Что такое государственно правовая деятельность

Обновлено: 27.03.2024

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина [1] .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

    (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства); (посредством государственных органов); (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования; и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.); граждан (партии, общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании).

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих крупных блоков норм права:

    , государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства; (в федеративном государстве регламентировано более подробно); и избирательная система; и статус депутатов; , институт главы государства и функции правительства; и статус судей;
  1. конституционный контроль;
  2. местное управление и самоуправление.

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима К.п. используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Источники права

Основное место К.п. в системе отраслей права закрепляется её основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права. Кроме Конституции другими источниками К.п. являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

Примечания

  1. ↑ Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

Ссылки

Смотри также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственное право" в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права конституция. В литературе и в ряде зарубежных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Юристы, имеющие глубокую подготовку по государственно-правовому профилю, специализируются на защите прав человека, конституционных основах деятельности органов государственной власти. Они изучают все направления права (конституционное, гражданское, уголовное, административное…) и могут толковать различные правовые акты. Особое внимание в рамках государственно-правового направления уделяется основам деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, избирательному праву, особенностям правотворчества, обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.


Ключевыми дисциплинами государственно-правового профиля юриспруденции являются:

  • Муниципальное право
  • Права человека и гражданина
  • Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации
  • Римское право
  • Бюджетное право
  • Таможенное право
  • Государственная служба в РФ
  • История политических и правовых учений
  • Миграционное право
  • Основы государственного управления
  • Конституционное право зарубежных стран

Полученные знания пригодятся специалистам по государственному праву на службе в органах государственной власти и местного самоуправления, в кадастровой и миграционной службе, правоохранительных органах, адвокатуре, судебных органах, в банках, общественных и коммерческих организациях. В зависимости от места работы и занимаемой должности специалисты по государственно-правовому направлению смогут толковать различные правовые акты, выступать экспертами-консультантами в разных видах юридической деятельности, участвовать в разработке нормативно-правовых актов, юридических документов, преподавать юридические дисциплины, представлять интересы физических и юридических лиц в суде. Вот некоторые профессии, по которым может работать специалист по государственно-правовым отношениям:

  • Очная форма:
    Бюджет - 288 ; Договор - 160 .

О программе

Государственно-правовой профиль подготовки юристов предполагает получение студентами углубленные знаний и практических навыков в области публичного права (избирательного и законодательного процессов, муниципального, банковского, таможенного права, прокурорского надзора и правовых основ государственной и муниципальной службы и т.п.), которые необходимы для юридической и управленческой работы в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на муниципальной службе, в правовых отделах правоохранительных и судебных органов, банков, общественных организаций и политических партий.

Государственно-правовой профиль подготовки юристов-бакалавров является частью востребованного единого направления подготовки (бакалавриат-магистратура-аспирантура) высококвалифицированных юридических кадров для органов государственной (муниципальной) власти и управления, государственных и публичных организаций, которое обеспечивается успешной деятельностью научно-педагогической школы, сформировавшей за долгие десятилетия собственную традицию подготовки высококлассных юристов в сфере государственной и публичной власти.

В профессорско-преподавательский состав входят доктора и кандидаты юридических наук, являющиеся практикующими юристами, в числе которых как представители юридического бизнеса, так и высшей группы должностей государственной службы ( сотрудники и эксперты Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в РФ, федеральных министерств и ведомств) а также представители муниципальных органов власти, судьи и адвокаты.

Образовательная программа Государственно-правового профиля включает, помимо общих для всех юристов-бакалавров общепрофессиональных дисциплин, и актуальные дисциплины юридико-управленческой направленности, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития правовой деятельности в государственном аппарате.

В рамках Государственно-правового профиля предусмотрено прохождение учебной, производственной и преддипломной практик в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации, в муниципальных органах, в государственных организациях и учреждениях.

Основные дисциплины

  • Парламентское право;
  • Правовое регулирование государственной и муниципальной службы;
  • Государственный контроль;
  • Законодательный процесс;
  • Правотворчество в органах исполнительной власти;
  • Механизмы защиты прав человека;
  • Исполнительная власть в современной России;
  • Коллизионное право;
  • Обеспечение законности в государственном управлении.

Отличительные особенности

  • Программа разработана с учетом мнения работодателей, отражает современные тенденции развития рынка юридических услуг;
  • Оснащенные аудитории: зал судебных заседаний, лаборатория для проведения занятий по криминалистике;
  • Использование эффективных образовательных методик, включая интерактивные;
  • Международные стажировки и практики;
  • Высококвалифицированный преподавательский состав.

Научный руководитель программы


Карьера и трудоустройство

Добросовестное изучение содержания публичных отраслей российского публичного права и получение практических управленческих навыков обеспечит обучающимся Государственно-правового профиля глубокие знания и умения для последующего трудоустройства на должности государственной и муниципальной службы и позволят начать юридическую карьеру в правотворческой, экспертно-консультационной, организационно-управленческой и правоприменительной сферах юридическую деятельности на различных должностях в юридических службах и департаментах государственных и муниципальных органов, в судебных и правоохранительных органах, в различных публично-политических организациях.

Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, с возможностью последующего трудоустройства, в том числе: Аппараты Государственной Думы, Совета Федерации ФС РФ, Уполномоченного по правам человека, Минюст, ФНС, МВД, Минэкономразвития; Прокуратура, Следственный комитет, Управление Судебного департамента, Арбитражные суды, Нотариальные палаты, Коллегии адвокатов, Юридические и консалтинговые компании («Вегас Лекс», «ПрайсВотерхаусКуперс», «Пепеляев групп», «Эрнст энд Янг», «Мак-Кинзи») и др.

  • Бюджет - зачислены победители
    Олимпиад
    и поступающие вне конкурса

О программе

Обучение в рамках государственно-правовой специализации дает возможность приобрести не только углубленные знания, но и практические навыки, составляющие основу профессиональной подготовки, необходимой для успешного начала трудовой деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления, в аппаратах центральных и региональных министерств и ведомств, избирательных комиссиях, органах государственного контроля и надзора, в структурах уполномоченных по правам человека, а также в органах государственной безопасности, в правоохранительных органах и адвокатуре, в некоммерческих и коммерческих организациях, в политических партиях, общественных организациях разных организационно-правовых форм, в том числе осуществляющих государственно-частное партнерство.

Наряду с общепрофессиональными, образовательная программа включает актуальные дисциплины государственно-правовой специализации, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития рынка юридических услуг. Программа обновляется за счет включения в нее актуального материала или принципиально новых спецкурсов.

В рамках образовательной программы предусмотрено прохождение трех видов практик: учебной, производственной и преддипломной. Для прохождения практик обучающиеся направляются в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также в суды, органы внутренних дел и прокуратуры.

В число наших преподавателей входит не только академическая профессура, но и практикующие юристы, в том числе сотрудники прокуратуры и органов внутренних дел, эксперты Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, министерств и ведомств, а также представители органов местного самоуправления, судьи, нотариусы и адвокаты. Многие из них являются выпускниками юридического факультета им. М.М.Сперанского.

Основные дисциплины

  • Административно-правовой статус Совета Безопасности;
  • Государственное управление в административно-политической сфере;
  • Законодательный процесс;
  • Избирательное право;
  • Институт гражданства и правовое регулирование миграционных процессов;
  • Конституционный контроль в РФ;
  • Личность, государство, право в политической системе общества;
  • Нормативно-правовые основы региональной безопасности;
  • Парламентское право;
  • Проблемы юридической ответственности.

Отличительные особенности

  • Оснащенные аудитории: зал судебных заседаний, лаборатория для проведения занятий по криминалистике;
  • Высококвалифицированный преподавательский состав;
  • Обеспечение местами практики всех обучающихся;
  • Наряду с качественными юридическими квалификациями выпускник обладает навыками аналитической оценки уровня национальной безопасности и разработки правовых средств разрешения конфликтных ситуаций;
  • Диплом специалиста 40.05.01 (государственно-правовая специализация) подразумевает компетентность выпускника как в сфере юриспруденции, так и в сфере теории и практики правовой охраны национальной безопасности в публично-правовых отношениях;
  • Обучение в рамках специализации предоставляет возможность приобрести квалификацию эксперта в области оценки коррупционных рисков и антикоррупционной экспертизы законов и иных актов органов государственной власти.

Научный руководитель программы


Карьера и трудоустройство

Выпускники образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности. Государственно-правовая специализация» обладают профессиональными компетенциями, применимыми в разных сферах юридической деятельности, а также в области обеспечения национальной безопасности. Это владение: знаниями особенностей формирования государственной службы, административного процесса, принципах деятельности и характере ответственности государственных служащих; умением проводить экспертную оценку уровня правового обеспечения безопасности в публичной сфере; толковать нормы закона и других нормативных правовых актов; пользоваться правовыми средствами защиты личности, общества и государства, навыками грамотного юридического письма и юридической аргументации, необходимыми как при разработке нормативных правовых актов и актов правоприменения, так и при подготовке деловых юридических документов, обосновании позиции в суде и т.п.

Договоры на прохождение практики и стажировок заключены с более чем 100 организациями, с возможностью последующего трудоустройства, в том числе: Аппараты Государственной Думы, Совета Федерации ФС РФ, Уполномоченного по правам человека, Министерство юстиции РФ, Федеральная налоговая служба, МВД России, Минэкономразвития, Министерство энергетики РФ; Прокуратура, Следственный комитет, Счетная палата РФ, Управление Судебного департамента, Арбитражные суды, Нотариальные палаты, Коллегии адвокатов, Юридические и консалтинговые компании («Вегас Лекс», «ПрайсВотерхаусКуперс», «Пепеляев групп», «Эрнст энд Янг», «Мак-Кинзи» и др.)


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: