Гулиев в адвокатура как правовой институт российской демократии

Обновлено: 20.06.2024

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и является институтом гражданского общества. Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию. Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов (ст. 3 указанного Закона).

Таким образом, сущность адвокатуры заключается в том, что это:

негосударственная структура. Она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;

добровольное объединение юристов - профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;

некоммерческая организация. Адвокатура не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов — этот не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно.

институт гражданского общества.

Адвокатура призвана представлять и защищать негосударственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости адвокатуры выражается, прежде всего, в том, что органы государства (в том числе Минюст России, прокуратура РФ, МВД России, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов является компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления адвокатуры выражается в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности адвокатуры заключается в том, что адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, являются членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат является членом одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта является членом Федеральной палаты адвокатов РФ. Адвокаты обязаны соблюдать правила установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный первым Всероссийским съездом адвокатов, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов выражается в том, что лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатской деятельностьюявляется квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст.1 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи. К ней относится:

— дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и письменной форме;

— составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

— представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

— участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

— участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

— участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

— представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

— представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

— участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

— участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокаты иностранных государств могут оказывать юридическую помощь на территории РФ только по вопросам права данного иностранного государства. Для занятия адвокатской деятельностью адвокаты иностранных государств должны пройти регистрацию в федеральном органе государственной власти в области юстиции в специальном реестре. Положение о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ, утверждено постановлением Правительством РФ от 19 сентября 2003 г. № 584

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

— работниками юридических служб юридических лиц (организаций), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предприниматели;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (п. 3 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Действие указанного Закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. В этом случае они руководствуются отраслевым законодательством РФ — ГПК, УПК РФ и др.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ, в частности, постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и от 23июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами».

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 Закона о бесплатной юридической помощи) (подробнее об этом см. гл. 31.2 данного учебника).

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются упомянутым выше Законом и Законом об адвокатской деятельности.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Этот список адвокатов ежегодно опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключенного в соответствии со ст. 25 Закона об адвокатской деятельности.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Совет адвокатская палата субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона о бесплатной юридической помощи).

Актуальность темы. Перемены, происходящие в политической и
экономической сферах нашей страны, предопределяют необходимость
активизации деятельности всех правовых институтов и добровольных
объединений, связанных с защитой прав и законных интересов
человека. Еще в эпоху Просвещения за гуманизацию общественных
отношений, справедливое распределение общественных богатств,
права личности и «вольности народа» выступали русские

просветители, подготавливая грядущие конституционные реформы 1 .

Сегодня Россия - ареал возрождения или зарождения
демократических, либеральных и гуманитарных учреждений, в том
числе и не на последнем месте - полной и полномочной адвокатуры в
качестве неотъемлемого атрибута правового общества и
конституционного государства. Если говорить о широком

общественно-политическом и правовом понимании адвокатуры, то она - институт демократии, элемент механизма сдержек произвола властей и противовесов административным произвольным поползновениям представителей власти, должностных лиц и даже самого законодателя 2 .

Адвокатура существует с античной эпохи. Ее родиной должно считать Древнюю Грецию. «Стыдно, - говорил Аристотель, - не уметь защищать себя рукою, но еще стыднее не уметь защищаіься словом» . Вначале адвокатура была родственной, затем формы ее менялись. Так, между родственной и договорной адвокатурой в древнем Риме существовал патронат. Позже традиции римской адвокатуры распространились далеко за пределами Византии и оказали заметное влияние на устройство адвокатуры государств Западной Европы.

1 См Лбдулаев М И Права человека и государство-Учеб пособие -СПб Изд-воЮрид ин-та, 1999 -С 75

2 См. Гулиев В Адвокатура как правовой институт российской демократии//Рос адвокат -М, 1995 -№1 -
С.24.
*ТРЧП"( 1 * 1 Васьковский Е В Организация адвокатуры Ч 1 Очерк всеобщей истории

БИБЛИОТЕКА СПетербург

В течение многих тысячелетий своей истории адвокатура знала взлеты и падения. С этим и были связаны резко противоположные суждения о ней. Об адвокатуре говорили: «Сословие возвышенное, как добродетель, и необходимое, как справедливость». Другие, наоборот, утверждали, что она «организованное пособничество неправде». «Жрецы права» - приветствовали адвокатов одни, - «прелюбодеи слова» - бранились по их адресу другие. » 4 .

В период ее процветания Афины слушали судебные речи Исократа, Демосфена, а Катон, Гортензий и другие ораторы составляли яркое созвездие вокруг царя римской адвокатуры - Цицерона. Страстными и трагическими были слова Робеспьера, сказанные в защиту вольной адвокатуры Франции после Великой Французской революции 1789 г.

Немалые испытания выпали и на долю русской присяжной адвокатуры. Однако она активно участвовала в общественной и политической жизни страны: последовательно отстаивала либеральные ценности в судебных залах и в свободной прессе, иірала заметную роль в руководстве демократических партий, ее голос был слышен во всех Думах, от Первой до Четвертой, и Временном правительстве. Сословная русская адвокатура служила идеалам свободы, бесстрашно защищала человеческое достоинство, естественные права и свободы человека, составлявшие символ веры присяжной адвокатуры 5 . Лучшими ее представителями были Александров, Спасович, Урусов, Андриевский, Плевако, которым рукоплескало общество.

В процессе формирования советской адвокатуры принимали участие талантливые представители уже не существовавшей русской присяжной адвокатуры, которые в сложных политических условиях

4 Пергамент О.Я. Общественные задачи адвокатуры - Одесса, 1905. - С 5.

' См. Золотухин Б Бесстрашный и бескорыстный воин права // Юрий Шмидт - М . Независим изд-во ПИК,

5 отстаивали права, свободу и достоинство человека. В своем развитии советская адвокатура прошла ряд важных этапов, ей впервые было придано конституционное значение, а предпринимавшиеся попытки административного подчинения адвокатуры государству не были полностью реализованы. После распада СССР в России началась судебно-правовая реформа, общественной деятельности российской адвокатуры должны были открываться большие возможности, но этого в полной мере не произошло.

Первые шаги перехода страны к рыночной экономике привели адвокатуру к ее коммерциализации. Появились фирмы и бюро, заведующие юридическими консультациями получили какие-то права как руководители этих организаций, во многих регионах России возникли параллельные или, как их еще называют, «альтернативные» коллегии адвокатов и новая специальность - бизнес-адвокат 6 . Однако до сих пор не принят Закон об адвокатуре Российской Федерации в новой редакции.

При разработке проектов этого закона неоднократно высказывалось мнение о целесообразности использования в законотворческом процессе ряда принципов организации и деятельности русской присяжной адвокатуры, которые не потеряли своего значения до настоящего времени. Кроме того, надо учитывать, что с обновлением правовой основы государственной и общественной жизни в стране, требуется повышение качества обучения и воспитания юридических кадров, ибо давно известно, что не зная прошлого, нельзя понять истинный смысл настоящего и цели будущего 7 . Поэтому актуальность изучения истории адвокатуры не вызывает сомнения, ибо требуется дальнейшая научная разработка ее истории.

6 Барщевский М Ю Организация и деятельность адвокатуры в России Науч - практ пособие - М Юристь,
1997.-С.З-4

7 Стецовский Ю И Советская адвокатура Учеб пособие для вузов - М Высш шк, 1989 - С J

История адвокатуры разных государств, в том числе России, освещалась рядом авторов еще в прошлом веке в трудах К.Арсеньева, С.Беликова, Е.Васьковского, Л.Кистяковского, А.Лохвицкого, Л.Стоянова, К.Яневич-Яневского и др. История же русской адвокатуры, судебная реформа в России 20 ноября 1864 г. изложены в разные годы в работах Гессена И.В., Джаншиева Г., Птицына В.В., Тумановского А., Титова А.А., Филиппова М.А., Чельцова-Бебутова М.А., в более поздних трудах Битюшкиной Н.И., Виленского Б.В., Троицкого Н.А., Черкасовой Н.В. и др.

Определенное позитивное значение для разработки проблемы
имели теоретические положения о российской государственности,
правах и свободах личности, содержащиеся в работах С.С.Алексеева,
М.И.Байтина, В.В.Борисова, Ф.А.Григорьева, А.И.Денисова,
С.А.Комарова, Е.А.Лукашевой, А.В.Малько, Н.И.Матузова,

М.Н.Марченко, А.С.Мордовца, Л.А.Морозовой, Т.Н.Радько, В.Н.Синюкова, О.И.Чистякова, Р.Л.Хачатурова и др.

Исследованию вопросов формирования и развития советской адвокатуры посвятили свои труды Апраксин К.Н., Дубков Е.П., Дурдыев Б.Б., Кожевников М.В., Ривлин А.Л., Святоцкий А.Д., Семянников В.В. Слитенко Л.А., Стецовский Ю.И., Сухарев И.Ю., Хаски Ю., Шаломов М.П., Шаров Г.К. и др. Проблемы современной российской адвокатуры и ее реформирование освещены в работах Барщевского М.Ю., Горшенина Л.Г., Зайцева И.М., Ивановой М.В., Клена Н.Н. и др.

Проведенный диссертантом анализ работ по анализируемой теме свидетельствует о том, что их авторы изучали, как правило, историю адвокатуры отдельных или нескольких государств, определенных этапов формирования и развития ее, организации или деятельности адвокатуры, вне поля зрения остались вопросы становления идеи

7 института адвокатуры как явления социокультурного развития цивилизации, преемственность общеевропейских идей в русской правовой реальности в разные периоды бытия российской государственности.

Цель настоящей работы - провести комплексное исследование историко-теоретических аспектов формирования отечественной адвокатуры как правового института, начиная с древнейших времен и заканчивая современным состоянием адвокатуры в Российской Федерации, для чего были поставлены следующие задачи: определить условия и формы появления адвокатуры, дать сравнительно-правовую характеристику древней и ранней адвокатуры иностранных государств, установив особенности происхождения адвокатуры у славянских народов и зарождения се в России, изложив теоретические основы ранней адвокатуры как правового института; проследить последовательность создания организации и деятельности русской присяжной адвокатуры в сравнении ранней адвокатуры государств Западной Европы и русской присяжной адвокатуры; раскрыть принципы формирования и этапы развития советской адвокатуры, дать характеристику современному состоянию российской адвокатуры и проблемам ее реформирования.

Хронологические рамки диссертации охватывают период от происхождения адвокатуры в древних государствах до современного состояния адвокатуры в Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследований составили методы познания, выявленные, разработанные и апробированные юридической наукой и практикой - конкретно-исторический, формально-логический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и другие. В процессе решения поставленных задач использованы научные труды

8 отечественных и зарубежных исследователей по истории адвокатуры, в области философии, теории и истории государства и права, использованы некоторые архивные материалы.

Научная новизна работы состоит в том, что диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование историко-теоретических аспектов формирования адвокатуры как института, начиная с происхождения ее в разных государствах и заканчивая современным состоянием адвокатуры Российской Федерации. В результате проведенного исследования диссертантом изложены предложения по реформированию российской адвокатуры на современном этапе.

Основные положения, выносимые на защиту:

В основе становления и развития российской адвокатуры лежат организационные формы и методы деятельности древней и ранней адвокатуры ряда зарубежных государств с точки зрения происхождения института адвокатуры;

Определены содержание, качественные составляющие процесса создания института адвокатуры вообще, создание, организация деятельности российской адвокатуры - в особенности;

Сравнительно-правовая характеристика ранней адвокатуры государств Западной Европы, создание, организация и деятельность русской присяжной адвокатуры, особенности ее появления заключаются в преемственности правовых традиций формирования цивилизованных отношений в юридическом процессе;

Проанализированы принципы формирования и этапы развития советской адвокатуры, отражена преемственность института адвокатуры на уровне общего и особенного в современном состоянии российской адвокатуры, даны предложения по ее реформированию.

Практическое значение результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных разработках по проблеме, в процессе законотворческой деятельности при реформировании адвокатуры, как правового института, подготовки кадров и в современном правоприменении.

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликовано пять научных работ, общим объемом 4,9 п.л. Рукопись диссертации обсуждалась на заседаниях кафедры правоведения Коломенского государственного педагогического института. Основные теоретические выводы диссертационного исследования, рекомендации и положения диссертационного исследования докладывались на всероссийских конференциях. Диссертант, в частности, выступал на межвузовской студенческой научно-практической конференции «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» (Москва, апрель 2000 г.), межвузовской научно-исследовательской конференции по итогам 1999 г. (Коломна, декабрь 1999 г.).

Положения и выводы диссертации апробированы в процессе преподавания курсов теории государства и права, истории государства и права, чтении специальных курсов «Адвокатура в Российской Федерации».

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав (включающих семь параграфов), заключения и списка использованной литературы.


В рамках данной статьи рассмотрено понятие и функции правозащитных институтов Российской Федерации в сопряжении с юридической природой адвокатуры; обоснована необходимость повышения статуса отечественного института адвокатуры через переосмысление его непосредственной роли в защите прав; предложены направления профильной законодательной оптимизации.

Ключевые слова: адвокатура, правозащитные институты, правозащитная деятельность, Конституция РФ, квалифицированная юридическая помощь.

В настоящее время существующая неурегулированность при оказании правовой помощи считается серьезной проблемой. Речь идет о том, что современный гражданин не может должным образом чувствовать свою защищенность с точки зрения права, однако защитой гражданских прав занимаются многие организации, службы, структуры и частнопрактикующие граждане.

Рассмотрев понятие «правозащитный институт», становится возможно определить основную роль и место института адвокатуры во всей правозащитной структуре.

Правозащитный институт является довольно общим понятием и включает в себя множество структур таких, как государственных, общественных, некоммерческих, так и коммерческих, частных и иных, которые обеспечивают права и законные интересы человека и гражданина, что составляет основу и определяет цель правозащитной деятельности [2].

Все правозащитные институты обладают рядом общих признаков и функций:

– осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами, т. е. их функционирование регулируется государством;

– обладают собственной структурой и руководством;

– обладают правами и обязанностями, содержащимися в нормативных актах, относящихся к виду их правозащитной организации;

– действуют в рамках определенной процедуры;

– принимают или выдают акты с определенными правовыми последствиями;

– их деятельность осуществляется, учитывая факт последующих определенных правовых последствий с точки зрения законности.

Отметим, что практическим воплощением основных принципов правовой защиты считается институт адвокатуры, так как применяя все законные методы и способы для защиты законных интересов и прав граждан, он позволяет привнести практический смысл в термин «правозащита». Преследуя цели защиты законных прав и интересов, а также свобод граждан, профессиональная адвокатская деятельность производится в рамках правового поля адвокатами [3]. Адвокатская деятельность выступает гарантией профессионализма и доступности правовой защиты, играет роль профессионального правозащитного института отечественного гражданского общества, а также считается первостепенной формой, в рамках которой происходит реализация правозащитной деятельности. Таким образом, гарантированные российским государством правовые нормы и принципы, которые в свою очередь направлены на защиту интересов, свобод и прав, а также обеспечивающие непосредственный доступ к правосудию, являются правозащитной функцией института адвокатуры.

Важно, что качество профессиональной деятельности знатока права, от лица которого происходит оказание правовой помощи широкому кругу лиц, обеспечивается существующими тремя канонами.

Первое. Допуск к профессии. Минимальное требование: сдача экзаменационных испытаний, а также наличие высшего юридического образования.

Второе. Наработанные профессиональные стандарты и этические нормы.

Третье. Контроль самоуправляемой ассоциации [4].

Отметим, что профессиональная деятельность адвоката не в состоянии в полном объеме охватить всю правозащитную деятельность. Речь идет о том, что правозащитная деятельность рассматривается с точки зрения более широкого понятия. Однако институт адвокатуры играет важную роль в правозащитной деятельности, наполняя его реальным содержанием и создавая возможности для существования правозащиты как правового, так и юридического термина.

После распада СССР в российской правовой системе прослеживалась непродуманность и половинчатость судебной и правовой реформы, которая приняла перманентный характер. Спустя несколько десятков лет мы снова встали на путь преобразований, так как реформы начала 90-х годов не имели сбалансированности при принятии решений, были связаны с хаотическими изменениями и в конечном итоге не позволили добиться нужных результатов. Нельзя не отметить, что то, что смогли претворить в жизнь, не подходит под общественные ожидания, а также не соответствует политическим и экономическим реалиям современной России. Именно в тот момент времени институт адвокатуры стал примером наиболее яркого проявления данной реформы, и, как следствие, его правовой статус получил явное занижение.

Законодатель в какой-то период даже попытался сделать несколько шагов назад, чтобы вновь определить место и роль адвокатуры в системе правового государства. Таким образом, адвокатура все-таки потеряла свой конституционный статус в свете произошедших преобразований. Более того, по-прежнему адвокатская деятельность во многом ограничена, что сказывается на возникновении проблемных ситуаций в процессе реализации адвокатами своей профессиональной деятельности [1].

Важно, что ожидаемые реформы в направлении судебно-правовой сферы должны быть направлены на демократизацию и гуманизацию права. В то же время он должен занять место важнейшего инструмента в процессе обновления отношений в обществе. Также должны быть затронуты те правовые направления, которые позволят регламентировать профессиональную деятельность адвокатуры.

Следовательно, необходимо повысить правовой статус адвокатуры за счет внесения исправлений в данное положение, а именно:

– осуществить закрепление конституционного статуса института адвокатуры путем добавления в главу 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции Российской Федерации отдельной статьи;

– наделить адвокатуру правом на проявление законодательных инициатив с целью повышения результативности процесса законотворчества, таким образом, сделав их непосредственными участниками правотворческого процесса;

– изменить основные принципиальные положения относительно формирования судейского корпуса путем введения обязательного требования к кандидату, планирующему занять должность судьи, а именно: он должен иметь опыт работы в правоохранительных органах или в адвокатуре;

– повысить уровень и качество судебного представительства за счет формирования нового понятия «адвокатская монополия». Речь в данном случае идет о том, что необходимо запретить лицам, не имеющим статус адвоката, представлять интересы других граждан в рамках судебного процесса.

Таким образом, представленные выше предложения позволят в полной мере раскрыть потенциал института адвокатуры как первостепенного института правовой защиты граждан и общества в целом. В то же время защита его свобод и прав сможет положительно сказаться на устойчивом развитии иных институтов общества и государства.

Основные термины (генерируются автоматически): правозащитная деятельность, институт адвокатуры, адвокатская деятельность, защита, правовая защита, правовая помощь, рамка, Российская Федерация.

Таким образом, следует признать, что адвокатура является институтом гражданского общества и главная цель, ради которой она создается – это защищать частных лиц в правовом споре с государством.

Я считаю, что адвокатская деятельность должна основываться на особых, доверительных, скрытых от постороннего глаза отношениях адвоката и клиента, которые бы охранялись не только законом, но и нормами профессиональной морали. Хотя зачастую эти отношения обладают повышенной уязвимостью для злоупотреблений как со стороны недобросовестных адвокатов, так и со стороны недобросовестных клиентов. И именно поэтому, а также помня все сложности через которые прошла адвокатура, принятие закона становится просто необходимостью на пути создания истинно правового государства. И поэтому представляется достаточно очевидным, что государство как гарант конституционного права на получение каждым квалифицированной юридической помощи не может стоять в стороне от решения вопроса о том, кто такую помощь оказывает.

Таким образом, Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом гармоничного существования общества в целом. Конечно, в нашей стране еще далеко до института адвокатуры западных стран и во многом это проблема не только кадрового состава адвокатуры, но и ее финансирования. Надеемся, что со вступлением в силу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» эти и многие другие вопросы найдут наиболее верное решение, а адвокатура, в свою очередь, не только не потеряет свой государственно-значимый статус, но и поднимает его на более высокий уровень.

Адвокаты с трибуны первого Всероссийского конгресса адвокатов приняли резолюцию, в которой обратились ко всем адвокатам России с призывом о необходимости неуклонного соблюдения в профессиональной деятельности профессионально-этических норм, содержащихся в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества. При этом руководителям коллегий адвокатов рекомендовано разрабатывать и внедрять правила профессиональной этики адвокатов, повысить требования к соискателям звания «адвокат», совершенствовать уровень квалификационных комиссий, повышать взаимную требовательность в адвокатских сообществах и внедрять систему ответственности за нарушение профессионально-этических норм, вплоть до публичного принесения присяги и применения мер ответственности за ее нарушения.

Институт адвокатуры, имеющий непростую судьбу в российской истории дореволюционного, и особенно советского периода, на современном этапе переживает новый этап развития. Именно сейчас с появлением Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» у адвокатского сообщества появился шанс на практике реализовать пожелание законодателя, выраженное в ст. 3 Закона и превратить совокупность адвокатов в профессиональное сообщество. В свою очередь это профессиональное сообщество со временем получит шанс поистине стать институтом гражданского общества.

Подчеркнем, что на наш взгляд, адвокатура, как и любой другой институт гражданского общества, не может являться таковым только на основании законоположения. Так, ни предлагаемая Президентом России Общественная палата, ни уже созданный Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Указ Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417) не смогут создать гражданское общество. Максимум чего можно ожидать – это появление во власти «свежей струи», т.е. новых, ранее не участвовавших в политических процессах людей.

Вообще государство как партнер и оппонент гражданского общества не может создавать ни институты гражданского общества, ни, разумеется, само гражданское общество. В этой связи трудно согласиться с мнением коллеги А. Кучерены, что для строительства гражданского общества «нужна политическая воля и активная позиция государства, прежде всего, разумеется, президента».[55] Нам представляется, что государство может лишь создавать условия для развития гражданского общества или только внешнюю видимость существования его институтов. Истинное же гражданское общество может появиться в результате активной деятельности самого общества и отдельных его членов.

Необходимо констатировать, что в настоящий момент степень доверия и уважения населения к адвокатскому сословию находится на довольно низком уровне и в этом смысле сопоставимо с уровнем доверия к государственным институтам.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о реализации и развитии принципов самоуправления и корпоративности адвокатуры. Для этого необходимо рассмотреть возможность применения по отношению к адвокатуре института саморегулирования, который в последнее время оживленно обсуждается как законодательной, так и исполнительной властью в рамках проводимой административной реформы и ликвидации административных барьеров. Безусловно, при этом необходимо учитывать исторический опыт и национальную специфику нашей страны, которые могут свести на нет новые институциональные образования, чуждые отечественному правопорядку.

Чтобы пройти этот длинный и непростой путь, адвокатскому сообществу надо приложить немало усилий, направленных на повышение собственного профессионализма и уровня морально-этических представлений. В результате этой работы над собой и своими ошибками адвокатура сможет заслужить доверие широких масс населения, а вместе с ним – и высокое право именовать себя институтом гражданского общества.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 28.10.2003) / СЗ РФ от 10.06.2002, № 23, ст. 2102, СЗ РФ от 03.11.2003, № 44, ст. 4262.

3. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) / Бюллетень Минюста РФ. – 2004. – № 3.

4. Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. // Ведомости ВС РСФСР. – 1980. – № 48. – Ст.1596. (Утратило силу с 1 июля 2002 г. в связи с принятием Закона об адвокатуре (п. 2 ст. 45 Закона об адвокатуре).

5. Адвокатура и современность. – М., 1987.

6. Арсеньев. Заметки о русской адвокатуре. – М., 1997.

7. Багаутдинов Ф, Закон об адвокатуре: взгляд с другой стороны // Российская юстиция. – 2001. – № 5.

8. Баренбойм П.Б., Резник Г. М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Законодательство и экономика. – 2004. – № 9.

9. Баренбойм П.Б., Резник Г. М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. – 2004. – № 8.

10. Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996.

11. Власов А.А. Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. – М., 2000.

12. Гофштейн М. Обзор ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР // Советская юстиция. – 1989. – № 21.

13. Грудцына Л.Ю. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. – 2004. – № 7.

14. Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10, 11.

15. Гулиев В. Адвокатура как правовой институт российской демократии // Российский адвокат. – 1995. – № 1.

16. Деханов С. А. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. – 2004. – № 12.

17. Исанов С.Н. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат. – 2004. – № 11.

18. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацию» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко – М.: Велби, 2003.

19. Кузьмина Н.Г. Новый Закон об адвокатуре: проблемы теории и практики // Адвокат. – 2002. – № 11.

20. Кучерена А. Меньше трех не собираться. – Российская газета. 2004.

21. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. – М., 2002.

22. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 41.

23. Мельниченко Р.Г. Поправки к Закону об адвокатуре: работа над ошибками // Адвокат. – 2005. – № 5.

24. Пальховский. О праве представительства на суде. – М., 1876.

25. Постановление IX Всероссийского съезда Советов. Изд. ВЦИК.– М., 1921.

26. Резник Г.М. «Настройка» Закона об адвокатуре: от правовой концепции к непротиворечивой практике // Российская юстиция. – 2002. – № 10.

27. Резник Г.М. Неопределенностью закона кто-то обязательно воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл // Адвокат. – 2004. – № 11.

28. Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939.

[1] Арсеньев. Заметки о русской адвокатуре. – М., 1997. – С. 12.

[2] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 15.

[3] Цит. по: Арсеньев. Заметки о русской адвокатуре. – М., 1997. – С. 13.

[4] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 17.

[5] Арсеньев. Заметки о русской адвокатуре. – М., 1997. – С. 14.

[6] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 27.

[7] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 28.

[8] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 21.

[9] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 29.

[10] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 22.

[11] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 25.

[12] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 23.

[13] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 29.

[14] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 30.

[15] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 31.

[16] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 24.

[17] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 24.

[18] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 32.

[19] Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 25.

[20] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 33.

[21] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 34.

[22] Грудцына Л.Ю. Российской адвокатуре 140 лет: историческая ретроспектива // Адвокат. – 2004. – № 10. – С. 35.

[23] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 26.

[24] Материалы НКЮ РСФСР. – М., 1918. – Вып.2.

[25] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 28.

[26] Собрание узаконений РСФСР. – 1920. – № 15.

[27] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 35.

[28] Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 41. – С. 101.

[29] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 37.

[30] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 38.

[31] Постановление IX Всероссийского съезда Советов. Изд. ВЦИК.– М., 1921.

[32] Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. – М., 2002. – С. 39-40.

[33] Материалы Народного комиссариата юстиции СССР. – 1922. – Вып. 16. – С. 130, 131.

[34] Шаламов М.П. История советской адвокатуры. – М., 1939. – С. 41.

[35] Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996. – С. 11.

[36] Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996. – С. 15.

[37] Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996. – С. 22.

[38] Кучерена А.Г. Указ. соч. – С. 61.

[39] Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996. – С. 34.

[40] Гофштейн М. Обзор ходатайств и заявлений адвокатов РСФСР // Советская юстиция. – 1989. – № 21. – С. 31.

[41] Багаутдинов Ф, Закон об адвокатуре: взгляд с другой стороны // Российская юстиция. – 2001. – № 5. – С. 19.

[42] Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацию» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко – М.: Велби, 2003. – С. 17.

[43] Напр.: Адвокатура и современность. – М., 1987. – С. 7, 11; Бернам У., Решетникова И.В., Пришляков А.Д. Судебная адвокатура. – СПб., 1996. – С. 10; Власов А.А. Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. – М., 2000. – С. 6.

[44] Арсеньев. Заметки о русской адвокатуре. – С. 146; Пальховский. О праве представительства на суде. – М., 1876. – С. 215.

[45] Мельниченко Р.Г. Поправки к Закону об адвокатуре: работа над ошибками // Адвокат. – 2005. – № 5. – С. 36.

[46] Резник Г.М. Неопределенностью закона кто-то обязательно воспользуется, чтобы извратить его действительный смысл // Адвокат. – 2004. – № 11. – С. 42.

[47] Резник Г.М. «Настройка» Закона об адвокатуре: от правовой концепции к непротиворечивой практике // Российская юстиция. – 2002. – № 10. – С. 31.

[48] Кузьмина Н.Г. Новый Закон об адвокатуре: проблемы теории и практики // Адвокат. – 2002. – № 11. – С. 18.

[49] Гулиев В. Адвокатура как правовой институт российской демократии // Российский адвокат. – 1995. – № 1. – С. 29.

[50] Грудцына Л.Ю. В Закон об адвокатуре необходимы продуманные поправки // Адвокат. – 2004. – № 7. – С. 28.

[51] Исанов С.Н. О некоторых нормах законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокат. – 2004. – № 11. – С. 44.

[52] Баренбойм П.Б., Резник Г. М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Адвокат. – 2004. – № 8. – С. 36.

[53] Баренбойм П.Б., Резник Г. М. Адвокатура как защитник гражданского общества // Законодательство и экономика. – 2004. – № 9. – С. 42.

[54] Деханов С. А. Адвокатура, гражданское общество, государство // Адвокат. – 2004. – № 12. – С. 32.

[55] Кучерена А. Меньше трех не собираться. – Российская газета. 2004. – С. 14.


В статье проводится исследование основных проблем законодательного обеспечения независимости адвокатской деятельности. Кроме того, рассматривается деятельность института адвокатуры на международном уровне, проводится анализ международных и отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правозащитника. В статье анализируются актуальные аспекты нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности на международной арене в настоящий период.

Ключевые слова: адвокат, правозащитник, институт адвокатуры, международное правовое регулирование деятельности адвоката, правовые гарантии деятельности адвоката.

Современные законодательные акты об институте адвокатуры и деятельности правозащитника в целом, опираются на Конституцию Российской Федерации, которая определяет абсолютно все положения для адвокатуры России, а также является главнейшим документом в нашей стране. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности — прав и свобод человека [1].

Непосредственно институт адвокатуры гарантирует, помогает отстаивать и защищать сбережения прав и свобод, зафиксированных в главном нормативно-правовом акте государства. Деятельность института адвокатуры можно считать основополагающим средством защиты прав и свобод граждан в суде. Также здесь имеется в виду безвозмездная юридическая помощь, поскольку согласно действующему законодательству РФ, обвиняемый имеет право на квалифицированную помощь защитника [2].

Глобальные преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в социальной, политической и экономической сфер жизни общества, дали толчок масштабным изменениям в структуре государства, сложилась абсолютно инновационная правовая ситуация, которая подразумевала детального пересмотра принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека [3, с.231].

Таким образом, в последнее время положение института адвокатуры на отечественной и мировой арене претерпело существенные изменения; этому способствовало рассмотрение, принятие и утверждение новых нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, расширили права адвоката в суде. Но не стоит забывать и о существенных недостатках, которые появились вследствие дефицита необходимого правового регулирования института адвокатуры. Стоит отметить, что стали возникать параллельные коллегии, которые в первую очередь были заинтересованы в получении прибыли, а непосредственно квалифицированное оказание юридической помощи коммерческие коллегии отодвигались на второй план.

Рассмотрение и утверждение Закона об адвокатуре стало причиной ее причисления к институтам гражданского общества, а соответственно и возложением на адвокатуру правовых функций. Стоит обратить внимание на то, что адвокатура стала ведущим субъектом осуществления конституционного права на осуществление высоко квалифицированной юридической поддержки, а это, безусловно, влечет за собой научный интерес.

Неотъемлемым элементом управления и контроля над осуществлением адвокатской деятельностью являются законодательные акты, функционирующие в том или ином субъекте РФ, это можно объяснить тем, что согласно Конституции РФ, институт адвокатуры подчиняется как непосредственно самому государству, так и его субъектам. Такая взаимосвязь является благоприятной тенденцией, так как потребность в квалифицированной юридической поддержке в разных регионах существенно отличается, ровно так же, как и сами регионы имеют различия в менталитете, культуре и так далее.

В современных условиях Россия стоит на начальной ступени создания новейшего правового обоснования функционирования адвокатуры, роль и высокую значимость которой сложно отрицать. Кроме того, важно понимать, что также должны присутствовать лица, которые в состоянии грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь, а от этого напрямую зависит существование социума и развитие стран.

В основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.

Доктор юридических наук, известный российский адвокат рассуждает следующим образом: «обозревая российское законодательство в области адвокатской деятельности на предмет его соответствия международным стандартам в области адвокатской деятельности, необходимо заметить, что оно существует в отрыве от международных стандартов в данной области. Многие важнейшие международные документы не ратифицированы Российской Федерацией, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры вне связи с международными стандартами и принципами в данной области, о территориальной изолированности исследуемого института [4].

В современных источниках можно встретить устоявшуюся классификацию международных правовых актов, которые регламентируют работу института адвокатуры. Подробнее она отображена на рис.1 [5].

Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры

Рис. 1. Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры

Первым утвержденным мировым документом, миссией которого является установление безусловного права человека на получение юридической помощи, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г [6, с.2].

19 декабря 1966 года был утвержден Международный пакт о гражданских и политических правах; согласно этому документу, любой гражданин имеет неприкосновенное право самостоятельно защищать себя или же привлечь обозначенного защитника [7, с.12]. Также стоит отметить, что в Минимальных стандартных правилах общения с заключенными имеются положения, относящиеся к международному правовому статусу адвокатуры. Согласно данному нормативно-правовому акту, подсудимый может обращаться к государственному защитнику за безвозмездной консультацией, встречаться с ним, вести переговоры, а тот, в свою очередь, будет представлять интересы обвиняемого в судах различной юрисдикции.

Первым международным правовым актом, в котором публично освещена роль адвокатуры, можно по праву назвать Основные положения о роли адвокатов. Вышеназванный документ был принят в 1990 году в Нью-Йорке. Несколькими годами позднее был разработан Кодекс поведения юристов в Европейском обществе, который считает главным принципом адвокатуры создание доверителю благоприятных условий, при которых он предельно откровенен с правозащитником. Безусловно, очень важно уделить должное внимание открытости и честности обвиняемого, ведь от этого напрямую зависит исход судебного заседания; но стоит отметить, что адвокат безусловно должен быть порядочным человеком и сохранять конфиденциальность полученной информации, потому как при отсутствии этого условия исчезает и доверие.

Кроме того, не стоит забывать и о других международных нормативно-правовых актах, в которых содержится информация о регулировании адвокатской деятельности. Так, например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. зафиксировано право каждого защищать себя лично либо посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия [8].

Одна из статей данного акта гласит, что каждый обвиняемый наделяется твердыми и безоговорочными правами: во-первых, это создание условий для подготовки своей защиты, а во-вторых, иметь право на защиту самолично или воспользоваться услугами государственного адвоката.

Что касается СССР, то там эти международные документы не признавались, а даже отрицались, поскольку, полагалось, что они направлены напрямую против СССР. Но после распада Советского Союза, когда в политической, социальной, экономической сферах общества произошли кардинальные изменения, вновь созданная Российская Федерация стала частью Римской конвенции, но присутствовали различные оговорки. Так, например, согласно статье 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Европейская конвенция не требует принятия специальных законов в развитие своих положений, поэтому действует в России непосредственно [8]. Если обратиться к главному государственному документу — Конституции Российской Федерации, — то там отмечено, что признанные аспекты международного права и переговоры страны считаются неотъемлемым атрибутом ее правовой системы.

Но, между прочим, будет логично согласиться с мнением отдельных ученых-правоведов о том, что «в условиях, когда прямое применение норм Европейской конвенции в России осуществляется довольно редко, без включения положений Европейской конвенции в российское законодательство защита прав и свобод человека, ей гарантированных, видится затруднительной. Поэтому имплементация норм Европейской конвенции — необходимый элемент повышения эффективности ее действия».

В современных условиях демократические государства считают гарантией для обеспечения защиты прав человека, прежде всего независимость адвокатской работы. Безусловно, все страны должны принимать во внимание и уважать стандарты независимости института адвокатуры. Это имеет огромное влияние во время разработки действующего законодательства, а также единые стандарты должны уважаться всеми юристами, судьями, чиновниками и социумом в целом. Что касается демократического общества, где на первом месте стоит сила закона, то там адвокат в первую очередь должен представлять интересы объективного суда и обвиняемых, которым необходима его помощь, чьи права и свободы он защищает. Собственно, именно в этом и заключается миссия адвоката и его статус в демократическом государстве.

Кроме того, необходимо сказать о другом не менее значимом профессиональном стандарте работы адвоката, а именно — ограничении занятия предпринимательством действующего адвоката.

В законодательстве и нормативно-правовых актах адвокатских сообществ демократических государств, отражающих сложившиеся в этих странах обычаи деловых традиций, реализуются различные подходы к этим вопросам. Так, например, в некоторых странах существует строгое табу на побочную деятельность, а в других — законодательно разрешено совмещать адвокатскую службу с некоторыми видами деятельности. Тем не менее, в большинстве европейских государств такое совмещение допускается только при условии соблюдения определенных правил, не нарушающих стандарт независимости адвоката.

Международно-правовые стандарты, регулирующие деятельность адвокатов, утверждают, что необходимо строго соблюдать общепринятые этические нормы и верховенство закона. Что касается профессионального стандарта анонимности, то конфиденциальность — обязательный для исполнения и применению стандарт деятельности правозащитника. Адвокат обязан безоговорочно хранить в тайне всю информацию, полученную от подзащитного, а также и сведения о клиенте, полученные в процессе оказания юридической помощи. Стоит также обратить внимание на профессиональное страхование адвокатов, речь здесь идет о том, что некоторые правозащитники получают в свой адрес иски, связанные с их недостаточно высокой квалификацией и низкой компетенцией.

Организационно-правовые стандарты адвокатской деятельности определяют и закрепляют в национальном законодательстве и организационно-правовую форму осуществления адвокатской деятельности. Во всех государствах адвокат может осуществлять свою деятельность индивидуально, всего лишь создав и оформив адвокатский кабинет. Кроме того, существует большое разнообразие адвокатских образований — профессиональные партнерские фирмы в США или конторы, бюро, коллегии — в европейских странах.

Неоднократно отмеченные международные правовые стандарты деятельности адвокатов можно считать эффективным способом защиты прав всех участников судебного процесса. Данное суждение объясняется укреплением связей международного процесса защиты прав и свобод и регулированием различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защиты прав личности.

Таким образом, в заключение следует отметить, что российское законодательство об адвокатуре находится на пути своего становления и лишь отчасти соответствует международным стандартам, поскольку многие мировые положения о деятельности института адвокатуры игнорируется российским законодательством. Для разрешения недочетов, необходимо внести некоторые поправки в Федеральный закон об адвокатской деятельности, а это в свою очередь будет шагом к построению демократического общества и правового государства.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / в редакции Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 4. — Ст. 445
  2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. № 23. — Ст.2102)Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2017. № 52.- Ст.4921
  3. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие/ Под общ. ред. Буробина В. Н..-М.: МИЭПУ.2018.-С. 536
  4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А. Г. Кучерена. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. (СПС «КонсультантПлюс»).
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества / Л. Ю. Грудцына // Адвокатская практика. — 2008. — № 1. (СПС «Консультант-Плюс»).
  6. Права человека: сб. международных договоров. — Нью-Йорк: ООН, 1978. — С. 1–3.
  7. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: ООН, 1992. -С. 118.
  8. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.
  9. Особенности международных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры / Г. В. Синцов, Д. В. Фролов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. -№ 3 (27). — С. 12–1

Основные термины (генерируются автоматически): адвокатская деятельность, Европейская конвенция, институт адвокатуры, Российская Федерация, российское законодательство, юридическая помощь, акт, деятельность института адвокатуры, Россия, стандарт.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: