Какие знаки идентификации несут морские и иностранные суда при плавании по внутренним водным путям

Обновлено: 25.04.2024

Документ с изменениями, внесенными:

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

3. Признать утратившими силу приказы Минтранса России:

в Министерстве юстиции

7 марта 2018 года,

регистрационный N 50283

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 19 января 2018 года N 19

Правила плавания судов по внутренним водным путям

(с изменениями на 11 февраля 2019 года)

I. Общие положения

1. Правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - Правила) устанавливают порядок плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - ВВП).

2. Правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей (далее - правила движения и стоянки судов), утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ), применительно к отдельным участкам ВВП бассейна могут быть определены иные нормы, чем установленные в настоящих Правилах, при этом применяются нормы правил движения и стоянки судов.

II. Визуальная сигнализация

3. Требования, относящиеся к сигнальным огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (далее - темное время суток).

На судне не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за сигнальные огни, предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой для наблюдения.

4. Требования, относящиеся к сигнальным знакам, должны соблюдаться от восхода до захода солнца (далее - светлое время суток).

Требования к расположению на судах и дальности видимости сигнальных огней и знаков визуальной сигнализации приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

5. В условиях, при которых визуальная видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или иным причинам и составляет менее километра (далее - условия ограниченной видимости), в светлое время суток судоводители должны применять визуальную сигнализацию, предписанную настоящими Правилами для темного времени суток.

6. Суда, находящиеся на ремонте или на отстое в акваториях, расположенных не на участке внутреннего водного пути, предназначенного для судоходства и обозначенного знаками навигационного оборудования (далее - судовой ход) и не создающие препятствий для других судов, сигнальные огни и знаки, предписанные настоящими Правилами, могут не нести.

7. На судах применяются следующие сигнальные огни:

белый или красный огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза каждого борта (далее - топовый огонь);

зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, каждый из которых должен излучать непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5° и установленные таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза соответствующего борта (далее - бортовые огни);

белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта (далее - кормовой огонь);

белый огонь, расположенный на краю ходового мостика (на борту), излучающий непрерывный свет по дуге горизонта 180° и установленный таким образом, чтобы светить от направления по траверзу 90° в сторону носа и кормы (далее - стояночный бортовой огонь);

огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 360° (далее - круговой огонь);

желтый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта (далее - буксировочный огонь);

огонь, излучающий световые проблески через регулярные интервалы времени с частотой 120 или более проблесков в минуту (далее - проблесковый огонь);

проблесковый огонь белого цвета, излучающий свет по дуге горизонта в 112,5° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5° (далее - светоимпульсная отмашка).

Светоимпульсная отмашка является сигнализацией для темного и светлого времени суток. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение в темное время суток световой отмашки (мигание белым огнем), а в светлое время суток - флага-отмашки.

8. Для беспрепятственного прохода под мостами, через шлюзы или под воздушными переходами линий электропередач судно может нести топовые огни на меньшей, чем установлено настоящими Правилами, высоте.

9. Сигнальные флаги и щиты должны быть квадратными. Размер стороны квадрата должен быть не менее метра, а для флагов-отмашек - не менее 0,7 метра. Для судов длиной менее 25 метров размер стороны квадрата флага должен быть не менее 0,5 метра.

10. Сигнальные знаки в форме шара, конуса, двойного конуса и ромба должны быть окрашены в черный цвет. Указанные сигнальные знаки могут быть заменены приспособлениями, которые на расстоянии создают изображения такой же формы.

Размеры сигнальных знаков должны быть:

высота цилиндра - не менее 1,2 метра, диаметр - не менее 0,6 метра; диаметр шара - не менее 0,6 метра;

высота конуса - не менее 0,6 метра, диаметр основания - не менее 0,6 метра; большая диагональ - не менее 1,2 метра, малая диагональ - не менее 0,6 метра.

11. Запрещается использовать осветительные устройства, прожекторы, а также щиты, флаги и другие предметы, если они могут быть ошибочно приняты за сигнальные огни, знаки, флаги и световые сигналы, установленные настоящими Правилами.

12. Судам запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление судоводителей, создающее опасность или помехи для судоходства.

III. Ходовая сигнализация в темное время суток

13. Самоходное судно с механическим двигателем, когда оно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели (далее - на ходу) должно нести:

один белый топовый огонь в носовой части;

судно с габаритной длиной (далее - длина) 50 метров и более - второй белый топовый огонь, расположенный позади и выше переднего топового огня;

три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к настоящим Правилам, при габаритной ширине (далее - ширина) судна более пяти метров;

один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее.

Самоходное судно с механическим двигателем длиной 20 метров и менее независимо от его ширины несет один кормовой огонь, а бортовые огни такого судна могут быть скомбинированы в фонаре.

14. Пассажирское водоизмещающее самоходное судно с механическим двигателем, работающее на переправе или на внутригородских маршрутах, самоходный паром на ходу, а также судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, кроме сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести один желтый проблесковый круговой огонь.

15. Многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности, используя экранный эффект (далее - экраноплан) при взлете, посадке и во время полета вблизи поверхности, кроме сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести один красный проблесковый круговой огонь.

16. Толкающее судно с механическим двигателем (далее - толкач) на ходу должно нести:

три белых топовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к настоящим Правилам;

при ширине судна более пяти метров - три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к настоящим Правилам, и один буксировочный огонь;

при ширине судна пять метров и менее - один буксировочный огонь.

17. Толкаемое судно должно нести:

одиночное - один белый топовый огонь в носовой части; в составе - по одному белому топовому огню в носовой части каждого переднего судна.

18. Буксирующее судно с механическим двигателем (далее - буксировщик) на ходу должно нести:

два белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии; при буксировке плота - три белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии; бортовые огни; один кормовой огонь и один буксировочный огонь.

19. При буксировке состава несколькими буксировщиками, соединенными в кильватер, головной буксировщик на ходу должен нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, остальные буксировщики - огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, за исключением бортовых огней.

20. Самоходные суда с механическими двигателями, ошвартованные бортами и буксирующие судно (состав), на ходу должны нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, за исключением бортовых огней, расположенных между ними.

21. Самоходное судно с механическим двигателем, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту, на ходу вместо сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести три белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии, и один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее или три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения N 1 к настоящим Правилам, при ширине судна более пяти метров.

22. Самоходное судно с механическим двигателем на ходу при буксировке состава с толкачом должно нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, а толкач - один белый топовый огонь и один буксировочный огонь при ширине толкача пять метров и менее.

Толкач, ширина которого более пяти метров, в дополнение к сигнальным огням, указанным в абзаце первом настоящего пункта, должен нести два кормовых огня, расположенных по горизонтальной линии ниже буксировочного огня.

23. Буксировщик, в случае осуществления буксировки под бортом другого судна, на ходу должен нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил.

Грузовое или пассажирское самоходное судно с механическим двигателем при осуществлении в аварийном случае буксировки под бортом другого судна на ходу должно нести сигнальные огни в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Самоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести:

один белый топовый огонь и один кормовой огонь при длине судна менее 50 метров;

два белых топовых огня и один кормовой огонь при длине судна 50 метров и более.

Судовые документы, выданные до 01.01.2018, действуют в течение срока, на который они были выданы (ФЗ от 03.07.2016 N 367-ФЗ).

Статья 14. Судовые документы

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. На подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) свидетельство о праве собственности на судно;

3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

4) мерительное свидетельство;

5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

Разрешения, сроки действия которых истекают с 14.03.2022 по 31.12.2022, продлены на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна);

10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. При плавании судов по морским путям в районах плавания, установленных организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса, без захода в иностранный морской порт не требуются судовые документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

3. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов. Документы, указанные в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, выдаются организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, предусмотренными статьей 35 настоящего Кодекса. Документы, указанные в подпунктах 9 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

4. Судовая роль и указанные в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи журналы ведутся в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления с ним и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

5. Признание судовых документов судов, плавающих под флагами иностранных государств и заходящих в порты Российской Федерации или совершающих проход по внутренним водным путям, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

6. На подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах и маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

7. Судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному лицу, годность судна к плаванию. Форма и порядок ведения судового билета устанавливаются правилами государственной регистрации судов.

8. На судне должны находиться оригиналы судовых документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, копии которых должны быть заверены органом, выдавшим эти документы.

1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

3. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.

4. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальности судна - "RUS". На корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского алфавита.

5. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Комментарии к ст. 13 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что любое судно, подлежащее государственной регистрации (см. комментарий к ст. 16), должно иметь название или номер.

Название судна или его номер являются средством идентификации судна.

1.1. Название судну дает его собственник.

Порядок присвоения названий судам внутреннего водного транспорта утвержден Минтрансом (Приказ от 15 февраля 2017 г. N 52).

Название судна внутреннего водного транспорта должно быть написано на борту судна буквами русского алфавита и соответствовать правилам русского языка. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, дублируется буквами латинского алфавита.

Собственник судна в соответствии с законодательством может использовать в названии судна имена своих родственников, имена иных лиц, а также свое имя. Использование в названиях судов имен выдающихся личностей может быть ограничено. Положение предписывает использовать в соответствии с законодательством имена:

- Героев Российской Федерации;

- Героев Советского Союза;

- Героев Социалистического Труда;

- Героев труда Российской Федерации;

- выдающихся деятелей науки, искусства и литературы;

- ветеранов Великой Отечественной войны;

- других выдающихся личностей.

К сожалению, какое именно законодательство должно соблюдаться, не говорится. Для сравнения, в Положении о порядке присвоения названий морским судам, утв. Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 141, данная норма сформулирована более конкретно.

Использование в названиях судов имен выдающихся личностей должно производиться с соблюдением этических норм и не должно ущемлять честь и достоинство этих лиц. Представляется, что необходимо получить согласие обладателя имени либо членов его семьи (родителей, супругов, детей, внуков или других родственников, прямых наследников или потомков) на использование его имени в наименовании судна.

Извещение для внесения сведений о названии судна в один из реестров судов составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:

- название судна, в том числе ранее присвоенное название судну (при наличии);

- построечный номер (для строящегося судна).

Отказ во внесении в реестр судов записи в связи с присвоением (изменением) названия судну органом государственной регистрации судов возможен в случаях:

- несоответствия названия судна правилам русского языка;

- отсутствия дублирования названия судна буквами латинского алфавита, если судно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации;

- нарушения правил использования в названиях судов имен общественных деятелей, национальных героев, Героев Российской Федерации, Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев труда Российской Федерации, выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других выдающихся личностей.

Отказ производится в письменной форме с указанием конкретных причин. Отказ направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня поступления извещения. Датой присвоения (изменения) названия судну является день внесения соответствующей записи в один из реестров судов.

1.2. Идентификационный номер присваивается судну органом, осуществляющим государственную регистрацию судна внутреннего водного транспорта (п. 2 комментируемой статьи). Регистратором может быть:

- администрация бассейна внутренних водных путей;

- капитан морского порта.

Правила государственной регистрации судов устанавливают, что при выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ регистрационный орган одновременно присваивает судну идентификационный номер, который состоит из номера книги приема документов, индекса бассейна (первая буква названия бассейна) и порядкового номера. При аренде иностранных судов российскими предпринимателями к индексу добавляется буква "А" (аренда).

Порядок регистрации судна определен ст. 17 КВВТ (см. комментарий к ст. 17).

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правила нанесения названия и идентификационного номера судна внутреннего водного транспорта.

Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна.

Идентификационный номер наносится выше названия судна.

3. Пункт 4 комментируемой статьи требует, кроме названия и идентификационного номера, указывать национальность судна, если оно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ.

Национальность российского судна определяется посредством надписи - "RUS", которая наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита.

Кроме этого, законодатель обязует собственника (владельца) судна указывать пункт приписки судна - на корме судна под его названием буквами латинского алфавита.

4. Пункт 5 комментируемой статьи предписывает присваивать судну позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также:

- идентификационный номер судовой станции спутниковой связи;

- номер избирательного вызова судовой станции.

Присвоение судну позывного сигнала, идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции осуществляет Роскомнадзор. Это предусмотрено п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".

Задайте вопрос юристу:

1. Плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям разрешается на основании международных договоров Российской Федерации, а также на основании решений Правительства Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Плавание спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

3. Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей, по которым разрешено плавание таких судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок подготовки и принятия решения о введении и (или) об отмене ответных ограничений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 23.1 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет правила плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям.

В п. 1 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, в соответствии с которой плавание судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям может быть разрешено:

1) на основании международных договоров Российской Федерации;

2) на основании решений Правительства РФ.

В Каспийском море разрешение права плавания под флагами иностранных государств по внутренним водным путям в целях осуществления ремонта в судоремонтных организациях Астраханской области распространяется на суда под флагами прикаспийских государств:

- Исламской Республики Иран.

Данное право вытекает из положений Конвенции о статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г.

В соответствии с Положением о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 85, решение о выдаче разрешения, в том числе на право плавания судов под флагами прикаспийских государств по внутренним водным путям в целях осуществления ремонта в судоремонтных организациях, принимается Правительством РФ. Такое решение принимается на основании обращения компетентного органа иностранного государства в Минтрансе. Указанное обращение направляется в Минтранс не менее чем за 60 календарных дней до срока планируемого прохода судна под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации.

Обращение должно быть составлено на русском языке и должно содержать следующую информацию:

- наименование судна (в случае невозможности указания названия судна на русском языке допускается указание его названия согласно международным судовым документам в латинской транскрипции);

- национальная принадлежность судна;

- порт приписки судна;

- основные размерения судна (длина, ширина, осадка, надводный габарит);

- маршрут плавания судна;

- сведения о перевозимых грузах и пассажирах;

- сроки и цель прохода (количество проходов) судна по внутренним водным путям Российской Федерации.

После получения обращения Минтранс осуществляет:

- подготовку проекта распоряжения Правительства РФ о разрешении на право плавания судна под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации;

- подготовку проекта распоряжения Правительства РФ о разрешении на право плавания судов под флагами прикаспийских государств по внутренним водным путям Российской Федерации в целях осуществления ремонта в судоремонтных организациях.

Вносимые в Правительство РФ проекты распоряжений должны быть согласованы с МИДом, Минобороны, ФСБ, ФТС, Минсельхозом и Роспотребнадзором. Срок согласования проектов заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не может превышать 10 календарных дней со дня их поступления на рассмотрение.

В настоящее время судебная практика по спорам, связанным с правом плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям, весьма незначительна.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из общего порядка получения разрешения на право плавания судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям для спортивных парусных судов и прогулочных судов.

Плавание таких судов регламентируется Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 472.

Судам разрешено движение по внутренним водным путям и заход в порты, включенные в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, и в Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, утв. распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 734-р.

При осуществлении плавания по внутренним водным путям на судах должны находиться следующие документы:

- список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

- судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал);

- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право владения судном;

- Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 14 октября 2002 г. N 129, а также Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 472;

- перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, установленный Правительством РФ;

- перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, установленный Правительством РФ.

В морских и речных (озерных) пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации спортивные парусные суда и прогулочные суда, следующие на внутренние водные пути Российской Федерации, и находящиеся на них лица проходят:

- пограничный контроль (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации");

- таможенный контроль (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11 апреля 2017 г.));

- ветеринарный контроль (Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии");

- карантинный фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль (Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1996 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора").

При прохождении пограничного контроля капитан (владелец) судна должен представить информацию о планируемом маршруте плавания по внутренним водным путям Российской Федерации с указанием предполагаемых портов захода и ориентировочных дат захода в эти порты.

При осуществлении плавания по внутренним водным путям спортивные парусные суда и прогулочные суда под флагами иностранных государств сохраняют свои опознавательные знаки, предписанные им требованиями государства регистрации судна.

Плавание может осуществляться с лоцманской проводкой или без таковой (п. 7 и 8 указанных Правил).

Следует отметить, что в части, не урегулированной приведенными Правилами, суда осуществляют плавание по внутренним водным путям с соблюдением требований, предусмотренных Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса от 14 октября 2002 г. N 129.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет законодательное положение, в соответствии с которым перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и внутренних водных путей, по которым разрешено плавание таких судов, устанавливается Правительством РФ. Таким нормативным правовым актом является распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2012 г. N 734-р "Об утверждении перечня портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств и перечня внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств". Перечень является закрытым и может быть изменен лишь Правительством РФ путем внесения изменений и дополнений в указанное распоряжение.

Задайте вопрос юристу:

ГОСТ Р ИСО 10087-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Small craft. Craft identification. Coding system

Дата введения 2014-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 654-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10087:2006* "Суда малые. Идентификация корпуса. Система кодирования" (ISO 10087:2006 "Small craft - Craft identification - Coding system")

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, приведенные в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает систему кодирования для обеспечения идентификации малых судов по следующим разделам:

- идентификационный код страны производства;

- идентификационный код изготовителя;

- месяц и год выпуска;

Применяется к малым судам любых типов и изготовленных из любых материалов, с длиной корпуса не более 24 м. Стандарт не применяется к пляжным игрушкам и игрушкам для купания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт*:

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 3166-1 Коды для представления названий стран и единиц их административно-территориального деления. Часть 1. Коды стран (ISO 3166-1, Codes for the representation of names of countries and their subdivisions - Part 1: Country codes)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 идентификационный номер судна; CIN (craft identification number): Неудаляемая маркировка на корпусе судна в виде уникальной комбинации цифр, букв латинского алфавита и дефисов.

3.2 изготовитель (manufacturer): Физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вывод на рынок продукта, отвечающего требованиям настоящего стандарта.

4 Структура идентификационного номера судна (CIN)

Идентификационный номер судна (CIN) должен состоять из комбинации 14 знаков и дефисов, как указано в 4.1-4.4 без дополнительных пробелов, косых черт и знаков препинания.

4.1 Первые два знака, после которых идет дефис, обозначают код страны изготовителя, как указано в коде alpha-2 ИСО 3166-1.

4.2 Следующие три знака представляют собой идентификационный код, назначаемый государственным органом или официальной организацией. Этот код может быть:

- кодом изготовителя или

- кодом государственного органа или уполномоченной организации.

В качестве знаков, составляющих код CIN, могут быть применены буквы латинского алфавита и/или цифры, за исключением цифр 0 и 1.

4.3 Последующие пять знаков составляют серийный номер каждого судна, присваиваемый:

- органом государственной власти или уполномоченной организацией.

Серийный номер может состоять из цифр и/или букв латинского алфавита, за исключением букв I, О и Q.

4.4 Последние четыре знака обозначают месяц, год изготовления и модельный год.

Месяц изготовления должен кодироваться согласно таблице 1.

Таблица 1 - Коды для обозначения месяца изготовления

Год изготовления определяется двумя последними знаками.

Модельный год - 12-месячный период, в течение которого предполагается первый вывод судна на рынок. Модельный год должен обозначаться двумя последними цифрами. Если данный 12-месячный период приходится на два календарных года, то изготовитель самостоятельно решает, какой год считать модельным годом.

4.5 Пример идентификационного номера судна: NL-HXAB7A33G506, где

Минимальная высота символов должна быть 6 мм.

5.2 Долговечность маркировки

Идентификационный номер судна должен быть выгравирован, нанесен термически, выбит, выдавлен, или нанесен любым другим способом таким образом, чтобы его видоизменение, удаление или замена были очевидны при осмотре. Если номер нанесен на табличку, то она должна быть прочно закреплена, исключая привинчивание или заклепочное соединение в качестве основы для закрепления, чтобы удаление таблички привело к образованию царапин на примыкающей поверхности.

5.3 Расположение

Идентификационный номер судна должен быть видимым и располагаться снаружи на правом борту у транца или в кормовой части в пределах 50 мм от верха транца, планширя, линии соединения корпуса и палубы судна в зависимости от того, что из перечисленного расположено ниже.

5.3.1 На судне с транцем идентификационный номер судна должен быть расположен ближе к правому борту.

5.3.2 На судне без транца или в случае нецелесообразности размещения идентификационного номера на транце судна номер наносят в пределах 300 мм от кормы.

5.3.3 На катамаранах идентификационный номер судна размещают следующим образом:

- в случае стационарно соединенных корпусов - на правом корпусе;

- в случае разъединяемых корпусов, но рассматриваемых как единая конструкция, - на обоих корпусах;

- в случае быстросъемных и/или заменяемых корпусов - на кормовом поперечном бимсе в пределах 300 мм от правого корпуса; также применяется к надувным лодкам катамаранного типа.

5.3.4 На тримаранах идентификационный номер судна должен размещаться на центральном корпусе в соответствии с 5.3.1 или 5.3.2.

5.3.5 На надувных судах идентификационный номер судна должен наноситься на жесткую кормовую траверсу или раму мотора в пределах 300 мм от крепления ближе к правому борту судна. Если видимость идентификационного номера судна затруднена в связи с конструкцией судна, идентификационный номер может быть дополнительно нанесен на какие-либо другие подходящие для этого конструкции судна, например на систему кронштейнов.

5.3.6 Леера, изделия судовых устройств или другое оборудование не должны препятствовать видимости идентификационного номера судна, размещенного по правилам, приведенным выше. Если общая компоновка судна приводит к нарушению видимости номера, идентификационный номер судна должен наноситься как можно ближе к требуемому месту размещения для обеспечения его видимости.

5.4 Дубликат идентификационного номера судна

Дубликат идентификационного номера судна должен наноситься на несъемную часть судна в скрытой области, расположение которой известно только изготовителю судна. Дубликат идентификационного номера судна должен размещаться на внутренней поверхности судна или под судовым устройством или компонентом оборудования.

Катамараны должны иметь скрытый идентификационный номер судна на поверхности или внутри обоих корпусов. Дубликат идентификационного номера судна должен располагаться в труднодоступном месте в целях исключения его изменения.

5.5 Время нанесения идентификационного номера судна

Идентификационный номер судна должен наноситься на судно в процессе производства или сборки. Ни при каких обстоятельствах судно не должно выводиться на рынок без идентификационного номера.

5.6 Формат представления

Идентификационный номер судна должен быть представлен в виде букв и цифр (арабские цифры и заглавные буквы латинского алфавита) и должен читаться слева направо.

6 Дополнительная информация

Если на судно в пределах 50 мм от идентификационного номера наносится дополнительная информация, она должна быть отделена границей от идентификационного номера или должна быть размещена на отдельной табличке во избежание того, что эта информация будет принята за часть идентификационного номера судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: