Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности

Обновлено: 16.04.2024

Профессиональная деятельность юристов в значи­тельной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое зна-чение при определении места и роли общения в любой, тем более в юри-цической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические осо­бенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений.

Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятель­ный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного след­ствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед су­дебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное обще­ние в качестве подструктуры юридической деятельности следует рас­сматривать не только как собственно обмен информацией (коммуника­тивная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сто­рона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влия­ющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факто­ров их профессиональной пригодности.

Организационно-управленческая подструктура правоохра­нительной деятельности. Значительный удельный вес в деятельнос­ти юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от пра­вильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно воз­растает и нередко управленческий аспект становится одним из веду­щих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являю­щегося по своему должностному положению руководителем (заместите­лем, помощником руководителя), который помимо установления офици­альных и межличностных контактов с представителями различных госу­дарственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролиро­вать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддер­живать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению кон­фликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой де­ятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организаци­онного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организа­торские качества. Прежде всего это: активность, инициативность, наход­чивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых реше­ний; самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мо­тивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются: психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответ­ственность, избыточная мнительность, тревожность.

Судебный процесс, как одно из направлений профессиональной деятельности юриста, подразумевает разделение всей работы на следующие составляющие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Познавательная характерна для предварительного расследования, тогда как основной деятельностью судебного процесса является воспитательная и конструктивная. Познавательная деятельность носит вторичный характер и применяется для сбора и хранения информации, которая пригодится для осуществления конструктивной деятельности.

Навыки в психологии активно применяются в уголовной деятельности. Это обуславливается необходимостью вынесения приговора о виновности подозреваемого, поиска и привлечения преступников к ответственности. Гражданская деятельность практически не включает в себя работу с элементами, опасными для общества. Но это вовсе не означает, что знания и навыки психологии здесь не применяются.

Судья, как особый вид профессиональной юридической деятельности, несет большую ответственность, нежели обычный адвокат либо дознаватель, так как в его обязанности входит самостоятельное осуществление акта правосудия с учетом требований гласности и устности.

Психология судебной деятельности имеет следующие цели:

  • подготовка квалифицированных юридических специалистов;
  • оценивание уровня профессиональной пригодности конкретных кадров;
  • обучение необходимым навыкам, их контроль;
  • воспитание положительных личностных качеств специалиста;
  • выявление и устранение негативных качеств судебного работника;
  • обучение навыку объективной оценки ситуации для вынесения справедливого приговора.

Для решения задач, связанных с проведением аттестаций, отбором кандидатов на вакантные места и других вопросов, относящихся к профессиональной деятельности судей, существуют квалификационные коллегии. Они применяют в своей работы методы психологии, применяют консультации экспертов, чтобы результат был максимально объективным.

Важно осознавать, что степень объективности в суде может только приближаться к оптимальной отметке, но она никогда не будет лишена влияния социальных склонностей судьи. Негативные личностные качества специалиста (самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д.) необратимо сказываются на итоговом приговоре, нанося вред как судебной системе в целом, так и обществу, и конкретным его индивидуумам в частности.

Познавательная деятельность в суде

Судебный процесс имеет множество тонкостей, из-за чего условия познавательной деятельности несколько затруднительны. К примеру, момент принятия судом фактов для познания существенно отдален от процесса совершения преступления. Это ведет к тому, что на предварительном следствии должны быть установлены и закреплены все необходимые доказательства, чтобы впоследствии улучшить их восприятие, анализ и увеличить степень объективности процесса. Стоит отметить, что влияние личностных мотивов на познавательный процесс недопустимо и должно быть своевременно пресечено.

Все полученные материалы предварительного расследования следует воспринимать как возможное, а не точное доказательство вины подозреваемого. Закрепить за ними статус доказательства необходимо в ходе судебного процесса, опираясь на иные источники информации (подкрепление другими данными, показаниями свидетелей и т.д.).

Познавательный процесс работников суда должен быть независимым. Судья, при получении данных, должен провести их исследование и анализ заново, постепенно формируя картину преступления у себя в голове, основанную на имеющейся информации и личном опыте специалиста.

Специальность судебного работника предполагает независимость, ответственность, формализм.

Принимая самостоятельные решение, судья несет ответственность за них. Его личная деятельность (познавательная, конструктивная) должна четко следовать закону, быть ответственной. Для этого существуют советники в составе суда. Работники суда ни при каких обстоятельствах не должны идти на поводу заинтересованных в определенном исходе лиц.

Судейство значительно затрудняется из-за формализма данной профессии. Все направления судейской деятельности (уголовная, гражданская, арбитражная) имеют крайне сложные процедуры, которые нелегко не только применять в работе, но и просто осваивать. Проблема упрощения работы судьи стоит на повестке дня уже длительное время. Актуальным предложением является введение института мировых судей. Также обсуждению подлежит проблема медиации в гражданском процессе. Медиация — это применение медиаторов — независимых посредников, которые помогают при решение какого-либо спора.

Познавательная деятельность при судебном процессе ведется в условиях полной открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

При проведении судебного разбирательства, модель поведения каждого участника значительно искажается вследствие стрессовой обстановки. Судья осуществляет практически всю познавательную деятельность, ориентируясь на сравнении созданной им картине убийства (анализ полученных доказательств) и определенного закона.

Судебный работник имеет независимость при анализе информации, полученной в ходе судебного разбирательства, материалов дела и конкретных законов, определяющих нарушение подозреваемого. Процесс сравнения модели преступления и полученных доказательств происходит в течении всего разбирательства, вплоть до итогового решения в совещательной комнате. Основные факторы, оказывающие воздействие на степень эффективности познавательной деятельности при судебном разбирательстве, в юридической психологии определены следующие:

  • полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

Взаимоотношения и общая обстановка в зале в значительной мере сказываются на познавательную деятельность и степень объективности итогового решения. Положительно на процесс проведения судебного разбирательства влияют публичные споры сторон, обсуждая всю информацию, поступающую судье, активизируя мыслительную деятельность.

В судебном разбирательстве каждому этапу соответствует определенные психологические особенности, связанные с познавательной деятельностью над предоставленными следственными материалами, активизацией мыслительную деятельность. В данной профессии крайне важно иметь возможность представить полную картину преступления, сопоставить всю доказательную базу и судейский опыт в данного рода делах. Большая часть информации в судебном процессе поступает при показаниях потерпевших и следователей в устной форме. Чтобы добиться высокой эффективности познавательной деятельности, следует заблаговременно сменить негативную и стрессовую обстановку на более благоприятную, чтобы она в меньшей мере сказывалась на деятельность лиц, участвующих в процессе.

Существенное влияние на судебный процесс оказывает общественное мнение. Его формирование начинается задолго до начала судебного разбирательства (особенное внимание приковывается к делам с тяжкими нарушениями) и доходит до судейского состава. Оно заключается в выражении взглядов различных социальных институтов, оценки деятельности отдельных личностей или организации (полиции, прокуратуры и т.д.). Общественное мнение способствует своевременному обнаружению судейских ошибок, улучшению деятельности судебной структуры и правоохранительных учреждений. Большой ошибкой является игнорирование данного мнения, неумение или нежелание грамотно подойти к его формированию.

Организаторская деятельность

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Благодаря организаторской деятельности, работники суда могут коммуницировать с участниками процесса для разрешения дела; вести подготовку документации; реагировать на жалобы; анализировать данные и т.д. Все это необходимо для вынесения объективного приговора и решения всех возможных попутных споров.

Для проведения судебного разбирательства необходимо надлежащим образом подготовить помещение, чтобы участники судебного разбирательства не испытывали в нем негативных эмоций, отвлекающих от дела. Места участникам также оговариваются для более эффективной коммуникации.

Профессиональная деятельность

Судебный процесс в силу своей быстротечности крайне трудно в полной мере ознакомиться со всем возможным перечнем документов, предоставленным следствием, объективно их проанализировать и отбросить ненужное, оставив лишь относящиеся к делу материалы. Это требует грамотного распределения своих физических и психологических усилий.

Регламент судебного процесса, составляемый судьей, служит для облегчения психологического состояния участников разбирательства. Именно для этого делаются перерывы во время крайней степени утомляемости присутствующих.

Судья имеет высокий социальный статус и положения в силу своей деятельности внутри судебного процесса. Им может быть не каждый, необходимо иметь целым перечнем качеств: вежливость, сдержанность, стрессоустойчивость, беспристрастность, тактичность и т.д.

Коммуникативная деятельность

Во время судебного разбирательства крайне важно грамотно установить коммуникационные связи со всеми участниками процесса. Допрашиваемые, как правило, стараются в точности повторить то, что уже отвечали во время следствия, однако, высокое психологическое напряжение может исказить их слова, придав несколько иной смысл. Важно вести допрос свидетеля спокойно, без пристрастия и выражения личного недовольства, без смеха и злорадства. Если видны изменения показания, стоит уточнить их причину и сделать объективные выводы.

Представляется, что развитие коммуникативных связей на стадии предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Важным элементом проведения процесса также является сохранение порядка в зале. Этим занимается председательствующий. Он обязан следить за поведением адвоката, обвинителя, подсудимого, свидетелей, потерпевших и прочих участников разбирательства. При возникновении беспорядка, необходимо суметь воздействовать на них воспитательными мерами.

Также на суде важным элементом являются прения сторон обвинителя и защиты. Речь каждая сторона должна быть внятной, открытой и понятной всем участникам, содержать смысловую нагрузку и нести правовую оценку события.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

Процесс вынесения приговора подозреваемому строго определен порядком проведения различных видов деятельности в совещательной комнате. Учеными выделены закономерности, позволяющие эффективно провести данный процесс:

  1. осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  2. возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активности участия в этом каждого члена коллегии;
  3. коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  4. четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  5. вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

Роль профессиональных качеств каждого судьи в значительной мере возрастает во время принятия группового решения. Следуя закону (ст. 296–313 УПК РФ), решение принимается путем голосования большинства. Кроме этого, судья, имеющий собственный интерес в разбираемом деле, подлежит незамедлительному отводу.

Конструктивная деятельность

Судья проводят конструктивную деятельность, касательно разбираемого дела, самостоятельно, однако решение принимается строго коллегиально. Это способствует объективности. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • анализ решений членов суда;
  • анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Регламентация проведения судебного процесса, то есть конструктивная деятельность, направлена в первую очередь на улучшение восприимчивости всей полученной информации. Судья имеет развернутый план проведения разбирательства, следуя которому данные могут быть всесторонне рассмотрены составом суда.

Воспитательная деятельность

Заседание суда производит сильное воспитательное воздействие на каждого участника разбирательства, особенно на подсудимого. Можно считать воспитательную деятельность важнейшим элементом проведения суда. Ее эффективность зависит от степени объективности рассмотрения всех материалов дела. Именно от степени корректности судейского состава, его стремлению к справедливости, зависит воспитательная мера.

Вынесение приговора — важнейшая часть процесса. В ней недопустимы расплывчатые формулировки, недосказанности и слова без смысловой нагрузки. Он должен быть максимально четким и объективным, отвечать требованиям закона.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением всевозможной документации.

Все этапы судебного производства имеют уникальные особенности. Так или иначе, коммуникативные связи мешают анализировать данные и делать из них объективные выводы. Именно поэтому закон их сужает на стадии предания суду.


Весьма специфичные психологические закономерности имеет и коммуникативная подструктура деятельности суда. Задача суда их не только регулировать отношения в ходе судебного разбирательства в процессуальных рамках, но и подчинять эффективному развитию для установления истины, вынесения объективного приговора и его последующего исполнения.

Участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, которые могут не совпадать с целями и общей направленностью правосудия. Отсюда и возникают разного характера конфликты. В этих случаях возникает необходимость воздействия с целью изменения их установок, в том числе и в случаях дачи ложных показаний или отказа от них. Поэтому при реализации различных видов судебного допроса только психологически грамотное его построение и позволяет устранить как недостоверные, так и ложные показания.


Перекрестный допрос проводится после обычного допроса, где допрашиваемый в свободном рассказе уже изложил все известное ему по делу и ответил на поставленные вопросы, а поэтому цель перекрестного допроса — в рамках определенной темы конкретизировать обстоятельства, вскрыв пробелы и погрешности, уточнить детали, изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний.

Сущность же «шахматного судебного допроса» состоит в том, чтобы при допросе одного лица попутно ставить вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь в данный момент. Целью такой процедуры является подтверждение или опровержение показаниями других лиц сведения, полученного в ходе допроса другого лица. При шахматном допросе попутные вопросы могут быть поставлены в любой последовательности, к любым ранее уже допрашиваемым участникам процесса.

При всех формах допроса обвиняемого для их успешного проведения используются такие тактические подходы и психотехнические приемы как сопоставление, уточнение, детализация, контроль, напоминание, наглядность.

При допросе обвиняемого всегда важным является не то, чтобы он подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, а чтобы им на суде были даны объективно правильные показания по делу. В этой связи общая тактическая схема допроса должна строится по следующему алгоритму: установление психологического контакта, от нейтральных фактов к узловым обстоятельствам дела в ходе свободного рассказа и далее к перекрестному или шахматному допросу. Поэтому только на заключительных этапах постановка перед подсудимым неожиданных вопросов, по форме кажущихся несущественными, но все дальше и глубже заводящих подсудимого в «ловушку», пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим показаний.

Это происходит потому, что постановка перед подсудимым с учетом особенностей его личности и текущего психологического состояния детальных вопросов, ответы на которые не были ни им, ни его защитником заранее продуманы, а также вопросов, направленность которых ему не ясна, всегда затрудняет быстрое ориентирование, не позволяет должным образом продумать и дать выгодный для себя ответ.

Существует психологическая специфика и в допросе свидетелей и потерпевших. В этой связи, если свидетели не могут вспомнить какие-либо интересующие суд факты, то их с учетом закономерностей функционирования памяти следует допрашивать с учетом обстоятельств, непосредственно предшествовавших этим фактам или следовавших за ними.

Большим психологизмом пронизана и такая стадия судебного разбирательства как судебные прения. Именно на ней в полной мере проявляются коммуникативные способности всех сторон судебного процесса.

Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности. Психологические особенности оценки доказательств в ходе судебного разбирательства.

Коммуникативная подструктура судебной деятельности. Психологические особенности допроса в суде. Прямой и перекрестный виды допроса. Влияние принципа состязательности и равноправия сторон на проведение допроса в суде. Прения сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы психологического характера, влияющие на коммуникативное поведение лиц, участвующих в судебном заседании. Использование этих факторов судом в целях активизации у них познавательных процессов. Последнее слово подсудимого.

Психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов. Судебные решения. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. Психологические особенности личности судьи, влияющие на процесс принятия им решений.

Психологические особенности поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

Тематический план семинарских (практических занятий) для студентов очной формы обучения

Тема семинарского занятия

1. Психология личности в правоприменительной деятельности

2. Психические состояния, эмоции и их учет в ходе осуществлений профессиональной деятельности юриста

3.Индивидуально-психологические особенности личности

4. Научные основы судебно-психологической экспертизы

5. Психология криминальной среды и преступных групп

6. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология виктимного поведения

7.Особенности профессионального общения

8. Психология допроса

9. Психологические особенности судебной деятельности

Тематический план семинарских (практических) занятий для студентов заочной формы обучения

Тема семинарского занятия

1.Научные основы судебно-психологической экспертизы

2. Психологические особенности судебной деятельности

Планы семинарских (практических) занятий студентов очной формы обучения

Семинарское занятие №1. Психология личности в правоприменительной деятельности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Понятие личности. Личность и общество.

Теории личности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Социализация личности.

Структура психических свойств личности, психические свойства личности как особенности регуляции деятельности и поведения.

Деятельность и поведение. Процессы интериоризации и экстериоризации.

Специфика рассмотрения личности в правоприменительной деятельности.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 2. Психические состояния, эмоции и их учет в ходе осуществлении профессиональной деятельности юриста. Индивидуально-психологические особенности личности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Понятие психических состояний. Классификация психических состояний.

Краткая характеристика отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость).

Психические состояния в экстремальных ситуациях.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 3. Индивидуально-психологические особенности личности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Совокупность индивидуальных психических свойств личности (темперамент, направленность личности, характер, способности). Общее рассмотрение.

Темперамент. Краткая характеристика типов темперамента.

Направленность личности. Понятие направленности личности. Потребности личности. Мотив и мотивация.

Характер. Понятие характера. Акцентуации характера.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 4. Научные основы судебно-психологической экспертизы (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Методы и структура СПЭ.

Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.

Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ.

Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза.

Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 5. Психология криминальной среды и преступных групп (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Социальная обусловленность индивидуального поведения. Понятие социальной общности, общества и социума.

Социально организованные общности. Их классификация.

Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп.

Психология совершения преступления в составе преступной группы.

Психология организованных преступлений.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 6. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология виктимного поведения (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Понятие психологической структуры преступного деяния. Психология умышленного преступного деяния.

Принятие решений о совершении преступлений. Исполнение преступления.

Понятие «жертва». Факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы.

Основные закономерности поведения жертв. Особенности восприятия жертв.

Поведение жертв сексуальных преступлений.

Закономерности поведения заложников.

Методы исследования жертв.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 7. Особенности профессионального общения юриста (2 часа).

Общение как социально-психологический феномен. Структура общения. Язык, речь, мышление.

Виды и функции общения.

Специфика профессионального общения юристов.

Установление и поддержание психологического контакта.

Предупреждение и преодоление конфликтов и конфликтных ситуаций в процессе общения.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 8. Психология допроса (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1.Допрос как получение и закрепление личных доказательств. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса.

2. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

Учет психологических особенностей допрашиваемых лиц. Психология допроса потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; свидетелей; несовершеннолетних.

Психологические особенности отдельных стадий допроса.

Диагностика и изобличение ложности показаний.

Психология очной ставки.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Семинарское занятие № 9. Психологические особенности судебной деятельности. Итоговый контроль (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

Психологическая характеристика участников уголовного судопроизводства (психология судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого).

Исследование материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства.

Психологические аспекты организации судебного следствия.

Психология постановления и исполнения приговора.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

Васильев В. Л. Юридическая психология . 3 изд., С-Пб., 2000.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Коммуникативный контакт – это система определенных приемов, отношений между общающимися лицами, информационный процесс, который основан на обратной связи. Для допрашиваемого лица наиболее важны первые слова следователя, а также его внешний вид и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству. Иными словами, следователь не должен допустить ничего, что могло бы вызвать негативное отношение к нему со стороны допрашиваемого.

Весьма специфичные психологические закономерности имеет коммуникативная подструктура деятельности суда. При всем многообразии взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства по уголовным делам, их условно можно разбить на четыре основных группы:

– взаимоотношения «по вертикали», т. е. судей с участниками судебного разбирательства (гособвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами и пр.), а также отношения с присутствующими в зале судебного разбирательства гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства;– «по горизонтали»: между судьей и народными заседателями, судом и жюри присяжных, между государственным обвинителем и защитниками, между свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в зале;

– между подсудимыми в ходе рассмотрения групповых уголовных дел;

– взаимоотношения с судебной аудиторией как определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с единой позитивной психологической направленностью.

В связи с тем, что существуют особенности в построении отношений и характера общения по всем указанным четырем группам, то задача суда их не только регулировать в процессуальных рамках, но и подчинять эффективному развитию для установления истины, вынесения объективного приговора и его последующего исполнения.

Участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, которые могут не совпадать с целями и общей направленностью правосудия. Отсюда возникают конфликты, связанные с противодействием определенных лиц (например, подсудимого, потерпевшего и др.) объективному установлению истины. В этих случаях есть необходимость воздействия на указанных лиц с целью изменения их установок, в том числе и в случаях дачи ложных показаний или отказа от них. Поэтому при реализации различных видов судебного допроса («обычного», «перекрестного», «шахматного») только психологически грамотное его построение позволяет устранить как недостоверные, так и ложные показания.

Благодаря многочисленным исследованиям психологов установлено, что среди факторов, влияющих на свидетельские показания, наиболее значимыми (в аспекте экспертного оценивания удельного веса) выступают следующие:

а) формулировка вопросов (удельный вес 0,97), т. е. то, как и в какой форме они построены (например, наличие в вопросах скрытых предположений пр.);

б) инструкция перед опознанием (0,95). Она может повлиять на готовность свидетеля сделать опознание, на вероятность того, что свидетель опознает конкретного человека (особенно при инсценировках преступлений);

в) позднейшая информация (0,87). Показания свидетелей часто могут основываться не только на том, что они фактически видели, но и на информации, полученной ими позже (например, обсуждение событий может изменить воспоминания или расширить их);

г) точность против уверенности (0,87). Уверенность свидетеля не является надежным признаком того, что его опознание точно, т. к. люди могут обладать различным уровнем решительности;

д) установки и ожидания (0,85). На восприятие и воспоминания свидетеля могут повлиять его внутренние установки и ожидания (например, этнические).

Коммуникативная деятельность суда состоит в построении правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией в рамках требований уголовно-процессуального закона. Эта деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства, целью которых является установление доверительного контакта с субъектами судебного разбирательства; преодоление в них чувства скованности; выявление причин расхождения в оценке события теми или иными лицами и т.д.

Выделяют следующие виды взаимоотношений, возникающих в суде: взаимоотношения по вертикали: взаимоотношения судей и присяжных заседателей с участниками судебного разбирательства (государственным обвинителем, защитником, подсудимым, потерпевшими, свидетелями и другими участниками судебного разбирательства), а также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства; взаимоотношения по горизонтали: взаимоотношения между председательствующим судьей и присяжными заседателями, взаимоотношения между членами коллегии присяжных заседателей, взаимоотношения между членами коллегии профессиональных судей; взаимоотношения между подсудимыми (если их несколько) и их защитниками.

Поскольку суд призван координировать действия сторон, уравновешивать их усилия, оказывать сторонам содействие в сборе необходимых доказательств, предоставлять сторонам равные доказательственные возможности, профессиональным участникам судопроизводства требуется значительная осведомленность о психологии профессионального общения, чтобы не допустить сползания процессуального состязания на уровень хаотичного препирательства сторон.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: