Когда в россии появилось государственное социальное страхование

Обновлено: 24.04.2024

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет, а с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. В 1971 году введено социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих и служащих. Страховой тариф был установлен в размере 2,4% от начисленной оплаты труда.

С введением социального страхования колхозников государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий, трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.

20 лет просуществовала эта система, претерпевая значительные изменения, и в 1991 г. слилась с системой государственного социального страхования рабочих и служащих.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР).

Однако только 29.05.1991 года совместным постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов России (СФНПР), согласованным с Минфином РСФСР и Министерством юстиции РСФСР, были утверждены «Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР» и «Временная Инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР».

Была создана структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда в составе 150 представителей Центральных и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых профсоюзов России.

Но в регионах в 1991 году ничего не изменилось. При региональных советах профсоюзов или федерациях профсоюзных организаций (в разных субъектах России объединения профсоюзов в это время уже назывались по-разному) как работали ранее, так и продолжали в течение всего 1991 года работать отделы по государственному социальному страхованию под управлением профсоюзов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Феде

В 1994 г. на основе Фонда социального страхования РСФСР был создан Фонд социального страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.

С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 года 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

С 2006 года Фонду социального страхования переданы дополнительные функции по ведению женщин в период беременности государственными и муниципальными учреждениями в виде выдачи родового сертификата в рамках Национального проекта «Здоровье».

С 1 января 2007 года Фонд социального страхования финансирует пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.

С 1 января 2010 года вступили в силу Федеральные законы от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Впервые в своей истории Фонд социального страхования становится администратором страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонда внедряется новая форма выплат застрахованным гражданам, уже сегодня на новую форму расчета перешли 59 субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2017 года Фондом успешно внедрен на территории Российской Федерации электронный листок нетрудоспособности.

Делопроизводитель
тел./факс (81853) 4-05-83

Понедельник - Четверг
8:30-17:00
Перерыв 12:30-13:30
Пятница

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»; Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации; Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

В нашем государстве функционирует система обязательного социального страхования, нормативные положения о которой закреплены в 165-ФЗ от 16. 07. 1999 “Об основах…” (далее – ФЗ № 165). Основное назначение данной системы – защитить работающих, а в отдельных ситуациях – и нетрудящихся граждан – от изменения степени их доходов в связи со страховыми событиями различной специфики.

соц страхование

Законодательная база

Нормативная база социального страхования в РФ состоит из нижеуказанных документов (включая, но не ограничиваясь):

  • ФЗ № 165;
  • ФЗ № 167 от 15. 12. 2001;
  • ФЗ № 255 от 29. 12. 2006;
  • ФЗ № 326 от 29. 11. 2010;
  • ФЗ № 125 от 24. 07. 1998;
  • международные договоры и конвенции, которые имеют высшую юридическую силу над всеми российскими НПА в системе социального страхования (стат. 25 ФЗ № 165);
  • иные ФЗ, а также региональные законодательные акты (стат. 2 ФЗ № 165).

Принципы соцстрахования

В России система обязательного социального страхования базируется на четко регламентированных принципах, все из которых представлены в стат. 4 ФЗ № 165:

  • страховые взносы, предусмотренные НК РФ, должны уплачиваться в обязательном порядке всеми страхователями;
  • доступность для всех лиц, на которых распространяется действие системы ОСС, возможности для реализации своих прав, предусмотренных законодательством;
  • всесторонний общественный контроль за работой системы ОСС;
  • надзор за функционированием системы со стороны Правительства;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования и ее стабильности.

Виды ОСС, входящие в систему

Система ОСС включает в себя 4 основополагающих типа соцстрахования, осуществляемого в обязательном порядке на всей территории РФ:

  • медицинское страхование (ОМС); (ОПС);
  • страховка на случай, если гражданин (-ка) заболеет или же родит ребенка;
  • страховка на случай, если человек получит производственную травму во время осуществления трудовой деятельности или приобретет профессиональное заболевание.

Как работает социальное страхование в России

Основы работы соцстрахования в нашей стране можно узнать из понятия, представленного в аб. 3 ст. 1 ФЗ № 165.

Там сказано, что соцстрахование представляет собой систему юридических, организационных и экономических мероприятий, направленность которых – минимизация негативных последствий для граждан, непосредственно связанных с наступлением старости, приобретением инвалидности, беременностью, родами, временной неспособностью трудиться, профессиональными травмами на производстве и др.

Если говорить конкретнее, то система работает следующим образом:

  • гражданин приобретает статус застрахованного – например, устраиваясь на работу или добровольно вступая в соответствующие правоотношения, если такая возможность предусмотрена законом;
  • работодатель начинает платить за указанного гражданина страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на “травматизм”, тем самым гарантируя ему будущую пенсию, бесплатное медицинское обслуживание в госклиниках, выплату больничного пособия, определенную сумму денег при получении травмы на рабочем месте и др.;
  • данные взносы формируют бюджет, соответственно, фондов – пенсионного (ПФР), медицинского (ФОМС) и социального (ФСС);
  • у гражданина возникает страховой случай – например, утрачивание заработка в связи с пенсионным возрастом (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 165);
  • гражданин посещает или напрямую фонд, или своего налогового агента (работодателя) с письменным заявлением и документацией, подтверждающей страховой случай;
  • гражданину назначаются выплаты за счет бюджета фонда – например, страховая пенсия согласно 400-ФЗ от 28. 12. 2013.

Участники

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ № 165, участники российской системы ОСС являются одновременно и субъектами.

В ч. 2 этой же статьи указано, какие именно лица признаются субъектами:

  • страхователи;
  • страховщики;
  • застрахованные физлица;
  • прочие госорганы, физлица и организации, которые поименованы в качестве субъектов в соответствующих НПА, регулирующих конкретные разновидности соцстрахования.

Застрахованные

застрахованные

Застрахованными в системе соцстрахования, согласно аб. 4 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, являются лица, которые:

  • трудятся по трудовым контрактам;
  • самостоятельно обеспечивают себя местом работы и заработком – например, адвокаты, нотариусы, медиаторы и прочие.

Кроме этого, в круг застрахованных физлиц входят и прочие категории, которые поименованы в соответствующих законах об определенных видах социального страхования. Например, по ВНиМ застрахованными также признаются:

  • государственные служащие;
  • члены производственно-рабочих кооперативов;
  • лица, которые были осуждены к лишению свободы и трудятся в колониях на условиях оплаты труда.

Страхователи

К данной категории в системе обязательного социального страхования, согласно абз. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, относятся физические, юрлица, на которые законом об определенном виде обязательного соцстрахования накладывается обязательство по:

  • уплате страховых взносов;
  • выплате отдельных типов страхового финансового обеспечения в пользу застрахованных – например, больничных пособий, по ухаживанию за ребенком и др.

Внимание! Также к указанной категории могут быть отнесены ведомства, осуществляющие исполнительную власть (например, при ОМС).

Фонды

Фондом является коммерческая или некоммерческая организация, которая создается в соответствии с НПА о конкретном типе обязательного страхования и ведет деятельность:

  • по обеспечению полномочий застрахованных при наступлении страховых событий;
  • по обеспечиванию функционирования финансовой системы обязательного социального страхования, по распределению полученных от источников финансирования средств;
  • по выплате страхового обеспечения, если законом предусмотрена обязанность застрахованного физлица обращаться не к работодателю, а напрямую во внебюджетный фонд.

В России существует 3 некоммерческих фонда, каждый из которых осуществляет деятельность по определенному типу ОСС:

  • ПФР – по ОПС;
  • ФСС – по ВНиМ и страхованию от “травматизма”;
  • ФОМС – по ОМС.

Финансирование и выплаты

В силу Главы 4-й ФЗ № 165, финансирование системы ОСС совершается за счет денежных средств, находящихся в бюджетах фондов. Бюджеты утверждаются ФЗ на очередной год и планируемый период.

Сами бюджеты пополняются за счет источников, перечень которых дан в ст. 17 ФЗ № 165:

    на обязательное социальное страхование (основной источник);
  • штрафы и неустойки, начисленные за просрочку выполнения обязательств по перечислению взносов;
  • средства, полученные фондом в результате предъявленного регресса к какому-либо лицу, по вине которого наступил страховой случай;
  • межбюджетные финансовые трансферты, осуществляемые в случаях, установленных законами об определенных видах ОСС;
  • доходы, которые были получены от вложения временно свободных финансов системы ОСС в различные инвестиционно-доходные инструменты;
  • прочие источники.

Указанные источники гарантируют наполняемость бюджета соответствующего фонда, в связи с чем застрахованные приобретают возможность получения различных типов страховых выплат:

  • оплата в пользу медорганизации понесенных ею издержек, связанных с оказанием медпомощи;
  • пенсии по возрасту, инвалидности, потере основного кормильца;
  • больничное пособие;
  • пособие для матерей в связи с родами и беременностью;
  • пособие по уходу за малолетним ребенком;
  • выплаты в связи с НС на работе;
  • прочие разновидности страхового обеспечения, предусмотренные ФЗ об определенном виде ОСС.

Важно! В силу ч. 1 стат. 22 ФЗ № 165, для получения одной или сразу нескольких указанных выплат, застрахованному нужно документально подтвердить наступление страхового события. Например, получить в учреждении медицинско-социальной экспертизы справку об установлении определенной группы инвалидности. Или взять в больнице, клинике по месту прописки листок нетрудоспособности.

Управление системой

В РФ управлением системой обязательного социального страхования в целом занимается Правительство, о чем сказано в:

  • п. “в” ч. 1 стат. 114 Конституции;
  • ч. 1 стат. 13 ФЗ № 165.

Исходя из ч. 2 стат. 13 ФЗ № 165, управление “на местах” производится силами страховщиков в соответствии с ФЗ о конкретных разновидностях соцстрахования.

Управление системой со стороны Правительства включает в себя:

  • издание нормативно-правовых актов в сфере ОСС;
  • контроль за соблюдением уже действующих НПА и установление административной, уголовной или должностной ответственности за нарушение положений законодательства;
  • надзор за соблюдением прав всех субъектов системы, указанных в стат. 10, 11 и 12 ФЗ № 165;
  • недопущение посреднической деятельности в системе социального страхования (ч. 3 ст. 6 ФЗ № 165);
  • регулирование бюджетного и финансового процессов;
  • установление ставок страховых взносов на обязательное соцстрахование;
  • определение в соответствующих ФЗ целей, на которые могут направляться средства ОСС.

Итак, система ОСС действует на основании ФЗ № 165 и других НПА, регулирующих отдельные виды соцстрахования. Есть какие-либо вопросы? Предлагаем задать их в чат нашему юристу и моментально получить исчерпывающий ответ. Обязательно ставим лайки, делаем репосты и читаем наши другие полезные материалы на сайте – например, об истории соцстрахования в России и зарубежных странах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: