Пожарно контрольный формуляр ведется ли на судах

Обновлено: 28.03.2024

Противопожарный осмотр судов

Судовой пожарно-контрольный формуляр является основным документом, отражающим пожарно-профилактичес-кую работу на судах. Формуляр ведет старший помощник капитана при участии старшего механика и помощника капитана по пожарно-технической части.

Капитан судна обязан периодически, но не реже двух раз в месяц проверять судовой пожарно-контрольный формуляр и требовать от экипажа выполнения мероприятий, предложенных пожарным надзором ВОХР. Замечания и предложения могут заносить в формуляр только представители пожарного надзора. В случае гибели судна капитан должен принять все меры для сохранения судового пожарно-контрольиого формуляра.

Судовой пожарно-контрольный формуляр состоит из нескольких разделов, в которых отражаются:

  • пожарно-техническая характеристика судна;
  • нормы и наличие пожарного оборудования и инвентаря на судне;
  • учет пенных, углекислотных и других огнетушителей, проведенных учебных пожарных тревог и пожарно-техиических занятий с экипажем судна;
  • учет поступления, расхода и проверки качества пенообразователей;
  • требования пожарного надзора, направленные на улучшение противопожарного состояния судна.

Все суда, выходящие из порта, подлежат обязательному осмотру представителем пожарного надзора, после чего им выдается Свидетельство пожарной охраны на выход судна в море. Противопожарные осмотры грузовых и грузо-пассажирских судов проводятся до начала погрузки груза на судно, а пассажирских — до посадки пассажиров.

Судам, плавающим в малом каботаже, Свидетельство пожарной охраны выдается на один квартал; судам, плавающим в большом каботаже и находящимся в загранплаваний, — на один рейс. Также на один рейс выдается свидетельство судам, занятым перевозкой пожароопасных грузов независимо от района их плавания и порта приписки.

Противопожарный осмотр судна проводит заместитель начальника отряда по пожарно-технической службе или, по поручению последнего, пожарный инструктор. При осмотре судна должен присутствовать старший помощник капитана, а при осмотре судовых систем пожаротушения — старший механик. Если на судне предусмотрена должность помощника капитана по пожарно-технической части, осмотр проводится при его участии-.

Перед осмотром судна представитель пожарного надзора обязан ознакомиться с судовым пожарно-контрольным формуляром, судовом расписанием по борьбе с пожаром, шнуровыми книгами углекислотной, бромэтиловой или пенной установками и инструкциями о порядке применения этих установок.

При обследовании судна проверяют:

  • пригодность судна к перевозкам пожароопасных грузов;
  • выполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий;
  • соблюдение требований пожарной безопасности и противопожарного режима в помещениях судна;
  • состояние киноустановок и зрительных залов, а также условия хранения кинопленки;
  • наличие и исправность электрических отопительных установок, утюгов й других нагревательных приборов;
  • состояние электрической проводки;
  • исправность рабочих и запасных цистерн с топливом, наличие в машинном и котельном отделениях ящиков для хранения ветоши, соблюдение правил хранения жидкостей и наличие вентиляции для удаления паров горючих Жидкостей;
  • правильность хранения фалынфееров и ракет;
  • наличие и состояние средств пожаротушения на судне; - наличие расписания общесудовых тревог и выписок из него в каютах экипажа, а также знание экипажем своих обязанностей по борьбе с пожаром;
  • наличие дозорно-пожарной службы (на пассажирском судне);
  • действие электрической пожарной сигнализации и звуковых сигналов для объявления тревоги;
  • наличие предупредительных надписей о запрещении применения огня в пожароопасных местах.

При обследовании также проверяют знание вахтенными их обязанностей по обеспечению пожарной безопасности судна. При проведении противопожарных осмотров судов особое внимание следует обращать на соблюдение мер пожарной безопасности в наиболее пожароопасных местах: машинно-котельных отделениях, фонарных, малярных, подшкиперских, аккумуляторных, камбузах, помповых отделениях, в грузовых помещениях, а также в жилых помещениях экипажа и каютах пассажиров.

Результаты противопожарного осмотра судна и проведенных пожарных учений заносят в судовой пожарно-контрольный формуляр.

При обнаружении каких-либо дефектов или нарушений проверяющий устанавливает срок их устранения. После устранения указанных дефектов судно снова осматривают и только тогда выдают Свидетельство пожарной охраны на выход судна в -море.

При осмотре судов, перевозящих хлопок, джут и другие опас: ные грузы, следует обратить внимание на:

  • наличие на судне правил перевозки указанных грузов морем, а также на знание и выполнение экипажем этих правил;
  • состояние всех систем пожаротушения (система паротущения обязательно должна быть опробована до погрузки этих грузов в трюм);
  • исправность электрической проводки и наличие защитных сеток на подпалубных электрических фонарях;
  • наличие на судне брезента для укрытия груза в случае погрузки его на палубу;
  • надежность работы искрогасителей на дымовых и выхлопных трубах.

При перевозке нефтепродуктов в таре на сухогрузных судах, кроме наличия на судне и соблюдения соответствующих правил перевозки морем данного груза и исправности искрогасителей на дымовых и выхлопных трубах, проверяется наличие аккумуляторных фонарей взрывобезопасного типа, обеспеченность команды судна мягкой обувью или обувью, подбитой деревянными или медными гвоздями, для работы при погрузке-выгрузке нефтепродуктов, а также исправность средств пенотушения.

При обследовании наливных судов проверяют:

  • знание и соблюдение экипажем правил пожарной безопасности при перевозке нефтепродуктов;
  • обеспеченность судна пенообразователями;
  • состояние всех систем пожаротушения;
  • наличие надписей, запрещающих курить и пользоваться открытым огнем;
  • состояние отопительных устройств камбузной плиты, жилых помещений, бани, а также состояние электропроводки, выключателей, патронов, переносных ламп;
  • наличие и исправность аккумуляторных фонарей взрывобезопасного исполнения, предназначенных для осмотра помещений судна, и пламепрерывающих сеток;
  • исправность заземляющих устройств;
  • наличие воды в коффердамах;
  • отсутствие в насосном отделении и на грузовой палубе каких-либо установок и приборов, при действии которых возможно образование искр;
  • исправность искрогасителей на дымовых и выхлопных трубах;
  • обеспеченность команды судна, работающей на грузовой палубе, мягкой обувью или обувью на деревянных или медных гвоздях.

До начала погрузки груза на судно необходимо предъявить пожарному надзору на согласование грузовой план.

При осмотре судна проверяется также:

  • наличие стояночного пожарного расписания по борьбе с пожаром;
  • наличие в жилых помещениях перечня обязанностей членов экипажа по борьбе с пожаром;
  • знание членами экипажа своих обязанностей по борьбе с пожаром и правил использования пожарного инвентаря.

Знание членами экипажа обязанностей по сигналу пожарной тревоги проверяют методом контрольного опроса нескольких членов экипажа.

Умение экипажа использовать судовые средства пожаротушения контролируется путем проведения учебных тревог по тушению условного пожара. При проведении учений нужно выбирать наиболее пожароопасные места судна (машинно-котельное отделение, цистерны с топливом, танки наливных судов и т. п.). В учебных пожарных тревогах должен участвовать весь экипаж судна.

Свидетельство пожарной охраны для выхода судна в море не выдается, если:

  1. хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения не готова к немедленному использованию по назначению или экипаж не имеет навыка пользования какой-либо системой;
  2. нет дыхательных противодымных индивидуальных приборов, или они неисправны, или экипаж не обучен пользоваться этими приборами;
  3. система пожарной сигнализации не работает;
  4. переливные цистерны жидкого топлива заполнены бункером или другой жидкостью;
  5. отсеки судна, защищаемые системой объемного пожаротушения, не имеют приспособлений для закрытия их извне;
  6. противопожарные переборки или противопожарные двери имеют неисправную огнезащитную изоляцию, а противопожарные заслонки воздухоотводов и их механизмы автоматического или ручного закрытия неисправны;
  7. противопожарное снабжение судна не соответствует установленным нормам;
  8. имеются нарушения противопожарных правил перевозки опасных грузов;
  9. не устранены дефекты противопожарного состояния судна, выявленные при его осмотре.

Пожарному надзору морского флота, наряду с перечисленными выше правами, предоставлено право за нарушение и невыполнение правил пожарной безопасности налагать денежные штрафы на членов экипажей судов.

Предусмотрено наложение штрафов и за нарушение правил использования и содержания судового пожарного инвентаря, оборудования, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров. При этом оговорено, что штрафы не могут быть наложены, если по действующему законодательству нарушение правил влечет за собой судебную ответственность. Установлен предельный размер денежных штрафов: 30 руб. с администрации судна и до 10 руб. с членов судовой команды.

Штрафы налагаются начальниками ВОХР пароходств, портов, судоремонтных заводов и линейными пожарными инструкторами. Помощнику капитана по пожарно-технической части предоставлено право составлять акты о нарушении правил пожарной безопасности и передавать их пожарному надзору ВОХР ММФ для вынесения постановления о наложении штрафа.

Пожарный надзор ВОХР вместо наложения штрафа имеет право сделать нарушителю предупреждение либо передать акт о нарушении в общественные судовые организации для принятия мер общественного воздействия. Пожарный надзор обязан доводить до сведения общественности судна все случаи наложения штрафа.

Наиболее эффективной мерой повышения ответственности командного состава судов за соблюдение правил и положений по пожарной безопасности судов являются отметки (проколы) пункта 6 (нарушение противопожарных правил) в контрольных талонах командного состава судов. Проколы в контрольных талонах производятся только при грубых нарушениях правил и положений, приведших к взрыву или пожару на судне либо создавших угрозу взрыва или пожара.

Правом прокола в контрольных талонах пользуются капитаны транспортных судов, капитаны-наставники и механики-наставники пароходств, начальники пароходств и их заместители по мореплаванию, главные инженеры, начальники службы связи и электронавигации пароходства, начальник главной морской инспекции и капитаны морских портов. Проколы в талонах делаются вышеуказанными должностными лицами и по представлениям официальных лиц пожарного надзора ВОХР ММФ,


Содержание
Правила ведения судового пожарно-контрольного формуляра
Часть первая Данные, характеризующие судно и его противопожарную защиту
Часть вторая Нормы противопожарного снабжения и наличие его на судне
Часть третья Учет проверок
А. Огнестойких, огнезадерживающих конструкций устройств для закрытия отверстий в них и приводов этих устройств
В. Система контроля за концентрацией взрывоопасных газов и паров
Г. Система пожаротушения
Д. Система водяного пожаротушения
Е. Система
Ж. Система пенного пожаротушения
И. Система порошкового пожаротушения
Часть четвертая Учет проводимых общесудовых учений и пожарно-технических занятий с экипажем судна
Часть пятая Учет проводимых учебных тревог по борьбе с пожаром
Часть шестая Учет пожаров, имевших место на судне (с ущербом, без ущерба)
Часть седьмая Учет замечаний, предложений пожарно-технической службы и выданных или продленных свидетельств пожарной охраны на водном транспорте

См. также Судовой пожарно-контрольный формуляр. Приложение 18 (обязательное), который отличается тем, что у него:
1. На одно правило ведения формуляра меньше
2. В первой части " Данные, характеризующие судно и его противопожарную защиту" отсутствует строка "Валовая регистровая вместимость", а строка "Система порошкового пожаротушения" заменена на "Тип системы хладонового пожаротушения"
3. Во второй части "Нормы противопожарного снабжения и наличие его на судне" присутствует строка "Судовой запас пенообразователя", отсутствуют строки "Водораспыляющая приставка" и " Пожарные вёдра"
4. В третьей части есть раздел "Б. Системы сигнализации обнаружения пожара"
5. Отличаются названия раздела В. У судового пожарно-контрольного формуляра (Приложение 18) - "Системы пожаротушения: углекислотного тушения, тушения хладоном и т.п. Системы предупреждения о пуске их в действие)", у Судового пожарно-контрольного формуляра (Форма №0303819) - "Система контроля за концентрацией взрывоопасных газов и паров"
6. "Система водяного пожаротушения" - раздел "Г", тогда как у формуляра (№0303819)- раздел "Д"
7. Раздел "Ж" называется "Система парового пожаротушения", вместо - "Система пенного пожаротушения"
8. Отсутствует раздел "И. Система порошкового пожаротушения"
9. Часть 4 - "Учет проведенных занятий по противопожарной подготовке", вместо "Учет проводимых общесудовых учений и пожарно-технических занятий с экипажем судна"
10. Часть 5 - "Учет проведенных общесудовых учений по борьбе с пожаром)", вместо "Учет проводимых учебных тревог по борьбе с пожаром"
11. У Судового пожарно-контрольного формуляра (Форма №0303819) присутствует название 7 части - "Учет замечаний, предложений пожарно-технической службы и выданных или продленных свидетельств пожарной охраны на водном транспорте"


Правила ведения судового пожарно-контрольного формуляра:
1. Судовой пожарно-контрольный формуляр (ПКФ) является официальным документом, отражающим противопожарное состояние судна.
2. ПКФ должен вестись на каждом судне как внутреннего, так и смешанного «река - море» плавания.
3. Книга ПКФ должна иметь формат 220 х 300 мм и содержать 130 отпечатанных по установленной форме и пронумерованных листов.
ПКФ заполняется и подписывается старшим штурманом и старшим механиком (механиком), прошнуровывается и скрепляется печатью владельца судна (арендатора).
4. Ведение ПКФ возлагается на старшего штурмана и старшего механика судна
5. Капитан судна обязан ежемесячно проверять ведение ПКФ и требовать неукоснительного выполнения противопожарных мероприятий, требований контролирующих органов и пожарного надзора.
6. Записи в ПКФ производятся чернилами (за исключением гр. 4 второй части, которая заполняется карандашом). Их содержание должно быть кратким, исчерпывающе ясным.
7. Записи в первом разделе вносятся на основании судовых документов Регистра.
8. В гр. 3 второй части записываются все виды противопожарного снабжения, предназначенные для данного класса и типа судна, согласно требованиям Регистра. В гр. 4 этой части фиксируется фактическое наличие снабжения по результатам годовой инвентаризации на судне.
9. В третьей части формуляра ведется учет различных видов проверок противопожарного оборудования. Записи по каждой выполненной проверке производят старший штурман или старший механик в соответствии с обязанностями по заведованиям.
10. 4-ю, 5-ю и 6-ю части ПКФ ведет старший штурман.
11. В четвертой части записываются темы занятий или бесед, проведенных с членами экипажа комсоставом судна, а также работниками ППС судовладельца или пожарного надзора.
12. В пятую часть ПКФ заносятся данные по проведенным общесудовым учениям по борьбе с пожаром с указанием отработанного плана пожаротушения.
13. В шестой части ПКФ ведется учет пожаров, имевших место на судне, вносятся краткие сведения о пожаре.
14. В седьмую часть ПКФ заносятся недостатки, выявленные органом надзора за пожарную безопасность судов ДРТ Минтранса РФ и пожарно-профилактической службой. владельца судна, предложения контролирующих органов по их устранению и улучшению противопожарного состояния судна с указанием срока выполнения этих предложений.
Проверяющие обязаны вести свои записи только чернилами, четко, ясно, кратко, указывая дату, вид проверки противопожарного состояния, а после окончания - фамилию, инициалы, должность и расписаться. До выдачи Свидетельства пожарного надзора следует проверить выполнение ранее предложенных мероприятий и сделать соответствующие отметки об этом в соответствующей графе, а также запись о продлении или выдаче Свидетельства.
15. Судовой ПКФ подлежит проверке капитаном порта, капитанами и механиками-наставниками. Однако указанные лица не должны делать в нем каких-либо своих записей.
16. Законченный ПКФ, наряду с другими судовыми документами, в установленном порядке сдается на хранение судовладельцу.

См. также Судовой пожарно-контрольный формуляр (Форма №0303819), который отличается тем, что у него:
1. На одно правило ведения формуляра больше
2. В первой части " Данные, характеризующие судно и его противопожарную защиту" присутствует строка "Валовая регистровая вместимость", а строка "Тип системы хладонового пожаротушения" заменена на "Система порошкового пожаротушения"
3. Во второй части "Нормы противопожарного снабжения и наличие его на судне" отсутствует строка "Судовой запас пенообразователя", присутствуют строки "Водораспыляющая приставка" и " Пожарные вёдра"
4. В третьей части нет раздела "Б. Системы сигнализации обнаружения пожара"
5. Отличаются названия раздела В. У судового пожарно-контрольного формуляра (Приложение 18) - "Системы пожаротушения: углекислотного тушения, тушения хладоном и т.п. Системы предупреждения о пуске их в действие)", у Судового пожарно-контрольного формуляра (Форма №0303819) - "Система контроля за концентрацией взрывоопасных газов и паров"
6. "Система водяного пожаротушения" - раздел "Г", тогда как у формуляра (№0303819)- раздел "Д"
7. Раздел "Ж" называется "Система пенного пожаротушения", вместо - "Система парового пожаротушения"
8. Присутствует раздел "И. Система порошкового пожаротушения"
9. Часть 4 - "Учет проводимых общесудовых учений и пожарно-технических занятий с экипажем судна" вместо"Учет проведенных занятий по противопожарной подготовке"
10. Часть 5 - "Учет проводимых учебных тревог по борьбе с пожаром" вместо "Учет проведенных общесудовых учений по борьбе с пожаром)"
11. У Судового пожарно-контрольного формуляра (Форма №0303819) присутствует название 7 части - "Учет замечаний, предложений пожарно-технической службы и выданных или продленных свидетельств пожарной охраны на водном транспорте"

ГОСТ Р 55632-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

СУДОВЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Inland navigation transport. Ship's technical documents. Logbooks

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2013 г. N 1157-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (февраль 2020 г.) с Поправкой (ИУС 5-2020)

Введение

Целью настоящего стандарта является актуализация требований ГОСТ 19439.2-74 "Судовые эксплуатационные документы. Формуляры", в том числе с учетом требований ГОСТ 2.612-2011 "Единая система конструкторской документации. Электронный формуляр. Общие положения".

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению и содержанию формуляров, а также конкретизирует эти требования применительно к отдельным видам судовых формуляров.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила составления, построения и содержания специальных судовых формуляров, поставляемых на проектируемые, модернизируемые, переоборудуемые и ремонтируемые суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания (далее - суда), эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации, а также формуляров, составляемых в отношении оборудования таких судов.

Применение настоящего стандарта осуществляется на стадиях проектирования, постройки, эксплуатации, ремонта судов внутреннего плавания, их переоборудования и модернизации.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.051 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила исполнения эксплуатационных документов

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 формуляр: Эксплуатационный документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные).

3.2 эксплуатационная запись: Любая запись в формуляре, сделанная уполномоченным работником, содержащая сведения о процессе эксплуатации конкретного изделия или его составной части (длительности и условий работы, выполнения технического обслуживания, текущего ремонта и т.п.).

3.3 электронный формуляр: Электронный аналог формуляра, выполняемый в электронной форме и предназначенный для использования в компьютерной среде, обобщающий эксплуатационный документ, объединяющий технические и эксплуатационные данные о судне и оборудовании на протяжении его жизненного цикла и предназначенный для учета текущей комплектности и состояния, наработки, данных о ресурсах и службы изделия (гарантийных, назначенных и межремонтных ресурсов, прогнозирования технического состояния для принятия решений о работах по техническому обслуживанию, контроля соблюдений правил эксплуатации и представления в качестве доказательной документации о соответствии условий эксплуатации и обслуживания изделия установленным требованиям, других задач в интересах разработчика, изготовителя, эксплуатирующих и ремонтных организаций.

4. Общие требования к построению, изложению и содержанию формуляров

4.1 Общие требования к формулярам

4.1.1 Специальные формуляры, поставляемые на суда, предназначены для: удостоверения гарантированных предприятием - строителем судна основных тактико-технических элементов судна; отражения потребностей судна или его составных частей (судовых систем, устройств и т.п.) в запасах энергии или обеспечивающих средствах: отражения технического состояния основных конструкций корпуса, устройств и систем, а также физических полей судна.

4.1.2 Специальные судовые формуляры в зависимости от цели использования подразделяются на:

- формуляр маневренных характеристик;

- формуляр корпуса, устройств и систем;

- формуляр главного паропровода;

- формуляр спасательных средств.

Проектантом судна по согласованию с заказчиком перечень разрабатываемых применительно к судну формуляров может быть сокращен, а также могут быть разработаны другие специальные формуляры, не предусмотренные настоящим стандартом.

4.1.3 Номенклатура формуляров, разрабатываемых применительно к судну, определяется ведомостью эксплуатационных документов данного судна.

4.1.4 В формулярах отражается техническое состояние судна и его элементов (оборудования) после изготовления, в процессе эксплуатации и после ремонта.

4.1.5 Как правило, на элемент судового оборудования, имеющий самостоятельное применение, разрабатывают один формуляр. Формуляр на составные части судового оборудования допускается разрабатывать, если эти элементы ремонтируют отдельно от элемента судового оборудования.

4.1.6 Судовой формуляр и другие специальные формуляры в целом допускается выпускать в виде отдельных частей. Принцип деления формуляра на части определяет проектант судна по согласованию с заказчиком.

4.1.7 Сведения об изделии, которые не зависят от процесса его изготовления, заносит в формуляр разработчик изделия.

4.1.8 При выполнении формуляра в бумажной форме максимальная часть сведений должна быть напечатана. От руки заполняют только переменные данные (заводской номер судового оборудования, дату, индивидуальные особенности, изменения в комплектации, значения параметров и др.). При выполнении формуляра в электронной форме и последующем получении его бумажной копии заполнение данных от руки не допускается.

4.1.9 Специальные формуляры содержат титульный лист, содержание, правила ведения формуляров и в общем виде состоят из следующих разделов:

- основные сведения об оборудовании;

- основные технические данные;

- индивидуальные особенности изделия;

- ресурсы, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя (поставщика);

- свидетельство о приемке,

- учет работы изделия;

- учет технического обслуживания;

- работы при эксплуатации;

- контроль состояний изделия и ведения формуляра;

Допускается отдельные части, разделы и подразделы формуляра объединять или исключать, а также вводить новые в зависимости от особенностей судового оборудования, на которое разрабатывается формуляр, с учетом его специфики, объема имеющихся сведений и условий эксплуатации.

4.1.10 Раздел "Общие положения" содержит указания для обслуживающего персонала по эксплуатации судового оборудования и правила заполнения и ведения формуляра.

Правила заполнения и ведения формуляра должны содержать необходимые сведения для правильного его заполнения и ведения при эксплуатации и ремонте оборудования, в том числе должно быть указано, что:

а) перед эксплуатацией необходимо внимательно ознакомиться с эксплуатационной документацией на изделие;

б) формуляр должен постоянно находиться на судне;

в) при внесении записи в формуляр в бумажной форме не допускаются записи карандашом, смывающимися чернилами, подчистки;

г) при ведении формуляра в бумажной форме неправильная запись должна быть аккуратно зачеркнута и рядом записана новая. При ведении электронного формуляра неправильная запись должна быть помечена, а вместо нее выполнена новая. Новые записи должны быть заверены уполномоченным лицом;

д) после подписи проставляют фамилию и инициалы ответственного лица (вместо подписи допускается проставление личного штампа исполнителя).

4.1.11 Раздел "Основные сведения об оборудовании" содержит наименование оборудования, его обозначение, дату изготовления, наименование и почтовый адрес изготовителя, заводской номер оборудования и другие подобные сведения об изделии в целом. Также в разделе указывают сведения о сертификате или свидетельстве на данное судовое оборудование (номер сертификата, срок действия и орган, его выдавший), обозначение нормативных требований или стандартов (международных правил), или иного официального документа, на соответствие которым производилась сертификация.

4.1.12 Раздел "Основные технические данные" содержит необходимые для эксплуатации оборудования номинальные (заявленные) и фактические значения основных параметров и характеристик (свойств), в том числе и показатели надежности, относящиеся к этому оборудованию.

Для изделий или их элементов, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни, здоровья человека, угрозу загрязнения окружающей среды или может причинить вред имуществу, должен быть указан срок службы или годности такого изделия или его элементов.

Для составных частей изделия, которые могут привести к критическим отказам, представляющим опасность, приводят сроки замены таких составных частей или критерии предельного состояния, при которых эксплуатация допустима.

В разделе при необходимости приводят таблицы "Основные технические данные" и "Результаты контроля параметров", число и наименование граф в которых могут быть изменены в зависимости от специфики оборудования. В графе "Наработка с начала эксплуатации" указывают параметр, который выбран для характеристики наработки в соответствии с подразделом формуляра "Ресурсы, сроки службы и хранение".

Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

Дата введения 1997-07-01

1. РАЗРАБОТАНЫ ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)

Зам. генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын

Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко

Руководитель разработки, канд. техн. наук А.Н.Неелов

кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть II), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, III), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин В.А. (Части VII, VIII), Филимонов В.Д. (Часть VI).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ

Заместитель начальника Д.Д.Анисин

3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации

Первый заместитель министра В.Л.Быков

3. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН:

РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.

РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.

РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.

1. Область применения

Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.

Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении "А".

Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.

Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.*

* Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

2.1. Устав службы на морских судах России.

2.4. Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.

2.5. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).

2.6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.

2.7. Правила по оборудованию морских судов. Регистр.

2.8. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.

2.9. Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.

2.12. Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.

2.13. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50-87.

2.14. Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)

2.17. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.

2.18. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.

2.19. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.

2.20. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.

2.21. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.

2.22. Международный кодекс по газовозам (МКГ). IMO.

2.23. Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.

2.24. Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.

2.25. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO.

Часть I. Общие требования к технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций

1. Общие положения

1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.

1.6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.

2. Общие требования к техническому использованию СТСиК

2.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)

2.1.1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".

2.1.2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.

2.1.3. Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.

2.1.4. Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.

2.1.5. Во время подготовки СТСиК необходимо:

.1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;

.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;

.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);

.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.

2.1.6. В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.

2.1.7. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.1.8. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.

2.1.9. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.

2.1.10. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".

2.1.11. После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.

2.1.12. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.

2.2. Обслуживание во время работы

2.2.1. Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.

2.2.2. Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольно-измерительных приборов и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

2.2.3. При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.

2.2.4. В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.

2.2.5. Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: