Срок досудебного расследования в украине

Обновлено: 21.05.2024

Жизнь УПК Украины изменилось на "до" и "после" изменения. Этот тезис не обошел и сроки досудебного расследования, поскольку Законом Украины от 03.10.2017 г. №2147-VIII были внесены изменения в УПК Украины в части сроков досудебного расследования (ст. 219 УПК Украины) и порядка продления сроков досудебного расследования (§4 Глава 24 Раздел III УПК Украины), не имеют обратного действия во времени и применяются в делах, по которым сведения об уголовном правонарушении внесены в Единый реестр досудебных расследований после введения в действие этих изменений (п. 4 §2 Раздел 4 Закона Украины от 03.10 .2017 № 2147-VIII).
Не вдаваясь в правовой анализ конституционности таких изменений, предлагаем рассмотреть сроки досудебного расследования и порядок их продления в разрезе изменений с акцентом на их особенностях.

1. Сроки досудебного расследования

1.1. УПК Украины (в старой редакции)

Согласно ч. 1 ст. 219 УПК Украины досудебное расследование должно быть закончено: 1) в течение одного месяца со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка; 2) в течение двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления.
Общий срок не может превышать: 1) двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка; 2) шести месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления небольшой или средней тяжести; 3) двенадцати месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 219 УПК Украины).

1.2. УПК Украины (новая редакция)

2. Порядок продления срока досудебного расследования

2.1. УПК Украины (в старой редакции)

Если вследствие сложности производства невозможно закончить досудебное расследование (ч. 1 ст. 294 УПК Украины) в срок, определенный ч. 1 ст. 219 УПК Украины, по ходатайству следователя или прокурора (ч. 1 ст. 295 УПК Украины), он может быть продлен в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 219 УПК Украины.

Ходатайство о продлении срока предварительного расследования должно соответствовать требованиям ч. 2 ст. 295 УПК Украины, содержать сведения, определенные ч. 3 ст. 294 УПК Украины. Его копия вручается подозреваемому и его защитнику не позднее чем за пять дней до дня подачи ходатайства прокурору, уполномоченному на рассмотрение вопроса о продлении срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 295 УПК Украины). Подозреваемый и / или его защитник имеют право подать следователю или прокурору, который инициирует этот вопрос, письменные возражения, которые обязательно прилагаются к ходатайству и вместе с ним подаются прокурору, уполномоченному на его рассмотрение.

Прокурор обязан рассмотреть ходатайство не позднее трех дней со дня его получения, но в любом случае до истечения срока досудебного расследования (ч. 4 ст. 295 УПК Украины), а процессуальное решение принять в форме постановления (ч. 5 с. 295 УПК Украины).

2.2. УПК Украины (новая редакция)

Если вследствие сложности производства невозможно закончить досудебное расследование со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка (дознания) в срок, указанный в п. 1 абз. 3 ч. 1 ст. 219 УПК Украины, он может быть продлен в пределах срока, установленного п. 1 ч. 2 ст. 219 УПК Украины, районным (городским) или другим приравненным к нему прокурором.

Если со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления досудебное расследование невозможно закончить в срок, указанный в п. 2 абз. 3 ч. 1 ст. 219 УПК Украины, он может быть продлен в пределах сроков, установленных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 219 УПК Украины.

Срок предварительного расследования продолжается по ходатайству следователя (в отдельных случаях - согласованного с прокурором) или прокурора (ч. 1 ст. 295 УПК Украины), которое подается не позднее пяти дней до истечения срока досудебного расследования (ч. 5 ст. 294 УПК Украина), который восстановлению не подлежит (п. 2 ст. 294 УПК Украины), и соответствует требованиям по ч. 2 ст. 295 УПК Украины или ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины и ч. 4 ст. 294 УПК Украины.

Срок рассмотрения ходатайства прокурором: не позднее трех дней со дня его получения, но в любом случае до истечения срока досудебного расследования (ч. 4 ст. 295 УПК Украины), процессуальное решение принимается в форме постановления (ч. 5 ст. 295 УПК Украина).

В случаях, предусмотренных ст. 294 УПК Украины, продление срока досудебного расследования осуществляется на основании постановления следственного судьи, которое обжалованию не подлежит (ч. 9 ст. 295-1 УПК Украины) и должно соответствовать общим требованиям к судебным решениям ст. 8, 9, 21, 370 УПК Украины (ч. 8 ст. 295-1 УПК Украины), содержать новый срок досудебного расследования, - по соответствующему ходатайству прокурора или следователя (ч. 1 ст. 295-1 УПК Украины).

1) отсутствует требование о предоставлении копии ходатайства стороне защиты по продлению срока досудебного расследования следственным судьей:

Необходимо исходить из общих положений действующего законодательства и аргументировать свою правовую позицию обязанностью судьи создавать условия для реализации сторонами их процессуальных прав (ч. 6 ст. 22 УПК Украины) по принципу "состязательности сторон", а также с учетом ст. 8, 9, 20-22, 42 УПК Украины.

2) обязанность вручить стороне защиты копию ходатайства о продлении срока предварительного расследования при отсутствии санкции за ее невыполнение;

УПК Украины не содержит такого основания для отказа в удовлетворении прокурором, следственным судьей ходатайства как "не вручения копии ходатайства стороне защиты". Определенно, законодатель фактически создал предпосылки для пренебрежения стороной обвинения правом стороны защиты на представление возражений по ходатайству, обязывая следственного судью и прокурора рассмотреть ходатайство не позднее трех дней со дня его получения, но в любом случае до истечения срока досудебного расследования.

3) алгоритм действий в случае невыполнения действий следователем, прокурором в отношении вручения ходатайства о продлении срока предварительного расследования.

Необходимо обратить внимание на п. 1 ч. 1 ст. 303 УПК Украины, по которому мы можем обжаловать бездействие следователя, прокурора, которое заключается в невыполнении процессуальных действий, которые он обязан совершить в определенный УПК Украины срок, а именно: не вручения / несвоевременное вручение стороне защиты ходатайства о продлении срока предварительного расследования.

Судебная практика показывает, что в удовлетворении подобных жалоб следственные судьи или отказывают, или возвращают лицу, которое его подало, поскольку такой вид бездействия не подлежит обжалованию по п. 1 ч. 1 ст. 303 УПК Украины. Впрочем, есть и положительная практика, по которой следственные судьи удовлетворяют подобные жалобы (на положительный результат рассмотрения подобных жалоб влияет правильная формулировка требований и, порой, их сужение).

В случае признания бездействия противоправным, во время судебного рассмотрения дела, можем инициировать вопрос признания доказательств, полученных после продления срока досудебного расследования по нарушению порядка, определенного УПК Украины, недопустимыми.

В случае отказа, акцентируем внимание на требованиях ч. 2 ст. 303 УПК Украины, где закреплено право обжаловать другие решения, действия или бездействие следователя или прокурора, чем определенные ч. 1 ст. 303 УПК Украины, во время подготовительного производства в суде.

4) сведения должны содержать возражения на определенное ходатайство;

В возражениях на ходатайство стоит указывать на несоответствия ходатайства требованиям ч. 2 ст. 295 УПК Украины или ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины, соблюдении требований ст. 28 113 УПК Украины, отсутствие оснований, определенных ч. 3 ст. 294 УПК Украины (в старой редакции) и ч. 4 ст. 294 УПК Украины (в новой редакции), недоказанностью обстоятельств, ч. 1 ст. 296 УПК Украины (в старой редакции), ч. 8 ст. 295 или ч. 5 ст. 295-1 УПК Украины.

3. Основания для продления срока досудебного расследования

Основаниями для удовлетворения ходатайства прокурором является его внутреннее убеждение, о существовании обстоятельств, определенных ч. 1 ст. 296 УПК Украины (в старой редакции) и ч. 6 ст. 295 УПК Украины (в новой редакции).

Особенности: постановление о продлении срока предварительного расследования, кроме материалов дела, основывается на внутреннем убеждении прокурора, а потому имеет не только отражать сведения, указанные в ходатайстве следователя, прокурора, но и должно соответствовать требованиям ст. 8, 9, 110 УПК Украины, быть обоснованным и должным образом мотивированным, а сроки проведения экспертизы не могут безосновательно затягиваться и должны отвечать разумным срокам.

При этом ст. 295-1 УПК Украины не определяет четких оснований, по которым следственный судья выносит постановление о продлении срока содержания под стражей. Однако из системного анализа этой статьи можем сделать вывод, что судья постановил такое решение в случае соответствия ходатайства требованиям ст. 8, 9, ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины, а также если следователь докажет наличие обстоятельств, определенных ч. 5 ст. 295-1 УПК Украины.

4. Основания для отказа в продлении срока досудебного расследования

4.1.КПК Украины (в старой редакции)

Прокурор отказывает в удовлетворении ходатайства в случае, если следователь, прокурор не докажет наличие оснований, определенных ч. 1 ст. 296, ч. 1. ст. 297 УПК Украины.

4.2. УПК Украины (новая редакция)

Прокурор отказывает в удовлетворении ходатайства (ч. 8 ст. 295 УПК Украины) на основаниях, определенных в ч. 1 ст. 297 УПК Украины (в старой редакции).

При этом, законодатель наделил суд следующими полномочиями по результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока предварительного расследования, кроме как удовлетворения ходатайства: возвращение ходатайства и отказ в удовлетворении ходатайства.

Основания для возвращения ходатайства: ходатайство не соответствует требованиям ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины (ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины); к ходатайству не приложены оригиналы или копии документов и других материалов, которыми прокурор, следователь обосновывает доводы ходатайства, а также выписку из ЕРДР по уголовному производству, в рамках которого подается ходатайство (ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины); следователь, прокурор не указал в ходатайстве кратчайший срок, достаточный для нужд досудебного расследования (ч. 2 ст. 295-1 УПК Украины).

4. Последствия отказа в продлении срока досудебного расследования

В случае отказа в продлении срока предварительного расследования, прокурор обязан в течение пяти дней осуществить одно из действий, предусмотренных частью второй статьи 283 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 297 УПК Украины (в старой редакции) / ч. 9 ст. 295 или ч. 7 ст. 295-1 УПК Украины (в новой редакции)): закрыть уголовное производство; обратиться в суд с ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности; обратиться в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера.

Безусловно, изменения в УПК Украины имели целью приближения законодательства к стандартам, определенным в решениях ЕСПЧ. Однако, изменения не должны быть формальными, они должны быть содержательными и заполнять пробелы и устранять коллизии в праве, в настоящее время не является таковым, поскольку изменения породили ряд дискуссий и возникновение ряда новых противоречий, путаницу в правоприменительной практике. УПК Украины: "до" и "после" - это не разные нормативно-правовые акты, а единый законодательный акт, который должен быть унифицированным и обеспечивать однозначное понимание его положений.

1. Срок предварительного расследования исчисляется с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований до дня обращения в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности или до дня принятия решения о закрытие уголовного производства.

1) двенадцать месяцев - в уголовном производстве по нетяжкие преступления;

2) восемнадцать месяцев - в уголовном производстве по тяжкого или особо тяжкого преступления.

4) в течение двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления.

4. Срок предварительного расследования может быть продлен в порядке, предусмотренном параграфом 4 главы 24 настоящего Кодекса. При этом общий срок досудебного расследования не может превышать:

1) одного месяца со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части третьей настоящей статьи;

2) шести месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении нетяжкие преступления;

3) двенадцати месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

5. Срок со дня вынесения постановления о приостановлении уголовного производства до вынесения постановления о восстановлении уголовного производства, а также срок ознакомления с материалами досудебного расследования сторонами уголовного производства в порядке, предусмотренном статьей 290 настоящего Кодекса, не включается в сроки, предусмотренные настоящей статьей.

Срок со дня вынесения постановления о приостановлении уголовного производства до дня ее отмены следственным судьей включается в сроки, предусмотренные настоящей статьей.

6. Общий срок досудебного расследования при объединении уголовных производств в порядке, предусмотренном статьей 217 настоящего Кодекса, определяется:

1) в производствах, которые расследовались в один промежуток времени, - путем поглощения менее срока большим;

2) в производствах, которые расследовались в разные промежутки времени - путем добавления сроков досудебного расследования по каждому из таких производств, которые не пересекаются, в пределах сроков досудебного расследования преступления, предусматривающий наиболее длительный срок предварительного расследования с учетом возможности его продления, предусмотренной частью второй этой статьи.

7. рассчитанный в соответствии с частью четвертой этой статьи общий срок досудебного расследования в объединенном уголовном производстве определяется прокурором, указанным в части четвертой статьи 295 настоящего Кодекса, о чем им выносится соответствующее постановление. В случае необходимости одновременно с вычислением общего срока в объединенном уголовном производстве может быть решен вопрос его продолжение.

2. Досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Положение о Едином реестре досудебных расследований, порядок его формирования и ведения утверждаются Офисом Генерального прокурора по согласованию с Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины, Государственным бюро расследований, органом Бюро экономической безопасности Украины.

3. Осуществление досудебного расследования, кроме случаев, предусмотренных настоящей частью, до внесения сведений в реестр либо без такового внесения не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законом. В неотложных случаях до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований может быть проведен осмотр места происшествия (сведения вносятся безотлагательно после завершения обзора). Для выяснения обстоятельств совершения уголовного проступка до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований может быть:

1) отобрано объяснение;

2) проведено медицинское освидетельствование;

3) получено заключение специалиста и снято показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи;

4) изъято орудие и средства совершения уголовного проступка, вещи и документы, являющиеся непосредственным предметом уголовного проступка, или обнаруженные при задержании лица, личного досмотра или досмотра вещей.

В случае выявления признаков уголовного преступления на морском или речном судне, находящемся за пределами Украины, досудебное расследование начинается немедленно, сведения о нем вносятся в Единый реестр досудебных расследований при первой же возможности.

5. В Единый реестр досудебных расследований вносятся сведения о:

2) фамилия, имя, отчество (наименование) потерпевшего или заявителя;

3) другой источник, из которого обнаружены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения;

4) краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления приведенных потерпевшим, заявителем или выявленных из другого источника;

5) предварительная правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности;

6) фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, которое внесло сведения в реестр, а также следователя, прокурора, внес сведения в реестр и / или начал досудебное расследование;

7) иные обстоятельства, предусмотренные положением о Едином реестре досудебных расследований.

В Едином реестре досудебных расследований автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.

6. Следователь, дознаватель незамедлительно в письменной форме уведомляет руководителя органа прокуратуры о начале досудебного расследования, основание начала досудебного расследования и другие сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи.

7. Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований внесены прокурором, он обязан в течение пяти рабочих дней со дня внесения таких сведений с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в соответствующий орган досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования.

9. Следователь, дознаватель в течение 24 часов с момента внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований в письменной форме сообщает Национальное агентство по предупреждению коррупции о начале досудебного расследования с участием обличителя, основание начала досудебного расследования и другие сведения, предусмотренные частью пятой настоящей статьи.

Копия указанного уведомления Национальному агентству по предупреждению коррупции предоставляется обличителю.

1. Продление срока досудебного расследования уголовного преступления в случае, определенном пунктом 1 части третьей статьи 294 настоящего Кодекса, осуществляется по ходатайству следователя или прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов при проведении этого досудебного расследования.

2. В ходатайстве о продлении срока предварительного расследования указываются:

1) фамилия, имя, отчество подозреваемого;

2) наименование (номер) уголовного производства;

3) суть сообщенной подозрения и правовая квалификация уголовного преступления с указанием статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности, в совершении которого подозревается лицо;

4) ссылка на доказательства, которыми обосновывается подозрение;

5) процессуальные действия, проведения или завершения которых требует дополнительного времени;

6) значение результатов этих процессуальных действий для судебного разбирательства;

7) срок, необходимый для проведения или завершения процессуальных действий;

8) обстоятельства, препятствовавшие осуществить эти процессуальные действия ранее.

3. Копия ходатайства вручается следователем или прокурором, осуществляющим надзор за соблюдением законов при проведении этого предварительного расследования, подозреваемому и его защитнику не позднее чем за пять дней до дня подачи ходатайства прокурору, уполномоченному на рассмотрение вопроса о продлении срока предварительного расследования.

Подозреваемый, его защитник имеют право до подачи ходатайства о продлении срока предварительного расследования подать следователю или прокурору, который инициирует этот вопрос, письменные возражения, которые обязательно прилагаются к ходатайству и вместе с ним подаются прокурору, уполномоченному на его рассмотрение.

4. Прокурор, уполномоченный рассматривать вопрос продления срока досудебного расследования, обязан рассмотреть ходатайство не позднее трех дней со дня его получения, но в любом случае до истечения срока досудебного расследования.

5. Решение прокурора о продлении срока предварительного расследования или об отказе в таком продлении принимается в форме постановления.

6. Прокурор удовлетворяет ходатайство и продлевает срок досудебного расследования, если убедится, что дополнительный срок необходимый для получения доказательств, которые могут быть использованы в ходе судебного разбирательства, или для проведения или завершения проведения экспертизы, при условии что эти действия не могли быть осуществлены или завершены ранее по объективным причинам.

7. Если прокурор удовлетворяет ходатайство следователя, прокурора, он определяет новый срок досудебного расследования. Прокурор обязан определить кратчайший срок, достаточный для нужд досудебного расследования.

9. В случае отказа в продлении срока предварительного расследования прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов при проведении этого предварительного расследования, обязан в течение пяти дней осуществить одно из действий, предусмотренных частью второй статьи 283 настоящего Кодекса.

Все консультации платные

Статья 295 УПК Украины на русском языке с изменениями 2022 год (Уголовный процессуальный кодекс Украины, УПКУ) №4651-VI от 13.04.2012, редакция от 05.01.2022

Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

  • Продукты&Решения
    • ВСЕ ПРОДУКТЫ ЛІГА:ЗАКОН
      Продукты, комплекты, сервисы
    • Системы ЛІГА:ЗАКОН
      Информационно-правовые системы
    • Система ЛЗ ЮРИСТ (iPad, Android)
      Мобильное приложение для юристов
    • VERDICTUM
      Система анализа судебных решений
    • БУХГАЛТЕР&ЗАКОН
      Электронное издание для бухгалтеров
    • ЮРИСТ&ЗАКОН
      Электронное издание для юристов
    • Вестник МСФО
      Электронное издание
    • БУМ
      Бухгалтерский Умный Модуль
    • ЛІГА ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ
      Единая информационная платформа
    • ПРАКТИКУМЫ
      Национальная сеть практикумов
    • ЮРИДИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
      Национальный юридический каталог

    Со вступлением в силу изменений к УПК Украины (с 15.03.2018) как грибы после дождя стали возникать проблемные вопросы, а их решение в большинстве своем регулируется вновь созданной практикой, а не нормами закона.

    Безусловно, внесение изменений в УПК Украины имело целью приближение законодательства к стандартам, определенным в решениях Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Понятно, что такие изменения должны быть содержательными, устранять коллизии в процессе и восполнять пробелы, а вместо того они пока остаются формальными, порождают дискуссии среди юристов и обусловливают возникновение ряда новых противоречий и путаницу в правоприменительной практике.

    Вот основные положения и принципы уголовного процессуального закона, касающиеся процессуальных сроков при досудебном расследовании:

    • Следственные (разыскные) действия не могут проводиться после окончания сроков досудебного расследования, кроме их проведения по поручению суда в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 333 УПК Украины.

    • Любые следственные (разыскные) или негласные следственные (разыскные) действия, проведенные с нарушением этого правила, являются недействительными, а установленные в результате их доказательства – недопустимыми (ч. 8 ст. 223 УПК Украины). Согласно ст. 113 УПК Украины процессуальные сроки – это установленные законом или в соответствии с ним прокурором, следственным судьей или судом промежутки времени, в пределах которых участники уголовного производства обязаны (имеют право) принимать процессуальные решения или совершать процессуальные действия.

    • Любое процессуальное действие или совокупность действий в ходе уголовного производства должны быть выполнены без неоправданной задержки и в любом случае не позднее предельного срока, определенного соответствующим положением данного Кодекса.

    • В соответствии со ст. 116 УПК Украины процессуальные действия должны выполняться в установленные данным Кодексом сроки.

    • Для понимания понятия кратчайших, разумных сроков досудебного расследования следует руководствоваться ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на справедливый суд) и практикой Европейского Суда по правам человека.

    Это общие понятия, которыми должны руководствоваться все участники уголовного производства. А что же изменилось в законе касательно сроков досудебного расследования?

    В частности, новым и интересным является то, что с 15.03.2018 срок досудебного расследования исчисляется с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований, а не с момента уведомления лицу о подозрении, как было раньше, и до дня обращения в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности или до дня принятия решения о закрытии уголовного производства.

    Однако сейчас эта норма применяется не ко всем производствам, что позволяет ею манипулировать, поскольку в соответствии с ч. 4 § 2 "Заключительные положения" раздела 4 Закона Украины "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты" это законодательное предписание не имеет обратного действия во времени и применяется только к делам, по которым сведения об уголовном правонарушении внесены в Единый реестр досудебных расследований после введения в действие этих изменений.

    Между тем, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 219 УПК Украины срок досудебного расследования с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР до дня уведомления лицу о подозрении составляет:

    1) шесть месяцев – в уголовном производстве по уголовному проступку;

    2) двенадцать месяцев – в уголовном производстве по преступлению небольшой или средней тяжести;

    3) восемнадцать месяцев – в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению.

    Таким образом, УПК Украины разграничивает сроки досудебного расследования преступлений и уголовных проступков и устанавливает для уголовных проступков гораздо меньшие сроки досудебного расследования с учетом их меньшей общественной опасности, а соответственно, и меньших затрат времени для проведения досудебного расследования.

    При этом мы помним, что в предыдущей редакции эта норма не предусматривала необходимости исчисления сроков досудебного расследования до уведомления о подозрении, что позволяло правоохранительным органам злоупотреблять и нарушать право на защиту, ведь досудебное расследование в нарушение разумных сроков могло продолжаться несколько лет, и в рамках этих производств проводились следственные действия, обыски, выемки, допросы, чем грубо нарушались права и интересы третьих лиц, на которых оказывалось определенное давление без предоставления процессуальных возможностей для защиты.

    Но изменилось ли что-то на практике с введением изменений в процессуальное законодательство?

    Возможно, в некоторых производствах закон торжествует. Но до сих пор, используя вышеуказанные предписания заключительных положений, прокуроры зачастую безосновательно объединяют новые производства с производствами, сведения по которым внесены в ЕРДР до введения в действие изменений, и таким образом искусственно создают возможность без ограничения сроков проводить досудебное расследование и соответствующие следственные действия, продолжая оказывать давление на лиц или их бизнес.

    Некоторые изменения к процессуальному законодательству предоставили возможность в определенной степени воспрепятствовать такому давлению.

    В частности, дополнение ч. 1 ст. 3 УПК Украины пунктом 16 1 об определении понятия другого лица, права или законные интересы которого ограничиваются в ходе досудебного расследования (это лицо, в отношении которого (в том числе в отношении его имущества) осуществляются процессуальные действия, определенные данным Кодексом), позволило в так называемых "фактовых" производствах обращаться к следователям с ходатайствами о выполнении каких-либо процессуальных действий, вплоть до закрытия уголовного производства. Но, к сожалению, глобально этим проблема не решается.

    Кроме того, довольно распространенной является тактика следователей и прокуроров регистрации уголовных правонарушений по квалификации более тяжкого, чем совершено, преступления для обеспечения максимальных сроков досудебного расследования.

    Вполне вероятно, что да. Это еще один неприятный нюанс новых изменений. Ведь в соответствии с абзацем вторым п. 10 ч. 1 ст. 284 УПК Украины, изложенной в новой редакции, следователь, прокурор обязаны закрыть производство в случае, если срок досудебного расследования, определенный ст. 219 данного Кодекса, закончился, но ни одному лицу не было предъявлено уведомление о подозрении. Причем независимо от квалификации преступления (уголовного правонарушения) и последствий. А приостановление досудебного расследования и сохранение срока расследования возможны только после уведомления лицу о подозрении (ст. 280 УПК Украины).

    Итак, с одной стороны, четкое определение сроков досудебного расследования, даже в так называемых "фактовых" делах, создает новый коррупционный риск и дает возможность просто "не найти" преступника в течение определенного времени и дело закрыть. И даже за совершение особо тяжкого преступления при таких обстоятельствах преступник "обречен" на безнаказанность.

    А с другой стороны, внесенные изменения не исключают возможности затягивать расследование стороной обвинения любого дела. Например, срок досудебного расследования может неоднократно продлевать следственный судья по ходатайству прокурора или следователя, при этом в случае отсутствия уведомления о подозрении – фактически бесконечно (ч. 1 ст. 294 УПК Украины).

    Изложенное выше, при отсутствии действительно независимого судебного надзора, фактически сводит на нет внесенные в УПК Украины изменения, поскольку следственным органам вновь предоставлена возможность осуществлять досудебное расследование в уголовном производстве в течение неограниченного времени, что снова приведет к нарушению разумных сроков и права на справедливый суд (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод), либо же по желанию следователя или прокурора – к закрытию производства в "необходимых" случаях на основании абзаца второго п. 10 ч. 1 ст. 284 УПК Украины.

    Во всяком случае не следует забывать о ст. 28 УПК Украины, которой установлено, что во время уголовного производства каждое процессуальное действие или процессуальное решение должны быть выполнены или приняты в разумные сроки. Разумными считаются сроки, являющиеся объективно необходимыми для выполнения процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Проведение досудебного расследования в разумные сроки обеспечивает прокурор. Каждый имеет право, чтобы обвинение в отношении него в кратчайший срок либо стало предметом судебного разбирательства, либо чтобы соответствующее уголовное производство в отношении него было закрыто.

    Таким образом, участникам уголовного производства и их представителям необходимо учитывать указанные изменения со всеми нюансами и использовать их, привлекая к этому процессу следственных судей.

    В данном контексте нельзя не обратить внимание на практику ЕСПЧ, который неоднократно высказывал свою позицию по поводу проведения эффективного официального расследования и соблюдения разумных сроков. Например, в решении по делу "Мерит против Украины" от 30.03.2004 г. ЕСПЧ отметил, что отсчет течения рассмотрения уголовного дела для решения вопроса о его "разумности" в смысле ч. 1 ст. 6 Конвенции начинается с момента выявления отношения государственных органов к лицу как к подозреваемому или как к обвиняемому в совершении преступления. В частности, отсчет срока производства может начинаться со дня: взятия лица под стражу; уведомления ему о возбуждении в отношении него уголовного дела; начала досудебного расследования.

    Как видим, с принятием изменений к УПК Украины в части сроков досудебного расследования почти ничего не изменилось. Новые сроки по "фактовым" делам остались по-прежнему бесконечными. Однако позитив все же есть – теперь следователю не так просто будет оставлять "фактовое" дело без расследования, а фактических подозреваемых держать "на крючке".

    Ведь после окончания определенных сроков он с некоторой периодичностью будет обосновывать перед следственным судьей необходимость продления срока досудебного расследования и приводить соответствующие основания. А тут и представитель лица, интересов которого это касается, имеет возможность предоставить свою позицию и склонить весы правосудия в пользу клиента.

    А что же происходит со сроками досудебного расследования в производствах, где лицо уведомлено о подозрении?

    В соответствии с предписаниями абз. 3 ч. 1 ст. 219 УПК Украины досудебное расследование должно быть закончено: в течение одного месяца со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка; в течение двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления.

    С учетом сложностей, которые могут возникнуть в ходе досудебного расследования, законодатель предусмотрел возможность продления указанных общих сроков, но при этом установил общий лимит, который не может превышать:

    – двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка;

    – шести месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления небольшой или средней тяжести;

    – двенадцати месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 219 УПК Украины).

    Казалось бы, при таких формулировках манипуляции невозможны. Но и здесь имеется нюанс, которым любят злоупотреблять следователи, пытаясь продлить себе сроки расследования. Речь идет о приостановлении уголовного производства. Ведь в соответствии с ч. 3 ст. 219 УПК Украины срок со дня вынесения постановления о приостановлении уголовного производства до дня его отмены следственным судьей или вынесения постановления о возобновлении уголовного производства не включается в сроки, предусмотренные этой статьей.

    Следует подчеркнуть, что в случае приостановления досудебного расследования законодатель запретил проводить какие-либо следственные и другие действия. И об этом не стоит забывать, поскольку в неединичных случаях следователи совершают некоторые следственные или процессуальные действия во время формального приостановления производства, забыв его возобновить. А установление защитником такого факта уже в суде приводит к неприятному для прокурора признанию доказательства недопустимым.

    Вместе с тем нововведения создают возможность интересного маневра и для защитника, поскольку законодатель установил, что если постановление о приостановлении уголовного производства отменил следственный судья (то есть приостановление было признано неправомерным или безосновательным), то срок со дня вынесения постановления о приостановлении производства до дня его отмены следственным судьей включается в сроки. Таким образом, удачным обжалованием решения о приостановлении уголовного производства в порядке требований п. 2 ч. 1 ст. 303 УПК Украины можно исчерпать все сроки досудебного расследования и побудить следователя или прокурора вынести постановление о закрытии уголовного производства.

    Продление сроков досудебного расследования со дня уведомления лицу о подозрении осуществляется:

    – до трех месяцев – руководителем местной прокуратуры, заместителем Генерального прокурора;

    – до шести месяцев – следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с руководителем региональной прокуратуры или его первым заместителем или заместителем, заместителями Генерального прокурора;

    – до двенадцати месяцев – следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с Генеральным прокурором или его заместителями.

    Нередко следователи минуют первый срок продления и сразу обращаются в суд с ходатайством о продлении срока до 6 месяцев, и такие ходатайства удовлетворяют не все следственные судьи. Поэтому у защитника имеется возможность обратить внимание следственного судьи на нарушение процедуры продления срока и не допустить нарушения разумных сроков расследования, поскольку такой срок может быть продлен только в результате соответствующей сложности производства (ч. 4 ст. 294 УПК Украины).

    Таким образом, если по "фактовому" делу продление сроков досудебного расследования может осуществляться неограниченно, то в производствах с подозреваемыми эти сроки не могут превышать сроков, определенных ст. 219 УПК Украины.

    В целом, изменения к УПК Украины в части определения и продления сроков досудебного расследования и не только довольно демократичны, но имеют и изложенные выше существенные недостатки. Адвокатам как представителям своих клиентов следует взвешенно оценивать наличие правовых оснований и использовать изменения в процессуальном законе в пользу клиента, создавая и закрепляя соответствующую положительную практику и прецеденты. Тем более, что инструменты для этого есть. Необходимо только занимать позицию не наблюдателя, а активного защитника и участника вышеуказанных процессов.

    _____________________________________________
    © ТОВ "ІАЦ "ЛІГА", ТОВ "ЛІГА ЗАКОН", 2019

    У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов'язкове.
    Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ "ЛІГА ЗАКОН" заборонено.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: