Анализ личностных особенностей человека в практике комплексной психиатрической и судебной психологии

Обновлено: 25.04.2024

Понятие судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний

Данный вид экспертизы относится к числу достаточно разработанных, но также и наиболее дискуссионных в среде юристов и психологов. Существуют различные мнения о точном содержании частного предмета экспертизы, о соотношении юридической и психологической терминологии.

Так, на сайте Центра независимых экспертиз в Москве, оказывающего профессиональные услуги по организации и производству экспертиз и исследований (как в судебном, так и в досудебном порядке), судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний в отдельную разновидность экспертизы не выделена, а включена в такие разновидности эспертизы как психолого-психиатрическая и психолого-автотехническая.

Само название вида экспертизы до конца не устоялось: в юридической литературе чаще можно встретить термин “экспертиза аффекта” (или психологического аффекта, физиологического аффекта, простого аффекта). В психологическом смысле все эти определения аффекта синонимичны и употребляются для того, чтобы отграничить установление аффекта и патологического аффекта.

Основная задача судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний:

    • выявление определенного психического (эмоционального) состояния и его воздействия на способности человека к осознанию своих действий и сознательному руководству ими.

    Понятие “экспертиза аффекта” пришло из уголовного процесса (при рассмотрении уголовных дел доказательственное значение имеет выявление того, не находилось ли лицо в момент правонарушения в состоянии “внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)” - ст. 113 УК РФ). Однако, кроме аффекта, на способность сознавать содержание действий и сознательно руководить ими могут влиять и иные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация, состояния психической напряженности и пр.). При рассмотрении гражданских дел важна не столько квалификация эмоционального состояния (имел ли место именно аффект), сколько степень воздействия того или иного эмоционального состояния на осознанность содержания действий и волеизъявление.

    Поэтому представляется более точным именовать данный вид экспертизы (как это и предполагают в последнее время психологи) экспертизой эмоциональных состояний, а не аффекта.

    Характеристика рассматриваемого экспертного исследования и его частного предмета, который первоначально сформировался как определение аффекта, предполагает уточнение содержания ряда терминов.

    Аффект

    Аффект (в психологии) - временные эмоциональные состояния, характеризующиеся быстротой, силой и кратковременностью возникновения и протекания, при которых происходят сужение поля сознания, замедление интеллектуальных процессов, нарушения волевого контроля над действиями. Аффект как особое эмоциональное состояние есть результат взаимодействия двух составляющих: психологических особенностей самой личности и ситуации.

    Следствием аффекта нередко бывает кратковременная амнезия (потеря памяти). Состояние аффекта может возникнуть у любого, в принципе психически здорового человека в особых, так называемых аффектогенных ситуациях, которые “накладываются” на некоторые психологические особенности личности. Аффектогенна та ситуация, в которой человек испытывает настоятельную потребность в действии (субъективно знает и чувствует, что должен что-то сделать), но адекватных ситуации способов действия не находит (если же способ действия избран и осуществлен, то аффекта не наступает).

    Основные предрасположенности образуют базовые свойства личности, которые постоянны и сами непосредственной причиной аффекта не являются (к ним относят слабый тип центральной нервной системы, повышенную возбудимость, невыносливость к раздражителям, инертность нервных процессов, завышенную самооценку и ряд других). Играет роль и возраст: более подвержены аффекту дети и пожилые люди.

    Актуальные предрасположенности непосредственно предшествуют аффекту и представляют собой временные функциональные психофизиологические состояния, вызываемые различными причинами (постинтоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница, восприимчивость к фену и т. п.).

    Взаимодействие основных и актуальных предрасположенностей с аффектогенной ситуацией порождает аффект. Аффект не всегда наступает при первом воздействии раздражителя — он может быть следствием повторяющихся аффектогенных ситуаций, а непосредственно предшествующая аффекту может быть по силе слабее предыдущих (аффект “последней капли”).

    Специальные психологические задачи, которые решает эксперт-психолог:

      1. выявление основных и актуальных предрасположенностей к аффекту;
      2. выявление вида воздействия внешнего раздражителя;
      3. выявление роли окружающей среды как фактора поведения (диагностика аффекта);
      4. анализ действия субъекта во время аффекта и после него, а также анализ отношения самого действующего лица к своим действиям.

      Решение этих задач позволяет эксперту сделать затем вывод о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) состояние аффекта на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на возможность лица в полной мере осознанно руководить ими.

      В отличие от аффекта, диагностика и определение последствий патологического аффекта составляют предмет компетенции психиатра в рамках психиатрической экспертизы.

      Патологический аффект

      Представляет собой болезненное эмоциональное состояние, характеризуемое как острое кратковременное психическое расстройство, в основе которого лежат психопатологические изменения личности (например, маниакально-депрессивный синдром, различные навязчивые идеи).

      Особенностями такого аффекта являются:

        • глубокое помрачнение сознания (сумеречное состояние),
        • бурное двигательное возбуждение, сопровождаемое автоматическими действиями (так называемое висцереальное возбуждение),
        • полная амнезия совершенных действий.

        Аномальный аффект

        В последнее время в психологии высказывается мнение (И. А. Кудрявцев), что двучленное деление аффекта упрощенно, необходимо выделять третий вид аффекта — аномальный аффект. Определение аномального аффекта включает диагностику таких аффективных реакций, которые характеризуются некоторыми патологически измененными закономерностями развития и аномалиями механизма течения аффекта, вызванными определенными внешними раздражителями (алкоголь, наркотики, интоксикация). Введение понятия аномального аффекта не влияет на объем патологического аффекта, но сужает объем психологического аффекта. Его диагностика входит в сферу комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

        Определение состояния аффекта в уголовном процессе позволяет верно решить вопрос о вменяемости и ее критериях, об разграничении составов преступлений. Правда, в большинстве случаев юристами признавалась значимость лишь патологического аффекта, установление которого вызывает потребность в психиатрической, но не в психологической экспертизе. И лишь в последнее время в разрешении названных вопросов начинают признаваться возможности психологической экспертизы (В. В. Мельник, В. В. Яровенко).

        Экспертиза эмоциональных состояний

        Вместе с тем не только с психологической, но и с процессуальной точки зрения более правильно говорить не об экспертизе аффекта, а об экспертизе эмоциональных состояний (которые не исчерпываются аффектом). В психологии используется ряд психологических понятий - таких, как стресс, фрустрация, конфликт, кризис, эмоциональная напряженность, наконец, аффект. Однако точные границы каждого понятия, их объем, соотношение друг с другом до сих пор отчетливо не определены. Например, состояние стресса тоже может влиять на способность лица в полной мере осознанно и свободно руководить своими действиями. От аффекта его отличает меньшая степень интенсивности, взрывчатости; как эмоциональное состояние стресс встречается гораздо чаще (может возникнуть при неожиданном раздражителе, дефиците времени для принятия решения, при помехах в работе). Следствием стресса является потеря гибкости поведения, нарушение процесса принятия решения, выбора цели действия, последовательности совершения действий. Нередко при проведении экспертизы аффекта выявляется, что испытуемый в момент совершения юридически значимых действий находился не в состоянии аффекта, а в ином эмоциональном состоянии (стресса, фрустрации и пр.). По точному смыслу экспертной задачи (выявление аффекта) эксперт в таком случае вправе ограничиться отрицательным ответом на вопрос о наличии состояния аффекта и не устанавливать иного состояния и степени его влияния на поведение испытуемого. Понятно, что и в этой ситуации, по существу, будет проведена именно экспертиза эмоциональных состояний: такое название более точно отражает частный предмет исследования.

        Вопросы экспертизы эмоциональных состояний

        В рамках судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний на разрешение эксперту могут быть поставлены следующие группы вопросов:

          1. находился ли испытуемый (указывается конкретное лицо, направленное на экспертизу) в момент совершения действия (называется само действие и время его совершения) в состоянии аффекта и, если находился, отразилось ли оно и каким образом на способности лица в полной мере осознавать фактическое содержание совершаемых действий и на способности лица в полной мере сознательно руководить ими;
          2. находился ли испытуемый в ином, помимо аффекта, эмоциональном состоянии (каком именно) и как оно повлияло на способность лица в полной мере отдавать отчет в своих действиях и в полной мере сознательно руководить ими.

          Поводы к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний

          Поводами к назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут быть:

          Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

          Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей проводится главным образом но ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья бывает крайне заинтересован в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу.

          Вопросы к психологам-экспертам при проведении данного вида СПЭ могут быть различными. Ниже приводятся только те из них, которые наиболее часто встречаются при ее назначении.

          ? Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности подэкспертного (темперамента, характера, интеллекта, эмоционально-волевой и мотивационной сфер)?

          ? Каковы основные особенности мотивации поведения подэкспертного?

          ? Обладает ли подэкспертный повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством личности, которое интересует суд, например ригидностью, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т. д.)?

          ? Обладает ли подэкспертный такими индивидуально-психологическими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него мотива к совершению данного преступления?

          Данный текст является ознакомительным фрагментом.

          Продолжение на ЛитРес

          13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи

          13.2. Судебно-психологическая экспертиза: пели и задачи Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом — экспертом — на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после

          13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний [212]

          13.3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний[212] Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в

          13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

          13.4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении

          13.5. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы

          13.5. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы Данный вид экспертизы назначается, как правило, в период предварительного следствия, когда преступление совершено в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной и криминальной

          13.6. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий

          13.6. Судебно-психологическая экспертиза определения способности несовершеннолетнего правонарушителя осознавать значение совершаемых им действий Проблемы, которые разрешаются данным видом экспертизы, стояли перед правоохранительной системой в течение последних 30-35

          13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

          13.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза Необходимость проведения посмертной судебно-психологической экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего она проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда

          13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой

          13.10. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей,

          13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

          13.12. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе Последние годы в гражданском судопроизводстве установилась практика проведения судебно-психологических экспертиз для решения вопросов, относящихся к компетенции

          13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде

          13.13. Судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном вреде Данный вид экспертизы проводится как в уголовном, так и в гражданском процессе.В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как «физические или нравственные страдания». Толкование этого понятия дано в

          13.15. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид

          13.15. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам о создании финансовых пирамид В последние годы по инициативе следствия и суда в стране был проведен ряд судебно-психологических экспертиз по материалам уголовных дел о так называемых «финансовых

          120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы

          120. Судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы Почти по каждому уголовному делу проводится судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза для определения вменяемости обвиняемого. В случае возникновения при производстве судебной

          § 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

          § 10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве Одним из источников доказательств в гражданском процессе является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.К

          29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС

          29. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВОЛОС Волосы в качестве вещественных доказательств фигурируют в делах об убийствах, изнасилованиях, нанесении телесных повреждений, кражах, хищениях животных и т.д.В зависимости от характера и особенностей преступления волосы могут

          43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА

          43. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРУПА В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы» экспертное исследование

          49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

          49. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Судебно-психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия она преследует цель: оценить и дать экспертное заключение психическому

          52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

          52. СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ При рассмотрении данного раздела необходимо учитывать бурное развитие организма подростка (юноши и девушки) от 12 до 18 лет. Перестройка охватывает в целом все органы и системы и приводит их к психическому и

          Принципиально – ограниченная вменяемость – больше регулировали психиатры, сейчас это становится более интегративно, чтобы и психологи принимали участие в установке данного диагноза. По идее, о вменяемости могут говорить только врачи, она не в компетенции психологов. Психологи все же участвуют в этом. Но сам психолог не решает, это вопрос комплексного подхода. Главное, что психологи начали принимать участие в оценке вменяемости. Раньше для психолога была открыта только личности в определенном аспекте.

          В состав преступления, являющийся основанием уголовной ответственности, преимущественно включаются социально-демографические характеристики. Неполное выяснение обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, рассматривается в судебной практике (при невозможности восполнить этот пробел в судебном заседании) как основание направления дела для дополнительного расследования.

          Наиболее общими основаниями назначения судебно-психологической экспертизы индивидуально-психологических особенностей обвиняемого для судебно-следственных органов являются:

          • потребность в установлении обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности
          • потребность в выяснении мотивов и механизма преступления, раскрытии причин и условий, способствовавших совершению преступления
          • потребность в определении адекватного вида наказания с учетом индивидуального подхода - в тех случаях, когда достижение этого затруднительно без всесторонней и глубокой оценки личности обвиняемого, которая не может быть достигнута обычными средствами, находящимися в распоряжении следователя или суда, а требует применения специальных познаний в психологии.

          Юридическое значение имеют индивидуальные особенности обвиняемого, включающие способности, систему отношений, мировоззрение, ценности, мотивы, аномалии личности и пр. Понятие индивидуально-психологических особенностей является синтезом многих характеристик человека.

          С позиций судебно-психологической экспертизы, индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказывают существенное влияние на его поведение в том случае, когда они ограничивают его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. способность в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

          Нужно различать влияние и отражение. Отражение в поведении человека его индивидуальных особенностей не нарушает нормальный ход деятельности, целевую структуру поведения, а только оформляет действие, определяет способ достижения цели.

          Эксперт обязан раскрыть психологический механизм существенного влияния, показать, какие звенья мотивации поведения оказались нарушенными, основываясь на анализе взаимодействия личности и конкретной ситуации, в которой совершалось преступление.

          Одной из причин сложности такого типа экспертизы является практическая невозможность создания достаточно универсальной типологии вариантов существенного влияния индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение, поскольку эксперт-психолог отталкивается не столько от психодиагностики личности испытуемого, сколько от анализа взаимодействия личностных структур с ситуационными переменными.

          Во-первых, индивидуальные особенности смыслового восприятия ситуации, понимания содержащихся в ней связей и отношений.

          Во-вторых, особенности регуляции поведения во время совершения преступления.

          Оценка личности в экспертизе.

          Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

          ü Как самостоятельный предмет в судебной психологии личность была выделена М. М. Коченовым. Это первый предмет СЭ.

          ü Психологическое исследование личности необходимо практически во всех видах экспертизы.

          ü Дискуссионность границ компетенции психолога при оценке влияния индивидуально – психологических особенностей на способность осознанного руководства своими действиями. В переводе на юр. диагноз – это вменяемость.

          Соотнесение СПЭ индивидуально – психологических особенностей и норм права

          Экспертиза индивидуально – психологических особенностей обвиняемого

          Учет при назначении наказания Определение ограничения

          с целью его индивидуализации способности к осознанному

          (ст. 60 УК РФ) руководству своими действиями

          В ст. 22 речь идет о вменяемости, о псих расстройстве. Поэтому нужна интеграция для диагностики псих расстройства. Само расстройство носит пограничный характер. Здесь и психиатры, и психологи должны сказать свое слово. Каждый из экспертов при таком заключении обосновывает свою позицию. Психиатр указывает, как расстройство влияет. Психолог описывает влияние через личностные характеристики, особенности и обосновывает неполноту способности к руководству. Эти заключения традиционно идут друг за другом. Чаще всего здесь бывает интеграция: и психиатр, и психолог пишут одно заключение.

          Ограничение способности к осознанию и руководству своими действиями (интеллектуальный и волевой критерий)

          Говорим о мотивации, осознании и регуляции. Не любая личностная особенность ограничивает регуляцию.

          1. Мотивация
            1. Принятие решения в виде сужения выбора возможных целей
            2. Ограничение выбора промежуточных целей
            3. Затруднения при необходимости изменения уже реализуемого действия

            На каждом из этапов возможно ограничение осознания.

            1. Осознание (целостная оценка деятельности)
              1. Способность к целостной оценке ситуации
              2. Оценка промежуточных целей
              3. Прогноз своих действий
              4. Оценка последствий
              1. Ресурсы свободы выбора (внешние и внутренние) – насколько выбор диктуется условиями или это свободный выбор
              2. Способность к переходу на более высокий уровень личностной регуляции действий (самый высокий – смысловой, социально – нормативный – эффективен для регуляции)

              На каждом из этапов могут быть проблемы с регуляцией. Внутренние и внешние ресурсы могут взаимодействовать. Личный опыт иногда делает неэффективным поведение чела в сложных ситуациях, если личность развивалась в дефицитарных условиях.

              Этот диагноз чаще всего получают пограничные психические расстройства (психопатии) и выраженные расстройства с преморбидными плюсами. Данный диагноз у нас практически не ставится, чаще на Западе.

              В СЭ личность описывается в целом, интегрируя все используемые методики.

              Вопросы к психологу – эксперту

              1. Каковы индивидуально – психологические особенности (ИПО) обвиняемого (подсудимого)?

              2. Оказали ли индивидуально – психологические особенности подсудимого существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

              Существенное влияние ИПО:

              ü Существенное влияние ИПО обвиняемого на его криминальное поведение квалифицируется в тех случаях, когда они ограничивают его способность к смысовой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. способность в полной мере осознать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения деяний

              ü С юр т зр, признание такого влияния существенным, т.е ограничивающим произвольность поведения, его подконтрольность и осознанность, может выступать как обстоятельство смягчающее ответственность.

              Понятие «мотива»

              1. Как побуждение к действию

              2. Осознанная и опредемеченная потребность (Леонтьев)

              3. Установка и помысел

              4. Потребность и влечения, побуждения и склонности

              В уголовном праве:

              Ошибки при формулировке вопросов, задаваемых психологу в суде

              • Вместо обобщенного термина «ИПО» следователи и судьи используют более узкие понятия, отражающие лишь отдельные стороны или уровни личности чела – например, такие как «черты личности», «характер», «тип высшей деятельности», «темперамент».

              u Психолог сам решает, какие ИПО он описывает на основании фабулы конкретного преступления, и как он будет это обосновывать перед судом.

              • Какие ИПО обвиняемого способствовали совершению преступления?

              u «Способствовали» - это объясняет, но не имеет юридических последствий.

              • Каковы мотивы инкриминируемого обвиняемому преступления?

              u Мотивы раскрывают юристы, а не психологи

              Поможем написать любую работу на аналогичную тему

              Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

              Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

              Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого.

              Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого

              Изучение личности обвиняемого непосредственно вытекает из закона и является обязательным.

              Трудно переоценить важность использования помощи психолога в реализации личностного подхода в уголовном деле, в частности, для исследования ценностных ориентации, мотивации, характерологических свойств личности, важных для индивидуализации ответственности (наказания) и прогноза поведения в связи с наказанием.

              Основные вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой индивидуально-психологических особенностей обвиняемого:

                1. Каковы индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого?
                2. Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на принятие решения о совершении инкриминируемых ему действий?
                3. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий?
                4. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности как. (в зависимости от обстоятельств конкретного дела - импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др.).
                5. Каковы индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого с точки зрения прогноза опасности рецидива и программы коррекционного воздействия?

                Психологические особенности личности могут быть по-разному связаны с совершенным преступлением. Одни из них могут играть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, неуважение человеческому достоинству, сексуальная распущенность, агрессивность и пр.).

                Другие психологические особенности чаще только способствуют совершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, трусость и пр.).

                Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы лица, совершившего преступление в состоянии аффекта или неосторожное преступление и пр.).

                В большинстве случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:

                  1. указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;
                  2. влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;
                  3. значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.

                  Очевидно, что исследование этих особенностей требует обязательного применения специальных психологических знаний, усиления роли психолога в непосредственном изучении личности.

                  Для следователя и суда создаются возможности использовать справочный документ психолога о портрете личности как своеобразную психологическую канву для решения правовых вопросов индивидуализации ответственности и наказания.

                  Вопрос о применении профессиональных психологических познаний встает и в связи с соотношением объективной и субъективной характеристик некоторых фактов, с которыми закон связывает смягчение или отягощение ответственности и наказания.

                  В ряде случаев без психологической характеристики нельзя констатировать и само наличие факта реальной действительности, возможно имеющего смягчающее или отягчающее значение по делу. Например, «беспомощное состояние» потерпевшего, «особая жестокость», «зависимость».

                  В некоторых случаях заметную помощь здесь может принести психологическая экспертиза, которая путем исследования индивидуальных особенностей личности и ее взаимодействия с ситуацией преступления способна решить вопрос о том, повлияли ли эти особенности и как именно на осознание наличия определенных обстоятельств; какова мера этого осознания и его влияние на управление поведением; не имело ли место неадекватное восприятие определенных фактов и т.д.

                  Смягчающие ответственность обстоятельства

                  К числу смягчающих ответственность обстоятельств закон (ст. 61 УК) относит влияние на обвиняемого угрозы, стечение случайных жизненных обстоятельств, совершения деяния в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания, в результате принуждения или зависимости. Ни одно из этих обстоятельств не может быть установлено только по объективным признакам без учета субъективных особенностей обвиняемого.

                  Влияние угрозы на обвиняемого зависит не только от ее содержания, реальности, направленности, но и от психологических качеств того, кому угрожают, твердости его характера, смелости, эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, отношения к запретам и правоохраняемым ценностям.

                  Психологически значимой является формулировка ст. 61 о случайном стечении обстоятельств . В рамках судебно-психологической экспертизы или консультации психолог может диагносцировать базовые особенности личности, ценностные ориентации виновного и решить вопрос, является ли содеянное закономерным для данной личности или же здесь значимыми оказались случайные спонтанно возникшие обстоятельства. Необходимо выяснить механизм возникновения ситуации преступления - действительно ли субъект реагировал способом, запрещенным законом, на спонтанно и независимо от него возникшее стечение обстоятельств.

                  Изучения личности виновного и его ценностных ориентации требует и факт совершения преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания. Необходимо разграничить объективные обстоятельства (здесь психолог не нужен) и субъективное восприятие тех или иных обстоятельств. Например, гибель ребенка для большинства людей тяжелое жизненное обстоятельство.

                  Принуждение - подавление воли с помощью насилия или угрозы им, превращение человека, на которого оказывается давление в своеобразное орудие для совершения тех или иных действий.

                  П. «е» ст. 61 предусматривает также совершение преступление «в силу материальной, служебной или иной зависимости». Психологический интерес может представлять не перечисленные в законе (очевидные) виды формализованной зависимости, а именно «иная» зависимость. К «иной» можно отнести и зависимость от любимого человека, и от референтной группы, и, например, от главы секты и пр. Наличие и степень такой зависимости может быть предметом психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

                  Отягчающие ответственность обстоятельства

                  Среди отягчающих ответственность обстоятельств закон также называет ряд обстоятельств, установление которых в ряде случаев требует проведения судебно-психологической экспертизы ­- совершение преступления

                    • организованной группой;
                    • по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды;
                    • совершение преступления в отношении беззащитного или беспомощного лица;
                    • с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего.

                    Совершение преступления в составе группы лиц, в том числе по предварительному сговору , в составе организованной группы или преступной организации при доказывании наличия организованной преступной группы или сообщества требует использования криминологических и психологических признаков, включая: наличие лидеров с авторитарной властью, жесткое распределение ролей, комплекс внутригрупповых норм и ценностей, длящийся (как правило) и планируемый характер преступной деятельности, развитие связей, обеспечивающих безопасность и др. Уже этот неполный перечень показывает как непросто доказывать именно организованный характер группы, а тем более их сообщество, действительную роль члена группы. Без выяснения последнего задача индивидуализации наказания решена быть не может.

                    На разрешение экспертов в этих случаях могут быть поставлены следующие вопросы: выявление подлинного лидера, оценка психологической мотивации вхождения в группу, наличие или отсутствие существенных ограничений свободы воли при этом, личностные особенности, влияющие на принятие и реализацию поведенческих решений, соответствие вербальных утверждений о собственной роли (и роли других ее членов) в конкретном преступном эпизоде интеллектуально-волевым и характерологическим особенностям.

                    В п. «е» ч.1 статьи 63 в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, законодатель специально выделяет особые мотивы и цели деяния. Здесь выделены, в частности, мотивы национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды , из мести за правомерные действия других лиц.

                    Возникновение мотива мести и побуждения к ней может быть связано с самыми разнообразными обстоятельствами, знание которых необходимо для индивидуализации наказания. Нельзя согласиться с однозначной характеристикой этого мотива как «низменного». Мотивы мести за причиненные страдания, кровной мести, мести за обиду не совпадают по психологическому механизму. Поэтому, не исследуя «генезиса» соответствующего мотива нельзя правильно определить его «вес» среди других отягчающих ответственность обстоятельств.

                    Использование п. «е» ч. 1 ст.63 представляется допустимым и в случаях, когда мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды выступает наряду и во взаимодействии с мотивом корысти, мести и др.

                    Вопреки практике некоторых следственных органов, рассматриваемый мотив, отягчающий наказание, или являющийся составообразующим в случаях, предусмотренных ст. 282, может входить в структуру как прямого, так и косвенного умысла в качестве одного из побуждений к тому или иному преступлению. Такой подход: а) соответствует понятию умышленного преступления; б) позволяет индивидуализировать ответственность и наказание в достаточно распространенных ситуациях, когда субъект, основываясь на рассмотренном отношении к другим этносам и конфессиям, осуществляет преступные действия, наносящие вред их представителям, но при этом реализует и другую мотивацию - корысть и пр.

                    Жестокость и особая жестокость имеют значение для оценки общественной опасности насильственного преступления лишь в случаях, когда соответствующие признаки способа преступления явились проявлением относительно устойчивого и существенного свойства личности. Жестокость в этом случае всегда осознанна и мотивирована либо как средство достижения цели либо как сама цель (в психологии известна также импульсивная жестокость и связанная с групповой солидарностью или давлением).

                    Определенное значение для индивидуализации наказания имеет дифференцированный анализ жестокости виновного при совершении преступления, выделение вида этой жестокости:

                      1. импульсивный;
                      2. связанный с групповой солидарностью или давлением;
                      3. инструментальный;
                      4. жестокость, как самоцель.

                      В психологии и психиатрии садизм рассматривается как вид полового извращения, при котором сексуальное удовлетворение достигается в ситуации неограниченной власти и господства над партнером, особенно при его унижении и причинении ему боли, страданий. Для достижения полового удовлетворения садист может нанести жертве телесные повреждения или даже убить ее, испытывая наслаждения от вида агонизирующей жертвы.

                      Длительность и интенсивность насилия сочетается в этих случаях с унижением достоинства и издевательствами над потерпевшими при отсутствии какой-либо рациональной цели, кроме причинения боли, вреда, ущерба другому лицу, Характерно отсутствие внешнего повода либо его неадекватность чрезмерному избыточному насилию, когда над жертвой глумятся, издеваются.

                      Еще одной задачей, которая может быть поставлена перед психологической экспертизой в связи с оценкой личности является выделение таких ее свойств, которые косвенно опровергают или подтверждают инкриминируемые мотив, цель, способ действий.

                      Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - один из видов судебных экспертиз и, следовательно, - одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

                      СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

                      К компетенции эксперта-психолога относятся:

                        1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
                        2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

                        Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

                          • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими .

                          Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

                          Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

                          СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

                          СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

                          Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. "diagnos" — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

                          Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. "valid" — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

                          Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

                          Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

                          Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

                          Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

                          Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

                          Основания назначения СПЭ

                          К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

                            1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
                            2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
                            3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
                            4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
                            5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

                            СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

                            СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

                            Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

                            Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

                            В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

                            Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

                              • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
                              • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
                              • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

                              Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям). СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

                              СПЭ при расследовании половых преступлений

                              При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

                              Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

                                1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
                                2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

                                Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

                                Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

                                Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

                                  1. хроническим психическим заболеванием;
                                  2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
                                  3. отставанием психического развития;
                                  4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

                                  Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

                                  Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

                                  СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

                                  СПЭ в связи с аффектом

                                  Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

                                  Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

                                  Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

                                  Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

                                  Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос: