Какие автоматизированные информационные системы используются в деятельности судов и органов юстиции

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 07.09.2024

Презентация на тему: " АБДУЛЛИНА 1 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СУДОВ И ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ." — Транскрипт:

1 АБДУЛЛИНА 1 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СУДОВ И ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ.

2 АБДУЛЛИНА 2 Определение: Министерство юстиции Российской Федерации Автоматизированная система судебного департамента (АССД) Цели и задачи АССД Интегрированная база данных «Правотворчество» Компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон» Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» Задачи АСИО «Юстиция» ГАС «Правосудие» Взаимосвязь подсистем ГАС «Правосудие» Основные подсистемы ГАС «Правосудие» Используемые материалы Конец презентации

3 АБДУЛЛИНА 3 На сайте Википедии дается следующее определение Автоматизированным информационным системам судов и органов юстиции: Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.Министерство юстиции Российской Федерации

4 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА (АССД) АБДУЛЛИНА 4 Теперь разберемся со следующим понятием: Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов.Основными объектами автоматизированной системы Судебного департамента являются: центральный аппарат Судебного Департамента; территориальные управления (отделы) Судебного департамента; верховные суды республик, краевые и областные суды; суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды; военные суды; мировые судьи.

5 АБДУЛЛИНА 5 Давайте рассмотрим цели и основные задачи создания политики информатизации судов и системы Судебного департамента Давайте рассмотрим цели и основные задачи создания политики информатизации судов и системы Судебного департамента Формирование и претворение в жизнь политики информатизации Судебного департамента требует четкого определения целей в информационной сфере, стратегических задач их достижения, а также выбора комплекса мер, реализующих эти задачи. Эта политика должна отражать интересы Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, мировых судей, органов судейского сообщества России и системы Судебного департамента. Формирование и претворение в жизнь политики информатизации Судебного департамента требует четкого определения целей в информационной сфере, стратегических задач их достижения, а также выбора комплекса мер, реализующих эти задачи. Эта политика должна отражать интересы Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, мировых судей, органов судейского сообщества России и системы Судебного департамента.

6 АБДУЛЛИНА 6 Политика информатизации Судебного департамента формируется в контексте основных целей и задач, поставленных перед судебными органами Конституцией РФ с учетом государственной информационной политики, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России. Она должна определить основные направления деятельности судебных органов по их участию в становлении информационного общества в России и формировании мирового информационного сообщества для обеспечения международного сотрудничества, установления связей с государственными и иными организациями, в том числе иностранными. Деятельность по этим направлениям имеет целью повысить эффективность судебной власти, чья деятельность направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве. Политика информатизации Судебного департамента формируется в контексте основных целей и задач, поставленных перед судебными органами Конституцией РФ с учетом государственной информационной политики, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России. Она должна определить основные направления деятельности судебных органов по их участию в становлении информационного общества в России и формировании мирового информационного сообщества для обеспечения международного сотрудничества, установления связей с государственными и иными организациями, в том числе иностранными. Деятельность по этим направлениям имеет целью повысить эффективность судебной власти, чья деятельность направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве. Стоит отметить, что политика информатизации судов будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер. Стоит отметить, что политика информатизации судов будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер.

7 АБДУЛЛИНА 7 Посмотрим, для чего создана интегрированная база данных "Правотворчество". Автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России.

8 КОМПЬЮТЕРНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ «ФОНД», «ЭТАЛОН» АБДУЛЛИНА 8 Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях. Особенностью баз данных правовой информации "Фонд" и "Эталон" является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату. Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

9 АБДУЛЛИНА 9 Созданная в Центре справочная правовая база «Эталон» представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов. Информация, содержащаяся в базе данных системы «Эталон», обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных «Эталон», включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.

10 АБДУЛЛИНА 10 Посмотрим, что говорится об автоматизированной системе информационного обеспечения «Юстиция», которая призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ. Основная функция АСИО «Юстиция» – сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные («аналоговые») методы ее обработки. Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров – обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ.

11 АБДУЛЛИНА 11 РАБОТА ВЫПОЛНЕНА СТУДЕНТОМ АБДУЛЛИНОЙ ЛИЛИЕЙ РАМИСОВНОЙ ГРУППА ЮВЗ-123

13 РИС.1 ЗАДАЧИ АСИО «ЮСТИЦИЯ» АБДУЛЛИНА 13 Задачи АСИО «Юстиция» автоматизация делопроизводства обработка статистической информации судов ведение базы данных судебной практики БД данных по законодательству БД о религиозных и общ. объединениях автоматизация бухгалтерии автоматизация кадрового учета автоматизация деятельности нотариата автоматизация деятельности органов загса БД о недвижимости и сделок с ней

14 АБДУЛЛИНА 14 АСИО «Юстиция» обеспечивает ведение баз данных: гражданских и уголовных дел на основании учетно-статистических карточек, исполнительного производства служб судебных приставов, законодательных актов ведомств, центральных и местных органов власти и управления, научно-практических комментариев судебной, нотариальной, арбитражной практики. В Центральном аппарате министерства юстиции организовывается разработка и распространение программных комплексов и баз данных в системе юстиции, а также сбор и обработка статистики. Научный центр правовой информации (НЦПИ) осуществляет ведение баз по законодательству, а также совершенствование методов программных средств обработки правовой информации. На региональном и местном уровнях осуществляется внедрение автоматизированных рабочих мест по функциональному признаку.

15 АБДУЛЛИНА 15 Посмотрим подробнее, что из себя представляет ГАС «Правосудие». По данным в интернете, это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она обеспечивает информационную и технологическую поддержку судопроизводства, обеспечивающая информационную интеграцию судебной деятельности в России и предоставляющая необходимую свободную информацию о судебном делопроизводстве гражданам и организациям.

16 АБДУЛЛИНА 16 Цель создания ГАС «Правосудие» осуществить комплексную автоматизацию всех функциональ­ных и обеспечивающих задач, стоящих перед су­дами общей юрисдикции, органов судейского со­общества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации, причем часть рутинных функций не только автоматизируется, но и выполняется ав­томатически. Предлагаемые решения ГАС «Правосудие» рас­считаны на создание инфраструктуры для экс­плуатации прикладных программных комплексов обеспечения взаимодействий между территори­ально распределёнными судебными органами.

17 АБДУЛЛИНА 17 Архитектура проектируемой системы преду­сматривает гибкое использование существу­ющих технических комплексов автоматиза­ции судопроизводства, средств электросвязи и программного обеспечения, уже используе­мого в судах и в подразделениях судебного департамента и обеспечение их взаимодей­ствия с вновь создаваемыми программно- аппаратными комплексами. ГАС «Правосудие» создана как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующая уровням иерар­хии судов общей юрисдикции и системы су­ дебного департамента Объектами автомати­зации являются Центральный аппарат и упра­вления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, област­ ные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды.

18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДСИСТЕМ ГАС «ПРАВОСУДИЕ» АБДУЛЛИНА 18 В таблице 1 мы увидим взаимосвязь подсистем ГАС «Правосудие» Табл. 1 взаимосвязь подсистем ГАС «Правосудие»

19 ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ ГАС "ПРАВОСУДИЕ" АБДУЛЛИНА 19 Банк судебных решений Ведомственная статистика Судебного департамента Видеоконференцсвязь Документооборот и Обращения граждан Интернет-портал ГАС «Правосудие» Информационно-справочная подсистема Кадры Контроль финансов Материально-технические ресурсы Международно-правовое сотрудничество Недвижимость Обеспечение безопасности информации Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания Общественные связи Основные подсистемы ГАС "Правосудие" Отображение информации коллективного пользования Право Связь и передача данных Судебная экспертиза Судебное делопроизводство и статистика Судейское сообщество Финансы

20 АБДУЛЛИНА 20 Определение Министерства юстиции Российской Федерации Информация по АСИО "Юстиция" Информатизация судов общей юрисдикции Информация по ГАС «Правосудие» Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции

21 АБДУЛЛИНА 21 На этом эссе на тему Автоматизированные информационные системы судов и органов юстиции подошло к концу. Спасибо за внимание.

Автоматизация — это замена физического и умственного труда человека работой технических средств, обеспечивающих выполнение работ с заданной производительностью и качеством без вмешательства человека, за которым остаются функции наблюдения и подготовки технических средств к эксплуатации.
Автоматизированная система — система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированная информационная система (АИС) — информационная система, использующая электронно-вычислительную машину на этапах ввода, подготовки и выдачи информации, т. е. она является развитием информационных систем, занимающихся поиском с помощью прикладных программ.

Под информатизацией судебной деятельности следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации информационных систем (правовых ресурсов, средств и способов их формирования, обработки и использовании) в целях повышения эффективности и качества правосудия, а также реализации прав граждан.

Единое информационное пространство судебной деятельности формируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в апреле 2002 года.
Сверхзадачей системы ГАС «Правосудие» является повышение качества и оперативности выработки судебных решений.
Создаются функциональные информационные системы «Финансы», «Судебное делопроизводство и судебная статистика», «Делопроизводство системы Судебного департамента», «Судебное делопроизводство и статистика», «Судебная практика», «Судебная экспертиза» и другие.

Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество.
Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов («Фонд», «Эталон»).

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов. Включает в себя подсистемы:
Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").
Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").

А также подсистемы:
Подсистема финансового обеспечения деятельности судов (шифр - "Финансы").
Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического обеспечения деятельности судов (шифр - "Ресурсы").
Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр - "Право").
Подсистема судебной статистики (шифр – «Статистика»).

Информационные системы судов общей юрисдикции
Основой информационного обеспечения деятельности столичных судов общей юрисдикции является Комплексная информационная система судов общей юрисдикции (КИС СОЮ), которая включает следующие компоненты:
Единый информационный портал судов общей юрисдикции;
Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики;
Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных в суде делах и материалах;
Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний;
Система видео-конференц-связи;
Центр обработки данных;
Компьютерная справочно-правовая система «Консультант-Плюс»;
Компьютерная справочно-правовая система «Гарант».

Единая информационная база судебного делопроизводства и статистики
Информационная система представляет собой многофункциональный сервис, в котором централизованно собраны, учтены и обработаны данные в различном формате о находящихся в производстве суда гражданских, уголовных, административных делах, делах об административных правонарушениях и материалах. Информационная система включает в себя такие подсистемы как «Электронное дело», «Электронный архив», «Личный кабинет».
Подсистемы «Электронного дела» и «Электронного архива» представляют собой аппаратно-программный комплекс, при помощи которого материалы дел формируются в электронном виде в формате Word, а также из отсканированных документов. Так, благодаря современному оборудованию, установленному в московских судах, документы, поступающие в суд на любом этапе судопроизводства от разных участников процесса, оперативно переводятся в электронный вид при помощи поточных и планетарных сканеров, приобщаются к материалам электронного дела, аналогичным образом формируются и дела, уже сданные в архив.
Подсистема «Личный кабинет» позволяет участникам судебных разбирательств (истцам, ответчикам, обвиняемым, подсудимым, адвокатам, представителям и иным участникам) осуществить доступ к процессуальным документам в электронном виде, к видеозаписям судебных разбирательств, к расписанию судебных заседаний, дистанционно знакомиться с материалами дела, приносить заявления, ходатайства, иные процессуальные документы в электронном виде и т.п.

Система автоматизированной публикации информации о рассмотренных в суде делах и материалах
Информационный ресурс, предназначенный для оперативного и своевременного размещения на Едином информационном портале актуальной информации о процессуальном движении дел и материалов.

Центр обработки данных
Центр обработки данных расположен на территории Московского городского суда в защищённом помещении, обеспеченном отказоустойчивой системой электропитания и пожаротушения. Центр обработки данных предназначен для:
1. обеспечения прикладных подсистем, входящих в состав КИС СОЮ, необходимыми вычислительными мощностями;
2. обеспечения наличия резервных копий данных прикладных подсистем.
(В данном центре в Москве сосредоточены информационные системы Московского городского суда и 35 районных судов города Москвы)

Внутренний портал судов общей юрисдикции столицы предназначен для организации совместной работы и повышения эффективности взаимодействия работников аппаратов районных судов и Московского городского суда.
Внутренний портал предоставляет работникам судов доступ к справочной информации, новостям и нормативным документам.

Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний
Система аудио- и видеозаписи судебных заседаний предназначена для:
составления протоколов судебных заседаний, учета информации, относящейся к ходу судебных заседаний;
аудио- и видеозаписи судебных заседаний;
учета и хранения записей судебных заседаний;
подготовки и публикации записей и прямых трансляций судебных заседаний в сети Интернет;
предоставления доступа к записям и прямым трансляциям судебных заседаний руководству судов;
предоставления доступа к записям судебных заседаний участникам судебных процессов через личный кабинет Единого портала;
предоставление информации посетителям судов посредством информационных киосков.

Система видео-конференц-связи (ВКС)
ВКС обеспечивает организацию сеансов видеоконференцсвязи для проведения судебных процессов в региональных судах, районных, городских судах и Верховном Суде Российской Федерации с дистанционным участием в том числе осужденных, находящихся в СИЗО.
ВКС обеспечивает проведение судебных процессов в федеральных судах и Верховном Суде Российской Федерации с дистанционным участием:
осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН (в том числе региональных);
прочих лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, находящихся в судах.

Информационные системы верховного суда Рф
Основным, базовым элементом информационного обеспечения деятельности ВС РФ является Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство" (далее ИС СДД), разработанная в соответствии с требованиями процессуального законодательства РФ, иными нормативными правовыми актами, инструкциями, а также приказами и распоряжениями Руководства Верховного Суда.
ИС СДД включает следующие основные компоненты:
- Автоматизация судебного делопроизводства Апелляционной коллегии Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства в судебных коллегиях Верховного Суда по гражданским, уголовным, административным делам, по делам военнослужащих;
- Автоматизация судебного делопроизводства в Коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда;
- Автоматизация судебного делопроизводства Управления Верховного Суда по организационному обеспечению рассмотрения обращений;
- Электронный банк судебных документов;
- Информационно-справочная система Верховного Суда;
- Судебная статистика Верховного Суда;
- Подача документов в Верховный Суд в электронном виде;
- Ведение общего делопроизводства и документооборота и др.

Форма поиска судебного документа

Графический образ найденного документа

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА
(Главное окно компоненты)

Информационные системы арбитражных судов Рф
Программный комплекс «Судебно-арбитражное делопроизводство» предназначен для решения следующих задач:
автоматизации жизненного цикла судебного дела;
обеспечения информационных потребностей суда;
обеспечения участников споров информацией о ходе рассмотрения судебных дел, заявлений и жалоб;
подготовки судебных актов;
формирования судебной статистики.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Электронный обмен информацией между арбитражными судами РФ и лицами, участвующими в судебных делах в Арбитражном суде позволяет осуществить следующие функциональные возможности:

Оперативное получение информации о ходе и результатах рассмотрения судебных дел в судах вышестоящих и нижестоящих инстанций;
Сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками суда на регистрацию информации о делах и документах;
Исключение «двойной» регистрации одной и той же информации при движении дела в судах разных инстанций. Информация, например, о лицах-участниках, их адресах, реквизитах, введенная в суде первой инстанции один раз, становится доступной для судов вышестоящих инстанций.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Автоматизированное распределение исковых заявлений

Автоматизированное распределение исковых заявлений (заявлений) позволяет оперативно, равномерно, объективно распределять дела по судьям, учитывая количество дел, рассмотренных судьей за определенный период, количество дел, находящихся в рассмотрении, периоды отпуска судей, сроки рассмотрения дел, коэффициент сложности дела, коэффициент нагрузки судьи. Все дела в суде распределяются автоматически, причем контролируется, чтобы не было ручного изменения результатов автоматизированного распределения.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Использование шаблонов судебных актов
В арбитражных судах все судебные акты, сопроводительные письма, телеграммы могут изготавливаться в модуле подготовки документов на основе шаблонов, утвержденных Президиумом суда.
В настоящее время в модуле используется примерно 160 шаблонов с тегами (местом автоподстановки информации). Использование шаблонов судебных актов позволяет унифицировать стандартные зоны документов, единообразно оформлять судебные акты, соблюдать ГОСТы на изготовление документов.
Кроме того, в документ, изготовленный на основе шаблона, автоматически подставляется информация, уже введенная в базу ранее – наименования и адреса лиц-участников, номер дела, дата документа, судья, время и место заседания и т.п., что позволяет избежать ошибок и описок, а также ускоряет работу с судебными актами.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Электронная система автоматизации документооборота «Дело»

Для регистрации документов, не относящихся к конкретным судебным делам, используется электронная система автоматизации документооборота «Дело». Система позволяет регистрировать документы и их графические копии, отслеживать ход исполнения поручений и жалоб, с помощью поиска по реквизитам можно быстро найти нужный документ.

Информационные системы арбитражных судов Рф
Интернет-приемная
Подача заявки на аккредитацию средств массовой информации
Информационный киоск для предоставления справочной информации
«Система единого штатного расписания»
Система «Аудиофиксация судебных заседаний»
Видеоконференцсвязь
Удаленный электронный доступ к ЕГРЮЛ и к ЕГРИП
Отправка интернет-телеграмм
Соглашения об обмене информацией по электронной почте с использованием электронно-цифровой подписи (далее ЭЦП)
Программный модуль «Учет литературы»
Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов
Интернет-музей
Мобильная картотека

База знаний «Правовые позиции КС РФ»
База знаний содержит обобщенные и систематизированные правовые позиции КС РФ, выраженные в постановлениях и определениях, за период с момента начала деятельности КС РФ. Располагает навигацией через Web-интерфейс.
Банк решений КС РФ и обжалуемых нормативных документов
Содержит тексты всех решений Конституционного Суда РФ и интегрированный с ними указатель проверяемых на конституционность разделов нормативных актов. Располагает атрибутно-полнотекстовым поиском информации через Web-интерфейс.

Информационная система «Постановления и определения КС РФ с алфавитно-предметным указателем»
Содержит постановления и определения КС РФ, отрубрицированные в соответствии с алфавитно-предметным указателем. Располагает алфавитной навигацией и атрибутно-полнотекстовым поиском информации через Web-интерфейс.

Электронная библиотека КС РФ
Электронная библиотека базируется на использовании технологий штрихового кодирования/RFID, поддержке форматов, стандартов и протоколов - MARC21, RUSMARC, ISO ILL и включает следующие функциональные подсистемы:

Электронная поддержка делопроизводства
Автоматизированная система делопроизводства (АИС «Делопроизводство») предназначена для формирования, учета, хранения и работы с документами различного служебного характера.
В возможности, представленные пользователю входит весь диапазон функций по регистрации входящих, исходящих, внутренних документов, составлению резолюции и поручений, ведению контроля за их исполнением, расширенный спектр действий по работе с регистрационными карточками документов и различные дополнительные сервисы.
АИС «Делопроизводство» позволяет осуществлять поиск по видам документов, оперативный контроль документов, а также:
- учет движения документов
- контроль исполнения резолюций
- формирование различных отчетов для построения отчетов с различными параметрами
- списание в архив
- подготовку документов.

Система автоматизированной публикации судебных решений
Система публикации решений предназначена для осуществления публикации решений на внутреннем портале и сайте Конституционного Суда РФ. Предоставляет функционал по рубрикации, публикации, поиску решений, а также просмотру самого текста решения и его замены, в случае необходимости.

База данных нормативных актов «Консультант-Плюс»
База данных по законодательству России, содержит нормативно-правовые акты РФ и субъектов, основные международные правовые акты, комментарии и разъяснения к нормативно-правовым актам и консультации по конкретным ситуациям. Механизм поиска позволяет производить поиск по нескольким критериям, поиск по классификатору правовой информации «Правовому навигатору», представлена возможность быстрого поиска.

База данных нормативных актов «Гарант»
База данных нормативных документов содержит акты органов власти (федеральных, региональных, муниципальных), материалы судебной и арбитражной практики, проекты законов. Обладает различными видами поиска документов: базовый поиск, поиск по реквизитам, поиск похожих документов, поиск по реквизитам, поиск по энциклопедии ситуации, поиск по толковому словарю, поиск документов действовавших в тот или иной момент времени.

База данных нормативных актов «Кодекс»
База данных нормативных и правовых документов по международному, федеральному и региональному законодательству, содержит материалы судебной практики, справочные и консультационные материалы. Обладает поиском по свободно сформулированным запросам (интеллектуальный поиск), атрибутным поиском, поиском по ситуации.

Разработанная Концепция (1) информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ предусматривает создание Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов РФ (ЕАИКС АС РФ), то есть формирование единого информационного пространства арбитражной системы России. В итоге будет создана современная инфраструктура, которая позволит и работникам судов, и всем заинтересованным организациям и гражданам в кратчайшие сроки получать необходимую информацию.

Цели и задачи ЕАИКС АС РФ

Основными целями создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов России являются:

сокращение сроков рассмотрения заявлений и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;

повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;

обеспечение объективного анализа правоприменительной практики на основе обработки больших объемов судебной статистики и данных предыстории;

повышение оперативности информационного взаимодействия арбитражных судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в Высший Арбитражный суд РФ;

повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах деятельности арбитражных судов;

повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;

обеспечение оперативной информационно-правовой поддержки деятельности арбитражных судов, возможности своевременного получения судьями и специалистами судов полной и достоверной информации по действующему законодательству и судебно-арбитражной практике;

формирование, структурирование и сохранение единого информационно-правового поля в области законодательства, применяемого арбитражными судами;

создание и поддержание в актуальном состоянии эталонного банка данных по судебно-арбитражной практике и обеспечение оперативного доступа к нему;

обеспечение условий для оперативного межгосударственного (в рамках СНГ) и международного сотрудничества в области правовой информатизации;

создание эффективной, экономически обоснованной системы управления, обеспечения, эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса системы арбитражных судов.

Для того чтобы ЕАИКС АС РФ заработала в полную силу, потребуется провести обучение сотрудников судов и создать специализированные ИТ-подразделения, способные обеспечить работу и оборудования, и специализированного программного обеспечения.

Структура ИТ-системы

Структурирование ЕАИКС АС РФ осуществляется как по функциональному, так и по территориальному признакам. Во-первых, структура арбитражных судов во многом соответствует федеративному делению Российской Федерации и делению других органов федеральной власти, с которыми взаимодействуют арбитражные суды. Во-вторых, с технологической точки зрения, прикладные подсистемы в рамках одного суда целесообразно эксплуатировать на единой программно-технической платформе. В-третьих, создание ЕАИКС АС РФ направлено на повышение эффективности деятельности сотрудников арбитражных судов и доступности информации о деятельности судов для гражданского сообщества.

Помимо судопроизводства в арбитражных судах присутствуют процессы, присущие обычным организациям с государственной формой собственности, среди них:

Разработанная Концепция информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ предусматривает разработку и внедрение системы, состоящей из следующих подсистем:

«Судебное делопроизводство» – предназначена для автоматизации и обеспечения единства ведения процесса судебно-арбитражного делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации. В ней осуществляется учет и накопление массива первичных данных, на основе которых впоследствии решаются задачи анализа, оперативного контроля, принятия оперативных управленческих решений во взаимодействии с другими подсистемами ЕАИКС АС РФ. Основной проблемой, которая должна быть решена в рамках создания подсистемы «Судебное делопроизводство» является организационное и методическое обеспечение работы судов.

«Делопроизводство» – предназначена для автоматизации информационных процессов делопроизводства и документооборота, связанных с документационным обеспечением системы арбитражных судов. Разработка подсистемы базируется на концепции функционирования единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности. В ходе разработки определены единые правила ведения делопроизводства, единая система классификации и кодирования документов для всей системы арбитражных судов. Пользователями подсистемы «делопроизводство» являются руководство АС и сотрудники аппарата арбитражных судов.

«Архив» – предназначена для автоматизации процессов архивного хранения дел в арбитражных судах. Система охватывает архивное хранение судебных, номенклатурных дел и организационно-распорядительных, кадровых и бухгалтерских документов. Разработка подсистемы базируется на концепции функционирования единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности. Подсистема автоматизирует деятельность судей и специалистов судебных составов, сотрудников архивных отделов и делопроизводственных отделов арбитражных судов.

«Дистанционное обучение» – предназначена для автоматизации профессиональной подготовки сотрудников арбитражных судов, планирования карьеры государственных служащих и прохождения ими государственной службы в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также обеспечения контроля их квалификации. Потенциальными пользователями подсистемы «дистанционное обучение» являются судьи и сотрудники аппарата системы арбитражных судов, а также специалисты специализированных учебных заведений.

«Бухгалтерский учет» – предназначена для автоматизации деятельности финансовых отделов арбитражных судов в части учета бухгалтерских операций по исполнению смет доходов и расходов бюджетных средств.

«Сведение отчетности» – предназначена для автоматизации задач формирования, сбора и сведения бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности в системе арбитражных судов.

«Планирование расходов» – предназначена для автоматизации планирования бюджетного финансирования в системе арбитражных судов РФ.

«Финансирование расходов» – предназначена для автоматизации процессов распределения и доведения до арбитражных судов объемов бюджетного финансирования.

«Учет договоров» – предназначена для автоматизации учета договоров и документов, возникающих при их исполнении, а также контроля исполнения договоров.

«Материально-техническое обеспечение» – предназначена для автоматизации централизованного обеспечения арбитражных судов материально-техническими ресурсами.

«КАДРЫ и государственная служба» – предназначена для автоматизации кадрового учета и прохождения государственной службы сотрудниками арбитражных судов.

Подсистема информационного взаимодействия с гражданским сообществом – предназначена для информирования граждан, участвующих во взаимодействии с сотрудниками арбитражных судов.

Процесс работы арбитражных судов чётко регламентирован, основан на требованиях законодательства и связан, в основном, с обработкой оригинальных документов, прилагаемых к судебным искам. В процессе подготовки судебных заседаний и при рассмотрении иска на основании документов участников судебного процесса формируются судебные дела. При подготовке к заседаниям сотрудники судов ведут активную почтовую переписку с участниками судебных разбирательств. Наиболее трудоёмкие операции не требуют высокой квалификации исполнителей и могут быть легко автоматизированы. Этой цели служат создаваемые подсистемы.

Наталья Рудычева / CNews

(1) Концепция информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ разработана в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. №805,. В ней учтены положения постановлений Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. №56 «О совершенствовании информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества» и от 16 ноября 2001 г. №65 «Об информатизации и автоматизации судов», материалы Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»), материалы Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также Концепции единой общефедеральной автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации от 10 августа 1999 г.

Подборка наиболее важных документов по запросу Автоматизированная информационная система при формировании состава суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Автоматизированная информационная система при формировании состава суда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Замена судьи в различных видах судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) В соответствии с ч. 3 ст. 14 ГПК РФ состав суда для рассмотрения каждого гражданского дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования АИС. В случае невозможности использования в суде АИС допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Обновленное арбитражное судопроизводство как результат реализации Концепции развития судебной системы России в 2013 - 2020 годах: монография"
(Наумова Е.А.)
("Юстицинформ", 2021) 11. С сентября 2019 года уточнены правила формирования состава суда для рассмотрения каждого дела, в том числе с участием арбитражных заседателей, который в настоящее время формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. "В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства" (часть 1 статьи 18 АПК РФ).

Нормативные акты: Автоматизированная информационная система при формировании состава суда

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) 1. Состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: