Правила ведения учета данных о взыскании штрафов и сумм государственной пошлины

Обновлено: 15.04.2024

от 14 сентября 2016 года N 333

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании
приказа Казначейства России от 14 сентября 2018 года N 260
____________________________________________________________________

2. Заместителю руководителя Федерального казначейства С.Б.Гуральникову в срок до 1 мая 2017 года обеспечить внесение изменений в соответствующие технологические регламенты и доработку прикладного программного обеспечения в соответствии с настоящим приказом.

3. Признать утратившими силу приказы Федерального казначейства:

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2017 года, за исключением положений пункта 2 настоящего приказа, вступающих в силу с даты подписания настоящего приказа.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федерального казначейства
от 14 сентября 2016 года N 333

Порядок учета и хранения территориальными органами Федерального казначейства исполнительных документов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением

Настоящий Порядок определяет действия территориальных органов Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства) по ведению учета и осуществлению хранения исполнительных документов, а также решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений (далее - решение налогового органа), и документов, связанных с их исполнением, в соответствии со статьями 242.3-242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ), частью 3.19 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).

I. Общие положения

1. Учет исполнительных документов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением, в соответствии со статьями 242.3-242.6 Кодекса и частью 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, частью 3.19 статьи 2 Федерального закона 174-ФЗ осуществляется в прикладном программном обеспечении Автоматизированная система Федерального казначейства (далее - ППО) посредством внесения в электронную базу данных (далее - база данных) информации в соответствии с настоящим Порядком.

Информация в базу данных вносится не позднее следующего рабочего дня за днем поступления в орган Федерального казначейства соответствующих документов или одновременно с совершением соответствующих действий по организации исполнения исполнительных документов, решений налоговых органов.

2. По каждому поступившему исполнительному документу либо решению налогового органа формируется отдельный том в пределах дела по номенклатуре дел (далее - дело) согласно регистрационному номеру, присвоенному ему в ППО.

Регистрационный номер включает в себя порядковый номер поступившего исполнительного документа или решения налогового органа, код органа Федерального казначейства, буквенный индекс вида взыскания по исполнительному документу (периодические или единовременные выплаты) и индекс типа учреждения должника (казенное, бюджетное или автономное учреждение).

Присвоение порядкового номера поступившему исполнительному документу, решению налогового органа осуществляется в целом по всем органам Федерального казначейства, находящимся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (за исключением Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по г.Москве и Управления Федерального казначейства по Московской области, нумерация по которым ведется раздельно), в порядке очередности их поступления.

3. Если в орган Федерального казначейства одновременно поступают два и более исполнительных документа от одного и того же взыскателя или два и более решения налогового органа от одного и того же налогового органа в отношении одного и того же должника, возможно объединение указанных исполнительных документов и решений налоговых органов в одно дело.

Учет исполнительных документов или решений налоговых органов, объединенных в одно дело, ведется в ППО отдельно по каждому исполнительному документу, решению налогового органа. В базу данных заносится информация о том, что указанные исполнительные документы, решения налоговых органов объединены в одно дело.

При направлении документов должнику, взыскателю (его представителю), налоговому органу или суду по исполнительным документам, решениям налоговых органов, объединенным в одно дело, орган Федерального казначейства может направлять одно общее уведомление (одно письмо).

4. Хранение находящихся в деле документов, а также копий документов, возвращенных взыскателю, налоговому органу или в суд осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с требованиями государственного архивного дела не менее пяти лет с даты возврата документов взыскателю, налоговому органу или в суд при условии завершения выплат.

5. Исполнительный документ, решение налогового органа подлежат регистрации в ППО не позднее следующего рабочего дня после дня их поступления в орган Федерального казначейства.

6. Учет исполнительных документов в ППО ведется органом Федерального казначейства по следующим цифровым кодам категорий взыскания:

а) (1) взыскание сумм за участие в вооруженных конфликтах;

б) (2) трудовые (служебные) споры (компенсация морального вреда);

в) (3) возврат средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; взыскание процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных средств в бюджет;

г) (4) взыскание суммы основного долга (неустойки: пени, штрафов и убытков, причиненных) по неисполненному договору (контракту); неосновательное обогащение (проценты за пользование чужими денежными средствами);

д) (5) взыскание административного, судебного штрафа в доход бюджетов;

е) (6) взыскания в пользу арбитражных управляющих;

ж) (7) взыскания, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

з) (8) судебные расходы (государственная пошлина и судебные издержки);

и) (9) взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью (компенсация морального вреда, пособие по потере кормильца);

к) (10) взыскания по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу;

л) (11) взыскание недоимки, неустойки (пени, штрафы и иные санкции) по взносам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, территориальный Фонд обязательного медицинского страхования);

м) (12) взыскание налога, сбора, пеней и штрафов;

н) (13) взыскание пособий по социальным выплатам, пенсий, компенсаций за жилищно-коммунальные услуги, компенсаций за лечение;

о) (14) взыскание субсидий;

п) (15) иные взыскания.

В случае если исполнительный документ относится к нескольким категориям взыскания, в базу данных вносится цифровой код категории взыскания, по которой предусматривается взыскание в большей сумме.

7. При регистрации исполнительного документа в базу данных вносится следующая информация:

а) дата и входящий номер, присвоенный исполнительному документу автоматически при первичной регистрации в прикладном программном обеспечении Автоматизированной системе документооборота (далее - входящий номер);

б) сведения об исполнительном документе, судебном акте (серия, номер, дата выдачи исполнительного документа, наименование судебного органа, выдавшего исполнительный документ, наименование и дата судебного акта, номер судебного дела);

в) количество листов приложений к заявлению взыскателя;

г) наименование должника по исполнительному документу;

д) наименование, Ф.И.О., банковские реквизиты и адрес взыскателя по исполнительному документу;

е) наименование организации, Ф.И.О. лица, предъявивших исполнительный документ, а также реквизиты (номер, дата, вид) документа, удостоверяющего полномочия представителя взыскателя;

ж) сумма, подлежащая взысканию по исполнительному документу;

з) вид расчета взыскиваемой суммы (проценты, индексация, иной вид расчета), если таковой предусмотрен исполнительным документом;

и) вид взыскания по исполнительному документу (периодические или единовременные выплаты);

к) периодичность выплат по исполнительному документу (месяц, квартал, год и т.д.);

л) наименование и цифровой код категории взыскания;

м) информация о том, что исполнительный документ ранее предъявлялся в орган Федерального казначейства с указанием номера соответствующего дела.

8. При регистрации решения налогового органа в базу данных вносится следующая информация:

а) дата и входящий номер, присвоенный решению налогового органа автоматически при первичной регистрации в прикладном программном обеспечении Автоматизированной системе документооборота (далее - входящий номер);

б) сведения о решении налогового органа (номер и дата решения налогового органа, дата предъявления решения налогового органа, основание для взыскания, дата истечении срока, установленного в требовании об уплате налога);

в) сведения о налоговом органе, вынесшем решение (наименование населенного пункта по месту нахождения налогового органа, вынесшего решение, наименование налогового органа, классный чин и Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесшего решение);

г) реквизиты для перечисления денежных средств по решению налогового органа (КПП налогового органа, наименование и БИК банка, банковский счет, код органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет налоговому органу, вынесшему решение);

д) сведения о должнике по решению налогового органа (наименование должника, ИНН, КПП, адрес должника, код органа Федерального казначейства, осуществляющего ведение лицевого счета должника);

е) сумма задолженности по решению налогового органа;

ж) информация о том, что решение налогового органа ранее предъявлялось в орган Федерального казначейства с указанием номера соответствующего дела.

9. Дата, зафиксированная при регистрации исполнительного документа, решения налогового органа в журнале входящей корреспонденции, указывается в ППО в качестве даты их предъявления в орган Федерального казначейства.

10. В случае, если в заявлении взыскателя содержится указание на необходимость взыскания части суммы, указанной в исполнительном документе, в базу данных вносится указанная в заявлении взыскателя сумма.

11. В процессе организации исполнения исполнительных документов в базу данных вносится следующая информация:

а) информация о возврате исполнительного документа (номер и дата письма, Уведомления о возврате исполнительного документа (приложение N 1 к настоящему Порядку));

б) номер и дата Уведомления об уточнении реквизитов счета (приложение N 2 или N 3 к настоящему Порядку), а также дата поступления уточняющей информации от взыскателя;

в) номер и дата Уведомления о возврате документов, приложенных к исполнительному документу (приложение N 4 к настоящему Порядку);

г) номер и дата Уведомления о поступлении исполнительного документа (приложения N 5 или N 6 к настоящему Порядку), а также дата получения данного уведомления должником;

д) информация, в том числе уточняющая ранее представленные сведения, об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (далее - информация должника), а также номер и дата соответствующего сопроводительного письма должника и дата его поступления в орган Федерального казначейства;

е) информация о поступивших от должника документах о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа;

ж) информация о дате ежемесячной выплаты по исполнительному документу по периодическим выплатам (далее - график выплат), а также номер и дата соответствующего письма должника и дата его поступления в орган Федерального казначейства;

Глава 10. Порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит

10.1. В случае если сумма государственной пошлины, уплаченных плательщиком за совершение Центральным банком Российской Федерации юридически значимых действий, меньше суммы, установленной для данного случая законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации соответствующие юридически значимые действия осуществляются после уплаты государственной пошлины в полном размере.

В случае превышения суммы государственной пошлины, уплаченной плательщиком, над установленной законодательством Российской Федерации суммой возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением.

10.2. Администраторы учета проверяют соответствие суммы денежного взыскания (штрафа), уплаченной плательщиком, сумме, указанной в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа), а также даты перечисления плательщиком денежного взыскания (штрафа) сроку уплаты, указанному в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа).

В случае если сумма денежного взыскания (штрафа), уплаченного плательщиком, меньше суммы, указанной в документах, являющихся основанием для уплаты (списания), отсрочки, рассрочки, приостановления уплаты денежного взыскания (штрафа) с плательщика, или плательщик не перечислил в установленный срок денежное взыскание (штраф), принимаются меры по взысканию задолженности по денежным взысканиям (штрафам) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Департамент национальной платежной системы сообщает администраторам о неуплате штрафа в полной сумме.

В случае превышения суммы денежного взыскания (штрафа), уплаченного плательщиком, над установленной суммой возврат излишне уплаченной суммы денежного взыскания (штрафа) осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением.

10.3. Документы УФК используются для сверки данных учета доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, с данными учета УФК.

10.4. Администраторы, администраторы учета устанавливают контроль за своевременным возвратом излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины - по основаниям, установленным статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, администрируемых Центральным банком Российской Федерации.

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины плательщику должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня получения Заявления.

10.5. Департамент национальной платежной системы осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления отчетности, бюджетной отчетности и ведения учета Центральным банком Российской Федерации как главным администратором доходов бюджета и подведомственными Центральному банку Российской Федерации администраторами доходов бюджета.

10.6. Администраторы, администраторы учета осуществляют внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение ими внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления отчетности и ведения учета.

Информация об изменениях:

Пункт 10.7 изменен с 7 августа 2017 г. - Указание Банка России от 30 июня 2017 г. N 4440-У

10.7. Служба главного аудитора Банка России осуществляет внутренний финансовый аудит выполнения подразделениями Банка России функций главного администратора (администратора) доходов бюджета, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Начислен штраф - проводка по такой операции будет иметь корреспонденцию счетов, зависящую от того, кому предназначаются штрафные санкции. О том, кто может быть их получателем и как это определит запись операций по начислению и уплате штрафов и пеней, читайте в нашей статье.

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Итоги

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

  • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
  • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Госпошлина - проводки в бухучете по отражению операций с ее участием мы разберем в данной публикации - является федеральным сбором. Вы узнаете о том, какие бывают виды госпошлин и от чего зависит тот или иной способ их фиксации в бухгалтерском учете.

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2021-2022 годах

Госпошлина, согласно ст. 13 НК РФ, признается сбором федерального уровня. В последнее время в эту сферу корректив не вносилось, поэтому в 2021-2022 годах, как и прежде, для отражения учетных записей по ее начислению и уплате используют сч. 68 (субсч. «Государственная пошлина»).

Подробнее о классификации налогов и сборов в РФ читайте здесь.

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Алгоритм заполнения реквизитов платежного поручения на уплату госпошлины вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к разъяснениям экспертов.

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Госпошлина, уплачиваемая при приобретении (создании) имущественных объектов, относится на увеличение их фактической стоимости (п. 8 ПБУ 14/2007, пп. "з" п. 10 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» прменяются с 2022 года, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» применялся до конца 2021 года):

Дт 08 Кт 68/госпошлина.

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как правильно вести учет по новым стандартам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

О бухучете основных средств читайте в этом материале.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Дт 20 (25, 26, 44…) Кт 68/госпошлина.

Примеры подобных расходов: заверение рабочей документации фирмы и ее копий, регистрация договоров, заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилина И. О. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;

Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

  1. Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;

Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;

Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

ВАЖНО! По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Дт 91.2 Кт 68/госпошлина.

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

О налоговом учете прочих расходов см. наш материал.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-I госпошлиной может считаться плата за услуги только тех нотариусов, которые работают в госконторах. Частные же нотариусы взимают не госпошлину, а тариф. Таким образом, для учета нотариальных услуг частников сч. 68 использоваться не может, а начисление госпошлины в этом случае будет выглядеть так:

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 76.

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Дт 68/госпошлина Кт 51.

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;

Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Госпошлина - проводка в бухучете этого платежа имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Взыскание налогов и сборов, включая пени — процедура строго регламентированная НК РФ. С чего она начинается, как проходит и что делать налогоплательщику на каждом из этапов взыскания, расскажем в нашей статье.

Способы взыскания налога, сбора, пени

Если налогоплательщик не исполняет свои налоговые обязанности добровольно, налоговики вправе принудить его рассчитаться с бюджетом. Для этого они начинают процедуру взыскания. Способы пополнить казну им предоставляются следующие:

  • за счет денег на счетах налогоплательщика в банках и электронных ДС (ст. 46 НК РФ);
  • за счет его имущества (ст. 47 НК РФ).

Переход от одного этапа к другому возможен только тогда, когда предыдущий способ не сработал (за небольшими исключениями).

Что делать, если вы самостоятельно обнаружили недоимку по налогам, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Дальше мы рассмотрим, как проходит самый первый и самый распространенный на практике этап взыскания — за счет денежных средств. Говорить мы будем о взыскании налогов с бизнес-субъектов. Принудительное взыскание налогов с обычных «физиков» прописано в НК РФ отдельно и имеет свои правила (ст. 48 НК РФ).

Взыскание налогов: этапы

Схематично процесс взыскания налогов со счета в банке выглядит так:

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Требование об уплате налога

При выявлении у налогоплательщика недоимки по налогам инспекция направляет ему требование об оплате задолженности. Порядок оформления и вручения требования описан в ст. 69 НК РФ. А его форма утверждена приказом ФНС от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.

Оплатить требование налогоплательщик должен в течение 8 рабочих дней после его получения, если более длительный срок не указан в самом требовании. Если в установленный срок долг не погашен, ИФНС начинает процедуру взыскания.

ВАЖНО! Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

Давность взыскания налоговых санкций

Взыскание налоговых санкций (штрафов) и пеней производится по тем же правилам, о которых мы говорили выше, и в те же сроки:

  • 8 рабочих дней на оплату требования;
  • 2 месяца на вынесение налоговиками решения о взыскании и направление в банк инкассового поручения (или 6 месяцев на обращение в суд, если с решением они опоздали);
  • 1-2 операционных дня на исполнение поручения банком.

По истечении установленных сроков право на взыскание налогов контролеры утрачивают.

Как считается срок давности для наложения штрафа, узнайте здесь.

Итоги

У налоговиков есть способ воздействия на тех, кто не платит налоги добровольно, — принудительное взыскание. Но НК РФ не только предоставляет им такое право, но и требует соблюдать определенную процедуру и сроки. Контролируйте их действия, ведь если они отступят от правил, взыскание можно оспорить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: