Ибо всякое дело бог приведет на суд и все тайное хорошо ли оно или худо

Обновлено: 16.04.2024

1−8. Последнее увещание Екклезиаста. 9. Эпилог книги.

Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу. Вне религиозного настроения наслаждение жизнью неизбежно принимает извращенный вид и приводит в конце концов к тяжелому разочарованию; точно также и нравственная деятельность человека теряет свою разумность, свою цель, как скоро в явлениях мира и жизни человек ничего не видит, кроме действия слепого случая. Вот почему Екклезиаст в своем последнем увещании призывает читателя к постоянному памятованию о Боге, как Творце мира, как Первопричины всего существующего, к памятованию в течение всей жизни, а не в пору лишь старости, когда и душа и тело ощущают уже быстрое наступление вечной ночи — смерти.

Еккл 12:1. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»

Доколе не пришли тяжелые дни, буквально: «дни зла», не дни загробного существования, как в Еккл 11:8, а дни старости, дни физического и психического упадка.

Еккл 12:2. доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

Наступление мрака и туч, т. е. зимы, — образ не самой смерти, а ее предвестницы — старости.

Еккл 12:3. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

В этом и дальнейших стихах содержится образное описание старости. «Стерегущие дом» — руки, охраняющие человеческий организм от внешних опасностей. «Мужи силы» — ноги, силой мускулов поддерживающие туловище. «Мелющие» — зубы. «Смотрящие в окно» — глаза.

Еккл 12:4. и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;

«Двери на улицу» — по мнению одних, уста, по мнению других — уши. Первое вернее (ср. Иов 41:6: «кто может отворить двери лица его? (т. е. левиафана) круг зубов его ужас!»). «Жернов» — челюсти и зубы. «Будет вставать по крику петуха», т. е. страдать бессонницей. «Замолкнут дщери пения», т. е. ослабеет голос.

Еккл 12:5. и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —

«Высоты будут им страшны», т. е. недоступны. «И на дороге ужасы», т. е. трудности и опасности, как действительные, так и воображаемые. «Зацветет миндаль», своим белым цветом на обнаженных ветвях зимою символизирующий старость. «Отяжелеет кузнечик», т. е. потеряет свою гибкость и подвижность туловище, спина. «И рассыплется каперс», т. е. не будет оказывать действия кипарис, ягоды и почки которого употреблялись на востоке, как возбуждающее средство. «Вечный дом», т. е. гроб (ср. Тов 3:9).

Еккл 12:6. доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

Образно описывается самая смерть. «Порвалась серебряная цепочка и разбилась золотая чашечка» (в русской Библии неправильно — повязка; еврейское слово означает предмет круглой формы, чашечку для елея, как Зах 4:2), т. е. порвалась нить жизни, не стало источника света и тепла; жизнь погасла. Следующие два образа дают другой символ смерти, именно: ломается колесо над колодцем и разбивается бадья у источника. Оба образа означают, вероятно, прекращение деятельности сердца, кровообращения и дыхания.

Еккл 12:7. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.

Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. Быт 3:19; Пс 103:29), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в Еккл 3 он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.

Еккл 12:8. Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!

Понятно, что Екклезиаст не мог находить полного утешения в такой вере в загробную жизнь человека и не имел оснований отказаться от своих рассуждений о суетности жизни. Напротив, он видел здесь новое и самое сильное доказательство ее. Поэтому, в своем заключительном слове он снова повторяет: «суета сует, все суета». Лишь радостная весть Нового Завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство.

Еккл 12:9−14. Эпилог книги. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклезиаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст. 9−14 мы слышим уже другое лицо, которое отличает себя от Екклезиаста, говорит о нем в третьем лице и как бы одобряет его рассуждения. Однако это не значит еще, что конец 12-ой главы составляет позднейшую приписку. Эпилог написан тем же языком и проникнут тем же духом, что и вся книга. Отсюда, у нас нет оснований искать для него другого автора, отличного от составителя всей книги.

Еккл 12:9. Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.

«Мудрый» на языке библейском означал человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие Богооткровенные понятия к действительной жизни, разрешить все возникающие на этой почве недоумения и противоречия.

У евреев, со времени Соломона, существовал целый класс мудрецов-хакамов, наряду с пророками и священниками, имевших сильное влияние на народ (3Цар 4:30−31; Иер 18:18; Притч 1:6:13.21,22.17). Уже во времена Соломона были известны мудрецы — Еоан Езрахитянин, Еман, Халкол и Дарда, мудрость которых, ставилась рядом с мудростью сынов востока и Египта (3Цар 4:30−31). Современники пророка Иеремии говорили: «не исчез закон у священника и совет у мудрого и слово у пророка» (Иер 18:18). Обычной формой выражения мысли у еврейских мудрецов, в отличие от греческих, была гномическая, состоявшая из кратких изречений, афоризмов и притчей.

Еккл 12:10. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.

Еккл 12:11. Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря.

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди». Еврейский подлинник говорит здесь не о простых иглах, а о тех остриях, которые находятся на палках, употребляемых погонщиками и пастухами. LXX верно перевели βούκεντρα (слав. — «остны воловии»). Мысль та, что слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, понуждают их к исполнению своего долга.

«Составители их от единого Пастыря». Единым Пастырем назван здесь Бог (ср. Пс 22:1:27.9). Сравнив слова мудрых с палкой погонщика и пастуха, писатель естественно употреблял образ Пастыря-Бога, Который, пася Израиля, раздает мудрым жезлы с тем, чтобы они пасли людей (ср. Притч 10:21).

Еккл 12:12. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель, в то же время, предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от составления, так и от чтения многих книг. Этот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу.

Еккл 12:13. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

«Выслушаем сущность всего», буквально: «конец (вывод) всей речи». Заповедь: «бойся Бога» (взято из Еккл 5:6) «и заповеди Его соблюдай» (ср. Еккл 4:17), составляет сущность книги и, в то же время, цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлого эвдемонизма с другой.

Еккл 12:14. ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Мысль об окончательном суде Божием, по выражению одного комментатора, есть та нить Ариадны, которая вывела Екклезиаста из лабиринта его скепсиса. Ни для мрачного уныния, ни для легкомысленного наслаждения жизнью нет места там, где есть глубокая вера в Божественное воздаяние.

1−8. Последнее увещание Екклезиаста. 9. Эпилог книги.

Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу. Вне религиозного настроения наслаждение жизнью неизбежно принимает извращенный вид и приводит в конце концов к тяжелому разочарованию; точно также и нравственная деятельность человека теряет свою разумность, свою цель, как скоро в явлениях мира и жизни человек ничего не видит, кроме действия слепого случая. Вот почему Екклезиаст в своем последнем увещании призывает читателя к постоянному памятованию о Боге, как Творце мира, как Первопричины всего существующего, к памятованию в течение всей жизни, а не в пору лишь старости, когда и душа и тело ощущают уже быстрое наступление вечной ночи — смерти.

Еккл 12:1. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»

Доколе не пришли тяжелые дни, буквально: «дни зла», не дни загробного существования, как в Еккл 11:8, а дни старости, дни физического и психического упадка.

Еккл 12:2. доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

Наступление мрака и туч, т. е. зимы, — образ не самой смерти, а ее предвестницы — старости.

Еккл 12:3. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

В этом и дальнейших стихах содержится образное описание старости. «Стерегущие дом» — руки, охраняющие человеческий организм от внешних опасностей. «Мужи силы» — ноги, силой мускулов поддерживающие туловище. «Мелющие» — зубы. «Смотрящие в окно» — глаза.

Еккл 12:4. и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;

«Двери на улицу» — по мнению одних, уста, по мнению других — уши. Первое вернее (ср. Иов 41:6: «кто может отворить двери лица его? (т. е. левиафана) круг зубов его ужас!»). «Жернов» — челюсти и зубы. «Будет вставать по крику петуха», т. е. страдать бессонницей. «Замолкнут дщери пения», т. е. ослабеет голос.

Еккл 12:5. и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —

«Высоты будут им страшны», т. е. недоступны. «И на дороге ужасы», т. е. трудности и опасности, как действительные, так и воображаемые. «Зацветет миндаль», своим белым цветом на обнаженных ветвях зимою символизирующий старость. «Отяжелеет кузнечик», т. е. потеряет свою гибкость и подвижность туловище, спина. «И рассыплется каперс», т. е. не будет оказывать действия кипарис, ягоды и почки которого употреблялись на востоке, как возбуждающее средство. «Вечный дом», т. е. гроб (ср. Тов 3:9).

Еккл 12:6. доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

Образно описывается самая смерть. «Порвалась серебряная цепочка и разбилась золотая чашечка» (в русской Библии неправильно — повязка; еврейское слово означает предмет круглой формы, чашечку для елея, как Зах 4:2), т. е. порвалась нить жизни, не стало источника света и тепла; жизнь погасла. Следующие два образа дают другой символ смерти, именно: ломается колесо над колодцем и разбивается бадья у источника. Оба образа означают, вероятно, прекращение деятельности сердца, кровообращения и дыхания.

Еккл 12:7. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.

Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. Быт 3:19; Пс 103:29), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в Еккл 3 он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.

Еккл 12:8. Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!

Понятно, что Екклезиаст не мог находить полного утешения в такой вере в загробную жизнь человека и не имел оснований отказаться от своих рассуждений о суетности жизни. Напротив, он видел здесь новое и самое сильное доказательство ее. Поэтому, в своем заключительном слове он снова повторяет: «суета сует, все суета». Лишь радостная весть Нового Завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство.

Еккл 12:9−14. Эпилог книги. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклезиаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст. 9−14 мы слышим уже другое лицо, которое отличает себя от Екклезиаста, говорит о нем в третьем лице и как бы одобряет его рассуждения. Однако это не значит еще, что конец 12-ой главы составляет позднейшую приписку. Эпилог написан тем же языком и проникнут тем же духом, что и вся книга. Отсюда, у нас нет оснований искать для него другого автора, отличного от составителя всей книги.

Еккл 12:9. Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.

«Мудрый» на языке библейском означал человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие Богооткровенные понятия к действительной жизни, разрешить все возникающие на этой почве недоумения и противоречия.

У евреев, со времени Соломона, существовал целый класс мудрецов-хакамов, наряду с пророками и священниками, имевших сильное влияние на народ (3Цар 4:30−31; Иер 18:18; Притч 1:6:13.21,22.17). Уже во времена Соломона были известны мудрецы — Еоан Езрахитянин, Еман, Халкол и Дарда, мудрость которых, ставилась рядом с мудростью сынов востока и Египта (3Цар 4:30−31). Современники пророка Иеремии говорили: «не исчез закон у священника и совет у мудрого и слово у пророка» (Иер 18:18). Обычной формой выражения мысли у еврейских мудрецов, в отличие от греческих, была гномическая, состоявшая из кратких изречений, афоризмов и притчей.

Еккл 12:10. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.

Еккл 12:11. Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря.

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди». Еврейский подлинник говорит здесь не о простых иглах, а о тех остриях, которые находятся на палках, употребляемых погонщиками и пастухами. LXX верно перевели βούκεντρα (слав. — «остны воловии»). Мысль та, что слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, понуждают их к исполнению своего долга.

«Составители их от единого Пастыря». Единым Пастырем назван здесь Бог (ср. Пс 22:1:27.9). Сравнив слова мудрых с палкой погонщика и пастуха, писатель естественно употреблял образ Пастыря-Бога, Который, пася Израиля, раздает мудрым жезлы с тем, чтобы они пасли людей (ср. Притч 10:21).

Еккл 12:12. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель, в то же время, предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от составления, так и от чтения многих книг. Этот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу.

Еккл 12:13. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

«Выслушаем сущность всего», буквально: «конец (вывод) всей речи». Заповедь: «бойся Бога» (взято из Еккл 5:6) «и заповеди Его соблюдай» (ср. Еккл 4:17), составляет сущность книги и, в то же время, цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлого эвдемонизма с другой.

Еккл 12:14. ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Мысль об окончательном суде Божием, по выражению одного комментатора, есть та нить Ариадны, которая вывела Екклезиаста из лабиринта его скепсиса. Ни для мрачного уныния, ни для легкомысленного наслаждения жизнью нет места там, где есть глубокая вера в Божественное воздаяние.

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Екклес.12:13-14).

Соломон говорит о том, что цель нашей жизни и удовлетворение в жизни связано с Богом и нашими отношениями с Ним — нашим Создателем. Если мы думаем о том, что жить можно и без Бога (это попробовал и Соломон), тогда этот путь будет очень тяжёлым, и всё равно, каждый из нас предстанет перед Богом, чтобы дать отчёт за свою жизнь.Что значит бояться Бога?Бояться Бога — это исполнять Его заповеди; знать, кто, на самом деле, является истинным Боссом и держит всё под своим контролем. Бояться Бога — значит признать Его силу, Его величие, Его власть, Его святость, — и из-за этого уважать и почитать Бога. Страх Божий является здоровым страхом, а не каким — то видом фобии, который испытывают люди, нуждающиеся в различной психологической помощи. Когда мы боимся Бога, — это значит, что мы понимаем, что Бог будет судить наши грехи. И это влияет на то, что мы делаем или не делаем в своей жизни.

«И сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.» (Исход 1:16, 17, 21).

Почему Бог желает, чтобы мы имели страх Божий? Когда мы боимся и почитаем Бога, через это мы осознаём то, что мы подотчётны Ему, будучи Его творением. Мы подотчётны Богу в том, как мы проводим каждую минуту и каждый день своей жизни.

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.» (Екклес.11:9).

Страх Божий освобождает нас от всех других видов нездорового страха. Страх Божий позволяет человеку по-настоящему наслаждаться жизнью. Страх Божий поможет нам поступать мудро в этой жизни.

«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7).

Страх Божий помогает нам исполнять Его заповеди. Успех в этой жизни связан с нашей способностью исполнять инструкции Бога. Очень часто человек думает, что он умнее Бога, что он не нуждается ни в каких указаниях и инструкциях от Бога. Из-за этого человек увлечён собственной мудростью, достижениями и богатством. По этой причине люди часто игнорируют Божью мудрость. Но, когда мы исполняем Божьи заповеди, — мы делаем то, что Бог говорит нам делать. Соломон в своей жизни пришёл к такому заключению, что для человека самое главное — это любить Бога, слушать Его, угождать Ему, бояться Его и исполнять Его заповеди. В этом и состоит главная цель для человека. Живя таким образом, мы будем иметь и счастье, и успех, и мудрость, мы будем свободны от любого вида страха. Пусть Бог поможет нам построить свою жизнь, постигнув ту сущность жизни, которая была открыта Соломону:

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Екклес.12:13-14).

Похожие записи

Когда вы говорите Богу: «Да!», тогда и обстоятельства скажут вам: «Да, сэр!» III

Посвятить себя Господу – по силам вам, потому что Бог собирается поддерживать вас. Без этой поддержки вы не сможете ничего сделать. Но важно понять, что Бог не сможет поддерживать вас до тех пор, пока Он не увидит, что ваше сердце вполне предано Ему. Вы понимаете, что речь не идёт о ваших обстоятельствах, но об отношении вашего сердца.В вашей жизни всегда будут какие – то трудные обстоятельства, и они будут у каждого человека. Но, несмотря на все эти трудности, многие люди принимают правильные решения, которые позволяют Богу укреплять и поддерживать этих людей.

Как войти в своё служение III

Я приветствую вас в нашей рубрике «Ежедневное слово для духовного укрепления»! Мы говорим о том, как мы можем войти в своё служение. Мы уже выяснили, что, во-первых, у нас должно быть сильное желание служить Богу своими дарами и талантами. Мы говорили о том, что служение помогает нам раскрывать свой потенциал. Мы говорили о том, что Бог хочет, чтобы мы были плодотворными в своей жизни, и этим прославляли Его на земле. Мы также говорили, что каждый из нас должен выяснить для себя, чем конкретно он может служить. В этом ему может помочь образование, накопленный опыт, дары и таланты, приобретённые умения и навыки.

Что происходит в жизни человека, у которого молитва является главным приоритетом? II

Посмотрим, что ещё произошло после молитвы учеников.3. «… и говорили слово Божье с дерзновением». Ученики начали говорить Слово Божье со смелостью и дерзновением.Они и до этого говорили Слово Божье, но, благодаря тому, что молитва стала приоритетом их жизни, ученики Иисуса стали это делать более дерзновенно. Когда молитва станет нашим жизненным приоритетом, тогда Бог наполнит наше сердце дерзновением и смелостью.

Твой дар найдет тебе место!

«Подарок (дар) у человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Притчи 18: 16).Твой дар найдет тебе место и предоставит простор, если ты не будешь его закапывать. Очень часто верующие спрашивают: «Каково мое место в Теле Христа? К чему я призван?»Делай то, что ты знаешь. Этот простой принцип дает ответ на эти вопросы.

Mы созданы для добрых дел, которые Бог предназначил нам исполнять

Mы созданы для добрых дел, которые Бог предназначил нам исполнять

«Ибо мы Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела…» (Ефес.2: 10).Вы созданы и спасены Богом для цели.Мы созданы и спасены для того, чтобы служить Божьему изволению на земле. Жизнь без цели – это то же самое, что и движение без направления. Как только мы выясняем для себя, кем мы являемся в Боге, и что Бог сделал для нас, — нам сразу же становится легче понять, для чего же мы здесь находимся.

Поиск жизненной цели V

Мы продолжаем изучение книги Екклесиаст, в которой описывается поиск Соломоном цели и смысла жизни. После того, как Соломон отдалился от Бога, он попробовал найти счастье и удовлетворение в различных вещах и занятиях. И мы видим, что Соломоном было предпринято ряд попыток, которые заканчивались сплошным разочарованием. Для мудрых людей опыт Соломона может стать уроком и предупреждением о том, на каких путях не стоит искать счастье и удовлетворение. Мы уже говорили о том, что Соломон искал удовлетворение в образовании, в знаниях, в веселии и наслаждениях, в красоте, в изделии рук человеческих.

Мир вам, дорогие дети Божьи! Я благословляю вас сегодня и молюсь, чтобы этот день прошёл для вас успешно во всём. Сегодня я хочу продолжать говорить на тему, которую мы начали вчера, — о том, что всё тайное обязательно станет явным. Мы говорили о том, что для нас с вами очень важно жить жизнью ежедневного раскаяния, как только Дух Божий нас в чём-то обличает. Я хочу, чтобы мы сегодня посмотрели одно местописание:

«Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Еккл. 12:14).

Соломон как будто бы продублировал слова Иисуса. Бог приведёт каждое наше дело на суд, и особенно всё тайное — грехи, неправильные вещи, то, что мы утаили. Каждое дело Бог выведет на свет Своего суда. Это означает, что все наши грехи всё равно пойдут вслед за нами. Единственный способ, как мы можем избежать последствий за свои грехи и неправильные поступки, — это раскаяться в них до того, как Бог приведёт всё это на суд. Покаяние приносит нам милость и благодать от Господа. Покаяние приносит в нашу жизнь новые возможности от Господа. Поэтому, правильный образ жизни и правильное решение заключается в том, чтобы раскаяться в своих тайных грехах, чтобы Бог не осудил нас.

«Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.» (1-ое Тим.5:24).
  • История с Ананией и Сапфирой закончилась смертью этих людей. (Деян. 5 глава). Эти люди солгали, удержав крупную сумму, при этом, они старались произвести впечатление того, что они сделали всё правильно. Анания и Сапфира не раскаялись в соделанном. Они совершили это тайно, но всё стало явным, когда Дух Святой раскрыл. Это привело их к смерти.
  • Также интересна история, связанная с Гиезием, слугой Елисея (4-ое Царств 5 глава). Гиезий обманул Неемана, сказав ему, что Елисей просит денег. И когда Гиезий вернулся к Елисею, он снова солгал, он не раскаялся в соделанном. В результате, он стал прокажённым до конца своих дней.
  • Также интересна история об Ахане. (Ис.Нав. 7 глава). Ахан взял из того, что Бог запретил, из заклятого, и спрятал в шатре своём. Он не раскаялся в том, что он сделал тайно, но позже это стало известно всем, это стало явным. В результате этого, Ахан и всё его родство были сожжены на месте преступления.

Похожие записи

Эффективная молитва

Чтобы мы могли эффективно молиться, нам нужна модель. Христианская жизнь духовна, поэтому очень важна связь с небом. Бог есть Дух, а мы с вами живём на земле, — нам нужна постоянная связь с Богом.Есть два инструмента для общения человека с Богом — это Слово Божье и молитва. Бог общается с нами посредством Его Слова. Слово Божье — это Божье откровение о Самом Себе. Ты не можешь придумать, какой есть Бог.

Кроме того, что молитва помогает нам войти в Божье присутствие, молитва также является источником Божественного откровения II

Иисус говорил, что Он получает слово и послание от Отца. Как это Ему удавалось? Через молитву! Иисус приближался в молитве к Богу, и Бог приближался к Нему. И результатом общения Иисуса с Отцом было то, что Бог давал Иисусу слово и послание. Бог показывал Иисусу то, что надо было делать, где и как надо это делать, а также когда и с кем надо это делать.В результате этого у Иисуса всегда были чудеса.Вот, в чём состоял секрет успеха Иисуса! Вот, в чём был секрет успеха Моисея! Вот, секрет успеха всех мужчин и женщин Божьих на протяжении всей истории Церкви.

Наша жизнь является продуктом того, что мы видим

Наша жизнь является продуктом того, что мы видим

Бог желает, чтобы ты ответил на вопрос: Что ты видишь? Как ты видишь свою жизнь? Какую картину своего будущего ты видишь уже сегодня? Каким ты видишь своё будущее через 2 года, через 5 лет, через 7 лет? Каким ты видишь свою семью в будущем? Как в будущем будет выглядеть твоё служение?

Отложите прежний образ жизни II

Отложите прежний образ жизни II

Христианская жизнь от самого начала до конца — это призыв к тому, чтобы менять свой образ жизни.Как только вы пришли к Иисусу, вы стали новым человеком, поэтому, вы не можете теперь продолжать жить по-старому. В вас уже начались перемены! Через ваше покаяние было заложено основание для перемен в вашей жизни, поэтому. Нам нужно следовать этому курсу до конца своей жизни.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТОИТ В РАСКАЯНИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ БЛУДНЫХ СЫНОВЕЙ

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТОИТ В РАСКАЯНИИ И ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ БЛУДНЫХ СЫНОВЕЙ

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откр.3:19). Нашей реакцией на дисциплину должно быть раскаяние! Грех никогда не может быть вопросом только личного характера. Грех – это не просто то, что вы сделали, но то, чем вы навредили и кому-то ещё.

Kак мы можем более эффективно изучать Библию

Kак мы можем более эффективно изучать Библию

Существуют различные способы для изучения Библии.а) Изучение жизни Библейских персонажей.Для изучения я выбираю один персонаж и прослеживаю его жизнь на протяжении всей Библии. Это очень интересно. Например, ты выбираешь Давида и изучаешь его жизнь в Библии. Или же ты можешь начать изучать историю правления царей Израилевых, или жизнь Самсона, Иосифа, Петра и т.д. Изучение жизни библейских персонажей принесет большую пользу для нас. Жизненный опыт библейских героев, их победы, их реакция, их вера и упование на Бога, их ошибки, — всё это полезно для нас. Изучая жизнь библейских героев, мы сможем увидеть, когда и почему Бог их благословил.

1−8. Последнее увещание Екклезиаста. 9. Эпилог книги.

Два главнейших условия человеческого счастья — делание добра и здоровое наслаждение жизнью возможны лишь тогда, когда соединяются с религиозным настроением, с чувством полной преданности Богу. Вне религиозного настроения наслаждение жизнью неизбежно принимает извращенный вид и приводит в конце концов к тяжелому разочарованию; точно также и нравственная деятельность человека теряет свою разумность, свою цель, как скоро в явлениях мира и жизни человек ничего не видит, кроме действия слепого случая. Вот почему Екклезиаст в своем последнем увещании призывает читателя к постоянному памятованию о Боге, как Творце мира, как Первопричины всего существующего, к памятованию в течение всей жизни, а не в пору лишь старости, когда и душа и тело ощущают уже быстрое наступление вечной ночи — смерти.

Еккл 12:1. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»

Доколе не пришли тяжелые дни, буквально: «дни зла», не дни загробного существования, как в Еккл 11:8, а дни старости, дни физического и психического упадка.

Еккл 12:2. доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

Наступление мрака и туч, т. е. зимы, — образ не самой смерти, а ее предвестницы — старости.

Еккл 12:3. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

В этом и дальнейших стихах содержится образное описание старости. «Стерегущие дом» — руки, охраняющие человеческий организм от внешних опасностей. «Мужи силы» — ноги, силой мускулов поддерживающие туловище. «Мелющие» — зубы. «Смотрящие в окно» — глаза.

Еккл 12:4. и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения;

«Двери на улицу» — по мнению одних, уста, по мнению других — уши. Первое вернее (ср. Иов 41:6: «кто может отворить двери лица его? (т. е. левиафана) круг зубов его ужас!»). «Жернов» — челюсти и зубы. «Будет вставать по крику петуха», т. е. страдать бессонницей. «Замолкнут дщери пения», т. е. ослабеет голос.

Еккл 12:5. и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —

«Высоты будут им страшны», т. е. недоступны. «И на дороге ужасы», т. е. трудности и опасности, как действительные, так и воображаемые. «Зацветет миндаль», своим белым цветом на обнаженных ветвях зимою символизирующий старость. «Отяжелеет кузнечик», т. е. потеряет свою гибкость и подвижность туловище, спина. «И рассыплется каперс», т. е. не будет оказывать действия кипарис, ягоды и почки которого употреблялись на востоке, как возбуждающее средство. «Вечный дом», т. е. гроб (ср. Тов 3:9).

Еккл 12:6. доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

Образно описывается самая смерть. «Порвалась серебряная цепочка и разбилась золотая чашечка» (в русской Библии неправильно — повязка; еврейское слово означает предмет круглой формы, чашечку для елея, как Зах 4:2), т. е. порвалась нить жизни, не стало источника света и тепла; жизнь погасла. Следующие два образа дают другой символ смерти, именно: ломается колесо над колодцем и разбивается бадья у источника. Оба образа означают, вероятно, прекращение деятельности сердца, кровообращения и дыхания.

Еккл 12:7. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.

Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, каким оно и было (ср. Быт 3:19; Пс 103:29), а дух возвращается к Богу, Который дал его. Это возвращение к Богу нельзя понимать в смысле уничтожения личного, самостоятельного существования духа, так как Екклезиаст ясно говорит о личном существовании человека и за гробом. Если в Еккл 3 он ставит скептический вопрос, имеет ли человек преимущество перед скотом, и восходит ли дух его вверх, то здесь на оба вопроса дается утвердительный ответ и, следовательно, признается продолжение личного существования человека и после смерти. Но, подобно другим священным мудрецам, Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и, потому, не мог возвыситься над обычным представлением о шеоле; он был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.

Еккл 12:8. Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!

Понятно, что Екклезиаст не мог находить полного утешения в такой вере в загробную жизнь человека и не имел оснований отказаться от своих рассуждений о суетности жизни. Напротив, он видел здесь новое и самое сильное доказательство ее. Поэтому, в своем заключительном слове он снова повторяет: «суета сует, все суета». Лишь радостная весть Нового Завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство.

Еккл 12:9−14. Эпилог книги. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклезиаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст. 9−14 мы слышим уже другое лицо, которое отличает себя от Екклезиаста, говорит о нем в третьем лице и как бы одобряет его рассуждения. Однако это не значит еще, что конец 12-ой главы составляет позднейшую приписку. Эпилог написан тем же языком и проникнут тем же духом, что и вся книга. Отсюда, у нас нет оснований искать для него другого автора, отличного от составителя всей книги.

Еккл 12:9. Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей.

«Мудрый» на языке библейском означал человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие Богооткровенные понятия к действительной жизни, разрешить все возникающие на этой почве недоумения и противоречия.

У евреев, со времени Соломона, существовал целый класс мудрецов-хакамов, наряду с пророками и священниками, имевших сильное влияние на народ (3Цар 4:30−31; Иер 18:18; Притч 1:6:13.21,22.17). Уже во времена Соломона были известны мудрецы — Еоан Езрахитянин, Еман, Халкол и Дарда, мудрость которых, ставилась рядом с мудростью сынов востока и Египта (3Цар 4:30−31). Современники пророка Иеремии говорили: «не исчез закон у священника и совет у мудрого и слово у пророка» (Иер 18:18). Обычной формой выражения мысли у еврейских мудрецов, в отличие от греческих, была гномическая, состоявшая из кратких изречений, афоризмов и притчей.

Еккл 12:10. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно.

Еккл 12:11. Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди, и составители их — от единого пастыря.

«Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди». Еврейский подлинник говорит здесь не о простых иглах, а о тех остриях, которые находятся на палках, употребляемых погонщиками и пастухами. LXX верно перевели βούκεντρα (слав. — «остны воловии»). Мысль та, что слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, понуждают их к исполнению своего долга.

«Составители их от единого Пастыря». Единым Пастырем назван здесь Бог (ср. Пс 22:1:27.9). Сравнив слова мудрых с палкой погонщика и пастуха, писатель естественно употреблял образ Пастыря-Бога, Который, пася Израиля, раздает мудрым жезлы с тем, чтобы они пасли людей (ср. Притч 10:21).

Еккл 12:12. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель, в то же время, предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от составления, так и от чтения многих книг. Этот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу.

Еккл 12:13. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

«Выслушаем сущность всего», буквально: «конец (вывод) всей речи». Заповедь: «бойся Бога» (взято из Еккл 5:6) «и заповеди Его соблюдай» (ср. Еккл 4:17), составляет сущность книги и, в то же время, цель человека. Лишь вера спасает человека от крайностей пессимизма с одной стороны и пошлого эвдемонизма с другой.

Еккл 12:14. ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Мысль об окончательном суде Божием, по выражению одного комментатора, есть та нить Ариадны, которая вывела Екклезиаста из лабиринта его скепсиса. Ни для мрачного уныния, ни для легкомысленного наслаждения жизнью нет места там, где есть глубокая вера в Божественное воздаяние.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: