Необходимо ли иметь удостоверение на право управления маломерным судном при его управлении

Обновлено: 28.03.2024

Данные рекомендации позволят подстраховать себя от штрафов со стороны инспекторов ГИМС простым знанием законов.

Права на управление маломерным судном необходимы:

Если ваше моторное транспортное средство подлежит государственной регистрации, поскольку:

  • На судне установлен мотор мощностью более 8 КВт (т.е. свыше 10,88 л.с.),
  • Суммарный вес лодки , мотора (заправленного, с минимальным запасом топлива), необходимого инвентаря и элементарных спасательных средств составляет более 200 кг. Такие моторные транспортные средства подлежат обязательной регистрации в ГИМС с последующим оформление прав.

Важно знать!

При оценке вашего судна в расчёт принимаются не характеристики мотора, который вы используете по факту, для расчёта используется максимально возможная мощность мотора , пригодного под установку на вашу лодку. Даже в том случае, если вы установили на крупную моторку мотор мощностью менее 10,88 л.с., то вам всё равно придётся ставить судно на учёт, проходить регистрацию в ГИМС и получать права на управление маломерным судном, поскольку согласно техническим характеристикам данной модели лодка рассчитана на использование с подвесным двигателем мощностью более 10,88 л.с.

Нет прав - плати штраф!

Штраф за отсутствие прав на управление моторным маломерным судном составляет от 10 до 15 тысяч рублей, само судно до погашения штрафа может быть эвакуировано на штрафную стоянку. В некоторых случаях сумма штрафа достигает 30 тысяч рублей, и это не предел. Именно поэтому важно знать актуальные правила.

На какую лодку не нужны права?

Права на маломерные суда НЕ НУЖНЫ , если:

  • В паспорте вашей лодки, а также не транцевом шильдике указано, что максимальная мощность мотора , который можно использовать на ней, составляет менее 10,88 л.с.
  • Суммарный вес лодки , мотора (заправленного, с минимальным запасом топлива), необходимого инвентаря и элементарных спасательных средств составляет менее 200 кг. Такие комплекты не надо регистрировать, права для управления ими не требуются.

Нужны ли какие-то документы на лодку при управлении без прав?

При длительном выходе на воду рекомендуется иметь при себе договор купли-продажи, подтверждающий ваше право на владение данной лодкой, а также техпаспорт ( лодки и мотора ) и документы, подтверждающие вашу личность.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 1 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 46, ст. 5949.

Регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 06.07.2020 N 487

Правила
пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам 1 .

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки.

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях 4 .

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации 5 ;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков, установленные требованиями МППСС-72, ППВВП и настоящими Правилами;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы 6 или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других мест купания;

к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

м) маневрировать на судовом ходу (фарватере) либо в акватории порта создавая своими действиями помехи транспортным и техническим судам морского и речного флота;

н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения мер пожарной безопасности;

с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра;

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;

ф) создавать угрозу безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;

ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 45 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" 7 ;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами

15. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;

в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

16. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";

в) обеспечить безопасность пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам;

е) выполнять требования должностных лиц Государственной инспекции по маломерным судам по вопросам, относящимся к безопасности плавания маломерных судов и охране жизни людей на водных объектах 9 .

1 Подпункт 3 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2013, N 43, ст. 5452.

6 Статья 15 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2019, N 51, ст. 7483).

7 Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

8 Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2018, N 53, 8451).

9 Пункт 9 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4976).

МЧС установило новые правила пользования маломерными судами на водных объектах. Они в числе прочего содержат требования к маневрированию и буксировке, а также расширенный перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация судна.

Например, запрещена эксплуатация судна при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации"

Где можно посмотреть самые последние нормы снабжения маломерных судов?

Уважаемый Вадим Вадимович! С большой радостью встретил новость о том , что не нужны права на плавсредство с мотором до 5 л.с., но вызывает недоумение необходимость регистрации таких плавсредств. Не пора ли сделать разумные шаги в этом направлении? У меня гребная лодка, не подпадающая под регистрацию, но с покупкой на неё электромотора автоматически появились проблемы с регистрацией. Очевидно, что неразумность многих законов порождает у лодкомоторников понятное желание их не выполнять, а это ещё одна лазейка для нечистых на руку инспекторов ГИМС. Честно говоря, мне не приходилось сталкиваться с неадекватными инспекторами. И хотелось бы, чтобы так же было и впредь. Теперь вопрос: планируется ли отмена обязательной регистрации плавсредств с мотором до 5 л.с.?

Имеется надувная лодка грузоподъемностью до 220 кг, на ней установлен парус до 5 кв.м. Могут ли сотрудники ГИМС требовать от экипажа права на управление парусным судном? Согласно приложению 2 к приказу Минприроды России от 12 сентября 1995 г. N 359 "ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ ГРАЖДАН НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", п. 3.3.4. .".. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв.м, требуется удостоверение яхтенного рулевого 3 класса. Для управления парусным судном, имеющим парус площадью до 5 кв.м, иметь удостоверение яхтсмена не требуется". Какие документы должен иметь виндсерфер, выходя на воду без спасжилета с парусом 7 - 9 кв.м?

Вадим Вадимович, объясните, обязаны ли в местном отделе ГИМС перерегистрировать моторную лодку в парусно-моторную после приобретения штатного для этой лодки парусного вооружения, произведенного заводом - изготовителем лодки и предназначенного для использования в комплекте с этой моделью лодки?

Добрый день! Очень нужна Ваша консультация. Могу ли я хоть как-то упростить процесс получения прав на управление маломерным судном, если на данный момент я имею права на управление маломерным судном на территории другого государства? Дело в том, что я на данный момент нахожусь в служебной командировке в Канаде. Будучи заядлым рыбаком, не смог отказать себе в удовольствии порыбачить в этой стране, прошел курс подготовки для судоводителей и получил права. В связи с этим обстоятельством вопрос: могу ли я получить права в России "автоматом" или хотя бы быть допущенным до экзаменов без повторного обучения, имея канадские права? Если нужно, то я могу заверить подлинность данного документа в консульстве РФ в Канаде. Заранее благодарен.

Начальник ГИМС Нугуманов А.А. требует регистрировать и получать судовые билеты на понтоны для отдельных лодок на лодочной станции, при этом не давая никаких разъяснений, но обещает "проблемы". Правомерны ли эти требования?

Уважаемый Вадим Вадимович! Прошу Вас как первое лицо Государственной инспекции по маломерным судам внести ясность в вопрос регистрации маломерных парусно-моторных судов (МПМС) и разделения полномочий надзора над ними со стороны Вашего ведомства и Спортсудорегистра. У нас в Татарстане надзор за МПМС осуществляет Спортсудорегистр, а во многих других районах страны - ГИМС. В связи с этим оказывается очень затруднительным совершать плавание в этих районах (инспектора ГИМС запрещают плавание и требуют регистрации в Вашем ведомстве, а получить её по месту жительства не представляется никакой возможности). Заранее спасибо за ответ.

Разъясните, пожалуйста, порядок и необходимость регистрации самоделок, в частности туристических разборных, надувных, парусных судов.

Будет ли закрываться в весенний период этого года навигация для малых судов на реках европейской части РФ?

1. Как Вы классифицируете виндсерфинг? Подлежит ли он регистрации? 2. Есть ли какие-то ограничения в полномочиях инспектора? Например, просто плывущий далеко от берега человек подотчетен инспектору? А если он на надувном круге или матраце? Это к вопросам о катамаранах - казалось бы, очевидно: если их не регистрируют в ГИМС, то и проверять сотрудники ГИМС их не должны, но проверять обещают.

В регистрации парусного катамарана отказывают. Однако на воде требуют наличие регистрации. Какое из действий ваших коллег противозаконно и как с этим бороться?

Встает вопрос о работе инспекций ГИМС, например на Онеге, Ладоге, Белом море, как спасательных станций. Мы совершаем путешествие на парусном катамаране как спортивном судне с документами Федерации спортивного туризма. По аналогии с практикой постановки на учет в ПСС МЧС при горных походах хотим встать на учет перед началом маршрута в ГИМС. Не будут ли инспектора на месте брать нас на учет только при наличии регистрации плавсредства в ГИМС? Ведь наши суда являются спортивными парусниками и во время спортивного путешествия (в рамках чемпионата маршрутов) не требуют регистрации, а в другое время мы на этих судах не ходим.

В весенний период существует запрет на моторные лодки. Запрет существует только на так называемых объектах рыбохозяйственного значения. Где можно ознакомиться с Реестром объектов рыбохозяйственного значения?

Согласно Правилам охраны жизни людей на воде в Краснодарском крае "судоводители и пассажиры маломерного судна должны быть одеты в спасательные жилеты (пояса-нагрудники), которые должны быть застегнуты". Формально это требование одинаково и для мотолодки, и для крейсерской яхты, и даже для 20-метрового морского прогулочного судна. 1. Не считаете ли Вы, что подобные требования не должны быть одинаковыми для разных типов судов, учитывая, что сама конструкция больших судов (например, крейсерских яхт) обеспечивает гораздо большую безопасность находящихся на борту людей по сравнению с мотолодкой? 2. Если ответ на первый вопрос "да", то не собираетесь ли Вы посоветовать местным властям внести изменения в эти Правила? 3. Будут ли на практике инспекторы ГИМС принимать какие-то меры, если, например, в спокойную погоду (лето, ветер 4-5 м/с, волнение моря 0,5 балла) экипаж и пассажиры 12-метровой крейсерской яхты или 20-метрового морского прогулочного судна загорают без спасжилетов на палубе?

Скажите, пожалуйста, надо ли регистрировать каяк? Документов на него нет, но состояние хорошее - каркас цел, оболочка из шкур менялась недавно. Пользовался им издавна, что теперь делать?

Зачем понадобилась регистрация туристских судов: катамаранов, байдарок и т.п.? Ходим по несудоходным рекам, никому не мешаем, за своей безопасностью следим сами, на реку выходим с разрешения МКК (маршрутно-квалификационной комиссии). Какие санкции могут быть предприняты инспектором в отношении спортивных групп на маршруте?

Уважаемый Вадим Вадимович! Как я могу зарегистрировать разборный парусный катамаран ("Простор"). В регистрации мне отказывают, ссылаясь на то, что парусники не поднадзорны ГИМС. Спасибо. С уважением.

Уважаемый Вадим Вадимович! В последнее время ГИМС предприняла некоторые шаги, облегчившие жизнь владельцам "самых маломерных из маломерных" судов - отмену ежегодного ТО гребных лодок, аттестации рулевых лодок с моторами до 5 л.с. Нет ли планов отменить и требование обязательной госрегистрации таких судов? В настоящее время, по ведомственным "Правилам гос.регистрации. " (приказ 500), регистрации подлежат без изъятий и ограничений все суда, поднадзорные инспекции согласно Положению о ГИМС. Таким образом, двухместная байдарка или "надувнушка" с 2-сильным моторчиком уже требуют госрегистрации. Согласно законодательству (ГК РФ, ст. 130, 131, ФЗ 122) подлежащие госрегистрации суда, какие угодно, являются… недвижимостью! Абсурд! Отсюда все хлопоты и требования чеков и документов - не квартиру же покупаем, в самом деле. Зачем госрегистрация ПРАВ на мелкие лодочки? И опасности они, даже если с 2-3-сильным движком, для других особо не представляют, как велосипед на дороге. Тот же 122-ФЗ позволяет решить вопрос на уровне ведомства!

Вадим Вадимович, здравствуйте! В 2009 году зарегистрировал каркасную байдарку "Салют-3", грузоподъемность 350 кг (по паспорту), получил судовой билет, на воде находимся в спасжилете. Близится туристский сезон, какие суммы и за что я должен внести за свое маломерное судно? Что еще я должен иметь в байдарке? Постановка на якорь не производится, ночные переходы не практикуем.

Здравствуйте! Как регистрировать старые байдарки, документы на которые отсутствуют? Подразумевается хорошее техническое состояние судов. В частности, новая оболочка была куплена 3 года назад (каркас гораздо старше).

Добрый день. Объясните, какой практический смысл для ГИМС вообще регистрировать туристические суда, используемые на несудоходных реках? Перефразирую: для чего это ГИМС?

Уважаемый Вадим Вадимович! Обращаюсь к Вам с наболевшим вопросом от туристов-парусников. Являюсь владельцем надувного спортивного парусного катамарана. Обратился в ГИМС для его регистрации. Инспектор сообщил, что ГИМС регистрацией надувных парусных катамаранов не занимается. На вопрос: "Где можно зарегистрировать?" ответить затруднился, но при этом пообещал обеспечить "трудности " при встрече на воде без документов. Чтобы избежать конфликтов, к кому мне обратиться, какие документы представить и какие документы должны выдать?

Разъясните, пожалуйста, кому на данный момент поднадзорны парусные прогулочные и спортивные суда и какие документы должен иметь при себе капитан такого судна при совершении плавания?

Вадим Вадимович, скажите, как обстоят дела с возможностью осуществить государственную регистрацию туристического надувного разборного парусного катамарана? Объем поплавков около 1500 литров, площадь парусов 10 кв.м, есть мотор мощностью 3,5 л/с. Каковы планы по урегулированию этого вопроса?

Я занимаюсь парусным спортом, моё судно - парусный катамаран. В настоящее время парусный катамаран невозможно зарегистрировать в ГИМС. В лучшем случае инспектора предлагают какие-то "схемы", например купить и установить мотор и зарегистрировать как моторное судно. При этом потом зарегистрируют так, что парусным спортом я заниматься не смогу, а буду на правах коммерческого катера.

Вопрос, который уже не один год волнует туристов-парусников Москвы и, я думаю, всей страны: когда, наконец, будут ставить на учет в ГИМСе парусные и парусно-моторные маломерные суда? В каких отношениях с инспекторами ГИМС находятся парусники до принятия соответствующего постановления?

Какие действия предпринимаются руководителями ГИМС для предотвращения попадания в структуру инспекции бывших работников МВД ввиду активного сокращения и реформирования структуры последней? Очевидно, что сокращают или просят уйти "по собственному желанию" обычно тех работников, которые не проявили себя должным образом, да и реформируют структуру МВД не от хорошей жизни - слишком много накопилось вопросов к последнему. Также очевидно, что бывшие работники МВД не обладают навыками и опытом для работы в ГИМС, не разбираются в типах и устройстве маломерных судов и явно не готовы оказать реальную действенную помощь на воде в критической ситуации.

Уважаемый Вадим Вадимович! Выскажите, пожалуйста, свое авторитетное мнение о поднадзорности ГИМС малых надувных и разборных судов. Должен ли владелец байдарки, надувной гребной лодки или разборного парусного катамарана с надувными поплавками (без мотора) регистрировать свое судно в инспекции? Должен ли он иметь удостоверение на право управления маломерным судном? К сожалению, эти вопросы по-разному трактуются разными территориальными органами ГИМС, и при встрече туристов-водников с инспекторами на водоемах разных регионов постоянно возникают недоразумения, зачастую ведущие к коррупционным проявлениям. Спасибо!

На данный момент порядок регистрации парусных судов малого тоннажа (менее 10 тонн) с двигателями независимо от мощности не установлен. Парусные суда невозможно зарегистрировать ни в ГИМС Москвы, ни в Речном регистре, ни в какой-либо другой государственной организации. Регистрацию судов и выдачу удостоверений проводят лишь общественные организации (Спортсудорегистр, МАРИНС, другие парусные клубы). Ввиду отсутствия судового билета не установлены также требования к снабжению такого судна и к квалификации рулевого. Что следует делать рулевому парусного судна, если у инспектора ГИМС возникли вопросы по поводу отсутствия судового билета или судоводительского удостоверения, при условии что рулевой судна соблюдает разумные меры безопасности на воде и не нарушает правила судовождения?

Я построил парусный разборный катамаран. Кроме парусов предполагаю использовать вспомогательный мотор - 3,3 лошадиных силы. Для участия в регатах за границей мне необходима государственная регистрация на лодку и мотор как на "парусное спортивно-прогулочное судно со вспомогательным двигателем" с указанием в судовом билете технических характеристик лодки, мотора, площади парусности, грузоподъёмности. Будет ли меня регистрировать ГИМС? Если нет, то почему? Нас, таких судовладельцев, немало.

Уважаемый Вадим Вадимович! Имею ли я право отказаться от схода с туристического маршрута по требованию инспектора, если это требует больших денежных затрат? Имеет ли право инспектор применять силу?

Где можно посмотреть телефоны доверия подразделений ГИМС? Куда можно звонить при спорных вопросах?

Здравствуйте, Вадим Вадимович. Вопрос состоит из двух частей. Первое: когда инспектор имеет право проверить снабжение судна? К примеру, на дороге ГИБДД может проверить только при прохождении ТО. А у Вас? Второе. Собирается ли Ваше ведомство привести нормы снабжения в соответствие со здравым смыслом? Примеры: зачем на катере морская рация при хождении по Волге? Зачем на надувном катамаране водоотливной черпак? Там вода собраться в принципе не может - негде. Можно продолжать долго, но проще Вам взять стандартные перечни снабжения и посмотреть. Абсурд сам в глаза бросится. Не хочется думать, что несуразные требования сохраняются нарочно, для увеличения и сохранения коррупционной составляющей. Спасибо.

Уважаемый Вадим Вадимович! При снятии с учета лодки или мотора в ряде территориальных подразделениях требуют нотариально удостоверенный договор купли-продажи, либо присутствия второй стороны по договору, либо подписанное сторонами соглашение о намерениях. При этом правовая основа таких требований не представляется и нормативно не урегулирована. А с учетом того, что стороны по договору могут находиться за тысячи км и для осуществления сделки в настоящее время им даже нет необходимости встречаться лично, данные требования значительно усложняют процедуру и ограничивают права граждан по распоряжению своим имуществом. Просим Вас рассмотреть вопрос об упрощении данной процедуры и устранении излишних административных барьеров в этой части.

Какие санкции имеет право применить инспектор в случае отсутствия прав или судового билета у владельца плавсредства и в каких случаях?

Скажите, пожалуйста, в каких случаях инспектор ГИМС имеет право проверять документы на плавсредство: только во время движения, или во время остановки на воде, или если плавсредство находится у берега?

Кто, кроме инспекторов ГИМС, имеет право проверять документы у судовладельца?

Уважаемый Вадим Вадимович! В 2009 году я прошел обучение и получил права на вождение катера в местном отделении ГИМСа. Буквально недавно узнал от работников ОВД, что права фиктивные и их хотят изъять. Возможно ли такое? Обязаны ли судоводители предъявлять права на управление маломерным судном работникам милиции?

Здравствуйте, как оформить регистрацию на плавсредство: надувная лодка "Турист-3" грузоподъемностью 300 кг, была куплена в 2001 году, чека не осталось, а при регистрации его требуют, как быть?

Зачем вдруг понадобилась регистрация туристских судов: катамаранов, байдарок и т.п.? Ходим по несудоходным рекам, никому не мешаем, нет - теперь надо бояться инспектора и штрафов. Суда у нас в основном самодельные (катамараны), не новые (байдарки 20-летней давности), документов, естественно, нет.

В странах Евросоюза техосмотр на маломерные надувные суда отсутствует. Есть только утверждённые документы и норма снабжения судна. Да и понятно - надувная лодка или, простите, плавает, или нет. Когда у нас будет как в Европе, на которую так любят ссылаться высокие начальники? Насколько можно разгрузить сотрудников ГИМСа, отменив эту ненужную процедуру!

Подскажите, нужны ли права на управление байдаркой?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, является ли маломерным судном (согласно разъяснениям ст. 11.7 КоАП РФ) катер типа "Ярославец" (двигатель 150 л.с.). И возможна ли его постановка на учет в ГИМС по фактическому местонахождению судна? Заранее благодарю Вас за разъяснение.

Имею стандартную байдарку "Таймень-3", купленную 18 лет назад. Использую исключительно на малых реках области. Мне было отказано в регистрации "судна", т.к. заводские документы утеряны, как и магазинный чек, подтверждающий покупку. Как поступить в таком случае?

Здравствуйте! Может ли инспектор ГИМС исполнять свои полномочия в нерабочее время (выходные дни), в районах, не относящихся к его отделению ГИМС (к примеру, в Семеновском районе, если сам инспектор из Кстовского отделения ГИМС МЧС РФ), обязан ли инспектор ГИМС во время исполнения должностных обязанностей находиться в установленной форме одежды, должен ли инспектор иметь при себе распоряжение о проведении проверки/патрулирования или может действовать в любое время в любом месте?

Где и как можно подготовиться к экзаменам на право судовождения? Что представляют из себя данные экзамены, аналогичны ли они экзаменам на право вождения автомобиля?

На основании каких документов осуществляется регистрация импортного двигателя, приобретенного на территории РФ?

До изменений, внесенных в приказ N 500, было ясно, что при замене двигателя на более мощный или увеличении количества двигателей такие действия считались как перерегистрация. В связи с изменениями от 2009 года эти действия не описываются. Вопрос: что должен заплатить судоводитель при замене двигателя на более мощный (например, с 30 л/с на 40 л/с)?

Вадим Вадимович, надо ли регистрировать в ГИМС резиновую лодку без мотора?

Постоянно с друзьями ездим на рыбалку в дельту Волги (ниже Астрахани). Вопрос: на каком участке реки кончаются ВВП и начинаются МП?

Уважаемый Вадим Вадимович! Имею ли я право поставить катер проекта Р-376У "Ярославец" на учёт в ГИМСе?

Вадим Вадимович, у меня вопрос по транспортному налогу на водомоторные средства. В какие сроки уплачивается налог? В каком месте уплачивается налог - по месту регистрации водомоторного средства или по месту прописки владельца?

Уважаемый Вадим Вадимович! Могу ли я получить права на управление катером не по месту прописки, а по месту государственной регистрации катера?

В прошлом году сообщалось о том, что московские спасатели прорабатывают вопрос об использовании дирижаблей для обеспечения безопасности на водоемах. Действительно ли планируется спасать утопающих с помощью дирижаблей?


1 января 2021 года принесет множество новшеств в законах, касающихся как рыбаков, так и охотников. Одно из таких нововведений — принятие МЧС России новых правил поведения на воде. О них и поговорим в этой статье.

Что изменилось?

Сами правила достаточно объемны, и касаются множества аспектов — пользования пляжами, водными базами, и, самое важное для нас — пользование маломерными судами. С полным текстом приказа можно ознакомиться тут. Ну а мы обсудим лишь самые важные изменения.

Приказ №487

Самое главное изменение касается всего порядка приоритета правил эксплуатации маломерных судов. Вместо старого приказа ГИМС о надзоре за маломерными судами № 502 будет действовать новый приказ МЧС №487 “Об утверждении правил пользования маломерными судами” .

Приказ собрал в своей структуре все правила из разных раздельных постановлений и поправок, и, что важно, сократил и уточнил юридические формулировки. Теперь изучать правила стало гораздо легче, а сами они практически исключают неправильное толкование.

Нужно ли регистрировать надувные лодки?

Очень многих людей смутил 4 пункт правил, который гласит:

"Пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации."

При этом в правилах ничего не говорится о том, какие же суда не подлежат регистрации, неужели будет необходимо регистрировать надувные лодки и каяки, раз не сказано обратного?

Но на самом деле все осталось в том же виде что и было, ведь порядок регистрации определяется не правилами пользования, а кодексом внутреннего водного транспорта. В 16 статье кодекса по прежнему описаны категории судов, не подлежащих регистрации, это:

суда весом до 200 кг. с использованием мотора до 8 Кв.

Спортивные парусные суда длиной до 9 м.

несамоходные беспалубные суда длиной до 12 м.

Это значит что если вашей лодке не требовалась регистрация по старым правилам, то не потребуется и по новым. Более того, новые правила однозначно говорят о том что если вашему судну не нужна регистрация, то и у вас не должно быть документов, подтверждающих права управления судном — раньше недобросовестные инспекторы ГИМС могли пытаться выписать штраф за отсутствие удостоверения.

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 190 зеленая

Лодка Мастер лодок Аква 3200 СК зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 260 зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 260 НД зеленая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 240 зеленая

Лодка Мастер лодок Ривьера Компакт 3400 СК комби черно-серая

Лодка Мастер лодок Аква Оптима 220 зеленая

Лодка Мастер лодок Ривьера Компакт 3600 СК комби черно-серая

1-7_1.jpg

Изменения правил движения судов

Значительная часть новых правил посвящена приоритету и порядку входа на разные водные объекты.

Например, при маневрировании судов очевидно указано на правило приоритета правой руки, как в дорожном движении. Также парусные суда обладают абсолютным приоритетом - их обязаны пропускать все, тогда как моторные суда напротив, обладают самым низким приоритетом и пропускают все остальные типы судов.

При движении вблизи водных объектов скорость судна необходимо ограничивать таким образом, чтобы исключить образование волн.

При буксировки любого судна или устройства отдельный человек должен наблюдать за буксируемым судном или устройством.

Строго запрещено заходить под парусом или мотором в акватории пляжей и мест массового прибрежного отдыха.

Также запрещено швартоваться, останавливаться и становиться на якорь в пределах фарватера, возле навигационных знаков, под мостами.

Безопасность

Ну и важное нововведение, к которому подводили последние несколько лет — обязательное ношение спасательного жилета во время плавания на любом судне, в том числе и на судах, не подлежащих регистрации. Даже на надувной весельной лодке, и даже если недалеко от берега — надеть жилет все равно придется.

Снимать его можно только в судовых помещениях, что для большинства владельцев маломерных судов означает “носить постоянно”. Спасательные жилеты должны быть как на судоводителе, так и на всех пассажирах, причем подходящего размера и в застегнутом виде “исключающем самопроизвольное снятие при погружении в воду” — то есть плотно затянуты.

Что-то нам подсказывает, что за исполнением этой части новых правил будут следить особенно рьяно, поэтому не забывайте жилеты при выходе на воду. Штрафы начинаются от 500 рублей — а это как раз та сумма, которую вы можете потратить на жилет, и не бояться встречи с инспекторами.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 6 июля 2020 года N 487

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 46, ст.5949.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

22 октября 2020 года,

регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 6 июля 2020 года N 487

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам.

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

* Нумерация сноски соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2013, N 43, ст.5452.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: