В чем опасность коррупции для гражданина общества и государства

Обновлено: 29.04.2024

Коррупция – это негативное социальное явление, опосредующее широкое распространение в системе публичного управления присвоения должностными лицами государственного управления, государственными служащими общественных материальных благ и преимуществ за счет реализации собственных полномочий в противоречии с задачами публичного управления, с нарушением требований закона в личных или групповых интересах.

Сущность коррупции как социального явления

Важно подчеркнуть, что в современном мировом сообществе коррупция выступает одной из острейших проблем. Это обусловлено теми негативными последствиями, которые коррупция несет для нормального функционирования государства и общества, а именно:

  • коррупция отвлекает ресурсы общества от решения функций и задач публичного управления;
  • коррупция приводит к тому, что общественные ресурсы расходуются в противозаконных, преступных личных или групповых целях должностных лиц публичного управления и государственных служащих, использующих свои полномочия в противоречии с законом, функциями и задачами публичного управления, в том числе возложенными на конкретный орган;
  • коррупция разрушает доверие населения к государственной системе, к государственным органам, должностным лицам и служащим, что приводит к возрастанию теневой экономики, отказу от использования правовых и государственных институтов, криминализации многих сфер общественных отношений и пр.

При этом важно рассматривать коррупцию не только как индивидуальное или групповое преступное поведение, но и как опасное социальное явление. Коррупция как социальный феномен характеризуется длительностью существования. Это привело к тому, что сформировались устойчивые социальные модели коррупционного поведения, вовлечения служащих и должностных лиц в преступные сообщества, в использование ими криминальных инструментов в своей служебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанное актуализирует использование для противодействия коррупции не только специальных государственно-правовых инструментов, направленных на противодействие коррупции, внутри государственного механизма, но и социальных инструментов, например, формирование в обществе неприятия любых элементов коррупционного поведения.

Причинами коррупции выступают противоречия между социальными задачами, возложенными на систему государственного управления, и личными корыстными противозаконным интересами служащих и должностных лиц государственного механизма. Коррупция распространяется как модель поведения, опосредующая присвоение служащими и должностными лицами государственного механизма финансовых ресурсов, преимуществ и льгот, которыми они наделены в виду своей властной деятельности, для удовлетворения собственных потребностей в нарушение требований закона.

Причины коррупции как социального явления

Причинами распространения коррупции как социального явления в современных государствах выступают следующие обстоятельства:

  1. Низкий уровень социальных гарантий, недостаточное финансовое обеспечение деятельности должностных лиц, государственных служащих в системе публичного управления по сравнению с частным сектором и нормальными запросами индивида. Для извлечения дополнительной финансовой выгоды должностные лица и служащие прибегают к нарушениям закона, превышению должностных полномочий, получению взятки и пр.
  2. Неэффективность функционирования специальных институтов противодействия коррупции. Законодательная система инструментов и методов противодействия коррупции эффективна только в том случае, когда она реализована на практике. Иными словами, институты противодействия коррупции, например, институт конфликта интересов на государственной службе, должны стать необходимым элементом организации и функционирования государственного управления на всех уровнях во всех отраслях.
  3. Отсутствие эффективных инструментов и институтов общественного контроля над деятельностью государственных служащих и должностных лиц государственного управления, над принятием и реализацией управленческих решений в системе государственной власти. Для противодействия коррупции большое значение имеет реализация принципов открытости и прозрачности функционирования системы государственного управления. Информация относительно деятельности должностных лиц, государственных служащих, реализации управленческих решений должна оперативно отражаться на официальных порталах государственных органов. Должны быть организованы каналы удаленного взаимодействия с населением для предоставления возможности заинтересованным субъектам запрашивать информацию и предоставлять обратную связь относительно эффективности функционирования системы государственного управления, в частности при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг. Кроме того, должны быть организованы «горячие линии» по противодействию коррупции, гарантирующие конфиденциальность обращения.
  4. Низкий уровень правосознания, правовой культуры населения, отношение к коррупции и коррупционной модели поведения как к обычному элементу системы государственного управления, восприятие коррупционного поведения обществам как социально допустимого. Противодействие коррупции эффективно там, где коррупционное поведение воспринимается негативно как внутри системы государственного управления, так и в обществе в целом.

Важно подчеркнуть, что длительное распространение коррупционных моделей поведения в системе государственного управления и в обществе приводит к правовому нигилизму, утрате гражданином, объединением граждан, государственными служащими и должностными лицами понимания долга перед государством и обществом. В связи с этим морально-нравственные основы функционирования государства и общества утрачивают свое значение, коррупционное поведение превращается в норму.

Поэтому необходимым элементом противодействия коррупции необходимо считать правовое просвещение. Система государственного управления активно, в том числе с использованием информационных технологий и сети Интернет, должна представлять гражданам полную, достоверную и актуальную информацию относительно управленческих процессов, информацию относительно возможностей и инструментов реализации прав гражданина и организации, в том числе по противодействию коррупции и пр.

Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует.

Анализ специальных источников и литературы в этой связи позволяет сделать вывод о том, что термин «коррупция» чаще всего употребляется в одном из как минимум трех значений исходя из контекста и вкладываемой говорящим смысловой нагрузки:

  1. В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
  2. В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
  3. Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.

При этом также следует обратить внимание на то, что одним из основных тезисов, озвучиваемых в рамках политико-экономического подхода к определению коррупции, выступает идея о том, что слияние политической и экономической власти в одних руках чрезвычайно опасно для эффективного общественного развития и недопущения различных проявлений общественно-негативного поведения. Для недопущения подобного «сращивания» необходимо установление и развитие широких начал общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти во всем многообразии сфер и проявлений таких органов и учреждений.

Международно-правовое понимание коррупции

В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция. При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования.

Однако с учетом распространенности и уровня общественной опасности, понятие коррупции уже давно прочно закрепилось и в разнообразных международно-правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение различных форм общественно-опасного поведения. Так, например, несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в международном праве, оно содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конвенция ООН против коррупции в 2003 г.и ее международно-правовая характеристика подробнее , исходя из содержания которого под таковой следует понимать злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Готовые работы на аналогичную тему

В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.

Еще более широкое понимание коррупции заложено в Руководстве Секретариата ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Секретариат ООН подробнее , исходя из анализа содержания которого можно сделать вывод о том, что коррупция одновременно включает в себя:

  • Имущественные преступления против государственной собственности (кража, присвоение и т.д.);
  • Злоупотребление должностным лицом собственным служебным положением для целей получения неоправданных личных выгод, посредством неофициального использования тех или иных элементов своего специального правового статуса;
  • Сам факт наличия конфликта интересов между личной корыстной заинтересованностью и общественным долгом, вытекающим из существа выполняемых служебных (трудовых) обязанностей.

Общественная опасность коррупции

Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.

С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.

Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.


Коррупция на сегодняшний день является одной из самых значимых проблем в России, что препятствует её социально — экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности. Статья посвящена особенностям проявления коррупции в Российской Федерации, проблемам распространения коррупции в сфере государственной службы, а также предложены оптимальные пути решения проблемы коррупции для того, чтобы снизить её рост.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть.

В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе» [1].

Борьба с коррупцией на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и ведётся на протяжении всей истории российского государства.

Однако, как показывает практика масштабность принимает особые обороты только в 2008 году с появлением первого Национального плана противодействия коррупции [2].

В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, общественного и парламентского контроля.

В первом разделе мероприятий по законодательному обеспечению противодействия коррупции была определена подготовка проекта федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят в 2008 году [3].

Уровень коррупции в России находится на опасно высокой отметке, согласно международным рейтингам, а также по данным автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» «Трансперенси Интернешнл — Р» Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню развития взяточничества в мире. Такая статистика негативно влияет на развитие экономики нашей страны [4].

Коррупция в различных сферах государственной и общественной жизни представляет серьезную опасность, в результате чего подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны и порождает снижение экономики в целом.

Для более полного уяснения смысла коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [5].

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица.

Важность данной проблемы осознаётся и на самом высоком уровне руководства страны. Так Дмитрий Медведев, находясь на посту президента Российской Федерации в своем послании к Федеральному собранию отмечал: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла» [6].

Взяточничество разрушает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России большая часть совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере.

Так, например, 30 января 2019 в Совете Федерации — прямо в зале заседаний — был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии, которого подозревают в причастности к приступным группировкам, а его отца — к хищениям газа на 30 миллиардов рублей.

По данным редакции «ИНФО24», российские правоохранительные органы в 2018 году арестовали рекордное число федеральных чиновников за последние 27 лет, следует из доклада «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России», составленного фондом «Петербургская политика» [7].

Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой. С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач. Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования.

По всей вероятности, действующее законодательство не скоро позволит свести к минимуму коррупционную составляющую нашего общества до оптимального уровня. В основном это связано с тем, что большая часть граждан привыкла мыслить коррумпировано. Для осуществления принципа законности прежде всего нужно предотвратить в сознании человека возможность дачи взятки. Чтобы сохранить антикоррупционную политику как ответственность и обязательство для всех граждан, государственная власть создаёт законодательные акты и государственные органы.

Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности.

Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью. Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты.

Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.

Обстановка в общей сложности маловероятно будет изменяться в полной мере, если видеть только нынешние события и факты. Отрицательные тенденции получится изменить путём предусмотрительности коррупционных ситуаций.

Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворённостью общества не столько содержанием и объёмом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени [8].

Чтобы увеличить эффективность противодействия коррупции необходимо взаимодействие структур, которые занимаются вопросами по таким направлениям как:

– постоянное усовершенствование общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

– обеспечение открытости и прозрачности в полном объёме административных и правовых процедур, принятия решений, их жесточайшее регламентирование;

– усиление обязательств и ответственности за совершение коррупционных преступлений;

– развитие международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

– устранение возникнувшей системы планирования и расстановки кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства и землячества, приятельских отношений, личной преданности для создания команды «единомышленников»;

– совершенствование системы социального контроля — контроля, осуществляемого над деятельностью институтов, предприятий, организаций и всего общества в целом;

– формирование у граждан антикоррупционной устойчивости.

Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и трудно в настоящее время говорить о значительных достижениях и результатах такой работы.

В будущем следует данные мероприятия ввести при более активном взаимодействии с другими органами власти, а именно с законодательной, исполнительной, судебной, общественными организациями. Лишь только всеобщие приложенные усилия и старания могут дать возможность снизить уровень коррупции и ее проявления в целом, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию нашей страны.

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая вышеизложенное Российская Федерация как великая и сильная страна, должна принимать любой вызов извне и решить очень значимую и глобальную проблему современности.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, антикоррупционная политика, государственная власть, коррупция, Национальный план противодействия коррупции, коррупционная деятельность, противодействие коррупции, уровень коррупции.


Коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство

Corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Keywords: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального финансового обогащения.

С психологической точки зрения человек необъективно воспринимает понятие справедливости. В случае, если кто — то смог добиться собственных целей при помощи взяточничества, данный факт считается несправедливостью. Но если бы он той же цели добился при содействии того же коррупционного инструмента, то данный факт определялся как справедливый. То есть коррупция является выгодным мероприятием для каждого субъекта рассматриваемого вопроса.

Явление коррупции сопровождает российскую историю на протяжении всего ее существования и становления. Любой закон, направленный на снижение коррупции встречается противодействием со стороны общества, поскольку эта черта является национальных характером, а само взяточничество частью российского менталитета.

Социологи считают, что коррупция в сознании российского населения воспринимается на легитимном уровне и не ассоциируется с чем-то аморальным и незаконным [2].

Основные проблемы, к которым приводит коррупция, заключаются в торможении экономических и социальных преобразований, расширении сектора теневой экономики, сокращении налоговых размеров в казну, нерациональное непродуктивное распределение государственными средствами.

Также коррупция приводит к формированию негативного образа страны, что приводит, в свою очередь, к ухудшению инвестиционного климата в государстве. Более того, коррупция является прочной платформой для развития в стране преступности, террористических и экстремистских проявлений. Коррупция является изнаночной стороной общества, характеризуя и усугубляя его моральный упадок и деградацию [1].

Необходимо обозначить далее причины и основные факторы коррупции:

  1. стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне мировой глобализации;
  2. необоснованная приватизация, проведенная со огромным количеством правонарушений, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
  3. низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
  4. изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  5. отсутствие элементарной правовой грамотности, знаний законов со стороны общества;
  6. кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  7. отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Основополагающим средством для подавления коррупционных схем и мероприятий служит правовая система, которая является неким барьером к осуществлению коррупционных сделок между государственными работниками и населением страны.

Данная правовая система базируется на проведении независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, задача которой заключается в выявлении наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемых законов, содержащих четкие юридические дефиниции, исключающих неоднозначные формулировки, обладающих понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы, не содержащих коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам противодействия коррупции недопустимо [5].

Однако, данная экспертиза не является достаточной мерой для снижения уровня коррупции в России. Основной посыл и толчок к развитию коррупции производится в силу избыточного администрирования со стороны государства, что в свою очередь, тормозит процессы социального становления и повышения эффективности национальной экономики.

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный имидж страны на международном пространстве.

Парадокс в срезе данной тематики заключается в том, что коррупция не будет искоренена, если сами граждане государства не будут ей противоборствовать, и порождать, становится ее источником. Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупцией — антикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало эффективными на фоне латентного положительного отношения ко взяточничеству со стороны общества.

На сегодняшний день статистика показывает, что областью, наиболее подверженной коррупции, является здравоохранение и образовательная система. Таким образом, наиболее уязвимыми сферами оказались те, которые прямым образом отвечают за здоровье и жизнь человека, и его становление как личности [4].

Коррупция процветает в тех областях, где происходит наибольший контакт между людьми, каждый человек обращается в поликлиники и больницы, с раннего возраста студенты приучаются к тому, что можно решить вопрос путем дачи взятки. Данное явление детерминирует собой еще одну острую проблему — отсутствие грамотных специалистов и профессионалов.

Со стороны государственных чиновников коррупционные сделки детерминируются в силу маленьких зарплат, часто отсутствия социального пакета, неэквивалентности оплаты труда. То есть, взяточничество является способом дополнительного заработка и достойного существования, удовлетворения социальных, материальных потребностей.

Коррупция искоренима только при условии всеобщей консолидации, взаимодействия всех сторон, включая государственные институты, самих граждан.

В числе основных стратегий противодействия коррупции должна выступать стратегия устранения условий коррупции, которая в целом замыкается не на коррупционере, а ориентирована на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

  1. Архипов Д. К. Коррупция как проблема государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. — № 2. — С.200–213.
  2. Бакаев В. К. Вопросы противодействия коррупции в рамках национальной безопасности // Безопасность бизнеса, 2015. — № 3. — С. 123–150.
  3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность, 2015. — № 4. — С. 205–214.
  4. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность, 2006. — № 5. — С. 170–176.
  5. Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007. — № 7. — С. 290–300.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сторона общества, правовая система, Россия, снижение коррупции, сторона, сторона государства.


В статье анализируется состояние коррупции в современной России, ее роль и место в различных сферах общества. Раскрываются пути и методы борьбы с ней. Делается вывод не только о необходимости ужесточения наказания за коррупционные преступления, но и о неотвратимости наказания. Авторы считают, что при всей значимости правового, экономического, политического факторов в борьбе с коррупцией нельзя игнорировать роль культуры, социальных норм и общественных ценностей; необходима также независимая антикоррупционная экспертиза принимаемых законов.

Среди целого ряда острейших проблем, тормозящих развитие современной России, сдерживающих модернизацию экономики и общества, особо выделяется проблема коррупции.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Коррупция — это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [1, c. 298].

Коррупция проявляет себя во всех странах мира, в том числе развитых. Однако в современной России коррупция в силу своего характера и масштабов — это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, политики, морали и государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, элиту превращает в свою противоположность — в антиэлиту, отторгает духовно-нравственные ценности.

В ходе двадцатилетней трансформации российского общества коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни граждан, и не только чиновников. Коррупция дискредитирует право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Она отрицательно влияет на имидж страны в мировом сообществе, ставит барьер на пути притока в страну необходимых инвестиций. Высокая степень коррумпированности была обозначена как одно из препятствий вступления России в ВТО.

Коррупция в нашей стране поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики, делает их не прозрачными, уводя из налоговой базы средства, так необходимые для модернизации экономики и повышения качества жизни россиян. Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на гражданские институты, влияет на политические партии и движения.

Коррупция, вторгаясь в средний и мелкий бизнес, не дает ему полнокровно развиваться.

Коррупция — главный и динамично растущий сектор российской экономики. Годовой доход только в сфере деловой коррупции в 2013 г. более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Высокий уровень коррупции в России подтверждается многочисленными международными рейтингами. Так, в мировом рейтинге СРI наша страна находится в числе наиболее коррумпированных стран: согласно данным за 2013 г. российское государство заняло 143-е место из 183 стран, охваченных исследованием [2, с. 105].

К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84 % опрошенных, 80 % считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56 %) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом — люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [3, с. 177].

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.

В этом плане нельзя не согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы [8, с. 8].

Нельзя сказать, что федеральная, региональная и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства. Так, известно, что Государственная дума ведет работу над поправками в административный и уголовные кодексы об ужесточении наказания за коррупцию. С 2013 года вступил в силу закон, который вводит ротацию чиновников. В первую очередь под ротацию попадут руководители контрольных и надзорных органов. По замыслу, постоянная ротация не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями на местах. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г. Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др. В последние месяцы 2013 г. и начале 2014 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел высокопоставленных чиновников. [4, с. 11]

Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна — главное, что этот повод вполне реален.

О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практики и изучению социальной природы коррупции.

На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях «архаичного», переходного общества, каковым является Россия. В третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция. Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком, при всей его значимости, касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т. п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.

В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению.

Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга «Берите суверинетета столько, сколько проглотите». Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.

Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии.

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1997. 1023с.

2. Антипьев А. Г. Российское общество: пути модернизации и инновации // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 104–110.

3. Стародубровский В. Куда несет нас рок событий? Российская экономика в 2011 году // Экономика и политика. 2014. № 2. С. 177–182.

4. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. 2014. № 10. С. 6–12.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, современная Россия, Россия, борьба, высокий уровень коррупции, мера, модернизация экономики, неотвратимость наказания, проблема коррупции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: