФЦА также популярен среди бизнеса, арбитражные процессы ожидаются уже в ближайшем будущем. При этом в Международном арбитражном центре уже прошли два процесса по медиации с участием казахстанских медиаторов.

К слову, в распоряжении МФЦА есть определённое число контрактов, в которых прописано, что при наличии споров между компаниями, они их будут разрешать именно на площадке казахстанского финцентра. По последним данным, речь идёт о более 1000 контрактов только за 2019 год.

Зал заседаний Суда МФЦА

Главное условие для разбирательств спора в суде или арбитражном центре МФЦА – наличие такой оговорки в соглашении. При этом организация самого процесса бесплатна – это одно из основных преимуществ судебной системы финцентра "Астана" перед зарубежными аналогами.

Однако нужно помнить, что правила проведения процессов в суде и арбитражном центре МФЦА разнятся. В суде и подача исков, и график рассмотрения, и выбор судьи строго регламентированы. Например, ответственного судью лично назначает председатель суда Лорд Вульф.

В арбитраже, согласно мировой практике, всё иначе: стороны могут сами разработать свой регламент арбитража, вместе выбирают арбитров и правила, по которым будет идти разбирательство. Также стороны могут выбрать язык разбирательства.

Что касается исполнения решений, то здесь судебная система МФЦА также обладает преимуществом. К примеру, при вынесении решения судом финцентра оно уже обязательно к исполнению в Казахстане или других странах, с которыми у нашей страны есть такие договорённости. В их числе, например, Россия и другие страны СНГ.

Арбитражные решения подлежат исполнению за рубежом в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией от 1958 года. При этом на территории Казахстана стороны, получившие арбитражное решение МАЦ, могут обратиться за исполнительным листом в Суд МФЦА.

Как подать заявление в суд и арбитраж МФЦА?

С февраля 2019 года начала работать электронная система eJustice, через которую можно подать своё заявление в суд или арбитраж МФЦА.

После регистрации в личном кабинете практикующий юрист может получить право выступать в суде МФЦА, для этого требуется пройти специальные процедуры аккредитации.

Там же подаются и иски: приезжать в суд не нужно, заявление можно подать из любой точки планеты в онлайн-режиме. При этом, говорят в МФЦА, при необходимости специалисты суда и арбитража могут оказать помощь в подаче иска, а также дать юристам консультации.

Кроме того, электронная система позволяет следить за ходом процесса, просматривать календарь работы судей и получать нужные юристу оповещения. В перспективе добавится новый функционал: в первую очередь это проведение онлайн-слушаний для удобства сторон.

Обладая такими преимуществами, суд и арбитражный центр МФЦА получает все шансы стать востребованными в регионе площадками для разрешения коммерческих споров. Залогом успеха, главным образом, является работа в МФЦА именитых судей и арбитров, репутация которых сама по себе становится гарантией непредвзятости и прозрачности разбирательств.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Арбитражный суд Республики
Казахстан

Арбитражный суд Республики Казахстан является самостоятельным, независимым органом судебной власти Республики Казахстан по разрешению споров, возникающих в экономических отношениях и в процессе управления ими в пределах компетенции и в порядке, установленных Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 1 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 2. Задачи органов арбитражного суда

Задачами органов арбитражного суда являются:
1. Обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций, единообразного и правильного применения законов при разрешении споров путем осуществления правосудия.
2. Содействие правовыми средствами соблюдению законности; предупреждение нарушений в экономических отношениях.

Статья 3. Компетенции арбитражного суда

Арбитражный суд Республики Казахстан в пределах своей компетенции:
1. Рассматривает заявления и разрешает хозяйственные споры между:
- предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе с участием совместных предприяитй и иностранных юридических лиц;
- предприятиями, учреждениями, организациями и органами управления;
- предприятиями, учреждениями, организациями и местными Советами народных депутатов.
2. Рассматривает заявления о признании недействительными полностью или частично актов органов управления, местных органов власти, вышестоящих органов предприятий, не соответствующих их компетенции либо изданных с нарушением законодательства.
3. Рассматривает иные споры, отнесенные законодательством к

компетенции арбитражного суда.

4. Разрабатывает предложения по совершенствованию

5. Высшему арбитражному суду Республики Казахстан принадлежит

право законодательной инициативы.

6. Решения Высшего арбитражного суда Республики Казахстан по

спорам между предприятиями, расположенными на территории Республики

Казахстан, принятые в порядке надзора, являются окончательными,

дальнейшему обжалованию не подлежат.

Статья 4. Основные принципы деятельности

Основными принципами деятельности арбитражного суда Республики

1. Неуклонное соблюдение законности.

2. Равенство сторон при рассмотрении споров.

Статья 5. Правовые основы деятельности
арбитражного суда

Организация и порядок деятельности арбитражного суда Республики Казахстан, его компетенция определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, Законом о порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан, международными и межреспубликанскими договорами (соглашениями), иными законами, действующими на территории Республики Казахстан.
Сноска. Статья 5 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 6. Язык арбитражного судопроизводства

Производство в арбитражных судах Республики Казахстан ведется на казахском и русском языках.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участие в действиях арбитражного суда через переводчика, право выступать в арбитражном суде на родном языке.

Статья 7. Сотрудничество арбитражного суда
Республики Казахстан с другими
органами, разрешающими споры

Арбитражный суд Республики Казахстан осуществляет сотрудничество с другими органами, разрешающими споры (судами, третейскими судами) путем проведения совместных конференций, совещаний, обмена информацией о законодательстве и практике его применения и в других формах.
Арбитражный суд разрабатывает рекомендации по вопросам организации и деятельности третейских судов, создаваемых для разрешения хозяйственных споров.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ И СИТЕМА АРБИТРАЖНЫХ
СУДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 8. Система арбитражных судов

Арбитражными судами Республики Казахстан являются: Высший арбитражный суд Республики Казахстан, областные и Алматинский городской арбитражные суды Республики Казахстан, составляющие систему арбитражных судов Республики Казахстан.
Верховный Совет Республики Казахстан по представлению Председателя Высшего арбитражного суда может образовать и другие арбитражные суды.
Сноска. Статья 8 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 9. Состав арбитражных судов

Высший арбитражный суд Республики Казахстан состоит из Председателя, заместителей Председателя, судей Высшего арбитражного суда и действует в составе:
1. Пленума Высшего арбитражного суда.
2. Президиума Высшего арбитражного суда.
3. Коллегии Высшего арбитражного суда по проверке законности и обоснованности решений.
4. Коллегии Высшего арбитражного суда по разрешению споров.
Областные и Алматинский городской арбитражные суды Республики Казахстан состоят из председателя, заместителей председателя, судей.
Сноска. Статья 9 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 10. Руководство арбитражными судами

Высший арбитражный суд Республики Казахстан осуществляет руководство нижестоящими арбитражными судами Республики Казахстан. Высший арбитражный суд Республики Казахстан несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности всех арбитражных судов Республики Казахстан.

Высший арбитражный суд Республики Казахстан систематически

изучает деятельность нижестоящих арбитражных судов Республики

Казахстан, обобщает и распространяет положительный опыт работы

Статья 11. Председатель Высшего арбитражного суда

Высший арбитражный суд Республики Казахстан возглавляет

Председатель Высшего арбитражного суда Республики Казахстан:

- руководит деятельностью арбитражного суда республики и

организует его работу;

- обеспечивает независимость арбитражных судов;

- созывает Пленум Высшего арбитражного суда;


- председательствует на заседаниях Пленума Высшего арбитражного суда и Президиума Высшего арбитражного суда Республики Казахстан. Может председательстовать в заседании арбитражных коллегий Высшего арбитражного суда Республики Казахстан при рассмотрении любого дела, руководит организацией их работы;
- вправе рассматривать единолично заявления о пересмотре решений судей Высшего арбитражного суда Республики Казахстан с вынесением постановления;
- приостанавливает исполнение решений, определений и постановлений по арбитражным делам в случаях и в порядке, установленных законом;
- вносит протесты на решения арбитражного суда в порядке надзора;
- издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для арбитражных судов республики;
- распределяет обязанности между своими заместителями, а также между судьями;
- утверждает положение о структурных подразделениях;
- назначает на должность и освобождает от должности работников, за исключением тех, которые в соответствии с настоящим Законом назначаются и освобождаются в ином порядке;
- применяет в установленном порядке меры поощрения и взыскания к работникам арбитражного суда;
- осуществляет руководство по подбору и расстановке кадров в арбитражных судах Республики Казахстан;
- выполняет другие функции, предусмотренные законодательными актами, регулирующими деятельность арбитражного суда Республики Казахстан.
Председатель Высшего арбитражного суда Республики Казахстан вправе вносить представления Конституционному суду Республики Казахстан о соответствии Конституции Республики Казахстан и законам Республики Казахстан нормативных актов государственных органов и общественных организаций Республики Казахстан.
Председатель Высшего арбитражного суда Республики Казахстан имеет заместителей, в том числе первого заместителя.
Сноска. Статья 11 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 12. Заместители Председателя Высшего
арбитражного суда Республики
Казахстан

Заместители Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан:
- председательствуют в судебных заседаниях коллегий Высшего арбитражного суда Республики Казахстан;
- вносят протесты на решения арбитражного суда в порядке надзора в арбитражную коллегию, Президиум Высшего арбитражного суда;
- рассматривают единолично заявления о пересмотре решений судьи Высшего арбитражного суда Республики Казахстан с вынесением постановления;
- приостанавливают исполнение решений, определений и постановлений по арбитражным делам в случаях и в порядке, установленных законом;
- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой структурных подразделений аппарата Высшего арбитражного суда Республики Казахстан;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан, а при отсутствии первого заместителя - заместитель Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.

Статья 13. Избрание Председателя и судей Высшего
арбитражного суда Республики Казахстан

Председатель и судьи Высшего арбитражного суда Республики Казахстан избирается Верховным Советом Республики Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан сроком на 10 лет.
Сноска. Статья 13 в редакции Закона Республики Казахстан от
18 октября 1993 года.

Статья 14. Компетенция областного (Алматинского
городского) арбитражного суда Республики
Казахстан

Областной (Алматинский городской) арбитражный суд в пределах

подведомственности споров осуществляет полномочия, предусмотренные

настоящим Законом и Законом о порядке разрешения хозяйственных споров

арбитражными судами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 14 - с изменениями, внесенными Законом Республики

Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 15. Председатель областного

Председатель областного (Алматинского городского) арбитражного

- руководит деятельностью областного (Алматинского городского)

арбитражного суда и организует его работу;

- обеспечивает независимость арбитражного суда;

- рассматривает в надзорном порядке правильность решений судей

руководимого арбитражного суда;


- приостанавливает исполнение решений, определений и постановлений по арбитражным делам в случаях и в порядке, установленных законодательством;
- распределяет обязанности между судьями, сотрудниками аппарата суда;
- назначает на должность и освобождает от должности работников,

за исключением тех, которые в соответствии с настоящим Законом

назначаются и освобождаются в ином порядке;

- применяет в установленном порядке меры поощрения и взыскания к

работникам арбитражного суда;

- организует работу по изучению и обобщению практики арбитражного

суда и его статистики;

- осуществляет другие полномочия, предусмотренные

законодательными актами Республики Казахстан.

Председатель областного (Алматинского городского) арбитражного

суда имеет заместителей.

Сноска. Статья 15 - с изменениями, внесенными Законом Республики

Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 16. Заместители председателя областного

(Алматинского городского) арбитражного

Заместители председателя областного (Алматинского городского)

- рассматривают в надзорном порядке правильность решений судей

- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законом и в

соответствии с распределением обязанностей.


В случае отсутствия председателя областного (Алматинского городского) арбитражного суда осуществляют его права.
Сноска. Статья 16 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Арбитражный суд Республики Казахстан координирует свою

деятельность по предупреждению нарушений законов в экономических

отношениях с деятельностью других правоохранительных органов.

Статья 30. Пропаганда хозяйственного

Арбитражный суд Республики Казахстан ведет пропаганду

хозяйственного законодательства и в этих целях:

- осуществляет лекционную деятельность;

- освещает свою работу в средствах массовой информации.

Раздел IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 31. Обобщение практики применения


Высший арбитражный суд Республики Казахстан изучает и обобщает арбитражную практику, подготавливает предложения по ее совершенствованию, анализирует опыт применения законодательства арбитражными судами Республики Казахстан с целью его распространения.

Статья 32. Разработка предложений по совершенствованию
законодательства

Арбитражные суды Республики Казахстан на основе изучения и обобщения практики применения законодательства разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений, а также деятельности арбитражного суда.
Высший арбитражный суд Республики Казахстан вправе привлекать к этой работе специалистов и научных работников.

Раздел V. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНОГО
СУДА

Статья 33. Научно-консультативный совет при
Высшем арбитражном суде Республики
Казахстан

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием арбитражной практики, разработкой предложений по совершенствованию законодательства, предупреждением и устранением выявленных нарушений законности, организации и деятельности арбитражных судов при Высшем арбитражном суде Республики Казахстан создается научно-консультативный совет из ученых и других высококвалифицированных специалистов.
Состав научно-консультативного совета и Положение о нем утверждается Президиумом Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.

Статья 34. Статистический учет

Арбитражный суд Республики Казахстан ведет в установленном порядке статистический учет.

Статья 35. Международные связи

Высший арбитражный суд Республики Казахстан осуществляет международные связи с органами, разрешающими споры, а также с организациями, занимающимися вопросами правового регулирования экономических отношений.

Статья 36. Аттестация

Руководящие работники (кроме избираемых на должность) и специалисты арбитражных судов Республики Казахстан подлежат аттестации в соответствии с законодательством. Положение о порядке проведения аттестации в арбитражных судах утверждается Президиумом Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.

Статья 37. Льготы за выслугу лет и надбавки
за квалификационные классы

Судьям арбитражного суда устанавливаются надбавки к заработной плате за выслугу и за квалификационные классы в соответствии с Положениями, утверждаемыми Президиумом Верховного Совета Республики Казахстан.

Статья 38. Структура и штаты арбитражных
судов

1. Штатная численность судей арбитражных судов утверждается Верховным Советом Республики Казахстан по представлению Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.
2. Структура и штатная численность аппарата Высшего арбитражного суда, областных и Алматинского городского арбитражных судов, положения об управлениях, отделах и других структурных подразделениях утверждается Председателем Высшего арбитражного суда Республики Казахстан по представлению председателя соответствующего арбитражного суда в пределах ассигнований, определенных Верховным Советом Республики Казахстан.
Сноска. Статья 38 - с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 18 октября 1993 года.

Статья 39. Финансирование и материально-техническое
обеспечение арбитражных судов

Финансирование, материально-техническое обеспечение и обслуживание арбитражных судов осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета. Размер ассигнований утверждается Верховным Советом Республики Казахстан по представлению Председателя Высшего арбитражного суда Республики Казахстан.

Статья 40. Квалификационная коллегия судей
арбитражных судов

Квалификационная коллегия судей арбитражных судов Республики Казахстан избирается сроком на пять лет Пленумом Высшего арбитражного суда Республики Казахстан тайным голосованием из числа судей арбитражных судов в составе председателя, его заместителя и

Председатель Высшего арбитражного суда Республики Казахстан и

его заместители в состав квалификационной коллегии не входят.

Квалификационная коллегия судей подотчетна Пленуму Высшего

арбитражного суда Республики Казахстан.

Статья 41. Полномочия квалификационной коллегии

судей арбитражных судов

- дает заключения о возможности выдвижения в судьи арбитражного

- проводит квалификационную аттестацию судей арбитражных судов;


- дает заключения об отзыве судей арбитражных судов, рассматривает вопросы об их дисциплинарной ответственности.

Статья 42. Статус и печать арбитражного
суда

Высший арбитражный суд Республики Казахстан, областные и Алматинский городской арбитражные суды наделены статусом юридического лица, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием на казахском и

Арбитражный (или третейский) суд является негосударственным. Он избирается сторонам и-участниками спора, либо теми органами (лицами), которым стороны доверили этот выбор. Решения такого суда должны быть окончательными и не могут изменяться в процессе исполнения данных решений государственными органами. Обращение к арбитражному суду служит выражением важнейшего принципа частного, гражданского права — невмешательства кого бы то ни было, в том числе и государства, в частные дела (статья 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан — далее ГК). Порядок исполнения решения арбитражного суда определяется законодательством страны, где оно исполняется, но неизменным остается главное правило: при принятии решения к исполнению проверяется только соблюдение сторонами установленной процедуры формирования арбитражного суда и процедуры рассмотрения спора (то есть только процессуальные вопросы), но не правильность решения по существу. Исключение может быть сделано лишь для случаев, когда решение противоречит основам правопорядка страны, где оно исполняется. Об этом четко гласит статья 5 Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Казахстан присоединился к Конвенции в силу Указа Президента Республики Казахстан от 4 октября 1995 г.), где предусмотрено лишь одно материально-правовое основание отказа в исполнении решения: признание и приведение в исполнение этого решения противоречит публичному порядку страны исполнения.
Соглашение между странами СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение от20 марта 1992 г., ратифицированное Республикой Казахстан 2 июля 1992 г.) вообще не предусматривает отказа в исполнении решения арбитражного (третейского) суда по материально-правовым основаниям.
В СССР 21 июня 1988 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей», статья 5 которого допускает отказ в исполнении решения только в случае, если истекла давность предъявления решения к принудительному исполнению. Указ до сих пор еще не заменен соответствующими нормами казахстанского законодательства.
Хотя все это касается исполнения решений иностранных арбитражных (третейских) судов, данные правила должны применяться и при исполнении решений арбитражных (третейских) судов, законно действующих в нашей республике, ибо в противном случае мы нарушили бы основную цель введения арбитражных судов в правовую систему и поставили бы казахстанских участников коммерческих отношений в неравное (худшее) положение по сравнению с зарубежными участниками.
Но четких предписаний казахстанского законодательства по данному вопросу не было. Напротив, пункт 44 Типового положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Казахстан 4 мая 1993 г. №358, предусматривал, что государственный суд вправе отказать в выдаче приказа на исполнение решения третейского суда, если оно не соответствует законодательству. Такая норма предполагала проверку государственным судом решения третейского суда по существу.
Лишь в октябре 1993 г. данный вопрос был разрешен путем включения в Закон Республики Казахстан от 17 января 1992 г. «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Казахстан» статьи 134 «Исполнение решения третейского суда», которая очевидно не предусматривает проверку при выдаче государственным судом приказа об исполнении решения третейского (сегодня это значит- и арбитражного) суда по существу. На практике, однако, такая проверка проводится с ведома руководящих органов государственной судебной системы. Будучи членами Арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате, мы неоднократно сталкивались с подобной практикой. Так, например, судья Коллегии по хозяйственным делам Алматинского городского суда С. при рассмотрении ходатайства о выдаче приказа на исполнение решения упомянутой Арбитражной комиссии вначале выдал такой приказ, но затем вынес определение о возврате дела в Арбитражную комиссию на новое рассмотрение по тем мотивам, что в материалах дела вексель назван «ценной бумагой», хотя, судя по письмам Национальной комиссии по ценным бумагам и Национального банка Республики Казахстан, вексель не может называться ценной бумагой.
Мы полагаем, что это определение не основано на законе и выходит за пределы компетенции судьи. Государственный суд при вынесении определения о выдаче приказа об исполнении решения арбитражного (третейского) суда не вправе проверять правильность и законность такого решения по существу, Государственный суд не является ни кассационной, ни апелляционной, ни надзорной инстанцией для арбитражного суда. Государственный суд решает вопрос только о выдаче приказа на исполнение.
Упоминавшаяся выше статья 134 Закона «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами» допускает отказ в выдаче приказа на исполнение лишь при нарушении процедурных правил формирования арбитражного суда либо установленного порядка рассмотрения арбитражным судом данного спора. Для устранения процедурных нарушений может быть и возвращение дела на новое рассмотрение. Статья 134 вообще не предусматривает возможность отмены решения арбитражного суда по каким-либо основаниям.
Между тем определение судьи С. фактически отменяет решение Арбитражной комиссии (хотя и избегает этой формулировки) по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вместе с нарушением компетенции государственного суда судья допустил в определении по делу ряд других нарушений, требующих обобщенной оценки, поскольку они касаются понимания и толкования других важных норм и процессуального и материального права.
Дело передается на новое рассмотрение по вновь открывшимся обстоятельствам. Такими обстоятельствами судья считает то, что вексель не называется законом ценной бумагой. Но этот отказ закона от применения к векселю термина «ценная бумага» был произведен лишь 11 июля 1997 г. До этого дня статья 130 ГК РК прямо называла вексель среди ценных бумаг, а статья 138 ГК называлась «Вексель» и устанавливала; «Векселем признается ценная бумага. ». Договор же о продаже веселей стороны заключили 1 октября > 996 г., а в Арбитражной.комиссии дело было возбуждено 22 апреля 1997 г., то есть в то время, когда закон прямо называл вексель ценной бумагой. Пункт I статьи 383 ГК предусматривает: «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством, действующим на момент его заключения».
Как известно, вновь открывшимся признается такое обстоятельство, которое уже существовало в момент рассмотрения дела, но суду не было известно, К тому же ко вновь открывшимся обстоятельствам могут относиться только фаты, но не изменения закона.
Закон устанавливает, что заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам подается в тот суд, который вынес данное решение, и этот же суд (в данном случае- арбитражный суд) выносит определение — пересматривать или не пересматривать решение. Такое определение обжалованию не подлежит (статьи 331-1 и 337 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан).
Вопреки этим требованиям закона в данном деле вопрос был решен не Арбитражной комиссией, а судьей государственного суда.
Непонятно, почему в определении судьи незаконность решения Арбитражной комиссии связывается не с конкретным нарушением закона, а с неправильным применением термина. Между тем, независимо оттого, будет вексель называться ценной бумагой или не будет, его правовой статус остается неизменным, что в полной мере учитывалось Арбитражной комиссией при рассмотрении данного дела и вынесении решения. Арбитражная комиссия полностью опиралась на Закон от 28 апреля 1997 г. «О вексельном обра-тени и в Республике Казахстан», где вексель называется платежным документом, который может свободно передаваться (в том числе путем купли-продажи) от одного лица к другому. В этом и состоит вексельное обращение.
Случаи незаконного отказа государственного суда в ходатайстве об исполнении решения арбитражного (третейского) суда мы встречаем и при исполнении иностранных арбитражных решений. Так, решение Арбитражной комиссии по спору, истцом по которому выступала казахстанская, а ответчиком — российская организация, было направлено для исполнения а арбитражный суд г. Москвы (как отмечалось, в России арбитражными до сих пор называются государственные суды). В исполнении решения было отказано по тем мотивам, что арбитражные суды РФ выдают исполнительные листы на принудительное исполнение решений только российских третейских судов. Не знаешь, чего больше в такой формулировке: юридического невежества или открытого пренебрежения к правовым нормам?
Вопреки утверждению судьи Московского арбитражного суда, и законодательство, действующее на территории Российской Федерации (вышеназванный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., статьи 2,11), и международные конвенции, участниками которых являются и Республика Казахстан, и Российская Федерация (вышеназванные Нью-Йоркская конвенция — статьи 3, 5 и Киевское соглашение — статьи 3,7, 9), устанавливают обязательное исполнение арбитражными судами РФ решений иностранных третейских (значит- арбитражных) судов,
В данном случае мы обратились к указанному делу не потому, что ошибся российский суд (пусть его ошибку исправляют в России), а потому, что такую же по существу позицию занял Верховный Суд Республики Казахстан, указавший истцу в письме от 29 сентября 1998 г., что за приказом об исполнении решения Арбитражной комиссии ТПП РК, следует обратиться в областной (городской) суд по месту нахождения Арбитражной комиссии, то есть в казахстанский, а не в российский суд. Тем самым и казахстанский Верховный Суд нарушил приведенные выше законы и международные договоры и по существу лишил истца возможности добиться исполнения арбитражного решения.
Судья Верховного Суда сослался в своем письме на статью 134 Закона Республики Казахстан «О порядке разрешения хозяйственных споров» и статьи 37,38 Типового положения о третейском суде для разрешения экономических споров. Но статья 134 упомянутого Закона здесь не должна при-меняться в силу пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, где установлен приоритет международных договоров, ратифицированных Республикой, перед ее законами. Что же касается Типового положения о третейском суде, то оно вообще не подлежит применению к спору, одной из сторон которого является иностранное юридическое лицо либо организация с иностранным участием (пункт 10 Типового положения).
Все это, как видим, вновь возвращает нас к главному вопросу: в каких границах государственный суд вправе вмешиваться в деятельность арбитражного суда и в оценку этой деятельности, как обеспечивается безуслов-ное исполнение арбитражного (третейского) суда. Вопрос, имеющий огромное практическое значение, должен найти полное и достаточно ясрое разрешение в готовящемся Законе о третейском (арбитражном) суде, разработка которого, к сожалению, чрезмерно затянулась.

Рассмотрение гражданско-правовых споров в третейских или арбитражных судах является распространенной практикой во всем мире.

Следует отметить, что Республика Казахстан присоединилась и ратифицировала основные международные, в том числе и региональные, конвенции и соглашения, касающиеся арбитража, в частности:

- Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958 г.;

- Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже, принятая в Женеве 21 апреля 1961 г.;

- Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (ICSID), принятая в Вашингтоне, 18 марта 1965 г.;

- Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.);

- Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников СНГ (Москва, 6 марта 1998 г.).

Присоединившись и ратифицировав данные конвенции и соглашения, Казахстан принял на себя обязательство признавать и исполнять решения иностранных и международных третейских (арбитражных) судов.

Однако, в Республики Казахстан рассмотрение экономических споров в отечественных третейских судах не имело широкой и распространенной практики, ввиду того, что компетентные суды отказывали выдавать приказы об исполнении решения третейского суда. Фактически исполнение решения третейского суда носило добровольный характер.

В своем открытом письме Председателю Верховного Суда РК и Министру Юстиции РК под заголовком «Быть или не быть третейскому суду в Казахстане?» [1] Председатель и член арбитражной комиссии при ТПП г-н М. Сулейменов и г-н Ю. Басин отмечали «..независимо от толкования наших законов решение зарубежных третейских судов в силу требования международных конвенций, ратифицированных Казахстаном, все равно должны исполняться, казахстанские третейские суды ставятся в неравное, даже унизительное положение.»

С принятием в 2004 г. Законов РК «О международном коммерческом арбитраже» и «О третейских судах» на законодательном уровне был урегулирован вопрос о признании и исполнении решений арбитражных и третейских судов.

Однако, с принятием новых законов по деятельности третейских и арбитражных судов, как грибы после дождя, начали появляться различного рода организации с наименованиями «арбитражный суд». В подавляющем большинстве такие суды были образованы крупными компаниями для того, чтобы при возникновении разногласий со своими партнерами спор рассматривала аффилиированная структура.

Безусловно, может возникнуть вопрос, о том, что стороны добровольно подписывают арбитражное (третейское) соглашение. Однако бывают случаи, когда предприниматели вынуждены подписываться под таким соглашением, например, когда на «кону» стоит решение о выдачи кредита.

Следует отметить, что имеются случаи, когда образованные арбитражные или третейские суды выносят решения в отношении прав третьих лиц, которые в свою очередь, о существовании такого решения узнают тогда, когда встает вопрос о принудительном его исполнении. Кроме того, не исключается и вероятность того, что первичное решение арбитражного (третейского) суда может по содержанию быть отличным от дополнительно вынесенного решения.

В этой связи, возникает закономерная необходимость введения единого реестра третейских и арбитражных судов в Республики Казахстан, с обязательным предоставлением заверенных копий вынесенных ими решений в уполномоченную организацию. Это позволило бы также обобщить практику рассмотрения споров в арбитражных или третейских судах.

Тем не менее, выше изложенное не принижает роль третейских судов. Нет сомнений, что с развитием рыночных отношений для разрешения хозяйственных споров наряду с гражданскими коллегиями судов общей юрисдикции, необходимо шире использовать и такой правовой инструмент как третейский или арбитражный суд.

В мировой практике одним из основных отличий рассмотрения споров в арбитраже, а не в компетентном суде, является то, что решение арбитража по экономическому спору между хозяйствующими субъектами является окончательным и обжалованию не подлежит. Казахстанское же законодательство, пошло по иному пути, предоставив заинтересованным лицам право обжаловать решение третейского или арбитражного суда.

Для того, чтобы понять как на практике реализуются нормы процессуального права, в части обжалования решения третейских или арбитражных судов, необходимо иметь представление об отличии третейских судов от арбитражных и какое место они занимают в системе судов Республики Казахстан.

Так, в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года № 10 «О применении судами некоторых норм законодательства о принудительном исполнении решений третейских судов» третейские суды не входят в систему судов Республики Казахстан, определяемую Конституцией Республики Казахстан. Решение третейского суда подлежит добровольному исполнению, поскольку, заключая договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда, стороны предполагают обязательность его решений для них. Отказ от добровольного исполнения решения третейского суда расценивается как нарушение условий третейского соглашения, а обращение взыскателя в компетентный суд судебной системы Республики Казахстан с заявлением о принудительном исполнении решения третейского суда, является реализацией конституционного права на судебную защиту.

В действительности, негосударственные суды по своему правовому положению ничем не отличаются друг от друга, любой из них может быть как арбитражным, так и третейским. В случае если одна из сторон спора является нерезидентом Казахстана, то негосударственный суд руководствуется Законом «О международном коммерческом арбитраже», и будет называться арбитражем. В случае же если обе стороны резиденты Республики Казахстан, суд будет называется третейским и будет применять Закон РК «О третейских судах».

Согласно ст.331-1 ГПК РК, решение третейского суда обжалуется путем подачи заявления в компетентный суд по месту рассмотрения спора третейским судом. При этом нормы ГПК РК закрепили короткие сроки для такого обжалования - 30 дней с момента, когда сторона узнала о наличии основания для обжалования в суд. Однако возможность восстановления пропущенного 30 дневного срока осталась не разрешенной.

Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 241-1 ГПК РК, при принудительном исполнении решения третейского суда компетентный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

Эти нормы ГПК РК согласуются с п.1 ст.126 и п. 2 ст.128 ГПК РК, согласно которым, суд может восстановить пропущенные сроки если об этом ходатайствует заинтересованная сторона и сроки пропущены по причинам, признанным судом уважительными.

В этой связи, нам представляется, что компетентный суд в случае если заинтересованная сторона при обжаловании решения третейского суда ходатайствует о восстановлении срока и компетентный суд сочтет их уважительными, то сроки для обжалования могут быть восстановлены.

В какой же суд необходимо подавать заявление об обжаловании решения третейского суда? Подсудность обжалования решений третейских судов необходимо определять от того, где бы рассматривался спор, если между сторонами не было бы достигнуто соглашение о передаче дела в третейский суд. В свете последних изменении в ГПК РК большинство споров между субъектами частного предпринимательства подсудны соответствующим специализированным межрайонным экономическим судам.

Таким образом, если спор возник между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и ими достигнуто соглашение о передаче дела в третейский суд, то решение третейского суда может быть обжаловано в СМЭС на «территории» которого был рассмотрен спор третейским судом.

Однако не все решения третейского суда могут быть отменены компетентным судом п. 2 ст. 44 Закона РК «О третейских судах» содержит исчерпывающий перечень основании для отмены решении третейских судов.

Одним из таких оснований является противоречие принципу законности и публичному порядку.

Следует отметить, что для отмены решения международного коммерческого арбитража также предусмотрено почти аналогичное основание, но без союза «и» с «противоречием принципу законности».

Из вышеизложенного следует, что для того, что бы отменить решение третейского суда, (помимо иных оснований) оно должно нарушать конкретную норму закона и основы государственного, общественного устройства, закрепленных в законодательстве Республики Казахстан.

Следующий вопрос, который необходимо осветить, это возможность обжалования и отмены решений международных коммерческих арбитражей.

По общим правилам и нормам Международных конвенций ратифицированных РК, судам общей юрисдикции не предоставляется возможность отменять решения иностранных арбитражных судов. Компетентный суд может только отказать в признании и привидении в исполнение решения иностранных арбитражей.

Вместе с тем, Закон РК «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает исчерпывающие основания отмены решений арбитражных судов действующих на территории Республики Казахстан.

Статья 426-1 ГПК РК регламентирует порядок обжалования решений арбитражных судов аналогичным способом, как это предусмотрено для третейских судов. Здесь, сроки для обжалования составляют три месяца и рассматривает обжалование компетентный суд на территории которого, спор был рассмотрен арбитражным судом.

Однако, как быть, если стороны договорились, что при возникновении спора применимое право для разрешения его Казахстанское, но место рассмотрения за пределами территории нашей страны?

Как быть, если в арбитражном соглашении Казахстан определен как территория рассмотрения спора, но применимое право иностранного государства?

Рассмотрим ситуацию, когда иностранный арбитраж, т.е. находящегося на территории иностранного государства и рассматривает спор между резидентом и не резидентом Казахстана, применяя и руководствуясь законодательством Республики Казахстан.

Если арбитражный суд применяет и рассматривает дело по Казахстанскому праву, т.е. должен руководствоваться нормативными актами РК следовательно, можно подумать, что согласно Закону РК «О международном коммерческом арбитраже» его решение можно обжаловать и отменить компетентным судом Казахстана.

Однако полагаем такой подход не совсем правильным. Согласно этого же закона, он регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан.

Кроме того, как было ранее отмечено в той же Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений предусматривает лишь право Страны участницы отказать в признании и привидении в исполнение арбитражного решения. Попытка отменить решения иностранного арбитражного суда выходит за рамки юрисдикции нашей страны и может быть расценено как нарушение Республикой Казахстан принятых на себя международных обязательств.

Необходимо отметить, что нормы процессуального право также не позволяют обжаловать и отменять решения иностранного арбитража, т.к. ходатайство об отмене решения арбитражного суда подается в Казахстанский компетентный суд по месту рассмотрения спора, т.е. рассмотрение спора вне территории РК, автоматический исключает возможность обжаловать иностранное арбитражное решения в компетентный суд РК.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: