Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке монография

Обновлено: 14.04.2024

В монографии изложена общая концепция применения дедуктивно-аксиоматического метода для его преодоления логического кризиса в развитии теории анализа финансовой устойчивости. Разработано логическое обоснование системы понятий, .

Следующий уровень. Книга для тех, кто достиг своего потолка

От автораУже много лет я работаю ментором. Помогаю крутым ребятам стать еще более крутыми. И поэтому видел такое не раз. Раз за разом передо мной оказывается человек, который застрял - и не знает, как ему перейти на новый уровень. Всю свою жизнь .

Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

"Что нас ждет в будущем? По каким правилам будет жить общество? Почти всех занимают подобные вопросы. Кажется, что невозможно ничего предугадать, но на самом деле многие наши грядущие реалии понятны уже сейчас. И они неизбежны, потому что .

Государство и трудовые ресурсы в России, конец XIX – конец XX столетий (историко-социальный анализ)

Настоящее монографическое исследование посвящено истории государственного управления трудовыми ресурсами в Российской империи – СССР - Российской Федерации. Оно хронологически охватывает период с конца XIX века и до конца XX столетия. Работа .

Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие

Книга раскроет секреты нестандартного мышления известных людей и расскажет, как применять их приемы на практике. Девять стратегий мышления, подробно описнные автором, помогут в поиске новых идей и нестандартном решении любых проблем в бизнесе и .

Муза и чудовище. Как организовать творческий труд

Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм-менеджмента. Но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не скучным образом.В .

Анималистика. Образы & фантазии

Это издание – бесценный источник идей и кладезь уникальной информации для всех ценителей прекрасного и творческих натур, стремящихся повысить свое мастерство и ощутить себя настоящими экспертами в искусстве. Книга станет полезным подспорьем и .

Аттестация персонала

В пособии рассматриваются ключевые вопросы правового и организационного обеспечения аттестации персонала. Материал излагается на основе актуальных законодательных, нормативно-правовых актов и методических документов, регламентирующих процедуру .

Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02

Настоящие Общие правила промышленной безопасности устанавливают общие требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, и направлены на предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных .

Сборник готовых скриптов для телефонного маркетинга. Реальные кейсы и проверенная технология общения

Уникальный сборник скриптов, которые помогут быстро выстроить общение с потенциальными клиентами и достигнуть результата в общении. В издании подробно описана технология построения общения с моментами прохода "секретарского барьера" и вхождения .

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92

Предлагаем вашему вниманию Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92). Утверждено МПС РФ 11.11.1992 г. №ЦУО-112 в редакции Приказа МПС РФ от 06.12.2001 №47.

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при проведении основных технологических операций и работ, связанных с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом стационарных машин, механизмов, .

Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией НПБ 110-03

Настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и .

Моделирование одежды по законам зрительного восприятия

Настоящая книга была написана известным психологом С.Н.Беляевой-Экземплярской с целью помочь тем, кто работает в области построения одежды и заинтересован в придании ей желаемой видимой формы. Исследование дает соответствующий научный материал, .

Строительство. бухгалтерский и налоговый учет

В книге рассмотрены вопросы правового регулирования деятельности строительных компаний, правила заключения договоров подряда на выполнение строительных и ремонтных работ. Большое внимание уделено вопросам бухгалтерского и налогового учета .

PR. Теория и практика

Данный учебник содержит как теоретические основы PR-деятельности, так и практические алгоритмы ее реализации. Из книги можно узнать, зачем организации нужен PR, как осуществлять PR-деятельность и как ею управлять. Представлено множество .

Как организовать суперприбыльное интернет-казино

В настоящей книге на примере иностранного и российского опыта организации реальных интернет-проектов описано, как в России организовать игорный бизнес с использованием возможностей Интернета. Рассмотрены правовые аспекты проблемы и обобщен .

Путь к цели. Еженедельник Номера 1.

Этот еженедельник - дополнение к бестселлеру "Номер 1" Игоря Манна и практикум по ней. С ним вы сможете пройти все шаги, необходимые для того, чтобы стать Номером 1:постановка цели - амбициозной, реалистичной, соответствующей вашим .

Конкретный и конкурентный PR

Любая организация, которая желает добиться успеха в бизнесе или политике должна ставить PR (связи с общественностью) на одно из самых приоритетных мест в своей практической деятельности В современном бизнес-сообществе PR однозначно .

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Текст с последними изменениями на 2018 год

Настоящее издание содержит текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и учитывает все имеющиеся изменения и дополнения. .

Налоговое право России. Общая часть

Учебник написан преподавателями кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ на основе первой части Налогового кодекса РФ и других правовых актов. Освещаются теоретические взгляды по основным проблемам общей .

Экономическая теория на пороге XXI века - 2

На основе междисциплинарного подхода рассматриваются актуальные проблемы развития современной экономической теории в русле новых парадигмальных решений. Является продолжением выпущенной в 1996 г. монографии `Экономическая теория на пороге XXI .

Интеллектуальная собственность в современном мире

Монография представляет собой коллективный научный труд специалистов ФГБОУ ВО РГАИС, Роспатента, Суда по интеллектуальным правам и других специалистов-практиков, посвященный юридическим и экономическим вопросам интеллектуальной собственности.В .

Бары и рестораны. Искусство обслуживания

В книге освещены вопросы всесторонней деятельности ресторана - как особого типа предприятия. Раскрываются многообразные стороны его работы: от оборудования помещения до организации высокого уровня обслуживания посетителей. В пособии гармонично .

Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса

Это обновленное издание самой известной книги по личной эффективности, переведенной на несколько десятков языков. С ее помощью клубки ваших проблем распутаются гораздо быстрее: вы обретете ясность сознания и упорядоченность мыслей, научитесь .

Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили

Вторая книга Остина Клеона - яркий и концептуальный сборник о том, как стать известным. 10 простых правил, основанных на глубоких и точных наблюдениях, помогут вам стать более смелым, продуктивным, открытым и обрести популярность.

Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию

Прочитав первое издание "Разумного инвестора" в 1950 году, молодой американский предприниматель Уоррен Баффетт счел этот труд Бенджамина Грэма лучшим из всего, что когда-либо было написано об инвестициях. Спустя годы, став одним из крупнейших .

Арбитражный процесс

Учебник написан на основе программы курса `Арбитражный процесс` для юридических вузов. В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства и на основе современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты .

Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей

Эта книга поможет вам разработать стратегический план развития вашей компании; оценить положение компании, в которой вы получили руководящую должность; получить полное представление о партнере, с которым вы собираетесь создать стратегический .

Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?

Почему одним все, а другим ничего? Малкольм Гладуэлл первым обнаружил скрытые законы за тем, что всегда казалось исключительно волей случая. Почему выдающиеся хоккеисты рождаются, как правило, в январе? Что общего у Билла Гейтса, "Битлз" и .

Как устроена экономика

В этой книге экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг в занимательной и доступной форме объясняет, как в реальных условиях работает мировая экономика. Чанг предлагает читателю идеи, которые нельзя найти в учебниках по экономике, и делает это с .

Золото в мировой и российской истории XIX-XXI вв. Книга 4

Предлагаемая книга представляет собой широкую панораму мировой истории золота в XIX-XXI веках. Центральной частью этой истории является эпоха золотого стандарта, когда денежные системы ведущих стран мира оказались привязанными к "желтому .

Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер

Скорее всего, вы уже слышали о бережливом подходе, SWOT-анализе и ключевых компетенциях. А что вы думаете об анализе рисков и вознаграждений, инновационном цикле и стратегическом планировании человеческого капитала? Даже если вы слышали об этих .

К выступлению готов! Презентационный конструктор

Современному человеку невозможно обойтись без презентаций - будь то работа или учеба. И "К выступлению готов!" - одна из лучших книг о том, как ее правильно подготовить и эффективно провести.Автор рассматривает все составляющие презентации с .

Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации

Если вы хоть раз в жизни упускали возможность использовать личный контакт с важными для вас людьми, прислушайтесь к советам Марка Роудза. Он поможет вам разобраться, какие именно причины мешают вам свободно общаться в самых разных ситуациях, .

4. Принципы, задачи и основные направления

развития досудебного разрешения налоговых споров

в Российской Федерации

4.1. Принципы развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации:

- надлежащее обеспечение прав и интересов участников налоговых правоотношений;

- соблюдение норм национального и международного права;

- преемственность - Концепция основывается на накопленном опыте реализации политики досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации;

- клиентоориентированность, упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами;

- информационная открытость - доступность информации о порядке подачи и рассмотрения жалоб, стадиях их рассмотрения.

4.2. Задачи досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации включают:

- повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами;

- создание условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке;

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров;

- стимулирование развития примирительных процедур в сфере разрешения налоговых споров;

- содействие формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.

4.3. Основные направления развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации предполагают:

- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

- дальнейшее сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, в связи с принятием решений по результатам налоговых проверок или в связи с действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов;

- снижение нагрузки на судебную систему;

- совершенствование нормативно-правовой базы, своевременная подготовка предложений по изменению налогового законодательства;

- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);

- разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);

- совершенствование интернет-сервисов, облегчающих подачу жалоб и отслеживание стадий их рассмотрения, развитие электронных сервисов и услуг. Целевой результат - прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи;

- информирование налогоплательщиков о преимуществах досудебного порядка разрешения налоговых споров перед судебным разбирательством. Использование механизма обратной связи посредством текущего анкетирования налогоплательщиков;

- надлежащее и оперативное реагирование на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования;

- создание информационных баз с основными положениями и позициями решений по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе, по результатам оперативного анализа судебной практики;

- постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов;

2. Анализ развития досудебного порядка разрешения налоговых

споров в Российской Федерации

История развития института досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации показывает, что до недавнего времени налогоплательщики и иные участники налоговых правоотношений отдавали предпочтение судебному урегулированию конфликтов. Важнейшим этапом в развитии института досудебного урегулирования налоговых споров является законодательное закрепление с 1 января 1999 года процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части I Налогового кодекса Российской Федерации.

Количество налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами, постоянно росло. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60 процентов. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" была изменена процедура судебной защиты - с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее - в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель имеет существенные достоинства с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых - институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы.

Начиная с 2006 года в системе налоговых органов (включая центральный аппарат Федеральной налоговой службы) стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входит объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Подразделения налогового аудита, прежде всего, обеспечивают разрешение споров в рамках двух основных стадий:

- на стадии рассмотрения возражений (разногласий) по материалам налоговой проверки (от момента вручения акта по результатам мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

- на стадии рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров уже в первые два года (2006 - 2007 гг.) свидетельствуют о том, что налогоплательщики стали отдавать предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора. Так, по состоянию на конец 2007 года темп роста числа жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, в 4 раза превысил темп роста споров, рассматриваемых в судебном порядке.

Оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, обобщение результатов и устранение внутриведомственных ошибок способствовали повышению качества администрирования и обусловили тенденцию к сокращению количества жалоб, подаваемых на решения по результатам налоговых проверок. Начиная с 2010 года наблюдается тенденция сокращения числа жалоб в среднем на 10% ежегодно.

Результатом качественного досудебного урегулирования налоговых споров явилось существенное снижение нагрузки на судебную систему Российской Федерации. Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15 - 20 процентов.

Важным шагом в развитии электронных сервисов досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации следует считать введение в эксплуатацию в 2012 году интернет-сервиса "Узнать о жалобе", размещенного на интернет-сайте Федеральной налоговой службы. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1 января 2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления Федеральной налоговой службы.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создала предпосылки к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, налоговому администрированию, что позволило налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства. В целях создания благоприятных условий по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо дальнейшее развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. К мерам в области налоговой политики, планируемым к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов, относятся развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В Российской Федерации можно выделить три этапа развития досудебного разрешения налоговых споров.

Первый этап — 1999–2006 гг. — связан с законодательным закреплением с 1 января 1999 г. процедурных вопросов обжалования актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и характеризуется ростом количества налоговых споров, разрешаемых арбитражными судами. Если в 1992 г. доля административных споров в общем количестве дел, рассмотренных арбитражными судами, не превышала 2%, то в 2008 г. она составила более 60%. В основном это споры, связанные с применением налогового законодательства, количество которых за 15 лет увеличилось в 22 раза. Все это обусловило необходимость реформирования и модернизации механизма досудебного разрешения налоговых споров.

Второй этап — 2006–2013 гг. Успешно внедряется и активно реализуется досудебное урегулирование налоговых конфликтов и споров в налоговых органах. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее в судебном порядке. Избранная организационно-правовая модель обладает существенными достоинствами с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, среди которых институт апелляционного обжалования, невозможность ухудшения положения лица по результатам рассмотрения его жалобы. Обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых инспекций по камеральным и выездным проверкам действует с 1 января 2009 г., а начиная с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» обязательный досудебный порядок введен и в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов. Несоблюдение с 1 января 2014 г. досудебного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения.

В 2006 г. в структуре налоговых органов произошла реорганизация, были созданы специальные подразделения налогового аудита, которые в 2009 г. были переименованы в отделы досудебного аудита. Новые подразделения в структуре налогового ведомства проводили проверку доказанности и убедительности жалоб налогоплательщика, выдвинутых в связи с несогласием с результатами налоговых проверок. Предполагалось, что спор будет урегулирован до обращения в суд, вследствие чего разгрузится судебная система. Возможность воспользоваться данным методом урегулирования спора до суда имелась у налогоплательщиков еще с 1999 г., но в налоговые органы обращались довольно редко, так как эта процедура не была обязательной. До 2006 г. функция рассмотрения жалоб и возражений налогоплательщиков была закреплена за юридическим отделом. Обязательный порядок обжалования введен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», он распространяется на решения по результатам налоговых проверок. При этом до 2009 г. у налогоплательщиков был выбор: урегулировать спор в суде или в вышестоящем налоговом органе либо обратиться одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган. С 2009 г. вступили в силу специальные правила урегулирования споров, связанных с решениями налоговых органов по налоговым проверкам: решение налогового органа стало необходимо обжаловать в вышестоящий налоговый орган до подачи иска в суд. И по объективным причинам в 2009 г. произошло резкое увеличение количества жалоб. Но затем количество жалоб стало снижаться: в 2010 г. их было 60 тыс., в 2011 г. — 54 тыс., что стало положительным результатом повышения качества работы налоговых органов.

Система субъектов, уполномоченных разрешать налоговые споры на досудебном этапе, интегрирована в систему налоговых органов и в связи с этим может рассматриваться в трех аспектах. Субъекты, уполномоченные разрешать налоговые споры в досудебном порядке:

• вышестоящие по отношению к налоговой инспекции, вынесшей незаконный ненормативный акт, налоговые органы в лице их руководителей;

• подразделения таких органов, уполномоченные рассматривать жалобы и принимать решения по ним;

• система вышестоящих должностных лиц налоговых органов — в тех случаях, когда обжалуются незаконные действия (бездействие) должностного лица.

На практике для объективного рассмотрения жалобы значение имеют все три аспекта организационно-структурного обеспечения, однако их влияние носит скрытый внутриведомственный, характер, и только на уровне трехступенчатой иерархической структуры налоговых органов как субъектов, разрешающих налоговый спор, возможен перенос проблемы из плоскости объективного рассмотрения в плоскость взаимодействия с иными, например судебными, органами.

Развитие институтов досудебного урегулирования налоговых споров началось с разработки Концепции развития налогового аудита в системе Федеральной налоговой службы, что было обусловлено посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., в котором отмечено, что налоговые органы «должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения». Совершенствование административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами осуществлялось в рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., явилось основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в 2012–2014 гг.

В 2013 г. с целью определения путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2013–2018 гг.) перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров была разработана Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 гг., в которой была определена система основных направлений в развитии и совершенствовании досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на период 2013–2018 гг.

Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

В монографии рассматриваются актуальные вопросы разрешения налоговых споров на досудебном уровне в зарубежных странах и России с применением взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации предусматривают совершенствование порядка разрешения (рассмотрения) налоговых споров на досудебном уровне, включая разработку взаимосогласительных правовых процедур, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.

Читать фрагмент.

 Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

В монографии рассматриваются актуальные вопросы разрешения налоговых споров на досудебном уровне в зарубежных странах и России с применением взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации предусматривают совершенствование порядка разрешения (рассмотрения) налоговых споров на досудебном уровне, включая разработку взаимосогласительных правовых процедур, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу "Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография" (Отв. ред. Ильин А.Ю.) охраняются законодательством!

Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров предусматривают совершенствование порядка рассмотрения и разрешения налоговых споров, включая разработку взаимосогласительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика. В соответствии с Концепцией развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 гг. развитие взаимосогласительных процедур позволит:

• урегулировать налоговые конфликты, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами в процессе осуществления налогового контроля на досудебном уровне;

• разрешать налоговые споры на досудебном уровне;

• способствовать открытости и объективности процедуры рассмотрения жалоб;

• упростить взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, т. е. перейти на клиентоориентированность в налоговых отношениях.

В Российской Федерации введение взаимосогласительных процедур в целях урегулирования налоговых споров на досудебном уровне соответствует общемировым тенденциям применения альтернативных способов урегулирования налоговых споров и отражает степень влияния права на общественные отношения в налоговой сфере. Законодательное закрепление взаимосогласительных процедур разрешения налоговых споров не требует больших временных и денежных затрат и выступает эффективной альтернативой судебному разбирательству.

Многообразие и масштаб налоговых споров как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах обусловлены конфликтным характером отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, спор.

Разработка теоретико-правовых основ досудебного регулирования налоговых споров, рекомендаций, направленных на совершенствование существующих правовых механизмов на основе конфликтологии позволяет:

• изучить взаимосвязь категории «налоговый конфликт» с правовыми отношениями сторон конфликта;

• изучить наличие у субъектов, объектов или субъективной стороны налогового конфликта правовых признаков;

• изучить возникновение правовых последствий конфликта.

При конфликтологическом подходе к налоговым отношениям не рассматривается модель налоговых правоотношений, предусматривающее, что у государства есть право требовать уплачивать налоги, а у налогоплательщиков — только обязанность их платить. При этом необходимо учитывать, что:

• налоговые конфликты являются разновидностью юридических конфликтов;

• понятие налогового конфликта по своему содержанию шире понятия юридического конфликта.

Налоговые конфликты в широком смысле можно определить с точки зрения юридической конфликтологии и социально-экономической функции налогообложения.

Поскольку «юридические конфликты представляют собой разновидность социальных конфликтов как всей совокупности конфликтов, происходящих и имеющихся в обществе», именно «наличие государства как организации публичной политической власти в конфликте является необходимым и достаточным условием определения социального конфликта как юридического».

Среди причин конфликтного характера налоговых отношений прежде всего отмечаются:

• наличие объективных противоречий между финансовыми интересами государства с одной стороны и физических лиц, организаций, обязанных уплачивать налоги и сборы, с другой;

• отсутствие личной заинтересованности налогоплательщика при вступлении в налоговые правоотношения.

Важным аспектом, который необходимо учитывать, является то, что конфликт в сфере налоговых отношений является подвидом финансово-правового конфликта. Для понимания сущности, содержания, объекта, предмета налогового–правового конфликта и процедур разрешения его видовая принадлежность, на основе которой мы предлагаем его изучение как разновидности финансово–правового конфликта, имеет большое теоретическое значение. Исходя из особенности финансовых правоотношений одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность. При этом финансовая деятельность государства и муниципальных образований, как и любая социальная деятельность, целенаправленна. Цель является важной структурной характеристикой деятельности. Это то, на что направлена деятельность, что придает ей смысл, сохраняет ее как вид, ибо, сменяя цели, субъект сменят виды деятельности. В случае если основной целью государства является увеличение объема доходов бюджетной системы и, как следствие, целью налогоплательщика — сохранить свою собственность, неизбежно будут возникать налоговые споры. Урегулировать разногласия или максимально нейтрализовать их негативные последствия возможно посредством использования механизма разрешения юридических конфликтов.

Важнейшей предпосылкой для изучения сущности и причин возникновения налогово-правовых конфликтов является публично–правовая природа финансового и налогового права. Характерно, что несмотря на публично-правовой характер налоговых отношений, предопределяющий субординационный характер между их участниками, действующее российское законодательство о налогах и сборах не относит государство к числу субъектов налоговых правоотношений (таким субъектом является уполномоченный государственный орган, представляющий интересы государства). Поэтому в западных странах своевременная и полная уплата налогов возведена в ранг предписания общественной морали, а отношения с государством в данной области пропагандируются как отношения партнерства, ориентированные на повышение уровня жизни как всего населения, так и каждого налогоплательщика в частности. Этот аспект одновременно поддерживает финансовую основу государства и накладывает дополнительные требования на чиновников налоговых ведомств, которых та же мораль ставит в положение наемных работников налогоплательщиков. В части практического взаимодействия налоговых администраций и налогоплательщиков, как полагают зарубежные специалисты, в настоящее время оптимальным является определение положения налогоплательщика как клиента, который в случае отказа правильно контактировать с налоговыми органами просто отказывается от пользования бесплатными услугами, что на подсознательном уровне противоречит психологии западного обывателя. Клиентоориентированность, т. е. упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков (иных лиц) с налоговыми органами относится к числу принципов развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации.

При конфликтологическом подходе к разрешению налоговых конфликтов государство рассматривается в качестве субъекта, определяющего развитие и завершение (правовое разрешение) налогового-правового конфликта.

Налогово-правовой конфликт — это разновидность финансово-правового конфликта, противоборство субъектов налоговых правоотношений, возникающее в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Налогово-правовой конфликт имеет следующие признаки категории:

• связь с правовыми отношениями сторон;

• наличие правовых признаков у субъектов, объектов или субъективной стороны конфликта;

• противоборство субъектов права;

• возникновение правовых последствий реализации конфликта.

Юридический конфликт в налоговой сфере возникает при нежелании одной стороны следовать правовым предписаниям, установленным в законодательстве о налогах и сборах, и несогласии с этим другой стороны. В частности, «продукт юридической конфликтности, возникающий между нарушителем законодательства о налогах и сборах и органами, осуществляющими налоговое администрирование» есть налоговый деликт, т. е. любое незаконное действие (бездействие) нарушителя законодательства о налогах и сборах.

В конфликтную сферу налогового права входит комплекс связанных правовых властных отношений (законотворческих, управленческих, контрольных, судебных, процедурных, налогово-процессуальных), правовых стоимостных отношений (оценочных, учетных, информационных), правоприменительных, коллизионных отношений.

Налогово-правовой конфликт разрешается как на основе налогово-правовых процессуальных норм, так и в рамках конституционного права, гражданского или уголовного процесса.

Объективная сторона налогово-правового конфликта выражается в форме действия или бездействия, основным мотивом совершения которых является нежелание соблюдать права и интересы противоположного субъекта. Поэтому основой применения правовых процедур, способствующих разрешению налогово-правового конфликта является совокупность юридических фактов в виде действий сторон конфликтных налоговых правоотношений или неправомерного бездействия одной из сторон.

Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

В монографии рассматриваются актуальные вопросы разрешения налоговых споров на досудебном уровне в зарубежных странах и России с применением взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации предусматривают совершенствование порядка разрешения (рассмотрения) налоговых споров на досудебном уровне, включая разработку взаимосогласительных правовых процедур, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.

Читать фрагмент.

 Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

Отв. ред. Ильин А.Ю. Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография

В монографии рассматриваются актуальные вопросы разрешения налоговых споров на досудебном уровне в зарубежных странах и России с применением взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации предусматривают совершенствование порядка разрешения (рассмотрения) налоговых споров на досудебном уровне, включая разработку взаимосогласительных правовых процедур, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу "Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография" (Отв. ред. Ильин А.Ю.) охраняются законодательством!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: