Государство собственность это тгп

Обновлено: 16.04.2024

Теория государства и права – это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.

Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.

Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.

Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.

Теория государства и права изучает:

· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;

· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;

· функции государства и права;

· сложные правовые категории, такие как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т. д.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого – «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

4. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.

Государство — это организация политической власти, обладающая аппаратом управления и аппаратом принуждения и придающая своим велениям общеобязательный характер.
Признаки государства:
1. Государство в пределах своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Функционирование государственного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет и территориальную целостность и безопасность.
7. Связь государства с правом. Право — государственный регулятор общественных отношений.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).
2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).
3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных
посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
4. Природоохранительная функция. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может обеспечить защиту окружающей среды.
5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной
мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех
государств — сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
3. Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.
4. Участие в международной охране окружающей среды. Роль государства в жизни общества заключается в следующем:
1) в осуществлении правотворческой деятельности.
Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.
2) в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера (мусульманское право — государство санкционирует нормы, вырабатываемые мусульманской доктриной).
Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Гроций, Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало
власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
6. Психологическая (Л. И. Петражицкий, Тард, Фрезер). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.
7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тип государства - это система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения. Наиболее яркие представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Основным критерием для деления государств на типы здесь выступают особенности общественно-экономической формации - исторически сложившейся формы общественных отношений, охватывающей базис и надстройку.

Истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная,

В зависимости от типа базиса выделяют: РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО – первый тип эксплуататорского государства. Р.Г.– одна из важнейших частей надстройки в рабовладельческом обществе, служебная роль которой состояла в том, чтобы активно содействовать оформлению и укреплению базиса этого общества. Р. г.– организация классового господства рабовладельцев над угнетённым классом рабов.

Сущность Р. г., его функции, механизм и формы определялись в конечном счёте экономическим строем рабовладельческого общества, при котором основой производственных отношений являлась собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства – раба, с которым рабовладелец поступал как с вещью.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – один из исторических типов эксплуататорского государства; организация политического господства экономически господствующего класса землевладельцев-крепостников для подавления и эксплуатации крепостных крестьян. «Для удержания своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, подчинил их известным законам, правилам,–и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика: над крепостным крестьянином. Это и было крепостническое государство. »

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО – последний исторический тип эксплуататорского государства. Оно входит в надстройку над капиталистическим базисом.

Б. г. активно защищает интересы эксплуататоров против трудящихся. Как и предыдущие исторические типы эксплуататорских государств, оно носит угнетательский характер, являясь «машиной», которая помогает капиталистам держать в подчинении беднейшее крестьянство и рабочий класс. Главная задача Б. г. как политической части буржуазной надстройки состоит в защите капиталистического базиса, а следовательно, в подавлении пролетариата и других эксплуатируемых масс в интересах капиталистов.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО – государство нового, высшего типа. С. г. является по своей сущности диктатурой пролетариата и имеет своим назначением уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунистического общества.

Особенность С. г. как политической части новой надстройки заключается в том, что оно является государством, по-новому диктаторским – против буржуазии, против всех эксплуататорских классов – и по-новому демократическим, а именно – для всех трудящихся. Сущность любого эксплуататорского государства сводится к насилию меньшинства над большинством. Насилие, осуществляемое С. г. как диктатурой рабочего класса против эксплуататоров, имеет своей целью строительство ново-гй высшего строя, строя без эксплуататоров, без деления на классы и применяется к меньшинству на базе убеждения большинства, т. е. трудящихся, в интересах этого большинства.

8.Типология государства: основные подходы

Тип государства и права - это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода -формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства - это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

1. Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства.

Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

4. Социалистическое государство (существует и переходный период к коммунизму) является общенародным, т,е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждою члена общества.

Цивилизациониый подход. Существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

9. Место и роль гос-ва в полит. системе общества

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1. Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

2. Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

3. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4. Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

5. Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6. Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

1. Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

2. Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

3. Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства.

10. Государственная власть: понятие, виды

Государственная власть – это политическое руководство обществом, осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Государственная власть - общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Признаки государственной власти:

1. реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;

2. публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;

3. основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политическойявляется не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;

4. суверенная власть (верховенство и независимость) - нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;

5. универсальна - распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;

6. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;

1. носит классовый характер;

3. опирается на возможность государственного принуждения;

4. налоги на содержание государственного аппарата;

5. люди подразделяются по территориальному признаку;

Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Тем самым государство связывает свою волю издаваемыми им нормами права.

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам потребностям, которые неодинаковы у разных групп, и чтобы регулировать эти интересы и потребности, власть должна осуществлять политику.

Власть– это способность одного лица или лиц навязывать свою волю другому лицу или лицам с целью удовлетворения своих интересов или интересов других лиц.

Власть всегда присуща человеческому обществу, она существовала на всех этапах его развития, это социальное явление.

• по социальному уровню:

o власть в масштабе общества

o власть в масштабе коллектива

o власть в отношениях между индивидами

• по способу организации

o политическая (партийная, государственная)

o неполитическая (родительская, церковная)

• М. Вебер различал

o традиционная – построена на традициях, является наиболее устойчивой

o легальная – опирается на закон и действует в соответствии с ним

o харизматическая – основана на особых качествах лидера

Различают легальную(законную) и легитимную(пользующуюся признанием народа) власть. Это две независимые характеристики власти: легальность – юридическая, легитимность – нравственная.

Государственная власть– это власть, обладающая публичным политическим характером, распространяющаяся на всю территорию страны и на все ее население, обладающая суверенитетом, монопольным правом издания общеобязательных правил поведения, а также собственной казной и символикой. Государственная власть является разновидностью политической.

11. Функции государства. Классификация

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Цель государства - то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции - это решение стоящих перед государством задач.

Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.

Функции государства обладают следующими признаками:

1) основные, главные направления государственной деятельности

2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами

3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

· внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:

-охрану прав и свобод граждан;

-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;

-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;

-функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:

-обеспечение обороны и безопасности;

-интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

-участие в охране окружающей природной среды и др.

· постоянные и временные.

Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).

Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.

· основные и неосновные.

Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.

Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:

ü законодательные (правотворческие),

ü правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

12.Государственный режим: понятие, виды

Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.

Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.

Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.

Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.

Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.

1. демократический режим:

- наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений;

- критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов;

- осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть;

- требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;

- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

- в основном демократические методы формирования гос. органов;

- исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план;

- нарушена система сдержек и противовесов;

- плохая защита прав и свобод человека;

- низкая политическая активность граждан;

- плохая связь общества с государством.

3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия

- небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

4. тоталитарный режим:

- идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);

- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);

- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: