Административно правовое обеспечение деятельности судов это

Обновлено: 02.05.2024

Организационное обеспечение деятельности судов - одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

11) организация и ведение судебной статистики;

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Организационное обеспечение деятельности судов не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей.

Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация не означает диктат в сфере правосудия. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом. Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить после повторного рассмотрения дела и признания вновь подсудимого виновным в совершении преступления. Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ. В этой связи из федерального бюджета производится финансирование судов и обеспечивается возможность полного и независимого осуществления правосудия; а также обеспечивается исполнение судебных решений (ст. ст. 19, 42 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации»). Такое финансирование должно проводиться в порядке и объеме, гарантирующих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти на основе принципов и положений Конституции РФ .

Помимо Правительства РФ организационным обеспечением деятельности судов занимаются: —

Аппарат Конституционного Суда РФ (ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); —

Аппарат Верховного Суда РФ; —

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебных приставах»).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности является одной из основных задач органов судейского сообщества.

13.2 Невмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия как основное условие организационного обеспечения его деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность признается гарантией независимости судей.

Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 294 УК уголовно наказуемо. Более того, судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 1 ст. 9, ст. 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.

Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено.

Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (подп. «о» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов

Корякин Иван Иннокентьевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам административно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации. Система Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации несет основную нагрузку в планировании, организации и координации организационного обеспечения деятельности судов. Работа осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Планирование, организация и координация организационного обеспечения деятельности судов. Руководство деятельностью законодательством Российской Федерации.

Administrative and legal providing the courts activities in the subjects of Russia

Koryakin Ivan Innokent'evich, assistant professor of the Chair of Constitutional, Municipal and International Law of North-East Federal University named after M.K. Ammosov, candidate of juridical sciences.

The article deals with the issues of administrative and legal providing the courts activities in the subjects of Russia. The system of Judiciary Department is responsible for planning, organizing, and coordinating the organizational support for the courts. The activity is carried out in strict accordance with the Russian legislation.

Key words: administrative and legal providing the courts of general jurisdiction, planning, organizing, and coordinating the organizational support for the courts, administration of the activity in strict accordance with legislation.

Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации оказалась востребованной, способствовала укреплению демократического потенциала судов и завершению становления судебной власти, сосредоточенной на разрешении вопросов юрисдикции.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с управлениями в субъектах Российской Федерации взял на себя организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей .

Михеева И.В. Администратор суда: к проблеме становления и развития // Администратор суда. 2007. N 1. С. 20 - 23.

От уровня оснащения судов предметами длительного пользования, расходными материалами, достаточности средств на оплату услуг связи, коммунальных и прочих услуг напрямую зависит эффективность деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти.

Указав на недостатки в области материально-технического обеспечения, автор считает необходимым рассмотреть информационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Современные условия развития общества требуют полномасштабного внедрения информационных технологий в осуществление правосудия, создания условий для его доступности и мобильности. В целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по внедрению в органы государственной власти современных информационных технологий и использованию электронных форм Судебным департаментом разработана и внедряется государственная автоматизированная система "Правосудие".

В сфере информационного обеспечения законодатель определил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации большой круг полномочия. Судебный департамент:

  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • организует обеспечение судов и работников аппарата суда нормативными актами, юридической литературой и справочно-информационными материалами;
  • организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, обеспечения информационно-правовой работы;
  • осуществляет работу по систематизации законодательства;
  • ведет банк нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
  • ведет судебную статистику;
  • организует делопроизводство и работу архивов судов;
  • разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании судов .

В целях организации информационного обеспечения судов в структуре Судебного департамента создано Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, в которое входят следующие отделы:

  • отдел систематизации законодательства;
  • отдел правового обеспечения деятельности судов;
  • отдел организационно-методического обеспечения ведения судебной статистики;
  • организационный отдел;
  • юридический отдел .

Отделы в центральном аппарате Судебного департамента при Верховном Суде РФ несут основную нагрузку по планированию, организации и координации процесса информационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

Информационное обеспечение имеет своей основной целью информационное обслуживание принятия процессуальных решений. Это действия по предоставлению нужной для судебной деятельности информации в требуемом месте на основе определенных процедур с заданной периодичностью. Другими словами, информационное обеспечение можно определить как комплекс социально-экономических, научно-технических, управленческих мероприятий по созданию информационной среды для осуществления правосудия.

Начиная с 2002 г. Судебный департамент осуществил большой комплекс мероприятий по внедрению в деятельность судов общей юрисдикции современных информационных технологий: программных комплексов "Судебное делопроизводство и статистика", "Звукозапись судебных заседаний". На данный период времени во всех судах обеспечен доступ к правовым информационным базам данных, обмен информационными потоками осуществляется по каналам электронной почты, имеется доступ в Интернет. Внедряемые информационные технологии позволяют сократить трудозатраты, помогают оперативно получать информационную и правовую поддержку для принятия решений. Основными источниками информационного обеспечения судей и работников аппарата суда являются нормативно-правовые акты, судебная практика, юридическая литература и другие справочно-информационные материалы.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента, разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений судебного департамента.

Работа по кадровому обеспечению судебной деятельности строится в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, указаниями и рекомендациями Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Руководствуясь положениями Концепции судебной реформы, следует глубоко проанализировать деятельность управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и выработать задачи по реализации Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" - административно-правовому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, определить следующие аспекты:

  • квалификационные признаки и организационно-правовые основы функционирования исполнительного органа судебной власти Российской Федерации. При этом особое внимание стоит обратить на принципы организации и деятельности исполнительного органа судебной власти в субъектах Российской Федерации. В федеральном законе целесообразно наряду с конституционными принципами закрепить и гуманитарно-правовые принципы организации единой системы управления с прямыми и обратными связями, оптимальной средой функционирования;
  • законодательное закрепление основных административных процедур - порядка принятия управленческих решений исполнительными органами судебной власти РФ;
  • нормы, формы и виды ответственности исполнительных органов судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц.

Литература

  1. Михеева И.В. Администратор суда: к проблеме становления и развития // Администратор суда. 2007. N 1.
  2. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223.
  3. Об утверждении Положения о Главном управлении организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 230 (документ опубликован не был).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Безлепкина О.В., адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.

В данной статье рассмотрены вопросы административно-правового обеспечения деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его образование, становление и развитие, эффективность деятельности на начальном и современном этапе.

В Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" конституционный принцип единства судебной системы получил правовое закрепление и дальнейшее развитие, а также реализован ряд важнейших положений судебной реформы о создании и обеспечении деятельности судов. Поскольку одним из важнейших положений судебной реформы является совершенствование организационного и ресурсного обеспечения деятельности судов, данным Законом предусмотрено создание Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации .

См.: Козлов С.С. Административно-правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. 2004. С. 13.

На протяжении длительного времени вопросы обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции и в силу широкого круга решаемых им задач оставались на периферии интересов ведомства, в первую очередь - в вопросах финансово-экономических. Более того, финансирование и материально-техническое обеспечение судов осуществлялось по остаточному принципу, что послужило следствием бедственного положения судов: недостаток кадров, низкий уровень заработной платы и социальных льгот судей и работников аппарата судов, отсутствие надлежащего количества зданий, помещений, оргтехники, средств безопасности, что негативно сказывалось на качестве осуществления правосудия, порождало многочисленные жалобы, недовольство граждан волокитой при рассмотрении дел судами.

Верховный Суд Российской Федерации и органы судейского сообщества видели единственный путь реализации судебной реформы, концепция которой была принята в 1991 г., по достижению полной независимости судебной власти, в том числе и экономической, в создании новой системы организационного обеспечения деятельности судов внутри самой судебной власти.

В марте 1994 г. на III внеочередном съезде судейское сообщество Российской Федерации выступило за кардинальное изменение подхода к организационному обеспечению работы судов и поставило в практическую плоскость вопрос об образовании Судебного департамента.

Прошедший 3 - 5 декабря 1996 г. IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей активно занялся задачей отделения судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному, кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту - органу, полностью подотчетному судейскому сообществу. На четвертом съезде был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект Закона "О Судебном департаменте" .

Шутилин В.Ю. История становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // Рос. юстиция. 2005. N 10.

Таким образом, впервые в истории современной России сама судебная власть взяла под контроль обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, что стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы. Был сделан еще один крупный шаг на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти .

См.: Козлов С.С. Ресурсное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Хабаровск, 2003.

Главное предназначение создаваемого федерального государственного органа виделось в том, чтобы он взял на себя абсолютно все заботы судов общей юрисдикции по административно-правовому обеспечению их деятельности, избавил судейский корпус страны от несвойственного статусу положения в государстве и обществе. Ведь эффективное осуществление правосудия не может сводиться лишь к абсолютному соблюдению законности. Кроме того, необходимы соответствующие условия: финансовое обеспечение судов, материально-техническое и кадровое. Иначе говоря, создание условий для нормальной работы каждого суда общей юрисдикции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

При этом непременным условием этой деятельности должно стать способствование укреплению самостоятельности судей, их независимости и невмешательству в осуществлении правосудия .

См.: Козлов С.С. Административно-правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. 2004. С. 7.

Сущность правового регулирования, осуществляемого административно-правовыми средствами, состоит в упорядочении управленческих отношений, в установлении с помощью специальных норм административного права юридических прав и обязанностей участников этих правоотношений для достижения определенных целей правосудия .

См.: Лончаков А.П. Предмет и система административного права Российской Федерации. Хабаровск, 1999. С. 21.

Административно-правовое регулирование в науке административного права рассматривается в качестве одной из приоритетных функций государственного управления. В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. В узком смысле государственное регулирование рассматривается как одна из функций государственного управления, которая направлена на создание благоприятных правовых и организационных условий деятельности органов судебной власти и заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима.

Таким образом, доктор юридических наук А.А. Власов высказывается, что организационное обеспечение правосудия - это особый, не относящийся к сфере управления вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченными государственными органами с участием институтов судейского сообщества, строго регламентированный законом, несовместимый с выполнением судебных обязанностей и имеющий целью всемерное содействие эффективному функционированию правосудия путем решения вопросов организации судебной системы, создания и обеспечения для нее необходимых организационных, кадровых, материально-технических условий и укрепления независимости судей .

См.: Власов А.А. Почему пробуксовывает судебная реформа? М., 2003.

Действующие нормативные акты Российской Федерации не устанавливают административно-правовые формы органов судебной власти Российской Федерации. Административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации - это совокупность мер, обеспечивающих (мероприятия кадрового, финансового и материально-технического характера, а также нормативные акты по ним) деятельность районных (городских), гарнизонных военных судов, мировых судей - органов судейского сообщества РФ.

Образование, формирование и деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации как исполнительных органов судебной власти РФ регулируются Законом РФ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Отсюда следует, что административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации есть вид государственно-управленческой деятельности.

Административно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции РФ создает условия для независимости судей, исключающие всякое постороннее воздействие. Согласно ст. 120 Конституции РФ (1993 г.) судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Гарантия - один из способов обеспечения исполнения обязательств, применяемых в отношениях между хозяйствующими субъектами .

См.: Юридическая энциклопедия. М., 1998. С. 84.

С другой стороны, обеспечение - не гарантия, а совокупность распорядительных действий, на которые направлены основные задачи и функции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации.

Б.М. Лазарев так определял сущность и содержание государственного управления: оно имеет ярко выраженный организующий, исполнительно-распорядительный характер. Его исполнительная сторона заключается в реализации законов и иных решений представительных органов. Но на практике эта исполнительная деятельность чаще всего является одновременно и распорядительной, поскольку предполагает издание органами государственного управления властных актов, охраняемых государственным принуждением .

См.: Советское административное право. М., 1990. С. 11.

Государственное управление - это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его структуры в субъектах Федерации как исполнительные органы судебной власти начали функционировать после принятия Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В настоящее время осуществляют подзаконную исполнительную деятельность в процессе повседневного и непосредственного руководства административно-правовым обеспечением судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в настоящее время является востребованной, способствует укреплению демократического потенциала судов и завершению становления судебной власти. Выявляет основные проблемы, недостатки, касающиеся вопросов обеспечения судов, и стремится к их постепенному устранению. Для более качественной и динамичной работы Судебному департаменту необходимо совершенствовать действующее законодательство о судебной системе и статусе судей, кадровый состав и его работу, что в совокупности будет способствовать четкой работе судов общей юрисдикции.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Решение задач по защите прав и свобод граждан, прав юридических лиц по борьбе с преступностью, возлагаемых на суды, а также на иные правоохранительные организации, в частности организации адвокатов и нотариусов, обеспечивается посредством административно-публичной деятельности специальных федеральных административных органов и входящих в их систему государственных учреждений.

Министерство юстиции Российской Федерации(Минюст России) — является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в следующих сферах:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Минюст России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.

В соответствии с названным Положением основными направлениями деятельности Минюста России являются:

1) издание нормативных правовых актов в указанных выше сферах деятельности министерства;

2) осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и ведение государственного реестра таких актов;

3) проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

4) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций и принимает решения о государственной регистрации таких организаций;

5) осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением филиалами и представительствами международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций законодательства Российской Федерации;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

7) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.

В ведении Минюста России находятся следующие федеральные службы.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) —осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316).

В соответствии с названным Положением основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей;

выполняют распоряжения председателя суда, а также судей или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняют решения суда и судей о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивают по поручению судей доставку к месту проведения судебного процесса уголовных дел и вещественных доказательств, их сохранность;

поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

предупреждают и пресекают преступления и правонарушения, выявляют нарушителей, а в случае необходимости задерживают их с последующей передачей органам милиции;

осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Судебные приставы-исполнителипринимают меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выдаваемых судами и иными государственными органами, в том числе арестовывают, изымают и передают на реализацию денежные средства и иное имущество должников, осуществляют розыск должников, совершают иные исполнительные действия в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Федеральная служба исполнения наказаний(ФСИН России) — осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (Положение оФСИН России, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314).

В соответствии с названным Положением ФСИН России обеспечивает:

1) исполнение уголовных наказаний в соответствии с приговорами судов и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;

2) содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых;

3) правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях и работников уголовно-испол­нительной системы;

4) условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

5) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

6) охрану и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

7) охрану психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

8) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В систему ФСИН России входят соответствующие государственные учреждения, обеспечивающие решение названых выше задач, в частности, учреждения исполнения уголовных наказаний (колонии, тюрьмы) и следственные изоляторы.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации — федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент действует на основании Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 названного федерального закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации решают следующие задачи:

1) определяют потребности судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

2) разрабатывают научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

3) ведут судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

4) финансируют районные суды и органы судейского сообщества в субъектах Российской Федерации;

5) обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами, организуют строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

6) организуют материальное и социальное обеспечение и обслуживание судей, работников аппаратов судов;

7) принимают меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Судебная власть - как одна из ветвей власти, выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интере­сов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.

Систему органов управления судебной власти составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Положением[2] о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 года на него возложено руководство всей системой органов управления юстицией и обеспечение реализации государственной политики в сфере юстиции и судопроизводства.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности судов всех уровней. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Фе­дерации в порядке законодательной инициативы, проведение экспертизы законов, на­правленных ему для подписания; представление заключений о соответствии Конституции Российской Федерации и действующему законодательст­ву проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.

На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрации принимае­мых ими нормативных актов.

В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы, регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законода­тельства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации, руко­водит судебно-экспертными учреждениями, государственными но­тариальными конторами и т.п.

Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации илифедеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Одним из важных направлений работы Минюста России и его орга­нов является организационное обеспечение деятельности судов.

Его содержанием является подбор и подготовка кандидатов в судьи, для чего при органах юстиции действуют экзаменационные комиссии, которые принимают квалификационный экзамен на должность судьи.

На органы юстиции возложена организация повышения квалификации и профессионального уровня судей, ведения судебной статистики и исполнения решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений су­дов по уголовным делам в части имущественных взысканий, испол­нение которых возложено на судебных исполнителей.

В процессе организационного обеспечения деятельности судов органы юстиции принимают меры по созданию необходимых условий для эффективной работы судов; оснащают их материально- техническими средствами; организуют для них внедрение программно-- аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации; обеспечивают необходимыми правовыми актами, юридической литературой и пособиями» информационно-справочными материалами.

Минюст России и его органы выделяют судам необходимые для их работы денежные средства, осуществляя при этом контроль за их расхо­дованием.

Организационное обеспечение деятельности судов предполагает разработку инструкций, положений, методических пособий и рекомен­даций Минюстом России, регулирующих различные стороны организации текущей работы судов (например, инструкции по ведению делопроизводства в судах об исполнительном производстве, о ведении судебной статистики, по приему, учету и хранению доказательств и др.)[3].

Работа Минюста России, его органов по организационному обеспе­чению деятельности судов направлена, в конечном счете, на создание нормальных условий для отправления судами правосудия[4]. При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в судебную деятельность судов, влиять на вынесение судебных решений, так как судьи независимы и осуществляют свою профессиональную деятельность только на основе Конституции Российской Федерации и действующих законов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: