Почему налоги являются необходимым условием существования государства кратко

Обновлено: 15.04.2024

Таким вопросом в последнее время задается немалая часть жителей нашего края. Для того чтобы дать ответ необходимо разобраться в том, что же такое налоги и куда они направляются.

На страницах налогового вестника мы ответим на этот крамольный вопрос и попутно рассмотрим основные вопросы налогообложения и налогового администрирования в Агинском Бурятском округе.

Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Понятна важность и значимость труда налогового инспектора, от результатов которого зависит экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.

– Наш бюджет

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Платежи за пользование природными ресурсами

Земельный налог

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налоги на совокупный доход

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

520 млн. руб

230 млн. руб

139 млн. руб

1 388 млн. руб

328 млн. руб

2 212 млн. руб

Общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 5 млрд. руб.

Поступления в консолидированный бюджет Забайкальского края составили 2 млрд. 848 млн. руб., что составляет 35.9% от общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Поступления в бюджеты муниципальных образований составили 1 млрд. 162 млн. руб., что составляет 15.3% от общего числа поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края. В целом, объем налоговых поступлений по имущественным налогам за 2018 составил 75 млн. 518 тыс. руб.

Что происходит с долгами по налогам?

Они растут, и с каждым днем долговое бремя неплательщика будет уверенно расти за счет обрастания пенями, штрафами и судебными издержками. Немаловажно и то, что должник понесет репутационные издержки, так как налоговая задолженность не является налоговой тайной и информация о ней общедоступна на сайте ФССП где каждый может узнать о наличии либо отсутствии задолженности .

Несмотря на то, что сегодня основной принцип работы налоговой службы с должниками в добровольном и досудебном урегулировании задолженности з а 4 месяца 2019 года сумма поступлений по имущественным налогам составила 8 млн. 849 тыс. руб.

Сегодня налоговая служба совместно с судебными приставами, органами прокуратуры и местного самоуправления применяет комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. В декабре 2018 года губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и Руководителем Управления ФНС России по Забайкальскому краю Ириной Войлошниковой был подписан план совместной работы направленный на пополнение краевого и местных бюджетов. Важно отметить что, местные налоги играют значимую роль в стабильности и финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Поэтому рост поступлений налоговых доходов является одним из приоритетных направлений совместной деятельности налоговых органов и местных органов власти.

Совсем скоро, с 1 июля, начнется рассылка новых налоговых уведомлений и их рассылаются сотни тысяч. Что делать честному налогоплательщику, если он сомневается в данных содержащихся в уведомлении?

Для налогового органа первостепенное значение имеет качество оказания государственных услуг. В большинстве своем подобные ситуации возникают из-за ошибок при регистрационных действиях налогооблагаемого имущества и будет преждевременно винить только инспекцию, так как при формировании налоговых уведомлений мы опираемся на данные из соответствующих регистрирующих органов. Для нас важно разобраться в корне каждой проблемы, и мы стараемся точечно разобраться в сути обращения каждого отдельно взятого налогоплательщика.

В соответствии с налоговым кодексом такие регистрирующие органы как ГИБДД, органы, осуществляющие кадастровый учет и госрегистрацию права на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения в налоговый орган в течение 10 дней со дня регистрации. Кроме того ежегодно регистрирующие органы обязаны представлять информацию перед началом формирования налоговых уведомлений. (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Если же кто-то из читателей столкнется с такой ситуацией, то мы рекомендуем обратиться к сервису «Жизненные ситуации» в личном кабинете налогоплательщика или же обратиться в налоговый орган, изложив суть проблемы.

Есть проблема!

Практика работы налоговой службы показывает, что основная масса вопросов возникает при исчислении транспортного налога

Самая распространенная проблема это начисление налога на уже проданный автомобиль. Важно отметить, что при продаже по доверенности, налог обязан уплачивать не фактический владелец, а юридический собственник. Неважно владеете вы или нет автомобилем фактически, где он находится и в каком состоянии пребывает, если существует действующая регистрация, то налоги, и не только они, будут приходить на имя и по адресу собственника, на которого эта регистрация оформлена.

Из практики можно обратиться к случаю с налогоплательщиком, которому в течение нескольких лет начислялись налоги на большегруз после его продажи. В данном конкретном случае нами был проведен ряд мероприятий, в том числе неоднократные запросы в органы ГИБДД. Отметим, что, в конце концов, был произведен перерасчет на сумму более чем 13 тысяч рублей.

Качество ведения базы данных регистрирующих органов напрямую влияет на корректное начисление имущественных налогов (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)

Почему мы должны платить налоги?

Потому что поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. Подавляющую долю занимают расходы, связанные с нашим жизнеобеспечением.

Более половины всех расходов местного бюджета идет на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и многие другие вопросы. Обеспечение малоимущих нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и других вопросов.

Более того мы все хотим, что бы в наших домах было светло и тепло, чтобы наши дети получили достойное образование от яслей до высшего, а в экстренной ситуации к нам моментально приехала скорая помощь, служба спасения. Все это, как и содержание дорог, функционирование общественного транспорта и многое другое финансируется из наших с вами налогов.

Другой вопрос: «куда направляются уплаченные мной налоги?» не дает покоя практически каждому налогоплательщику в момент расставания с денежными средствами. Этот вопрос честный налогоплательщик может задать уже органам местной власти.

Постскриптум

Налоговая служба это, прежде всего фискальный орган власти, обладающий широким спектром действенных мер по взысканию задолженности. Но, как упоминалось выше, для администраторов налогообложения самое главное это своевременная и осознанная уплата налогов.

Сегодня важно, что бы наши жители относились к налогообложению как к заключению общественного договора, по которому граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ и т. д. Существенный элемент договора — его цена. А это, по сути, и есть налоги.

Полное или частичное отсутствие налогов, означало бы полное или частичное отсутствие производства общественных благ: социальной поддержки, оборонной мощи и многих других вещей без которых государство не сможет вести нормальную внутреннюю и внешнюю политику.

Земельный налог - что изменилось в 2019 году?

По земельному налогу физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в редакции Закона ).

2) Начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган: в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 – 4, 7 – 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.

Такой порядок представления льгот носит название – «проактивный» порядок. Укажем, что практика показывает, что пока что все же быстрее и надежнее всего представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу лучше всего представить вместе с заявлением в налоговый орган самому заявителю.

3) Начиная с налогового периода 2018 года, ст. 396 НК РФ дополнена п. 17:

"В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений п. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога."

Говоря проще, если сумма земельного налога за земельный участок, по каким-то причинам повысилась, то это повышение не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

4) Со дня официального опубликования Закона переносится с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, предельный срок для возможности подачи налогоплательщиком-физическим лицом в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет (п. 61 ст. 391 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении земельного участка, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

5) С налогового периода 2020 года абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции Закона), устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3 %, излагается в новой редакции в отношении земельных участков: «не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 2019 года гражданам не надо платить транспортный налог за угнанные машины

Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.

Налог на имущество физических лиц - какие важные изменения вступили в силу в 2019 году?

По налогу на имущество физических лиц вступил в силу целый ряд изменений, которые в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации направлены на социальную поддержку некоторых слоев населения и смягчение налоговой нагрузки. Данные изменения введены в действие Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее - Закон)

1) Во исполнение Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 НК РФ внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей, то есть имеющих 3 и более детей.

В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных семей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв.м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте.

2) Начиная с налогового периода 2018 года «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот (то есть порядок при котором налоговые льготы представляются физическим лицам без заявлений в налоговый орган) вводится Законом для расчета налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках», относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.

3) Аналогично поправкам, касающимся земельного налога, Законом изменен срок для возможного представления уведомления о выбранном объекте недвижимости в отношении которого применяется налоговый вычет: с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (поправка в п. 7 ст. 407 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении объекта, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.

4) Со дня официального опубликования Закона урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в т.ч. в результате сноса или уничтожения (п. 2.1 ст. 408 НК РФ в редакции Закона ). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.

С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. В случае, если такие документы в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148 ).

История появления налогообложения насчитывает несколько тысяч лет и ведет отсчет с появления первых государств, а изменения государственных устройств приводило к изменениям в налоговой системе.

Понятие системы налогообложения и налога

В каждом отдельном государстве действует своя налоговая система. Она необходима для финансирования таких государственных учреждений, деятельность которых направлена на обслуживание нужд государства и его жителей (бюджетные учреждения) и они не получают прибыли от своей деятельности. За счет налогов производится выплата различных пособий.

Регулирует систему налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации, все принятые законы и подзаконные акты должны полностью соответствовать кодексу. Основные принципы системы налогообложения в РФ были заложена в 1992 году, после распада СССР.

Налог — это принудительно взимаемая плата в установленном размере с физических или юридических лиц в пользу государства.

Для чего нужны налоги Государству

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.
Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

Система налогообложения и налогов в Российской Федерации

Сейчас в России существует шесть систем для целей налогообложения, которые применяются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в разрезе каждой системы юридическое лицо обязано производить уплату различных взносов:
— Общая система обложения налогами или ОСНО (НДФЛ — налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для ИП, а также НДС, транспортный, земельный, налог на имущество, при его наличии и прочие);
— Упрощенная система или УСН (уплачивается один из налогов: на доходы или доходы уменьшенные на расходы, НДС и налог на имущество не взимается, действует для субъектов среднего и малого бизнеса);
— ЕНВД или единый налог на вмененный доход (предметом дегрессии является предполагаемый доход, рассчитывается по вещественным показателям, земельный налог не уплачивается);
— ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог (предметом налогообложения является доход уменьшенный на расход, налогом облагается имущество, используемое для сельскохозяйственного производства не взимается);
— Патентная система налогообложения (действует для Индивидуальных предпринимателей, уплачивается как фиксированная плата на определенные виды деятельности, заменяет налоги, НДС, НДФЛ, налог на имущество).
— С 2019 года введен профессиональный налог для самозанятых граждан (действует для физических лиц не имеющих работодателя и сотрудников в штате).

Для юрлиц существует такие налоги, как акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Юридические лица обязаны за каждого своего работника делать следующие отчисления:
— страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 16%,
— накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд 6%,
— на ОМС (обязательное медицинское страхование) 2,9%,
— в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) 5,1%.

Работодатель обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 13%, тем не менее, в Российской Федерации установлен один из самых минимальных подоходных налогов в мире. Помимо НДФЛ, на граждан возложено бремя по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество.

Различают сборы по бюджету поступления:
— региональный (налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог);
— местный (земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, торговые сборы).

Чем больше отчислений в тот или иной бюджет, тем больше будет потрачено на нужды области или города.

Многие жители страны не хотят производить налоговые взносы, считая их размеры грабительскими, но при этом требуют качественного медицинского обслуживания и благоустроенности своей жизни, совершенно не понимая, что одно зависит от другого, чем больше отчислений налогов, тем лучше и качественней наша жизнь.

Налог как необходимое условие существования государства. Активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Санкции за совершение правонарушений налогоплательщиками. Риски налогового контроля. Выбор модели экономического поведения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Предмет Налогообложение
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Faust7
Дата добавления 29.10.2012
Размер файла 93,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Нарушения законодательства о налогах и сборах. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые санкции, срок давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений.

реферат [23,1 K], добавлен 29.10.2011

Понятие, виды и основные критерии налоговых рисков. Проведение самостоятельной оценки налоговых рисков на основании концепции. Разработка научно-практических рекомендаций по оценке неопределенностей налогового обязательства с позиций налогоплательщика.

курсовая работа [594,5 K], добавлен 05.05.2015

Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы. Налоговая санкция, ее природа и порядок взыскания.

дипломная работа [83,8 K], добавлен 20.05.2008

Понятие налогового администрирования. Сущность налогового контроля. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах. Анализ деятельности районных налоговых инспекций. Анализ результативности камеральных и выездных налоговых проверок.

реферат [27,8 K], добавлен 25.05.2008

Понятие налоговых рисков. Классификация способов налоговой оптимизации. Концепция планирования выездных проверок и критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Анализ налоговых платежей и налоговой нагрузки ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 24.09.2014

Сущность и признаки налоговых преступлений, их отличия от налоговых правонарушений. Анализ основных способов пресечения и выявления налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля. Проблемы и перспективы организации налогового контроля.

дипломная работа [57,5 K], добавлен 02.06.2010

Понятие и значение налогового контроля. Действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Проверка целевого использования налоговых льгот. Формы налогового контроля.


СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.

Налоги представляют собой неотъемлемую часть любого государства. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения и развития государств. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

Налоги являются основой формой доходов государства, так как основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивается налоговыми поступлениями. В свою очередь бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства, что позволяет воздействовать государству на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Так же с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Так в России налогообложение как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Для обеспечения экономического роста страны государству необходима эффективная налоговая система, что влечет за собой её преобразование. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Поэтому в современных условиях данная тема является актуальной и востребованной.

Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами, поскольку населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка.

В связи с этим мною сформулирована проблема «Платить или не платить? Вот в чем вопрос».

Для решения проблемы поставлена цель работы: изучить сущность налогов и их функции.

Исходя из данной цели, в работе основное внимание уделено решению следующих задач:

раскрыть экономическую сущность налогов;

оценить систему налогообложения в России;

определить значение налогов для государства;

охарактеризовать важность налогов для общества.

Основная часть

1.1. Теоретическая характеристика налога

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством, однако налог не является начальной формой сосредоточения средств в бюджете страны. С самого начала существовало много видов поступлений в казну: контрибуции; домены; регалии; пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития экономики.

На сегодняшний момент Налоговый кодекс Российской Федерации так трактует понятие налога: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:

льготы по налогу;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговый период – признается срок, в течение которого происходит формирование и определение налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

пропорциональные – не зависят от величины налоговой базы;

прогрессивные – увеличиваются при увеличении налоговой базы;

регрессивные – с увеличением налоговой базы ставки снижаются.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут предоставляться в форме изъятия, освобождения, налоговых скидок, отсрочки (рассрочки), налогового кредита и др.

налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог.

Для более полного понимания сущности налогов необходимо рассмотреть их функции.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством данной функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Реализуется эта функция через систему налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и др.

Стимулирующая функция - вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство активно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и другие факторы.

Регулирующаяфункцияналогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Механизм этой функции заключается в том, что налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов,

Через функции налоги показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения

Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации базируется на основных положениях «Законодательства РФ о налогах и сборах» разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

«Законодательство о налогах и сборах» Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;

нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

1.3. Налог как источник формирования бюджетов РФ

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников: налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

К Федеральным налогам и сборам относят налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

налог на имущество физических лиц;

Так, например, в 2016 году в местные бюджеты поступили налоги на общую сумму -199 576 960 руб.; в региональный бюджет поступило -865 128 182 руб.; в федеральный бюджет -11 454 820 927 руб.

На рисунке 1 представлены налоговые поступления от федеральных, региональных и местных налогов.

Рис.1. Поступление налогов в бюджет РФ по состоянию на 1 декабря 2016 года.

Наибольший объем поступлений налогов в бюджет страны осуществляет Центральный федеральный округ – 3 424 727 297 рублей. Второе место занимает Уральский федеральный округ - 2 663 482 327 рублей, а третье - Приволжский федеральный округ 834 101 501 руб. (см. Приложение 1).

«В России сформировано налоговое законодательство, которое без повышения налоговых ставок и роста налоговой нагрузки позволяет достигать высоких результатов налогового администрирования и стабильно обеспечивать поступления доходов во все уровни бюджета страны», - об этом заявил руководитель Налоговой службы Мишустин М.В., выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия».

Он сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн. рублей, что на 700 млрд. рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:

НДС поступило 2,7 трлн. рублей, на 8,5% больше;

налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, на 6,6% больше;

НДФЛ - более 3 трлн. рублей, рост на 7,5%;

акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

Таким образом, доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета.

Налоги являются основным источником формирования ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах. С помощью налоговой системы осуществляется регулирующее воздействие государства на экономику и социальную сферу.

1.4.Налог как способ решения социально-экономических задач населения

Одним из важнейших направлений отечественной политики государственного регулирования провозглашалось согласование бюджетной и социальной стратегии развития российского общества. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее бюджетная и налоговая составляющие должны быть ориентированы на решение социально-экономических задач, обеспечивающих нашей стране статус социального государства.

Данный статус позиционирует в качестве важнейшей задачи максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев. Решение такой задачи призвана обеспечивать система социального налогообложения или взносов в государственные фонда социального страхования, действующая в качестве финансовой базы пенсионного обеспечения и иных форм социальной защиты нетрудоспособного населения.

Все предприятия и граждане Российской Федерации обязаны платить налоги независимо от их желаний и воли. Все суммы, поступающие от уплаты налогов, используются в соответствии с утвержденными бюджетами и направляются на финансирование бюджетных расходов.

На рисунке 2 представлены направления расходования средств бюджета.

Рис 2. Расходы бюджетов по основным функциям государства

Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Изменения в распределении бюджетных средств по основным направлениям расходов

По имеющимся данным в видно, что в 2016 году произошел рост расходов по следующим статьям:

национальная экономика на 24,71%;

охрана окружающей среды на 27.04%;

здравоохранение на 27,92%. Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь». Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.) (см. Приложение 3).

социальная политика на 5,66%. Рост расходов на социальную политику связан в большой мере с реализацией программы «материнского капитала» (см. Приложение 4.), а так же расходы на реализацию государственной программы «Доступная среда».

Однако произошло и падение расходов по таким важным статьям как:

образование на 3,72%;

жилищно-коммунальное хозяйство на 37,8%.

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Налоги представляют собой важный рычаг управления социально-экономической жизни общества страны.

Заключение

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Но для того, чтобы государство эффективного выполняло свои функции необходимо финансирование, которое он получает за счет налогов, взимаемых с населения страны. Но при этом значительная часть налоговых изъятий возвращается в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных и других услуг социального характера).

Наибольшее значение в этом аспекте имеет распределительная функция налогов. То есть государство перераспределяет доходы своих граждан путем направления финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной, в результате осуществляется процесс повы­шения качества жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

Таким образом, у проблемы «Платить или не платить» есть только одно решение – платить. Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Список использованных источников и литературы

1. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

2. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.


СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство, действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных функций.

Налоги представляют собой неотъемлемую часть любого государства. Они выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения и развития государств. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

Налоги являются основой формой доходов государства, так как основная доля поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивается налоговыми поступлениями. В свою очередь бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства, что позволяет воздействовать государству на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Так же с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, в том числе выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения. Так в России налогообложение как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Для обеспечения экономического роста страны государству необходима эффективная налоговая система, что влечет за собой её преобразование. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Поэтому в современных условиях данная тема является актуальной и востребованной.

Сегодня вопрос налогообложения очень остро стоит перед многими государствами, поскольку населения не хочет платить налоги так, как не видит от этого никакого толка.

В связи с этим мною сформулирована проблема «Платить или не платить? Вот в чем вопрос».

Для решения проблемы поставлена цель работы: изучить сущность налогов и их функции.

Исходя из данной цели, в работе основное внимание уделено решению следующих задач:

раскрыть экономическую сущность налогов;

оценить систему налогообложения в России;

определить значение налогов для государства;

охарактеризовать важность налогов для общества.

Основная часть

1.1. Теоретическая характеристика налога

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством, однако налог не является начальной формой сосредоточения средств в бюджете страны. С самого начала существовало много видов поступлений в казну: контрибуции; домены; регалии; пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития экономики.

На сегодняшний момент Налоговый кодекс Российской Федерации так трактует понятие налога: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:

льготы по налогу;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговый период – признается срок, в течение которого происходит формирование и определение налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

пропорциональные – не зависят от величины налоговой базы;

прогрессивные – увеличиваются при увеличении налоговой базы;

регрессивные – с увеличением налоговой базы ставки снижаются.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут предоставляться в форме изъятия, освобождения, налоговых скидок, отсрочки (рассрочки), налогового кредита и др.

налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог.

Для более полного понимания сущности налогов необходимо рассмотреть их функции.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - основная функция налогообложения. Именно посредством данной функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджет и внебюджетные фонды перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Реализуется эта функция через систему налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и др.

Стимулирующая функция - вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство активно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и другие факторы.

Регулирующаяфункцияналогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Контрольная функция налогов означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Механизм этой функции заключается в том, что налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за финансовой деятельностью экономических субъектов,

Через функции налоги показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

1.2. Нормативно-правовое регулирование налогообложения

Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации базируется на основных положениях «Законодательства РФ о налогах и сборах» разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их приказах и методических рекомендациях. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.

«Законодательство о налогах и сборах» Российской Федерации представляет собой трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;

регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;

нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

1.3. Налог как источник формирования бюджетов РФ

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников: налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

В настоящее время формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсами, государство создает положительные условия для развития экономики и распределяет данные финансовые ресурсы в виде дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи. Налоги и сборы призваны сглаживать негативность кризисных явлений в экономике страны, а так же создавать стимулы, для повышения эффективности производства являясь обязательными эквивалентами платежей физ. и юр. лиц, которые собираются с целью обеспечения расширенного воспроизводства.

К налоговым доходам относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

К Федеральным налогам и сборам относят налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

К региональным налогам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

налог на имущество физических лиц;

Так, например, в 2016 году в местные бюджеты поступили налоги на общую сумму -199 576 960 руб.; в региональный бюджет поступило -865 128 182 руб.; в федеральный бюджет -11 454 820 927 руб.

На рисунке 1 представлены налоговые поступления от федеральных, региональных и местных налогов.

Рис.1. Поступление налогов в бюджет РФ по состоянию на 1 декабря 2016 года.

Наибольший объем поступлений налогов в бюджет страны осуществляет Центральный федеральный округ – 3 424 727 297 рублей. Второе место занимает Уральский федеральный округ - 2 663 482 327 рублей, а третье - Приволжский федеральный округ 834 101 501 руб. (см. Приложение 1).

«В России сформировано налоговое законодательство, которое без повышения налоговых ставок и роста налоговой нагрузки позволяет достигать высоких результатов налогового администрирования и стабильно обеспечивать поступления доходов во все уровни бюджета страны», - об этом заявил руководитель Налоговой службы Мишустин М.В., выступая на XVI Съезде партии «Единая Россия».

Он сообщил, что за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении выросли на 16% и по темпам роста на 10 процентных пунктов опережали экономику, что свидетельствует о сокращении теневого сектора. По итогам 2016 года при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений - в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн. рублей, что на 700 млрд. рублей, или на 5% больше, чем в 2015 году. Выросли все бюджетообразующие налоги:

НДС поступило 2,7 трлн. рублей, на 8,5% больше;

налога на прибыль поступило 2,8 трлн. рублей, на 6,6% больше;

НДФЛ - более 3 трлн. рублей, рост на 7,5%;

акцизов - 1,3 трлн. рублей, рост на 27,6%, в том числе акцизов на алкогольную продукцию – на 27%.

Таким образом, доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов РФ достаточно разнообразна. Как правило, именно налоговые поступления определяют степень устойчивости бюджета.

Налоги являются основным источником формирования ресурсов государства, аккумулируемых в его бюджете и внебюджетных фондах. С помощью налоговой системы осуществляется регулирующее воздействие государства на экономику и социальную сферу.

1.4.Налог как способ решения социально-экономических задач населения

Одним из важнейших направлений отечественной политики государственного регулирования провозглашалось согласование бюджетной и социальной стратегии развития российского общества. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее бюджетная и налоговая составляющие должны быть ориентированы на решение социально-экономических задач, обеспечивающих нашей стране статус социального государства.

Данный статус позиционирует в качестве важнейшей задачи максимально возможное поддержание уровня жизни населения, особенно наименее социально защищенных слоев. Решение такой задачи призвана обеспечивать система социального налогообложения или взносов в государственные фонда социального страхования, действующая в качестве финансовой базы пенсионного обеспечения и иных форм социальной защиты нетрудоспособного населения.

Все предприятия и граждане Российской Федерации обязаны платить налоги независимо от их желаний и воли. Все суммы, поступающие от уплаты налогов, используются в соответствии с утвержденными бюджетами и направляются на финансирование бюджетных расходов.

На рисунке 2 представлены направления расходования средств бюджета.

Рис 2. Расходы бюджетов по основным функциям государства

Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Изменения в распределении бюджетных средств по основным направлениям расходов

По имеющимся данным в видно, что в 2016 году произошел рост расходов по следующим статьям:

национальная экономика на 24,71%;

охрана окружающей среды на 27.04%;

здравоохранение на 27,92%. Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь». Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (150 768 124,4 тыс. руб.) (см. Приложение 3).

социальная политика на 5,66%. Рост расходов на социальную политику связан в большой мере с реализацией программы «материнского капитала» (см. Приложение 4.), а так же расходы на реализацию государственной программы «Доступная среда».

Однако произошло и падение расходов по таким важным статьям как:

образование на 3,72%;

жилищно-коммунальное хозяйство на 37,8%.

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Налоги представляют собой важный рычаг управления социально-экономической жизни общества страны.

Заключение

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Но для того, чтобы государство эффективного выполняло свои функции необходимо финансирование, которое он получает за счет налогов, взимаемых с населения страны. Но при этом значительная часть налоговых изъятий возвращается в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных и других услуг социального характера).

Наибольшее значение в этом аспекте имеет распределительная функция налогов. То есть государство перераспределяет доходы своих граждан путем направления финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной, в результате осуществляется процесс повы­шения качества жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества.

Таким образом, у проблемы «Платить или не платить» есть только одно решение – платить. Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Список использованных источников и литературы

1. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.

2. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учеб. пособие. - 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА – М, 2015. – 205 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: