Можно ли обращаться в суд мусульманам

Обновлено: 15.04.2024

Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
Член: Бакр Абу Зейд.

2. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

Вопрос №188900: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

3. Шейх аль-Альбани.

Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур», 624.
______________________

. человек, который обратился в куфарский суд за тем, чтобы вернуть свое имущество, которое у него нечестно забрали.
Если у меня отобрали кафиры мое имущество. и я через суд хочу его вернуть, так как по другому вернуть не получается. то насколько правильны или грешны будут мои действия?

Уа алейкум салям.

Следует отметить, что обращаться на суд к тагъуту, - а это любые законы, помимо закона Аллаха -, в своей основе строго запрещено! Однако учёные дозволяли это в виде исключения при необходимости и отсутствия возможности иначе восстановить свои права, или чтобы вернуть причитающееся тебе, или чтобы отвратить от себя несправедливость.
По той причине, что непонимание этого вопроса часто вызывает неурядицу среди мусульман, хотелось бы процитировать слова великих и признанных учёных по данному вопросу:

Спросили учёных Постоянного комитета: «Каково постановление вопроса обращения на суд к судье в Америке, как спорные вопросы среди мусульман, положения развода, торговли и тому подобных вещей?»
Они ответили: “Не дозволено мусульманину обращаться за судом к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. Но если в его пользу будет вынесено неправильное решение (неверным судом), то нельзя ему это присваивать!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 23/502.
Под этим ответом подписались следующие члены Постоянного комитета: ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.

Спросили шейха Ибн База: «Каково положение обращения на суд к тем, кто судит по вымышленным законам, если все суды в его городе судят по ним? В противном случае человек не может получить свои права, кроме как обратившись к ним на суд. Становится ли в таком случае человек неверным?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если он вынужден обратиться к такому суду, то не становится из-за этого неверным. Однако он не должен обращаться к ним на суд, кроме как если будет вынужден сделать это и не будет другого метода отстоять свои права. Также он не должен брать то, что было присуждено ему, если это противоречит пречистому Шариату”. См. “Фатауа Ибн Баз” 23/214.

Спросили шейха аль-Альбани: «О шейх, можно ли обращаться в суд, который судит по вымышленным законам, если я являюсь притеснённым в каком-то положении?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Нельзя, кроме как тому, кто является вынужденным. И он может требовать только то, что позволил ему Шариат. Не дозволено обращаться в такой суд по причине известного положения, о котором ты упомянул (что эти суды руководствуются выдуманными законами), кроме как если человек будет вынужден. При этом нельзя злоупотреблять этим и через выдуманные законы претендовать на то, на что человек не имеет права. Основа в том, что это запрещено, а исключением является то, что я упомянул при наличии этих условий”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 337.

Спросили также шейха аль-Альбани: «Если между двумя людьми сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа судебных учреждений неверных, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путём?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Если он убеждён в том, что решение суда по тому вопросу, с которым он обращается, не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 624.

Спросили шейха ‘Абду-р-Раззакъа ‘Афифи: «Каково постановление на счёт обращения к судам, которые судят по выдуманным законам?»
Шейх ‘Афифи ответил: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если невозможно взять своё право, кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”. См. “Фатауа ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи” 1/166.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В действительности – это этот вопрос является очень важным, т.е. например, дозволено ли нам обратиться на суд к тем, кто судит по выдуманным законам, если мы правы, или же следует утратить свои права (не обращаясь к ним на суд)? Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, упомянул в начале книги «ат-Турукъ аль-хукмийя», что среди фкъихов есть такие, кто сказал: «Не обращаешься к ним на суд, даже если будут потеряны все твои права». И он сказал, что подобным подходом дела людей не придут в порядок. Особенно учитывая многочисленность тех, кто судит не согласно тому, что ниспослал Аллах. Ты можешь обращаться к ним на суд, однако если в твою пользу будет вынесено решение, не основанное на том, что ниспослал Аллах, ты должен отвергнуть это. А что касается того, чтобы мы утратили права людей, а речь может идти о большом имуществе, о многочисленных наследниках, то неужели мы всё это потеряем по той причине, что такой-то судит по выдуманным законам?! Мы обратимся к нему за судом, и если он вынесет решение согласно истине, то истина принимается от любого человека”. Сл. «Шарх Задиль-мустакъни’/Китаб аль-бую’» № 37(А).

Спросили мусульмане Америки шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково положение человека, который обращается в американский суд, если он вынужден сделать это?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если вы вынуждены сделать это, чтобы получить своё имущество, и у вас нет иного варианта на это, кроме как обратившись к ним, то в этом нет проблем. А если вы желаете обращаться на суд к ним, и не желаете обращаться на суд к учёным Ислама, то это считается неверием. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагъуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4: 60).
Слово «желают» указывает на желание этого в их намерении.
Если ты желаешь получить свои права, и не можешь сделать этого, кроме как через этот выдуманный суд, то ты можешь обратиться к ним. А если ты желаешь обращаться за судом к выдуманным законам, а не к учёным Ислама, то есть опасение для тебя неверия”. Сл. “Асъиля Амрика”.

Спросили шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака: «Если у мусульманина есть тяжба в стране неверных или подобной им, может ли он обратиться на суд к выдуманным законам?»
Шейх аль-Баррак ответил: “Если на мусульманина покушаются в стране неверных, будь то на его жизнь, его имущество или его свободу, то он может обратиться со своей проблемой к тому, кто может избавить его от притеснения или защитить от несправедливости. Поистине, притеснённый человек может обратиться за помощью к тому, кто окажет ему помощь, но без того, чтобы самому притеснять несправедливого. Если человек знает, что комитет, к которому он обратился для решения проблемы, покусится на притеснителя сверх того, что он заслуживает, возлагая на него штрафы, превышающие то, чем он обязан, то притесняемому не дозволяется брать больше причитающегося ему.
Подобное не расценивается, как обращение на суд к тагъуту, ибо те, обращающиеся на суд к тагъуту – это те, которые предпочитают этот суд над Шариатом Аллаха, проявляя довольство им и принимая его постановления зная, что это противоречит Шариату Аллаха. Всё, что противоречит закону Аллаха из постановлений тех, кто судит по выдуманным законам, является злом, будь они из числа неверных, как иудеи и христиане, или же из числа причисляющих себя к Исламу.
К примеру, мусульмане запрещается обращаться на суд к выдуманным законам против своего мужа, если она знает, что этот суд обяжет мужа свыше того, чем обязал его Шариат. Как и запрещено мусульманке обращаться в суд, чтобы требовать половину наследства, зная о том, что этот закон уровнял мужчин и женщин в доле наследства! И нельзя ей брать свыше того, что предписал ей из доли наследства Аллах.
Не скрыт тот факт, что обращения в подобные судебные инстанции и учреждения являются вынужденной вещью, ибо, если для проживающих в таких странах мусульман будет обязательным не обращаться к ним на суд в случае притеснения, то их постигнет великий вред по этой причине. И преступники станут покушаться на мусульман, если узнают, что им не оказывается помощь!
Исходя из сказанного, следует, что обращаться в подобные судебные инстанции в упомянутых случаях – из числа необходимости. И это не противоречит обязанности проявить неверие в тагъута, чем является постановление, которое противоречит Шариату Аллаха, который Он ниспослал в Своей Книге и Сунне Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатауа аль-Баррак” № 12848.

Важное примечание:
Однако, если какая-либо тяжба произошла между мусульманами, которые проживают в странах, где нет шариатских судов, то они не должны обращаться на суд тагъута, однако им следует обратиться к обладателям знания их местности из числа праведных мусульман, чтобы они разрешили их конфликт согласно Шариату Аллаха.
И на правомочность сказанного указывают Коран и Сунна.
Так, Всевышний Аллах, говоря о путях решения конфликта между супругами, сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (4: 35).
Шурейх ибн Хани рассказывал: “Когда мой отец – Хани прибыл с делегацией к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он услышал, как соплеменники Хани именуют его Абу-ль-Хакам (Наилучший судья). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал его и сказал: «Воистину, истинный Судья – это Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит власть! Так почему же тебя именуют Абу-ль-Хакам?»
Он ответил: “Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Что может быть прекраснее этого! А есть ли у тебя сыновья?»
Он ответил: “У меня есть Шурейх, Муслим и ‘Абдуллах”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А кто из них старший?»
Он ответил: “Шурейх”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда ты – Абу Шурейх (отец Шурейха)»”. Абу Дауд 4955, ан-Насаи 5387. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 2615.
Как мы видим из этого хадиса, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал порицание именно его неправильному прозвищу, а что касается его поступка в виде разрешения конфликта людей, то он назвал это дело прекрасным.
И учёные считали это узаконенным. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” 5/179.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дозволено ли обращаться в полицию и суды неверных?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Перед тем, как ответить прямо на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, вспомним, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) обращались с просьбой об убежище к христианскому монарху (негусу) Эфиопии Асхаме, который был известен своей справедливостью. Передаётся, что Умм Саляма рассказала:

«Когда мы осели в землях Эфиопии, то стали жить в прекрасном соседстве с Негусом. Мы чувствовали себя в полной безопасности, исповедуя нашу религию, поклонялись Всевышнему Аллаху, не терпя обид, и не слышали ничего неприятного» (Ахмад; достоверность подтвердил аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид», 6/25-27).

Далее, Сам Аллах в Коране говорит:

«Среди людей Писания есть такой, который вернёт тебе целый кантар, если ты доверишь его ему; но есть и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернёт его тебе, пока ты не встанешь у него над душой» (3:75).

То есть среди неверных тоже есть честные в мирских делах люди, которым мусульманин может доверить свои имущество, здоровье и безопасность; процитируем Ибн Таймию:

«Поистине, среди многобожников и обладателей Писания есть люди, заслуживающие доверия. поэтому дозволено доверять кому-нибудь из них имущество, как и дозволено мусульманину лечиться у неверного, если тот является честным человеком; об этом говорили Ахмад и другие имамы» («Маджму'у-ль-фатава», 4/114).

«Если иудей или христианин является специалистом в медицине и заслуживает доверия в глазах человека, то разрешено ему лечиться (у такого), как разрешено оставлять тому на хранение имущество и вступать с ним в иные взаимоотношения» («аль-Адабу-ш-шар'ийя» Ибн Муфлиха, 2/441; «Газау-ль-альбаб» ас-Саффарини, 2/20). См также: Секта знахарей

Сюда же относятся и те случаи, когда мусульманин перед лицом явной угрозы просит помощи у полиции или иных силовых ведомств тагутов. Вспомним хадис:

"(Однажды некий) человек пришёл к Пророку – да благословит его Аллах и приветствует – и спросил: «О Посланник Аллаха, что ты скажешь, если (какой-то) человек пришёл ко мне, желая отнять моё имущество?» Сказал (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует): «Напомни ему об Аллахе». Тот сказал: «А что ты скажешь, если я напомнил ему об Аллахе, а он не вспомнил (т.е. не внял этому)?» Ответил (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует): «Попроси помощи против него у правителя». Он спросил: «А если правитель будет далеко от меня?» Сказал Посланник: «Попроси помощи против него у тех мусульман, кто находится вблизи тебя». Человек сказал: «Если же вблизи не будет никого?» Сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Тогда сражайся за своё имущество до тех пор, пока не защитишь своё имущество или не погибнешь, став одним из шахидов в вечной жизни»" (Ахмад, ан-Насаи, ат-Табарани, Ибн Аби Шайба, аль-Байхакы; см. «Насбу-р-рая фи тахриджи ахадиси-ль-хидая» аз-Зайля'и, 6/352-353 и «Умдату-ль-кари» аль-Айни, 13/35).

Как видим, обязанность обращаться к властям спадает лишь тогда, когда правитель далеко, а не тогда, когда он судит по тагутским законам. Немного иначе дело обстоит с тагутскими судами, куда нельзя обращаться без крайней необходимости:

«Не разрешено мусульманину обращаться в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес несправедливое решение в его пользу, то не разрешается ему брать то, (что присудили)» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», фетва № 19 504).

هل يجوز التحاكم إلى محاكم الكفار في دول غير إسلامية؟
هل يكون كفرا؟ هل يعتبر من نواقض الإسلام؟

1. Ранний имам об обращении мусульманина в неисламский суд (тагута) за своим правом

Писал имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (131-189 гг.х.), ученик имама Абу Ханифы: «Если мусульманин оставил что-то на хранение другому мусульманину и разрешил в случае своего отсутствия выезжать из данной местности с этой вещью, а тот, кому оставили ее на хранение, стал вероотступником (муртад) и переехал в «дар аль-харб» (неисламскую страну), и там нашел его первый и потребовал вернуть, но второй отказался, и тогда они обратились со своей тяжбой насчет этой вещи к правителю той страны, и мусульманин не смог заполучить ее, а затем жители этой местности приняли Ислам, то эта вещь остается тому, кому была отдана на хранение, и нет у настоящего ее хозяина пути заполучить ее обратно».

Как видно из описания, мусульманин и вероотступник обратились на суд к правителю-немусульманину, и после этого имам аш-Шайбани продолжил называть первого мусульманином и ни в чем его не осудил.

Эти слова имама аш-Шайбани процитировал имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси аль-Ханафи (ум. 490 г.х.) и лишь дополнил их объяснениями причин постановления, никак не выразив осуждения мусульманину, и не исключив его из Ислама.
См. «Шарх ас-Сияр аль-кабир» 3/168.

قال الإمام محمد بن الحسن الشيباني (131-189 هـ ) : «وَلَوْ اسْتَوْدَعَ مُسْلِمٌ مُسْلِمًا شَيْئًا وَأَذِنَ لَهُ إنْ غَابَ أَنْ يُخْرِجَهُ مَعَهُ فَارْتَدَّ الْمُودَعُ وَلَحِقَ بِدَارِ الْحَرْبِ، فَلَحِقَهُ صَاحِبُهُ وَطَلَبَهُ مِنْهُ فَمَنَعَهُ، وَاخْتَصَمَا فِيهِ إلَى سُلْطَانِ تِلْكَ الْبِلَادِ، فَقَصَرَ يَدَ الْمُسْلِمِ عَنْهُ، ثُمَّ أَسْلَمَ أَهْلُ الدَّارِ فَالْوَدِيعَةُ لِلْمُودعِ لَا سَبِيلَ لِصَاحِبِهَا عَلَيْهَا».

فكما وصف الإمام: المسلم والمرتد تحاكما إلى السلطان الكافر وبعد ذلك استمر الإمام في تسمية الأول مسلما ولم يعقب فعله بالإنكار، ثم نقل كلامه الإمام محمد بن أحمد السرخسي الحنفي ( ت. 490 هـ ) وبين تعليل الحكم ولم ينكر على المسلم ولم يخرجه من الإسلام.

انظر: «شرح السير الكبير» 3/ 168.

2. Современные исламские ученые об обращении в суд неверующих (неверных)

2.1. Постоянный комитет по фатвам в Саудовской Аравии

Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
Член: Бакр Абу Зейд.

السؤال الثالث عشر والخامس عشر من الفتوى رقم 19504
س 13 : ما حكم تحكيم القضاء الأمريكي في النزاع بين المسلمين، أمور الطلاق والتجارة وغيرها من الأمور؟
ج 13 : لا يجوز للمسلم التحاكم إلى المحاكم الوضعية إلا عند الضرورة إذا لم توجد محاكم شرعية، وإذا قضي له بغير حق له فلا يحل له أخذه.

اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله بن باز
نائب الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله آل الشيخ
عضو: صالح بن فوزان الفوزان
عضو: بكر بن عبد الله أبو زيد
انظر (فتاوى اللجنة) 23/ 502

2.2. Муфтият Арабской Республики Египет

В египетский муфтият поступил вопрос: «Разрешено ли мусульманам обращаться для суда к законам, придуманным людьми, как, например, законы международного права?»

Отдел фатв опубликовал под номером 4195 от 03.01.2017 г. развернутый ответ своего видения по этому вопросу, который подытоживался словами:

«На основании вышеизложенного проясняется, что разрешено обращаться для суда к законам, придуманным людьми, будь они международными или местными, с условием, чтобы они не противоречили исламскому шариату, его непоколебимым положениям и ценностям».

ورد إلى دار الإفتاء المصرية السؤال التالي: هل يجوز للمسلمين التحاكم إلى القوانين الوضعية كالقانون الدولي؟

فأجابت أمانة الفتوى على موقع دار الإفتاء الرسمي بجواب موسع تحت رقم 4195 عن تاريخ 03.01.2017 ، تعبر فيه عن رؤيتها، وختمته بالخلاصة:

«مما تقدم: يتبين جواز التحاكم إلى القوانين الوضعية؛ سواء كانت دولية أو محليَّة، شريطة ألا تتعارض مع الشريعة الإسلامية وثوابتها ومقاصدها».

2.3. Сирийский исламский совет

В фатве №10 группы сирийских исламских ученых, которые объединились в «Сирийский исламский совет», сказано:

«Обладатели знания разъяснили, что разрешено обращаться в суды в странах немусульман, чтобы заполучить свое право, когда есть только такой путь к этому. При этом должны соблюдаться упомянутые далее условия.
Первое: чтобы не было возможности отстоять свое право, кроме как этим путем.
Второе: чтобы прибегнувший к этому испытывал неприязнь к такому суду.
Третье: чтобы он не брал больше положенного ему по праву, даже если таким будет решение существующего закона».

Под фатвой подписались: шейх Ахмад Хаммадейн аль-Ахмад, шейх Ахмад Хауа, шейх Усама ар-Рифаи, шейх Айман Харуш, шейх Таджуддин Таджи, шейх Сафван Дауди, шейх Абдуррахман Бакур, шейх Абдульазиз аль-Хатыб, шейх Абдульалим Абдуллах, шейх Абдульмаджид аль-Баянуни, шейх Али Наййиф аш-Шаххуд, шейх Имадуддин Хити, шейх Аммар аль-Иса, шейх Файз ас-Салях, шейх Маджд Макки, шейх Мухаммад аз-Зухейли, шейх Мухаммад Джамиль Мустафа. шейх Мухаммад Закария Масуд, шейх Мухаммад Файз Иуад, шейх Мухаммад Муаз аль-Хан, шейх Мамдух Джунейд, шейх Муса аль-Ибрахим, шейх Муваффак аль-Умар, шейх Ясир аль-Джабир.

وأصدر المجلس الإسلامي السوري الفتوى برقم 10 في خصوص التقاضي لمحاكم غير إسلامية في قضايا الطلاق، وجاء فيها:

«بيّن أهلُ العلم جواز اللجوء إلى المحاكم في بلاد غير المسلمين لأخذ الحقّ عند تعيّنه طريقاً لتحصيله بالشروط التالية:
الأول: ألا يمكن الوصول إلى الحق إلا بهذا الطريق.
الثاني: أن يكون كارهاً لهذا التحاكم.
الثالث: ألا يأخذ أكثر من حقه، ولو قضى به القانون».

وقد وقع على الفتوى من أعضاء المجلس السادة العلماء:

1ــ الشيخ أحمد حمادين الأحمد 2ــ الشيخ أحمد حوى 3ــ الشيخ أسامة الرفاعي 4ــ الشيخ أيمن هاروش 5ــ الشيخ تاج الدين تاجي 6ــ الشيخ صفوان داوودي 7ــ الشيخ عبد الرحمن بكور 8ــ الشيخ عبد العزيز الخطيب 9ــ الشيخ عبد العليم عبد الله 10ــ الشيخ عبد المجيد البيانوني 11ــ الشيخ علي نايف الشحود 12ــ الشيخ عماد الدين خيتي 13ــ الشيخ عمار العيسى 14ــ الشيخ فايز الصلاح 15ــ الشيخ مجد مكي 16- الشيخ محمد الزحيلي 17- الشيخ محمد جميل مصطفى 18ــ الشيخ محمد زكريا مسعود 19ــ الشيخ محمد فايز عوض 20ــ الشيخ محمد معاذ الخن 21ــ الشيخ ممدوح جنيد 22ــ الشيخ موسى الإبراهيم 23ــ الشيخ موفق العمر 24ــ الشيخ ياسر الجابر

2.4. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин

Спросили шейха Ибн Усаймина: «Как насчет положения того, чьи права были ущемлены другими людьми: его избили, забрали имущество и др.? Чтобы вернуть себе это имущество, ему нужно обратиться в суд, который выносит решения по вымышленным законам. Иногда в этих вымышленных законах бывает то, что противоречит шариатским положениям, и это встречается часто. Своден ли человек в том, чтобы обращаться в такой суд?»

Ответ: «Если мы не имеем суда, который бы выносил решения согласно шариату, и имущественные права человека нарушаются, то мы обращаемся в те суды. Не исходя из того, что их решение и есть шариат (истинный закон), а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), при содействии которых мы можем восстановить свои права. Обрати внимание на это условие: мы обращаемся к ним за судом, не исходя из того, что их решение и есть истинный закон, а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), которые восстановят нарушенное право. Таким образом, нет проблемы в том, чтобы он обратился в их суд для того, чтобы восстановить свое право.

Но если они присудят в его пользу то, получение чего с точки зрения шариата будет для него незаконным, то это ему забирать не разрешено.

Потому что невозможно, чтобы были попраны права людей со ссылкой на то, что там судят по вымышленным законам, а он не может обратиться на суд к Аллаху и Его посланнику. Пусть скажет: я не обращаюсь к ним на суд, исходя из того, что их слова и есть окончательное решение и постановление, а обращаюсь к их суду, исходя из того, что они обязаны следить за порядком и восстановят мои права, или я восстановлю свои права при их содействии».

Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух», 150.

سئل الشيخ ابن عثيمين: بالنسبة للأحكام الوضعية، هناك بلدان كثيرة تحكم بهذه الأحكام كما هو معروف، السؤال: معروف أن الإنسان مكره، قد يكره على القبول بحكم وضعي، لكن الحال فيمن له حقوق عند الناس ضرب وأخذ ماله وغير ذلك فهو حتى يحصل على هذا المال يحتاج إلى أن يتحاكم إلى الحكم الوضعي، وقد يكون في هذا الحكم الوضعي ما هو مخالف -وهو كثير- للأحكام الشرعية، فهل هناك إطلاق للتحاكم؟

فأجاب: « إذا لم نجد محكمة تحكم بالشريعة وصارت حقوقه من المال ستضيع فإننا نتحاكم إليهم لا على أن حكمهم شرع ولكن نجعلهم بمنزلة الشُرط نستخرج بهم حقوقنا، لاحظ هذا القيد: (لا يتحاكم إليهم على أن حكمهم شرع ولكن كأنهم شُرط يأخذون حقوقه) فلا بأس أن يتحاكم إليهم لاستخراج حقه، ولكن لو حكموا له بباطل شرعاً فإنه لا يجوز أن يأخذ به؛ لأنه لا يمكن أن يضيع حقوق الناس بحجة أن هؤلاء يحكمون بالقانون ولا يجد تحاكماً إلى الله ورسوله، يقول: أنا لا أتحاكم إليهم على أن قولهم فصل وحكم، لكن أتحاكم إليهم على أنهم شُرط يخرجون حقي أو أستخرج بهم حقي».

استمع: «لقاء الباب المفتوح» 150.

2.5. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

Вопрос №188900 на сайте шейха аль-Мунаджида: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

188900 : لا حرج في التبليغ عن المجرمين ولو في دول غير إسلامية
السؤال :
هل يجوز الاتصال بالشرطة في بلد غير إسلامي للتبليغ عن بعض تجار الحشيشة ممن لا أدري إن كان في المنخرطين معهم بعض المسلمين أم لا ؟
وإذا كان فيهم من هو مسلم فهل يختلف الحكم ؟
وإذا كان لا يجوز الاتصال بالشرطة فما الذي يمكن فعله إذاً ؟ لا سيما وأني أعلم أن النصيحة لا تُجدي فيه ، وأن تجارتهم هذه لا تضرني بشكل مباشر ، لكنها ولا شك تضر أناساً آخرين .
وماذا لو حدث نفس هذا المثال لكن في دولة إسلامية ، هل يجوز حينئذٍ الاتصال بالشرطة ؟ لقد حاولت إيجاد إجابة لهذا السؤال على موقعكم لكن على ما يبدو أنكم ترون عدم جواز العمل لدى الشرطة في البلدان غير المسلمة ؛ لأنهم لا يحكّمون شرع الله .
وعليه لا يجوز الاتصال بهم في مثل هذه الحالة أو في غيرها ، فهل فهمي هذا صحيح أم لا ؟

تم النشر بتاريخ: 2013-04-15
:الجواب
الحمد لله
:عرضنا السؤال على سماحة الشيخ عبد الرحمن بن ناصر البراك ، حفظه الله ، فأفاد في جوابه
ترويج الحشيش منكر بكل المقاييس الشرعية والعقلية ؛ فلأجل ذلك يشرع التبليغ عن مثل هذا ، كما يشرع التبليغ عن المجرمين ، من القتلة والسراق ومنتهكي الأعراض ؛ ما دمنا متفقين على أن الترويج للحشيش فساد وضرر .
وإذا كان مروج الحشيش مسلما ؛ فهو مفسد في الأرض ، وهو الجاني على نفسه ، وهو الذي جعل للكافرين سبيلا على نفسه ، أن يحكموا عليه بغير شريعة الإسلام ، ويعاقبوه بغير ما أنزل الله ؛ وأما التبليغ عنه : فهو من مقاومة الشر والفساد .
!وما عندي في هذا إشكال أبدا

الله أعلم
موقع الإسلام سؤال وجواب

2.6. Шейх аль-Альбани

كلام الشيخ الألباني في مسألة التحاكم إلى المحاكم الوضعية:

Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.


Мы постоянно сталкиваемся с проблемами юридического характера. В то же время уровень грамотности мусульман нашей страны в этой сфере пока оставляет желать много лучшего. Мы почти не знаем, как защитить свои права перед произволом работодателя, а также как правильно, в соответствии с законом, организовать религиозную деятельность.

С целью помочь единоверцам разобраться в этих вопросах недавно была создана юридическая Интернет-консультация для мусульман. Со своей стороны, мы попросили ответить на некоторые актуальные для всех последователей Ислама, проживающих в РФ, вопросы консультанта службы «M.Lawyers» Равхата Абдрахманова.

- Имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за того, что он соблюдает нормы Ислама, прежде всего, речь идет о ношении хиджаба, совершении намаза?

Расторжение трудового договора является фактическим увольнением человека с работы. Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрен определенный перечень оснований для увольнения сотрудника как по собственной инициативе, так и по инициативе работодателя. Для тех, кто хочет больше узнать об этих основаниях, рекомендуем ознакомиться с ст.77,78,79,80,81 Трудового кодекса РФ.

В данном случае представляют интерес основания увольнения работника по инициативе работодателя на по причине того, что первый соблюдает предписания Ислама на рабочем месте. Нормами трудового законодательства Российской Федерации не предусмотрены основания для увольнения сотрудника по религиозному признаку, но все же при желании работодатель сможет уволить мусульманина даже из-за личной неприязни. Думается, что такими основаниями может стать психологическое давление руководства и коллектива, в результате которого работник сам добровольно примет решение о расторжении договора по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ). Если работодатель принял решение уволить мусульманина по причине его религиозности, то теоретически он сможет организовать это, например, за несоответствие работника занимаемой должности (п.3. ст. 81 ТК РФ).

Да, это является нарушением правовых и этических норм со стороны работодателя. Данные деяния можно оспорить в суде или написать жалобу прокурору. Надо стараться добиваться справедливости всеми законными методами.

Следующим основанием для увольнения может стать дисциплинарное взыскание (замечание и выговор) и неоднократное невыполнение работником трудовых обязанностей (п.5. ст. 81 ТК РФ). Инициировать увольнение работника по данной статье для грамотного руководителя не составляет особого труда. Например, работнику объявляется дисциплинарное взыскание за любой мелкий проступок, а потом работник уведомляется о том, что он не выполнил несколько раз свои трудовые обязанности на основании устного распоряжения руководства.

Как правило, при заключении трудового договора стороны не прописывают в нем все обязанности работника, а ограничиваются общими формулировками стандартных должностных инструкций, которые не всегда предусматривают порядок принятия устных и письменных распоряжений. Это и является слабым местом для работника.

Еще одним основанием для увольнения может стать нарушение сотрудником требований по охране труда, если они повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия или создавали реальную угрозу возникновения таких последствий (п. 6 (д) ст.81 ТК РФ). Например, работник промышленного химического предприятия отошел от рабочего места на 20 минут совершить намаз в рабочее время, хотя у него есть право на перерыв позже, и таким образом создал ситуацию, которая для остальных работников стала угрозой нарушения техники безопасности на предприятии. За такой проступок работник может быть уволен.

По данной норме трудового законодательства можно уволить и мусульманку в хиджабе, т.к. требования по охране труда в некоторых местах предусматривают ношение работниками специальной формы.

- А когда же совершать намаз на работе и предусмотрены ли для этого специальные перерывы для мусульман?

Да, намаз вы можете совершать вовремя и коллективно в некоторых мусульманских странах, а у нас в России необходимо уметь приспосабливаться к ситуации. Для молитвы вы можете воспользоваться вашим правом на перерывы, которые предусмотрены ст.108 ТК РФ для отдыха и питания, а так же специальными перерывами для обогрева и отдыха, которые предоставляются для отдельных видов работ в соответствии со ст. 109 ТК РФ.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

Обращаю ваше внимание, что время предоставления перерыва является договорной нормой. Если иное не предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка, то с работодателем можно договориться о предоставлении вам индивидуального графика для отдыха, питания или обогрева, во время которых можно совершать намаз.

- Где молиться на рабочем месте?

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

В данных помещениях вы можете совершать намаз, а если их нет на предприятии, то у вас есть право требовать создания таких помещений. Отказ работодателя в выполнении ваших просьб является для предприятия и его руководства серьезным нарушением трудового законодательства и влечет значительные санкции со стороны государства.

- Какие права по закону есть у мусульман для соблюдения религиозных предписаний в больницах, роддомах и других медицинских учреждениях?

У мусульман есть права и возможности для соблюдения религиозных предписаний в больницах и роддомах. При желании возможно совершение намазов и даже проведение пятничной (джума) молитвы. Религиозные организации (кроме религиозных групп) вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Данные возможности предоставлены в соответствии с п.3. ст.16 ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях».

Правила пребывания в больницах не запрещают выполнение намазов, но существуют ограничения по соблюдению режима сна и отдыха. Нарушение может повлечь отказ в предоставлении медицинских услуг.

Статья 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определяет право на «допуск к любому пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения». То есть, согласно этой статье, каждый человек, исповедующий Ислам, имеет полное право во время, свободное от процедур, диагностических манипуляций, обходов, молиться и проч. Главное, чтобы это не нарушало распорядка больничного учреждения. Надо стараться все делать по согласию и находить компромисс со своим лечащим врачом и медперсоналом.

Рацион питания в российских больничных учреждениях пока почти полностью является харамным (запретным с точки зрения Ислама), но принудить медицинское учреждение для приготовление вам халяльной (дозвоенной по Шариату) еды невозможно даже через суд, т.к. нормы и рацион питания утверждаются профильным министерством. Однако вы можете питаться в индивидуальном порядке тем, что вам приносят родные и близкие.

Альтернативой являются платные медицинские учреждения, в которых вы являетесь участником договорного процесса и можете установить с другой стороной особый режим пребывания и питания.

Невозможность же выбор врача в роддомах не является нарушением прав мусульманок, т.к. в соответствии с нормами Шариата допускается пользоваться услугами врачей-мужчин при необходимости.

- Что дает нам конкретно графа Конституции о свободе верить и жить в соответствии с правила своей веры? Как этим грамотно можно воспользоваться?

В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать религию индивидуально или коллективно. Каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Так же, в соответствии со статьей 29.п.1. Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Основным законодательным актом в Российской Федерации, который определяет права на вероисповедание, является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Свобода вероисповедания, на наш взгляд, не является юридической нормой, а больше морально-нравственной, т.к. в отношении убеждений и мыслей человека невозможно применить меры государственного принуждения в виде наказания или порицания до тех пор, пока эти убеждения не стали причиной для фактических действий человека. Действия же человека на основании своих убеждений являются юридическим фактом и могут быть оценены в соответствии с законодательством любого государства. В России нет прецедентов, которые полностью подтверждают факт наказания человека за его вероисповедание, но есть факты притеснения верующих за их фактические действия по распространению религиозных убеждений.

Для верующих нашей страны представляют интерес практические возможности действовать и жить в соответствии с религиозными убеждениями. В России есть правовые способы, которые позволяют реализовать в повседневной жизни некоторые нормы Шариата.

Например, возможно создание мусульманских религиозных организаций, объединений и религиозных групп. Обращаю Ваше внимание, что организация религиозных объединений в форме юридических лиц происходит в заявительном порядке, хотя и встречаются случаи неформального давления по разрешительному принципу.

Безусловно, создание религиозных организаций дело не простое и требует определенных навыков ведения конструктивных переговоров как с централизованными религиозными организациями (в нашем случае это духовные управления мусульман), так и с местными властями. Но при желании и должном упорстве в достижении цели возможно создание мусульманских организации даже без участия муфтиятов.

Самым простым способом объединения мусульман для совместного вероисповедания и распространения Ислама является организация религиозной группы. Данная форма объединения позволяет получить возможность создания своей мечети и медресе без регистрации юридического лица в любом населенном пункте за один день. Рекомендуем для использования данную форму объединения мусульман.

За исключением незначительной части гражданского законодательства, мусульмане в России имеют возможность вести коммерческие дела по нормам, не противоречащим Шариату, путем заключения соответствующих договоров с определенными условиями. Так же в России допустимо ведение кредитно-финансовых и инвестиционных операции со многими банками по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления и заключения соответствующих форм договоров. Данные формы сотрудничества с банками полностью исключают применение ссудного процента, который в Исламе является запретным.

Думается, что исключением для мусульман России является практическая невозможность соблюдения своих прав по исламскому уголовному праву, поэтому призываю всех единоверцев прилагать усилия для того, чтобы не оказаться участниками уголовного процесса ни в качестве потерпевшего, ни в качестве ответчика.

Интересным, с точки зрения российского законодательства, является факт возможности соблюдать предписания по разделу наследства по нормам, не противоречащим исламскому праву, путем составления завещаний в определенной форме. В данный момент мы активно занимаемся изучением данной темы.

В целом же, для того чтобы грамотно воспользоваться своими правами и имеющимися уже возможностями в России, необходимо по интересующему вопросу спросить мнение исламского ученого, а потом поинтересоваться у юристов о возможности реализации ваших идей путем придания им юридической формы, не противоречащей Шариату.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: