Суда должны избегать встречи со смерчами что обыкновенно сделать нетрудно

Обновлено: 01.05.2024

Рассмотрим свойства механических волн. Каждый из нас наблюдал, как от камня, брошенного на спокойную поверхность пруда или озера, кругами разбегаются волны. Многие следили за морскими волнами, набегающими на берег. Все читали рассказы о морских путешествиях, о чудовищной силе морских волн, легко раскачивающих большие корабли. Однако при наблюдении этих явлений не всем известно, что звук всплеска воды доносится до нашего уха волнами в том воздухе, которым мы дышим, что свет, с помощью которого мы зрительно воспринимаем окружающее, (…) представляет собой волновое движение. Волновые процессы чрезвычайно широко распространены в природе. Различны физические причины, вызывающие волновые движения. Но, подобно колебаниям, все виды волн описываются количественно одинаковыми или почти одинаковыми законами. Многие трудные для понимания вопросы становятся более ясными, если сравнивать различные волновые явления.

  • 1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.
  • 2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.
  • 3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).
  • 4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
  • 5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста – изложение и объяснение научных фактов.

Правильный ответ: 1345

2)Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.

Правильный ответ: тоже

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж.

Правильный ответ: 1

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. взялАсь понЯвший начАв цЕпочка вернА.

Правильный ответ: цепочка

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку. ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы. На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли. ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление. Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

Правильный ответ: вековая

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. С самого утра Венечка был в хлопотах: то помогал матери кормить цыплят, по бегал на луг за бабочками, то наблюдал за вознёй щенят, словом, крутился как хомячок в колесе.

Правильный ответ: белка

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: поезжай

  • 1) пробираться, прикоснуться, морковь
  • 2) гордиться, честолюбивый, травянистый
  • 3) велосипед, национальный, адресовать
  • 4) вестибюль, картонный, креплёный
  • 5) глазное, сетевой, хвастун

Правильный ответ: 25

  • 1) пр..говор, пр..долгий, пр..оритет
  • 2) от..гнуть, з..месить, зан..вес
  • 3) по..стегнул, по..откнул, по..толкнул
  • 4) пр..звонкий, пр..мудрость, пр..ступление
  • 5) от..езд, из..являть, ад..ютант

Правильный ответ: 345

  • 1) эмал..вый, бессонн..ца
  • 2) податл..вый, удоста..ваться
  • 3) виновн..к, колокольч..к
  • 4) влев. наутр..
  • 5) грош..вый, кумач..вый

Правильный ответ: 2345

  • 1) леле..щий (детей), ве..щий (ветерок)
  • 2) пада..щий (свет), пен..щийся (напиток)
  • 3) щекоч..щий (ноздри), увенч..нный
  • 4) постро..вший, узакон..нный
  • 5) обижа..мый, шепч..шь

Правильный ответ: 15

Правильный ответ: незачем

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей. (ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ) как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России. ЧТО(БЫ) образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо. Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение. Лев Николаевич Толстой стремился жить в столице вовсе не (ЗА)ТЕМ, чтобы создать себе комфорт, просто писатель любил наблюдать (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.

Правильный ответ: чтобы причём

15)Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Стены гости(1)ой были увеша(2)ы изыска(3)ыми полотнами, отдела(4)ы керамической плиткой, увенча(5)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

Правильный ответ: 3

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса. 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты. 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой. 4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику. 5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Правильный ответ: 135

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Стены родительского дома (1) подновлённые свежей краской (2) и заново отделанными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.

Правильный ответ: 134

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) уже (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

Правильный ответ: 12

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

Правильный ответ: 13

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Несколько дней подряд лил холодный дождь (1) и (2) пока продолжалось ненастье (3) нам казалось (4) что лето окончилось навсегда (5) и солнечных дней можно уже не ждать.

Правильный ответ: 1234

21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)На западе Мещёрского края, на так называемой Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. (2)К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу. (3)У этих озер одно очень странное свойство: чем меньше озеро, тем оно глубже; в большом Митинском озере всего четыре метра глубины, а в маленьком Удемном – семнадцать метров. (4)К востоку от Боровых озер лежат громадные Мещёрские болота – «мшары», или «омшары». (5)Это заросшие в течение тысячелетий озера. (6)Они занимают площадь в триста тысяч гектаров. (7)Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера – «материк» – с его густым сосновым лесом. (8)Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, – бывшие острова. (9)Местные жители до сих пор так и зовут эти бугры «островами».

Правильный ответ: 478

Правильный ответ: 125

(Water spouts) — вихри, возникающие в тропосфере и отличающиеся большой разрушительной силой. При образовании С. из низкой темной тучи вытягивается книзу отросток в виде хобота, который постепенно удлиняется. На море под хоботом вода начинает волноваться, как бы кипеть, а затем появляется из воды конус; оба конуса соединяются и образуют один крутящийся водяной столб, передвигающийся вместе с тучей. Диаметр С. составляет обычно несколько метров, а иногда доходит и до десятков метров. С. держатся от нескольких минут до 3—4 часов и двигаются со скоростью тучи над ними, т. е. по большей части медленно, но иногда скорость С. доходит до 30—40 км в час. Скорость вращательного движения увеличивается к центру вихря и вблизи него достигает 50, а иногда 100 м/сек. С. наблюдаются чаще в малых широтах; в умеренном поясе они образуются в теплое время года и преимущественно в послеполуденные часы. Суда должны избегать встречи с С., что обыкновенно сделать нетрудно, т. к. они движутся медленно и бывают видны с достаточно большого расстояния.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Смотреть больше слов в « Морском словаре »

Смотреть что такое СМЕРЧИ в других словарях:

СМЕРЧИ

Под названием смерчей (также — тромбы или торнадо) известен особый род вихрей, наблюдаемых в теплое время года в нижних слоях атмосферы и отличающихся . смотреть

СМЕРЧИ

Смерчи — Под названием смерчей (также — тромбы или торнадо) известен особый род вихрей, наблюдаемых в теплое время года в нижних слоях атмосферы и отличающихся особыми разрушительными действиями. С. образуются в присутствии особых темных и низких облаков, по своему внешнему виду очень сходных с грозовыми тучами. На нижнем крае такого облака наблюдаются обыкновенно опускающиеся вниз хоботообразные выступы, или придатки, вихреобразно крутимые сильным ветром. Перед возникновением смерча или тромба один из таких придатков начинает удлиняться и вытягивается книзу. Если такое облако проходит над морем или другими водами, поверхность воды под таким удлиняющимся придатком начинает волноваться, море как бы приходит в кипение, уровень воды здесь поднимается, и в поднимаемой воде наблюдается вихреобразное движение; столб воды растет вверх и, наконец, соединяется с опускающимся из облака выступом в одно целое. Образовавшийся таким образом смерч представляет собой как бы две туманные, слившиеся своими узкими концами воронки, обращенные отверстиями одна — вверх, другая — вниз. Смерч на суше по внешнему виду не отличается от образовавшегося на море; только нижняя его часть в таком случае состоит из поднятой вихрем на большую высоту почвы, пыли и различных мелких предметов, встреченных на пути вихрем. Поступательное движение такого вихря сравнительно медленно: он следует всегда за облаком, из которого образовался. Размеры вихря зависят от того, где смерч образовался; на море С. имеют обыкновенно диаметр нижней части не больше нескольких метров, на суше же они достигают диаметра в 100—200 м и даже больше. Кроме сравнительно медленного поступательного движения, С. еще обнаруживают гораздо более сильное, вихревое, вращательное движение масс воздуха вокруг оси вихря. Движение это — так же как и в вихрях, более крупных по своим размерам, — циклонах, совершается в сев. полушарии обратно часовой стрелке, в южном — наоборот, хотя изредка наблюдаются и исключения из этого правила. Скорости такого вихревого движения вообще очень велики; иногда вблизи центра вихря они достигают 40—50 м в секунду, а некоторые наблюдения в Америке дали скорости свыше 100 м в секунду. По мере удаления от центра вихря скорости вращательного движения быстро убывают. Разрушительные действия, вызываемые такими огромными скоростями движения воздуха около центра вихря, наблюдаются обыкновенно в сравнительно неширокой полосе, на суше не превосходящей 100—200 м. На море С. не сопровождаются, по большей части, ни дождем, ни электрическими явлениями; на суше иногда наблюдается вместе со смерчем и то, и другое. Наблюдения метеорологических станций, снабженных самопишущими приборами, дали возможность констатировать, что прохождение смерча через место наблюдения сопровождается весьма быстрым падением барометра, который затем не менее быстро снова повышается до прежней высоты; все колебание барометра длится несколько секунд. Колебание барометра может достигать весьма значительной величины: так, 18 июня 1897 г. в Аньере (Asni è res), близ Парижа, при прохождении смерча, барометр в несколько секунд упал на 9,5 мм и затем также быстро вернулся к прежней высоте; но, так как через Аньер прошел не центр вихря, то есть основание думать, что действительное колебание барометра в центре вихря было еще более. Ни на температуру, ни на влажность воздуха, судя по записям самопишущих приборов, С. не оказывают заметного действия. На суше обыкновенно С. наклонены верхней частью вперед по направлению движения. С. сопровождаются шумом, напоминающим грохот железнодорожного поезда или тяжелой повозки с камнями по плохой мостовой. Вырванные с корнем и разломанные в щепы деревья, сорванные крыши, разрушенные дома — обычное следствие прохождения смерча. Нередко наблюдаются явления переноса весьма тяжелых предметов на довольно значительные расстояния, притом иногда без разрушения. Так, одним смерчем в Соедин. Штатах жилой дом оказался сорванным с фундамента и перенесенным на расстояние 100 м; в другом случае повозка, весом в 1600 кг, поднята на воздух и через изгородь, высотой в 1,8 м, перенесена без повреждения на 18 м расстояния. Наблюдались также случаи переноса людей, без вреда для них, на значительные расстояния. Явления разрушения или срывания крыш легко могут быть еще объяснены силой ветра или очень быстрым уменьшениям давления; явления же поднятия на воздух и переноса тяжелых предметов и людей до сих пор вполне объяснены быть не могут. Не подлежит сомнению, что вихри эти — явление местное, наблюдаемое на ограниченном пространстве — обыкновенно на окраинах более крупных вихрей — циклонов, или барометрических минимумов (см. Погода; также Бури). Так как образование подобных вихрей идет сверху вниз и постепенно распространяется до земной поверхности, то — вероятнее всего, что причиной возникновения С. является встреча двух воздушных потоков, обладающих различными скоростями. В этом случае, — особенно, если встреча происходит под очень острым углом, — всегда возможно возникновение вихревого движения; особенно легко образуются вихри там, где отделяющиеся от одного потока полосы или струи врезаются в другой. Раз зародившись, такой вихрь, или воздуховорот [Совершенно аналогичный тем водоворотам, которые образуются у концов весел движущейся лодки], может развиться далее и легко дойти до земной поверхности; условия, при которых наблюдаются С., будут только способствовать развитию вихря. В самом деле, образование облаков, подобных тем, из которых развиваются С., — облаков грозовых, — есть следствие возникновения весьма сильного восходящего потока очень теплого и влажного воздуха. Ниже такого облака мы найдем таким образом всегда очень теплый и влажный воздух. В самом облаке, вследствие быстрого поднятия и расширения, — а следовательно, и ненормально быстрого охлаждения воздуха, условия равновесия воздушных масс могут быть очень неустойчивыми и способствовать образованию всяких воздушных потоков. Если на нижней границе такого облака образуется вихревое движение, то уже и при слабом вихревом движении развивающиеся центробежные силы создадут разрежение воздуха близ центра вихря. Это уменьшение давления, в свою очередь, поведет к конденсации паров, близких к точке насыщения ниже облака. Этим процессом еще более будет уменьшено давление, и вихрь еще более усилится. Разрастаясь постепенно в вертикальном направлении и поднимая теплый и влажный воздух из более низких слоев вверх, вихрь будет быстро этот поднимаемый воздух приближать к точке насыщения; пары, перейдя точку росы, будут выделяться в капельно-жидком состоянии. Отсюда — тот туманный вид, который всегда имеет смерч издали; отсюда же и те потоки воды, которые изливаются всегда в момент разрушения или распадения смерча. Частицы воздуха при вихревом движении описывают спиралеобразные траектории, постепенно приближающиеся к оси вихря. По мере приближения к оси вихря, скорости движения воздушных частиц должны очень быстро возрастать, так как чем ближе массы воздуха подходят к оси вихря, тем меньше становится сечение последнего, а следовательно, и тем большие массы воздуха должны в единицу времени пройти через каждую единицу поверхности сечения вихря. Если принять еще во внимание те огромные величины барометрического градиента, какие наблюдаются при С. (на 100—200 м расстояния изменение барометра доходит до 15—20 мм) [В смерче, прошедшем чрез Аньер, барометр упал на 9,5 мм и затем снова поднялся до прежней высоты; след., полное его колебание было при прохождении смерча 19 мм], то становятся понятными при этих условиях необычайные скорости ветра в С. Наконец, в быстром возрастании вертикальной слагающей движения воздушных масс по мере приближения к оси вихря лежит, может быть, причина тех трудно объяснимых действий С., о которых была речь выше. Опыты и наблюдения Вейера и Феттина, которым удалось искусственно воспроизвести в малых размерах образование С., подтверждают приведенные взгляды на происхождение этих вихрей. От рассмотренных С. надо отличать песчаные С., наблюдаемые в пустынях (Египет, Сахара); в отличие от предыдущих, последние называются иногда тепловыми С. Сходные по внешнему своему виду с настоящими С., песчаные С. пустынь ни по размерам, ни по происхождению, ни по строению и действиям ничего общего с первыми не имеют. Возникая под влиянием местного накаливания песчаной поверхности солнечными лучами, песчаные С. представляют собой настоящий барометрический минимум в миниатюре. Уменьшение давления воздуха под влиянием нагревания, вызывающее приток воздуха с боков к нагретому месту, под влиянием вращения Земли, а еще более — неполной симметрии такого восходящего потока, образует вихрь, постепенно разрастающийся и иногда, при благоприятных условиях, принимающий довольно внушительные размеры. Увлекаемые вихревым движением, массы песка поднимаются восходящим движением в центре вихря на воздух, и таким образом создается песчаный столб, представляющий подобие смерча. В Египте наблюдались такие песчаные С. до 500 и даже до 1000 м высотой при диаметре до 2—3 м. При ветре С. эти могут перемещаться, увлекаемые общим движением воздуха. Продержавшись некоторое время (иногда — до 2 часов), такой вихрь постепенно ослабевает и рассыпается. См. Angot, "Trait é élémentaire de mété orologie" (П., 1899); Sprung, "Lehrb. d. Meteorologie" (Гамб., 1885); Лачинов, "Основы метеорологии и климатологии" (СПб., 1895). Г. Любославский.


. смотреть

СМЕРЧИ

корень - СМЕРЧ; окончание - И; Основа слова: СМЕРЧВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - СМЕРЧ; ⏰ - И; Слово Смерчи содерж. смотреть

(Water spouts) — вихри, возникающие в тропосфере и отличающиеся большой разрушительной силой. При образовании С. из низкой темной тучи вытягивается книзу отросток в виде хобота, который постепенно удлиняется. На море под хоботом вода начинает волноваться, как бы кипеть, а затем появляется из воды конус; оба конуса соединяются и образуют один крутящийся водяной столб, передвигающийся вместе с тучей. Диаметр С. составляет обычно несколько метров, а иногда доходит и до десятков метров. С. держатся от нескольких минут до 3—4 часов и двигаются со скоростью тучи над ними, т. е. по большей части медленно, но иногда скорость С. доходит до 30—40 км в час. Скорость вращательного движения увеличивается к центру вихря и вблизи него достигает 50, а иногда 100 м/сек. С. наблюдаются чаще в малых широтах; в умеренном поясе они образуются в теплое время года и преимущественно в послеполуденные часы. Суда должны избегать встречи с С., что обыкновенно сделать нетрудно, т. к. они движутся медленно и бывают видны с достаточно большого расстояния.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Смотреть что такое "СМЕРЧИ" в других словарях:

Смерчи — Под названием смерчей (также тромбы или торнадо) известенособый род вихрей, наблюдаемых в теплое время года в нижних слояхатмосферы и отличающихся особыми разрушительными действиями. С.образуются в присутствии особых темных и низких облаков, по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Смерчи: причины возникновения и способы прогнозирования — Смерч (синонимы торнадо, тромб, мезо ураган) сильный вихрь, образующийся в жаркую погоду под хорошо развитым кучево дождевым облаком и распространяющийся к поверхности земли или водоема в виде гигантского темного вращающегося столба или воронки.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Смерчи — Под названием смерчей (также тромбы или торнадо) известен особый род вихрей, наблюдаемых в теплое время года в нижних слоях атмосферы и отличающихся особыми разрушительными действиями. С. образуются в присутствии особых темных и низких облаков,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

УРАГАННЫЕ СМЕРЧИ — смерчи меньших, чем обычно, размеров, возникающие на периферии основного ураганного потока в виде самостоятельных вихрей, во ронок, достигающих земной поверхности. Обычно наблюдаются в правом квадранте зоны бури, вне стены ветра тропического… … Словарь ветров

Пушкой и смерчи разбивают. — Пушкой и смерчи разбивают. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ПЛОТНЫЕ СМЕРЧИ — см. Смерчи … Словарь ветров

СЛЕПЫЕ СМЕРЧИ — см. Невидимые смерчи … Словарь ветров

НЕВИДИМЫЕ (СЛЕПЫЕ) СМЕРЧИ — вихри типа смерчей при отсутствии облаков, пыли, пепла и дыма, которые могли бы сделать их видимыми. Часто невидима лишь средняя часть смерча, тогда как нижняя и верхняя части (каскад и футляр смерча) видны из за поднятых ими пыли, песка, капель… … Словарь ветров

Смерч — У этого термина существуют и другие значения, см. Смерч (значения). Запрос «Торнадо» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Тропический циклон — Иное название этого понятия «Ураган»; см. также другие значения. Ураган Иван над Гренадой 7 се … Википедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание 1 ЕГЭ по русскому языку»

Алгоритм выполнения задания:

Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания текста; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.

Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте.

Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, повторы).

Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Выберите правильный вариант ответа.

Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.
2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи.
3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей среде.

определяем причинно-следственные отношения между предложениями:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Тестовые варианты для задания 1 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами.Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. Хотя вода и не течёт вслед За ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Причиной волн являются ветры.
2) Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся.
3) Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра.
4) Вода нс течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.

На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живет огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Ветер может обладать большой.разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они дви.жутся, тем сильнее удар. ПоЭтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья., сносить крыши с домов.

В каком из при.еедённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха ударяются о предметы, к:оторые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.

Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. Именно поэтому керамические· сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Изображения на керамических изделиях дали археологам представление о жизни и быте древних греков.
2) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
3) Керамические сосуды дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
4) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись.

Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молний совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

В каком из приведённых ниже предложени верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы

Любители понаблюдать за живой палитрой. осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
2) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.
3) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.
4) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.

Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности - востребованными другими людьми.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.
2) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.
3) Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом зависит от способностей самого человека.
4) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.

В связи с тем, что в прошлом женщины в основном занимались домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец . И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник .
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

Как некоторые вещества расширяются при нагревании, видно на примере работы градусника. В тоненькой трубочке в середине градусника находится ртуть - металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. Чем сильнее нагревается градусник, например, за счёт температуры тела, тем больше ртуть расширяется и поднимается по стеклянной трубочке.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ртуть - металл, при комнатной температуре переходящий в жидкое состояние, - поднимается по трубочке градусника, показывая температуру тела.
2) Работа градусника иллюстрирует процесс расширения некоторых веществ при нагревании.
3) Ртуть - это металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние.
4) Ртуть находится в тоненькой трубочке в середине градусника.

Ответы:
1) 2
2) 2
3) 4
4) 2
5) 1
6) 1
7) 3
8) 4
9) 3
10) 1
11) 2

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче. Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

  • 1) Применение анафоры (Есенин – это национальный мыслитель…, Есенин – великий художник интуиции…, Есенин – певец любви.) способствует смысловому и логическому выделению значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи.
  • 2) Использование такого средства выразительности как риторический вопрос (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?) помогает автору создать иллюзию общения c читателями.
  • 3) Текст предназначен для ученых, будущих специалистов, учеников, а также для любого человека, интересующегося наукой.
  • 4) Тексту присущи такие стилевые черты, как оценочность, призывность, документально-фактологическая точность, эмоциональность, образность, субъективность.
  • 5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, одновременно воздействуя на читателя, применяя эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации.

Ответ: 1245

2)Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

Ответ: ведь

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четырнадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НАПРЯЖЕ́НИЕ, -я, ср.

  • 1) Действие по значению глагола напрячь—напрягать; напрячься— напрягаться. Напряжение голоса. Напряжение внимания.
  • 2) Сосредоточение сил, внимания на чём-либо (при выполнении, осуществлении чего-либо), затрата больших усилий, энергии. Творческое напряжение. Работать с напряжением.
  • 3) Затрудненное, стесненное положение, состояние. В городе огромное напряжение в отношении сырьевых ресурсов и топлива..
  • 4) Величина давления или растяжения, возникающих в твердом теле в результате внешних воздействий (сил, температуры и т. п.).
  • 5) Величина, характеризуемая работой электрических сил при перемещении единичного электрического заряда из одной точки электрического поля в другую. Ток высокого напряжения.

Ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. клалА, бАнты, слИвовый, сверлИшь, кУхонный.

Ответ: клала

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову. Отношения между ещё мало знакомыми людьми постепенно стали приобретать более ДОВЕРЧИВЫЙ характер. Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями. Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах. Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

Ответ: доверительный

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Количество девятиклассников, желающих поехать летом в приморский лагерь, прогрессирует с каждым днём.

Ответ: растёт

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. НАДЕТЬ шапку ЛЯЖЬТЕ на пол десять ГРАММОВ нет ПЯТИ ТЫСЯЧ ШЕСТИСОТ ТРИДЦАТИ ДВУХ рублей много ТУФЕЛЬ.

Ответ: лягте

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 56913

  • 1) бракосочетание, гористая, касательная
  • 2) собрать, отраслевой, проклинать
  • 3) стилистический, обмакнуть, озарение
  • 4) перила, прилагать, примерять (вещи)
  • 5) обмакнуть, скачок, блистательный

Ответ: 25

  • 1) пр..бывать (в городе), пр..зидент, пр..высить (скорость)
  • 2) бли..сидящий, бе..спорный, ни..ходящий
  • 3) пр..ныра, об..греться, не..тснятый (кадр)
  • 4) пред..юльский, меж..нститутский, двух..мпульсный
  • 5) пен..юар, почтал…он, об..ятый

Ответ: 13

Ответ: 234

  • 1) побел..шь, уравновеш..нный
  • 2) обруш..вшийся, недвиж..мый
  • 3) (они) кле..т, кол..щий (дрова)
  • 4) крикн..шь, независ..мый
  • 5) огранич..шь, слыш..мый

Ответ: 25

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ещё видны остатки (НЕ)РАССТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы. Через два дня состоялся тот самый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор. Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ)ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами. Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица, сидящие напротив людей. Путники шли без привала весь день, (НЕ)ЧУВСТВУЯ усталости.

Ответ: нелёгкий

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ нельзя отторгнуть стихотворение «Арион». (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, над которым клубы огня крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, всё увеличиваясь в размерах. (НЕ)СМОТРЯ на усталость, туристы шагали быстро, озабоченно поглядывая на солнце, (НА)СКВОЗЬ пробивающее лёгкие тучки. Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги – и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому. Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

Ответ: несмотря насквозь

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка, не торопясь, сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и идёт к морю.

Ответ: 1234

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий. 2) После смерти старого хозяина наследник не только вырубил последние берёзы в парке но и сбыл по частям всю пахотную землю и поставил на аукцион всё имение. 3) В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз. 4) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков ни бормотания бурундуков. 5) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

Ответ: 24

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

Ответ: 34

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.

Ответ: 134

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я уверил себя (1) что эта осень первая и последняя в моей жизни (2) потому что сердце моё (3) которое когда-то пылало от любви (4) теперь было разбито.

Ответ: 1234

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

Ответ: 1234

21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Ответ: 78

Ответ: 235

Ответ: 123

24)Подберите синоним к слову нерадение (предложение 13). Запишите этот синоним.

Ответ: леность

25)Среди предложений 15−21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 19

26)«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А) (в предложениях 3, 5) и приём – (Б) (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В) («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г) («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: