Нарушение порядка управления государственным и муниципальным имуществом

Обновлено: 26.04.2024

Проведенные органами прокуратуры области в текущем году проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности выявили многочисленные нарушения в названной сфере.

Так, по протестам прокуроров Кузнецкого, Наровчатского, Тамалинского районов приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства порядки принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, которые противоречили законодательству о приватизации государственного и муниципального имущества.

Прокурорами Ленинского района г. Пензы, Бессоновского, Белинского районов опротестованы решения представительных органов местного самоуправления об утверждении планов приватизации муниципального имущества, в которые включены объекты недвижимости без земельных участков под ними.

В Бессоновском районе органы местного самоуправления не приняли меры к разработке актов, определяющих срок рассрочки оплаты субъектами малого и среднего предпринимательства стоимости муниципального недвижимого имущества, приобретаемого ими при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Прокуроры Кузнецкого, Малосердобинского, Неверкинского, Пензенского районов направили в суды заявления, обязывающие органы местного самоуправления принять меры к оформлению в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры.

По представлениям и исковым заявлениям прокуроров Ленинского района г. Пензы, Бессоновского, Белинского, Вадинского, Лопатинского, Мокшанского, Неверкинского районов органами местного самоуправления приняты меры по передаче объектов водоснабжения по концессионным соглашениям, объектов газоснабжения-специализированной эксплуатирующей организации в аренду.

Прокурор Кузнецкого района установил факт неправомерной передачи прав по концессионному соглашению иному лицу.

Прокуроры Ленинского района г. Пензы, ЗАТО г. Заречный, г. Кузнецка, Белинского района выявили факты предоставления муниципальных нежилых помещений заинтересованным лицам в отсутствие договорных отношений.

В Иссинском, Сосновоборском районах пресечены случаи ненадлежащего содержания муниципального и государственного имущества.

По результатам проведенных прокурорами Бековского, Никольского, Колышлейского районов проверок выявлены случаи использования должностными лицами администраций муниципального движимого имущества - служебных транспортных средств в личных целях во внерабочее время. В отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.1 КоАП РФ (самоуправство), в представительные органы внесены представления.

В Бессоновском районе имели место случаи распоряжения муниципальным имуществом в отсутствие согласия собственника, в связи с чем главе администрации района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, по постановлению прокурора директор учреждения оштрафован по статье 7.35 КоАП РФ (н арушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению муниципальным имуществом ) .

Прокурор Октябрьского района г. Пензы выявил нарушения образовательной организацией конкуренции при распоряжении государственным имуществом, предоставленным в пользование на праве оперативного управления.

В Сердобском районе выявлен факт незаконного распоряжения имуществом директором унитарного предприятия. В связи с чем по материалам прокурорской проверки органом следствия возбуждено и расследуется уголовное дело по части 3 статьи 160 УК РФ.

Всего за 7 месяцев 2021 г. органами прокуратуры выявлено 610 нарушений в указанной сфере. В целях их устранения принесено 42 протеста, внесено 248 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 234 лица, к административной — 22, в суды направлен 71 иск, по материалам прокурорской проверки возбуждено 1 уголовное дело.

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

8 сентября 2021, 15:23

Прокурорские проверки выявили нарушения законодательства о государственной и муниципальной собственности

Проведенные органами прокуратуры области в текущем году проверки исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности выявили многочисленные нарушения в названной сфере.

Так, по протестам прокуроров Кузнецкого, Наровчатского, Тамалинского районов приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства порядки принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, которые противоречили законодательству о приватизации государственного и муниципального имущества.

Прокурорами Ленинского района г. Пензы, Бессоновского, Белинского районов опротестованы решения представительных органов местного самоуправления об утверждении планов приватизации муниципального имущества, в которые включены объекты недвижимости без земельных участков под ними.

В Бессоновском районе органы местного самоуправления не приняли меры к разработке актов, определяющих срок рассрочки оплаты субъектами малого и среднего предпринимательства стоимости муниципального недвижимого имущества, приобретаемого ими при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Прокуроры Кузнецкого, Малосердобинского, Неверкинского, Пензенского районов направили в суды заявления, обязывающие органы местного самоуправления принять меры к оформлению в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры.

По представлениям и исковым заявлениям прокуроров Ленинского района г. Пензы, Бессоновского, Белинского, Вадинского, Лопатинского, Мокшанского, Неверкинского районов органами местного самоуправления приняты меры по передаче объектов водоснабжения по концессионным соглашениям, объектов газоснабжения-специализированной эксплуатирующей организации в аренду.

Прокурор Кузнецкого района установил факт неправомерной передачи прав по концессионному соглашению иному лицу.

Прокуроры Ленинского района г. Пензы, ЗАТО г. Заречный, г. Кузнецка, Белинского района выявили факты предоставления муниципальных нежилых помещений заинтересованным лицам в отсутствие договорных отношений.

В Иссинском, Сосновоборском районах пресечены случаи ненадлежащего содержания муниципального и государственного имущества.

По результатам проведенных прокурорами Бековского, Никольского, Колышлейского районов проверок выявлены случаи использования должностными лицами администраций муниципального движимого имущества - служебных транспортных средств в личных целях во внерабочее время. В отношении виновных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.1 КоАП РФ (самоуправство), в представительные органы внесены представления.

В Бессоновском районе имели место случаи распоряжения муниципальным имуществом в отсутствие согласия собственника, в связи с чем главе администрации района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, по постановлению прокурора директор учреждения оштрафован по статье 7.35 КоАП РФ (н арушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению муниципальным имуществом ) .

Прокурор Октябрьского района г. Пензы выявил нарушения образовательной организацией конкуренции при распоряжении государственным имуществом, предоставленным в пользование на праве оперативного управления.

В Сердобском районе выявлен факт незаконного распоряжения имуществом директором унитарного предприятия. В связи с чем по материалам прокурорской проверки органом следствия возбуждено и расследуется уголовное дело по части 3 статьи 160 УК РФ.

Всего за 7 месяцев 2021 г. органами прокуратуры выявлено 610 нарушений в указанной сфере. В целях их устранения принесено 42 протеста, внесено 248 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 234 лица, к административной — 22, в суды направлен 71 иск, по материалам прокурорской проверки возбуждено 1 уголовное дело.

Федеральным законом от 28.11.2015 №344-ФЗ, вступившим в силу 09.12.2015, КоАП РФ дополнен статьей 7.35, предусматривающей ответственность за нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
В силу закона имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и государственными (муниципальными) учреждениями, является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которые выступают учредителями тех или иных государственных (муниципальных) предприятий и государственных (муниципальных) учреждений.
Законодательными актами, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об автономных учреждениях» установлен порядок осуществления контроля за деятельностью этих предприятий учредившими их органами государственной власти и местного самоуправления.
Согласно закону, государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника этого имущества. Ограничение по распоряжению государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями распространяется также и на движимое имущество в зависимости от его стоимости (ценности).
Новой статьей 7.35 КоАП РФ предусмотрено что нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования или совершения сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет, на юридических лиц – от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, возбуждаются прокурором, рассматриваются судом.

Самовольное использование муниципального имущества - использование объектов муниципального имущества физическими или юридическими лицами при отсутствии оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право владения, пользования. То есть, совершение в отношении муниципального имущества действий, гражданские права на которые не возникли.

Часть 1 статьи 51 (Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом) Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Невыполнение обязательств по текущему и капитальному ремонту муниципального имущества, переданного в аренду, иное владение и (или) пользование юридическим, физическим лицам или индивидуальным предпринимателям, если такие обязательства предусмотрены договором аренды и иным договором владения и (или) пользования.

Статья 616 (Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества) Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ 1 (Часть 2).

1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Использование муниципального имущества не по целевому назначению - фактическое использование муниципального имущества в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении муниципального имущества по договору аренды, иному договору, дающему право владения и (или) пользования.

Часть 1 статьи 615 (Пользование арендованным имуществом) Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ 1 (Часть 2).

1. Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества

Систематическое невнесения платежей за пользование муниципальным имуществом - неуплата арендной платы и иных платежей, предусмотренных договорами аренды, иного владения и (или) пользования муниципальным имуществом в соответствии с условиями договора пользования, владения или распоряжения муниципальным имуществом, неуплата в установленные сроки причиненных убытков и причиненного ущерба.

Часть 1 статьи 614 (Арендная плата) Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ 1 (Часть 2).

1. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Порча или уничтожение муниципального имущества - частичное или полное разрушение муниципального имущества, характеризующееся ухудшением его физического состояния, а также снижением (потерей) качественных показателей, необходимых для нормальной эксплуатации муниципального имущества, вследствие чего использование муниципального имущества невозможно либо требует существенных материальных затрат.

Нарушение сроков возврата временно занимаемого муниципального имущества - несоблюдение арендаторами условий договора аренды, иных договоров владения и (или) пользования муниципальным имуществом.

Статья 622 (Возврат арендованного имущества арендодателю) Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ 1 (Часть 2).

При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.

В случае, когда за несвоевременный возврат арендованного имущества договором предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором.

Статья 301 (Истребование имущества из чужого незаконного владения) Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Часть 1)

Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения

Нарушение порядка распоряжения муниципальным имуществом - распоряжение правообладателем имуществом городского округа Алушта без разрешения собственника имущества.

Часть 2 статьи 295, часть 1 статьи 296, часть 1 статьи 297 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Часть 1).

Статья 18, 19 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

Нарушение порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях "

Решение Алуштинского городского совета от 29 августа 2014 года N 149 "Об утверждении Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества"

Несоблюдение правообладателем, а также пользователем установленного порядка предоставления сведений для внесения в Реестр имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества"

Решение Алуштинского городского совета от 28 ноября 2014 года N 5/23 "Об утверждении Правил ведения Реестра имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым "

Решение Алуштинского городского совета от 23 января 2015 года N 7/19 "Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения собственностью муниципального образования городской округ

Алушта Республики Крым"

Несоблюдение правообладателями муниципального имущества требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимые вещи, являющиеся собственностью городского округа Алушта, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения.

Статьи 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Часть 1)

Статья 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Несоблюдение требований, определяющих особенности порядка приватизации муниципального имущества

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме"

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи, находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе"

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества"

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 845 "О привлечении брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через

организатора торговли на рынке ценных бумаг"

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2002 года N 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества "

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года N 549 "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены"

Условия приватизации объектов муниципальной собственности, установленные Программой приватизации объектов муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденной Алуштинским городским советом.

Нарушение правообладателями требований к оформлению сделок купли-продажи муниципального имущества.

Нарушение правообладателями порядка совершения сделок с муниципальным имуществом.

Статья 295 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

Неправомерное предоставление правообладателями в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление муниципального имущества, в том числе предоставление муниципального имущества в пользование без оформления договорных отношений, а также с превышением полномочий.

Статьи 15, 16, 17.1, 19-21 и пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции "

Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Несоблюдение порядка организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Статьи 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Часть 1)

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса "

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, иного нарушения установленного порядка права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, выявленных в рамках осуществления муниципального имущественного контроля.

Статья 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ

Не проведение правообладателем муниципального имущества индексации арендной платы по заключенным договорам пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Пункт 3.2 Типового договора аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 13 февраля 2015 года N 9/12 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"

Превышение объема (количества) фактически используемого пользователями муниципального имущества, чем предусмотрено условиями договоров владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Типовой договор аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 13 февраля 2015 года N 9/12 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"

Нарушение условий договоров владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом о страховании переданного имущества.

Типовой договор аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 13 февраля 2015 года N 9/12 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"

Нарушение условий договоров аренды в части не заключения, отказа или уклонения пользователем или правообладателем муниципального имущества от заключения договора на возмещение стоимости коммунальных услуг и, соответственно, не возмещение стоимости коммунальных услуг.

Типовой договор аренды недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от 13 февраля 2015 года N 9/12 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"

Предоставление в пользование муниципального имущества без согласования с собственником, без заключения договоров владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и без взимания платы.

Решение Алуштинского городского совета от 13 февраля 2015 года N 9/12 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"

Заместитель Председателя
Алуштинского городского совета

Главный специалист отдела
формирования управления
муниципальным имуществом
и ведения реестра

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Установлена административная ответственность за нарушение порядка управления государственным (муниципальным) имуществом.

Одной из особенностей правового положения государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений является то, что закрепленное за ними имущество не является собственностью этих предприятий и учреждений. Это имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, выступающих учредителями тех или иных государственных (муниципальных) предприятий и государственных (муниципальных) учреждений.

Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», « Об автономных учреждениях» и другие законодательные акты содержат ряд положений, устанавливающих порядок осуществления контроля за деятельностью указанных предприятий и учреждений со стороны учредивших их органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В частности, государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника этого имущества. Аналогичное правило действует в отношении недвижимого имущества, закрепленного собственником за учреждением либо приобретенного учреждением за счет средств собственника, выделенных на приобретение этого имущества. Кроме этого, законодательство ограничивает самостоятельность государственных (муниципальных) предприятий и учреждений в распоряжении не только недвижимым, но и движимым имуществом в зависимости от его стоимости (ценности).

Федеральным законом от 28.11.2015 № 344-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.35, направленной на обеспечение исполнения указанных требований законодательства при совершении сделок по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Согласно новому закону, вступившему в силу 09 декабря 2015 года, нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет, на юридических лиц - от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, возбуждаются прокурором, рассматриваются судьей.

Разъясняет начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Игорь Викторович Шурыгин.

За нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и за нарушение порядка его использования предусмотрена административная ответственность по ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии со статьями 294 - 297 ГК РФ право распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности (нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями), принадлежит собственнику имущества или с согласия собственника юридическому лицу, за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (в том числе по распоряжению объектами нежилого фонда), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Договор о распоряжении федеральным имуществом должен быть согласован с собственником имущества и соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). Несоблюдение этих требований влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.24 КоАП РФ.

Несоблюдение порядка распоряжения объектом нежилого фонда обычно выражается в том, что лицо: а) продает, обменивает, вносит в уставный капитал хозяйственного общества, сдает объект в аренду без согласия собственника; б) предоставляет объект в аренду под видом совершения других сделок – хранения, оказания услуг по организации проведения выставок и т.п.

Административная ответственность за указанные действия предусмотрена частью 1 статьи 7.24 КоАП РФ и влечет наказание в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей для должностных лиц.

Нарушение порядка использования объекта нежилого фонда может выражаться в том, что лицо использует объект нежилого фонда: а) без надлежаще оформленных документов (например, без письменного договора, согласованного с собственником имущества, в отсутствие государственной регистрации договора); б) на основании письменного договора, но в отсутствие согласия собственника имущества; в) с нарушением установленных норм и правил эксплуатации, содержания объектов нежилого фонда (они устанавливаются в актах соответствующих органов государственной власти и направлены на проведение своевременного и качественного ремонта, замену оборудования нежилых помещений и т.п.).

Ответственность за использование объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания данных объектов предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Заключению договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении федерального имущества, должна предшествовать процедура торгов (конкурса или аукциона). Субъекты предпринимательской деятельности перед получением в пользование объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, должны проявить надлежащую осмотрительность и убедиться в том, что заключают договоры с лицом, имеющим согласие собственника имущества на распоряжение им.

Таким образом, обязанность по надлежащему заключению и оформлению договора в силу части 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на обеих сторонах договора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: