Административно правовые формы и методы государственного управления презентация

Обновлено: 25.04.2024

Презентация на тему: " Функции, формы и методы государственного управления." — Транскрипт:

1 Функции, формы и методы государственного управления

2 Управленческая цепочка цель Задачи (подцели) функцияметодформа

3 Цели и задачи (подцели) диплом 1 курс-4 курс абитура

4 Функции государственного управления Функции государства Функции управления Функции исполнительной власти Функции органа исполнительной власти Функции должностного лица (служащего)

5 5 Идеология административной реформы ( ) Опыт зарубежных стран (Великобритания, Канада, Франция, Новая Зеландия) – англо-саксонская система Идеология «разгосударствления» власти Предоставление независимым государственным агентствам свободы действий по распоряжению государственными ресурсами Передача в частные руки функций государственных органов (если это более успешно) – аутсорсинг Принципы и технологии бизнес-менеджмента (ориентация на достижение конкретных результатов, конкуренция за ресурсы, конкурсно-контрактная система найма служащих) Электронное правительство

6 Функции – центральное понятие административной реформы 1 этап реформы – анализ и оптимизация функций ФОИВ и ОИВ субъектов РФ результат – реорганизация системы и структуры ОИВ 2 этап – бюджетная реформа (финансирование под функции и результаты), реформа госслужбы, сокращение «административных барьеров», сокращение сферы государственного контроля

7 Функции – центр административной реформы (продолжение) 2 этап реформы – оптимизация функций по управлению государственным имуществом Аутсорсинг Передача функций саморегулируемым организациям

8 Третий этап административной реформы «Электронное правительство». Принцип «одного окна» - МФЦУ Саморегулируемые организации (СРО). Передача функций контроля и надзора Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений

9 Современный этап административной реформы Распоряжение Правительства РФ от N 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» 9

10 Основные представления о категории «публичная услуга» оказание публичных услуг – это государственная функция наряду с правотворческой, правоприменительной, координационной, контрольной и др.; предоставление публичных услуг является деятельностью, отличной от реализации властных, прежде всего контрольно-надзорных полномочий; оказание услуг в строгом смысле осуществляется в горизонтальных отношениях, где публичный субъект выступает как поставщик услуги, а гражданин или организация – как ее потребитель; государство может передать производство и предоставление публичных услуг лицам частного права.

11 Зарубежные концепции публичных услуг Концепция «сервисного государства» зависимость граждан в удовлетворении своих элементарных потребностей от публичного управления и от услуг, предоставляемых субъектами публичного управления; государство осуществляет не только властно- распорядительную деятельность, но и предоставляет населению услуги; государство рассматривается как «предприятие, предоставляющее населению публичные услуги»; высокие ожидания граждан на получение услуг со стороны государства, граждане оценивают государство с точки зрения предоставления хорошего «сервиса», услуг высокого качества.

12 Правовые основы предоставления публичных услуг в РФ Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года 314 с изменениями от г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - впервые нормативно предусмотрена функция по оказанию государственных услуг; Положения о федеральных агентствах; Концепция административной реформы в Российской Федерации в годах - одной из основных целей административной реформы предусматривает повышение качества и доступности государственных услуг. ФЗ-210 от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ФЦП «Электронная Россия» Концепция долгосрочной целевой программы «Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае» на годы»

13 Определение государственной услуги (ФЗ N 210-ФЗ) Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ - это деятельность по реализации функций соответствующего органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

14 Методы государственного управления Организационно-правовые способы (средства) осуществления функций ОИВ для реализации целей и достижения поставленных задач Критерии выбора методов: эффективность Допустимость (с точки зрения законности и этичности)

15 Виды методов государственного управления Общие и специальные Универсальные (убеждение и принуждение, стимулирование) Командные и стимуляционные (административные и экономические) Внешненаправленные и внутриорганизационные Программно-целевой метод (метод проектной деятельности) Метод экономико-правовых экспериментов

16 Формы государственно- управленческой деятельности Правовые формы: Издание НПА; Принятие ИПА; Совершение юридически значимых действий; Заключение административных договоров. Иные формы: Организационные действия (совещания, семинары, планёрки и др.); Материально-технические операции (копирование, перевозка и др.).

17 Определение правового акта государственного управления Основанное на законе одностороннее, юридически-властное волеизъявление субъекта, осуществляющего государственное управление, направленное на создание норм административного права или возникновение- изменение-прекращение административных правоотношений.

18 Характерные черты ПАГУ Юридическая форма управленческого решения; Официальный характер; Подзаконный характер; Односторонний характер; Порождает юридические последствия; Императивный характер.

19 Виды ПАГУ По юридическим свойствам норма- тивные индиви- дуальные По направленности внешние внутри- организационные По самостоятельности вступления в силу самостоятельные требующие утверждения

20 Формы актов ОИВ постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы ФОИВ; указы и распоряжения ВДЛ субъектов РФ; постановления и распоряжения ВОИВ субъектов РФ; приказы ОИВ субъектов РФ.

21 Юридические свойства ПАГУ Нормативные акты: Содержат общеобязательные правила поведения; Распространяются на неопределённый круг лиц; Регулируют типичные общественные отношения; Рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные акты: Содержат предписания субъективных прав и юридических обязанностей; Распространяются на определённых в акте лиц; Регулируют конкретные отношения; Рассчитаны на однократное применение.

22 Требования к ПАГУ Законность целесообразность грамотность

23 Правила законности ПАГУ 1. Содержание: акт должен соответствовать актам более высокой юридической силы; 2. Субъект: акт должен быть издан уполномоченным органом (лицом); 3. Форма: акт должен быть принят в установленной форме; 4. Процедура: акт должен быть принят в установленном порядке.

24 Дефектные акты Дефектный акт – тот акт, который не соответствует требованиям. Виды: Незаконные акты; Нецелесообразные акты.

25 Способы обеспечения законности Общий контроль; Судебный контроль; Прокурорский надзор. Контроль – проверка соответствия фактического состояния заданному.

26 Судебное оспаривание актов Лицо вправе оспорить решение, действие (бездействие), если: нарушены права и свободы; созданы препятствия осуществлению прав и свобод; незаконно возложена обязанность или назначена ответственность.

27 Акты в функциональном смысле Акты ГУ могут издавать не только органы исполнительной власти, но и иные субъекты, осуществляющие государственное управление. Это акты осуществления делегированных полномочий: - органами местного самоуправления - саморегулируемыми организациями - Юридическими лицами (аутсорсинг).

28 Решение – обобщающее понятие Решениями считаются все акты, этот термин относится к содержанию волеизъявления. решение может не оформляться в виде акта, а быть выражено в устном волеизъявлении (например, замечание), или может быть выражено в виде действия (например, жест регулировщика).

29 Виды актов управления по объему полномочий органа дискреционные, принимаемыми в условиях свободного усмотрения акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора

30 Решение суда по незаконному акту Признание акта недействующим; Восстановление права; Определение ответственности органа и служащего.

МОДУЛЬ 3. «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ»
Понятие и виды административно-правовых
форм государственного управления
1. Понятие и классификация форм
государственного управления.
2. Правовые акты управления: понятие,
признаки, критерии классификации.
3. Административный договор и иные
юридически значимые действия как формы
государственного управления.
1

Форма государственного управления – это
внешнее выражение деятельности органов
государственного управления и их
должностных лиц, осуществляемое в рамках
их компетенции по разрешению стоящих
задач и вызывающее определенные
последствия.

П
Форма государственного равления – это
элемент формы государства, который определяет
систему организации высших
органов государственной власти, порядок их
образования, сроки деятельности и компетенцию,
а также порядок взаимодействия данных органов
между собой и с населением, и степень участия
населения в их формировании.
У
Форма государственного стройства – это
способ территориальной
организации государства или государств,
образующих союз.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ФОРМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Являются способом внешнего выражения деятельности
органов государственного управления и их должностных лиц
2. Зависят от содержания деятельности органов
государственного управления и их должностных лиц
3. Оказывают влияние на содержание деятельности органов
государственного управления и их должностных лиц
4. Обусловлены реализацией задач и функций субъектов
государственного управления в рамках их компетенций
5. Требуют юридической регламентации в большинстве случаев
6. Выбор форм управленческой деятельности обусловлен
спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее
эффективный вариант деятельности
7. Влекут за собой определенные последствия

В зависимости от порождаемых последствий
Правовые
Организационные
действия
Неправовые
Материальнотехнические действия
В зависимости от направленности действий
Внутренние
Внешние

Правотворчество – это деятельность органов и
должностных лиц государственного управления,
осуществляемая в установленных формах, в
пределах компетенции по выработке правовых
норм.

Стадии правотворческой деятельности:
решение субъекта правотворческой
деятельности о необходимости разработки
проекта нормативного правового акта;
подготовка проекта нормативного правового
акта, предварительное обсуждение, доработка;
обсуждение проекта нормативного правового
акта в правотворческом органе;
принятие или утверждение проекта
нормативного правового акта;
опубликование (доведение до адресатов)
принятого нормативного правового акта.

Правоприменение – это деятельность
уполномоченных субъектов
государственного управления в
установленном процессуальном порядке по
разрешению индивидуальных конкретных
дел с вынесением правоприменительных
актов.

Стадии правоприменительной деятельности:
установление и анализ фактических
обстоятельств управленческого дела;
юридическая квалификация управленческой
деятельности;
разрешение дела по существу, принятие
индивидуального акта;
пересмотр дела;
исполнение принятого решения.

Правовой акт управления – это вид юридического
акта, основанное на законе одностороннее
юридически-властное волеизъявление
органов государственного управления и их
должностных лиц, принятое в установленном
процессуальном порядке и направленное на
установление либо возникновение, изменение и
прекращение административно-правовых
отношений.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
УПРАВЛЕНИЯ
1. Государственно-властный характер
2. Подзаконный характер
3. Юридическая сила
4. Издание в виде письменного юридического
документа
5. Издание с соблюдением установленных
требований и процедур
6. Обеспечения мерами государственного
принуждения в случае нарушения или
несоблюдения норм

Требования к правовым актам управления
• Соответствие закону
• Подведомственность, компетентность
• Форма издания (бланк, подписи, печати,
утверждение, вручение копии , разъяснение
прав, иные обязательные реквизиты и т.п.)
• Порядок издания (подготовка, юридическая
экспертиза, согласование, государственная
регистрация, опубликование)
• Отсутствие серьезных дефектов

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
1. Это облечённое в юридическую форму управленческое
решение, вызывающее юридические последствия
2. Издание уполномоченными субъектами исполнительной
власти или иными исполнительными органами в пределах
их компетенции
3. Принятие в одностороннем порядке
4. Это правовое средство, с помощью которого субъекты
управления осуществляют правовое регулирование
общественных отношений.
5. Определение правил должного поведения или
регулирование конкретных общественных отношений в
сфере государственного управления
6. Возможность обжалования и в судебном, и в

По юридической силе
Акты Президента Российской Федерации
Акты Правительства Российской Федерации
Акты федеральных министерств,
федеральных служб, федеральных агентств
Акты органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
Акты органов исполнительной власти
местного самоуправления
Локальные управленческие акты

По форме акта (названию)
Указы , постановления ,распоряжения ,
приказы, письма, решения,
заключения, определения, протоколы,
Представления и др.

По характеру компетенции
Общие
Отраслевые Межотраслевые
Объектовые
По сфере регулирования
Внутренние
Внешние
Межотраслевые

По составу принимающего органа
Коллегиальные
Единоначальные
По сроку действия
Срочные
Временные
Бессрочные

ПО ХАРАКТЕРУ ВОЗДЕЙСТВИЯ
УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ
УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ (ОБЯЗЫВАЮЩИЕ)
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
АКТЫ-НАКАЗАНИЯ
РАЗРЕШАЮЩИЕ
ЛИЦЕНЗИИ
АКТЫ-РЕКОМЕНДАЦИИ

ЕЩЁ НЕКОТРЫЕ КРИТЕРИИ
КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
УПРАВЛЕНИЯ
По действию в пространстве
Международные (межгосударственные) всероссийские ,
окружные, межрегиональные, региональные местные,
локальные, объектовые.
По степени доброкачественности (правомерности)
Правомерные, надлежащие, оспоримые, ничтожные
(прямо противоречат закону, грубо нарушена
подведомственность, компетенция, не имеет законного
основания, нарушен срок давности, акт предписывает
совершение преступления).
По степени сложности
Простые (рутинные), сложные, комплексные,
уникальные.

ЕЩЁ НЕКОТРЫЕ КРИТЕРИИ
КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
УПРАВЛЕНИЯ
По характеру воздействия на объект управления
Благоприятствующие; обременяющие
По характеру отношения субъект управления–
объект управления
Горизонтальные; вертикальные; диагональные
По объему полномочий
Дискреционные (усмотрение); альтернативные; акты
«связанной администрации»
По степени открытости
Открытые (свободного доступа);с элементами
конфиденциальности (служебная тайна, не для печати);
конфиденциальные (Секретные, совершенно
секретные, Особой важности)

Административный договор – это
основанное на нормах административного
права соглашение, принимаемое на основе
согласования воль сторон между двумя или
более субъектами управленческих
отношений, одним из которых является
орган государственного управления либо
его законный представитель.

«Действительность
административного
договора – это
свойство соглашения
порождать те
правовые последствия,
на которые была
направлена воля
сторон».
Старилов Ю. Н., Давыдов К. В. Административный договор в
системе государственного управления: назначение, правовые
условия, виды // Административное право и процесс. – 2013. –
№ 5. – С. 4 - 9.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и
муниципальных услуг»
Статья 18. Требования к соглашениям о
взаимодействии
2. Соглашение о взаимодействии должно содержать:
1) наименование сторон соглашения о взаимодействии;
2) предмет соглашения о взаимодействии;
3) перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном
центре;
4) права и обязанности органа, предоставляющего государственные услуги, и органа,
предоставляющего муниципальные услуги;
5) права и обязанности многофункционального центра;
6) порядок информационного обмена, в том числе с использованием информационнотехнологической и коммуникационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них
обязанностей;
8) срок действия соглашения о взаимодействии;
9) материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональном центре;
10) иные функции многофункционального центра.

Признаки административного договора
• является разновидностью правового договора;
• основывается на нормах административного права;
• его правовая база содержится в Конституции РФ и действующем
законодательстве;
• заключается между двумя и большим числом субъектов;
• одним из его участников выступает орган
государственного управления либо его законный представитель;
• является результатом взаимного согласования мнений его участников;
• рассчитан на определенный срок действия;
• заключается в соответствии с установленной процедурой;
• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения
договорных обязательств одним из его участников;
• несоблюдение его условий влечет наступление негативных
юридических последствий;
• целью является реализация публично-правовых интересов его
участников;
• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

ПО ПРЕДМЕТНОМУ КРИТЕРИЮ СРЕДИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДОГОВОРОВ ВЫДЕЛЯЮТ:
ДОГОВОР О КОМПЕТЕНЦИИ
СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
ДОГОВОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
ДОГОВОРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ФИНАНСОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
ДОГОВОРЫ ОБ ОКАЗАНИИ НЕКОТОРЫХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ

Иные юридически значимые действия — это
внешне выраженные действия уполномоченных
субъектов государственного управления,
которые непременно влекут юридические
последствия, но не могут быть отнесены ни к
актам управления, ни к административным
договорам.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Стахова, А. И., Кононова, П. И. Административное
право России 2-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для
бакалавриата и специалитета. М. : Издательство Юрайт,
2019. Гл. 12.
2. Россинский, Б. В. Административное право [Текст] :
учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд.,
пересмотр.- М.: Норма.-Инфра-М, 2016.-575с.Гл. 11, 12, 13.
1.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Модуль 2. Формы и методы осуществления
исполнительной власти (государственного
управления)
Тема 2.1. Понятие и виды административноправовых форм и методов осуществления
исполнительной власти (государственного
управления)
Тема 2.2. Меры административного принуждения

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
1. Понятие формы государственного управления.
Правовые и организационные формы управленческой
деятельности.
2. Правотворческая (нормоустановительная)
деятельность.
3. Правоприменительная деятельность и ее виды
(регулятивная и правоохранительная).
4. Понятие и сущность методов осуществления
исполнительной власти (государственного управления),
их классификация.
5. Меры административного принуждения.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Форма
(или
форма
государственного
реализации
управления
исполнительной
власти) – это способ выражения сущности
деятельности органов и должностных лиц,
которые осуществляют управление.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Формы
деятельности
органов
государственного
управления принято
подразделять на
правовые и
неправовые.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Характерная черта правовой формы управления
заключается в том, что здесь наиболее отчетливо
проявляется
государственно-властный,
исполнительно-распорядительный,
подзаконный
характер полномочий органов управления и их
должностных лиц.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Классифицируются
правовые
формы
государственного управления (осуществления
исполнительной власти):
1) По содержанию.
2) По целенаправленности (целям использования).
3) По способу выражения.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
1) По содержанию правовая форма
государственного управления подразделяется
на:
а)правотворческую (правоустановительную);
б) правоприменительную.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правотворческая управленческая деятельность
заключается в разработке правовых норм, их
усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании
нормативных актов управления.
Правоприменительная деятельность органов и
должностных лиц, осуществляющих управление,
заключается в действиях субъектов управления по
подведению конкретного, имеющего юридическое
значение факта, под соответствующую норму права с
целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на
основе норм права конкретных управленческих дел
(вопросов).

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правоприменительная деятельность включает:
- установление фактических обстоятельств дела;
- поиск и выбор соответствующей нормы права, которую
надлежит применить к данной ситуации (проверка
подлинности юридической силы нормы, выявление
пределов ее действия во времени и пространстве);
- уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее
толкование; принятие по делу решения в виде
индивидуального акта;
- исполнение акта применения нормы права.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По содержанию и свойствам правовых норм,
применяемых органами государственного управления и их
должностными
лицами,
в
свою
очередь
правоприменительная деятельность подразделяется
на две формы: регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная
форма
правоприменения
используется
для
разрешения
индивидуальных
конкретных управленческих дел и вопросов, для
реализации прав и законных интересов граждан,
государственных органов, предприятий, учреждений и
организаций и других субъектов административного права
в сфере управления.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Правоохранительная
форма
правоприменения
направлена на охрану урегулированных юридическими
нормами управленческих отношений и призвана обеспечить
их неукоснительное соблюдение.
Посредством этой формы деятельности разрешаются
юридические споры, возникающие в сфере управления;
осуществляется защита субъективных прав граждан,
государственных органов, общественных объединений,
предприятий,
учреждений,
государственных
и
негосударственных
служащих
в
сфере
управления,
применяются меры государственного принуждения к лицам, не
выполняющим
административно-правовые
и
иные
юридические обязанности.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
2) По целенаправленности (целям использования)
правовые формы управленческой деятельности
подразделяются на внутренние и внешние.
Правовые формы внутриуправленческой деятельности
используются для решения организационно-штатных
вопросов,
ведения
делопроизводства,
руководства
сотрудниками и структурными подразделениями внутри
самого органа, а также управления нижестоящими по
подчиненности органами. Правовые формы внешней
деятельности
используются
в
целях
обеспечения
выполнения возложенных на орган задач и функций,
составляющих содержание управленческой деятельности.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
3) По способу выражения правовые формы
государственного управления подразделяются на
словесные
(письменные
и
устные)
и
конклюдентные (с помощью жестов, сигналов,
знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ
выражения
результата
управленческой
правоприменительной
деятельности
индивидуальный письменный акт-документ.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Неправовые
формы
управленческой
деятельности не требуют полного и строгого,
определенного
законом
юридического
оформления, не связаны с совершением
юридически значимых действий и не влекут
юридических последствий.
К неправовым формам относятся формы
выражения
организационных
действий
и
материально-технических
операций
по
управлению.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Под
методами
государственного
управления понимаются способы (приемы)
воздействия субъекта управления на объект
управления,
которые
используются
для
достижения поставленных целей и задач
управления, для реализации функций управления.
Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким
способом наиболее рационально можно достичь
целей управления.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Характерные черты методов управления:
- они выражают связь субъекта управления с
объектом управления, метод - это средство, способ
осуществления управляющего воздействия субъекта
управления на объект управления;
- методы - это способы упорядочения,
организации происходящих в системах управления
процессов,
приемы,
посредством
которых
достигаются общие цели совместной деятельности
людей;

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- методы управления являются подвижным и
активным элементом в системе управления;
использование методов носит альтернативный
характер; в государственном управлении они
являются инструментом политики государства,
который используется государственным аппаратом для
достижения политических целей.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Методы
управления
обладают
определенной
организационной формой, под которой понимается вид
воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ,
распоряжение и др.) или норма (правило поведения);
характер воздействия (непосредственное воздействие,
косвенное
воздействие
посредством
создания
стимулирующих или ограничивающих условий); способ
воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);
временной
характеристикой
(краткосрочные
и
долгосрочные);
тактический
и
стратегический
характером.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Существуют два универсальных
способа воздействия на сознание и
волю
людей
убеждение
и
принуждение.
Убеждение,
как
метод
государственного
управления,
заключается
в
моральном,
психологическом,
материальном
воздействии субъекта управления на
сознание и волю управляемых и
направлено
на
то,
чтобы
управляемые
добровольно
выполнили
волю
субъекта
управления.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Метод принуждения - субъект
управления
оказывают
необходимое
внешнее
воздействие
на
поведение
объекта
управления,
воздействуют на моральную,
имущественную,
организационную, физическую
сферу подвластного, чтобы
преобразовать
его
волю,
добиться подчинения с целью
выполнения
задач
государственного управления.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Классификация методов управления
по
характеру
воздействия
субъекта
управления на объект управления: прямой
или
косвенный.
Методы
прямого
управляющего воздействия характеризуются
односторонним
непосредственным
властным
воздействием
субъекта
управления на поведение управляемых.
Субъект управления принимает решение
(приказ), исполнение которого носит
обязательный
характер.
Невыполнение
решения влечет для объекта управления
отрицательные
последствия
(ответственность).

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
В государственном
управлении широко используются,
наряду с административными и
экономическими методами
управления, методы морального,
психологического воздействия на
человека. В связи с этим
выделяются в качестве
самостоятельной группы
социально-психологические
методы управляющего
воздействия.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Административные методы управления
классифицируются:
- по форме выражения;
- по юридическим свойствам;
- по способу воздействия на поведение
объектов управления; по форме предписания.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По форме выражения административные
методы подразделяются на:
1) административно-правовые (выраженные в
правовой форме);
2) административно-организационные
(выраженные в совершении субъектом
управления организационных действий).

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По
юридическим
свойствам
административные методы управления могут
быть нормативными и индивидуальными. К
нормативным
относятся
правовые
акты,
содержащие нормы, которые регулируют
управленческие
отношения,
деятельность
управляемых. К индивидуальным - предписания
в виде прямых распоряжений, адресуемых
конкретным исполнителям.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По способу воздействия на поведение
объектов управления административные методы
подразделяются на:
обязывающие
к
совершению
определенных
действий;
уполномочивающие
совершать
определенные
действия;
поощряющие совершение социально полезных
действий;
запрещающие совершение тех или иных действий.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
По форме предписания административные
методы могут быть подразделены на:
- категорические (императивные);
- поручительные (например, вышестоящий
орган исполнительной власти поручает
выполнение нижестоящему органу функций,
которые не входят в его компетенцию);
- рекомендательные.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
В систему экономических методов входят:
прибыль, премия, кредит и другие.
Социологические методы управления:
методы
управления
социально-массовыми
процессами;
методы управления коллективами, органами,
группами, внутригрупповыми явлениями и
процессами;
методы управления индивидуально-личностным
поведением.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
К психологическим методам управления относятся:
*методы комплектования малых групп и коллективов на
*основе психологической совместимости работников;
*методы гуманизации труда;
*методы психологического побуждения;
*формирование мотивов труда, оказание доверия;
*методы профессионального отбора работников,
обладающих
такими
психологическими
характеристиками, которые наиболее соответствуют
занимаемой должности и др.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Административное принуждение –
метод государственного управления,
основанный
на
нормах
административного
права,
совокупность средств психического,
физического и иного воздействия,
применяемых
уполномоченными
субъектами
в
установленном
процессуальном порядке в целях
обеспечения общественного порядка
и общественной безопасности.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Особенности административного принуждения и
условия его применения:
- основывается на нормах административного права;
- применяется как физическими, так и юридическими
лицами;
- применяется в сфере общественных отношений,
урегулированных как нормами
административного права, так и нормами
других отраслей права;
- закрепляется как в законных, так и в подзаконных
нормативных правовых актах;

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- применяется широким кругом уполномоченных
субъектов;
- система мер административного
принуждения отличается разносторонним характером
(широкого спектра действия);
- применяется чаще всего в административном
(внесудебном) порядке;
- порядок применения регламентируется
административно-процессуальными нормами,
создающими упрощенную процедуру;

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
- применяется как к лицам,
совершившим правонарушения, так и к лицам, не
совершившим правонарушения (меры
административного предупреждения);
- законность применения обеспечивается системой
гарантий;
- применяется в целях обеспечения правового порядка и
общественной безопасности.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Цели административного принуждения:
• предупреждение правонарушений и
наступления иных вредных последствий;
• пресечение правонарушений;
• восстановление нарушенного состояния;
• процессуальное обеспечение;
• наказание (ответственность) правонарушителя.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Виды мер административного принуждения:
1. По характеру и специфике правонарушения:
меры психического воздействия;
меры физического воздействия;
меры материального (имущественного) воздействия;
меры организационного воздействия.
2. По субъекту применения:
применяемые индивидуальными субъектами;
применяемые коллективными субъектами.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
3. По нормативным основаниям:
основанные на законах;
основанные на подзаконных актах.
4. По порядку применения:
применяемые в административном (внесудебном)
порядке;
применяемые в судебном порядке.
5. По фактическим основаниям:
основанные на правонарушениях;
основанные на иных фактах (аномалии с правовым
содержанием).

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
6. По сфере воздействия:
внутриорганизационные меры;
внешневластные меры.
7. По способу обеспечения общественного
порядка и целевому предназначению:
меры административного предупреждения;
меры административного пресечения;
меры административно-процессуального обеспечения;
административные правовосстановительные меры
(меры защиты);
меры административного наказания.

ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Вопросы и задания для самоконтроля:
• Перечислите основания классификации форм
осуществления государственного управления.
• Какие существуют методы осуществления
государственного управления?
• Как соотносятся методы убеждения и принуждения в
государственном управлении?
• Назовите виды мер административного принуждения.
• Каковы цели административного принуждения?
• Перечислите особенности административного
принуждения и условия его применения.

БЛАГОДАРЮ
ЗА ВНИМАНИЕ!
ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ
Доцент кафедры ГМУиП
кандидат юридических наук
Коровин Александр
Александрович

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Методы государственного управления. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1. Понятие и классификация методов управления. Рассмотрение вопроса о формах управления влечет за собой анализ методов управления. Они неразрывно связаны. Методы управления находят свое выражение в соответствующих формах. Без этого невозможно управление (приказ о назначении на должность, постановление о назначении наказания) Метод – способ, средство, прием решения задачи. Именно исследование метода отвечает на вопрос «как достичь следования воле управляющего субъекта, как сделать это рационально. Методы управления – способы и средства практического осуществления функций исполнительной власти в рамках компетенции и в соответствующих формах. От выбора метода зависит достижение результата, используется совокупность МУ.

Черты: Особая связь людей, выражают публичный интерес. В МУ реализуется воздействие целенаправленное, сознательно волевое. Через них реализуется компетенция ОИВ путем облечения в те или иные формы. Выбор зависит от сферы регулирования. Не надо путать с методом АП регулирования, который содержится в нормах АП. Метод – это динамика управления.

Классификация. Все классификации дополняют друг друга. 1. По направленности 1.1. Внутренние – внутриаппаратные, организационные. Как организовать работу в системе (распределение полномочий, расстановка кадров, подготовки решений, координация). 1.2. Внешние – непосредственное управленческое воздействие за пределами ОИВ. 2. По содержанию 2.1 Правоустановление (нормативно-правовое воздействие) – ФУ – НА. 2.2 Правоприменение - Регулятивные МУ – оперативно-распорядительная деятельность (бюджетная поддержка, субвенции, правонаделение (лицензирование, прием на службу), легализация (регистрация), структуризация (создание органов) - Охранительные МУ – юрисдикционная деятельность.

3. По характеру воздействия. 1. Прямые (административные). Односторонне властное воздействие, прямые приказы и распоряжения. Антимонопольная деятельность, таможенная. 2. Косвенные (экономические). Создание ситуации, заинтересовывающей в определенном поведении. Через экономические интересы стимулирование поведения, есть возможность выбора (налоговые льготы, финансовая поддержка, социальный заказ, государственные прогнозы, регулирование цен, ввозные и вывозные пошлины). 3. Вспомогательные (статистические, организационные, социологические) 4. Но основное деление по способу воздействия 1.Убеждение 2.Поощрение 3.Принуждение.

1. Убеждение – формирование внутренней убежденности в необходимости правомерного поведения. Использование разъяснительных, воспитательных, организационных мер. Способы – обучение, пропаганда, разъяснение, обмен опытом, реклама, информирование о деятельности ГО. Правовая культура, идеология определяет действия людей. Поощрение – использование стимулов, побуждающих действовать людей правомерно. Материальные, моральные, смешанные.

Понятие и черты административного принуждения. Адм принуждение – воздействие на сознание и поведение людей с помощью мер морального, материального, организационного и физического характера. Адм принуждение – особый вид П принуждения, состоящий в применении субъектами власти установленных АПН принудительных мер с целью охраны правопорядка и обеспечения безопасности. А принуждение – разновидность ГП принуждения. Это крайнее средство управления, отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. ГВ деятельность обеспечивается возможностью применения принуждения в случае неисполнения требований ПН. Этот метод через ограничения и лишения побуждает (негативным образом) действовать правомерно. Сама угроза применения мер уже важна для стимулирования поведения.

Черты: Является реакцией на конфликт интересов (Г и субъекта), т.е. в связи с антиобщественными деяниями или средством обеспечения общественных интересов. Является средством охраны не только общеобязательных АПН, но и норм иных отраслей П (ФП, ТП). Характерен, в основном, внесудебный и внеслужебный порядок применения (но некоторые меры и в судебном). Хотя нормы АП закрепляют механизм привлечения к дисциплинарной ответственности, но это не меры А принуждения. В основном персонифицировано, (Ф.Л. и коллективные субъекты) В нормах АП четко предусмотрен механизм применения мер (множество субъектов, порядок, оформление на основе юрисдикционных актов). Все ограничения на основе закона. Не только метод, но и сама деятельность ОГВ.

Выделяют еще административно - восстановительные меры ст. 4.7 КоАП РФ. Судья, рассматривая дело об АП, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба решить вопрос о его возмещении (многие не выделяют, Д.Н. Бахрах предлагает, Галаган И.А. «Очевидно, мерам административного принуждения в той или иной степени присущи функции восстановления нарушенных отношений»)

2. По основанию их применения: 1. Связанные с совершением правонарушения. 2. Не связанные с совершением правонарушения. (административно - предупредительные меры: не согласны Д.Н. Бахрах, М.С. Студеникина, согласны: Л.Л. Попов, Ю.М. Козлов).

Направлены на предупреждение правонарушений и их последствий, а также на предотвращение обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, нормальной деятельности ГО, организаций. Основанием является потенциальная или реальная угроза правопорядку и безопасности, вызываемая причинами как природного характера (стихийные бедствия) так и возможным поведением лиц.

Особенности: - фактическим основанием может быть не только А ПР, но и преступление (оружие). - более широкий круг лиц, к которым можно применять (до 16 л, а наказания нельзя) - может нарушаться физическая неприкосновенность - иногда без издания письменного акта (оружие).

Меры административно - процессуального обеспечения. Среди мер А принуждения выделяются меры, обеспечивающие ПДАП (доказывание, исполнение решений). Т.е. применяемые не только в целях предупреждения и пресечения административного правонарушения, но и в целях: - установления личности нарушителя, - составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, - обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении - и исполнения принятого по делу постановления (ст.27.1 КоАП РФ). По выполняемой функции выделяются меры: - АПр пресечения (доставление, задержание) - на получение доказательств (личный досмотр, мед. Освидетельствование) - исполнения АН (изъятие документа, подлежащего изъятию, предметов, подлежащих конфискации, содержание до административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут в специальных помещениях, обращение взыскания на имущество) - непринудительные меры (составление протокола)

Калининградский региональный социально-педагогический колледж. ПрезентацияНа тем

№ слайда 1

Калининградский региональный социально-педагогический колледж. ПрезентацияНа тему: Формы и методы реализацииисполнительной власти в процессе государственного управления Подготовил: Студент 21 «ГОС» группыСоциально-педагогического отделенияДмитрием Максим Анатольевич.

Название работы:

№ слайда 2

Название работы: "формы и методы реализацииисполнительной властив процессе государственногоуправления"

Цель исследования: Познать формы и методы государственного управления, при реали

№ слайда 3

Цель исследования: Познать формы и методы государственного управления, при реализации исполнительной власти.

Субъект исследования: Государственные органы исполнительной власти. (Правительст

№ слайда 4

Субъект исследования: Государственные органы исполнительной власти. (Правительство Российской Федерации, Министерства и Ведомства Российской Федерации, Федеральные Комитеты и Службы, органы Субъектов Федерации)

Объект исследования: Процесс реализации исполнительной власти.

№ слайда 5

Объект исследования: Процесс реализации исполнительной власти.

Предмет исследования: Формы и методы реализации исполнительной власти.

№ слайда 6

Предмет исследования: Формы и методы реализации исполнительной власти.

Гипотеза: Чтобы управленческий процесс был более эффективным -необходимо соблюда

№ слайда 7

Гипотеза: Чтобы управленческий процесс был более эффективным -необходимо соблюдать правовые методы управления

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ -одна из самостоятельных и независимых публичных властей в

№ слайда 8

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ -одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве; Имеет совокупность полномочий по управлению государственными делами: - полномочия подзаконодательного регулирования; - полномочия внешнеполитического представительства; - полномочия по осуществлению административного управления и др.; Имеет систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Органы исполнительной власти по организационно-правовым формам различаются:

№ слайда 9

Органы исполнительной власти по организационно-правовым формам различаются:


№ слайда 10

Структура управленческой деятельности:

№ слайда 11

Структура управленческой деятельности:

Определение форм и методов управления на примере мэрии г. Калининграда. Чтобы об

№ слайда 12

Определение форм и методов управления на примере мэрии г. Калининграда. Чтобы облегчить процесс управления крупным городом, администрация приняла решение о делении Калининграда на 5 административных районов.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом

№ слайда 13

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Уставом города, администрации районов является структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления города Калининграда и действуют под непосредственным руководством главы администрации района.В своей деятельности администрация районов руководствуется:Конституцией РФ,законодательными актами РФ, Калининградской области, Уставом города, решениями городского Совета и мэра города, Решениями главы администрации района, Регламентом администрации своего района, положением о районных администрациях города Калининграда, следуя тем самым, правовому методу управления.

Вывод: Государственно - управленческая деятельность всегда была необходимой, и с

№ слайда 14

Вывод: Государственно - управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой и в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период. Без соблюдения правовых методов исполнительная власть будет носить негативный характер, что явно повлияет на качество управления.

Используемая литература:Алёхин П. В. Административное право РФ. М.: Зерцало., 20

№ слайда 15

Спасибо за внимание.

№ слайда 16

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: