Когда был принят конституционный закон рк о судебной системе и статусе судей в республике казахстан

Обновлено: 26.07.2024

1. Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Заключения пленарного заседания носят рекомендательный характер.

3-1. Председатели судебных коллегий областных судов назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

4. Председатель Верховного Суда избирается Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета, сроком на пять лет.

5. Председатели местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.

Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.

6. (Исключен - Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2);

7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были соответственно назначены или избраны на аналогичную должность в другом суде.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, которые не были назначены на аналогичную должность в другом суде, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

8. При реорганизации или упразднении суда, уменьшении числа судей соответствующего суда судьи этого суда, а также судья при переводе в другой суд в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 настоящего Конституционного закона, с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

9. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, освобожденные от должности по основаниям, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.

В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.

Сноска. Статья 31 с изменениями, внесенными Конституционными законами РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.); от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.02.2012 № 559-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 245-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.12.2015 № 437-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 13.03.2017 № 52-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 226-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Принятым в декабре 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости» было предусмотрено осуществление государственной власти в Республике Казахстан на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

С принятием Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Предусмотрено образование Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, усилены гарантии независимости судей с укреплением их статуса и роли в системе защиты прав и свобод человека.

Важным достижением судебной реформы стал Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде (в последующем функции переданы Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде).

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

В том же году были внесены поправки в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым расширены полномочия республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей. Если раньше правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей были наделены председатели Верховного и областных судов, то теперь эти полномочия переданы дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи образован новый орган - Судебное жюри. В последующем, функции дисциплинарно-квалификационных коллегий переданы Судебному жюри, которое является коллегиальным органом, формируемым с учетом представительства судов всех уровней. Это позволило исключить возможность неправового влияния на судей местных судов, обеспечить единообразный подход в оценке их деятельности.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства, с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

В целях упрощения, расширения доступа к правосудию и повышения оперативности рассмотрения дел главой государства 17 февраля 2012 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию». Законом предусмотрено исключение института направления дел на новое судебное рассмотрение, вступление в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Кассационное производство предусматривает проверку законности вступивших в законную силу судебных актов. При этом, апелляционное и кассационное разбирательства стали обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В целях реализации решений VI Съезда судей, состоявшегося в ноябре 2013 года, в ноябре текущего года Президентом страны подписаны, разработанные Верховным Судом, Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Положения данных законов направлены на дальнейшее совершенствование судебной системы путем введения ряда новелл, а также корректировок норм, регламентирующих деятельность судов.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Также Верховным Судом осуществляется работа над проектами Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», направленных на совершенствование механизма пенсионного обеспечения судей.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности судов осуществляется уполномоченным органом - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее – Департамент), созданным Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

В целом, об эффективности принятых последовательных мер, направленных на защиту прав, свобод физических и юридических лиц свидетельствует улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Независимость судов».

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

// Проблемы становления и развития Республики Казахстан как правового государства. Материалы международной конференции. Алматы: КазГЮА, 2005. С. 460−467.

Конституция Республики Казахстан (далее − РК) и Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей РК» [1] регламентируя правовой статус судей, не дают его дефиниции, ограничиваясь лишь констатацией того, что судья в установленном Конституцией РК и Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти (п. 1 ст. 23 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК»). В юридической литературе значительное внимание уделяется вопросам, связанным с процессуальным положением судьи в гражданском и уголовном судопроизводстве, его полномочиями, компетенцией, принципами деятельности [2] ; отдельными аспектами правового статуса судьи [3] . Однако, проблемы, связанные с организационными аспектами и нормативными правовыми предпосылками правового статуса судей, учеными разработаны недостаточно. Исследование элементов правового статуса судьи, предполагает их анализ наряду с другими статусными элементами на уровне его прав, обязанностей, ответственности, которые имеют ряд особенностей, обусловленных, спецификой его должностного положения. Эти элементы правового статуса определенным образом влияют и на ответственность судьи. Законом на него возлагается ответственность перед своей корпорацией: коллегами, судейским сообществом, а также предполагается его позитивное отношение в равной степени, как к своим правам, так и к обязанностям. Такое положение согласуется с принципом единства прав и обязанностей, полномочий судьи: его ответственная деятельность предполагает не только осознанное, добросовестное исполнение обязанностей, но и активную реализацию полномочий, что обусловлено необходимостью осуществления возложенных на него государством функций.

Важным при исследовании содержания правового статуса судей является, прежде всего, дефиниция самого понятия «судья». В отраслевом законодательстве (п. 6 ст. 7 УПК РК) судья определяется как «носитель судебной власти; профессиональный судья, назначенный или избранный на эту должность в установленном законом порядке (председатель суда, председатель судебной коллегии, член суда или другой судья соответствующего суда)». Представляется, что это определение не бесспорно в части отнесения к судьям члена суда, поскольку в этом случае законодатель не отграничивает судей-профессионалов от иных лиц, работающих в суде, таких как - работники аппарата суда, консультанты и др. Тогда как судьей является лицо, назначенное или избранное в установленном законом порядке на должность судьи, работающее в соответствующем суде и исполняющее свои полномочия на профессиональной основе: постоянные судьи Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов, районных и приравненных к ним судов; председатели коллегий Верховного суда РК, областных и приравненных к ним судов.

В законодательстве зарубежных стран, в частности стран СНГ, регламентирующего правовой статус судей, также дается его определение. Например, в соответствии с Законом Республики Молдова «О статусе судей» от 26 марта 1996 г. судья определяется, как лицо, наделенное в конституционном порядке осуществлять полномочия на профессиональной основе; в соответствии с Конституционным законом Кыргызской Республики от 30 марта 2001 г. «О статусе судей» Кыргызской Республики» судьей является лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе [4] ; в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе [5] и др.

В юридической литературе предприняты попытки дать несколько иное определение понятия «судья». Например, М. Абилкаиров определяет это понятие, как - «независимое должностное лицо, соответствующее требованиям, предъявляемое в статье 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», наделенного полномочиями на постоянной основе, назначаемого или избираемого на должность в порядке, предусмотренном законом, осуществляющего властную деятельность государства по отправлению правосудия в формах уголовного, гражданского и иных форм судопроизводства, направленную на защиту прав и свобод граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции и законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан, имеющего право принимать решения обязательного характера на всей территории страны» [6] .

Солидаризируясь, в основном, с указанными выше определениями, нельзя не отметить, что они не безупречны, а потому нуждаются в уточнении, поскольку в этих дефинициях понятие «судья» значительно сужено, т.к. связывается с осуществлением его властных полномочий только по осуществлению правосудия. Вместе с тем, полномочия судьи не исчерпываются осуществлением правосудия, поскольку, судебной власти присущи и иные функции (судебный контроль, нормотворческая функция, рассмотрение жалоб и других обращений граждан и т.д.), что в целом охватывается понятием судебная власть. А дефиниция, предложенная М. Абилкировым, страдает, на наш взгляд, описательностью, излишней повторяемостью и громоздкостью. Как нам представляется, судья - это гражданин Республики Казахстан, наделенный в конституционном порядке полномочиями по осуществлению судебной власти на профессиональной и постоянной основе, занимающий в установленном законодательством порядке должность, оплачиваемую из республиканского бюджета. Исходя из назначения судебной власти, установленного п. 1 ст. 76 Конституции РК, судья при осуществлении своих полномочий обязан: 1) своевременно принимать дела и материалы к своему производству в соответствии с требованиями норм процессуального законодательства (ГПК, УПК РК, а также КоАП), а именно: а) полно, всесторонне и объективно изучить поступившие к нему материалы и подготовиться к их рассмотрению в судебном заседании; б) правильно выбрать и применить соответствующие материально-правовые и процессуальные нормы; в) совершать процессуальные действия при строгом соблюдении их правомерности, указанной в гипотезах соответствующих правовых и процессуальных норм; 2) рассмотреть каждое дело в оптимально короткие сроки, т.е. обеспечить требования процессуальной экономии; 3) рассматривать дела и материалы с точным соблюдением процессуальной формы, а именно: а) не нарушать требований процессуального законодательства; б) обеспечить соблюдение, применение и использование норм процессуального закона участниками судебного разбирательства; в) принимать меры для обеспечения их прав и законных интересов; г) применять соответствующие уголовно-процессуальные и правовые санкции в отношении нарушителей порядка судебного заседания; 4) процессуальные акты, выносимые судьей, должны отвечать требованиям объективности, грамотности, обоснованности и мотивированности. Нарушение этих требований нередко приводит к отмене или изменению судебных решений вышестоящими инстанциями. Как справедливо указывает С.С. Алексеев, любой акт применения права должен отвечать трем группа обязательных условий, обращенных к его содержанию, документальной форме и порядку издания [7] .

Судебная деятельность должна протекать в строго процессуальном режиме, поскольку каждое решение действие судьи урегулировано соответствующими процессуальными нормами. Поэтому можно констатировать, что эти нормы: а) представляют собой определенную модель, образец деятельности судьи по рассмотрению дел и материалов; б) предусматривают комплекс процессуальных и правовых средств, предоставленных законодательством в его распоряжение; в) содержат конкретные требования к его деятельности, а также к тем процессуальным актам, которые им принимаются; г) предусматривают конкретные, специфические как для судопроизводства, так и вне его рамок меры воздействия на судью в случаях не соответствия его деятельности требованиям законодательства.

Своеобразие полномочий судьи заключается в том, что они носят правообязывающий характер. Еще в 1958 г. С.Ф. Кечекьян, указывая на особенность полномочий должностного лица, писал: «Нередко возможность действовать, предоставленная нормами права, является вместе с тем обязанностью, составляет для него общественную необходимость. Таковы полномочия должностных лиц, составляющих одновременно и их права, и их обязанности. Это образует то, что можно назвать компетенцией должностных лиц. Осуществление прав в отношении граждан, организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к государству и его органам» [8] . Правообязывающий характер полномочий судьи заключается также и в том, что, являясь носителем одной из ветвей государственной власти, он вступает в определенные правоотношения, с одной стороны с государством, с другой - гражданами - участниками судебного разбирательства. Принимая определенные процессуальные решения и совершая процессуальные действия, суд тем самым выполняет по отношению к государству возложенные на него законном обязанности - правосудие и другие судебные функции. Одновременно эти же обязанности по отношению к участникам судебного разбирательства представляют реализацию его прав. В то же время большинству прав судьи при рассмотрении дел и споров корреспондируют соответствующие обязанности участников судебного разбирательства. Например, праву судьи о вызове для допроса не явившихся лиц, корреспондирует обязанность последних явиться (ч. 1 ст. 321 УПК РК); суд вправе по материалам судебного разбирательства вынести частное постановление по фактам нарушения закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Этому праву корреспондирует обязанность принятия в месячный срок по частному постановлению необходимых мер (ст. 388 УПК РК) и др. Эти и другие права судьи обеспечиваются возможностью применения им мер процессуального принуждения. Одновременно на судью возлагается обязанность разъяснить всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности и порядок их осуществления; обеспечить их реализацию (ч. 3 ст. 314 УПК РК, ст. 176 ГПК РК) и т.д.

Своеобразие должностного положения судьи выражается и в том, что он является субъектом одновременно нескольких видов правоотношений: 1) как на субъекта уголовно-правовых отношений на него возлагается обязанность воздержаться от деяний, предусмотренных уголовным законодательством (например, ст.ст. 141, 311, 322 344, 346, 350 УК РК; 2) в случаях вынесения незаконного и необоснованного судебного решения участники судебного разбирательства, перечень которых установлен законодательством (ст.ст. 396, 460 УПК РК) вправе обжаловать или опротестовать его в апелляционном и надзорном порядке. В этих случаях судья выступает в качестве субъекта уголовно-процессуальной ответственности [9] ; 3) в случаях, предусмотренных ст. 689 КоАП судья может быть привлечен к административной ответственности; 4) за допущенные нарушения законности при рассмотрении судебных дел, совершение порочащего противоречащего судейской этики, а также нарушение трудовой дисциплины в отношении судьи возможно возбуждение дисциплинарного производства (ст. 39 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»).

При исследовании правового статуса судьи, в юридической литературе указывается, что он слагается из нескольких элементов. Однако относительно их круга и содержания среди ученых нет единства мнений. Так, К.Ф, Гуценко и М.А. Ковалев считают, что правовой статус судьи образуют такие элементы, как: 1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов и наделение их судейскими полномочиями); 2) права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и др.); 3) права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении [10] . Е.Б. Абросимова полагает, что правовой статус характеризуют следующие элементы: 1) порядок назначения или избрания; 2) порядок прекращения деятельности; 3) компетенция судей, порядок и способы ее реализации; 4) особенности правового статуса данного субъекта, отличающего о его от других публичных субъектов - носителей государственной власти [11] .

Однако, эти мнения не бесспорны. Во-первых, положения, связанные с формированием судейского корпуса, порядком назначения и избрания судей, по нашему мнению, не могут быть отнесены к числу элементов правового статуса судей, поскольку на этих этапах, эти лица не являются еще судьями, они - только лишь претенденты на должность судьи. Вследствие этого указанные лица не обладают теми правами, обязанностями, компетенцией, которые являются неотъемлемым элементом правового статуса только судьи. Подтверждением этого является и позиция законодателя, который строго разграничивает нормы, содержание которых устанавливают требования, предъявляемые к судье (ст. 28 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан») и к кандидату на должность судьи (ст. 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»). Во-вторых, не может быть отнесен к числу элементов правового статуса судей указанный Е.Б. Абросимовой последний элемент, связанный с особенностями правового статуса судей, так эти особенности содержатся в указанных ею предыдущих элементах. Поэтому, мы полагаем, что к числу элементов правового статуса судьи следует отнести: 1) вступление в должность − присяга судьи (с момента ее принесения назначенный или избранный судья приобретает фактический статус судьи); 2) компетенция судей, направленная на реализацию представленных им законом полномочий по осуществлению судебной деятельности; 3) гарантии судебной деятельности (независимость, несменяемость, неприкосновенность, материальное и социальное обеспечение судей); 4) ответственность судей (уголовная, административная, дисциплинарная).


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 01.01.2007).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: