Что такое правосудие божие

Обновлено: 24.04.2024

Под именем правосудия или прав­ды (. justitia) здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, каж­дому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает.[360]

Общая мысль о правосудии Божием выражается: а) в словах патриарха Авраама к Богу: не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым (Быт. 18:25); б) у псалмопевца: Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый] (Пс. 7:12), Господь праведен, любит правду (10:7); Праведен Господь во всех путях Своих (144:17), Он будет судить народы по правде (95:10) и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (9:9; срав. Пс. 66:5; 95:13; 118:75,137,144); в) в словах Спасителя: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. 16:27); г) у Апостола Павла: Который воздаст каждому по делам его. Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:6,11; срав. Гал. 2:6; Еф. 6:9; Кол. 3:25); д) у Апостола Петра: если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1 Петр. 1:17).

Что Бог, в частности, награждает или наградить праведников за все доброе, об этом свидетельствуют: а) псалмопевец: И возрадуются все уповающие на Тебя… Ибо Ты благословляешь праведника, Господи (Пс. 5:12,13); Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, … тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (23:4,5); ходящих в непорочности Он не лишает благ (83:12); 6) мудрец: жилище благочестивых Он благословляет (Притч. 3:33); в) Апостол Павел: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7,8). Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр. 6:10). зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф. 6:8; срав. Матф. 10:42; Рим. 2:6).

Наконец, что Бог наказывает или накажет грешников за все их злодеяния, в подтверждение этого Священное Писание: а) представляет с одной стороны многократные опыты казни Божией, совершившиеся прежде, каковы: изгнание наших падших пра­родителей из рая, участь Каина, судьба Содома и Гоморры, всемирный потоп, смерть Богочеловека за грехи людей, а с другой — будущий страшный суд, где за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Матф. 12:36), и нечестивые услышат тяжкий приговор нелицеприятного Судии: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25:41). Кроме того Священное Писание — б) свидетельствует, что Проклятие Господне на доме нечестивого (Притч. 3:33; срав. 15:25), и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш (Пс. 93:23); в) называет Бога огнем поядающим: потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29; Втор. 4:24), и г) человекообразно приписывает Ему гнев и мщение: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1:18; срав. Исх. 32:10; Числ. 11:10; Пс. 2:5,12; 87:17; Иов. 7:14); Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12:19; Евр. 10:80; Втор. 32:35); Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя (Пс. 93:1).

Святые Отцы и учители Церкви, когда рассуждали о правосудии Божием, между прочим, старались решать недоумения, обыкно­венно предлагаемые касательно этого свойства, каковы преимущественно два:

Первое: как примирить правду в Боге, казнящую грешников, с Его бесконечной добротой? Некоторые из древних еретиков (гностиков), считая это непримиримым, вздумали при­знавать двух богов: бога верховного — благого, и бога подчиненного ему — правосудного.[361] Против такой мысли пастыри древ­ней Церкви замечали, что истинный Бог непременно должен быть вместе и благ и правосуден;[362] что благость Его — бла­гость праведная, и правда Его — правда благая;[363] что Он остается правосудным даже тогда, когда прощает нам грехи и милует нас;[364] остается и благим, когда наказывает нас за грехи, ибо наказывает, как Отец, не из гнева или мщения, а для исправления нас, для нашей нравственной пользы;[365] и след. самые казни Его суть более свидетельства Его отеческой доброты к нам и любви, нежели правды.[366]

Второе: как согласить с правосудием Божиим то явление, что праведники часто бедствуют на земли, а грешники блаженствуют? На это древние пастыри отвечали: а) правосудие Божие по отношению к людям не должно ограничивать пределами их настоящей жизни, которая есть для них только место подвигов и время воспитания для вечности; есть жизнь другая, где правда Божия воздаст всем по заслугам;[367] б) Бог часто наказы­ваем здесь праведников по правде: ибо не бывает на земле праведника, который бы в чем-либо не согрешил ; награждает и грешников по правде: ибо случаются и грешники, которые имеют в себе немало доброго;[368] в) наказывает праведников с благой целью, чтобы через бедствия очистить их от всякой греховной скверны и более утвердить в добре, и чтобы, нака­зав временно здесь, не наказывать уже в вечности; щадит и грешников с доброй целью, чтобы заставить их почувство­вать свою безмерную отеческую благость и дать им время на покаяние, или награждает их за что либо доброе в них здесь, чтобы уже за все злое воздать там;[369] г) но достоверно, с другой стороны, что и здесь нередко грешники терпят наказания, а праведники получают награды, и что праведники, даже посреди бедствий, пользуются драгоценнейшими внутренними бла­гами: миром духовным, радостью и утешениями от Бога, а грешники всегда находят для себя мучения в самых своих страстях и беззакониях, оказывающих гибельное влияние на их душу и тело.[370]

Совершеннейшее правосудие в Боге должен признать и здра­вый разум.[371] Всякая несправедливость к другим может происходить в нас только от двух причин: от незнания или заблуждения нашего рассудка и от превратности воли. Но в Боге обе эти причины не могут иметь места: Бог есть существо всеведущее и святейшее; Он знает все, самые сокровенные по­ступки нравственных существ и в состоянии достойно оценить их; Он любит всякое добро по самой своей природе и ненавидит всякое зло, также по самой своей природе. Прибавим, что Бог есть вместе и существо всемогущее, которое, след., имеет все средства воздавать другим по их заслугам.

2. Правосудие Бога

2. Правосудие Бога Правосудие Бога требует, чтобы Он исполнил смертный приговор, вынесенный всем непокорным (Быт. 2:17). Какой бы смысл ни вкладывался в смерть, она является следствием греха. Люди рождаются в состоянии отчуждения от Бога, Источника жизни. Следовательно, их

Ж. Гармоничная общественная жизнь и бесконечное умножение познаний

Ж. Гармоничная общественная жизнь и бесконечное умножение познаний «Там искупленные познают, подобно тому как и они познаны. Нежные чувства любви и участия, которые Сам Бог насадил в душе человека, будут выражены там самым прекрасным образом и получат дальнейшее

4. Божественное правосудие

4. Божественное правосудие «Жизнь в восстании против Бога сделала их [нечестивых] непригодными для неба. Его чистота, святость и покой стали бы пыткой для них, а слава Божья — пожирающим огнем. Они не выдержали бы всего этого, и у них было бы только одно желание: бежать с

Бесконечное разнообразие эмоций

Бесконечное разнообразие эмоций По мере того как углублялась его медитация, Сиддхартха начал постигать иллюзорную суть всех явлений и, поняв это их качество, по-другому взглянул на свою прежнюю жизнь во дворце, на пиры и сады с павлинами, на своих друзей и семью. Он увидел,

Поместное правосудие

Поместное правосудие Как правило, правосудие было поместным. Большинство споров, обвинений, тяжб и разбирательств происходило в городском собрании, буквально «у ворот» (площадь, где решались все общественные вопросы).[262] Суд вершился старейшинами. Справедливость не была

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустительское отношение к ней считают слабостью,

Правосудие и справедливость

Правосудие и справедливость Сложным взаимоотношениям между правосудием и справедливостью можно посвятить не одну диссертацию, и рамки статьи не позволяют раскрыть даже в общих чертах эту обширную тему. Поэтому рассмотрим здесь только один из ее аспектов:

3. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ

3. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ Бог праведен, поэтому он справедлив. «Праведен Господь во всех путях своих». «Я не напрасно сделал всё то, что сделал, — говорит Господь». «Суждения Господни — истина, все праведны». Создания Всеобщего Отца не могут повлиять на его правосудие

Милостивое правосудие (Рим. 3:22–26)

Милостивое правосудие (Рим. 3:22–26) 22… ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его

Божье правосудие (28:20-68)

Божье правосудие (28:20-68) Моисей детализирует те проклятия, которые перечислены в предыдущих стихах (16-19). Каждый из «судов» преследовал в сущности одну цель: отвратить Израиль от мятежей и неповиновения.Моисей угрожал Израилю разорением и уничтожением, если тот оставит

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустителькое отношение к ней считают слабостью,

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустителькое отношение к ней считают слабостью,

Вечное и бесконечное (Хинг Ши)

Вечное и бесконечное (Хинг Ши) Хинг Ши любил говорить, что каждой битве, однажды начавшись, суждено закончиться в ту или иную пользу.– …Кроме одной, – однажды добавил Учитель.– Какой же? – спросили ученики.– Есть в этом мире одна вечная и одна бесконечная вещь. Им и

3. ВИДЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА И БЕСКОНЕЧНОЕ ЦАРСТВИЕ ХРИСТОВО

3. ВИДЫ ЦАРСТВИЯ ХРИСТОВА И БЕСКОНЕЧНОЕ ЦАРСТВИЕ ХРИСТОВО «Царствие Христово есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в третьих, все блаженные на небеси» [387]. Эти три составляющие Царствия Христова соответственно называют1) царством

ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ

ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ Любовь всем законам и добродетелям не только евангельским, но и человеческим, гражданским есть основа. Следовательно, всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовию, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна

[От нас зависит, чтобы бесконечное не утратило конечного ]

[От нас зависит, чтобы бесконечное не утратило конечного] От нас, христианок, зависит, Чтобы вечное не утратило временного (Как непривычно, все наоборот), Чтобы духовное не утратило плотского, Скажем все, далее невероятное: чтобы вечность не утратила времени, Нашего

Правосу́дие Бо́жие (Пра́вда Бо́жия) – Боже­ствен­ное свой­ство, рас­кры­ва­ю­щее Бога как Судию и Мздо­воз­да­я­теля создан­ных Им разум­ных существ – людей и анге­лов.

«Правда Божия состав­ляет такое свой­ство в Боге, по кото­рому Он, любя Сам вер­ность нрав­ствен­ному закону, желает, чтобы разум­ные тво­ре­ния также испол­няли закон, а потому пред­пи­сы­вает им закон и за испол­не­ние его награж­дает, а за неис­пол­не­ние нака­зы­вает. Таким обра­зом правда Божия явля­ется в двух дей­ствиях и назы­ва­ется то прав­дою зако­но­да­тель­ною, то прав­дою мздо­воз­да­я­тель­ную».

Многие обо­льщают себя ложною надеж­дою на мило­сер­дие Божие. Иной грешит и не кается и только гово­рит одно: «Бог мило­стив, Бог мило­стив!» Что ска­зать тако­вому? Да, скажем, что Бог-то, под­линно, мило­стив, но Он вместе и пра­во­су­ден, и воз­дает каж­дому по делам его.

Святый Васи­лий Вели­кий учит: «Благ ли есть Бог? – спра­ши­вает он, и отве­чает, – да, благ, но и пра­во­су­ден. Пра­вед­ного Он награж­дает по заслу­гам его, а укло­ня­ю­щихся в раз­вра­ще­ние поста­вит Гос­подь с дела­ю­щими без­за­ко­ние. Мило­стив ли Бог? Да, мило­стив; но вместе Он есть Пра­вед­ный Судия, как и ска­зано: любит Гос­подь мило­стыню и суд… Так, милость у Него соеди­нена с пра­во­су­дием. Так, бывает иногда и хоро­шая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покры­вает. Гос­подь посы­лает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по бла­го­сти, а другое по пра­во­су­дию. Потому убо­имся и пра­во­су­дия Божия, чтобы не услы­хать нам гроз­ный глас: или о богат­стве бла­го­сти Его и чело­ве­ко­лю­бия нера­диши не ведый, яко бла­гость Божья на пока­я­ние тя ведет? По жесто­ко­сти же твоей и непо­ка­ян­ному сердцу, соби­равши себе гнев в день гнева и пра­вед­ного суда Божия. И неужели же можно спа­стись не испол­ня­ю­щим запо­ве­дей Гос­под­них? И неужели же можно остаться без нака­за­ния тому, кто пре­зи­рает пове­лен­ное. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и пред­ставлю пред лицем твоим грехи твоя.

Итак, правда, что Гос­подь мило­стив; но, как видите, Он вместе с тем и пра­во­су­ден и воз­дает каж­дому по делам его. И потому пусть греш­ники и не обо­льщают себя без­на­ка­зан­но­сти и тщет­ною надеж­дою на мило­сер­дие Божие. Бог мило­стив только к каю­щимся и забо­тя­щимся о своем исправ­ле­нии. А не каю­щихся и бес­страш­ных гнев Его ожи­дает. И на суде Его они услы­шат:оты­дите от Мене, все дела­ю­щие без­за­ко­ние! Идите от Мене, про­кля­тии, во огнь вечный, уго­то­ван­ный дья­волу и агге­лом его. Аминь. («Пролог в поуче­ниях»).

Очень любопытно и познавательно. Интересно было ознакомиться с толкованием Евангельского повествовании о Рождестве Христовом. Здесь можно узнать.

Да, они могли исцелять людей и творить другие чудеса до прихода Иисуса Христа. После прихода Иисуса Христа, способность творить чудеса Господь.

Грубый батюшка просто беда. Нам тоже такого батюшку назначили. Приход заметно поредел, ушли в другие храмы, кто-то жалобу на него написал, он меня.

А ещё : мы же говорим иногда "это было, как вчера". если продолжить аналогию, то таким образом мы можем разделить нашу жизнь на дни. Надеюсь.

Думается затем, чтобы каждый для себя мог определиться в выборе стороны. Мне очень понравился тезис о разнице биологического и хронологического.

Добрый день. Такой вопрос возник по теме. Если замысел Бога о жизни на Земле был - всем плодиться и размножаться, и не умирать (включая растения.

Статистика блогов

Категории 1 Блоги 31 Записи 1.869 Серии 109 Просмотры 18.408.773 Комментарии 18.841 Оценки 26 Отзывы 4

Показывать только:

Часто можно слышать от людей, далёких от Церкви: "Легко вам, православным, греши сколько хочешь, потом достаточно об этом на исповеди сказать и священник все грехи отпустит"? Так ли это? Конечно же, это не так. Во первых, православным не легко. Потому, что кому больше дано, с того и спрос.

Для начала необходимо разобраться – что понимать под «исцелением». Наиболее часто понимают избавление от болезней тела. Гораздо реже речь идет о психических заболеваниях. И совсем редко – о болезнях души. Но поскольку речь идет о бесах – существах духовных, то при рассмотрении вопроса об.

8 августа исполнилось 70 лет настоятелю Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерею Константину Островскому. Это интервью отца Константина из книги «Духовники о духовничестве». Протоиерей Константин Островский родился в 1951 году в Москве. В 1974 году окончил Московский.

мф.19.27-30. О жизни будущего века мф19:27 Тогда отвещав петр рече ему: се, мы оставихом вся и вслед тебе идохом: что убо будет нам? мф19:28 Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте.

Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере. Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным.

Как любить Бога? Этим вопросом, пожалуй, задается каждый христианин, начинающий изучение основ православной веры. О Боге мы знаем, что Он – Творец всего сущего. Знаем, что Он постоянно промышляет о человеке. Знаем и то, что Сын Божий искупив на кресте грехи человечества, открыл людям врата рая.

Бакинская крепость (часть 2)

Не так давно я рассказывал о том, что люблю снимать утром в бакинской крепости. Просыпающийся город дарит множество сюжетов, остается лишь поймать момент или включить воображение, наполнив увиденное своим, особым смыслом. Однако, вечерне время, с точки зрения фотографии, ничуть не уступает утру.

«Мне … лет, с женщинами (мужчинами) не везет. Молюсь, но Бог не посылает человека. Почему так происходит? Бог меня не слышит?». «Кому молиться, чтобы встретить хорошего мужа (жену)?». «Не могу встретить спутника (спутницу) жизни. Бог хочет, чтобы я осталась одна?» «Кому молиться, чтобы выйти.

«Я верю в Бога, но в церковь не хожу, у меня Бог в душе». Эта довольно распространенная фраза определяет веру многих людей. Можно даже назвать это религией, но она сугубо индивидуальна у каждого человека, объединяющим фактором служит лишь понятие «бог в душе». Каждый вкладывает в нее свое.

Как часто приходится слышать критику в адрес Церкви! Аргументов море – попы на Мерседесах, злые бабки, лицемерие верующих и т.д. Обобщить можно одной фразой: в Церкви далеко не все люди – святые. Что тут можно сказать? В первую очередь, надо отдать должное критикующим – если критикуют, то им не.

Сербия (Белград и Нови Сад)

Уже второй год по миру гуляет пандемия и закрыты границы. А ведь еще так недавно мы могли спокойно путешествовать, получать массу новых впечатлений, заводить новые знакомства, да и просто получать удовольствие от посещения тех мест, где никогда не бывали раньше. Сегодня хочу рассказать о.

Начался Великий пост. На наши вопросы ответил протоиерей Андрей Ефанов. - Если в семье кто-то постится, а кто-то – нет, посоветуйте, как быть? - Пост, хотя и предписан всем христианам, остаётся делом добровольным. Принуждать кого-то к соблюдению поста точно также ненормально, как и требовать.

Нельзя отказаться от мяса? Не ешьте сладкого и деликатесов Протоиерей Андрей Ефанов Главное в пост — это усилить свою молитву, считает протоиерей Андрей Ефанов. — Можно ли верующим не соблюдать пост, если на то есть медицинские показания? — Поститься можно всегда. Вопрос в том, что понимать.

Бакинская крепость

Почти 10 лет назад, когда только начал вести этот дневник (который, потом забросил на некоторое время), я определил для себя формат, в котором он будет представлен читателю - фотография, как рассказ о том, что меня окружает. Живу я, по прежнему, в Баку, и за эти годы у меня скопилось много.

Агатовые горы Хызы

Вы еще не бывали в Азербайджане? В полосатых горах Хызы? Если нет, то устраивайтесь поудобней, я расскажу вам о них. И покажу. Сам я попал в эти края в 2012 году. Тогда меня поразил пейзаж, будто художником расписанный полосами красного, белого, желтого цветов и их разнообразными оттенками.

Гобустан - удивительное место в Азербайджане.

Гоубстан. Как правило, его ассоциируют с историко-художественным заповедником в Азербайджане, к югу от Баку, расположенным на территории Карадагского и Апшеронского районов, частью которого является культурный пейзаж наскальных рисунков. Те, кто бывали в этом месте, хорошо помнят музей под.

В продолжение дискуссии вокруг проекта документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» публикуем размышления протоиерея Андрея Ефанова о том, может ли оружие быть средством защиты, но не нападения, а целью войны лишь охранение мира.

Промысл Божий «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Как известно каждому семинаристу, окончившему первый курс, «Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру.

Интервью протоиерея Феодора Бородина, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, из книги «Духовники о духовничестве» Протоиерей Феодор Бородин родился в 1968 году в Москве, был крещен в 9 лет. В 1986-1988 гг. служил в армии, после армии поступил в Московскую.

Об отношении рода человеческого к первородному греху в христианском богословии. Ниже приводится обзор, в котором рассматриваются различные точки зрения (мнения, концепции) об отношении рода человеческого к первородному греху и его последствиям. 2.1. Первая точка зрения: потомки Адама и Евы не.

Что Христос отвечает Своему Предтече, когда тот пытается воспрепятствовать Ему погрузиться в Иордан, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне»? – «Оставь теперь, – говорит Господь, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3; 14–15).

О какой «правде» речь? О правде Закона, о заповедях? – Да. Но можно понять и чуть шире: это общее устроение жизни по замыслу Божию. Господь Иисус Христос не только словесно проповедует, но всей Своей жизнью являет образ спасительного пути. Он принимает человеческое естество и оставаясь непричастным греху, берет на себя грех мира, уподобляется людям во всем, в том числе и в образе жизни, но не в порочном, свойственном большинству, а являя Собой пример праведной жизни. Он исполняет правду, раскрывая ветхозаветный Закон в новозаветной полноте, и начиная Свое служение с Крещения, показывает, с чего начинается путь каждого, кто хочет Ему последовать – с очищения покаянием и «рождения свыше» (Ин. 3; 3–7) в Таинстве Крещения. Погружаясь в воды Иорданские, Он не освящается в них, но освящает их Собою, чтобы желающие Ему последовать, погружались в крещальные воды в образ смерти Его, умирая для греховной жизни, и восставали из них для жизни святой в образ Его Воскресения.

Так надлежит, тако бо подобает, т.е. так приличествует. Кому? – Богу. Нет, людям. И Он, как Человек, прокладывает путь Собою: от начала до конца проходит путем, которым необходимо пройти нам, чтобы стать в Нем усыновленными Отцу Небесному – путем заповедей.

Но Правда Божия – не правда человеческая, не земная справедливость. По справедливости, так от человека мокрого бы места не осталось после грехопадения. А по Правде Божией иначе: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него » (Ин. 3; 16–17).

Правда Божия – это правда Креста, правда крестной любви. Не случайно в русском православном сознании погружение, которое совершал Иоанн Креститель (обряд очищения обращавшихся в иудейство язычников, через который он, по благословению Божию (Ин. 1; 33), в знак покаяния призывал пройти своих единоверцев), как и соответствующее христианское Таинство, называются словом однокоренным со словом «крест». Это характерно именно для церковно-славянского и русского языков. В других языках крещение обозначается словами, или происходящими от древнегреческого βαπτίζω < ваптизо >– буквально: погружаю – или являющимися переводами этого слова: например, немецкое taufen – крестить происходит от tauchen – нырять, опускать в воду. В русском языке таинство рождения в жизнь вечную обозначается словом, устанавливающим связь как с Крестом Христовым, так и с крестом, который каждый христианин несет по жизни.

Что еще важно отметить, Спаситель говорит, что « так надлежит нам исполнить всякую правду ». Не в том смысле, что у каждого своя правда, а в том, что Правда Божия, явившая себя и в Законе и в Благодати, проявляется и в добрых обычаях, нравственных нормах, которые достойны уважения (что вовсе не предполагает признания любых сложившихся обычаев и привычных моделей поведения).

Правда , справедливость – по-гречески δικαιοσύνη < дикэосини >, что также переводится как законность, правосудие. Происходит оно от δίκη < дики >, первоначально обозначавшее обычай, затем право, справедливость, правосудие, а также судопроизводство, процесс, тяжбу, суд, решение суда, наказание, удовлетворение.

Термином δίκη в античности называлось определение соответствующих прав и обязанностей, границ человеческой деятельности, во избежание нарушений Божественного мирового порядка. Плата положенная работнику, наказание положенное разбойнику, обязанности детей по отношению к родителям – всякое справедливое воздаяние, освященное обычаем и божественным авторитетом обнималось этим понятием. Аристотель говорит, что δίκη – это «суд над правым и неправым». Не только установление справедливых отношений, но и восстановление попранной справедливости – вот сущность античного понимания правды. Расплата справедливая основана не на уравнивании, а на установлении пропорции соответственно достоинству и заслугам.

Что же касается термина δικαιοσύνη , его значение лучше передает слово «справедливость» или «правосудность». «Правосудность не часть добродетели, – говорит Аристотель, – а добродетель в целом, а противоположное не часть порочности, но порочность в целом».

Как мы видим, философская справедливость, имеющая отношение к государственной и частной жизни, имеет в виду больше юридическую, а не нравственную область. Если быть последовательным в проведении принципа справедливого воздаяния соразмерно достоинству каждого, то не только прав других лиц нельзя умалять ради своей корысти, но и своих интересов нельзя ущемлять ради кого бы то ни было. Справедливость несовместима с самоотвержением и милосердием, которые – в основе христианской любви. Но это справедливость земная. Иное дело – Правда Божия.

Свт. Григорий Нисский тоже вслед за Аристотелем считает, что правдой именуется всякий вид добродетели. Поскольку в правде не усматривается ничто порочное, ничто противоречащее какой бы то ни было добродетели, значит, она объемлет всякое добро. Высшей же христианской добродетелью является любовь, которая и определяет сущность правды Божией и праведности христианской.

Чтобы не допустить ложного отождествления правды человеческой (правды субъективной, относительной, справедливости юридической, социальной) и правды Божией (правды абсолютной и объективной, правды, как цельности, безущербности, гармоничности отношений человека с Богом и с самим собой), следует основательно усвоить, что нет правды Божией, когда попирается хоть одна из заповедей, когда пренебрегается хоть какая добродетель. Жаждущий справедливости должен трезво определиться, какой правды он добивается, чтобы не обольщаться, будто бы слова заповеди, ублажающей правдолюбцев, относятся к нему, если его правдоискательство дышит злобой, тщеславием, осуждением, злословием, презрением, злопамятством и другими порочными страстями.

Проф. С. Зарин пишет, что Правда Божия «является в сущности одним из свойств Божественной воли, определяя цель и способ ее действий по отношению к людям. В этом отношении „ воля Божия есть спасение людей “ . Воля Божия и хотения этой воли, как ее проявления, служат отпечатком самого Божественного Существа, самой Божественной Природы. Но ни в чем природа Божественной жизни не выражается с такой определенност ью, ясностью и полнотой, как в свойстве благости, „ любви “ . Отсюда „ Правда Божия “ имеет ближайшее, непосредственное отношение к Божественной любви, – отношение настолько близкое, существенное, неразрывное, что „ Правда Божия “ называется у свв. Отцов „ человеколюбием “ ( φιλανθρωπ ί α < филанфропия >)».

Волю Божию и ее свойство – Правду – нельзя рассматривать вне контекста любви Божией. Правда Божия, в сущности, – «та же любовь, – пишет С. Зарин, – только проявляющая себя в отношении к каждому из разумно-свободных существ не одинаковым, а различным образом, применительно к индивидуальным особенностям тех личностей, на которых простирается ее воздействие. Следовательно, „ спасающая правда “ это – именно благость, бесконечная любовь Божия, но рассматриваемая не сама в себе и по себе, а собственно в конкретных, индивидуальных условиях ее действительного проявления, реального обнаружения, в бесконечно разнообразных способах ее премудрого водительства людей ко спасению».

Проф. Зарин категорически настаивает, что Правду Божию нельзя мыслить как деятельность юридического характера, ибо это – правда любви, а потому ее уместно было бы называть «праведной любовью».

Праведная любовь Божия уважает человеческую свободу воли, не вторгаясь в душу человека, но лишь «стуча в двери» его сердца (Откр. 3; 20). Закон Правды Божией в том, что она сохраняет в неприкосновенности область человеческой свободы и воспринимает все творение в изначальном замысле. Человек же – образ Божий и Правда Божия в том, чтобы этот образ восстановить, чтобы человек следовал своему призванию – свободному уподоблению Богу. Поэтому входит Господь во внутреннюю область духовной жизни личности только в ответ на свободное ответное обращение человека, принявшего помыслы, всеваемые в его душу Богом. Любовь Божия обращена ко всем, при этом не вторгается в души тех, кто запирается от нее.

Но Правда Божия не просто проходит поверх, как бы равнодушно отстраняясь от не слышащих зова благодати Божией. Отвергающий Бога, отвергает и блага духовные, оказываясь вне богообщения, подпадая праведному суду Божию, который есть не что иное, как обличение свободно избранного богопротивного состояния. Однако важно иметь в виду, что попущение Божие, выражающееся в страданиях, бедствиях, лишениях, болезнях, претерпеваемых грешником, и даже смерти (которые связаны неразрывно с сущностью греха, удаляющего от Подателя всех благ) – не месть Божия и не только следствие удаления от Бога, но в первую очередь средство спасения как самих бедствующих, так и тех, кто призван вразумиться их страданиями. Правда Божия – не столько судящая правда, сколько правда спасающая ( δικαιοσύνη σωτ ή ριος < дикэосини сотириос >).

Праведное воздаяние за грех – не назначение «меры наказания», а вытекающее из сущности греха следствие, выражающее собою лишь одну грань богоустановленного закона духовной жизни – Правды Божией.

Соответственно этому закону, каждый в себе самом носит вместе с грехом и возмездие, вместе с добродетелью и награду. Прп. Марк Подвижник учит о необходимости хранить в своем сердце, как рай, слово Божие, не слушая пресмыкающегося внутри змия: «Ибо в каждом (человеке) действует слово Божие по мере (его произволения) и сообразно (с его деланием). Кто сколько владеет, столько и овладевается, кто сколько хранит, столько и храним бывает. …Оставив свою правду, и взыскав правды Божией, они (святые – И.П.) постепенно обрели и любовь, в оной по естеству внутрь сокровенную.

И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви».

Именно как благость Божия, руководящая ко спасению каждого применительно к его личности, и понимается Его Правда. Прп. Исаак Сирин отвергает обыденное представление о правосудности в применении к Богу: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»

Да, Божие правосудие в этом и состоит в первую очередь: «сначала, – как говорит свт. Григорий Палама, – принципом правды низложить диавола, поскольку тот является ее нарушителем». Ради этого Бог становится Человеком, и проходит все Ему, как человеку, положенное по правде. Вернее, положенное всему человечеству, вплоть до смерти, предваряемой чувством богооставленности. Став Человеком, исполнив «всякую правду» как человек, сойдя душою в преисподнюю, Иисус не может быть удерживаем адом, который Его «изблевал» как Иону «морский зверь», а вместе с Ним и всех там томившихся (свт. Иоанн Златоуст утверждает, что не только праведников, но вообще всех – ад разорен и опустошен сошествием в него душою Богочеловека).

Крест несправедлив от начала до конца! Он несправедлив, потому что на нем умирает в чудовищных страданиях Праведник; несправедлив, потому что жертва эта приносится Праведником не за Себя, ибо Он безгрешен, а за обреченных смерти людей, за человечество в лице прародителей добровольно избравшее погибель; несправедлив Крест, потому что жертва эта не только за тех, кто всей душой возлюбил Праведника и добродетель, но и за тех, кто двоится, малодушествует, мечется, предает Его, кается и вновь к Нему припадает – несправедлив Крест, как несправедлива Любовь, на него возводящая. Он не справедлив, он – праведен как праведен Тот, Кто на него взошел и явил миру, что есть Правда Божия.

Крест – средоточие христианской жизни, рождение в которую как нельзя более уместно названо однокоренным словом «крещение». Господь приходит на Иордан к Иоанну, чтобы начать Свой крестный путь: путь просвещения и утешения скорбящих, путь чудесных исцелений и, наконец, «предварительного» воскрешения Лазаря, путь скорбей и крестных мук, завершающийся позорной, по человеческим представлениям, смертью – путь венчающийся Воскресением. Мы, со своей стороны, приступаем ко крещальной купели, чтобы, родившись свыше, начать свой крестный путь, следуя за Христом, указанным Им путем заповедей.

«Жизнь в восстании против Бога сделала их [нечестивых] непригодными для неба. Его чистота, святость и покой стали бы пыткой для них, а слава Божья — пожирающим огнем. Они не выдержали бы всего этого, и у них было бы только одно желание: бежать с этого святого места. Они скорее предпочли бы умереть, лишь бы скрыться от лица Того, Кто умер ради их искупления. Участь нечестивцев решит их собственный выбор. Они добровольно лишили себя неба, а Бог по–прежнему остается справедливым и милосердным, не допустив их туда, где для них было бы невыносимо»

5. Бесконечное правосудие.

5. Бесконечное правосудие. Под именем правосудия или прав­ды (. justitia) здесь разумеется в Боге такое свойство, по которому Он воздает всем нравственным существам, каж­дому по заслугам, и именно: добрых награждает, а злых наказывает.[360]Общая мысль о правосудии Божием

2. Правосудие Бога

2. Правосудие Бога Правосудие Бога требует, чтобы Он исполнил смертный приговор, вынесенный всем непокорным (Быт. 2:17). Какой бы смысл ни вкладывался в смерть, она является следствием греха. Люди рождаются в состоянии отчуждения от Бога, Источника жизни. Следовательно, их

б. Римское правосудие

б. Римское правосудие Второй параллельной темой повествования Луки является римское правосудие. Автор Деяний постоянно представляет римские власти друзьями Евангелия. Нам уже представлялась возможность видеть это. Дело не только в том, что первым обращенным из

Правосудие общины

Правосудие общины Итак, в ветхозаветном законе мы встречаем много наказаний за преступления против ближнего, которые кажутся нам чрезмерно жестокими. Зачем карать смертью за супружескую измену? Зачем выбивать глаз тому, кто сам кому-то выбил глаз – может быть, он

Правосудие именем Иисуса

Правосудие именем Иисуса Несмываемое пятно на истории христианства оставила торговля рабами-африканцами. Поскольку христианство преобладало в странах, которые покупали и продавали рабов, церковь должна нести ответственность за происходившее наряду со всем обществом.

Поместное правосудие

Поместное правосудие Как правило, правосудие было поместным. Большинство споров, обвинений, тяжб и разбирательств происходило в городском собрании, буквально «у ворот» (площадь, где решались все общественные вопросы).[262] Суд вершился старейшинами. Справедливость не была

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустительское отношение к ней считают слабостью,

Правосудие и справедливость

Правосудие и справедливость Сложным взаимоотношениям между правосудием и справедливостью можно посвятить не одну диссертацию, и рамки статьи не позволяют раскрыть даже в общих чертах эту обширную тему. Поэтому рассмотрим здесь только один из ее аспектов:

3. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ

3. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВЕДНОСТЬ Бог праведен, поэтому он справедлив. «Праведен Господь во всех путях своих». «Я не напрасно сделал всё то, что сделал, — говорит Господь». «Суждения Господни — истина, все праведны». Создания Всеобщего Отца не могут повлиять на его правосудие

Милостивое правосудие (Рим. 3:22–26)

Милостивое правосудие (Рим. 3:22–26) 22… ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его

Божье правосудие (28:20-68)

Божье правосудие (28:20-68) Моисей детализирует те проклятия, которые перечислены в предыдущих стихах (16-19). Каждый из «судов» преследовал в сущности одну цель: отвратить Израиль от мятежей и неповиновения.Моисей угрожал Израилю разорением и уничтожением, если тот оставит

Право и правосудие в Древнем мире

Право и правосудие в Древнем мире см.: Гражданское право и правосудие в библейские

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустителькое отношение к ней считают слабостью,

Исламское правосудие

Исламское правосудие Основой исламского правосудия является желание установить справедливость, мир, порядок и устранить вражду и слабость, на которых коренится зло. Мусульмане не соглашаются с несправедливостью, а попустителькое отношение к ней считают слабостью,

ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ

ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ Любовь всем законам и добродетелям не только евангельским, но и человеческим, гражданским есть основа. Следовательно, всякое действие, согласное с законом, согласно и с любовию, и всякая оценка действия, сообразная с законом или правосудная, сообразна

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: