В чем основная идея психологической теории происхождения государства и права

Обновлено: 19.04.2024

Психологическая теория происхождения государства и права обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права.

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Задача данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства и права только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе, государстве и праве.

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Какие это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Достоинствами психологической теории, прежде всего считают то, что она обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т.д., а также то, что источник прав человека «выводится» из психики самого человека.

Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего “голоса” совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права. Но несмотря на это, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

Суть психологической теории происхождения государства

Государство как политическая форма организации общества существовала не всегда. С момента выделения человека из животного мира до обретения им самосознания и перехода к образу жизни под государственным управлением прошло много лет постоянного изменения структуры общества.

Считается, что возникновение основных институтов власти произошло еще на первобытной стадии развития человеческого общества, однако полноценным государством данную структуру назвать сложно.

Единого термина понятия «государство» нет ни в международном праве, ни в науке. Нет также и единой даты появления государства как формы организации людей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основными теориями происхождения государства являются:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • классовая;
  • органическая;
  • теория насилия;
  • психологическая.

Последняя по списку теория получила свое развитие в научных кругах в конце XIX – начале XX веков. Теоретиками данной концепции на первых порах выступили французский ученый Г. Тард, австрийский психолог З. Фрейд и русско-польский правовед Л. И. Петражицкий.

Психологическая теория происхождения государства — концепция, согласно которой государство образовалось вследствие естественного разделения людей по психологическим причинам на управляющих (или ведущих) и управляемых (или ведомых).

Содержание описанной концепции общества основывалось не на материальных ценностях, а на психологическом взаимодействии индивидов.

Человек как биосоциальное существо нуждается в постоянном нахождении в обществе, так как оно:

  • обеспечивает ему защиту от физических опасностей и голода;
  • предоставляет постоянную психологическую поддержку;
  • в основном пассивно и нуждается в управлении;
  • организованно по структуре благодаря выделению управленцев, стремящихся к контролю и воздействию на массы;
  • является структурой с деструктивными членами, которые должны либо подчиниться контролю, либо быть изгнаны, чтобы не нарушать спокойствие других индивидов.

Коллективное взаимодействие помогло развитию у человека сознания и самосознания, которые привели к институционализации государства как механизма и совершенствованию права.

Психика человека, его эмоции и импульсы, нуждающиеся в порядке и спокойствии, в сущности привели к появлению государства и права.

Психологическая концепция появления государства получила широкое развитие в момент своего становления. Она логически отражает постепенное формирование государственной системы, связанное с психологической готовностью людей к подобному способу организации общественной жизни. Данная концепция объясняет социальные протесты, войны, отделение религии и политики, превалирование науки и философии в политологии в последнее время.

Основные теоретики теории

Основателем психологической теории формирования государства является русско-польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. В своих трудах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» правовед и дипломат описал взаимосвязь психологии человека и теории права.

Родоначальник теории опирается на человеческую психику с особыми потребностями, эмоциями и переживаниями, реализующимися исключительно во время социального взаимодействия. Первопричиной же создания государственной формы организации является выделение психически сильных людей и главенство их над основной менее активной массой.

Пассивные люди подвержены желанию подчиняться авторитету активных людей, что в форме государственного управления обществом дает людям чувство стабильности и спокойствия, уверенности в будущем.

Другой теорией, на которую опирается психологическая концепция создания государства, является идея «копирования» или «имитации» французского социолога и сторонника Петрижицкого Габриэля Тарда. По его мнению, в мире существуют «творцы», наделенные способностью создавать новое и «имитаторы», которые могут только копировать.

Творения и тех, и других постепенно приживаются в обществе, создавая социальные институты и право, регулирующее их. Общество людей постепенно движется к усвоению и применению открытий, становится более гармоничным под руководством права и правителей.

Еще один представитель психологической теории, Зигмунд Фрейд, в «Психологии масс» объяснял существование любых общностей как следствие свойств человеческой психики. Ученый считал, что человек изначально подсознательно выбирает группу, к которой будет принадлежать в обществе, он готов к ней и к исполнению ее ролей. Взаимодействие индивидов с уже заранее известными ролями и привело к появлению и долгому существованию государства.

Достоинства и недостатки теории

Психологическая теория формирования государства стала очень популярна в конце XIX – начале XX веков. Это было связано отчасти с формированием и популяризацией психологии как отдельной от философии науки. Психология поведения человека, а также все, на что она влияет, воспринималась с большим энтузиазмом и интересом.

Достоинствами теории является ее способность объяснить многие процессы, происходящие при формировании государства и права. Психология человека действительно стремится к гармонизации и стабилизации общества, пытается сформировать наиболее выгодные для индивида условия существования.

Теория в полной мере рассмотрела возможности общества. Плюсом также будет упоминание личностного участия каждого индивида, его воли, которые рассмотрены в процессе становления государственного строя как важные и активные для принятия решений.

Однако психологическая теория достаточно однобоко рассматривает государство как систему, уделяя внимание лишь социальным сферам общества и упуская из внимания все остальное. Данная теория также не рассматривает влияние социально-политической деятельности на человеческую психику, забывая, что общественное сознание формируется под действием первого фактора, а не второго.

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Объективность является одной из основных характеристик научного знания, а проблемы объективности всегда относятся к наиболее трудным и неоднозначным проблемам.

В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.

Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.

Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.

Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.

Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.

Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Роль теории для современной науки

Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.

Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.

Примеры государств

Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.

Органическая теория государства и права – суть ее состоит в том, что государство сравнивается с живым организмом, который так же проходит все этапы жизненного цикла: рождается, живет, стареет и умирает. Широкое распространение было получено во второй половине XIX века. Последователи концепции делали попытки перевести биологические законы на социальные процессы в обществе. Возникновение органической теории связано с широким распространением дарвинизма – направления эволюционной мысли объяснявшей происхождение видов животных результатом естественного отбора и борьбы за выживание. Предпосылки возникновения данной теории имели место еще в идеях Аристотеля, философии Платона. Иными словами – еще в древности мыслители пришли к выводу, что сравнение государства с животным организмом — по преимуществу с человеком — является излюбленной темой политической спекуляции. В отличие от остальных теорий показывает реальную взаимосвязь между деятельностью людей и предпосылками природного развития.

Органическая теория — основные идеи

  • организм живого существа состоит из клеток, а государство, представляя собой общественный организм, состоит из людей;
  • возникновение человечества – результат эволюции животного мира;
  • в результате естественного отбора развитие людей приходит к следующему этапу – объединению в организм или образованию государства;
  • выполнение внешних функций по обороне и нападению отведено высшим классам, а внутренние функции по обеспечению жизнедеятельности и существования первых – низшим.

Основоположник органической теории

Основоположником теории принято считать Герберта Спенсера (1820 – 1903 г.). Спенсер синтезировал многие идейные течения своего времени, несмотря на то, что он не обладал систематическими знаниями и не вдавался в глубокое изучение трудов предшественников, которые осмысливали основные тезисы в органической теории. Ключевой работой философа являлся труд под названием «Основные начала», в котором он соединил эволюционизм, принцип невмешательства и концепцию философии, как общего начала всех наук.

На основании своих наблюдений он считал, что общество, как и организм, растет, имеет сложное строение, каждая система имеет свои функции. Государство признавалось естественным, органическим явлением. Как правило, одной из характеристик общества является непрерывный рост, связанный с увеличением объема. Человек, согласно взглядам сторонников теории, являлся клеткой в большом организме государства, соответственно рост клеток мыслители видели как внутренним – увеличение количества людей внутри страны, так и внешним – присоединение новых клеток, а именно прирост населения как результат завоевательных действий каждого государства. Однако не только увеличение количественного состава населения характеризует рост общества. Выделение различных сословий, общественных классов и учреждений также можно назвать усложнением, переходом от одного строения, более простого, к более разнородному. Качественные изменения в составе общества теория Спенсера объяснить не могла. Государство, по мнению ученого, представляло собой единый организм, в котором каждая система выполняет функции соответствующих органов. Так, например, правительство считалось мозгом, который реализовывал свои функции через подданных, являвшихся средствами для выполнения решений «мозга». Кровеносной системой организма-государства признавались торговля, транспорт и иные средства, предназначенные для связи одних «органов» с другими. С системой органов пищеварения Спенсер сравнивал с системой пищеварения низшие классы людей, которые занимались тяжелым ручным трудом: земледелием, ремеслами. Внешние функции осуществляли представители господствующие классы – они отвечали за оборону.

Также в рамках теории рассматривалось взаимодействие государств между собой. Ученый отмечал, что данный процесс развивался и протекал согласно закону социального развития, который гласит, что идея естественного отбора свойственна и обществу, выживет лишь то, которое более развито и приспособлено к условиям выживания.

Сторонники данной теории также высказывали мысль, что в мире все взаимосвязано и образует собой систему. Но речь идет не только о структурах биологического или социального организма, но и о том, что существует система над системами. Иными словами, принцип системности был выведен на уровень универсальности и общеприменимости ко всему в окружающем мире.

Возникновение органической теории связано с развитием и распространением естественных и гуманитарных наук. Одним из достижений, разработанных в рамках концепции, считается внедрение принципа системности в понимание процессов и самой сути государства и общества. Также теория обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Но, несмотря на все плюсы, органическая теория была подвержена критике и в настоящий момент отвергнута большинством ученых. Связано это с тем, что она не дает четкого понимания ситуации, а лишь повествует о возможных вариантах устройства государства, не отражает изменения в политической науке. Многие процессы, которые являются основой происхождения и развития государства, остались нераскрытыми, а ученые, являвшиеся сторонниками органической концепции, делали упор на сходства живых организмов и государства, не обращая внимания на ряд задач и функций в обществе и государстве, которые не имеют ничего общего с живыми организмами.

Психологическая теория государства и права – концепция, в основе которой лежит мысль о том, что государство образовано из-за разделения общества по психологическим причинам: одна часть людей могут подчинять и управлять, другая – подчиняться и быть ведомыми. По мнению авторов теории, в основе потребностей человека лежит потребность нахождения в сообществе, а также необходимость коллективного взаимодействия. Характерной чертой психики человека является сознание и в данной концепции она раскрывается как механизм, который развивает в индивиде самосознание, следствием чего и стало возможно создать государство и право. Таким образом, развитие человека с его психологическими особенностями привело к возникновению государственности. Свое широкое распространение данная теория получила в конце XIX – начале XX века.

Психологическая теория — основные идеи

  • развитие общества, мораль, право и государство определило развитие психики людей;
  • людям присущи правовые эмоции, которые выражаются в переживании чувства правомочия на что-то, то есть возникновение атрибутивной нормы, а также возникновение чувства обязанности сделать что-то, то есть образование императивной нормы. Все это составляет понятие и сущность права;
  • вышеуказанные правовые эмоции делятся на два вида: позитивные и интуитивные. Проживание индивидом первой – носит характер, установленный государством, второй – личный и является регулятором поведения человека;
  • общество и государство, по мнению сторонников теории, являются продуктом взаимодействия психических связей людей и их разнообразных объединений;
  • в рамках психологической концепции народ рассматривается как пассивная масса, которой необходимо подчиняться кому-либо;
  • собственность есть плод воображения народа, а не объективные реалии.

Основоположник психологической теории государства и права

Основоположником теории является Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931 г.). По его мнению, государство возникло ввиду того, что человек обладает определенными психологическими особенностями. К ним он относил потребности, эмоции, переживания. Но самой первопричиной образования государства является возникновение определенное психическое состояние массового сознания: особенности психологически сильных людей, их способность принимать решения, создавали условия для подчинения, исполнения принятых указов, более пассивными группами населения. Людям, которые склонные подчиняться авторитету, свойственна потребность подражать, что вносит в души людей спокойствие и чувство стабильности, уверенности в поведении.

В своих работах «Введение в изучение права и нравственности» и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» ученый изложил взаимосвязь между теорией права и психологией. Правовая политика, обоснованная с позиции психологических взглядов, открыло новые рубежи в познании социальных функций права.

Ученый считал, что государство необходимо для того, чтобы удовлетворять потребности большинства людей в подчинении, послушании определенным лицам в обществе, а также для того, чтобы подавлять агрессию отдельных индивидов. Систематизируя и классифицируя юридические нормы, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве. В своих трудах ученый рассматривает исключительно социологический подход к праву.

Возникновение теории непосредственно связано с развитием психологии и выделением ее в отдельную отрасль знаний и интерес значительно возрос, когда в психологии начали применять экспериментальные методы исследований. Далее, ввиду вышеуказанных изменений, начали формироваться крупные школы, мнение которых о трактовке психики, разнилось. В свою очередь, границы научного осмысления правовых и государственных процессов были расширены юридической наукой. Человеческая психика, значительно более развитая, нежели психика животного, имеет признаки чувств солидарности и коллективизма.

Сторонники теории, называя все психологические качества людей импульсами, эмоциями, переживаниями – не видели между ними разницы. Но психика человека разделяется на эмоциональную, мыслительную и волевую сферы. Последняя крайне важна при взаимодействии индивидов между собой и на этой основе устанавливается психологическая соподчиненность между индивидами. Образуется социальная «пирамида», одной из разновидностью которых, является государство, естественными лидерами которого становятся люди, чьи сильные волевые качества толкают их на это.

Исходя из психологических особенностей и потребностей, теория в полной мере рассмотрела возможности общества, но последние формируются под влиянием экономических, политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов. Положительной чертой теории и причиной актуальности является то, что активно развивается идея личностного участия и воли индивида и общества в процессе принятия решений. Несмотря на все эти факторы, теория, как и большинство ей предшествующих, достаточно в однобоком смысле рассматривает факторы, повлиявшие на возникновение государства. Основным упущением психологической теории в том, что ее основатели и сторонники не определили первоисточник связи социально-политической действительности и человеческой психики. Они не учли, что под действием первого фактора формируется общественное сознание, а не наоборот.

Кратко от Матузова и Малько (если хочется подробнее – см. В.В. Лазарев «ТГП» или конец вопроса).

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

· обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

· акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

· представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

· в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Психологическая теория права возникла в середине XIX в., но наибольшего влияния и распространения достигла в начале ХХ в. Её виднейшим представителем в русской юридической науке был Л. Петражицкий(1867-1931).

В основу психологической теории легло отрицание объективной реальности права и утверждение того, что право является психическим переживанием (чувством или эмоцией). Эта теория рассматривает право как перенесение в объективную реальность комплекса психических переживаний (эмоциональная проекция). «Ныне понятие права, - писал Петражицкий, - исходит из отрицания реального существования того, что юристы считают реально существующим в области права (совокупность норм права, или объективное право) правовые явления - это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Таким образом, право, в свете этой теории превращается в психологический процесс или «эмоционально-интеллектуальное переживание» и выводится из психики. Исходя из этого, оно перестает быть объективным общественным явлением и существует только в психике субъекта как индивидуальное право.

Представители психологической теории утверждает, что можно уничтожить кодексы законов, но право останется в головах людей, так как только в них корениться правовое чувство, или идея права. Психологическая теория как бы растворяет право в психологии. Право является не общественным явлением, а продуктом психики личности, следовательно психологическая теория отрицает объективное право. Например, собственность в таком понимании есть не явление объективного мира, а психико-эмоционально-интеллектуальное явление. Она существует не в виде связей между людьми и вещами или между людьми, а единственно в психике того, кто приписывает себе или другим право собственности.

Право, по мнению Петражицкого, есть «императивно-атрибутивная эмоция», так как обязывает одну из сторон выполнить какое-либо действие, а другой стороне дает полномочие требовать совершения этого действия. Таким образом, юридическая норма рассматривается как результат психического переживания, имеющего двусторонний императивно-атрибутивный, или обязательно-притязательный характер. Например, выдача условленной заработной платы работнику является обязанностью нанимателя, и рабочий может притязать на соответствующее исполнение условий соглашений.

Нравственность в отличие от права, по мнению Петражицкого, имеет лишь императивный характер. «Специфическая природа этических явлений - права и нравственности - коренится в области эмоции. К нравственности относятся только те этические переживания, эмоции коих имеют чисто императивный характер, к праву - только те эмоции, кои имеют императивно-атрибутивный характер».

Говоря об этических переживаниях, имеющих лишь императивный характер, Петражицкий указывает, что в этих переживаниях отсутствует атрибутивный или притязательный характер, так как одна из сторон считает себя обязанной к определенным действиям, но другая сторона не может требовать этого, например, нищий не может требовать милостыни.

Психологическая теория права признает правовые переживания, которые делятся на переживания позитивного права и переживания интуитивного права. Теория права, по мнению сторонников этой теории, исследует правовое явление, воздействие права на психику индивида, а действующее право изучается догматикой права, то есть отраслевыми юридическими науками.

Психологическая теория права считает, что нельзя познать действительность такой, как она есть, а можно познать только свои собственные представления о ней. Эти представления рушат притязания государства на монополию правотворчества. Государство, по мнению Петражицкого, также явление психологическое, а не реальный факт.

Психологическая теория права остается одной из признанных теорий современной западной юриспруденции. Под сильным влиянием этой теории находится «скандинавская школа права». Её представители вслед за Петражицким рассматривают право как комплекс сложных психологических переживаний. Право не рассматривается как совокупность норм, обязательных в пределах действия их компетенции. Обязательная и объективная сила юридической нормы не является фактом, она не имеет места в реальном мире времени и пространства. Основным источником силы права являются социальные привычки, инстинкты, а самое главное, переживание чувства уважения, которое испытывает человек к праву как выражению общественной воли.

Мнение о том, что норма права лишена объективного значения, поскольку она является содержанием субъективных психологических переживаний, открывает простор для произвола в толковании норм права в процессе их применения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: