Почему страшный суд называется страшным
Обновлено: 29.04.2024
Страшный суд – это самый последний суд, который будет совершен над каждым человеком, над всем миром, ожидается во время второго Пришествия Иисуса Христа на Землю. Его принято называть страшным, потому что каждому человеку будет назначена вечная доля блаженства или страданий.
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10)
Что произойдет во время Страшного Суда?
После того, как человек умирает, в его теле прекращается вся биологическая активность, материя начинает отмирать и разлагаться. Ведь человеческое тело бренно. Исключение составляют тела праведников, которые, по воле Божьей, сохраняются нетленными. В то же время, бессмертная душа, которая во время жизни живет в теле, после смерти человека отделяется и покидает земной мир. Попадая в Царствие Небесное, душа претерпевает частный суд – держит ответ за свою земную жизнь. И после этого частного суда она начинает ждать Страшного Суда в состоянии блаженства или мучений, в зависимости от поведения человека.
Во время Страшного Суда мертвые тела воскреснут и души соединятся с ними. Живые люди изменятся, так написано в Писании. То есть, живые и мертвые станут одинаковыми, но как это будет, никому не известно, хотя есть несколько версий. На Суде решится окончательная участь каждого по его делам, словам и помышлениям.
Святоотеческие произведения поясняют процесс проведения Страшного суда так:
- «Память сердца» каждого человека запечатлевает все, что человек совершил за свою жизнь – внешние поступки, слова и внутренние помыслы. В памяти сердца, как в книге можно будет прочесть истину, которую люди даже сами боятся о себе знать.
- Книга памяти каждого человека будет раскрыта и прочитана беспристрастно, без оправданий и жалости. Сколько раз Божья Благодать спасала человека, сколько раз призывала его к милосердию и любви, сколько раз давала возможность для спасения и изменения образа жизни.
- Будет также указано, как человек относился к этим возможностям, сопротивлялся Божьей Благодати и шел по пути греха и страстей.
- Будет взвешен и благодатный груз – добрые дела и помыслы. Чисты ли они, или подпорчены тщеславием, тайным расчетом и лицемерием. Это страшно, но по большей части так и бывает.
Но самое главное в том, что Страшный Суд лишь констатирует факт, а по сути, судебный процесс длится каждый день на протяжении жизни человека.
Откуда известно про Страшный Суд?
Кто-то может спросить, откуда стало известно об этом грядущем процессе? Ответ на этот вопрос дан очень давно, хотя задает его каждое следующее поколение, считающее себя, конечно, умнее своих предков.
С первых веков существования Церкви об этом говорилось в Ветхом Завете, где Суд считался итогом существования человечества. В Новом Завете, где Господь именуется Судьей, о Страшном Суде Он говорит своими устами.
Во время первого Пришествия Иисус Христос пришел спасти людей, искупить общий грех человечества, отдав свою жизнь. Перенеся немыслимые страдания, поношения от язычников, Он смиренно все перенес, чтобы люди могли жить вечно, для чего нужно было только следовать Его заповедям. Бог сделал все, что только возможно, чтобы люди выбрали свет, а не тьму.
Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит:
Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51-52)
Чтобы закрепить понятие второго Пришествия и Страшного Суда, избежать ересей, уже в 381 году на 3 Вселенском Соборе учение о Страшном Суде было закреплено как неоспоримый факт.
Почему называется Страшным?
Во время второго пришествия Господь явится, чтобы оценить то, как люди приняли его Жертву. Он спросит с каждого, почему выбрал зло, а не добро, пошел по пути греха, а не праведности, хотя имел все возможности для этого.
Второе название этого дня – День гнева Божия. Это также логично и понятно, ведь даже бесстрастный и безгрешный Бог может испытать праведный гнев, глядя, как его Жертва брошена в грязь и растоптана грехами людей.
Поэтому слово «страшный» не означает, что Бог предстанет в виде какого-то чудища. Наоборот, он явится людям во всем своем величии, славе и красоте. Он не будет озлобленным или мстительным. Наоборот, его суд будет справедливым, праведным и окончательным.
Именно поэтому грешники будут в страхе от того, что их совесть будет кричать, что груз грехов слишком велик, а толика добрых дел почти не заметна. Для них суд страшен, ведь результат вполне предсказуем. Отсюда и название Страшный Суд.
Как пройдет?
Как уже сказано выше, на суде измеряются все грехи, как совершенные, так и те, которые были задуманы, но не исполнены. Суд будет совершенно открытым и публичным. Каждый человек будет представлен со своими грехами перед Небесными Силами – ангелами и Архангелами, перед миллиардами людей. Его грехи будут оглашены перед родными и близкими, перед теми, кто его любил, и кто ненавидел.
При этом оправдаться обстоятельствами уже не представится возможным, все будет решаться только с позиции Истины и Правды.
Кто-то спросит, сколько же времени понадобится на такой Суд? Но после смерти время не существует, поэтому Суд может пройти одномоментно для всего человечества. А может быть, что он будет длиться долго, но в вечности этого понятия нет. Какая разница, сколько прошло времени, если нет у него ни конца и ни края!
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… …Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… …И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46)
Почему Господь не простит, если он любит людей?
На тот момент, когда человек умирает, он фиксирует свое состояние по отношению к Господу. Душа уже не может измениться, в каком состоянии ее застало Второе Пришествие, в таком она и попадает на суд.
Бог любит всех и каждого одинаково. Но, когда человек не любит Бога, а любит грех и зло, то он сам отторгает Бога от себя. И отдаляет от себя рай. Беда и страх грешника не в том, что его не возьмут в рай, а в том, что он сам несет с собой ад в любое место, где бы он не появился.
Но надежда есть у каждого человека, который захочет оставить грех. Все мы помним притчу о делателях в винограднике, которую рассказал Господь. Даже те, кто придет в последний час и потрудится для своего спасения, получат свою награду. Поэтому стоит каждому помнить о Страшном Суде, особенно в последние времена, когда все пророческие признаки указывают на приближение часа расплаты.
Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена Наследышева беседует с протоиереем Александром Степановым.
Протоиерей Александр Степанов в 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских в Санкт-Петербурге. Председатель епархиальной комиссии по благотворительности СПб. Главный редактор радиостанции «Град Петров».
- Если мы обратимся к библейскому повествованию о конце времен, то, во-первых, увидим радость. Это не страшно, это радостно: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ); «се творю все новое» ( Откр.21:5 ). Пред взором читателя возникает новый Иерусалим, новый град, исполненный всякого богатства. Перечисляется множество драгоценных камней, золото и прочее (см. Откр.21 ). Это не вещественные драгоценности, а образ чего-то наиболее ценного, наиболее прекрасного, что в сознании людей того времени могло быть.
Книга Откровения Иоанна Богослова повествует, конечно, не просто и не столько о судьбе этого мира, сколько о конечной судьбе Церкви в этом мире. И вот эта судьба Церкви — это ее безусловное торжество. Да, значительная часть посвящена борьбе мира сего против Христа, против верных, против тех людей, которые хотят жить не по законам мира сего, а по законам Божьим, по законам, которые Христос оставил людям. Но по существу, Апокалипсис активно утверждает, что эсхатологическое, последнее, предельное в смысле конца («эсхатон» — это конец, обрыв, завершение чего-то) измерение уже присутствует в этом мире. То есть вечность уже вошла в мир. Одновременно с этим входит и суд. Суд, собственно, начался с того момента, когда Господь воплотился. С этого момента мы имеем образ Человека с большой буквы. «Се, Человек!» — говорит Пилат. Мы имеем как бы универсальную меру всех вещей, универсальную меру добра и зла, критерий суда вообще, причем явленный не теоретически, не в виде философии или какой-то теории, а в виде живой личности. И Сама эта Личность говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ).
Суть христианского благовестия в том, что Царство Божие, как говорит Господь в Евангелии (см. Мф.4:17 ), приблизилось, оно уже присутствует здесь. Конец уже присутствует в мире, и это присутствие есть Церковь. И каждый из живущих сейчас может быть приобщен к этому окончательному бытию мира, войдя в Церковь, начав по-настоящему глубоко жить ее жизнью — не ужасной, а радостной!
— Кажется, однако, что даже верующие люди в глубине души хотели бы, чтобы он был отсрочен.
- А какой смысл его отсрочить? Может быть, дать время кому-то еще одуматься, придти к Богу. Но это время определяет Сам Господь. Тогда, когда полнота всего доброго и позитивного, что может произойти в мире, свершится, исполнится, тогда, очевидно, будет исчерпан смысл бытия этого мира…
— Многие, особенно в церковной среде, видят признаки последних времен в происходящих то там то здесь катаклизмах и стихийных бедствиях. Что вы думаете об этом?
— ХХ век, как мы видим, был наполнен катастрофами, но они были и в древности, они были всегда — с момента грехопадения, которым органическая связь Бога, человека и всего тварного мира была разрушена. Как говорит апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Человек ответственен за вхождение мертвой струи в ту жизнь, которую сотворил Бог. Большая часть рода человеческого отошла от Христа, отошла от Церкви, живет по законам мира сего, и, естественно, такая жизнь приводит к катастрофам и катаклизмам, которые умножаются по мере умножения греха.
Наблюдая за этими событиями, мы можем говорить о том, что приближается время конца света. Но в Евангелии Господь говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Евангелие многократно возвращается к теме того, что мы должны быть всегда готовы «предстать пред Сына Человеческого».
Новгородская икона XV века «Страшный суд». Слева вверху — Горний Иерусалим со святыми, в центре в круге — Господь-Саваоф в окружении серафимов и Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях. Справа — Христос с ангелами, прогоняющими трезубцами тьму, и ангелами, склонившимися перед крестом. В следующем ряду — ангелы и апостолы, в центре — Христос-Спаситель, рядом с ним Богоматерь и Иоанн Предтеча, на коленях стоят Адам и Ева. Они молят Христа за человеческий род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия разноцветные кольца, символизирующие мытарства, через которые должны пройти грешники. Ниже — длань, держащая весы, которые бесы стараются перетянуть в свою сторону. Справа — земля и море, «отдающие мертвецов», под ними — ад, где сатана держит Иуду. Ангел трезубцем отправляет в ад грешников: епископа, царя и монаха. Слева в кругу изображение рая с Богородицей, ангелами и благоразумным разбойником, внизу врата рая, в которые входят праведники, левее них — схимники с крыльями (схиму называют «ангельским образом»). Ад и рай разделены столбом, к нему прикован «милостивый блудник» из византийской притчи, который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».
Неизвестно, увидят ли ныне живущие люди окончание человеческой истории. Но смерть каждого из нас, в конечном счете, — не менее страшное, катастрофическое событие. Пусть это случится в результате войны, стихийного бедствия, от какой-то болезни или естественным путем, но умирать-то придется каждому человеку, единственным образом и единственный раз.
— Иногда можно услышать вопрос: за что Богу судить нас, если на все воля Божия?
— Бог сотворил человека свободным. Он сотворил его таким, что Сам в эту свободу не может вмешаться. И если человек избирает определенный путь, принимает какое-то решение — это его решение, и Бог уважает его. Поэтому если человек принимает какое-то решение, пускай даже очень неправильное с точки зрения Бога, Он, тем не менее, попускает человеку выполнить его, в частности, совершить грех. Иначе Творец начал бы просто ломать то, что Сам создал.
Господь на протяжении жизни человека как-то влияет на человека. Если обратиться к этой аналогии: родитель воспитывает ребенка, обучает его, пытается как-то оградить от влияния недолжного и чего-то злого. Но человек, в конечном счете, становится взрослым и сам избирает добро или зло.
Когда перед нами стоит возможность совершения греха, мы очень часто чувствуем, что происходят какие-то события, которые как бы удерживают нас от совершения этого шага. Как правило, они носят не запретительный характер, а предупредительный. И человек может на минуту остановить свое уже начатое движение и хотя бы дать себе отчет в том, что он делает. Дальше он может продолжить движение, направленное ко греху, но может и удержаться. Господь всегда дает эту возможность и несколько как бы удерживает человека. Бог старается нам помочь, но окончательное слово всегда останется за нами. Поэтому при подведении итога жизни — ответственность будет на человеке.
Мы называем 25‑ю главу Евангелия от Матфея Евангелием о Страшном Суде, хотя слова «страшный» там нет. Что же в нем страшного? Если мы прочитаем весь текст, то увидим, что страшна очевидность нашего беззакония, очевидность нашего равнодушия. В этой главе Сам Господь говорит о последнем суде, и Он говорит о том, что оправданы будут те, которые помогли ближнему своему: посетили больного, заключенного в темнице, накормили голодного, напоили жаждущего, одели нагого; и будут осуждены те, кто этого не сделал. Ибо, говорит Господь, «так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Здесь, на этом последнем срезе нашего бытия, на грани пребывания в вечности обнажается вся правда о нас самих. Поэтому последний суд будет страшен именно тем, что эта правда, которую, может быть, мы часто скрываем от окружающих и больше всего — от самих себя, будет представлена пред нами во всей своей неприглядности. И мы увидим, каковы мы есть, чем мы живем, ради чего живем, к чему стремимся, жертвуем ли чем-то ради человека, который нуждается рядом с нами, или мы живем только эгоистическим устремлением. Вот это и будет страшный и последний суд.
Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каждому будет определена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помышлениям.
Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.
В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу.
Почему Страшный Суд называется Страшным?
Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ( Иоил.2:31 ).
Этот День называется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то — благоговейный, а у кого-то — сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).
Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.
Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.
Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).
В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
прп. Авва Дорофей
Мы все умрём, предстанем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бесконечную любовь, радость, мир и свободу Рая; для кого-то дверь, в которую он отказывался войти всю жизнь, закроется навсегда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сделать по отношению к тем, кто закоснел во зле, — это положить злу предел, который самими злыми будет переживаться как мука вечная.
Сергей Худиев
Картина Павла Рыженко "Страшный суд"
Человек не «въезжает» в вечность на автопилоте. В конце времен, когда кончится все земное, людям предстоит пройти испытание — Последний суд.
Тогда будет открыто, как каждый человек жил, на что потратил данные ему таланты, и, соответственно этому, будет определена его участь в вечности.
Этот суд называется Страшным, но не по той причине, что Бог на нем выступит грозным прокурором, который скрупулезно припомнит все провинности человека и предъявит ему обвинение по всей строгости. Господь неизменно остается абсолютным Благом и безграничной Любовью, которым чуждо лицеприятие: у Него нет «любимчиков» и «изгоев». Последнего грешника Христос любит не меньше, чем Своего верного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которому Он на Кресте доверил Свою Матерь.
Праведный суд Христов совершится по законам Его любви. Преподобный Иустин (Попович) признает великим исключительным счастьем, что человека на Последнем суде будет судить именно Сам Господь Иисус Христос, а не сотворенное Им существо, которое «уже самим тем, что оно не является Богочеловеком, должно быть погрешимым, или уж во всяком случае, не всезнающим и не всевидящим в своих суждениях о столь несказанно сложном и загадочном существе, какое из себя представляет человек».
И самому человеку на Последнем суде не потребуется защищаться, потому что «нападать» на него никто не будет. Этот суд потому и назван «Страшным», что на нем в полной мере откроется внутреннее состояние каждого человека. В продолжение земной жизни его душа сокрыта телом, и окружающим видна только его внешность, «оболочка». Когда мы, например, видим добрую, располагающую улыбку собеседника, то не можем наверняка знать, насколько она искренняя. Если сейчас нам с точностью неизвестно, что скрывается в душе другого человека, то на суде Христовом откроется его истинная суть.
Будет понятно, действительно ли он старался творить добро, или ему по неким личным соображениям было выгодно располагающе улыбаться. Да и самому человеку будет очевидно, помогал ли он людям, потому что этого требовала его совесть, или из греховных побуждений, например, из тщеславия — чтобы его похвалили, отметили из общей массы, или из корысти — чтобы продвинули на более выгодную должность, или ради получения иных земных «дивидендов».
Но и не по этой причине страшен Последний суд. Причина состоит в том, что, когда на суде станет явным все содержимое человеческой души (которое в земной жизни во всей полноте видит только Господь), и все дела, слова, сокрытые мысли человека, тогда всем: и Силам Небесным, и другим людям, и самому человеку станет очевидно — способен ли он жить с Богом в «едином пространстве» Его Царства. Ведь на суде людям откроется Сам Господь во всей полноте Своей любви.
Ныне из реалий духовного мира человеку дано знать только то, что может послужить его спасению. А на Последнем суде каждый человек «лицом к лицу» встретит Христа и поймет, Кто есть Бог на самом деле. Каждый из живших когда-либо людей увидит Того, Кто ради него пошел на страшные незаслуженные страдания, на поношение от Своего творения, оплевание, пытки, на самую позорную, мучительную смерть, чтобы спасти от вечной смерти не какое-то «абстрактное человечество», а каждую личность, как Своего самого большого, самого драгоценного друга.
Стоя перед Христом, созерцая открывшуюся Его безмерную любовь и благость, человек одновременно с этим увидит свое душевное устроение, наработанное в течение земной жизни, и насколько оно соответствует любви Христовой и Его самопожертвованию ради нас. Каждый сам с очевидностью поймет, откликалось ли его сердце на призыв Божией Любви, использовал ли он свою свободу на исполнение воли Божией, отказался ли от угождения себе, чтобы хотя бы в малой степени ответить на Любовь Божию.
Или же, наоборот, человек осознает, что все свое время и силы потратил на строительство «вавилонских башен» — выстраивал жизнь, автономную от Бога, по своим законам, не совпадающим с законами Творца, сделав «богом» себя самого или свое пристрастие к чему или к кому бы то ни было. В таком случае и дальнейшее его существование будет таким же «автономным» — вдали от Бога, вне Его благодати. Это место известно как преисподняя, вглубь которой бегут несчастные, лишающие себя участи быть со Христом грешники. Мрак преисподней более коррелирует их темным душам, нежели нестерпимый для них свет Христовой благодати.
Господь по Своей любви и благости дает им такую возможность, ибо Он постоянно ищет повода спасти — привлечь к Себе каждого из сотворенных Им людей, но при этом никогда не воздействует насильственно на волю человеческую, Он дал в этом выборе свободу. Бог неизменяем, Он всегда, и для грешников, и для праведников, — абсолютная Любовь, Его любовь к каждому из нас неиссякаема и неизменна. В аду, по словам преподобного Исаака Сирина, грешники будут мучимы огнем Божественной любви.
Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?
Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.
После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?
Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.
Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?
После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.
Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?
В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.
Может ли душа не хотеть попасть в рай?
Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».
Почему последний суд называют Страшным?
Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.
Когда будет конец света и Страшный суд?
Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.
Что будет с телом после суда?
Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.
Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?
Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.
Что Священное Писание говорит о Страшном суде?
Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);
О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).
Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.
А почему "но"? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.
Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?
Виктория, последний из заданных Вами вопросов: "И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?" — особенно важен, и при этом он совершенно естественен для каждого нормального человека: и, как видите, здесь этот важнейший и совершенно естественный и очевидный вопрос до сих пор остаётся без ответа — и это, пожалуй, не удивительно, потому что в Церкви этот вопрос стараются, насколько возможно, замалчивать и обходить стороной. Так что я полагаю, что здесь Вам на этот вопрос вряд ли ответят сколько-нибудь внятно и вразумительно.
Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что "вечность" и "бесконечное время" - не синонимы.
страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.
Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?
Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?17
«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.
Автор статьи
Читайте также: