Суды 2 инстанции общая характеристика порядка апелляционного уровня правосудия

Обновлено: 16.04.2024

Обжалование постановлений суда — повсеместная в российском правовом поле практика. Судиться с судом — дело кропотливое и требующее тонкого подхода, а порой и вовсе бессмысленное и беспощадное. Однако в стремлении добиться справедливости, особенно по отношении к себе, никакие преграды не покажутся неприступными.

Потому обжалование решений районного суда, превращающееся порой в противостояние, доходящее до самых высших инстанций, процедура по своей сути бытовая. Обжалованию могут подлежать решения суда как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Главное — это соблюдение сроков и установленных норм по составлению и подаче жалоб.

Порядок обжалования решения суда

Для обжалования понадобится предоставить веские юридические основания для этого, иначе дело кончится, даже не начавшись. Чаще всего при оспаривании судебных решений, ходатайствующие отталкиваются от процессуальных ошибок, которые допустил суд при рассмотрении дела и вынесении вердикта.

Лазейкой для истца послужит нарушение судебным органом процессуальных норм гражданского, уголовного и административного кодекса или других ФЗ. Ходатайствовать о пересмотре дела может любая сторона, участвовавшая в процессе лично или посредством представительства, но лишь в том случае, если ее права были ущемлены решением судьи.

Порядок обжалования судебного решения состоит из нескольких этапов:

  1. Подробное ознакомление с текстом постановления районного суда. Этот этап служит основанием для позиции истца при обжаловании.
  2. Далее необходимо изучить нормы и положения материального права, которые непосредственно касаются предмета судебных тяжб и обжалования решения в рамках процессуального документа.
  3. После выявления нарушений определяется подсудность. Так, большинством споров занимаются суды субъектов РФ.
  4. На последнем этапе происходит составление жалобы и приложение к ней всех необходимых документов. Структура жалобы может отличаться в зависимости от ее вида.

При обнаружении в содержании постановления явного нарушения не стоит останавливаться только на нем. Необходимо подробно изучить весь документ, ведь более обширная доказательная база — залог успеха для истца.

Важно учитывать, что приступать к составлению жалобы необходимо лишь после получения решения суда в окончательной форме. Дело в том, что на заседании суд может огласить лишь свое конкретное решение, без упоминания деталей и подробностей. Окончательное решение предоставляется не более чем через 5 дней после оглашения вердикта. Потому не стоит торопиться ходатайствовать сразу после вынесения итогов рассмотрения, так как велика опасность споткнуться о подводные камни.

Стоит отметить, что интересы истца при рассмотрении ходатайства может защищать как законный представитель, так и представитель по доверенности.

Сроки обжалования решения суда

Срок подачи жалобы может различаться в зависимости от области права, в рамках которой происходило судебное разбирательство. Так, законом предусмотрены следующие временные ограничения:

  • не более месяца или полугода на подачу апелляционной или кассационной жалобы, соответственно, по делам в рамках ГК РФ;
  • не более 10 дней или года на подачу апелляции или кассационной и надзорной жалоб, соответственно, по уголовным делам;
  • не более месяца или полугода на апелляцию по КАС РФ или жалобу в надзорном порядке, соответственно;
  • не более 10 дней для обжалования решения суда по делу в рамках КоАП РФ.

Срок для подачи жалобы отсчитывается с момента получения сторонами постановления суда в окончательной форме.

Обжалование вступившего в силу решения суда

Судебное решение, обретшее силу, подлежит обжалованию лишь в кассационном порядке. Исключения — постановления ВС РФ, так как Верховный суд в этой иерархии служит последней инстанцией, и гражданину попросту некуда обращаться дальше. Для самых отчаянных свои услуги может предоставить ЕСПЧ. Но это уже совсем другая история.

Апелляционная жалоба

Апелляция подается в случае недовольства одной из сторон решением, вынесенным районным судом. Так, ходатайствовать может и ответчик, и истец.

Для успешного хождения жалобы по судам необходимо соблюсти предусмотренные законом формальности, а именно — порядок оформления и направления апелляции в суд. Не менее важно соблюдать и сроки. Особенно это касается тех случаев, когда участниками разбирательства становятся государственные органы. Так, борцам с ЖКХ за права и свободы граждан стоит блюсти сроки, как зеницу ока. Государство бережет граждан, но себя оно бережет вдвойне.

Особенности составления

Требования, предъявляемые законодательством при подаче апелляции:

  • в тексте документа не может быть фактических ошибок, уточнять стоит лишь существенные детали;
  • каждое слово истца, направленное против судебного постановления, должно быть закреплено документально, иначе оно будет использовано против вас;
  • для выработки твердой и уверенной позиции необходимо с особой скрупулезностью изучить все материалы дела;
  • деловой тон заявление является обязательным пунктом при составлении жалобы. Суд не станет рассматривать жалобу, написанную на языке улиц;
  • орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки и помарки — также враг истца. Если документ при составлении от руки был испорчен, лучше начать с чистого листа.

Ходатайство граждан, составленное без учета вышеперечисленных требований, будет отклонено без шанса на рассмотрение. Потому, к составлению документа стоит подходить с чувством, толком и расстановкой.

Законодательство также предъявляет ряд требований и к содержанию:

  • указать наименование и адрес суда, в который подается жалоба;
  • ФИО заявителя или название юридического лица, адрес проживания или нахождения, контактные данные;
  • после этого ходатайствующий должен указать дату вынесения оспариваемого решения, его номер и ФИО судьи, которым истец остался недоволен;
  • указание оснований для подачи жалобы;
  • четко изложенные требования ходатайствующего.

Отдельно стоит рассмотреть основания для подачи жалобы и требования, которые должен предъявить гражданин. Так, основаниями для ходатайства служат:

  • игнорирование или неверная трактовка обстоятельств, которые были представлены заявителем;
  • неправильное обозначение законных причин обращения в суд;
  • постановление суда носит противоречивый характер относительно фактов, рассмотренных на процессе;
  • допущение судом ошибок, нарушающих процессуальный кодекс, соответствующий рассматриваемому делу.

Требования, которые может обозначить гражданин в жалобе, регламентированы законодательством. Так, гражданин может просить:

  • об отмене обжалуемого постановления суда и вынесение нового;
  • о полном или частичном пересмотре решения районного суда;
  • об аннулировании оспариваемого постановления и закрытии дела;
  • о полном или частичном аннулировании решения суда или частичном отказе в рассмотрении полученного иска.

При необходимости гражданин правомочен указать, какую именно часть постановления нужно изменить или отменить. Гражданин может подавать апелляцию с перечнем требований, предъявленных им ранее. Дополнение к списку требований прямо противоречит законодательству.

Претензия должна быть подкреплена документальными сведениями. Резюмируя, ходатайствующий указывает дату оформления жалобы, оставляет свою личную подпись. При подаче жалобы юридическим лицом, в документе должна быть печать организации.

Важно учитывать, что оформление апелляции зависит от того, куда именно будет направлено жалоба.

Куда направлять жалобу

Апелляция подается гражданином при оспаривании решений по всем видам судебного производства. Поэтому возможно, что правила оформления и подачи апелляционной жалобы будут существенно отличаться от случая к случаю, так как требования законодательства учитывают характерные черты, присущие каждой отрасли права.

Апелляции рассматриваются судами той юрисдикции, в рамках которой происходило судопроизводство. Так, на долю арбитража выпадает рассмотрение исключительно гражданских дел и апелляций по ним. Споры по уголовным делам — головная боль Апелляционной Коллегии.

Прогадать при подаче жалобы нельзя, так как апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое постановление. Далее жалоба будет перенаправлена органу, уполномоченному для рассмотрения претензий.

При исчерпании всех возможностей подачи апелляции, хождение по мукам для ходатайствующего продолжается уже в кассационных органах. Последним оплотом становится ВС РФ. При отклонении жалобы и Верховным Судом, остается надеяться только на западных партнеров, а именно — ЕСПЧ.

Взимание госпошлины

От чего любому законопослушному гражданину не уйти, так от взимаемой госпошлины. Ее уплата — обязательное условие при подаче апелляции. Как можно предположить, за вредность. Ходатайствующего или судьи — это уже неизвестно.

Размер пошлины составляет 150 рублей для физических лиц и до 3000 рублей для организаций.

Тяжбы по рассмотрению экономических споров предполагают иные расходы. При обращении в арбитраж, ценник составляет 3000 рублей, однако стоимость может и расти, в зависимости от статуса истца. В случае, если госпошлина не будет уплачена, дело далеко не пойдет.

Кассационная жалоба

Такая жалоба подается при исчерпании возможностей подачи апелляции. Обращаться в соответствующие инстанции возможно по гражданским, уголовным или административным делам. При просрочке обращения, ходатайствующему будет необходимо дополнительно просить о продлении срока, но лишь в свете веских на то оснований.

Кассационные инстанции

Ходатайствующий имеет право обратиться в:

  • Президиум суда субъекта;
  • арбитраж федерального округа;
  • в судебную коллегию ВС РФ.

При подаче жалобы почтовым отправлением, нужно отправлять заявление заказным письмом.

Если текст жалобы будет содержать ошибки, препятствующие ее рассмотрению, заявление вернут истцу. На исправление всех недочетов предоставляется определенный промежуток времени. При отсутствии ошибок жалоба будет рассмотрена в течение трех дней на заседании, в котором смогут принять участие все заинтересованные в исходе процесса лица.

Оформление жалобы

Требования по оформлению кассации не несут в себе какой-либо принципиальной новизны. Так, принимается жалоба, составленная от руки или при помощи технических средств. В конце заявления должна красоваться личная подпись заявителя или лица, представляющего его интересы.

При составлении кассации необходимо указать следующие сведения:

  • наименование и адрес суда;
  • ФИО заявителя;
  • процессуальное положение дела;
  • перечень судов, отклонивших апелляцию;
  • сведения обо всех участниках судебного разбирательства;
  • список решений, которые нужно отменить полностью или частично;
  • указание оснований для ходатайства;
  • перечень претензий, подкрепленных правовыми нормами и различными документальными сведениями;
  • прошение о рассмотрении ходатайства и пересмотра ранее вынесенного постановления;
  • список прикрепленных документов.

В основной части указываются допущенные судом процессуальные нарушения (если они имеют место быть). Так, к ним относятся:

  • уведомление не всех участников разбирательства;
  • отсутствие протокола рассмотрения дела;
  • нарушение права на защиту;
  • нарушения при проведении судебного расследования, дебатов и т. д.

Также к кассации необходимо приложить определенный перечень документов, который в частных случаях может дополняться. Основными документами являются:

  • ксерокопия паспорта ходатайствующего;
  • копии предыдущих постановлений;
  • документы, подтверждающие нарушение прав истца;
  • квитанция об уплате пошлины.

Оформление кассации при оспаривании решения по уголовным или административным делам составляется по такому же образцу.

Надзорная жалоба

Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.

Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:

  • жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
  • список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
  • жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
  • срок подачи документа — не более трех месяцев.

Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.

Жалобу могут подать:

  • участники предыдущих процессов;
  • третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
  • прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
  • государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.

При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.

Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.

Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:

  • нарушение прав определенного участника процесса;
  • нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
  • нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.

Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.

Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:

  • вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
  • уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
  • лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
  • судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
  • каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;
  • решение по делу принимается путем голосования.

После рассмотрения жалобы, суд выносит соответствующее решение. Так, возможен отказ в удовлетворении ходатайства, полная или частичная отмена вступившего ранее в силу постановления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

(введена Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)

1. Апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного апелляционного округа.

2. В Российской Федерации действуют пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных апелляционных округов:

1) Первый апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривающий в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда, Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда, Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда, Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного суда, Тверского областного суда, Тульского областного суда, Ярославского областного суда, Московского городского суда;

2) Второй апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривающий в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа;

3) Третий апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривающий в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда;

4) Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривающий в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда Республики Татарстан (Татарстан), Верховного Суда Удмуртской Республики, Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда, Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда, Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда;

5) Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, рассматривающий в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.

3. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Разбирательство дела судом апелляционной инстанции означает повторное разбирательство дела по существу вышестоящим судом.

Апелляционный суд – суд, проверяющий законность и обоснованность, а по уголовным делам и справедливость не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции путем повторного рассмотрения дела по существу.

Основание для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции является апелляционная жалоба участника процесса или апелляционное представление прокурора.

Судами апелляционной инстанции являются:

· Районные (городские) суды

· Областные и соответствующие суды

· Окружные (флотские) военные суды

· Верховный суд РФ

· Арбитражные Апелляционные суды

По результатам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции могут быть вынесены следующие решения:

· Оставление судебного акта суда первой инстанции без изменения, а жалобы без удовлетворения.

· Отмена обвинительного приговора и вынесение оправдательного приговора или прекращение дела.

· Отмена оправдательного приговора и вынесение обвинительного приговора.

· Изменение судебного акта.

· Отмена акта мирового судьи или иного суда полностью или частично и вынесение нового решения

22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.

Под судом кассационной инстанции подразумевается суд, осуществляющий преимущественно документальную проверку законности, обоснованности, а по уголовным делам и справедливости судебных актов, вынесенных судом первой и апелляционной инстанции, не вступивших в силу.

Основание для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции является кассационная жалоба участника процесса или кассационное представление прокурора.

Кассационное представление или жалоба подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, то есть в областные и соответствующие суды, окружные и флотские военные суды, Верховный суд РФ, Арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам.

Кассационная инстанция в целом осуществляет документальную проверку правильности вынесенного нижестоящим судом судебного акта, но сама не исследует доказательства. Новые доказательства не принимаются. В суде кассационной инстанции не допускается ухудшение правового положения осужденного.

По результатам кассационного рассмотрения могут приниматься следующие решения:

1. Оставление судебного акта без изменения, а кассационной жалобы (представления) без удовлетворения.

2. Отменяется судебный акт и прекращается дело.

3. Отменяется судебный акт и дело направляется в суд первой, или апелляционной инстанции.

4. Изменяется судебный акт.

5. По гражданскому делу выносится новое решение.

Основание для отмены или изменения судебного решения является существенное нарушение норм материального или процессуального права, которые повлекли за собой существенные изменения в правах и свободах человека и гражданина.

О времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещаются заинтересованные участники процесса, но, как правило, они не приглашаются на это судебное разбирательство.

Судебная система в любой стране создает иерархическую вертикаль, имея при этом определенное количество инстанций, каждой из которых присуще выполнение определенных функций.

Гражданское судопроизводство нуждается в проверке обоснованности и законности решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу в порядке апелляции. Обеспечение апелляционного обжалования гарантирует участникам гражданского процесса возможность отстаивать свою позицию относительно отмены судебного решения, которое противоречит их интересам.

Производство дела в апелляционной инстанции предусмотрено в Гражданском процессуальном кодексе, вступившем в законную силу с 1 сентября 2005 года. При этом законодатель закрепил целый ряд нововведений, имеющих существенное значение в судебной практике при пересмотре судебных решений в апелляционном производстве.

Апелляционное производство –это совокупность процессуальных отношений, возникающих между судом апелляционной инстанции и участниками процесса с целью проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции.

Характерными особенностями апелляционного производства являются:

– апелляция подается на решение (определение) суда первой инстанции, не вступившее в законную силу;

– апелляционная жалоба вместе с делом направляется на рассмотрение в апелляционный суд;

– апелляционный суд при рассмотрении дела проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, тем самым способствует правильному осуществлению правосудия и защите субъективных прав и интересов;

– рассмотрение дела в апелляционном суде осуществляется с соблюдением основных принципов судопроизводства;

– обязательным основанием для отмены решения в апелляционном порядке являются неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права;

– решение и определение апелляционного суда вступают в законную силу с момента их провозглашения.

Обеспечение апелляционного обжалования судебных решений является основным принципом гражданского судопроизводства, который гарантирует защиту субъективных прав и интересов в суде апелляционной инстанции.

Апелляционной инстанцией по гражданским делам являются судебные палаты по гражданским делам апелляционных общих судов, в пределах территориальной юрисдикции которых находится местный суд, принявший обжалуемое судебное решение (ст. 291 ГПК).

Объектом апелляционного обжалования являются решения и определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.

Обжалование судебных решений в апелляционном порядке – это способ проверки законности и обоснованности решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: