Рассмотрение дел в кассационном порядке областными минским городским судами осуществляется

Обновлено: 13.04.2024

В соответствии со ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Одной из основных гарантий прав гражданина на судебную защиту является обжалование решения суда.

ГПК Республики Беларусь закрепляет возможность кассационного обжалования и опротестования не вступивших в законную силу решений судов, за исключением решений Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенных им в качестве суда первой инстанции.

Не вступившие в законную силу решение суда может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в случае полной или частичной необоснованность и (или) незаконности вынесенного решения. Порядок производства в суде кассационной инстанции регламентируется главой 32 ГПК Республики Беларусь, а также постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 №4 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса, регулирующих производство дел в кассационном порядке».

Согласно ст.400 ГПК Республики Беларусь кассационные жалобы или кассационные протесты на не вступившие в законную силу решения рассматриваются на решения районных (городских) судов судебной коллегией по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда; на решения областного, Минского городского суда - соответственно судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь.

В силу ст.402 ГПК Республики Беларусь решение считается необоснованным полностью или в соответствующей части, если: 1) судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу; 2) факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами; 3) изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.

Согласно ст.403 ГПК решение является незаконным, если суд: 1) применил не подлежащую применению норму материального права; 2) неправильно применил подлежащую применению норму материального права; 3) неправильно истолковал нормативный акт.

Можно привести следующий пример необоснованного и незаконного судебного решения первой инстанции, отмененного судом кассационной инстанции. Разрешая по первой инстанции дело, связанное с материальной ответственностью за вред, причиненный несовершеннолетним, суд правильно определил, что в силу ст. 943 ГК несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обязан возмещать причиненный им вред, а при отсутствии у него дохода или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, вред возмещается его родителями. Вместе с тем вывод суда в отношении возложения в таком случае дополнительной ответственности только на родителей несовершеннолетнего причинителя вреда и освобождение от ответственности его опекуна не согласуется с положениями ч. 2 п. 2 ст. 943 ГК, содержащей перечень лиц, на которых возлагается субсидиарная ответственность. По рассмотренному судом делу опеку над несовершеннолетним причинителем вреда осуществляла его бабушка, которая, как указал суд кассационной инстанции, принимая по делу новое решение, несет дополнительную ответственность с родителями несовершеннолетнего при отсутствии у него имущества.

Кассационные жалобы адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются в суд, вынесший решение. Поданные кассационные жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса о их принятии в установленном порядке.

Кассационная жалоба с прилагаемыми документами может быть подана в суд, вынесший решение, следующими способами: 1) по почте. Документы направляются в суд заказным письмом с уведомлением. При этом днем подачи документов в суд считается день представления; 2) собственноручно заявителем либо его законным представителем. Кассатор имеет право подать кассацию и документы в канцелярию суда. При этом следует иметь в виду, что полномочия представителя заявителя должны быть подтверждены (к примеру, доверенность и т.п.).

Кассационная жалоба подается в суд, который вынес решение, в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью. Кассационная жалоба на решение, вынесенное в порядке заочного производства, подаются в десятидневный срок со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения либо со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления. В случае, когда решение суда направлено по почте, срок подачи кассации исчисляется с момента получения решения с мотивировочной частью. При этом необходимо сохранить документ, подтверждающий момент получения решения (к примеру, конверт, извещение и т.п.). В случае, когда мотивировочная часть излагается в отдельном документе заинтересованное лицо обязано подать заявление о ее составлении. Срок составления мотивировочной части - 7 календарных дней со дня подачи заявления.

При пропуске срока подачи кассации юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе подать заявление о восстановлении пропущенного срока, изложив причины пропуска.

Согласно п.6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 №4 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса, регулирующих производство дел в кассационном порядке» основаниями для восстановления срока подачи кассации являются: неуведомление либо ненадлежащее уведомление юридически заинтересованных в исходе дела лиц о месте и времени рассмотрения дела по существу; нарушен трехдневный срок, предусмотренный законодательством Республики Беларусь для отправки юридически заинтересованным в исходе дела лицам решения суда; иные обстоятельства.

Судья отказывает в принятии кассационной жалобы или кассационного протеста: 1) лицам, не имеющим права на обжалование или опротестование; 2) если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона; 3) лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.

Кассационная жалоба должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: 1) указание на решение, которое обжалуется или опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; 2) обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего жалобу или протест; 3) указания об оспариваемой сумме по имущественным делам; 4) перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов. Кассационная жалоба подписывается кассатором или его представителем.

При подаче кассационной жалобы, не подписанной кассатором, не содержащей указания на решение, которое обжалуется, либо без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам, а также при подаче кассационной жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, если кассатор не освобожден от нее, судья выносит определение, которым оставляет кассационную жалобу или кассационный протест без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков. Если кассатор в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении, кассационная жалоба считаются поданными в день первоначального представления в суд. В противном случае кассационная жалоба считаются неподанными и возвращаются кассатору.

Согласно п.10 Приложения №14 к Налоговому кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) кассационные и надзорные жалобы на решения и определения судов об утверждении мировых соглашений, определения о судебном приказе, а также жалобы на кассационные определения и надзорные постановления вышестоящих судов составляют 50 процентов ставки, установленной за подачу искового или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

Таким образом, производство в суде кассационной инстанции представляет собой судебный контроль вышестоящего суда за нижестоящим. Условиями для осуществления права на кассационное обжалование выступают: 1) жалоба приносится на решение, подлежащее обжалованию в кассационном порядке; 2) лицо, подающее жалобу, обладает правом кассационного обжалования; 3) соблюдены сроки для подачи кассационной жалобы; 4) выдержаны требования, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы; 5) кассационная жалоба в предусмотренных законом случаях оплачена государственной пошлиной.

Кассационное обжалование не вступившего в законную силу решения суда выступает эффективной гарантией реализации неотъемленных прав и законных интересов участников процесса на справедливое правосудие, в результате проверки судебных постановлений суд второй инстанции не только устраняет ошибки, допущенные нижестоящими судами, но и выявляет причины их возникновения, что способствует правильному пониманию и применению законодательства судами первой инстанции.

Помощник прокурора
Октябрьского района г.Минска
юрист 3 класса Н.С. Яворская

Областные (Минский городской) суды учреждены в каждой области и г. Минске и являются судами второго звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура значительно отличается от районных (городских) судов.

Областной, Минский городской суды:

— рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

— могут рассматривать в соответствии с законода-тельными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях;

— осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

— изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику;

— осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В состав областного, Минского городского судов входят председатель суда, заместители председателя суда, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума суда и двух судебных коллегий — судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в областном (Минском городском) судах могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Компетенция президиума и судебных коллегий суда по осуществлению правосудия отличаются друг от друга. Президиум полномочен рассматривать гражданские и уголовные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела. Могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке и в кассационном порядке.

Количественный состав суда, в том числе и президиума, устанавливается Президентом по совместному пред-ставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. В таком же порядке назначаются на должность председатель суда и его заместители сроком на 5 лет.

— организует деятельность соответствующего суда;

— распределяет обязанности между своими замес-тителями;

— созывает президиум соответствующего суда и председательствуют на его заседаниях;

— может председательствовать в судебных заседаниях;

— назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

— распределяет обязанности между судьями;

— ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Кон-ституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;

— вносит в президиум соответствующего суда пред-ставления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов;

— вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

— осуществляет общее руководство аппаратом со-ответствующего суда, назначает на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

— организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;

— ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рас-смотрению обращений граждан;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместители председателя суда:

— в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии;

— председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;

— информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий;

— ведут личный прием граждан;

— организуют изучение и обобщение судебной прак-тики, ведение и анализ судебной статистики;

— организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;

— осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Аппарат суда состоит из заведующего канцелярией, секретарей судебного заседания и секретарей судебных коллегий, инспектора президиума, консультанта, помощ-ника председателя суда, отдела организационно-кадровой работы, секторов по уголовным и гражданским делам, сектора делопроизводства в президиуме суда, архива суда и др.

31. Верховный Суд, его состав, структура и компетенция.+

Областной, Минский городской суды состоят из пред­седателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих су­дов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона о судоустройстве). Он зависит от объема работы суда, ко­личества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необ­ходимо осуществлять надзор.

Судьей областного, Минского городского судов мо­жет быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образо­вание, не совершивший порочащих его поступков, име­ющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет (ч. 2 ст. 62 Закона о судоустройстве). Судьи областного, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бес­срочно.

Председатель областного, Минского городского су­дов и его заместители назначаются Президентом Респуб­лики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет (ч. 1 ст. 31 Закона о судоустройстве).

Количество народных заседателей для среднего зве­на судебной системы составляет 25 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголов­ных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнитель­ных комитетов сроком на пять лет из числа граждан, постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании списков избирателей по выбо­рам в местные или высшие органы власти. Списки на­родных заседателей для этих судов утверждаются соот­ветственно областными и Минским городским исполни­тельными комитетами.

31.Судебные коллегии областного и Минского городско­го судов

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная кол­легия по гражданским делам. Они состоят из председа­теля коллегии, судей и народных заседателей соответ­ствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по пред­ложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склон­ности каждого из судей.

Количественный состав судебных коллегий по граж­данским делам, как правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется мень­шим объемом работы последних в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не под­вергаются кассационному обжалованию.

Председатель областного (Минского городского) суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответ­ствующих коллегий и одновременно являются замести­телями председателя суда.

Судебные коллегии действуют в качестве судов пер­вой и второй (кассационной) инстанций.

Так, судебная коллегия по уголовным делам рассмат­ривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду.

Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рас­сматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Это председательствующий (председа­тель, его заместитель или судья областного, Минского городского суда) и два народных заседателя. Такой же состав суда рассматривает все уголовные дела о преступ­лениях, совершенных несовершеннолетними.

Судебная коллегия по гражданским делам рассмат­ривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, об усыновлении иностранными гражданами детей на терри­тории Республики Беларусь и др.

Судебная коллегия по гражданским делам вправе изъять любое гражданское дело из районного (городско­го) суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Рассмотрение всех гражданских дел по первой ин­станции осуществляется судьей единолично.

Приговоры и решения, вынесенные по первой ин­станции судебными коллегиями областного (Минского городского) суда могут быть обжалованы и опротестова­ны в кассационном порядке в Верховный Суд Республи­ки Беларусь:

Судебные коллегии областных и Минского городско­го судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и поста­новления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществ­ляется тремя судьями. С этой целью в судебных колле­гиях председателем суда образуются составы суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел. Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько рай­онов. Председатели судебных коллегий назначают пред­седателей каждого из составов, которые в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения меж­ду членами данного состава и председательствуют в су­дебных заседаниях.

Такой порядок распределения дел обеспечивает эф­фективный надзор за судебной деятельностью нижестоя­щих судов, дает возможность судьям областных и Мин­ского городского судов лучше изучать работу районных (городских) судов, поддерживать с ними постоянную связь и систематически оказывать помощь в Выявлении допущенных ошибок и недостатков и их устранении.

В то же время существующая система в отдельных случаях может привести к нарушению независимости су­дей районных (городских) судов, развитию у них ижди­венческих настроений, снижению уровня персональной ответственности при принятии решений. Чтобы этого из­бежать, следует периодически менять зоны, которые за­креплены за судебными составами.

В судебных коллегиях областного и Минского город­ского судов могут образовываться специализированные составы суда для рассмотрения в кассационном порядке отдельных категорий дел. Однако таковые на практике пока не создавались.

Определения судебных коллегий, вынесенные в ре­зультате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу не­медленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.

(введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

1. Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в судебном заседании коллегиально в составе судьи-председательствующего и двух судей, если иное не предусмотрено настоящим параграфом.

2. Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящим параграфом. При рассмотрении дела кассационным судом общей юрисдикции не применяются правила о ведении протокола.

3. В судебном заседании принимают участие лица, подавшие кассационные жалобу, представление, и другие лица, участвующие в деле, их представители. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

4. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции или их заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры.

5. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

6. Кассационные жалоба, представление, рассматриваемые кассационным судом общей юрисдикции, докладываются одним из судей, участвующих в рассмотрении данного дела.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основаниями для подачи кассационных жалобы, представления в суд кассационной инстанции.

7. Лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

8. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции выносит определение.

9. Вынесение определения и его объявление происходят по правилам, предусмотренным соответственно статьями 193 и 194 настоящего Кодекса.

10. Кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.

УПК РФ Статья 30. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 - 4 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 275.1, 276, 278, 279, 280.2, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 47-ФЗ, от 23.06.2016 N 190-ФЗ, от 08.12.2020 N 425-ФЗ, от 14.07.2022 N 260-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 2.1 ч. 2 ст. 30 см. Постановление КС РФ от 22.05.2019 N 20-П.

2.1) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 467-ФЗ)

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 275.1, 276, 278, 279, 280.2, 280.4, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 - 4 части шестой.1 статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частями первой и третьей, 209, 210 частями первой, первой.1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 260-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

1) в районном суде - судьей районного суда единолично;

2) в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде - судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично;

3) в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде - судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, которые рассматриваются судьей апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда единолично.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 426-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

1) судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом в составе трех судей, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с кассационными жалобой, представлением на промежуточные решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, которые рассматриваются судьей кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда единолично;

2) Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 426-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 426-ФЗ)

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: