Государственная экологическая политика декларирует принцип

Обновлено: 16.04.2024

Современное развитие общества немыслимо без учета экологической ситуации и повышенного внимания к окружающей человека среде. В этой связи государствами предпринимаются различные методы защиты окружающей среды от негативного воздействия, сохранение ее компонентов.

Главной задачей для любого государства в экологической сфере является поиск баланса между удовлетворением потребностей общества и защитой окружающей среды от ее полного уничтожения и истощения. Для решения данной задачи государством санкционируется принятие различного рода законодательных актов, определяющих позиции государства и общества, которых следует придерживаться для рационального взаимодействия в сфере экологии.

Данные правовые акты принимаются в различных формах и имеют разные цели. В данной работе будет рассмотрена Доктрина экологической безопасности, принятая нашим государством и Установленные нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

Экологическая доктрина принята на долгосрочную перспективу и представляет собой оформленную позицию государства, отражающую общую идеологию в сфере экологии. В ней определены цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – это установленные государством лимиты использования природных ресурсов, которые позволяют обеспечить удовлетворение потребностей общества и предотвратить истощение данных компонентов.

Главной целью данной контрольной работы является исследование двух вопросов законодательства в области техносферной безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующе задачи:

1. Исследовать содержание Экологической доктрины Российской Федерации, определить ее значение в современном обществе.

2. Изучить нормативы изъятия компонентов окружающей среды, выяснить в каких сферах и для чего они установлены.

В ходе выполнения контрольной работы используются следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, синтез, моделирование, классификация, сравнение, наблюдение, описание и системный подход.

Структура работы состоит из введения, двух разделов (выделенных на основании поставленных вопросов), заключения и библиографического списка.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологическая доктрина – это важный документ, который определяет позиции нашего государства и общества в сфере защиты экологии. Данная доктрина концентрирует в себе систему официальных взглядов и положений, санкционированных государством и ставящим основополагающие цели в экологической сфере, разрабатывая принципы, направления и формы деятельности государства и общества по обеспечению рационального взаимодействия в сфере экологии, сохранению её надлежащего качества [5, с.93].

Экологическая доктрина была принята 31 августа 2002 года. В экологической доктрине определены цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации «единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период».

Экологическая доктрина состоит из пяти логически выделенных разделов, к которым относятся:

1. Общие положения. В данном разделе кратко описано то, о зачем она принята и какие вопросы в ней отражены, а также описана правовая база, которая послужила основой принятия данной доктрины (Конституция, федеральные законы и рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию).

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии. Как следует из названия раздела, в нем отражаются основные позиции государства и его взгляд на экологическую сферу. В качестве стратегической цели обозначено:

· Сохранение природных систем,

· Поддержание их целостности,

· Поддержание их жизнеобеспечивающих функций.

Далее перечислен перечень необходимых мероприятий, без которых невозможно устойчивое развитие общества, повышение качества жизни, улучшения здоровья населения нашей страны, демографической ситуации и в целом обеспечение экологической безопасности.

Стоит отметить, что перечисленные меры носят несколько абстрактный характер, без конкретного обозначения необходимых действий, но в целом отвечающих установленной стратегической цели.

3. Основные направления государственной политики в области экологии. В данном разделе выделено несколько конкретных сфер, в которых государство видит проблемы и, соответственно, описан алгоритм действий, который позволил бы:

· Обеспечить устойчивое (неистощительное) природопользование,

· Снизить загрязнение окружающей среды выбросами, отходами и т.п., а также ресурсосбережение,

· Сохранить и восстановить природную среду, под которыми понимается сохранение ландшафтного и биологического разнообразия в целях компенсации антропогенной деятельности.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации. В доктрине выделяется 5 таких направления: безопасность при осуществлении потенциально опасных видов деятельности, экологические приоритеты в здравоохранении, работа с экологическими последствиями чрезвычайных ситуаций, предотвращение терроризма как опасности для окружающей среды и контроль над использованием, ввозом и распространением генетически изменённых организмов

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии. Данный раздел содержит достаточно конкретизированный перечень мер в экологической сферы с разделением полномочий по уровням власти. Кроме того там содержится обоснование использования экономических и финансовых механизмов в целях реализации целей, установленных доктриной. Важным является и отражение в данном разделе роли научного обеспечения, так как без научного обоснования и контроля со стороны научного сообщества не удастся эффективно реализовывать государственную политику в экологической сфере.

В целом возмещение окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, в Экологической доктрине провозглашено одним из принципов, на которых базируется названная государственная политика (п. 2). Среди конкретных направлений реализации этого принципа:

· совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности [5, с.98];

· разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в т.ч. военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде.

Формулирование в Экологической доктрине некоторых обязательных начал возмещения вреда окружающей среде предопределяет направления совершенствования правового регулирования соответствующих отношений [6, с.217].

Экологическую доктрину можно отнести к числу специальных нормативных правовых актов, рассчитанных на долгосрочный период.

В п. 2 Доктрины отмечается приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов, в п. 4 - приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов. Данный принцип, сформулированный уже не в тексте законодательной нормы, но конституционной юстицией, означает, что содержание экологического приоритета связано с понятием публичного экологического интереса.

Публичность экологического интереса - интереса в сохранении природных объектов, поддержании необходимого для жизни человека качества окружающей среды, по сути своей общественно значимого и жизненно важного интереса - определяется такими факторами, как его общественное происхождение и общезначимый характер, государственная поддержка, государственно-правовое признание и гарантированность [7, с.140].

Публичные экологические интересы могут быть реализованы преимущественно коллективно (причем следует учесть и будущие поколения людей), так как экологические потребности и блага (в частности, потребность в благоприятной окружающей среде) объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядок. Они содержат в себе общее благо, без удовлетворения которого невозможно удовлетворение частных интересов, а в ряде случаев частные и публичные экологические интересы отождествляются: благоприятная окружающая среда - потребность как общества, так и личности.

Приоритетность публичных интересов, возникающих из экологических правоотношений, перед частными интересами граждан и юридических лиц находит свое отражение как в теоретических разработках, так и в судебных решениях. Например, судом было установлено, что право гражданина на выбор участка для строительства не имеет приоритета перед экологической безопасностью населения. Кроме того, правоприменители отмечают, что Правительство Российской Федерации на законодательном уровне закрепило приоритет экологической, социальной, санитарно-эпидемиологической безопасности государства перед экономическими интересами хозяйствующихсубъекто. Приведенные примеры подтверждают приоритетность экологического интереса перед экономическим, социальным и хозяйственным, а также публичного перед частным.

Такой подход бескомпромиссной приоритетности экологических интересов может обладать единственным дефектом - оставаться декларативным, несмотря на свою высокую гуманистическую ценность. Как представляется, в настоящее время с учетом сложности общественных отношений, регулируемых нормами публичного и частного права, существует объективная необходимость в сбалансированном сочетании (координации и гармонизации) частных и публичных интересов в целом и экологических интересов в частности. Это сочетание может быть успешно реализовано по причине уникальности экологической обусловленности их составляющих. Но следует также отметить, что содержание термина "баланс интересов" в отечественной юриспруденции в настоящее время до конца не определено и иногда носит ситуационный и политизированный характер.

Соотношение экологических и социально-экономических, а также частных и публичных интересов в нормах отечественного законодательства исследовалось Европейским судом по правам человека. Так, в Постановлении по делу "Фадеева против России" Суд рассмотрел два аспекта нахождения справедливого баланса: между интересами общества и гражданина и между частными интересами. Суд пришел к выводу, что государство не сумело найти справедливый баланс между интересами общества (экономическими интересами страны, вклад в обеспечение которых вносит деятельность предприятия) и эффективным удовлетворением прав заявителя (прав на уважение дома и частной жизни, нарушенных вследствие длительного воздействия на заявителя промышленных загрязнений). Также ЕСПЧ заключил, что в оценке национальными властями справедливого баланса частных интересов заявителя российское законодательство, как оно применяется российскими судами и российскими властями, не делает различия между теми лицами, которые имеют право на бесплатное новое жилье по социальным основаниям (ветераны войны, большие семьи и т.д.), и теми, чья повседневная жизнь сопряжена с постоянным воздействием на них токсичных выбросов предприятия, находящегося неподалеку (п. п. 105 и 122 Постановления).

Вопрос о конкуренции между экологическим и социально-экономическими приоритетами объективно является одним из наиболее острых в рассматриваемой сфере, в силу чего и законодатель, и правоприменители уделяют ему особое внимание и разрабатывают современные способы его разрешения. В настоящее время можно говорить о компромиссном характере экологического приоритета. Если недавно его верховенство над всеми другими, даже законодательно закрепленными, приоритетами социально-экономического развития и благополучия общества и государства признавалось несомненно, то в данный момент речь идет о поиске баланса приоритетов. В частности, в Экологической доктрине РФ указано, что одним из принципов политики РФ является сочетание экономических, социальных и экологических мероприятий и интересов человека, общества и государства. Конституционный Суд РФ также признал, что правовые основы государственной политики должны определяться таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

Очевидно, что в нормах законодательства, судебных решениях, исследованиях формируется подход, который со временем позволит сформулировать концепцию экологического приоритета Российской Федерации с учетом уже выработанных критериев: признания его социальной ценности, а также роли в обеспечении соблюдения экологических прав граждан и экологической безопасности; публичного характера экологического интереса; необходимости поиска справедливого баланса экологических и социально-экономических приоритетов.

На данный момент, прошло уже более 15 лет, с момента, когда была подписана Экологическая Доктрина российской федерации и можно сделать некоторые выводы по тому, как происходит реализация установленных в ней целей и задач.

По общемировым показателям, наша страна относится к странам с проблемной экологической ситуацией. Данное положение обусловлено целым рядом причин, среди которых не только проблемы в экологическом законодательстве, либо в контроле над его осуществлением [8, с.29].

Для нашей страны характерно то, что наибольшее негативное воздействие на среду оказывает промышленность. Случившиеся экономические кризисы, которые преследуют как мировую, так и отечественную экономики, один за другим способствуют спаду производства. В этой связи промышленность оказывается в той ситуации, при которой предприятия вынуждены больше экономить и экономия на экологичности производства выглядит очень привлекательным вариантом для промышленников.

Экологическая ситуация негативна не только в крупных мегаполисах и промышленных регионах. Неравномерная вырубка хвойных лесов, запущенность листовых насаждений, халатность местных властей и граждан провоцируют уничтожение 20% всего мирового запаса древесных угодий. Выброс сточных вод в реки и озера, искусственное осушение болотистых местностей, распашка прибрежных территорий и подчас вандальная добыча полезных ископаемых – это реальность, которая существует, и экологическая ситуация в России ежедневно ухудшается в связи с этим.

Но, не смотря на результаты, делается и реализуется достаточно много государственных программ по защите окружающей среды, бизнес-сообществу, которое в своей деятельности руководится принципами сохранения окружающей среды, делаются некие льготы и поощрения. На данный момент можно сказать, что очень важной задачей является зарождение в каждом граждане основ экологической культуры.

Таким образом, экологическая доктрина, действующая в нашей стране, является одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации. Такая ситуация вызвана тем, что сохранение природных систем и поддержание надлежащего качества окружающей среды играет важную роль в современном мире. В целях реализации этих условий государству необходимо формулировать свою позицию по данным вопросам, а также ориентировать общество, отдельных людей и бизнес-сообщество на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение и восстановление природных систем. В данных условиях экологическая доктрина Российской Федерации выступает в качестве важнейшего документа, отражающего идеологию государства и общества. В своём содержании она обозначает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина ориентирует наше общество на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. и действуют до сих пор, не теряя свою актуальность.

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан.

2. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

3. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

4. Разработка настоящих Основ обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.

5. Настоящими Основами определяются стратегическая цель, основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации.

6. Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - государственная политика в области экологического развития) основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

II. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

7. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

8. Реализация настоящих Основ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

г) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

е) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;

з) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;

и) запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

к) обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

л) соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

м) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

н) ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

о) полное возмещение вреда, причинённого окружающей среде;

п) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учёт их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

р) развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

III. Основные задачи государственной политики в области экологического развития

9. Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

IV. Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития

10. При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (далее - механизмы):

а) совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

б) установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;

в) повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;

г) внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений.

11. При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

в) создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

12. При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

а) формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, её рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;

б) внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;

в) учёт абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

13. При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду используются следующие механизмы:

а) экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения;

б) поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

в) снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;

г) установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;

д) совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и её учёт при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;

е) увеличение объёма строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учётом международного опыта применения "зеленых" стандартов;

ж) осуществление мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на её реализацию.

14. При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

а) инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

б) организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;

в) развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причинённого окружающей среде;

г) сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

15. При решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:

а) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объёмов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путём переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;

б) внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

в) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);

д) установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведённой ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;

е) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

16. При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

а) укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

б) создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,

преследуя цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми,

прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития,

признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,

Принцип 1

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Принцип 12

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

1 Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.

Государственная экологическая политика (далее – ГЭП) - определение целей, задач, содержания, направлений практических действий государства для обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов, охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов. За рубежом в качестве близкого по значению к термину «экологическая политика» применяют термин «политика в сфере устойчивого развития».

В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.

Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах РФ. Примеры деятельности государства в указанном направлении: выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; осуществление программы «Возрождение Волги»; восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря; сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы Финского залива; решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды» и т.д.;

4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.

Основные положения ГЭП сформулированы в следующих документах: «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Национальный план действий по охране окружающей среды», «План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования».

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.

План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.

На практике применительно к деятельности отдельных субъектов Российской Федерации употребляют понятие «региональная экологическая политика».

Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.

Понятие «региональный» в зависимости от масштаба рассматриваемой окружающей среды может относиться как к области или группе областей внутри страны, так и к группе стран или даже к континенту. Федеративное устройство России включает шесть типов наименований её административно-территориальных единиц, обобщенно называемых субъектами РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Поэтому региональная экологическая политика в Российской Федерации может рассматриваться, как политика федерального центра в отношении субъектов РФ, или совместная политика ряда субъектов РФ. Следует отметить, что понятие «региональный» применительно к экологической политике используется в значительной степени условно, поскольку окружающая среда не имеет административных границ.

Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:

- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;

- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;

- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;

- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;

- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.

Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: