Занятия по противопожарной подготовке на грузовых судах должны проводиться не реже одного раза в

Обновлено: 13.04.2024

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).

25. При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.

26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.

27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:

помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;

средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;

2. Спасательным линем

3. Самозажигающимся огнем

2. Спасательный круг

3. Спасательный жилет

2. Спуститься по тросу с мусингами

2. Вести наблюдение за палубой и надстройкой

3. Отойти от борта судна на безопасное расстояние

2. Наличие аварийного выхода при повреждении

3. Наличие ремня безопасности для каждого члена экипажа

4. Недопущение попадания воды внутрь при ее переворачивании

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

3. Плавучий безопасный нож

4. Комплект ремонтных принадлежностей

2. Электрический фонарь

5. Дымовые шашки

6. Сигнальное зеркало

2. Инструкция по немедленным первоочередным действиям после посадки в спасательный плот

2. Инструкция по сохранению жизни

2. Смачиванием одежды забортной водой

3. Нахождением в тени паруса или борта шлюпки

2. Не прощупывается пульс

3. Зрачки расширены и не реагируют на свет фонаря

2. Не опускать в воду блестящие предметы

3. Не опускать в воду окровавленные предметы

2. По возможности как можно меньше двигаться

3. Не стараться плыть к шлюпке, а ждать когда она подойдет

2. Всем улечься на дно плавсредства и плотно прижаться друг к другу

2. Не снимать одежду и в головной убор

3. Не выходить из-под укрытия на солнце

2. Несколько раз ущипнуть или уколоть больное место

3. Постараться выпрямить сведенную ногу при помощи рук

2. Собранной дождевой водой

3. Влагой из пойманной рыбы

2. Повышение чувствительности к гипотермии

2. С острыми наростами вместо чешуи

3. С шипами и колючими иглами на теле

3. Газы (вредные примеси)

4. Теплота (высокая температура)

2. Осуществлять контроль за состотянием других членов аварийной партии

2. При ухудшении самочувствия кого-либо из членов аварийной партии

3. При появлении затруднения дыхания или срабатывании звукового сигнала дыхательного аппарата

2. Об использовании переносных огнетушителей

3. По открытию и закрытию противопожарных дверей

4. О сигналах аварийно-предупредительной сигнализации

2. Предотвращение возможности взрывов

3. Предотвращение распространения огня

4. Энергичная борьба с огнем всеми имеющимися средствами

2. Тщательно осмотреть аварийное и смежные с ним помещения

3. Принять меры, исключающие попадание продуктов горения в другие помещения

2. Спустить людей на нижний ярус

3. Отключить поврежденный участок паропровода

2. Распыленную водяную струю

3. . Порошковые огнетушители

2. Проверены все возможные пути распространения огня

3. Огнетушащее вещество эффективно охлаждает очаг пожара

2. Вывести судно из опасного района

3. Отгонять горящую поверхность от борта судна компактной струей воды

4. Заполнить поверхность воды между судами воздушно-механической пеной

2. Порошковыми составами

3. Мелкораспыленной водой

2. Порошковые огнетушители

3. Углекислотные огнетушители

2. Помещений с установками жидкого топлива

2. Невозможность тушения материалов, содержащих кислород

3. Низкую эффективность тушения пожаров на открытом воздухе

4. Необходимость поддержания заданной концентрации в замкнутом объеме

2. Снижает остойчивость судна

3. Низкая смачивающая способность

3. Высокой температуры воздуха

2. Выйти к месту сбора

3. Надеть спасательный жилет

2. Лица не входящие в состав штатного экипажа временно находящиеся на судне

2. Значение сигналов тревог

3. Номер и место нахождения его в спасательной шлюпке

2. Общесудовую тревогу

2. Надеть спасательные жилеты, приготовить спасательные шлюпки или плоты к спуску

2. По использованию средств пожаротушения

2. Эксплуатационные отходы

3. Продовольственные отходы

4. Стеклянных изделий

5. Изделий из пластмассы

6. Сепарационных материалов

2. Свежую рыбу и ее остатки

3. Измельченные пищевые отходы

2. Синтетические тросы

3. Синтетические рыболовные сети

4. Пластмассовые мешки для мусора

2. Предохранительный пояс со страховочным канатом

2. Одеты в соответствующую спецодежду и спецобувь

2. Предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться у наблюдающего вне помещения

2. Прибора «Указатель напряжения» заводского исполнения

2. Удалять руками стружку или опилки во время работы инструмента до полной его остановки

3. Разбирать электроинструмент и производить какой-либо ремонт электроинструмента, проводов, штепсельных соединений

2. Порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях

3. Распознание на недискриминационной основе, характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности

2. Проводиться при изменении уровня охраны или обнаружении следов нелегальных пассажиров

3. Проводиться после выхода судна из порта с целью обнаружения нелегальных пассажиров и предметов незаконно попавших на судно

2. По завершении досмотра каждого участка докладывать о результатах досмотра

2. Убедиться, что никто из членов экипажа не видел, как предмет попал на судно, никому он не известен

3. При обнаружении подозрительного предмета отойти на безопасное расстояние 3-5 метров и доложить о находке

2. Брать подозрительное вещество только в перчатках и респираторе или иным образом защитить кожу и органы дыхания

2. Краны и подъемные устройства

3. Швартовные тросы и якорные цепи

4. Посадочные двери, бортовые иллюминаторы, окна и лацпорты

2. Человек интересуется, куда направляется судно

2. Являются конфеденциальной информацией, которая должна быть защищена от несанкционированного доступа или разглашения

2. Объявляется на промежуток времени, в течение которого существует повышенный риск влияющего на защищенность происшествия

Подготовка аварийных партий на судне

Для отработки экипажем судна действий по тревогам на судах должны регулярно проводиться занятия, тренировки и учения. Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всех членов экипажа.
На каждом судне должен быть составлен и утвержден капитаном судна годичный план подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна.

Подготовка экипажа должна включать занятия, общие или частные тренировки, причем особое внимание должно уделяться тренировкам и учениям, в ходе которых аварийная пожарная обстановка непрерывно усложняется.

В результате подготовки к борьбе за живучесть аварийная партия должна получить знания и навыки, необходимые для того, чтобы в наи­более сложной аварийной обстановке (в условиях темноты, задымления, высокой температуры, шторма) действовать уверенно, быстро и точно.

Подготовка аварийной партии должна включать в себя:

изучение противопожарной конструктивной защиты судна и технических средств пожаротушения;

изучение организации, средств и способов борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью;

отработку взаимодействия постов управления борьбой с пожарами, аварийных партий, вахт;

изучение средств внутрисудовой связи;

получение навыков по борьбе с пожарами, дымом и взрывами.

На занятиях должен изучаться опыт борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью на судах отечественного и иностранного флота.

Тренировочные учебные пожарные тревоги как основная форма отработки приемов борьбы с пожарами, взрывами, задымленностью должны проводиться регулярно :

- на пассажирских судах - не реже одного раза в неделю, а также перед выходом из последнего порта отправления в заграничный рейс;

- на грузовых судах - не реже одного раза в месяц, причем, если более 25% экипажа было заменено в порту, пожарное учение должно быть проведено в течение 24 ч после выхода из этого порта.

При подготовке экипажа к борьбе с взрывами и пожарами должны рассматриваться следующие вопросы:

конструктивные особенности судна и предупредительные противопожарные мероприятия;

поддержание в готовности и ввод в действие средств борьбы с пожарами;

отработка приемов использования противопожарных средств и имущества;

разведка пожара и выбор огнегасительных средств;

быстрая ликвидация пожара при его возникновении и умелое применение противопожарных средств;

предотвращение распространения пожара и дыма по судну;

изоляция помещений, охваченных пожаром;

отработка способов подачи воды к местам пожара.

Тренировочные пожарные занятия (тревоги) должны проводиться в условиях наибольшего приближения их к действительной обстановке. Действия членов судового экипажа по тревоге должны быть отработаны до автоматизма.

При проведении пожарной тревоги перед личным составом аварийной партии ставят заранее разработанную задачу ликвидации возникшего пожара и эвакуации пассажиров и ценного груза.

При этом сообщают вводные данные: например, начался пожар в такой-то части судна, требуется его ликвидировать. Характер и место возникновения предполагаемого пожара должны меняться при каждом-учении: например, пожар в грузовом трюме, в котельном отделении, в районе танков жидкого топлива, в машинно-котельном отделении, в туннеле гребного вала, в фонарной, в малярной, в подшки-перской, в жилых помещениях пассажиров или экипажа, на камбузе, в радиорубке. Такая вариация учебных заданий позволяет вводить в действие все средства сигнализации и пожаротушения.

При нахождении судна в отечественном порту рекомендуется применять на учениях средства имитации (задымление помещения) с соблюдением мер безопасности.

По окончании учебной тревоги необходимо проанализировать действия членов экипажа на совещаниях командного состава и экипажа, заостряя внимание на каждом выявленном недочете. Обо всех проведенных учебных пожарных тревогах капитан судна делает запись в вахтенном журнале и в судовом пожарно-контрольном формуляре.

Пожарно-тактическая подготовка должна основываться на сочетании теории с практикой, на использовании опыта работы аварийных партий при тушении пожаров.

Богданова Т. Д.

Привычные нам правила обучения мерам пожарной безопасности работников организаций действуют до 1 марта 2022 года. Затем в силу вступает новый порядок. Давайте разберемся, как к нему подготовиться и как подобрать нужный курс обучения по пожарной безопасности

Что изменилось в порядке обучения по пожарной безопасности

Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 перестает действовать. Вместо него работодатели должны руководствоваться двумя новыми документами:

  • Порядком проведения противопожарных инструктажей и требования к содержанию программ инструктажей (Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806);
  • Типовыми дополнительными программами в области пожарной безопасности (Приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596).

Срок их действия — с 1 марта 2022 года по 1 марта 2028 года.

Чтобы подготовиться к нововведениям, сравните требования к обучению по пожарной безопасности:

До 1 марта 2022 года

После 1 марта 2022 года

Повторный противопожарный инструктаж проводят:

  • не реже 1 раза в год для всех работников;
  • не реже 1 раза в полугодие для работников организаций, имеющих пожароопасное производство (п. 22 Приказа № 645).

Повторный противопожарный инструктаж проводят:

  • не реже 1 раза в год для всех работников;
  • не реже 1 раза в полгода для работников на объектах массового нахождения людей, в охранных организациях и на взрывопожароопасных объектах защиты (п. 16 Порядка № 806).

Обучение по пожарной безопасности (пожарно-технический минимум) проводится в самой организации или в учебном центре (п. 35 Приказа № 645).

Обучение лиц мерам пожарной безопасности ведется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования (п. 3 Правил противопожарного режима от 16.09.2020 года № 1479).

Периодичность обучения по пожарной безопасности:

  • не реже 1 раза в 3 года для всех;
  • не реже 1 раза в год для работников взрывопожароопасных производств (п. 35 Приказа № 645).

Периодичность не установлена, должна определяться учебным центром.

Исключение: работники организаций, лицензированных на оказание услуг в области пожарной безопасности, должны повышать квалификацию каждые 5 лет (Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128).

Программы обучения мерам пожарной безопасности согласовываются в МЧС России (п. 52 Приказа № 645).

Таких указаний больше нет.

Сотрудники могут изучить теоретическую часть противопожарного инструктажа дистанционно (п. 20 Порядка № 806).

Оформлять журнал учета инструктажей можно в электронном виде.

Появились требования к квалификации инструктирующего, и это необходимо указывать в журнале учета инструктажей.

Обратите внимание на последний пункт. С 1 марта 2022 года проведение противопожарных инструктажей разрешается лицам, которые соответствуют одному из требований:

  1. Прошли обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
  2. Имеют среднее профессиональное/высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность» (далее — образование пожарно-технического профиля).
  3. Прошли независимую оценку квалификации в период действия свидетельства о квалификации, в том числе:
  • руководители организаций;
  • ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации;
  • ответственные за проведение противопожарного инструктажа в организации;
  • иные лица по решению руководителя организации.

Это требование распространяется на тех, кто трудоустроен в организации (п. 7 Порядка № 806) и кто работает на основании гражданско-правового договора.

Если в вашей организации приказом руководителя установлено, что противопожарные инструктажи будет проводить работник, ответственный за обеспечение пожарной безопасности, проходить отдельную программу повышения квалификации для инструктирующих ему не требуется.

Кто должен пройти повышение квалификации, а кому нужна профессиональная переподготовка

Ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 обозначили категории специалистов, которые должны проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

Программа профпереподготовки позволяет получить новую квалификацию, компетенции, необходимые для нового вида профессиональной деятельности (ч. 5 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ). Повторного обучения не требуется. Этой позиции придерживается и МЧС в Письме от 22.12.2021 № ИВ-19-1999. А вот повышать квалификацию надо регулярно.

Сотрудники, которые прошли обучение по программам ПТМ до 1 марта 2022 года, проходят очередное повышение квалификации с учетом сроков периодичности обучения мерам пожарной безопасности: 1 раз в 3 года — для всех организаций, не реже 1 раза в год — для взрывопожароопасных объектов.

Для лиц, приступающих к работе после 1 марта 2022 года, периодичность повышения квалификации устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты. Именно руководитель вырабатывает порядок внутреннего обучения согласно п. 2 приложения № 1 к Приказу МЧС России № 806 «О порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации».

Герасименко Наталья

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

С точки зрения подготовки по пожарной безопасности Приказ № 806 выделяет три группы лиц.

  1. Сотрудники, которым необходимо пройти повышение квалификации. В их число входят:
  • ответственные за пожарную безопасность на объектах защиты, где могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности;
  • руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, обеспечивающих пожарную безопасность на объектах защиты, или назначенные ими ответственные;
  • главные специалисты технического и производственного профиля или исполняющие их обязанности сотрудники на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты повышенной взрывопожароопасности и пожароопасности, определяемые руководителем организации;
  • сотрудники, на которых возложена обязанность проводить противопожарный инструктаж;
  • сотрудники, замещающие штатные должности специалистов по пожарной профилактике;
  • иные лица, определяемые руководителем организации.
  1. Сотрудники, которые должны пройти профпереподготовку в области пожарной безопасности:
  • сотрудники, которые должны повышать квалификацию по пожарной безопасности, если не имеют среднего профессионального/высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»;
  • сотрудники, которые должны повышать квалификацию по пожарной безопасности, если не имеют компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального/высшего образования.
  1. Те, кто замещает или претендует на замещение должностей специалистов по противопожарной профилактике. Они должны пройти профессиональную переподготовку для получения соответствующей квалификации (п. 2 приложения № 5 к Приказу № 596). Это отвечает и требованиям ст. 76 Закона об образовании 273-ФЗ.

Чтобы иметь право замещать штатные должности специалистов по пожарной профилактике, вы можете пройти курс «Пожарная безопасность. Профпереподготовка по профстандарту «Специалист по противопожарной профилактике» (коды А, В, С)», 256 ак. часов.Если в вашей организации есть должность специалиста по пожарной профилактике, проверьте, чтобы ее занимал сотрудник, имеющий специальность пожарно-технического профиля. В противном случае — направьте его на профессиональную переподготовку.

Как подобрать программу

Повысить квалификацию и пройти профпереподготовку можно только в учебных центрах. Работодатель не вправе учить самостоятельно. При выборе учебного центра для сотрудников проверьте, чтобы его программа обучения, соответствовала типовым требованиям, указанным в Приказе № 596.

Утверждены четыре программы повышения квалификации в области пожарной безопасности, одна — профессиональной переподготовки:

  1. Программа повышения квалификации для руководителей организаций и лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности по организации и отдельным объектам защиты. Таким сотрудникам подойдет курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  2. Программа повышения квалификации для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Эти сотрудники могут выбрать курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  3. Программа повышения квалификации для главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектов защиты повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности — курс «Обучение мерам пожарной безопасности для руководителей организаций и ответственных лиц», 24 ак. часа.
  4. Программа повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа, — курс «Обучение мерам пожарной безопасности для лиц, ответственных за проведение противопожарного инструктажа», 16 ак. часов.
  5. Программа профессиональной переподготовки для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике». Подойдет курс «Пожарная безопасность». Профстандарт «Специалист по противопожарной профилактике» (коды А, В, С)», 256 ак. часов.

Первое повышение квалификации по пожарной безопасности сотрудник должен пройти после истечения срока действия ранее пройденного обучения в рамках ПТМ.

Какое количество часов обучения необходимо

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Минимально допустимые объемы программы повышения квалификации — не менее 16 часов, программы переподготовки — не менее 250 часов (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499). Приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 уточняет, что на практические занятия должно быть отведено минимум 4 и 16 часов соответственно.

Обратите внимание, что на дополнительные профессиональные программы допускаются лица, получившие или еще получающие среднее профессиональное/высшее образование (ч. 3 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

Все удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке учебный центр должен вносить в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФРДО).

Чтобы узнать, какие изменения произошли в порядке проверки по пожарной безопасности и разобраться, как подготовиться к проверке МЧС России, смотрите вебинар «Новые чек‑листы по пожарной безопасности. Как подготовиться к проверке МЧС».

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

судна, находящегося в доке, - предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.

II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).

25. При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.

26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.

27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:

помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;

средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: