Является ли великобритания правовым государством

Обновлено: 26.07.2024

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после Второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а так же транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составляли жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил… Читать ещё >

Великобритания как правовое государство ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Введение

Центральное управление Местное управление Великобритании Заключение Список используемых источников и литературы

Великобритания принадлежала к числу держав — победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилось его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов — Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности, особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг. Все это заставило правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после Второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а так же транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составляли жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Почтовой ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний.

Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов таких, как Комиссия по отношениям в промышленности или промышленные трибуналы, выступавших в роли третейских судов в регулировании отношений между работниками и работодателями.

Центральное управление

C 1916 г. у власти в Великобритании находилось коалиционное правительство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, консерваторов. На очередных выборах 8 декабря 1918 г. консерваторы и либералы вновь составили единый блок. Лейбористские лидера за несколько дней до выборов вышла из правительственной коалиции и выступили со своей программой, в которой содержались заверения, что в случае прихода к власти лейбералисты добьются немедленного вывода интервенционистских войск из России, национализации земли, ведущих отраслей промышленности, свободы для Ирландии и Индии т. д. Выборы с подавляющим перевесом выиграла консервативно-либеральная коалиция. Ведущее место в парламенте заняли консерваторы, получившие большинство мандатов. Лейбористы провели в парламент 60 депутатов.

Выборы показали, что либеральная партия, стоявшая у власти почти 100 лет, находится в состоянии упадка. На выборах 1918 г. она потеряла около сотни депутатских мест. Партия заметно поредела. Часть либералов перешла к консерваторам, часть — к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из основных партий страны, уступив это место лейбористам.

В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, в которое вошли представители правого крыла партии. Поскольку лейбористы не имели большинства в парламенте, кабинет Макдональда зависел от поддержки либеральной партии. Либералы обещали оказать поддержку при условии, что лейбористы будут осуществлять только ту часть программы, которая не расходилась с требованиями либеральной партии. Правительство Макдональда провело некоторые прогрессивные мероприятия, однако большую часть своих обещаний не выполнило. Второе лейбористское правительство было сформировано в 1929 г.

Итак, в ХХ в. В Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. это были консерваторы и лейбористы, с 1923 г. — консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система не исключает существования других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия), однако выработанная в основных чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта система, естественно, направлена на укрепление господства именно этих двух партий. Последнее оказало такое значительное влияние на развитие английской Конституции, что двухпартийная система может считаться одним из написанных конституционных обычаев. При этом лидеры обеих основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставит цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существования двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

В ХХ в. было принято несколько избирательных законов, демократизировавших избирательно право. Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после первой мировой войны, в 1918;1919 гг. Согласно принятому закону право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев) либо владеющие помещение для деловых занятий. Женщины имели права голоса, если достигли возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не менее 5ф. ст. либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужество и частичное женское избирательное право.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.

Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе.

Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном правительстве, который возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был призван статус автономных государств Британской империи ["https://referat.bookap.info", 21].

В период после первой мировой войн доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919;1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а так же определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-Ирландский договор, заключенный в 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, на 6 северо-восточных графств, составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

Таким образом, национально — освободительная война ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, но не достигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, Ирландское государство осталось в рамках Британской империи, и английская буржуазия в значительной степени сохранила там свои экономические позиции.

В 1931 г. был принят Вестминстерский статус, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивших взаимоотношения его членов. Статус предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и местной политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы. Согласно статусу ни один акт парламента Соединенного Королевства не является обязательным для доминиона, если только доминион сам не просит об утверждении такого и не согласиться на таковой. В тоже время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобритании или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статуса генерал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона.

В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской республики.

В 50-х годах наблюдается усиление центробежных тенденций, происходят ослабления экономической, политической и военной зависимости стран-членов Содружества от Великобритании, обострение противоречий в сфере внешней политики.

В Великобритании отсутствует четкое правовое регулирование роли парламента в ратификации международных договорах. Согласно конституционному обычаю правительство консультируется с парламентом до ратификации всех важных международных договоров и соглашений.

Заключение

договоров формально является королевской прерогативой, осуществляемой по совету правительства и не подлежащей одобрению парламента. На практике решения правительства передать договор на одобрение парламента вызывается не формально юридическими причинами, а связано с мотивами политического характера, со стремлением предупредить возможные возражения общественности и парламента и снизить их накал.

Объявление войны и заключение мира так же является важным правом, которым конституции традиционно наделяют парламент. Однако даже формально этим правом он обладает не везде. В Великобритании Парламент не участвует в объявлении войны. Вступление Великобритании в первую и вторую мировую войны было оформлено актами Правительства.

великобритания двухпартийный право доминион

Местное управление Великобритании

В ХХ в. в Великобритании сохранялась традиционная англосаксонская система управления, фактически означающая самоуправление, поскольку в ней отсутствуют чиновники, назначаемые из центра. Это, однако, не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов. Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов управления было закреплено актами 1929 и 1933гг. акт о местном управлении 1929 г. Предоставил правительству полномочия ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органа самоуправления «нецелесообразными». Акт о местном управлении 1933 г. подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, а так же другие административные и финансовые стороны деятельности местных органов. Функции и полномочия местных органов детально урегулированы и другими парламентскими актами, в том числе в сфере управления полицией, пожарными и дорожными службами, учреждениями культуры, социальными службами. Любое действие местного органа, выходящее за предписанные законом права, признаются превышением полномочий, т. е. недействительным. Общий контроль за местным управлением осуществляет Министерство окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т. д. ) — и другие министерства, а так же комиссары по делам местного, аудиторы, инспекторы. Утверждению вышедших властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.

Реформа начала 1970;х гг., проведенная правительством консерваторов, провозгласила своей целью упразднить особое правовое положение городов и покончить с разделением города и сельской местности на всех уровнях. В связи с этим была создана единая «двухзвенная система» в Англии и Уэльсе, предусматривающая деление на графства и округа. Однако во второй половине 90-хгг. двухуровневое управление было заменено укрупнением округов с образованием вместо советов графств и советов округов общих (унитарным) советов. После прихода к власти лейбористов население Лондона на референдуме в 1998 г. проголосовало за введение должности мэра Лондона и восстановление городского совета, упраздненного консерваторами в 1985 г. Предусмотренная программой лейбористов определенная децентрализация управления нашла отражение, а Акте о местном управлении 2000 г. согласно которому местные представительные органы (советы) формируются в графствах, округах и унитарных округах. Каждый Совет при этом формируют свой постоянно действующий исполнительный орган. Низшей самоуправляющейся единицей в Англии является приход, а в Уэльсе и Шотландии — община.

Заключение

Рассмотренный выше материал, таким образом, свидетельствует о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, будучи в определенной степени автономным (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т. д. ), функционирует в конечном счете под контролем центральных властей и в значительной степени — интегрирован в государственный механизм, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.

Признавая, что одним из важнейших направлений развития политических систем в современном мире является децентрализация властных полномочий, хотелось бы предостеречь от ее абсолютизации в качестве возможной панацеи от всех бед, в качестве средства решения всех проблем, связанных с местным самоуправлением. На определенном этапе не меньшее значение может иметь и централизация власти, у которой, хотя и есть свои негативные черты, но которая, тем не менее обеспечивает единое управление, свободное от местных политических споров и предотвращающее злоупотребление властью. Кроме того, порой централизация власти позволяет лучше координировать деятельность местных служб.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного управления отнюдь не являются благом. Ведь полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных усилий, создает возможность для всякого рода злоупотреблений, ведет к дроблению администрации, что отрицательно сказывается на эффективности ее деятельности.

Централизация и децентрализация, в конечном счете, отнюдь не взаимоисключающие формы политической и административной организации. Во всех системах управления неизбежно имеются элементы, как централизации, так и децентрализации власти. Главная проблема при осуществлении реформ местного управления, поэтому состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям той или иной страны, тем задачам, которые ставятся перед местным управлением.

Список используемых источников и литературы

1. К. И. Батыр , И. А. Исаев , Учебник для вузов «История государства и права зарубежных стран» Москва 2004

2. Н. А. Крашенинников , Учебник для вузов «История государства и права зарубежных стран» Москва 2006

3. М. В. Баглай , Н. П. Гуреева , Учебник для вузов «онституционное право зарубежных стран» Москва 2002

Государственное устройство Великобритании, двухпартийная система. Реформа законодательства и демократизация избирательного права. Признание самостоятельности доминионов в международных договорах; Вестминстерский статус. Местное управление Великобритании.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.01.2012
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Местное управление Великобритании

Список используемых источников и литературы

Великобритания принадлежала к числу держав - победительниц в первой мировой войне, однако война серьезно ослабила ее финансово-экономические позиции. Так, промышленное производство сократилось на 20%; страна потеряла треть своего национального богатства. За годы войны получили развитие новые отрасли промышленности, выпускавшие продукцию военного назначения, но производство в старых отраслях значительно сократилось. Ухудшилось материальное положение рабочего класса и как следствие этого усилилось его политическая активность. За годы войны численность профсоюзов выросла вдвое. Активизации рабочего движения способствовала победа Октябрьской революции в России.

В военные и послевоенные годы активизировался процесс капиталистической монополизации. В 1916 г. возникло крупнейшее объединение монополистов - Федерация британской промышленности. К 1920 г. в нее входили фирмы, на которых работала треть рабочих страны, с капиталом, превышавшим капитал всех английских компаний до войны. Одной из главных целей Федерации было дальнейшее подчинение правительства и государственного аппарата монополистическому капиталу.

В результате мировой войны Великобритания получила новые колониальные владения. В старых колониях увеличилось промышленное производство, численно вырос пролетариат, окрепла местная буржуазия. Усиление национально-освободительного движения вызвало кризис Британской империи.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности, особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. Все это заставило правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после Второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а так же транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составляли жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Почтовой ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний.

Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов таких, как Комиссия по отношениям в промышленности или промышленные трибуналы, выступавших в роли третейских судов в регулировании отношений между работниками и работодателями.

Центральное управление

C 1916 г.у власти в Великобритании находилось коалиционное правительство Д. Ллойда Джорджа, состоявшее из либералов, консерваторов. На очередных выборах 8 декабря 1918г. консерваторы и либералы вновь составили единый блок. Лейбористские лидера за несколько дней до выборов вышла из правительственной коалиции и выступили со своей программой, в которой содержались заверения, что в случае прихода к власти лейбералисты добьются немедленного вывода интервенционистских войск из России, национализации земли, ведущих отраслей промышленности, свободы для Ирландии и Индии т. д. Выборы с подавляющим перевесом выиграла консервативно-либеральная коалиция. Ведущее место в парламенте заняли консерваторы, получившие большинство мандатов. Лейбористы провели в парламент 60 депутатов.

Выборы показали, что либеральная партия, стоявшая у власти почти 100 лет, находится в состоянии упадка. На выборах 1918 г. она потеряла около сотни депутатских мест. Партия заметно поредела. Часть либералов перешла к консерваторам, часть - к лейбористам, влияние которых возросло. Отныне либералы перестали быть одной из основных партий страны, уступив это место лейбористам.

В 1924 г. лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, в которое вошли представители правого крыла партии. Поскольку лейбористы не имели большинства в парламенте, кабинет Макдональда зависел от поддержки либеральной партии. Либералы обещали оказать поддержку при условии, что лейбористы будут осуществлять только ту часть программы, которая не расходилась с требованиями либеральной партии. Правительство Макдональда провело некоторые прогрессивные мероприятия, однако большую часть своих обещаний не выполнило. Второе лейбористское правительство было сформировано в 1929 г.

Итак, в ХХ в. В Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. До 1923 г. это были консерваторы и лейбористы, с 1923 г. - консерваторы и лейбористы. Двухпартийная система не исключает существования других политических партий (так, в 1920 г. была создана коммунистическая партия), однако выработанная в основных чертах парламентом, контролируемым двумя партиями, эта система, естественно, направлена на укрепление господства именно этих двух партий. Последнее оказало такое значительное влияние на развитие английской Конституции, что двухпартийная система может считаться одним из написанных конституционных обычаев. При этом лидеры обеих основных политических партий безоговорочно приемлют основы существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставит цели кардинальных изменений.

Основным средством сохранения существования двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малых партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство осуществило еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.

Новый этап в демократизации избирательного права отмечен после второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г., принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум. Отныне никто не мог голосовать более чем в одном округе.

Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство приняло Акт о народном правительстве, который возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет.

В годы первой мировой войны доминионы Британской империи были важной опорой страны, являясь поставщиками сырья и людских ресурсов. За это время значительно экономика доминионов, окрепла национальная буржуазия, которая стала все решительнее добиваться предоставления доминионам большей самостоятельности.

В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был призван статус автономных государств Британской империи.

В период после первой мировой войн доминионы расширили свою автономию. Нередко они вели вполне независимую от метрополии политику, хотя взаимные экономические финансовые связи побуждали и буржуазию доминионов, и буржуазию метрополии к компромиссам с целью сохранения сложившихся форм отношений.

В наиболее развитом британском доминионе Канаде после войны развернулось мощное рабочее и фермерское движение. Окрепшие экономические позиции канадской буржуазии и усилившиеся связи канадских монополий с монополиями Соединенных Штатов получили отражение в политике канадского правительства. Участвуя в работе Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.), делегация Канады добилась для доминиона права самостоятельно подписывать мирные договоры иметь отдельное от Великобритании представительство в Лиге Наций.

На состоявшейся в 1923 г. очередной имперской конференции Великобритания была вынуждена признать за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а так же определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Великобританией.

После первой мировой войны большой остроты достигла борьба ирландского народа за освобождение. Результатом этой борьбы стал Англо-Ирландский договор, заключенный в 1921 г. Он предусматривал создание доминиона Британской империи Ирландское свободное государство, на 6 северо-восточных графств, составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от нее и оставались в пределах Великобритании. Английское правительство сохраняло в новом доминионе свои военные и военно-морские базы. Ирландские крестьяне по-прежнему вносили в английскую казну выкупные платежи за землю.

Таким образом, национально - освободительная война ирландского народа хотя и заставила Великобританию пойти на создание Ирландского свободного государства, но не достигла всех своих целей. Ирландия была расчленена, Ирландское государство осталось в рамках Британской империи, и английская буржуазия в значительной степени сохранила там свои экономические позиции.

В 1931 г. был принят Вестминстерский статус, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивших взаимоотношения его членов. Статус предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и местной политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях, самостоятельно создавать законы. Согласно статусу ни один акт парламента Соединенного Королевства не является обязательным для доминиона, если только доминион сам не просит об утверждении такого и не согласиться на таковой. В тоже время закон, принятый парламентом доминиона, является действительным независимо от того, противоречит он праву Великобритании или нет. Расширение прав доминионов выразилось и в том, что после принятия Вестминстерского статуса генерал-губернатор назначался по рекомендации правительства доминиона.

В 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской республики.

В 50-х годах наблюдается усиление центробежных тенденций, происходят ослабления экономической, политической и военной зависимости стран-членов Содружества от Великобритании, обострение противоречий в сфере внешней политики.

В Великобритании отсутствует четкое правовое регулирование роли парламента в ратификации международных договорах. Согласно конституционному обычаю правительство консультируется с парламентом до ратификации всех важных международных договоров и соглашений. Заключение договоров формально является королевской прерогативой, осуществляемой по совету правительства и не подлежащей одобрению парламента. На практике решения правительства передать договор на одобрение парламента вызывается не формально юридическими причинами, а связано с мотивами политического характера, со стремлением предупредить возможные возражения общественности и парламента и снизить их накал.

Объявление войны и заключение мира так же является важным правом, которым конституции традиционно наделяют парламент. Однако даже формально этим правом он обладает не везде. В Великобритании Парламент не участвует в объявлении войны. Вступление Великобритании в первую и вторую мировую войны было оформлено актами Правительства.

великобритания двухпартийный право доминион

Местное управление Великобритании

В ХХ в. в Великобритании сохранялась традиционная англосаксонская система управления, фактически означающая самоуправление, поскольку в ней отсутствуют чиновники, назначаемые из центра. Это, однако, не означает отсутствие контроля со стороны центральных органов . Основным рычагом воздействия на деятельность местных органов управления было закреплено актами 1929 и 1933гг. акт о местном управлении 1929 г. Предоставил правительству полномочия ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органа самоуправления «нецелесообразными». Акт о местном управлении 1933 г. подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, а так же другие административные и финансовые стороны деятельности местных органов. Функции и полномочия местных органов детально урегулированы и другими парламентскими актами, в том числе в сфере управления полицией, пожарными и дорожными службами, учреждениями культуры, социальными службами. Любое действие местного органа, выходящее за предписанные законом права, признаются превышением полномочий, т.е. недействительным. Общий контроль за местным управлением осуществляет Министерство окружающей среды, а по отдельным вопросам (образование, здравоохранение, финансы и т.д.) - и другие министерства, а так же комиссары по делам местного, аудиторы, инспекторы. Утверждению вышедших властей подлежат акты муниципалитетов, содержащие императивные предписания, акты о застройке населенных пунктов, о местных налогах.

Реформа начала 1970-х гг., проведенная правительством консерваторов, провозгласила своей целью упразднить особое правовое положение городов и покончить с разделением города и сельской местности на всех уровнях. В связи с этим была создана единая «двухзвенная система» в Англии и Уэльсе, предусматривающая деление на графства и округа. Однако во второй половине 90-хгг. двухуровневое управление было заменено укрупнением округов с образованием вместо советов графств и советов округов общих (унитарным) советов. После прихода к власти лейбористов население Лондона на референдуме в 1998 г. проголосовало за введение должности мэра Лондона и восстановление городского совета, упраздненного консерваторами в 1985 г. Предусмотренная программой лейбористов определенная децентрализация управления нашла отражение а Акте о местном управлении 2000 г. согласно которому местные представительные органы (советы) формируются в графствах, округах и унитарных округах. Каждый Совет при этом формируют свой постоянно действующий исполнительный орган. Низшей самоуправляющейся единицей в Англии является приход, а в Уэльсе и Шотландии - община.

Рассмотренный выше материал, таким образом, свидетельствует о том, что местное управлений представляет собой сложный механизм, который, будучи в определенной степени автономным (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует в конечном счете под контролем центральных властей и в значительной степени - интегрирован в государственный механизм, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.

Признавая, что одним из важнейших направлений развития политических систем в современном мире является децентрализация властных полномочий, хотелось бы предостеречь от ее абсолютизации в качестве возможной панацеи от всех бед, в качестве средства решения всех проблем, связанных с местным самоуправлением. На определенном этапе не меньшее значение может иметь и централизация власти, у которой, хотя и есть свои негативные черты, но которая, тем не менее обеспечивает единое управление, свободное от местных политических споров и предотвращающее злоупотребление властью. Кроме того, порой централизация власти позволяет лучше координировать деятельность местных служб.

Излишняя децентрализация и абсолютная самостоятельность местного управления отнюдь не являются благом. Ведь полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных усилий, создает возможность для всякого рода злоупотреблений, ведет к дроблению администрации, что отрицательно сказывается на эффективности ее деятельности.

Централизация и децентрализация, в конечном счете, отнюдь не взаимоисключающие формы политической и административной организации. Во всех системах управления неизбежно имеются элементы, как централизации, так и децентрализации власти. Главная проблема при осуществлении реформ местного управления, поэтому состоит не в том, чтобы сделать выбор между централизацией и децентрализацией, а в том, чтобы найти надлежащий баланс между ними, адекватный реальным условиям той или иной страны, тем задачам, которые ставятся перед местным управлением.

Список используемых источников и литературы:

1. К.И. Батыр, И.А. Исаев, Учебник для вузов «История государства и права зарубежных стран» Москва 2004

2. Н.А. Крашенинников, Учебник для вузов «История государства и права зарубежных стран» Москва 2006

3. М.В. Баглай, Н.П. Гуреева, Учебник для вузов « онституционное право зарубежных стран» Москва 2002

Её Величество Королева Елизавета II, Елизавета Александра Мария Виндзор (Queen Elisabeth II, Elizabeth Alexandra Mary Windsor; р. 21 апреля 1926, Лондон) — царствующая королева и глава государства Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, глава 15 государств Содружества Наций (Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка) ! Ее законными представителями в этих странах являются Генерал-Губернаторы.

А также глава Англиканской церкви, главнокомандующий вооружёнными силами и Лорд Острова Мэн . Принадлежит к династии Виндзоров. Взошла на престол 6 февраля 1952 года, коронована 2 июня 1953 года.

Елизавета выполняет только представительские функции, практически не оказывая никакого влияния на политику страны. В первые годы ее царствования она еще играла какую-то роль в назначении премьер-министра, если в правящей партии не было явного лидера. Королева поддерживала корректные отношения со всеми премьерами, в том числе с представителями лейбористской партии — Гарольдом Вильсоном, Энтони Блэром. Некоторые скрытые от глаз общественности трения между премьером и королевой возникли в период премьерства Маргарет Тэтчер. Елизавету несколько смущал «королевский стиль» управления нового премьера. В частности, между ними были разногласия в связи с поддержкой британским правительством режима апартеида в ЮАР, что, по мнению королевы, могло негативно сказаться на влиянии Великобритании в африканских странах — членах Содружества. При этом она всегда оставалась верна традиции английских королей новейшего времени — находиться над политическими схватками.

Королева возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства. Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы о-ва и Тувалу) , где королеву представляют генерал-губернаторы. Порядок наследования короны определяется нормами прецедентного права и рядом законодательных актов.

Великобритания - страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей «неписаной» Конституции и о том, надо ли ее изменять.

Её Величество Королева Елизавета II (Queen Elisabeth II, Elizabeth Alexandra Mary Windsor; р. 21 апреля 1926, Лондон) — царствующая королева и глава государства Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, глава 15 государств Содружества Наций (Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка) , глава Англиканской церкви, главнокомандующий вооружёнными силами и Лорд Острова Мэн. Принадлежит к династии Виндзоров. Взошла на престол 6 февраля 1952 года, коронована 2 июня 1953 года.

Елизавета II, «милостью Божией королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и ее других стран и территорий, глава Содружества наций, защитница веры» .

Она пообещала служить своему народу и Содружеству наций всю жизнь.

С тех пор многое в мире изменилось. Хотя Содружество остается вторым крупнейшим международным объединением – в него входят 53 государства с совокупным населением в миллиард семьсот миллионов человек, 30 процентов населения земного шара – власть королевы в нем стала символической.

И, похоже, Австралия скоро все-таки сделается республикой. Посетив эту страну в марте, Елизавета II произнесла речь, смысл которой сводился к следующему: если австралийцы счастливы отказаться от ее власти, она только порадуется вместе с ними.. . Что нельзя удержать в руках, надо отпускать грациозно.

Но дома правительство по-прежнему ценит ее осведомленность и опыт. В условиях конституционной монархии она может высказать ему свое мнение, одобрить или предупредить.

Последовательность монарха и ореол недоступности защищали корону во времена кризисов. Несмотря на ограничения полномочий, королева может назначать премьер-министра и разрешать или запрещать роспуск парламента – политически рискованные права, которыми она никогда не пользовалась.

Вот полный список стран, в которых английская королева является официальной главой государства: Британское Содружество наций, Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка.

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Понятие правовой системы служит организующим смысловым началом для осмысления реалий правового функционирования в рамках государственности Великобритании. В теории под правовой системой принято понимать сложное образование, куда входят в качестве элементов система права (терминологически она обозначается как «национальная правовая система»), государство, его органы, учреждения и институты, обеспечивающие функционирование правовых норм, и соответствующие общественные институты. Понятие правовой системы отражает ее относительную автономность, с одной стороны, и интеграцию в мировой правопорядок — с другой.

Важно отметить, что понятие «правовая система» шире понятия «система права». Правовая система охватывает не только право и организацию его отраслей (то есть систему права), но и его источники, систему государственных органов и учреждений, обеспечивающих функционирование права, систему судов и организацию правосудия, социально активные формы правосознания.

Рассматривая правовую систему Великобритании, следует помнить, что в правовой теории устоявшееся понятие правовой системы отсутствует. Часто понятие правовой системы сводят к понятию права или к понятию «система права». Такая трактовка понятия правовой системы, однако, узка и не отражает многообразие его содержания и правовых систем как социального явления. По мнению французского исследователя права Жана Карбонье, к понятию «правовая система» в теории права прибегают, «чтобы охватить весь комплекс юридических явлений /. / Все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время на одном и том же пространстве, взаимосвязаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему» 1 Карбонье Ж. Юридическая социология. — М., 1986. — С. 197. . Такую точку зрения поддерживает и развивает российский ученый М. И. Байтин: он отмечает, что правовая система охватывает «как совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных, социально-однородных и устремленных, в конечном счете, к общим целям правовых явлений данного общества, каждое из которых выполняет свою специфическую роль в правовом регулировании или выходящем за его пределы правовом воздействии на общественные отношения» 2 Байтин М. И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. — 2000. — № 4. . Указанные характеристики понятия правовой системы вполне применимы и к анализу правовой системы Великобритании.

Прежде всего, правовая система Великобритании — понятие собирательное. Оно охватывает как единую правовую систему, действующую на территории единого государства — Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, — так и правовые системы его субъектов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Важно учитывать, как сами англичане употребляют понятия «Англия» и «Великобритания». Например, о себе они говорят: «британцы» (British), что значит «живущие в Великобритании» («Britain», «United Kingdom», «UK»). Между тем страна, где они проживают, официально именуется «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». Такое название государство носит с 1920 г., когда Ирландия выделилась из состава Великобритании, а ее 26 графств получили независимость, объединившись в рамках Республики Ирландии. Нередко полагают, что 26 графств образовали «Южную Ирландию», и ее противопоставляют «Северной Ирландии» (6 графств). Подобное мнение, однако, неверно как юридически, так и географически. Юридически — так как новое государство официально получило двуязычное — на английском и ирландском языках — название: The Republic of Ireland и Eire (Poblacht na hEireann). А географически — потому что графство Донегап, относящееся к Южной Ирландии, расположено севернее шести графств Северной Ирландии.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой единое целое, состоящее из трех стран (countries) и одного княжества (principality): страны — Англия, Шотландия и Северная Ирландия, княжество — Уэльс. Номинальный правитель Уэльса — принц, а не монарх. В отличие, скажем, от княжества Монако, Уэльс не образует отдельного государства, на его территории действует английская правовая система.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: