Россия как государство продолжатель ссср феномен континуитета правовой и политический аспекты

Обновлено: 16.04.2024

Выдвинутая Российской Федерацией концепция государства-продолжателя, полностью принимающего на себя обязательства Союза Советских Социалистических Республик, была поддержана решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года. В названном решении другие правопреемники СССР поддержали Российскую Федерацию в том, чтобы она «продолжала членство СССР в Организации Объединенных Наций, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях». [1]

Переход в ООН места СССР к Российской Федерации не потребовал никаких официальных решений Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему Президента Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях. [2]

Континуитет в отношении членства в ООН и других международных организациях означал и продолжение участия Российской Федерации в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в договорных актах, на основе которых функционируют другие международные организации, включая специализированные учреждения ООН. [3]

Статус государства-продолжателя нашел отражение и в иных международно-правовых актах. Так, в преамбуле Договора между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г. констатировалось, что Российская Федерация является государством-продолжателем СССР. В Совместной декларации Российской Федерации и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 30 января 1992 г. предусмотрено, что «Российская Федерация продолжает в полном объеме международные права и обязательства, которыми ранее обладал Советский Союз». [4]

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что действующие международные договоры, заключенные СССР, являются частью правовой системы Российской Федерации. В отношении данных договоров Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР". [5]

Безусловно, по ряду параметров Российская Федерация нетождественна Советскому Союзу, но именно на ней лежит бремя континуитета, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в международных договорах прав и обязательств СССР. [6]

Содержание

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ «О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР», в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. [7]

6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и активов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики. [8]

К движимой части зарубежного имущества СССР относились активы в виде банковских вкладов, драгметаллов, акций предприятий за рубежом и других ценных бумаг. Эта часть госсобственности без особых проблем перешла к России как правопреемнице СССР. [9]

По состоянию на январь 2001 года во многих странах объекты недвижимости до сих пор числились за СССР, то есть не были переоформлены на его правопреемника — Россию. [10]

Послы СССР в иностранных государствах стали послами России. [11]

Согласно решению Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, государства Содружества «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях». [12]

Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года «явочным порядком» стал представителем России. [13]

Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является «государством-продолжателем Союза ССР» в отношении международных договоров СССР. [14]

Все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России. [15]

Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. [16]

По состоянию на январь 2001 года в Европе правопреемником СССР Россию официально признали только Болгария, Венгрия, Исландия, Финляндия и Швеция. [17]

Интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа «государством-продолжателем» СССР, а Словакия — «одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики». [18]

В постановлении Международного суда ООН от 15 октября 2008 года говорилось, что Российская Федерация является государством-продолжателем правосубъектности СССР. [19]

С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т. п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» («continuité»). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т. д., называется «государство-продолжатель» («État-continuateur»).

По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства («succession»). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» («État successeur»)), то есть от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием.

Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».

Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса.

Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины.

Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами.

Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях. В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне — ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года.

Статус России как государства-продолжателя СССР был подтвержден Международным Судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного Суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного Суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный Суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР.

Сразу после распада СССР Россия выступила как государство-продолжатель СССР и Российской империи. Уже с 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжила членство СССР в ООН, включая членство в Совете безопасности и других учреждениях ООН. В январе 1992 г. МИД России известил все страны, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, а дипломатические представительства бывшего СССР преобразуются в представительства Российской Федерации. Эти права России были признаны мировым сообществом.

Приоритетами внешней политики первого президента России были отношения с соседями на постсоветском пространстве и, прежде всего, со странами, объединившимися в Содружество независимых государств (СНГ), а также с ведущими странами Запада, без поддержки которых Б. Н. Ельцин не мог проводить свои реформы.

Раздел активов и долгов СССР. Одной из проблем, сразу возникшей для всех стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, была проблема раздела имущественных и финансовых активов СССР, а также обязательств по погашению внешнего долга. Уже 4 декабря 1991 г. был подписан договор «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», в котором были определены доли союзных республик Союза ССР в общей сумме внешнего долга и в активах. В основу расчетов были положены четыре показателя: доли республик в экспорте, импорте, произведенном национальном доходе и численности населения СССР за 1986–1990 гг. На момент подписания этого договора доли были определены в процентах по республикам: РСФСР 61,34; Украина 16,37; Республика Беларусь – 4,13; Республика Узбекистан 3,27; Казахская ССР 3,86; Республика Грузия 1,62; Азербайджанская Республика 1,64; Литовская Республика 1,41; Республика Молдова 1,29; Латвийская Республика 1,14; Республика Кыргызстан 0,95; Республика Таджикистан 0,82; Республика Армения 0,86; Туркменистан 0,70; Эстонская Республика 0,62.

Договор не был подписан Узбекистаном, который не согласился с методикой расчетов, а прибалтийские республики в принципе уклонились от участия в договоре, не считая себя государствами-преемниками СССР.

После того, как МИД России в январе 1992 г. заявил, что все посольства и консульства СССР превращаются в посольства и консульства РФ, проблема раздела заграничных активов СССР приобрела еще более сложный характер. Россия исходила из того, что большая доля имущества, находящегося за рубежом, была приобретена или создана в различные периоды существования не только Советского Союза, но и РСФСР, и Российской Империи. Поскольку Россия провозгласила себя государством – продолжателем СССР, который был государством – продолжателем РСФСР и Российской Империи, постольку имущество, ранее принадлежавшее РСФСР и Российской Империи, являлось собственностью РФ и разделу не подлежало. Предстоял сложный подсчет стоимости имущества, созданного уже в период существования СССР и определение вклада каждой из бывших союзных республик в его создание. Сложной оказывалась и проблема раздела Алмазного фонда и ряда других активов.

Все эти проблемы были частично разрешены в связи с тем, что уже в 1992 г. стало ясно, что бывшие республики были не готовы выплачивать свою долю государственного долга СССР. Тогда 8 февраля 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом». РФ как государство – продолжатель Союза ССР, приняла на себя «все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности». В течение 1993–1994 гг. Россия заключила двусторонние соглашения с бывшими союзными республиками СССР о передаче РФ прав на советскую зарубежную собственность в обмен на выплату Россией причитавшейся им части внешнего долга СССР (так называемый «нулевой вариант»). Однако парламенты ряда стран не ратифицировали эти соглашения, что создало ситуацию юридической незавершенности процедуры раздела бывшего имущества СССР. В то же время, страны, подписавшие с Россией «нулевой вариант» на правительственном уровне, получили доступ к международным кредитным организациями, поскольку теперь они не были обременены какими-либо прежними долговыми обязательствами.

Ядерное оружие. К моменту распада СССР ядерное оружие было размещено на территории России, Беларуси, Казахстана и Украины. Судьба этого оружия очень беспокоила Запад, который боялся самого факта появления пяти новых ядерных государств на карте мира, а также не исключал возможности передачи либо продажи этого оружия или его компонентов третьим странам. Надежным решением проблемы представлялась передача всего ядерного арсенала в руки России, способной хранить и обслуживать ядерные заряды, а также утилизировать оружие, отслужившее свой срок. В 1992 г. Беларусь и Казахстан согласились передать России все ядерное оружие, размещенное на их территории. В ответ они получили крупные льготные кредиты, как от России, так и от Запада.

Вопрос о ядерном оружии Украины оказался более сложным, как и ряд других вопросов в рамках российско-украинских отношений. Далее эти отношения будут рассмотрены более подробно.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к др. вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей и классовой сущностью этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами МП. По теории континуитета все существующие договоры остаются в силе, например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании информировал Ген. Секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех др. органах и организациях в системе ООН, продолжается при поддержке стран СНГ и что РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия СССР использовать наименование РФ и рассматривать послание как свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем лицам, имевшим в то время полномочия представителей СССР. Генеральный Секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН, и учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и межд. организаций в качестве субъекта МП. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. МИД РФ в 1992 г. заявило, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из межд. договоров, заключенных СССР, и просит рассматривать РФ в качестве стороны всех действующих межд. договоров вместо бывшего СССР. В соответствии с Указом Президента РФ от 1993 г. РФ как государство-продолжатель СССР приняла на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а так же выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. В соответствии с договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Тьма не может изгнать тьму; только свет может сделать это. Ненависть не может изгнать ненависть; только любовь может сделать это. © Лютер Кинг ==> читать все изречения.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к др. вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей и классовой сущностью этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами МП. По теории континуитета все существующие договоры остаются в силе, например, Россия в 1991 г. провозгласила себя правопродолжателем СССР. Президент РФ в своем послании информировал Ген. Секретаря ООН о том, что членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех др. органах и организациях в системе ООН, продолжается при поддержке стран СНГ и что РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. В послании выражалась просьба вместо названия СССР использовать наименование РФ и рассматривать послание как свидетельство полномочий представлять Россию в органах ООН всем лицам, имевшим в то время полномочия представителей СССР. Генеральный Секретарь ООН разослал обращение Президента России всем членам ООН, и учитывая мнение юридического советника ООН, исходил из того, что это обращение носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международных организаций в качестве субъекта МП. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника. МИД РФ в 1992 г. заявило, что РФ продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, и просит рассматривать РФ в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В соответствии с Указом Президента РФ от 1993 г. РФ как государство-продолжатель СССР приняла на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а так же выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности. В соответствии с договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР бывшие союзные республики приняли на себя обязательство участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию государственного внешнего долга СССР в долях, согласованных сторонами.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.

Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 21 декабря 1991 г. государства-участники СНГ гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Государства также согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Однако каждое государство СНГ имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Республики бывшего Союза ССР активно использовали это право. Так, Решениями 1992 г. об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства-правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.Вместе с тем государства СНГ (кроме Украины и Беларуси) самостоятельно вступали в ООН, становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д. Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по поросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 г. была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой были подготовлены значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. В числе многосторонних договоров, регламентирующих различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, можно назвать Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др. В качестве примера рассмотрим некоторые из них. В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. участвуют все страны СНГ (кроме Грузии). Соглашение регулирует вопросы правопреемства движимой и недвижимой собственности СССР за рубежом, находившейся в момент правопреемства во владении, пользовании или распоряжении СССР, государственных органов СССР. Под собственностью понимается, в частности: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям СССР и др. Собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Беларусь - 4,13 %, Казахстан - 3,86 %, Россия - 61,34 %, Украина - 16,37 % и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 % и данным Соглашением не рассматривалась. В 1992-94 гг. были заключены двусторонние соглашения между РФ, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 - начале 1996 г. Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской Империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств-участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями и т.д., регулируются специальными двусторонними соглашениями.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: