Согласно нормам салической правды человек не подлежал вызову в суд если

Обновлено: 15.04.2024

Салическая правда (ок. 510г.) представляет собой запись древ­них обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи.

Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом (Lex Salica) и Саличе­ским законным пактом (Pactus Legibus Salicae), состоит из Про­лога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига уве­личили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Основными областями судебного контроля стали преступления на личной или имущественной основе и соответствующие наказа­ния за них, имущественные обязательства и наследование алло­да (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или лично-телесного вреда, порядок осуществления правосудия, оцен­ка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником.

Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Соглас­но легенде, Салическая правда составлена четырьмя выборными мужами от разных частей королевства, которые составили его пол­ностью за три заседания.

Сборник написан на латыни, и это давало возможность заим­ствований из римских правовых конструкций при общей неприкос­новенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алари-ха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения.

Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятности на основании тарифа поранений и наказаний. В север­ной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-во­еначальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем —в 600 солидов и убийство в военном походе —в 1800 солидов Откупная цена за совершенное убийство именовалась вер-гелъдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.

Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договор­ных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Од­нако судили лита по тем же правилам, что и раба.

В южной части королевства, где проживали галло-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщики). Осо­бую группу составляли лица духовного звания. Убийство еписко­па оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.

Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Граждан­ско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственнос­ти и порядок наследования (соответственно ст. 46 и 49). Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбиратель­стве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское "что ни город, то норов"). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наи­более приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви.

Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакци­ях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками пе­реписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специ­альными королевскими установлениями— капитуляриями, эдикта­ми, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладаю­щая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсут­ствуют обобщающие отвлеченные понятия, например поня­тия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожнос­ти и др.

Салическая правда — более поздний свод законов среди ко­дексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии. Первыми составили соб­ственный свод законов бургундцы (443 г.). Они проделали это с по­мощью галло-римского аристократа Сиагрия. Они же несколько раньше франков приняли христианство. Вестготы к этому време­ни уже имели Кодекс Эрика (475 г.) и Бревиарий Алариха (506 г.). Последний стал по указанию Хлодвига действующим руководством для галло-римлян Франкского королевства.

Судебное устройство. Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Галло-римляне подразделялись в это время на римлян — коро­левских сотрапезников, посессоров-землевладельцев и трибутари-ев-налогоплателыциков, причем последние составляли основную массу. Сотенное собрание (малъ) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (малъберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для уп­равления пагусом (департаментом), в котором объединялись не­сколько сотен.

Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще осо­бо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся са-цебаронами.

В их обязанность входил сбор доли из каждого воз­награждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум. Пос­леднее наименование близко по значению словам фритус и фре-тус, что означало нарушение королевского мира (см. гл. XIII, 6 и гл. L, 3).

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизо­ванной и бюрократизированной. Председательство в суде от тун-гина перешло к графу, который отныне обязывался бывать пооче­редно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон коро­левства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям.

Наказания как возмещение вреда (композиция). На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред вос­принималось итогом мирового соглашения, мировой сделки или, как считает французский историк права Р. Дарест, результатом "мирного трактата между воюющими сторонами" — семьей пост­радавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливал­ся в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричаст­ных лиц либо через посредников. Такой характер композиции (ком­пенсации) представлен в поэмах Гомера и в северных сагах. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксиро­ванный предел и назначить их твердый перечень, среди которого

предусмотрены были также отчисления в пользу государства. В Са­лическом законе возмещение делится на две части — на файд, вы­даваемый потерпевшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе кровную) месть, и фредум, поступающий го­сударству за его вмешательство. Фредум составлял третью часть всей суммы. Помимо выкупа существовала еще реституция (воз­врат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек.

У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами ско­та. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой и се­ребряной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету солидус, равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное воз­мещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или умень­шения этой суммы. Она могла быть 3 солида или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.

В период действия Салического закона 3 солида приравнива­лись к стоимости коровы, зрячей и здоровой, либо кобылицы зря­чей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученно­го. Конь зрячий и здоровый оценивался в 12 солИдов, и столько же стоила броня исправная.

Тариф возмещений может служить косвенной характеристи­кой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступеней общественной иерархии. Так, если речь шла о преступ­лении, посягающем на лицо, состоящее на королевской службе, то возмещение увеличивалось в 3 раза. Возмещение родственни­кам убитого воспринималось не как государственное наказание, а как частное возмещение потерпевшей стороне (семье потерпев­шего). Обыкновенный вергелъд (от слов "вера" и "гельд" — цена человека по рождении) у франков составлял 200 солидов, а вер-гельд римлянина уменьшался вдвое. У рипуарцев (другого гер­манского племени, тоже имевшего свой сводный писаный закон) существовала в это же время разница в вергельде за франка и бургундца, а также за алемана, баварца или саксонца. Таким об­разом проводилась грань между своими и чужими, между фран­ком (соплеменником) и иноплеменниками (римлянами, баварцами и др.).

Помимо обязательного денежного возмещения за причиненный Ущерб существовали и другие наказания, например связанные с ук­лонением от явки в суд или от исполнения судебного решения. В этом случае санкция была одна — поставление ослушника вне закона. У афинян эта ситуация приравнивалась к бегству, римляне свели на­казание к "лишению огня и воды".

Ослушник, оказавшийся вне за­кона, подлежал истреблению как опасный дикий зверь. Из подобной практики возникла санкция в виде смертной казни, причем необхо-

димым следствием поставления вне закона или осуждения на смерть стала конфискация имущества.

Телесные наказания вначале применялись для репрессий про­тив непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужден­ного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совершенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 соли-дов. Характерно при этом распределение ответственности между соучастниками преступления.

Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каж­дый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, за­тем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, пла­тящих по 45 солидов.

Существует множество толкований этой системы подсчета. Согласно шведским законам средневекового периода, в подобных случаях в качестве убийцы преследовался только один человек. Именно ему и присуждался основной стандартный штраф в 40 ма­рок. Однако суд одновременно выбирал для оштрафования еще одного человека из банды, который платил штраф как подававший советы, а также третьего человека из банды как соучастника, дер­жавшего жертву в тот момент, когда ее убивали. По некоторым обобщениям, та же мысль послужила принципом определения на­казания за убийство шайкой в Салическом законе, который небез­основательно увеличивает санкцию за убийство бандой Он, по словам Дареста, устанавливает при этом своеобразный "максимум возмещения" потерпевшей стороне.

Имущественные отношения. Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок возврата похи­щенных или утраченных (потерянных) вещей, продажи спорного имущества. В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупате­ля сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же посту­пали и древние греки.

Салический закон различает два вида договорных обяза­тельств: относительно вещей и относительно устных договоренно­стей, основанных на доверии. В первом случае кредитор при сви­детелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требова­ний не лишено последствий, поскольку подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если долж-

ник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приго­варивается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкрат­ного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных | договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение сум­мы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от J первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возмож­ностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требо­вания, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на дол­жника каждый раз новый штраф по 3 сЬлида.

Еще при первом требовании кредитор получает от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого пла­тежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправля­ется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за на­рушение мира).

В гл. 44 о браке вдов требуемая процедура включала предъяв­ление иска в судебном заседании от участников процедуры, пос­ле этого брак заключался в виде продажи за цену в 3 солида и один денарий с согласия трех упомянутых участников заседания. Такой брак у римлян (coemptio) и других первобытных народов свя­зан с тем, что в их практике еще не было заключения чисто кон-сенсуального договора — договора по согласию сторон.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.Салическая правда называет 3 вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливается при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществления суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, и роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворении сородичей потерпевшего, также оно должно охранить соблюдение "королевского мира", т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп. Этот выкуп был больше или меньше по размеру в зависимости от общественной оценки значимости преступления: его характера, его последствий. Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он носил специфическое название вергельд. Вергельд выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, и в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну. К выплате штрафов мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему, то и франков предписывалось казнить смертью. В чисто королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказания: "снять голову за неповиновение", выколоть глаза и т. п. Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью - это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом, повлекшее убийство, - оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафов в 1800 золотых солидов. Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого или от других обстоятельств. Отягчающим обстоятельством считалось "убийство коллективное - "скопищем"". Наказывалось и не свершившееся покушение на убийство. К числу преступлений, в которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление - все они штрафовались в зависимости от последствий.Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, с взломом или без, в сообществе или нет, со злым умыслом или нет. Специальные штрафы назначались за грабеж, поджог, конокрадство, незаконное вторжение в чужое "огороженное место" или дом, заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Особой квалификации подвергалась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие наказаний за преступление против нравов. Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние "по обоюдному согласию" наказывалось штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали. Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательство на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство.

Образование феодального государства в Британии. Англо-саксонские королевства

В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургов. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний — тунгин — уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургов. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы. Старинные обычаи германцев, равно как и других народов, требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней же лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Такой процесс получил название обвинительного[6].

Салическая правда является судебником, большая часть статей которого посвящена определению взысканий за различные правонарушения. Отдельные постановления касаются и судебного устройства, и порядка разбирательства дел. Представитель администрации не осуществлял судейских полномочий в точном смысле этого слова. Он только созывал собрание людей — мальберг (malluspublicus), которое должно было решить дело, и руководил им. Из присутствующих выбиралось определенное число людей, знавших обычаи. Сперва, они избирались для решения каждого дела. Число их было различно, в соответствии с местными обычаями (наиболее часто встречаются 7 и 12 судных мужей), называвшихся рахинбургами. Весьма вероятно, что в первое время существования такого суда решение рахинбургов требовало одобрения окружавшей их массы народа. Затем стало считаться достаточным, чтобы собрание не возражало против решения рахинбургов. Наконец, и это ограничение отпало.

Судопроизводство по Салической правде носило обвинительный характер, начинаясь по жалобе потерпевшего или его ближайших родственников. Здесь суд не производил никаких принудительных действий по своей инициативе. Все ведение дела было в руках потерпевшего — обвинителя. По общему правилу, он должен был в строго определенной форме вызывать обвиняемого им человека в суд (mannitio), причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение и осуждение.В случае поимки обвиняемого на месте преступления он терял право на предоставление ему срока для явки в суд: потерпевший имел право тут же связать его и доставитьв суд. Обвинитель сам был связан своей жалобой и в случае неявки в суд подвергался штрафу. Когда стороны являлись в суд, обвинитель обращался с установленной законом формулой обвинения, которая обязывала обвиняемого к ответу. За уклонение от ответа он также подвергался штрафу. Получив ответ обвиняемого, обвинитель обращался к рахинбургам, требуя от них, чтобы они вынесли решение сообразно закону. В случае отказа рахинбургов от вынесения приговора они подвергались штрафу. Если обвиняемый не отрицал своей вины, рахинбурги приговаривали его к уплате соответствующего вознаграждения потерпевшему[7].

Первоначальный текст Салической правды состоял в основном, из детального установления композиций за каждый вид причинения ущерба жизни, здоровью, имуществу.

Если обвиняемый отрицал совершение им правонарушения, рахинбурги выносили решение о порядке доказывания, то есть устанавливали, может ли обвиняемый очиститься от обвинения присягой (личной или подкрепленной группой соприсяжников) или он должен подвергнуться суду божьему. Назначение последнего, имело место в тех случаях, когда обвиняемый ранее был уже осужден за кражу или разбой или пользовался дурной репутацией и не мог поэтому найти соприсяжников.
Когда не удавалось добиться признания — на чем сосредоточивались основные усилия, — судьи апеллировали к богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и, с другой — вынесенное из прошлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий Правду бог укажет на виновного. Не прямо, а косвенно, Каким-нибудь знаком, который надо разгадать. Так рождается ордалий — «суд божий», состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. В Салической правде говорится об испытании кипящей водой, в Рипуарской правде — об испытании огнем и железом.
При испытании водой обвиняемого бросали в реку, связав по рукам и ногам. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного.

Даже и много позже существовало убеждение, что «ведьма не тонет».
Другое испытание состояло в следующем. Надо было достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. К этому виду ордалия примыкает испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих этих случаях руку, поврежденную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осматривали ее. Если рубцы заживали хорошо — человек считался невиновным. Большое распространение имел судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца в намеренной лжи.
«Раз человек объявил, что будет драться, — пишет Монтескье, — он уже не мог отступать, в противном случае суд приговаривал его к наказанию. Отсюда возникло правило, что, если человек дал слово, честь не позволяет взять его назад». Трудно сказать, насколько такое объяснение верно. Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил с собой в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других — 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входит одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление.

Обвиняемый в сопровождении всех людей, которые присягали вместе с ним, должен был войти в круг, образуемый скамьями судей. Из сопровождавших его тридцать шесть становилось по его правую сторону, а тридцать шесть по левую. Затем, после вопроса главного судьи, он вынимал из ножен меч и клялся на оружии, что он не виновен, после чего присягающие вместе с ним одновременно обнажали свои мечи и приносили такую же клятву. Если хоть один из соприсяжников, а тем более обвиняемый, сбивался, дело считалось проигранным.
Когда Карл Великий приказал короновавшему его папе очиститься от тяготевших над тем обвинений, было проделано следующее.
Пала присягал вместе с 28 соприсяжниками, стоявшими взявшись за руки.После произнесения текста присяги все они должны были несколько минут простоять в неподвижности: малейшие движения (как и оговорка) служили признаком виновности. С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее стало прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному сеньору, окружённому вассалами и дружиной.
Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом.
Последнее заключалось в следующем: обвинитель и обвиняемый стояли в церкви, держа руки «на уровне плеч». Тот, кто раньше опускал их, признавался виновным. Христианские клятвы на священных предметах в силу простоты и легкости их стали орудием бесчестных людей. Ложно присягая, они завладевали чужим имуществом и оставались безнаказанными. Поэтому судьи предпочитали старинные способы доказывания.

Особой формой ордалия был судебный поединок. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежащими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне — на дубинках. В положениях Салической правды, как и в других родственных законах об ордалиях, отчетливо проводилась разница между двумя группами обвиняемых. С одной стороны, свободные, неопороченные обвиняемые могут очиститься своей личной присягой или присягой, подкрепленной соприсяжниками, близкими им людьми. С другой стороны, лица, опороченные прежним осуждением, несвободные или, наконец, чужаки, которые, естественно, не находят соприсяжников, могут очиститься только путем применения ордалий («божьего суда»). А так как по обычному ходу вещей испытание огнем или кипящей во-дой должно было приводить к ожогам, то есть к неудаче и последующему осуждению, то в таких случаях решение рахинбургов предоставляло обвиняемому выбор: либо платить причитающееся за преступление вознаграждение,либо идти на испытание. Ст. 56 Салической правды говорила: «Рахинбурги присуждали или к тому, чтобы обвиняемый шел к котлу (с кипящей водой) или давал ручательство в уплате возмещения». Постановления Салической правды о соприсяжниках отчетливо показывают их истинное процессуальное положение. Они отнюдь не являлись свидетелями в современном понимании этого термина: их присяга удостоверяла не наличие или отсутствие определенных фактов, связанных с событием преступления, которое рассматривал суд, а только их убеждение в том, что обвиняемый и его присяга достойны доверия. В ст. 56 Салической правды упоминается о «других законных доказательствах». Некоторые исследователи полагают, что судебная практика допускала поединок, который засвидетельствован, более поздними законами. Если присужденный к уплате выкупа обвиняемый не выполнял решения суда, обвинитель должен был троекратно обращаться к суду за подтверждением своего права.
Только после этого, обвинитель с помощью суда мог в принудительном порядке получить возмещение из имущества осужденного.
Весь процесс от возбуждения дела до момента принудительного исполнения проникнут крайним формализмом: все акты должны быть совершены в заранее определенном законом порядке, с произнесением определенных формул. Здесь все имеет одинаково важное значение: место и время судебного заседания, места, занимаемые судьей и судными мужами, судебный жезл в руках первого из них, способ вызова обвиняемого, способ, каким высказано требование.Если обвиняемый не уплачивает наложенного на него вергельда, то есть выкупа за убийство, и никто по требованию обвинителя не примет на себя обязательство уплатить сумму вергельда за осужденного, последний передается в руки обвинителя, который имеет право умертвить его. Такое умерщвление должно быть совершено с соблюдением определенной формы, в присутствии свидетелей. Умерщвленный должен был быть выставлен в определенном месте, чтобы каждый мог видеть, что здесь было применено наказание, а не тайное и незаконное убийство. Если преступление совершал раб, то он согласно Салической правде должен был быть доставлен в суд господином для дачи ответа. В случае отрицания им вины более ранний закон требовал применения к нему пытки, а более поздний закон Хильперика предписывал применение к нему ордалий[8].

Также интересно, что законодатель заботился о соблюдении судьями
судопроизводства. Вот некоторые примеры норм Салической правды.
«1. Если какие-либо из рахинбургов, заседая в судебном собрании и
разбирая тяжбу между двумя лицами, откажутся сказать закон, следует,
чтобы истец заявил им: «Здесь я призываю вас постановить решение
согласно Салическому закону».

Если они снова откажутся сказать закон, семеро из этих рахинбургов до захода солнца присуждаются к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
«3. Если же рахинбурги те будут судить не по закону, тот, против которого они вынесут решение, пусть предъявит к ним иск, и если будет в состоянии доказать, что если они судили не по закону, каждый из них присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.»
Данная статья позволяла хоть в какой-то мере контролировать возможное взяточничество или произвол судей.[9]

Дальнейший ход истории германских завоевателей — франков приводил к увеличению размеров королевства и к усилению власти монарха. Вместе с тем тяжесть войн истощала свободных крестьян, приводила к постепенному росту зависимости их от более крупных землевладельцев, этой новой королевской аристократии, наделяемой землями. Рядом со светскими землевладельцами становится и церковь, охотно поощрявшая переход владельцев аллодов в зависимое состояние.
Как отмечает Энгельс, через несколько поколений, ранее свободные крестьяне превратились в крепостных, а владельцы крупных земельных угодий- в сеньоров- феодалов, постепенно получивших все функции государственной власти в отношении «своих подданных».
В области судебного устройства также произошли серьезные изменения. Судные мужи — рахинбурги, которые ранее избирались руководителем собрания общины из числа присутствующих для каждого отдельного дела, по закону Карла Великого превращаются в постоянно действующих судей. Они назначались графами на продолжительное время, затем их должность сделалась пожизненной и, наконец, даже наследственной, что, конечно, способствовало все большему отделению этих «народных» судей от окружавшего судилища народа. В латинских текстах они именуются «рахинбург», сидящие на скамьях или просто скабины.
Салическая правда, которая в течение полутораста лет пополнялась и изменялась постановлениями франкских королей, была официально отменена законом Карла Великого в 788 году. В следующем, 789 году капитулярий Карла установил обязанность судьи преследовать преступления в порядке выполнения служебного долга. Центральные судебные учреждения также получили при Карле Великом дальнейшее развитие. Императорская курия действовала в различных формах. Во-первых, главное доверенное лицо императора осуществлял единоличную юрисдикцию, пересматривая жалобы на решения низших судов. Впрочем, император лично решал дела в случаях, когда тот или другой вопрос не был урегулирован законом. Он также принимал участие в рассмотрении дел высших сановников. Затем действовала курия, созываемая императором. Однако часть жалоб на решения судов местных графов, а именно жалобы на отказ в правосудии, разрешались не курией в полном составе, а специально уполномоченными лицами, посылаемыми от имени императора на места. Эти уполномоченные могли председательствовать в судебном собрании, обычно руководимом графом или созывать специальные судебные собрания из старейшин округов. Им были подсудны императорские чиновники, а также лица, находившиеся под особым покровительством императора. Но если все указанные дела разбирали в старых формах обвинительного процесса, то были случаи, в которых деятельность их принимала иной характер. Первоначально для разбирательства спорных земельных дел, а затем и для расследования дел о наиболее тяжких преступлениях эти разъездные судьи прибегали к опросу большего или меньшего числа местных людей, которые обязаны были под присягой удостоверять наличие определенных земельных отношений или указывать лиц, подозреваемыхв совершении преступлений. Такая форма расследования называлась инквизиционной и не имела ничего общего со старым обвинительным процессом.
Вместе с тем отмеченное выше усиление власти над ранее свободным населением крупных землевладельцев и административных начальников-графов, постепенно сделавших свои должности наследственными и ставших такими же крупными землевладельцами, привело к изменению построения суда. Все эти крупные землевладельцы стали созывать свои суды, как раньше они созывались от имени короля. Фактически эти суды становились все более и более независимыми от номинальных носителей верховной власти[10].

Заключение

Таким образом, в моей работе была затронута очень интересная тема,а именно уголовное право и судебный процесс по Салической правде.

Я постарался подробно охарактеризовать уголовное право, были рассмотрены такие вопросы как, виды преступлений и наказаний, система штрафов и многое другое. Также мы подробно рассмотрели вопрос: судебный процесс, где узнали какие были доказательства виновности или невиновности человека, чем занимался институт соприсяжничества, какие были ордалии.

Делая вывод, можно сказать, что уголовное право и судебный процесс по Салической правде положили начало формирования следующих, более продуманных, законодательных актов в государстве франков.

Формирование государственности и права осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Салическая правда была созданна в 507–511 гг. — в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст не сохранился. Судебник переписывался. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется:

- отсутствием общих, абстрактных понятий

Основное содержание документа:

- нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения.

- нормы гражданского права дают представление о процессе развития права собственности на землю

- текста можно составить представление об общественном строе франков начала VI в.

Структура: Пролог, 63 титула, которые разбиваются на параграфы, эпилог.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Отличительная черта франкского общества V–VI вв. — наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений.

Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда. Статья 60 «О желающем отказаться от родства»выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений.

Земля:

- личные владения короля,

- крупное индивидуально владение могущественных господ, приближенных короля

- основная часть – у сельской общины.

Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. Согласно гл. 59 «Об аллодах», земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено,что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственностьотдельных малых семей — аллод.

С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи. Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Из смысла статей: преступление - причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды:

1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и другие);

2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);

3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний короля (примером может служить ст. 45 «О переселенцах»).

Отягчающие обстоятельства: групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления.

Говорится о подстрекательстве к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.

Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Отмирание кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: 1) семье убитого, 2) родственникам со стороны отца и матери, 3) казне.

СУДЕБНЫ ПРОЦЕСС

Черты:

1) Состязательный характер.

2) Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

3) Дело возбуждалось только по инициативе истца.

4) Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания.

5) Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Виды доказательств:

1. Соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого.

2. Свидетельство очевидцев.

3. Ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда

описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе

с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды лучших людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно.

Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Поиск по сайту

Процедура отправления правосудия во времена составления Салической правды как практического судебника отмечалась значительной простотой: в каждых кан­тоне и сотне суд состоял из всех свободных франков

Сотенные собрания (маль) заседали в специально отведенном для этого ме­сте с каменными рядами (мальберг) .

Председательствовал начальник, избранный сотней, — тунгин Однако высшая власть принадлежала графу — чиновнику, на­значенному королем для управления пагусом (департаментом), в котором было объединено несколько сотен .

Свободные люди, которые присутствовали в собраниях для разрешения судеб­ных дел, именовались рахинбургами . Они сидели на каменных рядах, поставлен­ных квадратом Решение принималось большинством голосов

В каждом суде франков заседали также особо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся сацебаронами В их обязанности входил сбор специ­альной части от каждого штрафа, присуждаемого судом, которая поступала в коро­левскую налоговую службу и именовалась фредумом, что означало «компенсация за нарушение королевского мира»

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также во­ины и местная полиция (милитес) .

Впоследствии эта простая организация суда сменилась более централизованной и бюрократичной . Председательство от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать по очереди во всех сотнях своего пагуса Король стал верхов­ным судьей, а его двор — высшим судилищем для важнейших персон королевства Эти превращения происходили параллельно с изменением роли письменного за­кона, и в частности — с его последующими уточнениями, исправлениями и до­полнениями

Судебный процесс в Салической правде носил состязательно-обвинительный характер

Процесс начинался по инициативе пострадавшего, который обязан был собрать и представить суду доказательства. Пострадавший также вызывал и доставлял от­ветчика в суд, обеспечивал прибытие в судебное заседание свидетелей

В суде ответчик и истец имели равные процессуальные права и обязанности. Стороны лично вели процесс, а суд лишь наблюдал за соревнованием сторон и вы­носил решение по делу.

Даже наказания для ответчика и истца (в случае проигры­ша дела) были одинаковыми: истец в случае недоказанности иска подлежал тому же наказанию, которое угрожало ответчику

Основными чертами данной формы процесса, связанными с ее неразвитостью, были строгий формализм процесса и отсутствие различий в гражданском и уго­ловном судопроизводстве

Дела рассматривались открыто

При отсутствии свидетелей, если не было верных доказательств или преступле­ние не могло быть должным образом доказано, привлекались соприсяжники Ими могли быть родственники, соседи или друзья, которые должны были защищать и оказывать поддержку в суде одной из сторон путем свидетельствования ее право­ты При этом соприсяжники исходили не из знания конкретных обстоятельств дела, а из якобы свойственных ответчику или обвиняемому положительных черт — честности, доброго нрава и т . п . Малейшее отступление соприсяжников от установ­ленной формулы клятвы влекло проигрыш дела

Как средство доказывания Салическая правда знала ордалии, или «божий суд», — испытание водой и железом

Ордалия водой проводилась с помощью котелка с кипятком, в который обви­няемый опускал руку и произносил слова клятвы . Если после этого к установ­ленному сроку рука заживала, испытуемый признавался невиновным, если же нет — это было свидетельством его виновности

От испытания кипящей водой можно было откупиться, уплатив соответству­ющую сумму

Таким образом, государственно-правовое развитие раннефеодального государ­ства франков во многом заложило фундамент последующего формирования го­сударственных и правовых институтов в Западной Европе, оказав существенное влияние на их специфику в ведущих европейских странах — Германии, Франции, Италии и др

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: