Механизм досудебного обжалования это

Обновлено: 20.04.2024

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

С 2023 года обжалование в суд возможно только после досудебной процедуры. Это касается только юрлиц и ИП.

Но с 1 июля 2021 года проводится эксперимент: постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвердило перечень видов федерального госконтроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.

Подробнее об этом см. «Когда досудебная жалоба на госконтроль (надзор) обязательна: перечень с 01.07.2021».

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Многие государственные услуги в настоящий момент имеют полностью или частично цифровой интерфейс, используемый для взаимодействия заявителей с органами власти. Однако даже если форма услуги представлена в режиме онлайн, некоторые органы власти по-прежнему осуществляют обработку данных при помощи устаревших бумажных процедур.

В рамках проекта по досудебному обжалованию реализуется единая цифровая платформа решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами.

Константин Цветов, руководитель проектной группы по реализации проекта Аналитического центра при Правительстве России рассказал более подробно о проводимом эксперименте на конференции «Организация предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики. Итоги работы и перспективы развития», организованной Фондом социального страхования России.

Как отметил эксперт, миссия современного цифрового государства — это формирование системы государственного контроля (надзора), основанного на принципах открытости.

«Система досудебного обжалования должна стать одним из важнейших элементов будущей системы контрольно-надзорной деятельности, взять на себя задачи по мониторингу качества контрольных мероприятий, проводимых органами, выявлению причин невыполнения обязательных требований, а также стать одним из механизмов актуализации системы обязательных требований», — рассказал Цветов.

Он добавил, что впервые процедура досудебного разрешения спора с контролируемым лицом, реализуемая самостоятельно органом власти по жалобе заявителя, обрела свое воплощение в формате нормы в составе федерального закона о госконтроле, принятого в июле 2020 года.

Эксперт отметил, что вступление в силу досудебного порядка разрешения споров для отдельных видов контроля предполагается уже с 1 июля 2021 года. Обязательный статус данный порядок приобретёт с 1 января 2023 года. Но уже сейчас Правительством Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и Минцифрой России запущен эксперимент по апробации совершенно нового механизма взаимодействия государства и бизнеса в процессе разрешения споров при осуществлении контрольных мероприятий в досудебном порядке. В эксперименте участвуют 3 пилотных органа власти — МЧС России, Росздравнадзор и Ростехнадзор. А также прорабатываются подходы к цифровизации процедуры досудебного обжалования, модернизируются внутренние административные процессы, систематизируются и актуализуются нормативные регламенты.

«Важнейшим принципом новой системы является дистанционная форма взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса («без бумаги»), а также реализация механизма решения спорных ситуаций по фаст-треку (укороченные сроки рассмотрения и реагирования)», - отметил эксперт.

Подача жалобы предполагается исключительно в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг, а рассмотрение – с помощью специальной системы досудебного обжалования, либо ведомственных информационных систем контрольных органов. Сроки подачи жалобы для заявителя строго ограничены законодательно, но могут быть продлены при документарном подтверждении заявителя.

Общий срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней. Этот срок можно продлить в случае необходимости, а, в случае отсутствия важных документов, контрольный орган вправе запросить их у заявителя.

За счет перевода процедуры досудебного обжалования в цифровую среду предполагается максимально упростить для заявителя механизм подачи жалобы, исключив формальные шаги и уменьшив до минимума набор документов, которые ему необходимо представить, а для контрольного органа это позволит значительно снизить трудозатраты, и, сократить срок рассмотрения обращения.

Внедрение цифровых инструментов формирования аналитики причин жалоб позволит в перспективе проводить мониторинг качества контрольных мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, выявлять причины невыполнения обязательных требований и участвовать в актуализации системы обязательных требований.

Контроль за процессом рассмотрения жалобы, включая получение итогового решения, может выполняться заявителем со своего смартфона.

Напомним, что система досудебного обжалования должна быть полностью внедрена в 2023 году. Для апробации нового механизма решено провести эксперимент. Порядок его организации и проведения закреплен постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108.

Ответственным за разработку методологического блока эксперимента является Минэкономразвития России, техническим заказчиком проекта – Минцифры России. К формированию общей идеологии проекта также привлечены специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора, а также представители экспертного сообщества и бизнес-объединений.

Для проведения эксперимента на первом этапе выбраны самые популярные виды контроля и самые «активные» ведомства.

Эксперимент проводится в 4 субъектах РФ: Москва, Московская область, Краснодарский край, Самарская область.

Подать жалобу можно через портал госуслуг в разделе «Жалоба на решение контрольных органов».

«На портале госуслуг в рамках сервиса «Жалоба на решение контрольных органов» теперь доступен функционал подачи жалоб о нарушениях моратория на проверки. Срок рассмотрения жалобы контрольным (надзорным) органом составляет 1 рабочий день, не считая дня подачи», — прокомментировал новый функционал руководитель проектной группы по внедрению системы досудебного обжалования Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Константин Цветов на совещании для федеральных и региональных органов исполнительной власти, посвященное работе в подсистеме досудебного обжалования.

«В новом разделе незначительные отличия от обычной формы подачи жалобы. Заявителю нужно заполнить номер проверки, после чего автоматически появятся данные того органа, который её проводил (из ЕРП и ЕРКНМ). В этом «окне» пользователь может приложить все необходимые документы и суть обращения», - сообщил эксперт. Такие жалобы будут приходить в центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти, если это федеральный вид контроля (надзора). На региональном и муниципальном уровнях жалобы будут поступать в те контрольные (надзорные) органы, которые проводили соответствующие проверки. Вопрос подписания решения остается за руководителем контрольного (надзорного) органа», - пояснил эксперт.

Цветов уточнил, если жалоба пришла, например, 7 апреля в любое время, срок её рассмотрения станет 8 апреля (до конца календарного дня — до 23.59). Учитываются только рабочие дни, даже в случае, если жалоба поступит в выходной день. Чтобы ничего не пропустить, настройки по уведомлениям и оповещениям контролёр может сделать в личном кабинете.

По итогам рассмотрения жалобы контролёр принимает итоговое решение. Всего три вида: «удовлетворить жалобы и отменить решение», «частично удовлетворить жалобу и частично отменить решение», «отказать в удовлетворении жалобы».

После того, как выбрано итоговое решение, исполнитель пишет обоснование принятого решения, выбирает согласующих лиц и отправляет документ на подпись. Руководитель обязан подписать электронной подписью и решение отправляется на портал госуслуг.

«Механизм максимально прост», — резюмировал спикер.

Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин сообщил, что министерство будет проводить проверку по каждой такой жалобе с последующим докладом в Правительство Российской Федерации.

В ходе совещания Александр Вдовин озвучил жалобы с ближайшим сроком рассмотрения и жалобы, рассмотренные с нарушением срока.

«Мы предлагаем контрольным (надзорным) органам максимально отрабатывать с бизнесом проблемные вопросы, стараться решать эти вопросы в рамках мероприятий по профилактике, добиваться того, чтобы бизнес понимал — какие требования и как их следует соблюдать», — отметил Александр Вдовин.

По словам вице-президента, руководителя центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константина Никитина на 7 апреля всего с начала года поступило 1945 жалоб, лидером по клиентоориентированности является Ростехнадзор (61,4 % в пользу заявителя, в том числе 37 решения (20,1%) — полностью в пользу заявителя). В первой тройке регионов по количеству обжалований — Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Что касается жалоб и решений контрольных (надзорных) органов с указанием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 — их 23.

Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году см. Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, от 24.03.2022 N 448.

Статья 40. Досудебный порядок подачи жалобы

1. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном положением о виде контроля, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля и, в частности, должен предусматривать, что:

1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

3. Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жалоб.

4. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

6. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

10. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:

1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;

2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

11. Информация о решении, указанном в части 10 настоящей статьи, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

Статья 11.1. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в статье 15.1 настоящего Федерального закона;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;

5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: