В этой битве 21 октября 1805 года франция и испания потеряли 18 судов

Обновлено: 24.04.2024

В этой битве 21 октября 1805 года Франция и Испания потеряли 18 судов. Британия ни одного.

Где произошла эта битва.

Вернее - морское сражение при вышеуказанном мысе.

Именно в нём погиб "британское военно-морское всё", краса и гордость гранд-флита - сэр Горацио Нельсон.

Англичане, так думаю, с радостью согласились бы потерять кучу кораблей.

Военно-морские англичане, а не "спонсеры" из Сити, разумеется.

В общем же - считается крупнейшим военно-морским сражением девятнадцатого века.

Верный ответ на этот вопрос мыс ТРАФАЛЬГАР.

На этом мысе произошло историческое морское сражение, которое носит название "Трафальгарское сражение". Сражение было между франко-испанским и английским флотами. На удивление противнику Британия в этом сражении ни потеряла ни одного корабля, но зато погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После этого сражения Наполеон не стал больше нападать на Англию.

В этот день произошло Трафальгарское сражение, его отмечают в Британиии как день победы королевского флота. Командовал флотом знаменитый вице- адмирал Нельсон, сражение стало для адмирала последним. Трафальгарской сражение вошло в историю как одно из самых великих морский сражений. Ответ из десяти букв- Трафальгар.

Правильный ответ на вопрос будет " ТРАФАЛЬГАР " ( 10 букв )

Двадцать первого октября 1805 года у трафальгара было сражение в котором флот Великобритании просто уничтожил флоты Испании, это сражение называлось " Трафальгарское "


В вопросе речь идет о знаменитом сражении 19 века, когда на море сошлись два флота: английский и объединенный франко-испанский.

Битва произошла 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар, потому это сражение попало в историю как Трафальгарское.

По одним источникам союзники Испания и Франция потеряли в сражении 18 кораблей, а по другим число увеличивается до 22. Англия не потеряла ни одного военного судна. Но Туманный Альбион все же получил существенный урон, потому что в битве погиб знаменитый адмирал Горацио Нельсон.

Трафальгарское_сражение_(план).jpg

Трафальга́рское сраже́ние ( англ. Battle of Trafalgar , фр. Bataille de Trafalgar , исп. Batalla de Trafalgar ) — морское сражение между британским и франко-испанским флотами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании, около города Кадис. В этой важнейшей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли восемнадцать линейных кораблей, в то время как Великобритания — ни одного. Итогом стала сокрушительная победа британского флота и устранение угрозы французского вторжения в Англию. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

Содержание

Общие данные

В 1805 году, в условиях длившейся с перерывами уже 15 лет войны, Французская империя во главе с Наполеоном Бонапартом доминировала на сухопутных фронтах европейского континента, но на всех морских акваториях Атлантического океана доминировал флот Великобритании. Это позволило англичанам установить так называемую "континентальную блокаду" побережья и портов Франции и ее сателлитов, нанося таким образом значительный ущерб ее торговле и связям с колониями. Кроме того это разорвало морские коммуникации между базами французского флота, не позволяло французам свободно маневрировать силами и создавать нужные соединения. Не смотря на несколько успешных прорывов блокады, в целом у французов не получалось успешно с ней бороться. А вот англичане регулярно атаковали и французское побережье, и заморские территории Франции.

Великобритания была одним из главных участников Третьей антифранцузской коалиции и для того, чтобы вывести ее из войны Наполеон принял решение о вторжении на Британские острова. Для этого более чем стотысячная армия была сосредоточена в Булоньском лагере на берегу Ла-Манша и для нее было собрано несколько сотен десантных барж. Но переправа через пролив была невозможна без защиты боевой эскадры, более мощной чем защищавший Канал английский флот. Большая часть французских кораблей была сосредоточена в составе средиземноморского флота в Тулоне, другая крупная эскадра базировалась на Брест, еще несколько более мелких отрядов было разбросано по атлантическим портам Франции. Все они были отсечены друг от друга английскими эскадрами и их объединение было проблематичным. Кроме того быстро растущий французский флот испытывал серьезные кадровые проблемы. Множество офицеров старого королевского флота бежали или были казнены, подготовка новых запаздывала, особенно острым был дефицит старших офицеров и адмиралов, имевших хоть какой-либо значимый опыт. Командующим французским Средиземноморским флотом после смерти адмирала Латуш Тревиля стал вице-адмирал Пьер де Вильнев, пользовавшийся доверием Наполеона за лояльность и исполнительность. Но его достижения в боях с британским флотом исчерпывались отступлением с подчиненным ему арьергардом от места сражения при Абукире.



В октябре 1804 года у Кадиса 4 британских корабля атаковали и захватили часть испанского "серебряного" каравана под командованием Хосе де Бустаманте, везшего ценности из Америки в метрополию. Они рассчитывали лишить испанское правительство средств на возможную войну, но добились по сути прямо противоположного: Испания вступила в войну на стороне Наполеона, испанский и французский флоты объединились. План кампании на море, разработанный французами заключался в следующем. Объединенная франко-испанская эскадра выходила из Средиземного моря в Атлантический океан и уходила в Карибское море. Там нападениями на британские колонии она должна была выманить в западную часть Атлантики британский флот, оторваться от него и вернуться в Европу. В Бресте надлежало соединиться с французским Атлантическим флотом и, имея гарантированное преимущество в силах, обеспечить переправу французских войск в Англию.


Этот план по большому счету не удался. Хотя в целом он был исполнен, оторваться от британского флота не удалось, соединиться с французскими кораблями в Бресте тоже. Более того, встреча с британской эскадрой у мыса Финистерре в июле 1805 г, несмотря на превосходство в силах, привела к потере в бою двух испанских кораблей, так как французы сражаться не стали. Французские судовые команды плохо перенесли длительный поход, было много больных. В августе 1805 года соединенный франко-испанский флот стоял в Кадисе, испытывая трудности в снабжении и проигнорировав несколько приказов Наполеона о выходе в Брест. Из-за этого Булоньский лагерь был свернут, вторжение в Англию отменено, французские войска ушли в Центральную Европу. Новые приказы флоту посылали его в Италию и, узнав о назначении на его место нового командующего, адмирал де Вильнёв вывел свои корабли в море.

Характеристики участвующих сторон



Французский флот под непосредственным командованием адмирала де Вильнёва насчитывал 18 двухдечных [1] линейных кораблей, 5 фрегатов и 2 шлюпа, имея в сумме 1584 орудия. Испанский флот под командованием адмирала Федерико Гравины состоял из 1 четырехдечного (Nuestra Señora de la Santísima Trinidad), 3 трёхдечных и 11 двухдечных линейных кораблей, которые несли 1280 орудий.

Британская эскадра под командованием вице-адмирала Нельсона после подхода подкреплений из Ла-Манша насчитывала 7 трехдечных и 20 двухдечных линейных кораблей, а так же 4 фрегата и 2 шлюпа, всего на кораблях было 2312 орудий.

Формально союзная эскадра имела заметное преимущество. Она включала в себя на 6 линейных кораблей и 1 фрегат больше, чем британцы; несла на 552 орудия больше. Но все неочевидные факторы были в пользу англичан. На французских кораблях сильно не хватало квалифицированных матросов и комендоров, общий дефицит людей в командах составлял около 2 тысяч человек. Адмирал де Вильнёв не пользовался авторитетом среди капитанов и младших флагманов, управляемость его эскадры в бою была сомнительной. Капитаны союзной эскадры не верили в силу своего флота, их боевой дух был слаб. Шансы союзного флота на победу были призрачными.

Ход сражения

Утром 19 октября 1805 года союзный флот вышел из Кадиса и двинулся на юг, к Гибралтарскому проливу. Пройдя его, адмирал де Вильнёв должен был объединиться в Картахене с испанскими кораблями контр-адмирала Сальседо, а затем перейти в Неаполь и высадить там войска, находившиеся при его эскадре. Союзная эскадра по приказу командующего шла в одной кильватерной [2] колонне. Но уже ранним утром 21 числа на западе была обнаружен английский флот, шедший наперерез. Дул слабый западный ветер, но погода склонялась к шторму, была заметная качка. Около двух часов де Вильнев колебался и думал, как поступить, и все же примерно в 8 утра скомандовал: «Поворот все вдруг, курс на север, возвращаться в Кадис». Такой маневр большой массы кораблей перед началом боя оказался плохим решением: строй смешался, дистанции между мателотами нарушились, некоторые корабли чтобы избежать столкновений были вынуждены увалиться под ветер и выпасть из строя. Кроме того можно сказать, что этот приказ в принципе разрушил целостность союзной эскадры. Арьергард из 9 кораблей под командованием контр-адмирала Дюмануара, ставший после разворота авангардом, поставил все паруса и, не обращая внимания ни на новые сигналы, ни на начинающийся у них за спиной бой, ушел на север, бросив основные силы.

Вице-адмирал Нельсон как раз не испытывал никаких сомнений. Его эскадра была разделена на два дивизиона, шедших в параллельных кильватерных колоннах, им благоприятствовал ветер. Левым дивизионом (наветренным) командовал сам Нельсон, державший свой флаг на головном 104-пушечном линейном корабле HMS Victory; правым (подветренным) - вице-адмирал Коллингвуд, который вел свою колонну на 100-пушечном линейном корабле HMS Royal Sovereign. Командующий английским флотом полностью отказался от традиционной тактики, не выстраивая параллельную французскому флоту линию и не желая вести затяжного боя. Он решил разорвать растянувшуюся в дугу франко-испанскую колонну перпендикулярным ударом и, сократив дистанцию до минимума, по максимуму использовать короткоствольные и не дальнобойные, но зато весьма скорострельные карронады. На союзных кораблях карронад было мало. Корме того на британских кораблях было больше людей, что давало заметное преимущество для абордажного боя. Французские командиры практически ничего не могли поделать в этой ситуации, их курс и положение к ветру не давали им скорости, а уйти по ветру им было некуда, берег материка был слишком близко.

Свой план англичане исполнили безукоризненно. Его слабым местом было то, что некоторое время их корабли должны были носом идти на бортовой огонь союзных линейных кораблей, практически не имея возможности на него отвечать. Около 11 часов дня французские и испанские корабли открыли огонь. По уже сложившейся традиции канониры французов вели огонь преимущественно по рангоуту и такелажу противника, снижая его скорость и манёвренность, но в малой степени влияя на огневую мощь и численность экипажей. Англичане же вели огонь по корпусам и пушечным портам кораблей противника, снижая у них количество пушек и бойцов. Адмирал де Вильнев поднял сигналы с приказом всем кораблям атаковать, но исполнили этот приказ не все. А вот расчёт Нельсона на то, что качка помешает точной стрельбе на большие дистанции плохо подготовленных канониров союзников и надежда на быстроходность своих кораблей оправдались, англичане смогли пройти этот отрезок пути с минимальными повреждениями.

Около 12.30 флагман правого дивизиона британцев HMS Royal Sovereign прорезал колонну союзников между линейными кораблями Santa Ana и Fougueux, ведя огонь с обоих бортов. Его мателоты отстали и четверть часа адмирал Коллингвуд вел бой один. В 13.15 линия союзной эскадры была разорвана и адмиралом Нельсоном на HMS Victory. Командующий английской эскадры стоял рядом с капитаном Харди на квартердеке своего корабля в парадном мундире с орденами и отказывался спуститься в каюту. Перед боем он поднял на мачтах своего корабля флажные сигналы, составляющие фразу «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». И англичане старались: считается, что на каждый выстрел французов и испанцев в этом бою британские канониры отвечали двумя-тремя. Хотя из-за слабости ветра английские корабли вступали в бой по очереди с заметными разрывами по времени, французам это не помогло.




Но все же это был еще не конец. Строй обоих эскадр безнадежно развалился, бой распался на схватки отдельных кораблей противников. В арьергарде союзной эскадры тяжелейший бой вел его командир, старший испанский адмирал Федерико Гравина на линейном корабле Principe de Asturias под командованием капитана Рафаэля де Хора. Он умело сражался сразу с двумя линейными кораблями англичан - HMS Defiance и HMS Revenge, испанские моряки, начиная с адмирала и заканчивая последним матросом, демонстрировали мужество и стойкость, хоть и несли тяжелые потери. Адмиралу, который отказывался уйти с мостика, картечью оторвало руку, он продолжил командовать из каюты. Но изменить ход боя это уже не могло.

Зато на руку союзникам сыграло то, что после прорыва боевой линии противника вице-адмирал Коллингвуд, следуя данному еще до боя приказу командующего связать боем авангард союзников, с частью кораблей своего дивизиона погнался за уходящими в Кадис кораблями контр-адмирала Дюмануара. Пользуясь этим, а так же тем, что рангоут английских кораблей получил серьезные повреждения, адмирал Гравина поднял сигнал «Следовать за мной» и увел из боя семь тяжело поврежденных кораблей, которые уже не могли продолжать сражение и вероятнее всего были бы захвачены англичанами.

Тем временем, уходящий на север командующий французским авангардом решил все же среагировать на преследование кораблями противника и скомандовал поворот на юго-запад. Но этот курс все равно вел его отряд мимо места сражения в открытое море. Тогда капитан линейного корабля Intrépide Луи-Антуан Инферне самовольно изменил курс и повернул к месту боя, за ним последовало еще несколько союзных кораблей. Они решительно атаковали потрепанные британские корабли дивизиона Нельсона, но общая ситуация уже была бесповоротно против них, слишком много других франко-испанских кораблей уже закончили свои бои сдачей или бегством. Intrépide пришлось сражаться сразу с несколькими британскими кораблями, он получил тяжелые повреждения и потерял половину экипажа. В безвыходной ситуации его капитан вынужден был спустить флаг. Сражение продолжалось до 17.30, затем начался шторм.

Шторм бушевал и весь день 22 октября. Многие корабли союзников погубил именно он, так как англичане в первую очередь думали о спасении своих кораблей, и слабо боролись за живучесть захваченных, на которых к тому же был поврежден такелаж и сильно не хватало матросов. Да и некоторые отступившие корабли союзников были так сильно повреждены, что не смогли дойти до гаваней и штормом были выброшены на берег.

Тем временем адмирал Гравина в Кадисе спешно ремонтировал свои корабли. Он решил попытаться отбить у англичан захваченные ими корабли союзников, использовав возможности близких баз для приведения своих сил в боеспособное состояние. Из-за тяжелых ранений он не мог находиться на квартердеке и передал командование эскадрой капитану линейного корабля Le Neptune Космао-Керулену. 23 октября отряд из 3 французских и 3 испанских линейных кораблей, а так же нескольких фрегатов и корветов вышел в море и атаковал группу британских кораблей, буксировавших трофеи. Увидев приближающиеся корабли союзников, капитан пленённого линейного корабля Santa Ana Игнасио де Алава сбросил британский флаг и, нейтрализовав призовую команду, вступил в бой с британцами. Так же поступил и капитан испанского линейного корабля Neptunо. Оба корабля были сильно повреждены, и после того, как они соединились с эскадрой союзников, они были на буксире отправлены в порт.

Чтобы не допустить повторения этих событий, вице-адмирал Коллингвуд приказал затопить 4 трофейных линейных корабля союзников. Тем временем снова начался шторм и эскадры противников разошлись. Не выдержав буйства стихии еще 9 поврежденных линейных кораблей союзников пошли на дно. Возобновлять сражение больше никто не пожелал.

Потери и итоги

Потери обеих сторон были были велики, но всё же несравнимы. Союзная эскадра потеряла из-за битвы и шторма после неё, добившего повреждённых, 19 линейных кораблей, английская - ни одного. Многие английские корабли получили тяжелые повреждения, но все они были отремонтированы и продолжили службу. Только один захваченный линейный корабль - испанский San Juan Nepomuceno был отремонтирован и включен в состав британского флота. Потери франко-испанского флота в личном составе так же были очень велики: 4400 моряков погибшими, около 2500 ранеными, около 7000 пленными. Союзный главнокомандующий адмирал де Вильнев попал в плен, французский контр-адмирал Магон был убит; старший флагман испанцев адмирал Гравина получил множество ран и умер через пять месяцев. Англичане потеряли около 2000 человек, 448 из них убитыми, в том числе и вице-адмирал Нельсон.

Стратегическое значение битвы было огромно. Испания вступала в период затяжного политического и экономического кризиса, она уже не смогла восстановить мощный флот и выпала из числа перворазрядных морских держав. Наполеоновская Франция потеряла шанс установить господство на море, а с ним и возможность вторжения на Британские острова. Британский флот более чем на столетие закрепил за собой первое место в мире.

Оценка события современниками

Начиная с 1806 года в различных городах Великобритании и Канады начали ставить памятники победителю в Трафальгарской битве - адмиралу Нельсону.


21 октября 1805 года на Атлантическом побережье Испании у мыса Трафальгар около города Кадис произошло историческое морское сражение между британскими и франко-испанскими морскими силами. В ходе восьмичасового боя британская эскадра адмирала Горацио Нельсона, не потеряв ни одного корабля, полностью разгромила союзный флот, уничтожив и захватив половину его судов. В этом сражении сам Нельсон погиб.

В 1805 году ведущей сухопутной силой в Европе являлась армия французской империи во главе с Наполеоном. А на море главной силой был английский королевский военный флот, который и ввел во Франции морскую блокаду, влияющую на ее торговлю и мобилизацию морских сил. Несмотря на несколько достаточно удачных походов, французам не удавалось окончательно прорвать блокаду. И тогда Наполеон перешел на ту же политику, основав континентальную блокаду, воспрещающую всем зависимым от него странам торговать с Великобританией. Это, в свою очередь, нарушило связь Британских островов с Европой.

Не ограничиваясь своими планами по захвату английских колоний, Наполеон намеревался высадиться крупным десантом на территории Туманного Альбиона, а подготовку к этой операции назвал «булонской экспедицией». Собственно это и стало причиной Трафальгарского сражения. Английская эскадра адмирала Нельсона заблокировала франко-испанский флот в гавани Кадиса. Французский адмирал Вильнев получил от Наполеона приказ прорвать окружение и вырваться в воды Средиземного моря для воссоединения с находящимся там силами.

Английская эскадра насчитывала 27 линкоров и 4 фрегата, в составе франко-испанского флота было 33 линкора и 5 фрегатов. Вильнев, используя традиционную тактику, выстроил корабли в линию. Нельсон же применил революционный прием — построил эскадру в две колонны, которые используя попутный ветер, ринулись на малоподвижные корабли противника.

Первый залп этой битвы раздался в 11 часов, а в 17.30 сражение завершилось полным разгромом союзного флота. В результате битвы Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время, как Великобритания — ни одного. Победа британцев была омрачена гибелью их адмирала: 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен на своем флагманском корабле «Victory» — мушкетная пуля раздробила ему позвоночник. Французский же адмирал Шарль Вильнёв попал в плен.

Трафальгарский триумф принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Сегодня в Великобритании День Трафальгарского сражения является государственным торжеством — в его честь ежегодно проходят праздничные мероприятия.

Трафальгарское сражение: мифы и рифы. Как 21 октября 1805 года встретились два посредственно стреляющих флота

21 октября наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное англо-французское противостояние на море в пользу Великобритании.

Давайте поговорим не о ходе сражения, благо — по Трафальгару написаны гекатомбы статей, книг, исследований и т.п., а остановимся на мифах и тайнах, которые сопровождают как само сражение, так и ситуацию вокруг него.

Миф 1

Пункт первый, который можно сформулировать так: «Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии». В разных версиях повторяются разные последствия, например — «поражение при Трафальгаре заставило Наполеона обратить путь на Восток, на Россию». Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Нет, это не так. Совершенно точно можно сказать, что все планы высадки в Англии были похоронены 27 августа 1805 года, когда Булонская армия, готовившая десант в Великобританию, снялась со своих биваков и пошла на юго-восток, к Рейну. Если заглянуть чуть раньше — высадка в Англии стала невозможна уже 8 августа 1805 года, когда Австрия ратифицировала союзный договор с Англией и Россией, и обязалась вступить в войну с Наполеоном. Собственно вот здесь все планы высадки в Англии и похоронили. К моменту Трафальгарского сражения (21 октября) уже закончилась битва при Ульме, французские войска были далеко на востоке, а Вильнев вообще имел приказ перебросить франко-испанский флот в Тулон, из которого, как мы все понимаем, высадить что-либо в Англии гораздо сложнее, чем из Бреста или Кале.

Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года

Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года

Миф 2

Звучит он в разных вариациях примерно так: «после Трафальгара у Франции уже не осталось кораблей, и она не смогла восполнить эти потери». Это не совсем так. Вернее — совсем не так.

На 1805 год французский флот имел в строю 56 линейных кораблей и до 20 фрегатов. Согласно договору в Сан-Ильдефонсо Испания обязалась присоединить к этим силам ещё 25 кораблей и 11 фрегатов, то есть совокупно союзники могли выставить в море 81 линкор и 31 фрегат. Если прибавить сюда голландские и итальянские корабли, то можно оценить численность подчинённого Наполеону флота примерно в 100 кораблей.

Английский флот имел на 1805 год 127 линкоров в строю, то есть больше примерно на треть.

На 1814 год, то есть на момент отречения Наполеона, французский флот состоял из 95 линейных кораблей против 150 линкоров у Англии.

Таким образом, французы вполне восполнили потери Трафальгара.

Миф 3

Победа была обеспечена гением Нельсона, который отринул постулаты линейной тактики и изобрёл новую тактику парусного флота — маневренную. В некоторых советских исследованиях писалось, что ещё молодой гардемарин Нельсон подсмотрел эту новую тактику у русского адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Как ни странно, этот миф распространён только в русскоязычной среде. Я же сошлюсь на глубокое исследование Джеймса Дж. Триттена (Tritten) «Доктрина и тактика Королевского флота» («Doctrine and Fleet Tactics in the Royal Navy»), где касательно Трафальгара говорится буквально следующее — Нельсон действовал в рамках линейной тактики (более того, прорезание линии противника существовало ещё в эпоху англо-голландских войн). Первым прорезание линии в конце XVIII века произвёл адмирал Джордж Родней в бою с французским флотом у Островов Всех Святых (1782 год), то есть к 1805 году этот приём был уже явно не нов. Более того, первым прорезал линию противника не в одном, а в двух местах опять не Нельсон, а адмирал Дункан в сражении при Кампердауне (1797 год).

Сражение у островов Всех Святых 12 апреля 1782 г.

Сражение у островов Всех Святых 12 апреля 1782 г.

Что происходит при прорезании линии? Часть кораблей, находящаяся впереди, продолжает идти своим ходом, а те корабли, которые находятся перед прорезанной линией, вынуждены расползаться в стороны, поскольку парусные корабли заднего хода не имеют. В результате происходит классическая свалка, ближний бой с частью неприятельского флота.

То есть, по сути, Нельсон перевёл бой в свалку.

Но почему этот приём не применялся ранее, спросит читатель? Ну, во-первых, применялся, и чуть выше мы уже озвучили несколько примеров. Во-вторых, основная проблема была именно сблизиться с противником для такого прорезания. Если эскадра следует ровной кильватерной колонной, без разрывов в линии, то головные корабли неприятеля, решившего прорезать колонну, попадут под продольный огонь трёх-четырёх кораблей, при этом сами они смогут отвечать только из немногочисленных носовых орудий. То есть идея прорезания закончится неудачей ещё на самом начальном этапе. Если посмотреть на сражения при Островах Всех Святых, Кампердауне и Трафальгаре — можно заметить одну общую черту. Там противники англичан перед началом прорезания имели очень большие разрывы в кильватерных колоннах, что и позволило англичанам провести этот манёвр.

В англоязычной литературе тактический приём Нельсона вошёл под названием «Удар Нельсона» (Nelson’s touch) и рассматривается в рамках линейной тактики. По сути, разрезав союзный флот в двух местах, англичане при Трафальгаре вывели французский авангард из игры и получили возможность громить подходившие линкоры арьергарда продольными залпами. Вслед за этим образовалась куча-мала, старая добрая свалка, где численное преимущество союзников уже не играло особой роли. Но надо понимать, что будь франко-испанский флот более подготовленным и держи он линию сомкнуто, корабль к кораблю — такой тактический приём с почти стопроцентной вероятностью не удался бы.

Миф 4

Английские команды были обучены на быструю стрельбу и давали два залпа в три минуты против одного залпа в три минуты у французов и испанцев.

Это и так, и не так. Действительно, ещё в 1745 году в английских флотских «Инструкциях по походу и бою» появился пункт 35, который гласил:

«Капитан корабля обязан поддерживать дисциплину на вверенном ему судне и часто проводить упражнения артиллерийских команд с большими и малыми пушками (great guns and small arms), чтобы получить преимущество в бою (to render them more expert in time of battle), а также записывать в судовом журнале время этих учений».

Проблема была в том, что не только в России, но и в Англии «жестокость законов смягчается необязательностью их исполнения». Надо сказать, что в Королевском флоте на этот пункт многие капитаны просто откровенно забили. В результате, к Трафальгару лишь на 5 из 27 кораблей Нельсона команды ежедневно проводили учения с пушками. А примерно половина эскадры Нельсона имела вообще очень слабую артиллерийскую подготовку.

Но если бы только это!

Борт 74-пушечного линейного корабля с орудиями, приготовленными к стрельбе.

Борт 74-пушечного линейного корабля с орудиями, приготовленными к стрельбе

Уильям Прингл Грин, мичман с «Conqueror», отмечал:

«На многих кораблях Его Величества тренировки орудийных команд проходили с одними и теми же пушками. Хотя логика диктует, что пушки каждый раз должны быть разные, в действительности, особенно во время дальнего похода, все палубы могли быть заставлены припасами, матросским скарбом, свёрнутыми гамаками и т.д. В результате во время боя выяснялась не очень приятная особенность: те пушки, с которыми тренировались, были вычищены, выдраены, готовы к бою и отлично стреляли. На остальных же пушках часто наблюдались неисправности, например, ржавчина в стволе или повреждённый лафет, или ослабшие и истёршиеся канаты. В бою эти пушки часто самовзрывались, отскакивали в сторону, сваливались с лафетов, отрывались от креплений. Отдельно стоит сказать и об инструментах, которые используются для ухода за пушками. Неиспользуемые в течение длительного периода губки часто просто крошились, банники внезапно оказывались лысыми или сломанными, если же сюда приплюсовать суету во время боя, манипуляции с боеприпасами и т.п., понятно, что такие последствия не должны казаться необычайными».

«Так что же?» — спросит читатель. — «Получается это французы и испанцы лучше стреляли?» Ответ будет простым — нет. Французы и испанцы стреляли ещё хуже.

Вот несколько примеров. Мичман Робертс с «Victory» писал, что 74-пушечный «Revenge» начал бой в 12:35 и к 16:45 был окружён пятью кораблями — четырьмя французскими и одним испанским. Тем не менее, «Revenge» смог отбиться и некоторых своих противников даже захватить, что объяснялось отвратительной стрельбой союзников.

Эпизод Трафальгарского сражения

Эпизод Трафальгарского сражения

Французский капитан Вилльмадрин с 74-пушечного «Swiftsure» (корабль был захвачен французами в 1802 году), по признанию офицеров с его визави «Colossus», проделал гениальный манёвр, который должен был привести к убойному залпу. Однако почти все ядра французов пролетели мимо, либо ударились перед британским кораблём, и подошедший на помощь англичанину «Orion» закончил дело, дав по французу продольный залп в корму.

Капитан знаменитого «Redoutable» Люка вспоминал, что его пушкари вели огонь настолько плохо, что он

«пригрозил командирам расчётов повесить их, если стрельба не наладится».

У испанцев же дела обстояли ещё хуже. Колин Кэмпбелл с «Defiance» писал:

«За всё время боя с испанским флагманом Гравины «Principe de Asturias» в нас не попали ни разу. Испанцы целили слишком высоко — почти все ядра прошли на уровне бом-брам-стеньги и выше, и за 20 минут огневого контакта у нас убили лишь одного человека, да и то случайно».

Так как выиграли? Понимаю, что поверить не просто, но у Трафальгара встретились два довольно посредственно стреляющих флота, ошибка французов была в том, что очень много ядер они потратили ещё при сближении, плюс — не учли такое английское новшество, как карронады, которые в ближнем бою оказались смертоносным орудием. Ну а британские тренировки с большими пушками не имели особого значения для дистанции ближнего боя.

И напоследок — немного цифр и химии

Общий вес залпа всех 27 кораблей эскадры Нельсона составил 51944 фунтов (23582 кг) или 23,582 тонны. Для сравнения — вес залпа немецкого линкора «Бисмарк» — 6400 кг, или 6,4 тонны.

32-фунтовые пушки были очень мощными. С помощью полного заряда около 11 фунтов (5 кг) пороха 14,4-килограммовое ядро имело дульную скорость от 1500 до 1600 футов в секунду (487 м/с), или между 1023 и 1091 миль в час (1646 и 1755 км/ч). Состав пороха для корабельных пушек согласно указаниям Адмиралтейства — 75% селитры, 15% древесного угля, 10% серы. Вкратце процесс горения таков — селитра обеспечивает для горения дополнительный кислород, поэтому сгорание не зависит от атмосферного кислорода. Всё вместе, сгорая, выделяет азот, углерод, сульфид калия и водяной пар. При этом, сгорая, кислород расширяется на 300 процентов относительно объёма в твёрдом виде.

Смерть Нельсона

Смерть Нельсона

Всего за один полный залп 27 британских кораблей при Трафальгаре расходовали 16 032 фунта (7,2 тонны) пороха.

Самая примечательная, если так можно выразиться, смерть при Трафальгаре была у секретаря капитана Харди — Томаса Уиппла. Он погиб, попав в вихревое кольцо от залпа, которое прошло очень близко с его головой. Резкое повышение, и столь же резкое понижение давления вызвали то ли пневмоторакс легких, то ли рефлекторную остановку дыхания. Он просто мгновенно задохнулся.

Трафальгарское сражение: мифы и рифы. Как 21 октября 1805 года встретились два посредственно стреляющих флота

21 октября наступила 216-я годовщина Трафальгарского сражения — одного из самых значительных сражений эпохи паруса, завершившего традиционное англо-французское противостояние на море в пользу Великобритании.

Давайте поговорим не о ходе сражения, благо — по Трафальгару написаны гекатомбы статей, книг, исследований и т.п., а остановимся на мифах и тайнах, которые сопровождают как само сражение, так и ситуацию вокруг него.

Миф 1

Пункт первый, который можно сформулировать так: «Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии». В разных версиях повторяются разные последствия, например — «поражение при Трафальгаре заставило Наполеона обратить путь на Восток, на Россию». Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Нет, это не так. Совершенно точно можно сказать, что все планы высадки в Англии были похоронены 27 августа 1805 года, когда Булонская армия, готовившая десант в Великобританию, снялась со своих биваков и пошла на юго-восток, к Рейну. Если заглянуть чуть раньше — высадка в Англии стала невозможна уже 8 августа 1805 года, когда Австрия ратифицировала союзный договор с Англией и Россией, и обязалась вступить в войну с Наполеоном. Собственно вот здесь все планы высадки в Англии и похоронили. К моменту Трафальгарского сражения (21 октября) уже закончилась битва при Ульме, французские войска были далеко на востоке, а Вильнев вообще имел приказ перебросить франко-испанский флот в Тулон, из которого, как мы все понимаем, высадить что-либо в Англии гораздо сложнее, чем из Бреста или Кале.

Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года

Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года

Миф 2

Звучит он в разных вариациях примерно так: «после Трафальгара у Франции уже не осталось кораблей, и она не смогла восполнить эти потери». Это не совсем так. Вернее — совсем не так.

На 1805 год французский флот имел в строю 56 линейных кораблей и до 20 фрегатов. Согласно договору в Сан-Ильдефонсо Испания обязалась присоединить к этим силам ещё 25 кораблей и 11 фрегатов, то есть совокупно союзники могли выставить в море 81 линкор и 31 фрегат. Если прибавить сюда голландские и итальянские корабли, то можно оценить численность подчинённого Наполеону флота примерно в 100 кораблей.

Английский флот имел на 1805 год 127 линкоров в строю, то есть больше примерно на треть.

На 1814 год, то есть на момент отречения Наполеона, французский флот состоял из 95 линейных кораблей против 150 линкоров у Англии.

Таким образом, французы вполне восполнили потери Трафальгара.

Миф 3

Победа была обеспечена гением Нельсона, который отринул постулаты линейной тактики и изобрёл новую тактику парусного флота — маневренную. В некоторых советских исследованиях писалось, что ещё молодой гардемарин Нельсон подсмотрел эту новую тактику у русского адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Как ни странно, этот миф распространён только в русскоязычной среде. Я же сошлюсь на глубокое исследование Джеймса Дж. Триттена (Tritten) «Доктрина и тактика Королевского флота» («Doctrine and Fleet Tactics in the Royal Navy»), где касательно Трафальгара говорится буквально следующее — Нельсон действовал в рамках линейной тактики (более того, прорезание линии противника существовало ещё в эпоху англо-голландских войн). Первым прорезание линии в конце XVIII века произвёл адмирал Джордж Родней в бою с французским флотом у Островов Всех Святых (1782 год), то есть к 1805 году этот приём был уже явно не нов. Более того, первым прорезал линию противника не в одном, а в двух местах опять не Нельсон, а адмирал Дункан в сражении при Кампердауне (1797 год).

Сражение у островов Всех Святых 12 апреля 1782 г.

Сражение у островов Всех Святых 12 апреля 1782 г.

Что происходит при прорезании линии? Часть кораблей, находящаяся впереди, продолжает идти своим ходом, а те корабли, которые находятся перед прорезанной линией, вынуждены расползаться в стороны, поскольку парусные корабли заднего хода не имеют. В результате происходит классическая свалка, ближний бой с частью неприятельского флота.

То есть, по сути, Нельсон перевёл бой в свалку.

Но почему этот приём не применялся ранее, спросит читатель? Ну, во-первых, применялся, и чуть выше мы уже озвучили несколько примеров. Во-вторых, основная проблема была именно сблизиться с противником для такого прорезания. Если эскадра следует ровной кильватерной колонной, без разрывов в линии, то головные корабли неприятеля, решившего прорезать колонну, попадут под продольный огонь трёх-четырёх кораблей, при этом сами они смогут отвечать только из немногочисленных носовых орудий. То есть идея прорезания закончится неудачей ещё на самом начальном этапе. Если посмотреть на сражения при Островах Всех Святых, Кампердауне и Трафальгаре — можно заметить одну общую черту. Там противники англичан перед началом прорезания имели очень большие разрывы в кильватерных колоннах, что и позволило англичанам провести этот манёвр.

В англоязычной литературе тактический приём Нельсона вошёл под названием «Удар Нельсона» (Nelson’s touch) и рассматривается в рамках линейной тактики. По сути, разрезав союзный флот в двух местах, англичане при Трафальгаре вывели французский авангард из игры и получили возможность громить подходившие линкоры арьергарда продольными залпами. Вслед за этим образовалась куча-мала, старая добрая свалка, где численное преимущество союзников уже не играло особой роли. Но надо понимать, что будь франко-испанский флот более подготовленным и держи он линию сомкнуто, корабль к кораблю — такой тактический приём с почти стопроцентной вероятностью не удался бы.

Миф 4

Английские команды были обучены на быструю стрельбу и давали два залпа в три минуты против одного залпа в три минуты у французов и испанцев.

Это и так, и не так. Действительно, ещё в 1745 году в английских флотских «Инструкциях по походу и бою» появился пункт 35, который гласил:

«Капитан корабля обязан поддерживать дисциплину на вверенном ему судне и часто проводить упражнения артиллерийских команд с большими и малыми пушками (great guns and small arms), чтобы получить преимущество в бою (to render them more expert in time of battle), а также записывать в судовом журнале время этих учений».

Проблема была в том, что не только в России, но и в Англии «жестокость законов смягчается необязательностью их исполнения». Надо сказать, что в Королевском флоте на этот пункт многие капитаны просто откровенно забили. В результате, к Трафальгару лишь на 5 из 27 кораблей Нельсона команды ежедневно проводили учения с пушками. А примерно половина эскадры Нельсона имела вообще очень слабую артиллерийскую подготовку.

Но если бы только это!

Борт 74-пушечного линейного корабля с орудиями, приготовленными к стрельбе.

Борт 74-пушечного линейного корабля с орудиями, приготовленными к стрельбе

Уильям Прингл Грин, мичман с «Conqueror», отмечал:

«На многих кораблях Его Величества тренировки орудийных команд проходили с одними и теми же пушками. Хотя логика диктует, что пушки каждый раз должны быть разные, в действительности, особенно во время дальнего похода, все палубы могли быть заставлены припасами, матросским скарбом, свёрнутыми гамаками и т.д. В результате во время боя выяснялась не очень приятная особенность: те пушки, с которыми тренировались, были вычищены, выдраены, готовы к бою и отлично стреляли. На остальных же пушках часто наблюдались неисправности, например, ржавчина в стволе или повреждённый лафет, или ослабшие и истёршиеся канаты. В бою эти пушки часто самовзрывались, отскакивали в сторону, сваливались с лафетов, отрывались от креплений. Отдельно стоит сказать и об инструментах, которые используются для ухода за пушками. Неиспользуемые в течение длительного периода губки часто просто крошились, банники внезапно оказывались лысыми или сломанными, если же сюда приплюсовать суету во время боя, манипуляции с боеприпасами и т.п., понятно, что такие последствия не должны казаться необычайными».

«Так что же?» — спросит читатель. — «Получается это французы и испанцы лучше стреляли?» Ответ будет простым — нет. Французы и испанцы стреляли ещё хуже.

Вот несколько примеров. Мичман Робертс с «Victory» писал, что 74-пушечный «Revenge» начал бой в 12:35 и к 16:45 был окружён пятью кораблями — четырьмя французскими и одним испанским. Тем не менее, «Revenge» смог отбиться и некоторых своих противников даже захватить, что объяснялось отвратительной стрельбой союзников.

Эпизод Трафальгарского сражения

Эпизод Трафальгарского сражения

Французский капитан Вилльмадрин с 74-пушечного «Swiftsure» (корабль был захвачен французами в 1802 году), по признанию офицеров с его визави «Colossus», проделал гениальный манёвр, который должен был привести к убойному залпу. Однако почти все ядра французов пролетели мимо, либо ударились перед британским кораблём, и подошедший на помощь англичанину «Orion» закончил дело, дав по французу продольный залп в корму.

Капитан знаменитого «Redoutable» Люка вспоминал, что его пушкари вели огонь настолько плохо, что он

«пригрозил командирам расчётов повесить их, если стрельба не наладится».

У испанцев же дела обстояли ещё хуже. Колин Кэмпбелл с «Defiance» писал:

«За всё время боя с испанским флагманом Гравины «Principe de Asturias» в нас не попали ни разу. Испанцы целили слишком высоко — почти все ядра прошли на уровне бом-брам-стеньги и выше, и за 20 минут огневого контакта у нас убили лишь одного человека, да и то случайно».

Так как выиграли? Понимаю, что поверить не просто, но у Трафальгара встретились два довольно посредственно стреляющих флота, ошибка французов была в том, что очень много ядер они потратили ещё при сближении, плюс — не учли такое английское новшество, как карронады, которые в ближнем бою оказались смертоносным орудием. Ну а британские тренировки с большими пушками не имели особого значения для дистанции ближнего боя.

И напоследок — немного цифр и химии

Общий вес залпа всех 27 кораблей эскадры Нельсона составил 51944 фунтов (23582 кг) или 23,582 тонны. Для сравнения — вес залпа немецкого линкора «Бисмарк» — 6400 кг, или 6,4 тонны.

32-фунтовые пушки были очень мощными. С помощью полного заряда около 11 фунтов (5 кг) пороха 14,4-килограммовое ядро имело дульную скорость от 1500 до 1600 футов в секунду (487 м/с), или между 1023 и 1091 миль в час (1646 и 1755 км/ч). Состав пороха для корабельных пушек согласно указаниям Адмиралтейства — 75% селитры, 15% древесного угля, 10% серы. Вкратце процесс горения таков — селитра обеспечивает для горения дополнительный кислород, поэтому сгорание не зависит от атмосферного кислорода. Всё вместе, сгорая, выделяет азот, углерод, сульфид калия и водяной пар. При этом, сгорая, кислород расширяется на 300 процентов относительно объёма в твёрдом виде.

Смерть Нельсона

Смерть Нельсона

Всего за один полный залп 27 британских кораблей при Трафальгаре расходовали 16 032 фунта (7,2 тонны) пороха.

Самая примечательная, если так можно выразиться, смерть при Трафальгаре была у секретаря капитана Харди — Томаса Уиппла. Он погиб, попав в вихревое кольцо от залпа, которое прошло очень близко с его головой. Резкое повышение, и столь же резкое понижение давления вызвали то ли пневмоторакс легких, то ли рефлекторную остановку дыхания. Он просто мгновенно задохнулся.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: