Уплачивались ли страховые взносы в пенсионный в 2003 году адвокатом

Обновлено: 18.04.2024

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22, как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в верхней правой ячейке таблицы в первой строке следует читать "по 1966", а не "по 1967", в третьей строке следует читать "1957 по 1966 год . ", а не "1956 по 1967 год . " (см. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

│База для на-│Для мужчин 1952 года рожде-│ Для мужчин с 1953 по 1967 │

│числения │ния и старше и женщин 1956 │ год рождения и женщин с │

│страховых │года рождения и старше │ 1956 по 1967 год рождения │

│каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │

│дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │

│ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │

│растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│

│итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │

│До 100 000 │ 14,0 │ 0,0 │ 12,0 │ 2,0 │

│рублей │ процентов │ процента │ процентов │ процента │

│От 100 001 │14 000 рублей │ 0,0 │ 12 000 │ 2 000 │

│рубля до │+ 7,9 процента│ процента │рублей + 6,8 │рублей + 1,1│

│300 000 │с суммы, пре- │ │процента с │процента с │

│рублей │вышающей │ │суммы, пре- │суммы, пре- │

│ │100 000 рублей│ │вышающей │вышающей │

│ │ │ │100 000 рублей│100 000 руб-│

│От 300 001 │ 29 800 │ 0,0 │ 25 600 │ 4 200 │

│рубля до │рублей + 3,95 │ процента │рублей + 3,39 │рублей + │

│600 000 │процента с │ │процента с │0,56 процен-│

│рублей │суммы, пре- │ │суммы, пре- │та с суммы, │

│ │вышающей │ │вышающей │превышающей │

│ │300 000 рублей│ │300 000 рублей│300 000 руб-│

│Свыше │ 41 650 │ 0,0 │ 35 770 │ 5 880 │

│600 000 │ рублей │ процента │ рублей │ рублей │

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в верхней правой ячейке таблицы в первой строке следует читать "по 1966", а не "по 1967", в третьей строке следует читать "1957 по 1966 год . ", а не "1956 по 1967 год . " (см. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

│База для на-│Для мужчин 1952 года рожде-│ Для мужчин с 1953 по 1967 │

│числения │ния и старше и женщин 1956 │ год рождения и женщин с │

│страховых │года рождения и старше │ 1956 по 1967 год рождения │

│каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │

│дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │

│ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │

│растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│

│итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │

│До 100 000 │ 10,3 │ 0,0 │ 8,3 │ 2,0 │

│рублей │ процента │ процента │ процента │ процента │

│От 100 001 │10 300 рублей │ 0,0 │ 8 300 │ 2 000 │

│рубля до │+ 7,9 процента│ процента │рублей + 6,8 │рублей + 1,1│

│300 000 │с суммы, пре- │ │процента с │процента с │

│рублей │вышающей │ │суммы, пре- │суммы, пре- │

│ │100 000 рублей│ │вышающей │вышающей │

│ │ │ │100 000 рублей│100 000 руб-│

│От 300 001 │ 26 100 │ 0,0 │ 21 900 │ 4 200 │

│рубля до │рублей + 3,95 │ процента │рублей + 3,39 │рублей + │

│600 000 │процента с │ │процента с │0,56 процен-│

│рублей │суммы, пре- │ │суммы, пре- │та с суммы, │

│ │вышающей │ │вышающей │превышающей │

│ │300 000 рублей│ │300 000 рублей│300 000 руб-│

│Свыше │ 37 950 │ 0,0 │ 32 070 │ 5 880 │

│600 000 │ рублей │ процента │ рублей │ рублей │

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

│База для на-│ 2002 - 2003 годы │ 2004 год │ 2005 год │ 2006 год и далее │

│каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │

│дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │

│ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │

│растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│

│итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │

│До │ 11,0 │ 3,0 │ 10,0 │ 4,0 │ 9,0 │ 5,0 │ 8,0 │ 6,0 │

│100 000 │ процентов │ процента │ процентов │ процента │ процентов │ процентов │ процентов │ процентов │

│От │ 11 000 │ 3 000 │ 10 000 │ 4 000 │ 9 000 │ 5 000 │ 8 000 │ 6 000 │

│100 001 │рублей + 6,21 │рублей │рублей + 5,64 │рублей │рублей + 5,08 │рублей + │рублей + 4,5 │рублей + 3,4│

│рубля до │процента с │+ 1,69 │процента с │+ 2,26 про- │процента с │2,84 процен-│процента с │процента с │

│300 000 │суммы, превы- │процента │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │суммы, пре- │

│рублей │шающей 100 000│с суммы, │шающей │суммы, пре- │шающей │превышающей │шающей 100 000│вышающей │

│ │рублей │превышающей │100 000 рублей│вышающей │100 000 рублей│100 000 руб-│рублей │100 000 │

│ │ │100 000 │ │100 000 │ │лей │ │рублей │

│От │ 23 420 │ 6 380 │ 21 280 │ 8 520 │ 19 160 │ 10 640 │ 17 000 │ 12 800 │

│300 001 │рублей + │рублей │рублей + 2,82 │рублей + │рублей + 2,54 │рублей │рублей + 2,26 │рублей + │

│рубля до │3,1 процента │+ 0,85 про- │процента с │1,13 процен-│процента с │+ 1,41 про- │процента с │+ 1,69 про- │

│600 000 │с суммы, пре- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │цента с │

│рублей │вышающей │суммы, пре- │шающей 300 000│превышающей │шающей 300 000│суммы, пре- │шающей 300 000│суммы, пре- │

│ │300 000 рублей│вышающей │рублей │300 000 руб-│рублей │вышающей │рублей │вышающей │

│ │ │300 000 руб-│ │лей │ │300 000 руб-│ │300 000 руб-│

│ │ │лей │ │ │ │лей │ │лей │

│Свыше │ 32 720 │ 8 930 │ 29 740 │ 11 910 │ 26 780 │ 14 870 │ 23 780 │ 17 870 │

│600 000 │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

│База для на-│ 2002 - 2003 годы │ 2004 год │ 2005 год │ 2006 год и далее │

│каждого от- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │на финансиро- │на финанси- │

│дельного ра-│вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │вание страхо- │рование на- │

│ботника на- │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │вой части тру-│копительной │

│растающим │довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│довой пенсии │части трудо-│

│итогом с на-│ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │ │вой пенсии │

│До │ 7,3 │ 3,0 │ 6,3 │ 4,0 │ 5,3 │ 5,0 │ 4,3 │ 6,0 │

│100 000 │ процента │ процента │ процента │ процента │ процента │ процентов │ процента │ процентов │

│От │ 7 300 │ 3 000 │ 6 300 │ 4 000 │ 5 300 │ 5 000 │ 4 300 │ 6 000 │

│100 001 │рублей + 6,21 │рублей │рублей + 5,64 │рублей │рублей + 5,08 │рублей + │рублей + 4,5 │рублей + 3,4│

│рубля до │процента с │+ 1,69 │процента с │+ 2,26 про- │процента с │2,84 процен-│процента с │процента с │

│300 000 │суммы, превы- │процента │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │суммы, пре- │

│рублей │шающей 100 000│с суммы, │шающей │суммы, пре- │шающей │превышающей │шающей 100 000│вышающей │

│ │рублей │превышающей │100 000 рублей│вышающей │100 000 рублей│100 000 руб-│рублей │100 000 │

│ │ │100 000 │ │100 000 │ │лей │ │рублей │

│От │ 19 720 │ 6 380 │ 17 580 │ 8 520 │ 15 460 │ 10 640 │ 13 300 │ 12 800 │

│300 001 │рублей + │рублей │рублей + 2,82 │рублей + │рублей + 2,54 │рублей │рублей + 2,26 │рублей + │

│рубля до │3,1 процента │+ 0,85 про- │процента с │1,13 процен-│процента с │+ 1,41 про- │процента с │+ 1,69 про- │

│600 000 │с суммы, пре- │цента с │суммы, превы- │та с суммы, │суммы, превы- │цента с │суммы, превы- │цента с │

│рублей │вышающей │суммы, пре- │шающей 300 000│превышающей │шающей 300 000│суммы, пре- │шающей 300 000│суммы, пре- │

│ │300 000 рублей│вышающей │рублей │300 000 руб-│рублей │вышающей │рублей │вышающей │

│ │ │300 000 руб-│ │лей │ │300 000 руб-│ │300 000 руб-│

│ │ │лей │ │ │ │лей │ │лей │

│Свыше │ 29 020 │ 8 930 │ 26 040 │ 11 910 │ 23 080 │ 14 870 │ 20 080 │ 17 870 │

│600 000 │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │ рублей │

После определения сумм страховых взносов для трех различных возрастных групп страховые взносы, подлежащие уплате на страховую часть и на накопительную часть, суммируются и получаются две суммы страховых взносов - на страховую часть трудовой пенсии в целом по организации и на накопительную часть трудовой пенсии в целом по организации.

Федеральная налоговая служба РФ в письме от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ (далее – письмо) разъяснила порядок освобождения адвокатов, получающих пенсии как бывшие военные или представители силовых структур, от взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для этого указанные адвокаты должны подать в налоговый орган по месту жительства соответствующее заявление, приложив к нему копию пенсионного удостоверения. Советник Федеральной палаты адвокатов РФ Игорь Пастухов отметил, что ФНС имела полномочия лишь рекомендовать адвокатам оказать помощь налоговой службе в получении соответствующей информации, а вовсе не формулировать документ так, чтобы из его содержания усматривалась некая дополнительная обязанность. Президент АП Ивановской области Елена Леванюк считает, что такая процедура подачи заявления является излишней, поскольку законодатель совершенно четко урегулировал вопрос освобождения адвокатов от уплаты взносов на ОПС.

Напомним, что 30 декабря 2020 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 502-ФЗ), предоставляющий льготу военным пенсионерам, которые осуществляют адвокатскую деятельность. С 11 января 2021 г. они освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Президент Адвокатской палаты Ивановской области Елена Леванюк отметила, что налоговое ведомство своим письмом устанавливает процедуру освобождения адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты взносов на ОПС, хотя это уже есть у адвокатов в силу положения ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», введенного Федеральным законом № 502-ФЗ.

По ее мнению, это письмо ФНС не соответствует закону, поскольку ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ – неотсылочная норма и не дает право налоговому органу устанавливать порядок этого освобождения. Во-первых, это усложнение самой процедуры, во-вторых, двойное предоставление сведений (пенсионное удостоверение, сведения о том, что лицо имеет статус адвоката), поскольку они уже есть в налоговом органе.

«Законодатель совершенно четко урегулировал вопрос освобождения адвокатов от уплаты взносов на ОПС и процедура подачи заявления о прекращении этой обязанности является излишней», – подчеркнула Елена Леванюк.

Советник ФПА РФ Игорь Пастухов заметил, что Федеральный закон № 502-ФЗ, как указано в пояснительной записке к законопроекту, был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П. Безусловно, с принятием этого закона указание КС РФ было реализовано. Однако возникла ситуация, когда адвокаты, получающие «военную пенсию», в результате оказались в положении, отличающемся от других лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, получающих такие же пенсии (очевидно, что среди индивидуальных предпринимателей, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся частной практикой, также есть некоторая часть «военных пенсионеров»).

В связи с этим понятны мотивы издания ФНС России письма от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ и понятно выраженное в нем желание возложить обязанности по предоставлению информации на самих адвокатов, отметил Игорь Пастухов. Вместе с тем, по его мнению, нельзя признать обоснованной использованную в письме ФНС формулировку «в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование…».

«Очевидно, что обязанность по уплате страховых взносов у этой категории адвокатов прекратилась с вступлением в силу закона, вне зависимости от того, известно ли об их особом статусе налоговой службе или нет, – уточнил советник ФПА РФ. – Федеральная налоговая служба имела полномочия лишь рекомендовать адвокатам оказать помощь налоговой службе в получении соответствующей информации, а вовсе не формулировать документ так, чтобы из его содержания усматривалась некая дополнительная обязанность».

Советник ФПА РФ обратил внимание, что ФНС не дает ответа на еще один крайне важный вопрос: сохранилась ли у адвокатов из числа военных пенсионеров, чей доход в 2020 г. превысил 300 тыс. руб., обязанность по уплате страхового взноса в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего этот размер. Согласно п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ такие взносы должны в 2021 г. платить именно страхователи, которыми адвокаты – «военные пенсионеры» после 11 января 2021 г. не являются. «Здесь налицо неопределенность закона, которая не может быть восполнена, и возникающее в данном случае сомнение в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ должно трактоваться в пользу адвокатов – о прекращении этой обязанности в связи с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате страхового сбора (согласно подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязанность уплачивать страховые взносы возложена только на плательщиков страховых взносов)», – подчеркнул Игорь Пастухов.

Согласно письму налогового органа, в целях корректного формирования обязательств по страховым взносам период начала деятельности адвоката, а также приостановления статуса необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ


Вице-президент ФПА Михаил Толчеев посчитал, что позиция ФНС является обоснованной и взвешенной, отвечающей требованиям определенности. Одна из экспертов «АГ» отметила, что данное письмо более четко описывает моменты определения начала и окончания деятельности адвоката со ссылками на действующее законодательство. Второй посчитал, что с подходом относительно прекращения и приостановления статуса для целей налогообложения следует согласиться, поскольку решение о прекращении и приостановлении статуса принимается именно Советом адвокатской палаты субъекта РФ.

Федеральная налоговая служба опубликовала Письмо от 23 января № БС-4-11/965@ об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам.

В письме указывается, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование за себя. Уплата осуществляется с момента присвоения статуса адвоката и до момента его прекращения.

При этом отмечается, что в соответствии с п. 7 ст. 430 Налогового кодекса адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Подчеркивается, что согласно п. 1 ст. 12 Закона об адвокатуре квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении статуса. Решение квалифкомиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Пунктом 2 ст. 13 Закона об адвокатуре определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта РФ. В п. 1 ст. 15 закона указывается, что квалифкомиссия в течение недели со дня принятия присяги уведомляет об этом и о присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган юстиции, который в месячный срок вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

Отмечается, что согласно п. «б» ст. 16 Закона об адвокатуре Совет адвокатской палаты субъекта РФ в 10-дневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус адвоката которого приостановлен или возобновлен, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность. Территориальный орган юстиции в течение 10 дней со дня получения уведомления вносит соответствующие сведения в реестр. В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона об адвокатуре решение о прекращении статуса адвоката Советом адвокатской палаты субъекта РФ направляется тем же субъектам в течение 10 дней.

Таким образом, резюмируется в письме, исходя из положений Закона об адвокатской деятельности и ст. 430 НК РФ, в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвоката, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ. В документе отмечается, что данная позиция согласована с Минюстом России.

В комментарии «АГ» вице-президент ФПА Михаил Толчеев посчитал, что позиция ФНС является обоснованной и взвешенной, отвечающей требованиям определенности. «Действительно, решения Совета адвокатской палаты о принятии присяги адвоката, о приостановлении статуса адвоката или его приостановлении являются объективным подтверждением правопорождающих обстоятельств возникновения или изменения статуса адвоката. Они не требуют какого-либо подтверждения и вступают в силу немедленно. Такая же позиция высказывалась в свое время и Конституционным Судом РФ», – указал Михаил Толчеев.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова отметила, что данное письмо более четко описывает моменты определения начала и окончания деятельности адвоката со ссылками на действующее законодательство. По ее мнению, не менее важным является то, что эта позиция согласована с Минюстом РФ и соответствует Закону об адвокатуре.

На адвокате лежит обязанность по уплате страховых взносов до момента прекращения статуса, а не до снятия с налогового учета, указала ФПА

«Ранее, в письмах ФНС указывалось, что “уплата страховых взносов адвокатом осуществляется с момента присвоения ему статуса адвоката и до момента прекращения статуса адвоката”, причем точно эти моменты не описывались и не определялись (см., например, Письмо ФНС России от 4 октября 2019 г. № БС-4-11/20292@). Также в отдельных письмах упоминалось, что “обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица – адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката” (см., например, Письмо Минфина России от 3 декабря 2018 г. № 03-15-05/87233). Если следовать позиции, изложенной в последнем письме, о том, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ОМС у адвоката сохраняется до момента его снятия с учета в налоговом органе в качестве адвоката, то это может привести к заметным переплатам адвокатами в бюджет, поскольку получается, что статус адвоката у физического лица может быть прекращен решением Совета адвокатской палаты, а данные о таком решении будут переданы лишь спустя 15 дней или могут быть переданы с опозданием», – отметила Екатерина Болдинова.

Она подчеркнула, что такой подход не соответствовал Закону об адвокатуре, который четко определяет момент присвоения статуса адвоката и его прекращения. «С учетом этого представляется, что комментируемое письмо положит конец разночтениям и станет отправной точкой единого подхода налоговых органов к определению момента начала и прекращения уплаты адвокатами обязательных платежей», – резюмировала она.

Партнер и руководитель практики «Арбитражное, налоговое и банкротное право» КА г. Москвы № 5 Вячеслав Голенев указал, что ранее существовала неопределенность в вопросе о том, с какого момента исчисляются взносы. «Вызвано это было расхождением трех дат: первая – это дата сдачи экзамена на статус адвоката, вторая – дата принесения присяги адвокатом в Совете, а третья – дата выдачи удостоверения адвокату в территориальном управлении Минюста РФ. До конца не было понятно, в какой момент для целей налогообложения и обложения страховыми взносами возникает статус адвоката, при этом в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре статус адвоката приобретается лицом со дня принятия присяги», – пояснил Вячеслав Голенев.

Адвокат указал, что письмом ФНС данный аспект разъяснен со ссылкой именно на ч. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре. «Хотя указанная ссылка терминологически не совсем корректна, поскольку закон не регулирует, где именно принимает присягу адвокат. Указано, что принимает он ее согласно порядку, установленному в своей адвокатской палате. По смыслу, практике и духу это верно, так как именно решениями Совета адвокатской палаты субъекта РФ оформляется факт принесения присяги», – отметил эксперт.

«С подходом, изложенным в письме относительно прекращения и приостановления статуса для целей налогообложения, следует согласиться, так как решение о прекращении и приостановлении статуса принимается именно Советом адвокатской палаты субъекта РФ. С этой даты и следует считать налоговую обязанность лица, возникшую в связи с его статусом адвоката, прекращенной», – заключил Вячеслав Голенев.


По мнению адвоката, заявившей ходатайство, применительно к прошедшим периодам адвокатской деятельности конституционные права адвокатов из числа военных пенсионеров остались нарушенными, поскольку, не определив объем пенсионных прав данной категории лиц, законодатель сохранил их обязанность уплачивать взносы на ОПС до 2021 г. Другой адвокат добавил, что если законодатель вводит новые «правила игры» в вопросе формирования пенсии, то должна была быть однозначно определена и судьба ранее уплаченных страховых взносов.

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1371-О-Р об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства адвоката АП г. Москвы Ольги Морозовой об официальном разъяснении Постановления от 28 января 2020 г. № 5-П, принятого по ее жалобе.

КС признал оспариваемые нормы конституционными, но при этом указал на неопределенность нормативного содержания

При этом Суд предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав данной категории лиц

Напомним, что в январе прошлого года Конституционный Суд предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания законодательных норм, касающихся пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования граждан, применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Как ранее писала «АГ», Ольга Морозова занимала должность заместителя начальника следственного департамента ФСКН. В июле 2014 г. она вышла в отставку по болезни в возрасте 45 лет. Ей была назначена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом о военных пенсиях. В апреле 2017 г. она получила статус адвоката и в июне того же года обратилась в межрайонную инспекцию ФНС России с просьбой не ставить ее на учет как плательщика взносов на ОПС, поскольку их уплата не гарантирует ей предоставления соответствующего страхового обеспечения по достижении пенсионного возраста в 2029 г. – к этому моменту, указывалось в жалобе, она не сможет выработать требуемый 15-летний страховой стаж и сформировать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 30.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении административного иска адвоката о признании решения налогового органа незаконным. Со ссылкой на Закон о военных пенсиях они указали, что военные пенсионеры обязаны встать на учет в качестве страхователей по ОПС и уплачивать взносы, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют адвокатскую деятельность). Это, отметили суды, обусловлено предоставлением таким лицам права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Законом о страховых пенсиях. При этом, подчеркнули они, отказ от участия в системе ОПС законодательством для таких лиц не предусмотрен.

В Постановлении № 5-П/2020 КС напомнил, что отнесение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к числу плательщиков взносов на ОПС и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов направлены на реализацию конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения, тем более что самозанятые подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию. Распространяя эту позицию на самозанятых граждан из числа военных пенсионеров, Суд подчеркнул, что их обязанность уплачивать взносы в ПФР должна гарантировать возможность реализации пенсионных прав в рамках системы ОПС на равных условиях с иными застрахованными лицами. Возложение на таких граждан обязанности по уплате взносов в ПФР конституционно допустимо лишь при наличии надлежащего правового механизма, гарантирующего им наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости.

КС отметил, что соответствующий правовой механизм был установлен поправками в законодательство по вопросам пенсионного обеспечения (Закон от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ), согласно которым военным, служившим по контракту, и приравненным к ним при назначении трудовой пенсии по старости было закреплено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности. Так, пенсионные права адвокатов из числа военных пенсионеров формируются за счет страховых взносов на ОПС и распределяются на солидарную и индивидуальную части с применением общеустановленного тарифа. При определении ИПК учитываются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части и учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Вместе с тем, предоставляя военным, служившим по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам право на получение в дополнение к пенсии за выслугу лет или по инвалидности трудовой пенсии по старости, законодатель исключил из состава последней базовую часть. Принимая такое решение, он исходил из необходимости достичь соотносимости размера обеспечения по ОПС и уплаченных взносов, а также учитывал получение ими пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Между тем, в отличие от базовой части трудовой пенсии, финансовым источником, за счет которого производится фиксированная выплата к страховой пенсии, являются взносы на ОПС, уплаченные по солидарной части тарифа. В то же время застрахованным из числа военных пенсионеров, у которых при достижении пенсионного возраста соблюдены прочие условия назначения пенсии по старости (страховой стаж не менее 15 лет и ИПК не менее 30), она устанавливается без фиксированной выплаты к ней, несмотря на то, что взносы по солидарной части тарифа уплачиваются ими на общих основаниях.

Таким образом, указал КС, оспариваемые положения характеризуются неопределенностью нормативного содержания, поскольку, обязывая адвокатов – военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС по солидарной части тарифа и не предоставляя им – в исключение из общего правила – права на получение страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты, не позволяют выявить волю законодателя касательно цели уплаты указанными лицами взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного обеспечения по ОПС, которое должно быть им предоставлено по достижении пенсионного возраста.

Отмечается, что предусмотренный законодательством порядок формирования самозанятыми лицами, включая адвокатов, пенсионных прав не позволяет (по крайней мере, без уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера) синхронизировать процессы формирования ИПК заданной величины (не менее 30) и приобретения требуемого страхового стажа (не менее 15 лет), поскольку для этого требовалось бы ежегодное формирование ИПК в размере не менее 2. В результате к моменту достижения пенсионного возраста указанные процессы могут быть не завершены, и тогда, несмотря на наступление страхового случая, застрахованный будет вынужден либо продолжить формирование пенсионных прав, либо отказаться от притязаний на обязательное страховое обеспечение.

«Подобная рассогласованность процессов ˂…˃ может быть компенсирована продолжительным осуществлением соответствующих видов деятельности, что, в свою очередь, предполагает как можно более раннее (с учетом реализации квалификационных требований, установленных законодательством для отдельных категорий самозанятых лиц) приобретение правового статуса индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса и т.п.», – сообщается в документе.

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий порядок уплаты адвокатами – военными пенсионерами взносов на ОПС

Проект изменений в Закон об обязательном пенсионном страховании разработан в целях исполнения соответствующего постановления Конституционного Суда

Однако для застрахованных лиц из числа военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая адвокатов, эта возможность, как правило, отсутствует. С учетом условий назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о военных пенсиях самозанятые лица, которым назначена такая пенсия, начинают осуществлять соответствующие виды деятельности и формировать свои пенсионные права в системе ОПС после прекращения военной и (или) иной приравненной к ней службы – т.е. в более позднем возрасте по сравнению с другими застрахованными лицами из числа самостоятельно обеспечивающих себя работой. При этом для них не предусматривается возможность назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа.

Впоследствии был принят закон, которым был уточнен порядок уплаты адвокатами – военными пенсионерами взносов на ОПС. В частности, в Закон об обязательном пенсионном обеспечении были внесены коррективы в целях исключения адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о военных пенсиях, из числа застрахованных лиц, на которых распространяется ОПС. Кроме того, таким адвокатам предоставлено право добровольной уплаты взносов на ОПС.

По мнению адвоката, неопределенность нормативного содержания сохранилась

В ходатайстве (имеется у «АГ») Ольга Морозова просила Конституционный Суд разъяснить, как следует понимать п. 1 резолютивной части Постановления № 5-П/2020 в период неисполнения федеральным законодателем п. 3 постановления.

Адвокат указала, что в соответствии с постановлением она обязана платить взносы на ОПС с целью обеспечения своих прав на получение обязательного страхового обеспечения, а федеральный законодатель в свою очередь обязан устранить неопределенность нормативного содержания ряда законодательных норм применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе ОПС пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Суда.

«До настоящего времени мое положение не изменилось, поскольку федеральный законодатель не устранил неопределенности содержания вышеуказанных норм применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», – подчеркнула заявитель. Она подчеркнула, что все обстоятельства, изложенные в ее жалобе, по которой было принято Постановление № 5-П/2020, не изменились и она гарантированно безвозмездно утрачивает пенсионные накопления, которые будут учтены на ее индивидуальном лицевом счете в результате уплаты указанных сумм страховых взносов.

Законодатель должен будет расширить круг лиц из числа военных пенсионеров, не являющихся застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию

Конституционный Суд напомнил, что согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 502-ФЗ, принятому во исполнение Постановления № 5-П/2020, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по ОПС. Тем самым они были освобождены от обязанности уплачивать взносы на ОПС с даты вступления Закона № 502-ФЗ в силу, а именно – с 10 января 2021 г.

Формально ходатайствуя о разъяснении Постановления № 5-П/2020, заявитель фактически ставит перед Конституционным Судом вопрос о проверке конституционности Закона № 502-ФЗ, что возможно лишь в порядке, предусмотренном гл. XII ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», подчеркивается в определении.

Эксперты критически оценили новые правила формирования пенсии адвокатов – военных пенсионеров

В комментарии «АГ» Ольга Морозова отметила, что «в сухом остатке» спора с ФНС за адвокатами – военными пенсионерами сохранилась обязанность уплатить взносы на ОПС за периоды до 2021 г., несмотря на тот факт, что у подавляющего большинства данных плательщиков никакой «второй» пенсии гарантированно не будет. «Только одна норма из семи обжалованных и признанных не соответствующими Конституции п. 2 резолютивной части Постановления № 5-П претерпела редакционное изменение. Осталось “незамедлительно устранить” неопределенность еще в шести нормах, и п. 3 постановления будет исполнен. Как видим, законодатель на свое усмотрение выполняет поручение Конституционного Суда», – пояснила она.

По мнению адвоката АП Новгородской области Константина Маркина, формально КС прав, указав, что заявитель ходатайства фактически поставила вопрос о проверке конституционности Закона № 502-ФЗ.

«Законодатель принял меры по выполнению Постановления КС № 5-П/2020. Закон № 502-ФЗ не предусматривает возврат ранее уплаченных страховых взносов лицами из числа военных пенсионеров. С точки зрения интересов государства это понятно, однако с позиции лиц, которые платили страховые взносы, – несправедливо. Если уж законодатель вводит новые “правила игры” в вопросе формирования пенсии, считаю, должна была быть однозначно определена и судьба ранее уплаченных страховых взносов», – подчеркнул он.

В настоящее время, пояснил Константин Маркин, получается, что ранее уплаченные страховые взносы лицами из числа военных пенсионеров – это некий «бонус» Пенсионному фонду. «Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что интересы государства в данном вопросе поставлены выше интересов граждан», – резюмировал адвокат.

Ведущая рубрики

Взносы в случае приостановлении деятельности

Как только адвокат встает на учет в налоговой, сразу возникает обязанность платить страховые взносы. Как только лицо снято с учета, то и обязанность платить снимается. Если адвокат не снят с учета, но временно деятельность не ведет, то необходимо официально подтвердить, что работа приостановлена, и за этот период взносы можно не уплачивать.

Если адвокат является членом адвокатской палаты, то информировать налоговую о приостановлении работы адвоката должна она. Также палата направляет сведения в налоговую инспекцию и о всех новых лицах, внесенных реестр.

Уведомление ИФНС о начале или приостановлении адвокатской деятельности адвокатская палата обязана осуществить до 10 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет или приостановления работы. Даже те, кто временно прекратил ведение частной практики, продолжают иметь статус застрахованного лица и обязаны платить взносы.

Неполный период частной практики. Как считать взносы

Адвокаты платят взносы аналогично индивидуальным предпринимателям, порядок уплаты тот же. Сумма взносов, подлежащих уплате, считается исходя из срока ведения деятельности.

Сумма, которую адвокат платит в качестве страхового взноса, зависит от периода деятельности, именно:

  • если деятельность велась полный год, то взнос платится в полном объеме;
  • если год отработан не полностью, то расчет осуществляется пропорционально количеству полных отработанных месяцев;
  • для месяца, отработанного не полностью, расчет ведется пропорционально количеству отработанных дней.

Налогообложение взносами для адвокатов зависит от того, какие суммы были получены за оказание юридических услуг. Если сумма полученного дохода не превышает 300 000 рублей, то взнос оплачивается в рамках фиксированной суммы.

Взносы при доходе до 300 000 рублей

С начала текущего года фиксированный взнос не привязан к размеру МРОТ. Сумма взносов теперь утверждается Правительством. Взносы меняются ежегодно. Размер их зависит от суммы средней и планируемой зарплаты по России в целом. Показатель средней зарплаты учитывается для определения фиксированного размера взноса на обязательное пенсионное страхование. Размер планируемой, ожидаемой зарплаты влияет на сумму взноса на обязательное медицинское страхование.

Фиксированные взносы в 2021 году

Фиксированные суммы взносов установлены в рамках ОМС и ОПС:

  1. взнос на обязательное пенсионное страхование – 32 448 руб.;
  2. взнос на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.;
  3. социальное страхование – обязанность отсутствует.

Оплата взносов осуществляется не позднее 31 декабря каждого года за текущий год. Если 31 число выпадает на выходной день, то последний день платежного периода переносится на ближайший рабочий день.

Социальное страхование не является обязательным условием ведения адвокатской деятельности. Делать взносы на социальное страхование или нет – выбор каждого адвоката.

Взносы при получении дохода выше 300 000 руб.

Если адвокат заработал за отчетный год сумму, превышающую 300 000 рублей, то он обязан заплатить дополнительный взнос в размере 1% от разницы между полученным доходом и 300 тыс. руб. Например, если заработал 500 тысяч рублей, то нужно доплатить 1%*(500 тыс.руб. – 300 тыс. руб.) = 2000 руб.

Адвокаты могут применять в своей деятельности только общий режим налогообложения, спецрежимы им не положены. Поэтому сумма дохода = сумма выручки. От уплаты НДС адвокатская деятельность освобождена по закону.

Основной взнос нужно платить до 31 декабря текущего года, а дополнительный — уже в следующем году.

Взнос с суммы, превышающей 300 тыс. руб. заработка, нужно заплатить до 1 июля следующего года. Есть ограничение – максимальная сумма дополнительного взноса не может превышать размер фиксированного взноса, умноженного на 8.

Взносы при работе адвоката в объединении

Если адвокат трудится в объединении (в коллегии, бюро, консультации), то именно оно является налоговым агентом. Отчисления взносов в такой ситуации имеют следующие характеристики:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: