Посредством какой конвенции кодекс по уровням шума на судах является обязательным инструментом

Обновлено: 20.04.2024

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящие санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского флота.

1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда река-море. Нормы не распространяются на военные корабли и войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не занятые в коммерческих операциях.

1.3. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.

1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах, регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.

1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже указанных допустимых значений.

2. Нормативные ссылки

2. Нормативные ссылки

В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на следующие документы.

2.4. Code on Noise levels on Board Ships. Interational Maritime Organization (ИМО), London, 1982 г.

2.5. РД 5.3107-77. KCKK.OMT. "Конструкции звукоизолирующие корабельные. Методы испытаний".

3. Определения

3.1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.

3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.

3.3. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).

3.4. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения, предназначенные для управления судном и ведения документации.

3.5. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.

3.6. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.

3.7. Жилые (спальные) помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров и спальные помещения в блок-каютах комсостава.

3.8. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.

3.9. Зона отдыха - открытые площадки и проходы на всех ярусах надстройки и другие места на открытых палубах, предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.

3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума - условный уровень, создающий за период времени ту же дозу, что и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или в периоды отдыха. Обозначение - , измеряется в дБ или дБА.

3.11. Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за время воздействия шума; единица измерения дозы . Суточная доза - воздействие за 24 часа.

3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха - противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу 12.4.051-87.

3.13. Индекс изоляции воздушного шума ( ) - одночисловая характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.

3.14. Постоянный шум - шум, уровень которого меняется в течение 1 мин менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике "медленно".

3.15. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором, нахождение членов экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту (при наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика).

3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).

4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума

4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума

4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах устанавливаются уровни звукового давления , дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике уровень звука , дБА ( - уровень).

Примечание: На эксплуатируемых судах, а также строящихся серийных, допускается в качестве основной измеряемой и нормируемой величины принимать уровень звука , дБА.

4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями, следует оценивать по эквивалентному уровню звука , дБА, определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:

где - число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается воздействию уровня звука ;

- продолжительность воздействия звука в часах с уровнем ;

- период времени, за который определяется эквивалентный уровень звука.

4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный рабочий период часов в машинном отделении или в производственных помещениях, не должен превышать дБА. В случае превышения нормы, время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим уровнем шума должно быть сокращено, в соответствии с формулой (1), на величину, обеспечивающую выполнение дБА.

4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.

4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по - уровню устанавливаются согласно таблице 1.

Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах

Наименование
помещений и мест работы и отдыха

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц

Уровень звука, LA, дБА

1. С постоянной вахтой

2. С периодическим обслуживанием

3. С безвахтенным обслуживанием

4. Центральный пост управления с энергетической установкой (ЦПУ)

Производственные помещения и рабочие места

5. Расположенные в
энергетическом отделении

6. Расположенные вне энергетического отделения

7. Производственные цеха и рабочие места на палубах рыбопромысловых судов

8. Рабочие места в трюмах

9. Ходовой мостик, штурманская рубка, посты управления вне энергетического отделения и др.

10. Крылья ходового мостика и другие посты прослушивания звуковых сигналов

11. Радиорубка (операторная) с включенным оборудованием, не производящим аудиосигналы

12. Кают-компания, столовая, салоны, кабинеты в каютах комсостава, клубы, библиотека

13. Пассажирские салоны, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий и занятий спортом

14. Зоны отдыха на открытых палубах

Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения

15. Для судов I и II категории

16. Для судов III и IV категории

* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).

** Применение индивидуальных средств обязательно.

Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.

4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.

Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.

5. Дозная оценка шумового воздействия

5. Дозная оценка шумового воздействия

5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума - в долях от допустимой дозы - доп.

где - фактическое значение дозы.

5.2. Среднесуточная доза шума - (24), определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см. приложение 1).

5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава, с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна превышать 1.

При должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.

6. Защита органа слуха

6. Защита органа слуха

6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.

Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.

6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".

6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с приложением 2.

7. Звукоизоляция между помещениями

7. Звукоизоляция между помещениями

7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).

7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму , дБ, не должен быть ниже:

между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, ;

между каютой и коридором .

Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).

8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от спецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению
вредного воздействия шума

9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.

9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющим на это право.

9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.

9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.

9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. приложение 2.

9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.

9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.

Приложение 1 (справочное). Расчет среднесуточной дозы шума

Приложение 1
(справочное)

Расчет среднесуточной дозы шума

В связи с неодинаковыми уровнями шума и периодами его воздействия в различных местах рабочей зоны (например, машинное отделение у главных и вспомогательных двигателей, в котельном отделении, мастерской, сепараторной, ЦПУ), при расчете парциальной дозы производственного шума за восемь часов следует исходить из полученных измерением или расчетом фактических значений эквивалентного уровня звука. В расчете следует принимать во внимание возможные в условиях рейса изменения продолжительности воздействия шума в зависимости от текущих процессов эксплуатации энергетической установки или судна в целом.

При расчете эквивалентного уровня звука за восьмичасовой рабочий период, а также периоды активного отдыха и сна, следует пользоваться поправками на время действия каждого уровня, представленными в таблице 1п, или рассчитываемыми по формуле , где время в минутах.

* Текст документа на английском языке см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Преамбула

1 Кодекс по уровням шума на судах (далее - Кодекс) разработан с целью предоставить международные стандарты защиты от шума, установленные правилом II-1/3-12 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС) с поправками. Хотя данный Кодекс юридически рассматривается в качестве обязательного инструмента по Конвенции СОЛАС, некоторые его положения имеют рекомендательный характер или приводятся для сведения (см. пункт 1.1.3).

2 Настоящие правила, рекомендации и сведения призваны предоставить Администрации методы и средства обеспечения на судах условий, способствующих защите органов слуха. Вместе с тем, данная проблема имеет свою динамику, поскольку касается человеческой и технической среды в их взаимодействии. Правила и рекомендации в каждом конкретном случае с неизбежностью будут изменяться в результате различных изменений в технологиях, а также вследствие развития практики управления безопасностью. По этой причине Администрациям рекомендуется передавать опыт и информацию, полученные от признанных организаций, операторов судов и разработчиков оборудования, с целью совершенствования настоящего Кодекса.

3 Кодекс разработан применительно к обычным пассажирским и грузовым судам. В то время как суда определенных типов и размеров были исключены из области действия Кодекса, необходимо признать, что вопрос о его полном применении к судам, существенно отличающимся от судов обычных типов в том, что касается их конструкции или эксплуатации, может быть предметом специального рассмотрения.

4 Резолюцией A.343(IX) Организация приняла «Рекомендацию по методам измерения уровней шума в местах несения слуховой вахты», которую данный Кодекс не отменяет. Эта рекомендация касается создаваемых судовыми шумами помех для надлежащего приема внешних звуковых навигационных сигналов и, хотя методы замеров уровней шума в соответствии с Рекомендацией и Кодексом различны, эти документы должны рассматриваться как не противоречащие друг другу, поскольку Кодекс, в первую очередь, касается влияния шума на здоровье и комфорт моряков. Необходимо обращать должное внимание на обеспечение совместимости общих требований и требований к слышимости навигационных сигналов.

Глава 1 - Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1 Кодекс призван предоставить стандарты по предотвращению возникновения потенциально опасных уровней шума на судах и по обеспечению приемлемых условий работы и отдыха моряков. Эти стандарты были разработаны для пассажирских и грузовых судов. Поскольку суда некоторых размеров и определенных назначений были освобождены от этих требований, следует признать, что полное применение положений Кодекса к судам, которые заметно отличаются от обычных судов, потребует специального рассмотрения. Кодекс призван обеспечить основу для проектно-конструкторского стандарта соответствия требованиям на основании удовлетворительного завершения ходовых испытаний, в результате которых оформляется Протокол замеров уровней шума. Постоянное соответствие требованиям при эксплуатации судна основывается на обучении экипажа основам индивидуальной защиты и на поддержании мер по снижению влияния шума. Это предполагается осуществить путем находящихся в развитии процессов и практик, введенных в действие главой IX СОЛАС.

1.1.2 Требования и рекомендации разработаны для:

.1 замеров уровней шума и воздействия его на моряков;

.2 защиты моряков от опасности потери слуха, вызванной шумом, в условиях, при которых в настоящее время невозможно снизить шум до потенциально безопасного уровня;

.3 установления предельных значений максимальных уровней шума для всех помещений, в которые моряки обычно имеют доступ; и

.4 оценки звукоизоляции между жилыми помещениями.

1.1.3 Хотя данный Кодекс юридически рассматривается в качестве обязательного, по Конвенции СОЛАС, инструмента, следующие его положения остаются рекомендательными, факультативными или, в силу их характера, приводятся лишь для сведения:

1 Кодекс по уровням шума на судах (далее именуемый "Кодекс") разработан с целью предоставления международных стандартов по защите от шума, регламентируемых правилом II-1/3-12 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1974 года с поправками. Хотя с правовой точки зрения Кодекс рассматривается как документ, имеющий обязательную силу согласно Конвенции СОЛАС, некоторые положения Кодекса сохраняют рекомендательный или информативный характер (см. пункт 1.1.3).

2 Настоящие правила и рекомендации предназначены для предоставления Администрациям инструментов для способствования созданию на судах среды, "сохраняющей слух". Этот вопрос, тем не менее, носит динамический характер, поскольку он затрагивает находящиеся во взаимодействии человеческую и техническую среду. На индивидуальной основе будут разрабатываться правила и рекомендации, ставшие результатом технологического развития, а также усовершенствования практики техники безопасности. Поэтому Администрации призываются к тому, чтобы предоставлять опыт и информацию, полученные от признанных организаций, операторов судов и проектировщиков оборудования, с целью усовершенствования настоящего Кодекса.

3 Кодекс разработан применительно к конвенциональным пассажирским и грузовым судам. Суда некоторых типов и размеров были исключены из области действия Кодекса, и необходимо признать, что вопрос о полном применении его к судам, существенно отличающимся от судов обычных типов в отношении их конструкции или эксплуатации, может стать предметом особого изучения.

4 Организация приняла Рекомендацию по методам измерения уровня шума в местах прослушивания (резолюция A.343(IX)), которая не будет отменена настоящим Кодексом. Эта Рекомендация касается помех для надлежащего прослушивания внешних звуковых навигационных сигналов, создаваемых судовыми шумами. И хотя методы измерения уровней шума в соответствии с этой Рекомендацией и Кодексом различны, эти документы должны рассматриваться как не противоречащие друг другу, поскольку Кодекс в первую очередь касается влияния шума на здоровье моряков и комфортабельность. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы обеспечить отсутствие противоречий между общими требованиями и требованиями к слышимости навигационных сигналов.

1.1.1 Кодекс предназначен для установления стандартов по предотвращению случаев возникновения потенциально опасных уровней шума на судах и обеспечению приемлемых условий обитаемости для моряков. Эти стандарты разработаны для пассажирских и грузовых судов. Поскольку из этих требований исключены суда некоторых размеров, а также определенные типы судов обслуживания, необходимо признать, что вопрос о полном применении Кодекса к судам, существенно отличающимся от судов обычных типов, станет предметом особого изучения. Целью Кодекса является предоставление основы для стандарта проектирования, при этом выполнение требований будет определяться на основании успешного проведения ходовых испытаний, в результате чего выпускается Протокол замеров шума. Постоянное соблюдение требований в процессе эксплуатации основывается на том, что экипаж имеет подготовку в вопросах принципов личной защиты и выполнения мер по смягчению последствий. Это будет осуществляться согласно динамическим процессам и практике, принятым в соответствии с главой IX Конвенции СОЛАС.

1.1.2 Требования и рекомендации относятся:

.1 к измерению уровней шума и воздействия его на моряков;

.2 к защите моряков от опасности потери слуха, вызываемой шумом, в условиях, при которых в настоящее время невозможно снизить шум до уровня, который не является потенциально опасным;

.3 к предельным значениям максимально допустимых уровней шума для всех помещений, в которые обычно имеют доступ моряки; и

.4 к проверке звуковой изоляции жилых помещений.

1.1.3 Хотя с правовой точки зрения настоящий Кодекс рассматривается как документ, имеющий обязательную силу согласно Конвенции СОЛАС, следующие положения настоящего Кодекса сохраняют рекомендательный, информативный характер или характер добровольного соблюдения:

Целью Кодекса является установление предельных значений уровней шума и уменьшение его воздействия на моряков, чтобы:

.1 обеспечить безопасные условия труда с учетом необходимости ведения устных переговоров и прослушивания звуковых сигналов, а также создания условий, позволяющих принимать здравые решения в постах управления, навигационных помещениях, радиорубке и обслуживаемых машинных помещениях;

.2 защитить моряков от чрезмерно высоких уровней шума, которые могут привести к потере слуха; и

.3 обеспечить необходимую степень комфортности в помещениях для отдыха и развлечений и прочих помещениях, а также обеспечить условия для снятия последствий воздействия шума высокого уровня.

1.3.1 Кодекс применяется к новым судам валовой вместимостью 1 600 и более.

1.3.2 Конкретные положения, касающиеся потенциально опасных уровней шума, смягчения воздействия и индивидуальных защитных средств, содержащиеся в Кодексе, могут применяться к существующим судам валовой вместимостью 1 600 и более, насколько это целесообразно и практически возможно с точки зрения Администрации.

1.3.3 Кодекс может применяться к новым судам валовой вместимостью менее 1 600, насколько это целесообразно и практически возможно с точки зрения Администрации.

«Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами» (статья 3).

«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности» (статья 27).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Назначение и область применения

2. Нормативные ссылки

4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума

5. Дозная оценка шумового воздействия

6. Защита органа слуха

7. Звукоизоляция между помещениями

8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и снижению вредного воздействия шума

Приложение 1 (справочное). Расчет среднесуточной дозы шума

Приложение 2 (обязательное). Инструкции для членов экипажа и ответственность

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящие Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского флота.

1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда «река-море». Нормы не распространяются на военные корабли и войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не занятые в коммерческих операциях.

1.3. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.

1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах, регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.

1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже указанных допустимых значений.

2. Нормативные ссылки

В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на следующие документы.

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.4. Code on noise levels on Board Ships. International Maritime Organization (ИМО), London, 1982.

2.5. РД 5.3107-77. KCKK.OMT. «Конструкции звукоизолирующие корабельные. Методы испытаний».

2.6. ГОСТ 12.1.020.79. «Шум. Метод контроля на морских и речных судах».

3. Определения

3.1. Энергетическое отделение (ЭО) – помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.

3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) – изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.

3.3. Производственные помещения – помещения, в которых установлены производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).

3.4. Служебные помещения – рулевая, штурманская, багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения, предназначенные для управления судном и ведения документации.

3.5. Основное рабочее место – место наиболее длительного пребывания вахтенного.

3.6. Общественные помещения – столовые, кают-компании, салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.

3.7. Жилые (спальные)помещения – жилые каюты экипажа и пассажиров и спальные помещения в блок – каютах комсостава.

3.8. Медицинские помещения – помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.

3.9. Зона отдыха – открытые площадки и проходы на всех ярусах надстройки и другие места на открытых палубах, предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.

3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума – условный уровень, создающий за период времени Т ту же дозу, что и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или в периоды отдыха. Обозначение – Lэкв(Т), измеряется в дБ или дБА.

3.11. Доза шума – интегральная величина звуковой энергии за время воздействия шума; единица измерения дозы Д = Па 2 ×ч. Суточная доза – воздействие за 24 часа.

3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха – противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу 12.4.051-87.

3.13. Индекс изоляции воздушного шума (Ja) – одночисловая характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.

3.14. Постоянный шум – шум, уровень которого меняется в течение 1 мин. менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике «медленно».

3.15. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием – помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна – не более 1 часа за вахту (при наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика).

3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием – помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна – не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).

4. Нормируемые параметры
и предельно допустимые уровни шума

4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах устанавливаются уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике А уровень звука LA, дБА (А-уровень).

Примечание. На эксплуатируемых судах, а также строящихся серийных допускается в качестве основной измеряемой и нормируемой величины принимать уровень звука LA, дБА.

4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями LAi следует оценивать по эквивалентному уровню звука LАэкв(Т), дБА, определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:

где n – число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается воздействию уровня звука LA.;

ti – продолжительность воздействия звука в часах с уровнем LAi;

T – период времени, за который определяется эквивалентный уровень звука.

4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный рабочий период Т = 8 часов, в машинном отделении или в производственных помещениях, не должен превышать Lэкв(8) = 80 дБА. В случае превышения нормы время нахождения работающего в зоне или помещении с наибольшим уровнем шума должно быть сокращено в соответствии с формулой (1) на величину, обеспечивающую выполнение Lэкв(8) = 80 дБА.

4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в санитарных правилах для морских судов.

4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в октавных полосах частот и по A-уровню устанавливаются согласно таблице 1.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ
ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ

Наименование помещений и мест работы и отдыха

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц

Уровень звука LA, дБА

Энергетическое отделение

1. С постоянной вахтой

2. С периодическим обслуживанием

3. С безвахтенным обслуживанием

4. Центральный пост управления с энергетической установкой (ЦПУ)

Производственные помещения и рабочие места

5. Расположенные в энергетическом отделении

6. Расположенные вне энергетического отделения

7. Производственные цеха и рабочие места на палубах рыбопромысловых судов

8. Рабочие места в трюмах

Служебные помещения

9. Ходовой мостик, штурманская рубка, посты управления вне энергетического отделения и др.

10. Крылья ходового мостика и другие посты прослушивания звуковых сигналов

11. Радиорубка (операторная) с включенным оборудованием, не производящим аудиосигналы

Общественные помещения

12. Кают-компания, столовая, салоны, кабинеты в каютах комсостава, клубы, библиотека

13. Пассажирские салоны, рестораны, буфеты, помещения для любительских занятий и занятий спортом

14. Зоны отдыха на открытых палубах

15. Для судов I и II категории

16. Для судов III и IV категории

Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними).

Примечание. Форма предельных спектров (ПС) в октавных полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R 1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000 Гц.

4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА. Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и выше даже при использовании СИЗ.

Примечание. Эпизодическая (случайная) работа в помещениях (зонах) с уровнями шума 110 – 119 дБА, например, при устранении неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.

5. Дозная оценка шумового воздействия

5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями следует производить расчет энергетической дозы шума или измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы шума – ДШ в долях от допустимой дозы – Ддоп.

СН 2.5.2.047-96

где Д – фактическое значение дозы.

5.2. Среднесуточная доза шума – ДШ(24) определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава, – труд, внепроизводственное время и сон (см. Приложение 1).

5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная категория плавсостава с учетом применения средств индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА не должна превышать 1.

При ДШ(24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению шума или изменен режим труда за счет сокращения времени воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого расчетом дозы.

6. Защита органа слуха

6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается воздействию шума с уровнем более 80 дБА.

Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна как замена конструктивных мер по снижению шума.

6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях ослабление звука не ниже СИЗ класса «А».

6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно применения средств индивидуальной защиты органа слуха в соответствии с Приложением 2.

7. Звукоизоляция между помещениями

7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка, разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).

7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Ja, дБ, не должен быть ниже:

– между каютами – Ja = 30;

– между медицинскими помещениями и каютами, а также между каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими шумными помещениями, в которых максимальный уровень может достигать 85 дБА, – Ja = 45;

– между каютой и коридором – Ja = 30.

Примечание. Метод оценки звукоизоляции между судовыми помещениями см. РД 5.3107-77.

8. Условия измерений и требования
к измерительной аппаратуре

8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на стоянке, схемы расположения точек измерений, методические указания по проведению измерений и форму представления результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).

8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах. При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна быть 0,7 – 0,9 от номинальной мощности и скорость судна – 0,4 – 0,6 отспецификационного полного хода на чистой воде. Во время измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на чистой воде более чем на 5 дБА.

9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению
и снижению вредного воздействия шума

9.1. На стадии проектирования судов должны производиться расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.

9.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, производиться компетентными специалистами лабораторий (центров), аккредитованных госстандартом, госсанэпиднадзором и другими организациями, имеющими на это право.

9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются верфью совместно с бюро-проектантом и согласовываются с органами санэпиднадзора. После выполнения согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания организовываются верфью повторно по согласованной программе.

9.4. В случае превышения санитарных норм шума после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомитет по санэпиднадзору РФ.

9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на организм и необходимости пользования и правильного применения средств защиты органов слуха, см. Приложение 2.

9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76. Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и периодически их обновлять.

9.7. Судовладелец и администрация судна несут ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и проведение мер по организации снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы удовлетворялись требования санитарных норм, см. Приложение 2.

Приложение 1

РАСЧЕТ СРЕДНЕСУТОЧНОЙ ДОЗЫ ШУМА

В связи с неодинаковыми уровнями шума и периодами его воздействия в различных местах рабочей зоны (например, в машинном отделении у главных и вспомогательных двигателей, в котельном отделении, мастерской, сепараторной, ЦПУ) при расчете парциальной дозы производственного шума за восемь часов следует исходить из полученных измерением или расчетом фактических значений эквивалентного уровня звука. В расчете следует принимать во внимание возможные в условиях рейса изменения продолжительности воздействия шума в зависимости от текущих процессов эксплуатации энергетической установки или судна в целом.

При расчете эквивалентного уровня звука за восьмичасовой рабочий период, а также периоды активного отдыха и сна следует пользоваться поправками Li на время действия ti каждого уровня, представленными в таблице 1п или рассчитываемыми по формуле Li = 10lg(ti/480), где ti – время в минутах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: