Можно ли подать в суд на пенсионный фонд за задержку пенсии

Обновлено: 22.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Несвоевременная выплата пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Несвоевременная выплата пенсии

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Несвоевременная выплата пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Механизм возобновления дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам: цели, значение, судебное толкование
(Фагманова Э.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, NN 9, 10) На судебную власть возложена особенная миссия по защите прав и свобод человека и гражданина, подразумевающая системное применение права, а не формальное, заключающееся лишь в "наложении закона" на конкретную ситуацию, без размышлений о том, как в полной мере было бы справедливо восстановить права заявителя. Так, например, по делу "Солодюк против Российской Федерации" национальными судами формальное рассмотрение требования заявителей привело суды к выводу, что механизм возмещения ущерба, заявленного к взысканию ввиду несвоевременной выплаты властями пенсий, законом не предусмотрен. Законом от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ныне не действующим) предусматривалось лишь увеличение пенсионных выплат в связи с увеличением среднего размера оплаты труда. Однако заявители жаловались на то, что покупательная способность выплаченной с опозданием пенсии сильно подорвана ввиду инфляции и девальвации. Европейский суд по правам человека вывил нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции, пояснив при этом, что нельзя оправдать задержку по выплатам невозможностью установить вину или ошибку со стороны государства . Исходя из этого решения в российском контексте была предложена правовая позиция высшего суда, в соответствии с которой индексация названных сумм должна производиться с учетом индекса роста потребительских цен в субъекте РФ, рассчитанного государственными органами статистики, что существенно улучшает положение пострадавших . Данное Постановление ЕСПЧ имеет особое значение, поскольку раскрывает тезис о необходимости преодоления принципа правовой определенности в целях охраны прав заявителя.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: В каких случаях с работодателя взыщут сумму, излишне выплаченную работнику в составе пенсии?
(Логинова Е.А.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 2) К примеру, несколько окружных судов совсем недавно пришли к выводу, что значительная часть переплаты возникла не из-за виновных действий работодателя, а из-за несвоевременной отмены фондом повышенной выплаты пенсии. Не указав работающего пенсионера в форме СЗВ-М в одном месяце, в последующих отчетах страхователь включил сведения об этом сотруднике. В такой ситуации можно говорить об ущербе ПФР только за тот месяц, в отчете за который пенсионер указан не был, поскольку уже на основании сведений за следующий месяц ПФР имел возможность принять новое решение о прекращении индексации пенсии застрахованному лицу.

Нормативные акты: Несвоевременная выплата пенсии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 11.06.2022) 10. Нарушение негосударственным пенсионным фондом состава активов, в которые размещены пенсионные резервы (инвестированы пенсионные накопления), структуры пенсионных резервов (активов, в которые инвестированы пенсионные накопления) или требований к формированию и использованию страхового резерва негосударственного пенсионного фонда, несоблюдение норматива страхового резерва, нецелевое использование средств пенсионных резервов (средств пенсионных накоплений) либо просрочка выплат пенсий или выплат правопреемникам (в том числе неправильное исчисление выплат) -

Приведем ситуацию, которая многим знакома не понаслышке. Гражданин узнал, что вот уже несколько лет ему должны были платить пенсию — но ПФР отказался вернуть ему деньги за все пропущенное время, поскольку тот раньше не обращался за назначением пенсионной выплаты.

Разберем, как сейчас разрешаются такие ситуации в судах и как можно взыскать с ПФР деньги, потерянные из-за не поданного вовремя заявления.

Примеры

Мужчина с 2004 года получал пенсию по инвалидности — до тех пор, пока в 2006 году с него не сняли степень ограничения трудоспособности, и выплату пенсии, соответственно, прекратили. Между тем, в 2010 году вступил в силу закон, по которому пенсию по инвалидности стали назначать независимо от степени ограничения трудоспособности гражданина (закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

Вот только узнал об этом мужчина лишь в 2020 году и, разумеется, тут же подал в ПФР заявление, чтобы ему снова назначили пенсию по инвалидности.

Заявление у него приняли, пенсию назначили, но платить ее стали со дня обращения. ПФР отказался доплатить деньги за те 10 лет, когда гражданин не получал пенсию, положенную ему по закону.

Но, все же, дойдя до кассационной инстанции, ему удалось добиться пересмотра своего дела. Вот доводы, которые помогли ему взыскать деньги с ПФР за 10 лет назад:

  1. будучи инвалидом, мужчина получал от ПФР ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с 2005 года;
  2. в августе 2010 года он обращался в ПФР с заявлением об изменении способа получения ЕДВ (чтобы получать деньги не через службу доставки, а на банковскую карту);
  3. как следует из положения о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-I), на ПФР и его региональные отделения возложена обязанность по проведению разъяснительной работы среди населения по вопросам, которые входят в его компетенцию (а это, прежде всего, государственное пенсионное обеспечение).

Таким образом, когда в 2010 году мужчина обращался в ПФР с заявлением о переводе ЕДВ на банковскую карту, сотрудники должны были проинформировать его о том, что пенсионное законодательство изменилось и теперь он может снова подать заявление о назначении пенсии по инвалидности. Но они этого не сделали — в результате чего гражданин не получал пенсию в течение 10 лет.

Впервые позиция об информационной обязанности ПФР по отношению к гражданам была озвучена в прошлом году Верховным судом (определение № 5-КГ21-29-К2).

Теперь, как видно, судебная практика стала активно развиваться в этом направлении. Поэтому у тех, кто получил от ПФР такой же отказ в выплате пенсии за прошлое время из-за не поданного вовремя заявления, появился шанс взыскать деньги.

Как это можно сделать?

Главная задача — доказать, что вы обращались в ПФР в тот момент, когда уже имели право на пенсию или другую соцвыплату, и по документам это право прослеживалось, но, тем не менее, вам его не разъяснили.

Например, женщина подала в ПФР заявление о получении пособия на погребение своего супруга-пенсионера. В выплатном деле супруга были документы, подтверждающие, что у них с женой было пятеро детей.

Однако в ПФР ей не сообщили, что она имеет право выйти на пенсию по старости в 50 лет. А она, не зная об этом, подала заявление позже и недополучила пенсию за несколько лет.

Или: мужчина обратился в ПФР за консультацией по поводу досрочного выхода на пенсию по Списку № 2. Ему посчитали стаж без учета его суммирования с северным стажем (за счет чего пенсионный возраст снижается еще на 5 лет — ст. 33 Закона № 400-ФЗ).

В результате он лишился пяти лет законной пенсии. Учитывая новую судебную практику, они теперь могут взыскать с ПФР недополученную пенсию за все время, со дня наступления права на нее.

Как доказать факт обращения в ПФР?

  • предъявить уведомление от Пенсионного фонда о том, что он принимал заявление от гражданина в тот момент, когда у него было право на соцвыплату (причем, это может быть заявление по любому другому вопросу, даже не связанному с назначением спорной выплаты);
  • если гражданин обращался просто за консультацией, можно запросить через суд у ПФР журнал регистрации обращений (порядок регистрации заявлений утвержден постановлением Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п).

А чтобы упростить себе задачу в будущем, желательно заранее запасаться доказательствами каждого своего обращения в ПФР:

  • подавать в ПФР только письменные заявления о разъяснении того или иного вопроса (почтой или лично, под расписку секретаря);
  • обязательно требовать от сотрудника, чтобы он выдал уведомление о принятии того или иного документа;
  • по возможности, вести аудио- или видеозаписи консультаций в ПФР.

Не исключено, что впоследствии такой документ может сыграть определяющую роль.

Большинство социальных выплат назначается после соответствующего заявления получателя. Если гражданин пропустит срок подачи заявления, то потеряет приличную денежную сумму. Кроме того Пенсионный фонд РФ, может отказать в компенсации недополученных выплат, даже если такая ситуация произошла по его вине.

В 2004 году мужчина оформил пенсию по инвалидности и получал ее два года, пока с него не были сняты ограничения трудоспособности.

В 2010 в законодательство внесли правки, по которым наличие или отсутствие степени трудоспособности никак не влияло на факт выплаты пенсии по инвалидности. Однако о таких изменениях мужчина узнал только в 2021 году, после чего сразу же обратился в ПФР с просьбой назначить пенсию по инвалидности.

Пенсию мужчине назначили, однако выплаты поступили только с периода обращения за ней. Средства с 2010 по 2021 год ПФР выплачивать отказался.

Кредитная карта «Opencard»



Мужчина обратился в суд, однако там ему отказали, поскольку ПФР представил доказательства того, что в период с 2010 по 2021 год истец с заявлением о выплатах к ним не обращался.

Пересмотреть дело заново решили только в Кассационном суде, поскольку с 2005 года мужчина получал ЕДВ. В 2011 году он подавал заявление в ПФР о выборе другого способа получения ЕДВ.

Согласно положению о ПФР, фонд обязан проводить разъяснительную работу с населением по вопросам пенсионного обеспечения.

Когда мужчина в 2011 году обратился в фонд с заявлением о смене способа оплаты ЕДВ, работники ПФР были обязаны рассказать ему об изменениях в пенсионном законодательстве. Однако этого не сделали. Из-за гражданин не получал выплаты десять лет.

После Кассационного суда дело вернули на новое рассмотрение и мужчина получил компенсацию за десять лет.

Так, взыскать недополученные выплаты с ПФР вполне возможно. Важно иметь доказательства того, что в этот период вы обращались в ПФР в то время, когда имели право на социальные выплаты. И вы можете подтвердить это документально. А ПФР не разъяснил вам ваши права.

Кредитная карта «MTS Cashback онлайн (с безопасной доставкой карты) »

В другой ситуации женщина обратилась в ПФР с заявлением на получение выплат на погребение своего мужа-пенсионера. В выплатном деле умершего были документы о том, что у супругов было пять детей.

При этом ПФР не объяснил женщине о том, что она имеет право на досрочную пенсию в 50 лет. Из-за этого за пенсией женщина обратилась значительно позже и недополучила положенные выплаты.

Еще в одной истории мужчина обратился в Пенсионный фонд, чтобы получить консультацию по назначению льготной пенсии. Однако при расчете стажа ему не учли льготный стаж – время работы в северных регионах.

Благодаря северному стажу возраст выхода на пенсию у мужчины уменьшался на пять лет. Из-за этого он недополучил денежные средства за определенный период.

Благодаря сложившейся судебной практике, сегодня пенсионеры могут взыскать недополученные средства с ПФР.

Как доказать, что вы обращались в ПФР

Если вы подавали в ПФР заявление в письменной форме, то будет достаточно предъявить суду уведомление о приеме такого заявления в ПФР. При этом обращение может быть по абсолютно любым вопросам.

Кредитная карта «Платинум (с безопасной доставкой карты)»

Если же вы обращались за консультацией, вы можете через суд сделать запрос журнала о регистрации обращений граждан.


В дальнейшем, обращаясь в ПФР, можно просить у сотрудников доказательство вашего обращения. Для этого лучше подавать письменные обращения в ПФР, чтобы получить ответ на свой вопрос. Запрос нужно направлять почтой или ответственному лицу с подписью о получении запроса.

Попросите уведомление о принятии того или иного документа. При возможности можно вести аудио- или видеосъемку своих обращений в ПФР. Это может стать доказательством в суде.

У многих пенсионеров сейчас возникают проблемы: долгожданная пенсия вдруг начинает приходить двумя траншами. Сначала приходит половина или две трети от пенсии, остального приходится ждать неделями. А иногда пенсия вообще не приходит, хотя раньше приходила вовремя. Что делать в этом случае?

У пяти миллионов российских пенсионеров пенсия состоит из двух частей: собственно назначенная пенсия, и плюс фиксированная социальная выплата, которая выплачивается, если расчетная пенсия «не дотягивает» до минимального прожиточного уровня пенсионера. Этот «минимум» устанавливают региональные власти. Из-за такой «двухступенчатой» системы чаще всего и возникают проблемы.

Если до 2014 года пенсионерам выплачивали всё положенное единой суммой, то теперь у многих это две суммы, которые могут приходить с разрывом по времени. Ведь по регламенту отделение Пенсионного фонда России направляет в банки, осуществляющие доставку пенсий и социальных выплат, информацию только о фиксированных выплатах, а о всех положенных надбавках должны информировать отделения соцзащиты.

Собираем справки

В банках, в свою очередь, особо «не парятся», а производят выплату только после того, как им пришло поручение ПФР и соцзащиты. И не единой суммой, а по частям. Но это — если не было никаких ошибок, а если они были, то проводят сверку.

В результате получается, что пенсионер может получить часть пенсии, которую ему перечислил ПФР в начале месяца, а вторую часть — в конце месяца. На что он живёт те дни, пока денег ещё не зачислили, в отделениях соцзащиты и банках не заморачиваются.

Так что если вы получили только часть положенной пенсии сразу же обращайтесь в отделение банка, который вам её перечисляет, там берёте справку о дате зачисления и сумме. В справке должно быть указано:

  • информация о произведенных операциях по счёту карты не менее, чем за последние три месяца, некоторые банки дают отдельную справку (бесплатную!) о том, что зачислении пенсии произведено не было;
  • полные данные о реквизитах банковского счёта вашей карты;

После этого придется идти в отделения Пенсионного фонда России и социальной защиты — и выяснять о причинах недоплаты. Скорее всего, вам скажут, что деньги вот-вот перечислят и действительно, после вашего визита и официальной жалобы, так и случится.

Но без этого «похода» задержка может быть длительной.

Пенсия вдруг не пришла совсем. Почему?

Бывают ситуации сложнее, когда пенсионеру не переводят всю пенсию, хотя до этого исправно платили.

Чаще всего это вызвано не одним а несколькими факторами, например:

  • в ПФР не точно сформировано платёжное поручение — в результате платёж из банка возвращён в ПФР;
  • банк выпустил карту с данными, не соответствующими открытому в ПФР счёту — в результате ПФР ничего не зачислил;
  • отделение соцзащиты не внесло в свой реестр данные о перевыпущенной карте пенсионера — банк получил разные данные из ПФР и соцзащиты и не провёл всю выплату: мол, до уточнения данных.

Во всех этих случаях — пенсионеру лучше начинать со звонка в единую консультационную службу ПФР.

Если банк не выполнил операцию по зачислению всей пенсии, он, в первую очередь, сообщает об этом в ПФР. Если в Пенсионном фонде информации нет — следующий звонок в соцзащиту.

Если и в том, и в том учреждении ни о каких проблемах вам сразу не сказали, вот тогда следует обращаться в банк за справкой о движении по счёту и дальше уже в ПФР с жалобой, в которой обязательно указать, что пенсия единственный источник существования. Тогда, по регламенту, ПФР должен дать ответ в течении 3-х дней.

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание переплаты пенсии с пенсионера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Взыскание переплаты пенсии с пенсионера

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 26.1 "Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности" Федерального закона "О страховых пенсиях"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и установив, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, что послужило основанием для принятия заинтересованным лицом решений о выплате и осуществления выплат 26 пенсионерам в необоснованно завышенном размере - с учетом индексации как неработающим пенсионерам, арбитражные суды правомерно отказали во взыскании переплаты страховой пенсии, принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины страхователя в совершении переплаты пенсии его работникам - пенсионерам и оснований для взыскания с ответчика спорной суммы переплаты страховой пенсии, поскольку переплата пенсии возникла не из-за виновных действий работодателя - страхователя, а из-за неосуществления заинтересованным лицом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 28 "Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и установив, что учреждение, самостоятельно выявив ошибку, направило полные и достоверные сведения о застрахованных лицах - форму СЗВ-М с отражением информации о работающем пенсионере; вместе с тем, признав данное обстоятельство не свидетельствующим о виновности ответчика в необоснованной выплате спорных денежных средств, арбитражные суды правомерно отказали во взыскании убытков в размере излишне выплаченной трудовой пенсии, обнаружив, что на момент принятия решения об индексации пенсии пенсионеру, Пенсионный фонд РФ располагал сведениями о том, что данное лицо является работающим, поскольку за спорный период сведения по форме СЗВ-М, включая информацию о третьем лице, были представлены ответчиком своевременно; таким образом, истец, имея достаточные основания считать, что трудовая деятельность пенсионера являлась непрерывной, не обладал основаниями для назначения ему пенсии в повышенном размере.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание переплаты пенсии с пенсионера

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Возможно ли взыскать излишне выплаченную социальную пенсию по потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) В случае если пенсионер согласен добровольно возместить переплату, удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером в соответствующем заявлении. При этом также оформляется решение ПФР о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (п. п. 25, 119 Правил N 545н).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Каковы порядок и случаи удержаний из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Решение ТО ПФР о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган или в суд (ч. 20 ст. 21 Закона N 400-ФЗ).

Нормативные акты: Взыскание переплаты пенсии с пенсионера

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением пункта 4 статьи 23 настоящего Федерального закона;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: