Рб как правовое государство

Обновлено: 24.02.2024

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.признаки:1. Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.2. Правовое государство располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.Обладая государственно-властными полномочиями, государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию путем применения мер воспитания, поощрения или убеждения. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением. Применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.3. Правовое государство, также как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства, суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственными организациями внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

38. Правовое сознание и структураПравовое сознание явл. разновидностью социального сознания. Как особая форма сознания, правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений,настроений,эмоций, чувств индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву.По своей структуре правосознание подразделяется на:правовую психологию и правовую идеологию.Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение,эмоции, выражающие отношение к праву. Это эмоциональная оценка права. Правовая идеология отражает понятия, пр-пы,убеждения, выражающие отношение к праву.Это рациональная оценка права.Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.По содержанию выделяют следующие виды правосоз­нания:1.Обыденное; 2.Профессиональное; 3.Научное.Обыденное правосозн–это представления основной массы людей,возникающие под влиянием жизненного опыта,о праве. Профессиональное правосознание представляет собой чувства,убеждения, традиции юристов-профессионалов. Научное правосознание представляет собой идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.По субъектному составу можно выделить еще два вида правосознания: 1.Индивидуальное;2.Коллективное,которое в свою очередь можно подразделить на: групповое и общественное.Индивидуальное правосознание–это правовые представления и чувства индивидуума. Коллективное правосознание–это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп,классов,слоев общества и общества в целом.

39. Правовая культура, структура . Прав культура–это состояние правовой жизни общества,выраженное в высоком уровне правовой деятельности, юр. актов, правосознания, правового развития субъекта,а также степени гарантированности гос-вом прав и свобод человека.Прав культура личности–это знание и понимание права,а также действия в соответствии с ним.Прав культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юр. норм. Высокий уровень правовой культуры населения явл. важнейшим признаком правового гос-ва,обязательным условием его построения.Как и правосознание,правовая культура подразделяется на индивидуальную, групповую и общественную.Высший уровень правовой культуры - правовая активность.Она проявляется:а)в готовности к активным, сознательным, творческим действиям,как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;б)в убеждении о необходимости служения з-ну как высшей ценности.Прав культура характеризуется состоянием правосудия,законности и правопорядка.В нее входят ценностные ориентации общества,социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юр. значение.Они концентрируются в правосознании.Наивысшими среди них явл. ориентация на общечеловеческие ценности,а их ядром–человеческая личность с ее естественными правами.Прав культура личности тесно связана с правосознанием.В то же время она шире правосознания, поскольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое поведение.

40.Правовая культура: понятие, структура, виды.

Правовая культура –это знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним.
Структура правовой культуры: культура правового сознания; (Включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения. )культура правового поведения; (Характеризуется наличием правовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.) правовая культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. (Проявляется в культуре деятельности органов государства и должностных лиц.) Виды правовой культуры в зависимости от ее носителей:
индивидуальная – характеризует правосознание личности, а так же юридически значимое ее поведение.
общественная – характеризует качественное состояние правовой жизни общества.
Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, от совершенства всей системы правовых актов. Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание. Правовое воспитание– это целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры, накоплению правового опыта, отношению к правовым идеалам.
Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.

Правовое государство – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Право есть система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.
Признаки правового государства:
Суверенитет народа, т.е. народ является единственным источником государственной власти.
Верховенство правового закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества. Закон должен соответствовать праву.
Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе законов.
Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма.
Принцип разделения властей, государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.
Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.
В Конституции Республики Беларусь термин «правовое государство» упоминается в преамбуле и в ст. 1, где прямо указано, что Республика Беларусь является правовым государством, однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства.

Охарактеризовать Республику Беларусь как социальное государство

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости.
В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32,47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

Охарактеризовать Республику Беларусь как унитарное государство.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации в унитарном государстве есть единая Конституция, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.

Охарактеризовать Республику Беларусь как суверенное государство.

Суверенитет – это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.
Правовой основой суверенитета явл.: Конституция, декларация, общепризнанные принципы МП.
В КП праве выделяют 3 разновидности суверенитета:
1) Народный суверенитет
2) Гос. суверенитет
3) Национальный суверенитет.
Суверенитет народа означает: народовластие, полновластие народа т.е. обладание народом соц.-эконом. , политическими средствами, которые обеспечивают реальное участие всех соц. групп в управлении делами общества и гос-ва. Суверенитет народа основан на признании всего населения. Суть Концепции суверенитета народа заключ. в том, что народ явл. носителем суверенитета и единственным источником и носителем гос. власти.
Народный суверенитет означает:
1. Принадлежность народу всей полноты власти в данной стране.
2. Возможность осущ. народом принадлежит ему власти как непосредственному так и через органы гос. власти и местного органа самоуправления.
Власть народа осущ.: через гос. органы, через общественные объединения, через власти местного самоуправления (Совет депутатов)
Гос. суверенитет рассматривается как верховенство гос. власти, как внутри страны, так и её независимости во внешнеполитических отношениях. Гос. суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность.
Признаки гос. суверенитета:
1) Верховенство – народ сам в полном объёме осущ. принадл. ему гос. власть. Верховенство означает подчинение гос. власти всех граждан и их объединений, гос. органов.
2) Независимость и самостоятельность гос. власти выражается в том, что она явл. таковой и по отношению к тем кто непосредственно не выражается и не представляется волю народа. Означает что гос-во по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику.
3) Национальный суверенитет – выражается в возможности и в праве наций самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в гос. экономической и социально-духовных сферах, без влияния извне решать как внутренние так и внешние политические вопросы.
4) Единство гос. власти предполагает, что к ведению РБ.

Республика Беларусь в Конституции закреплено как правовое государство (Ст. 1). Правовое государство – форма организации государственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством, взаимной ответственностью гражданина и государства. В его основе лежит стремление обеспечить гарантии прав и свобод личности, оградить личность от государственного произвола, тотальной опеки со стороны власти. Взаимоотношения между личностью и государством регулируются Конституцией. Согласно Конституции «в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права» (Ст. 7). Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Республика Беларусь признаёт приоритет общепринятых принципов международного права, закреплённых в документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах» и обеспечивает соответствие им свои законодательства.

Построение правового государства – это процесс перехода от одного этапа к другому, реализация намеченных направлений на практике. В Республике Беларусь права и свободы граждан рассматриваются как высшая ценность и цель государства. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции от общих до статей, посвящённых конкретным правам и свободам (Ст. 21-51, 60-63). Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважением прав и интересов (Ст. 14, 22).

Важным принципом правового государства является принцип разделения властей. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (Ст. 6). Следовательно, создается единый механизм, при котором ветви власти, решая государственные задачи правовыми средствами, не допускают возможности узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Важную роль в этом процессе играет президентская власть, где Глава государства выступает арбитрам между различными политическими силами.

Таким образам, Республика Беларусь стала на путь построения правового государства, который ей предстоит с честью пройти.

Республика Беларусь – социальное государство

В Конституции Республика Беларусь закреплена как социальное государство (Ст. 1). Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения.

Термин социально-ориентированное государство в научный оборот был введен на Западе в период Второй мировой войны. Это было продиктовано тем, что создатели правового государства полагали, что стоит только обеспечить каждому свободу от ограничений и поощрения конкуренции как это пойдет на пользу всем, сделает инициативу, частную собственность доступной для каждого, увеличит индивидуальную ответственность и инициативу, что приведет, в конечном счёте, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства, классовой борьбы, фактическое неравенство превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Ответом на несовершенство правового государства, а также неудавшуюся попытку обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и реальное равенство, являлась теория и практика социального государства. Материальной предпосылкой социального государства явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум нуждающимся.

Беларусь провозгласила себя социальным государством и твердо следует этим принципам (курсом). Да и сама социалистическая система, в которой многие десятилетия жило наше общество, по своей сути, было социальным. Мы продолжаем двигаться в этом направлении, несмотря на то, что в нашу систему введены элементы либеральной идеологии. В Конституции нашей страны сохранены гражданам общедоступные ценности: качественное бесплатное образование, медицина, духовная сфера.

Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и возможность находиться в оплачиваемом декретном отпуске в течение 3-х лет после рождения ребенка.

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения – пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т. д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможность своим трудом и предприимчивостью создавать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом осуществляется адресная поддержка, направленная на незащищенные группы и слои населения.

Социальные гарантии в белорусской модели развития выражаются в:

- равенстве мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

- праве молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

- праве на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

- справедливой доле вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

- праве на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- праве на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Планомерность государственного курса заключается в поддержке талантливой молодежи и студентов. Создан, не имеющий аналогов на территории СНГ, Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке одаренный молодежи.

В Республике Беларусь проводится активная политика на рынке труда, наблюдается один из самых низких уровней безработицы (примерно 1 % от трудоспособного населения). Существует отлаженная пенсионная система, относительно низкий по годам уровень выхода на пенсию.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: слабое развитие социальной инфраструктуры, транзитных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшился.

Таким образом, проводимая в стране целенаправленная социальная политика, способствует достижению принципа социальной справедливости. «Даже в условиях кризисной ситуации независимо от финансовой и экономической ситуации в стране, мы не на шаг не отступим от намеченных планов в социальной сфере», – заявил Президент А. Г. Лукашенко в послании белорусскому народу и Национальному собранию (08.05.2012).

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

3. Государственный суверенитет: понятие и основные свойства

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

В качестве важнейших свойств государственного суверенитета выделяют верховенство и независимость государственной власти. Верховенство как свойство суверенитета означает высшую власть государства на своей территории. При этом все иные политические структуры (политические партии, иные общественные объединения) должны признавать власть государства.

Такое свойство государственного суверенитета как независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Наряду с понятием «государственный суверенитет», в науке конституционного права выделяют понятие «народный суверенитет» или «суверенитет народа». Он означает, что именно народ является основой государственной власти, формирует ее выборные органы в период проведения избирательных кампаний и осуществляет контроль над ее деятельностью. Суверенная воля народа является определяющей для государства.

Государственный суверенитет Республики Беларусь был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года.

Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

В качестве неотъемлемых признаков (свойств) государственного суверенитета выступают следующие положения:

2) право на владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами, другими природными ресурсами;

3) право на создание собственной денежной системы;

4) право на создание собственных вооруженных сил, органов государственной и общественной безопасности, правоохранительных органов;

5) право проведения самостоятельной внешней политики путем заключения соответствующих договоров

Основные положения Декларации о государственном суверенитете получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в преамбуле Основного закона записано, что народ Республики Беларусь, от имени которого и во имя которого принимается Конституция, осознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и исходит из своего неотъемлемого права на самоопределение.

В наиболее цельном виде идея государственного суверенитета закреплена в статье 1 Конституции. В части второй этой статьи предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

По результатам ноябрьского 1996 года референдума День государственной независимости Беларуси был перенесен на 3 июля – День освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и стал называться Днем Республики. По данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов за такое решение проголосовало 88,18 % избирателей (см.: газета «Звязда», 1996, 27 ноября).

В статье 1 Конституции Республика Беларусь объявляется унитарным, демократическим, социальным, правовым государством.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В таком государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства. Представительная демократия реализуется народом через выборы. В качестве выборных представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – пособий на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, воспитывающим детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы и должностные лица связаны правом (законом).

Как отмечается в юридической литературе, правовое государство характеризуется тем, что «оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане» (см.: Петров А.П. Конституционное право: учебное пособие /А.П.Петров. – Минск: Амалфея, 2011, с.82).

В качестве основных признаков правового государства выступают: 1) верховенство права; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст.7). В соответствии с ним государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых актов законодательства. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: