Неплатежеспособность имеющая или приобретающая устойчивый характер признанная решением суда это

Обновлено: 15.04.2024

Понятие банкротства. При изучении сущности банкротства необходимо четко дифференцировать следующие родственные категории:

неплатежеспособность предприятия -это его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из их трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей: налогов, пошлин, финансовых санкций и т. п.;

экономическая несостоятельность -это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника;

банкротство -это неплатежеспособность, имеющая или приоб­ретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйствен­ного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Виды банкротства:

-Реальное банкротство - полная неспособность предприятия выпол­нять свои обязательства и восстановить в ближайшем будущем свою платежеспособность.

- Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятием о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них всевозможных отсрочек, скидок в выполнении своих обязательств.

- Преднамеренное банкротство - умышленно созданное руководителем или собственником предприятия состояние неплатежеспособности с целью нанесения предприятию экономического ущерба, преследуя личные интересы или интересы отдельных групп.

- Техническое банкротство - это состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом ее размер превышает объемы кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит его финансовые обязательства. При эффективной санации техническое банкротство не приводит к банкротству юридическому.

Финансовые последствия банкротства заключаются в следующем:

1)предприятие-банкрот подлежит ликвидации и прекращает свое существование и деятельность;

2)финансовая несостоятельность одного предприятия генерирует финансовые риски для других, наносит им ощутимый экономический ущерб, что в итоге снижает общий потенциал экономического развития страны и содержит в себе негативные последствия для экономики всего государства;

3) предприятие-банкрот не может своевременно уплатить налоги и сборы, что осложняет формирование доходной части бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, а это, в свою очередь, замедляет социально-экономическое развитие государства;

4)вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности, финансово несостоятельное предприятие сокращает численность рабочих мест, что порождает социальную напряженность в стране.

Таким образом, банкротство как экономическое явление - это результат неэффективной финансовой деятельности, оно несет в себе огромный разрушающий потенциал для финансов конкретного предприятия и государства в целом. Необходимость противодействия этой угрозе требует становления в любом государстве института банкротства.

Институт банкротства обеспечивает перераспределение общественного капитала с целью более эффективного использования доходов общества. Институт банкротства выступает действенным инструментом управления национальной экономикой.

Необходимость института банкротства. Банкротство затрагивает имущественные интересы практически всех субъектов хозяйствования - должников, кредиторов, государства и является действенным инструментом влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В противном случае предприятие-банкрот будет ликвидировано и выведено из реестра хозяйствующих субъектов.

Содержание национальной системы банкротства представлено следующими обязательными элементами (схема 16.3):

• законодательная база банкротства;

• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

• институт специалистов по реализации процедур банкротства;

• органы государственного управления по делам о банкротстве;

• система критериев (признаков) кризисного состояния предприятия.

В Республике Беларусьзаконодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несо­стоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 и Указом Президента Республики Беларусь «Онекоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 № 508. Названные документы четко обозначили все термины и процедуры банкротства в Беларуси, отразив национальные особенности этого процесса. Специализированная судебная система в сфере банкротства представлена в Республике Беларусь системой хозяйственных судов во главе Высшим Хозяйственным Судом, которые действуют в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников, консультантов. В Беларуси создана эффективная система подготовки и аттестации данных специалистов. Процесс этот находится под строгим контролем государства. Представление кандидатур временных антикризисных управляющих с недостаточной квалификацией, не способных выполнить возлагаемые на них функции, наносящих вред интересам должника, кредиторов, государства, влечет наложение штрафа.

Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Функции Департамента по санации и банкротству представлены на схеме 16.4.

Национальная система банкротства
Законодательная база
Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года
Указ президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 года № 508
Судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству
Система хозяйственных судов
Институт специалистов по реализации процедур банкротства
Антикризисные управляющие
Временные управляющие
Органы государственного управления по делам о банкротстве
Департамент о санации и банкротству Министерства экономики

Схема 16.3 Содержание системы банкротства Республики Беларусь

Функции и задачи Департамента по санации и банкротству Реализует систему подготовки управляющих: - проводит аттестацию физических лиц – кандидатов в управляющие - устанавливает профессионально-квалифицированные требования к управляющим - проводит в пределах своей компетенции аккредитацию юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников
Реализует государственную политику по предупреждению банкротства: - разрабатывает методы ранней диагностики банкротства - разрабатывает перечень мер по недопущению кризисных состояний экономики - распространяет информацию о фактах банкротства
Обеспечивает условия для реализации процедур банкротства: - издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по процедурам банкротства - обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника - организует по запросу общего и хозяйственного суда, прокуратуры или иного уполномоченного органа подготовку заключения о наличии признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и т.п.

Схема 16.4. Перечень функций и задач Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 22.12.2020 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также - саморегулируемая организация) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также - национальное объединение саморегулируемых организаций) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, - уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недостаточность имущества - превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

До утверждения в установленном порядке федеральных стандартов применяются нормативные правовые акты, изданные до 02.12.2014 (ФЗ от 01.12.2014 N 405-ФЗ).

федеральные стандарты - федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.

Все коммерческие организации в той или иной степени в зависимости от ряда факторов (вид осуществляемой деятельности, экономический климат в стране, эффективность руководства и др.) подвержены риску оказаться экономически не способными исполнять свои гражданские, административные и трудовые обязательства. Выражаясь экономическим языком, в такой ситуации обычно принято говорить о неплатежеспособности субъекта хозяйствования.

В настоящей статье будет рассмотрена сущность неплатежеспособности, алгоритм действий при ее выявлении на примере хозяйственного общества, аспекты ответственности, связанные с неплатежеспособностью.

Что представляет собой неплатежеспособность

Неплатежеспособность — неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений . При этом Закон о банкротстве выделяет два вида неплатежеспособности, зависящие от степени ее устойчивости:
— неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер;
— неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер.

Для того чтобы определить, является общество платежеспособным или нет и какой характер в последнем случае имеет его неплатежеспособность, необходимо обратиться к нормам постановления N 1672.

Постановлением N 1672 утверждены три финансовых коэффициента, характеризующие платежеспособность субъекта хозяйствования (далее — Коэффициенты):
— коэффициент текущей ликвидности (К1);
— коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2);
— коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3).

Для расчета каждого из коэффициентов необходимо обратиться к данным бухгалтерского баланса хозяйственного общества и нормам Инструкции.

Согласно п. 6 Инструкции коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность хозяйственного общества краткосрочными активами для погашения краткосрочных обязательств и рассчитывается по формуле:


где КА — краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса),
а КО — краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в соответствии с п. 7 Инструкции характеризует наличие у хозяйственного общества собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, и рассчитывается по формуле:


где СК — собственный капитал (строка 490 бухгалтерского баланса),

ДО — долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса),

ДА — долгосрочные активы (строка 190 бухгалтерского баланса),

КА — краткосрочные активы (строка 290 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности обязательств активами, как гласит п. 8 Инструкции, характеризует способность хозяйственного общества рассчитываться по своим обязательствам и рассчитывается по формуле:


где КО — краткосрочные обязательства (строка 690 бухгалтерского баланса),

ДО — долгосрочные обязательства (строка 590 бухгалтерского баланса),

ИБ — итог бухгалтерского баланса (строка 300), оно же общая стоимость активов.

Постановлением N 1672 утверждены нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированные по видам экономической деятельности. Так, согласно п. 3 указанного постановления, если К1 и К2 равны нормативным значениям или превышают их, а К3 не превышает значения 1 (1,2 для лизинговых организаций) — хозяйственное общество считается платежеспособным.

Неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, имеет место в случае, если одновременно:
— К1 и К2 на конец отчетного периода имеют значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности;
— значение К3 менее нормативного или равное ему .

Неплатежеспособность имеет устойчивый характер в одном из следующих случаев:
— К1 и К2 на конец отчетного периода имеют значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, а К3 имеет значение более нормативного на дату составления последней бухгалтерской отчетности;
— на дату составления последней бухгалтерской отчетности значение К3 более 1 (более 1,2 для лизинговых организаций) .

Кто может выявить признаки неплатежеспособности

Согласно п. 1 ст. 15 Закона N 57-З в состав годовой и промежуточной (за исключением месячной) отчетности коммерческих организаций входит:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о прибылях и убытках;
— отчет об изменении собственного капитала;
— отчет о движении денежных средств;
— примечание к отчетности.

Стоит сразу оговориться, что в соответствии со ст. 14 Закона N 57-З по общему правилу от организаций требуется составление только годовой отчетности. Таким образом, в организациях, где промежуточная отчетность в силу отсутствия требования законодательства или соответствующего решения собственника (иного уполномоченного органа) не составляется, во-первых, установить факт наличия неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер, практически невозможно, во-вторых, установить факт наличия неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, возможно только в том случае, если значение К3 по итогам года превысит 1 (1,2 для лизинговых организаций).

Как уже ранее говорилось, для расчета Коэффициентов необходим доступ к бухгалтерской отчетности хозяйственного общества. Следовательно, по мнению автора, первое должностное лицо, которому должно быть известно о том, что Коэффициенты не соответствуют нормативным, это главный бухгалтер — лицо, составляющее бухгалтерскую отчетность хозяйственного общества и руководящее бухгалтерским учетом в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 57-З.

Зачастую бухгалтеры представляют расчет Коэффициентов в примечании к отчетности (как правило, тогда, когда заранее известно, что хозяйственное общество платежеспособно). Тем не менее нормы постановления Минфина N 104 не устанавливают обязанности представлять в составе бухгалтерской отчетности в том числе расчет Коэффициентов. В любом случае специалист с образованием в сфере бухгалтерского учета, безусловно, еще при составлении бухгалтерского баланса без расчета Коэффициентов сможет сделать вывод на предмет того, однозначно ли хозяйственное общество платежеспособно или нет.

Доступ к бухгалтерской отчетности имеет также директор хозяйственного общества (лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, либо лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган) как должностное лицо, в обязанности которого согласно п. 3 ст. 7 Закона N 57-З входит организация бухучета (а также утверждение промежуточной отчетности). Директор, таким образом, второе лицо после главного бухгалтера, которому должно быть известно о неплатежеспособности хозяйственного общества. Если бухгалтером расчет Коэффициентов не осуществлялся, то, в принципе, даже общих знаний теории и практики бухгалтерского учета достаточно для того, чтобы у лица, ознакомившегося с данными бухгалтерского баланса, возникли сомнения в платежеспособности хозяйственного общества.

Третьим лицом, имеющим возможность обнаружить признаки неплатежеспособности хозяйственного общества, является его ревизор (ревизионная комиссия) .

Ревизор по меньшей мере раз в год должен проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества и по итогам такой ревизии составлять заключение, без которого общее собрание участников (акционеров) хозяйственного общества не может утверждать годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, а также распределять прибыль и убытки.

Исходя из положений ч. 9 ст. 59 и ч. 1 ст. 60 Закона о хозобществах, можно сделать вывод о том, что независимо от положений устава конкретного хозяйственного общества ревизор вправе знакомиться с документами бухгалтерского учета и отчетности. Представляется вполне логичным, что ревизор в рамках ревизии может произвести расчет Коэффициентов. Более того, полагаем, такой расчет также желательно включать в заключение ревизора в случае, если он не содержится в примечании к бухгалтерской отчетности.

Наконец, возможность знакомиться с бухгалтерской отчетностью хозяйственного общества имеют его участники (акционеры) как единолично, так и коллективно как орган управления. Общее собрание участников (акционеров) утверждает годовую бухгалтерскую отчетность хозяйственного общества, которая представляется для утверждения уполномоченным лицом на годовое общее собрание участников (акционеров). Что касается акционерных обществ, то в соответствии с ч. 1 ст. 72 Закона о хозобществах при намерении принять решение о выплате дивидендов по итогам квартала общему собранию представляется также квартальная бухгалтерская отчетность.

Относительно индивидуально участников (акционеров) хозяйственного общества стоит заметить, что хоть Закон о хозобществах и наделяет таких лиц правом получать информацию о деятельности хозяйственного общества и знакомиться с его документацией, однако квартальные бухгалтерские балансы (в отличие от годовых) в перечень такой документации в соответствии с ч. 1 ст. 63 Закона о хозобществах не включены. Следовательно, для того чтобы участник (акционер) хозяйственного общества имел весь спектр возможностей для определения платежеспособности хозяйственного общества, право на ознакомление с промежуточной бухгалтерской отчетностью необходимо закрепить в уставе общества.

Порядок действий при обнаружении факта неплатежеспособности

В законодательстве как таковой алгоритм действий при обнаружении факта неплатежеспособности не регламентирован. Связано это с тем, что обнаружение факта неплатежеспособности хозяйственного общества в соответствии со ст. 9 Закона о банкротстве не налагает на хозяйственное общество обязанность подать заявление о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее — заявление должника), а лишь предоставляет право на подачу такого заявления. Именно поэтому речь о каком-либо алгоритме действий может идти лишь с точки зрения мер рекомендуемого, а не должного.

При любых обстоятельствах логично, что о факте неплатежеспособности хозяйственного общества должен знать его директор. Помимо того, что такую информацию всегда можно передать устно, об установленном факте неплатежеспособности можно, и даже нужно, также сообщить документально. Бухгалтер, как и любой иной сотрудник хозяйственного общества, может сделать это в форме докладной записки. Ревизор и участник (акционер) общества могут сообщить подобную информацию в форме обычного письма в адрес директора общества. В хозяйственных обществах, в которых не создано совета директоров (наблюдательного совета), директору можно сообщить информацию о неплатежеспособности одновременно с требованием на этом основании созвать и провести внеочередное общее собрание участников (акционеров) хозяйственного общества.

Обратите внимание!
Требовать созыва внеочередного общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества вправе участник(и) (акционер(ы)), обладающий в совокупности не менее чем 10% доли (акций), если уставом хозобщества не предусмотрен меньший размер доли для созыва общего собрания участников (акционеров). А в хозяйственных обществах, в которых сформирован совет директоров (наблюдательный совет), требования о созыве внеочередного общего собрания участников (акционеров) необходимо направлять указанному органу, а не директору.

Вопрос о дальнейших действиях отдается на откуп директору. Во-первых, потому, что указанное лицо подписывает заявление должника при его подаче. Во-вторых, в хозяйственных обществах, действующих без совета директоров (наблюдательного совета), именно директор уполномочен на созыв общего собрания участников (акционеров) общества.

Почему важно, чтобы обнаружение факта неплатежеспособности в конечном счете привело к проведению общего собрания участников (акционеров) общества?

Во-первых, представляется разумным, чтобы об этом знали участники (акционеры), так как неплатежеспособность общества впоследствии способна сыграть решающую роль в юридической судьбе общества. Во-вторых, до подачи заявления должника общему собранию участников (акционеров) хозяйственного общества необходимо разработать меры по досудебному оздоровлению либо принять решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

На заметку
Протокол общего собрания участников (акционеров) или решение единственного участника (акционера) в соответствии с нормами ст. 28 Закона о банкротстве должны быть приложены к заявлению должника. Помимо этого, к заявлению также должен быть приложен оригинал (нотариально заверенная копия) решения о подаче заявления.

Таким образом, при установлении факта неплатежеспособности хозяйственного общества рекомендуется в любом случае созвать общее собрание участников (акционеров) общества (инициировать принятие решения единственным участником (акционером)) для того, чтобы решить, подавать ли в суд заявление должника. Одновременно при принятии решения о подаче такого заявления рекомендуется рассмотреть вопрос о проведении досудебного оздоровления.

Ответственность при неплатежеспособности хозяйственного общества

Если неплатежеспособности еще нет, то стоит остановиться на положениях ст. 238 УК, предусматривающей ответственность за подачу в суд заявления юридического лица о банкротстве и иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности такого лица, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого лица банкротом. Совершение указанного преступления, в принципе, невозможно без указания недостоверных сведений в бухгалтерском балансе хозяйственного общества, что автоматически предполагает преступный сговор бухгалтера, директора и участников (акционеров) общества (опционально — и ревизора), если только не имеет места прямой подлог документов.

Когда неплатежеспособность имеет место на самом деле, следует обратить внимание на нормы ст. 239 УК, предусматривающей ответственность за сокрытие факта неплатежеспособности юридического лица путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом. Ситуация абсолютно противоположная последней, но характеризуется дополнительным квалифицирующим признаком — наличие ущерба кредитору (кредиторам) общества в крупном размере.

Стоит заметить, что неплатежеспособность еще не означает экономической несостоятельности (банкротства), следовательно, лицо, по вине которого наступила неплатежеспособность, может и не быть виновным в последующей экономической несостоятельности (банкротстве). Многое здесь зависит от последующих действий хозяйственного общества. В частности, принимаются ли меры по восстановлению платежеспособности общества либо из него стремительно выводятся активы в целях спасения чего-либо «с тонущего корабля». В этом контексте стоит упомянуть, во-первых, положения п. 2 ст. 12.13 КоАП, устанавливающего ответственность за сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества юридического лица, неплатежеспособность которого имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам). За примерно схожие действия, повлекшие причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере, предусмотрена ответственность ст. 241 УК. Наиболее часто подобные случаи проявляются в форме отчуждения дорогостоящего имущества по значительно заниженной цене в пользу аффилированных лиц, лиц, являющихся в соответствии с налоговым законодательством взаимозависимыми, а также лиц, входящих в одну группу, в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности.

Касаемо субсидиарной ответственности стоит напомнить, что в соответствии с положениями ч. 2 п. 3 ст. 52 ГК, собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами. Указанная норма ранее предоставляла кредиторам и антикризисному управляющему достаточно много «творческой свободы» для обоснования причин привлечения того или иного лица к субсидиарной ответственности при подаче соответствующего иска.

Со вступлением в силу Декрета N 7 теперь строго регламентировано, что субсидиарная ответственность возлагается только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями лиц, имеющих право давать обязательные указания юридическому
лицу . Указанная норма существенно затруднила процесс привлечения к субсидиарной ответственности в связи с необходимостью истца доказывать факт совершения умышленных виновных действий, повлекших экономическую несостоятельность (банкротство). В частности, теперь даже заключение финансовой экспертизы о том, что неплатежеспособность наступила по вине того или иного лица, не дает оснований привлекать к субсидиарной ответственности без наличия факта доказанности умысла.

На практике заинтересованные лица предпочитают обращаться в правоохранительные органы с целью проверить деятельность коммерческой организации на предмет наличия признаков преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам). В подобном случае при возбуждении уголовного дела бремя доказывания вины ляжет на органы государственного обвинения, а кредитор (антикризисный управляющий) при вынесении обвинительного приговора получит доказательство вины лица, по вине которого была вызвана экономическая несостоятельность (банкротство).

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и нерентабельно, которые, зачастую заключают договор, а затем не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь осуществляется с помощью следующих нормативных правовых актов:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 24 и ст. 61);

- Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991г. (в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г.) – далее Закон о банкротстве;

- Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 г. № 508 (далее – Указ от 12 ноября 2003 г.);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Типового положения о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» от 4 февраля 2004 г. № 126;

- Указ Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508» от 6 апреля 2009 г.;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 апреля 2009 г.» от 27 июня 2009 г. № 842 и ряд других.

В соответствии с действующим законодательством, экономическая несостоятельность – это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). Под банкротством понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства).

Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):

· неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму по договору и в иных случаях предусмотренных гражданским законодательством);

· неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоговых платежей и сборов, пошлин и иных платежей в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, в том числе экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику).

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают: 1) должник; 2) кредитор; 3) прокурор; 4) орган государственного управления по делам о банкротстве – Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь; 5) иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязанности по уплате обязательных платежей обладают: 1) должник; 2) прокурор; 3) орган государственного управления по делам о банкротстве – Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь; 4) налоговые и иные органы.

Должником может быть любой субъект хозяйствования, за исключением казенного предприятия. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) подведомственны хозяйственному суду и рассматриваются по месту нахождения должника.

Основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности:

· наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

· применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

· наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом, акции (доли в уставном фонде) которого находятся в управлении государственных органов или в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных юридических лиц, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.

Отметим также, что существуют такие понятия, как ложное банкротство и преднамеренное банкротство, содержание которых раскрывается в статье 9 Закона о банкротстве. Ложное банкротство она квалифицирует как подачу в хозяйственный суд заявления должника при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. То лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за убытки (вред, в том числе моральный), причиненные этим действием, если иное не предусмотрено законодательством.

Преднамеренное банкротство – это банкротство должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания, либо имеющих возможность иным образом определять его действия. В случае признания судом вины ответственных лиц, при недостаточности имущества должника, суд может возложить на них субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.

До 2015 года объявить себя банкротом могли только юридические лица, однако согласно принятому ФЗ о банкротстве физических лиц РФ, теперь освободиться от кредитных обязательств подобным образом могут и физические лица. Для этого нужно подать соответствующие документы на рассмотрение арбитражного суда или обратиться в МФЦ (внесудебный порядок). Упрощенная схема подачи документов в МФЦ стала возможной после 1 сентября 2020 года. С этой даты действует ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».

Банкротство физических лиц

Банкротство физических лиц в 2022 году - условия

Чтобы быть признанным банкротом, человек должен иметь задолженность перед банком, организацией или третьим лицом. До 1 сентября 2020 года банкротом мог считаться гражданин:

  • если долг составляет как минимум 500 тысяч рублей;
  • нет возможности вернуть средства на протяжении как минимум 3 месяцев.

С 1 сентября возможно объявление банкротства и при более скромных суммах долга – от 50 до 500 тысяч рублей.

Избавься от долгов

В любом случае лицо может быть признано неплатежеспособным, если после оплаты всех долгов на руках остается сумма, не достигающая прожиточного минимума. Жить на такую сумму невозможно, но и просто не давать о себе знать кредиторам – не лучшая идея. Единственный возможный вариант разобраться с ситуацией – официальное признание себя банкротом.

Обязательное условие для признания банкротства физлиц – быть гражданином России. Кроме того, вы должны доказать, что существуют обстоятельства, препятствующие выплате долговых обязательств. Это может быть сокращение на работе или травма, не позволяющая дальше выполнять свои рабочие обязанности. Выполняться должны и следующие условия:

  • вы являетесь добросовестным заемщиком и предпринимали попытки самостоятельно разобраться с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
  • вы не скрываете свои доходы или имущество. Иначе суд откажет в объявлении банкротства.
  • вы работаете или ищете работу (обязательно быть на учете официальной биржи вакансий).

Поскольку для ликвидации задолженностей в случае признания вас банкротом будет распродано имущество, нужно взвесить все за и против такого шага.

Процедура банкротства физического лица - пошаговая инструкция для должников, превысивших 500 тысяч рублей

Если вы все-таки решили, что единственный возможный вариант в вашей ситуации – признание банкротства, то необходимо предпринимать решительные шаги.

Если сумма долга больше 500 тысяч рублей, то последовательность действий следующая:

  1. Собрать необходимые документы. Для подачи заявления потребуются:
  • личные документы (брачные свидетельства, документы о рождении детей, опеке и т.д.);
  • копии СНИЛС, ИНН, выписка по лицевому счету;
  • перечь имущества с подтверждением права владения;
  • справка о доходах и выписки со счетов;
  • выписка из реестра при наличии акций;
  • кредитные договоры, по которым накопились задолженности с указанием сумм и нахождения кредиторов.;
  • опись имущества;
  • медицинские документы, подтверждающие опекунство, наличие травмы, проведение операций.
  1. Подготовить письменное описание ситуации, приведшей к банкротству (прикладывается к заявлению).
  2. Подать заявление и документы в суд лично, почтой или онлайн.

После подачи заявления ни один кредитор не будет иметь права взыскивать с вас средства. Вы также не будете иметь права погашать задолженности. У суда будет максимум 7 месяцев на проверку предоставленной информации и вынесение решения.

Судебный орган может предложить реструктурировать задолженность. График процедуры предлагает должник или займодатель, он не может длиться более 3 лет. Основное значение при этом имеет доход должника. За вычетом средств для обеспечения жизни, деньги должника будут направлены на ликвидацию долга таким образом, чтобы уложиться в трехлетний срок и не оставить физическое лицо без средств к существованию.

Единожды требуется оплатить услуги финансового управляющего – 25 000 р. При необходимости получить рассрочку, соответствующее заявление нужно подать в суд.

После решения банка о признании банкротства физического лица, назначают оценку имущества. Если заемщик и кредитор с ней не согласны, они могут оспорить решение. Финансовый управляющий организует проведение торгов. Продана может быть:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • бытовая техника;
  • драгоценности.

Имущество стоимостью более 100 тыс. р. продается на открытых торгах, о которых уведомляются все кредиторы. Вырученная сумма будет использована для оплаты долга.

Заявление на банкротство

После того как подготовительные шаги были выполнены (сюда относится сбор необходимых документов и оплата обязательных судебных платежей), то можно обращаться в Арбитражный суд для подачи заявления вместе с необходимыми документами. Оно заполняется в свободной форме, однако должно содержать в себе ключевые сведения (причины возникновения задолженности, ее размер и срок неисполнения). Если требуется рассрочка для уплаты вознаграждения управляющему, дополнительно подается соответствующее ходатайство.

Таким образом, мы ответили на вопрос, как подать документы на банкротство физического лица. Еще раз подчеркнем, что каждая ситуация индивидуально, поэтому необходимо быть готовым к тому, что потребуется собрать какие-либо дополнительные сведения. Также отметим, что перед тем, как обращаться в суд для получения статуса банкрота, ознакомьтесь с действующими законодательными актами и убедитесь, что ваша ситуация соответствует выставленным условиям для признания банкротства.

Документы для банкротства физического лица

Полный перечень документов, которые должны войти в пакет, прикладываемый к подаваемому заявлению, определяется в каждой конкретной ситуации в зависимости от имеющихся особенностей. Однако есть базовый набор, на который стоит ориентироваться в данной ситуации. В соответствии с ним в список документов, которые необходимы при подаче заявления о банкротстве, входят следующие:

  • документально оформленное подтверждение того, что у гражданина имеются непогашенные финансовые обязательства в виде кредитов, займов и любых других ссуд, с указанием суммы образовавшейся задолженности (всю эту информацию можно запросить у кредиторов);
  • решение судов – при наличии просуженных долгов;
  • документы, в которых указываются доходы, полученные гражданином за последние три года (здесь во внимание принимается не только заработная плата, но и пенсия, социальные пособия, дивиденды и проценты по вкладам при их наличии);
  • справка из банка обо всех открытых счетах, в которой должна быть указана информация не только об остатке денежных средств, но и об их движении по счетам в течение времени;
  • сведения о движении денежных средств по счетам в электронных платежных системах при их наличии;
  • документы, которые содержат сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое находится в собственности должника (сюда относятся даже доли в уставном капитале и ценные бумаги при их наличии);
  • заключаемые должником договора, объектом которых выступает имущество стоимостью более трехсот тысяч рублей (подтверждающие факты дарения, купли-продажи или переуступки права требования);
  • личные документы, удостоверяющие личность гражданина, среди которых паспорт, свидетельство ИНН, свидетельство страхования;
  • документы, подтверждающие семейный статус гражданина (свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака или о разводе, брачное соглашение и прочие);
  • документы, содержащие информацию о совершаемых налоговых выплатах (выписка по лицевому счету, открытому в Пенсионном фонде);
  • справка из налоговой инспекции, в которой содержится информация о том, имеет ли гражданин статус индивидуального предпринимателя (обратите внимание, что срок ее действия составляет всего пять дней).

Процедура банкротства физического лица - пошаговая инструкция для должников, с суммой долга от 50 до 500 тысяч рублей

Запустить процедуру банкротства в этом случае можно только тогда, когда закончено исполнительное производство. Что это значит?

  1. Банк или МФО обратились в суд для взыскания долга.
  2. Судебные приставы отчитались, что долг взыскать невозможно. То есть у гражданина нет необходимого имущества для компенсации финансового ущерба. Завершить производство по судебному исполнению достаточно сложно, процесс может затянуться надолго.

Если все-таки такая ситуация сложилась, то можно начинать процедуру банкротства:

  1. Подать заявление в МФЦ (не важно, по месту регистрации или нет).
  2. Подождать окончание проверки МФЦ (на самом ли деле исполнительное производство закончилось).

В итоге будет размещена информация о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Оспаривание сделок при банкротстве физического лица

Законодательство РФ подразумевает, что некоторые сделки действительно могут быть признаны недействительными. Конкретно об этом говорят подробнее пункты закона «О несостоятельности», а также постановления, призванные дополнить, расширить разъяснение данного акта.

Существует два типа сделок, которые суд может посчитать недействительными и вынести по ним соответствующее решение.

Первый тип – «предпочтительные» – сделки, которые были заключены с некоторым количеством кредиторов (1 и более). Так, если в конечном итоге были ущемлены финансовые интересы и не удовлетворены претензии других организаций, которые также являются кредиторами данного должника, есть основания подозревать предпочтение интересов какого-либо из кредиторов по отношению к другим. В контексте первого типа сделок принято рассматривать соглашения, которые были подписаны не ранее, чем за полгода до начала процедуры банкротства.

Второй тип – «подозрительные» – сделки, которые были заключены с заведомо предусмотренным неравным встречным вознаграждением. В указанном случае разрешено оспаривать сделки, заключенные за срок не меньший, чем 12 месяцев до старта процедуры банкротства, и через 12 месяцев после. Ко второму типу также принято относить сделки, которые были заключены с явным намерением причинения вреда в отношении кредиторов. Оспариваться подобные сделки могут в случае, если они заключены не ранее, чем за 36 месяцев до старта процедуры банкротства.

Обычно, для избегания негативных последствий грядущего банкротства, должник может заранее начать избавляться от имущества, которое будет подлежать конкурсному производству. Делается это посредством:

  • договора купли-продажи;
  • передачи имущества якобы в дар;
  • по договору заставы.

Подобные сделки при процедуре банкротства в обязательном порядке согласуются с управляющим.


Как происходит оспаривание сделок при банкротстве в судебной практике?

Рассмотрим более подробно сами действия, которые производятся при данной процедуре и их порядок.

  1. Кредиторы обращаются к арбитражному управляющему или вынести свое решение на совете кредиторов, чтобы впоследствии управляющий мог инициировать делопроизводство по данному вопросу.
  2. Если совет кредиторов отказывается от подачи заявления в суд, кредитор имеет право подать его самостоятельно.
  3. Если совет кредиторов согласен на подачу заявления, то управляющий обращается в Арбитражный суд.
  4. Суд запускает делопроизводство.
  5. Суд рассматривает пакет прилагаемых к заявлению документов.
  6. На основании данного рассмотрения суд принимает решение: сделка либо отменяется, либо суд дает отказ в реализации данной процедуры.

Последствия банкротства физических лиц

Информация о банкротстве физических лиц находится в открытом доступе. Сведения о признании должника банкротом публикуются в официальных источниках, где можно получить подробную информацию о любом банкроте. Пользуются и знают о сайте лишь заинтересованные в этом лица – банки, кредиторы, арбитражные управляющие.

Делать выбор о том, начинать или нет процедуру банкротства только вам. Однако иногда выбора у должника просто не остается. Последствия для всех одинаковы, но отзывы об этом у всех разные. Так, после признания банкротом физическое лицо, согласно фз о банкротстве физических лиц:

  • в течение 5 лет не сможет занимать руководящие должности;
  • процедура признания банкротом не сможет быть проведена в ближайшие 5 лет повторно, внесудебное банкротство – 10 лет;
  • кредиторы должны быть уведомлены о новой процедуре банкротства.
  • всем имуществом гражданина с этого момента распоряжается его управляющий, который может его использовать в счет погашения долгов через специальную процедуру его продажи;
  • сам гражданин лишается права проводить любые сделки со своим имуществом;
  • если у гражданина акции или доли компаний, то ими также с этого момента распоряжается управляющий;
  • все банковские карты в течение 1 дня после решения суда должны быть переданы управляющему;
  • запрещается открывать или закрывать свои банковские счета, это право также переходит к финансовому управляющему;
  • если самому гражданину кто-то должен, то управляющий подает в суд на взыскание всех данных долгов.

Банкротство физических лиц не сказывается на жизни, кредитной истории родственников должника. Разве что ввиду совместного владения имуществом при процедуре банкротства будут затронуты интересы супругов. Например, при банкротстве мужа, имуществом которым владеет жена, может подлежать списанию.

Интересы других родственников затрагиваются только при долевом владении собственностью или если сделки с роднёй заключались в течение последних трёх лет, например, состоялось дарение недвижимого имущества.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

В общем случае, упрощенная процедура – сжатый, сокращенный процесс утверждения статуса экономического субъекта как «экономически несостоятельный».

Процесс сокращается, за счет уменьшенного количества активных действий в ходе решения вопроса банкротства, также значительное влияние оказывается тем фактом, что субъекты, подпадающие под данную категорию, как правило, не являются активными участниками рынка, они не имеют ни доходов, ни расходов.

Данный алгоритм делопроизводства используется фактически тогда, когда денежного выражения стоимости ценностей юрлица или физлица не хватает даже для компенсации издержек самого делопроизводства.

Основными этапами процедуры выступают следующие:

  • о ликвидации принято решение в добровольном порядке;
  • назначается ликвидатор;
  • ведомости о ликвидации вносятся реестр;
  • происходит информирование всех заинтересованных лиц (в т.ч. кредиторов);
  • составляется баланс на момент ликвидации;
  • расчет общей суммы долга;
  • если задолженность выше денежного выражения обязательств, подается официальный запрос в суд о банкротстве;
  • принимается судебное постановление о банкротстве;
  • открывается конкурсноепроизводство;
  • назначается управляющий, который размещает объявление о том, что лицо – банкрот;
  • имущество должника проходит оценку, проводятся открытые торги по его реализации.

Особенности, преимущества и недостатки упрощенной процедуры

Помимо изложенных выше, у процедуры есть некоторые особенности, о которых следует упомянуть. При упрощенной процедуре банкротства физического лица или юрлица исключаются обычные для подобного процесса процедуры (наблюдения, санации, внеш. управления).

Так, плюсом является то, что мы избавляемся от операций, занимающих наибольшее количество времени. С другой стороны, минус в данной ситуации – должник не имеет возможности вернуть платежеспособность, как в случае с обычной процедурой.

Упрощенная схема выступает, своего рода, добровольной ликвидацией, поэтому вся процедура начинается с конкурсного производства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: