Почему для развития правового государства необходима демократия

Обновлено: 19.04.2024

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

«Воля народа» - именно таким образом переводится с латыни «демократия». Зачастую демократическое государство неразрывно связывают с понятиями гражданского общества, правового и конституционного государства, поскольку основа демократических проявлений основывается на общепризнанных правах и свободах человека и гражданина.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

Готовые работы на аналогичную тему

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Субъекты и признаки демократического правового государства

К пониманию субъектов данного вида государственного образования подходят с двух позиций:

  • Первая позиция обозначает, что к субъектам относят граждан и их объединения с одной стороны и органы государственной власти с другой стороны.
  • Вторая позиция относит к общему субъекту народ в стране, с другой стороны выступает те же органы государственной власти, которым народ делегировал функции по управлению государственными делами, нормотворчеством и охране правопорядка.

Народ, как и граждане, являются в понимании демократии суверенным элементом. Однако, исходя из понимания современного устройства правового государства, можно вычленить следующее определение:

Демократическое правовое государства определяется как участие народа или отдельно взятого гражданина в осуществлении властных функций, посредством самостоятельного участия в политической жизни государства (участие в выборах, референдумах, проведение демонстраций и митингов).

Демократическое правовое государство обладает следующими признаками:

  • власть народа должна носить реальный представительный характер;
  • права человека и гражданина должны быть не только гарантированы, но защищены установленными в государстве механизмами;
  • наличие и соблюдение принципов такого государства.

Принципы демократического правового государства

Существует определенный набор принципов демократического правого государства, который присущ абсолютно всем государствам с подобной организационной формой:

  • суверенная власть народа. В основном законе такого государства обязательно будет гарантировано, что единственный источник власти – народ;
  • демократическое государство – есть правовое государство. Только посредством издания нормативных правовых актов может быть гарантировано соблюдение правил поведения в государстве;
  • большинство всегда подчиняет меньшинство. Это не означает, что имеет место быть диктаторское проявление власти, а значит, что правила поведения типичные для большинства населения государства, должны быть присущи и меньшинству;
  • разделение властей и делегирования каждой из ветвей власти строго определенных функций по контролю и поддержке друг друга;
  • наличие процедуры выборов и референдумов по основным вопросам государственной деятельности, в том числе и сменность аппарата государственной власти;
  • многообразие форм проявления политической позиции – плюрализм. Это значит, что в государстве должен быть урегулирован порядок привлечения оппозиционного мнения к участию в государственных делах;
  • гласность действий государственных органов;
  • контроль населения страны над властными структурами.

Для Российской Федерации, исходя из норм Конституции 1993 года, к общему перечню добавлены следующие, не противоречащие рассмотренным принципам: верховенство закона, федерализма, свобода экономической деятельности и форм собственности.

Для демократического правового государства также присуще принуждение, как и для прочих форм организации власти, но с соблюдением ограничительных мер. Поскольку источник власти – народ, то и меры по принуждению направлены на сохранение и восстановление нарушенных прав, интересов и свобод граждан и индивидуумов. Меры государственного принуждения отвечают признакам гуманности и нормативного закрепления механизма применения, разделяя этапы на процессуальный и исполнительный этапы.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 18.10.2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Какие предпосылки необходимы для создания правового государства? Какие проблемы формирования правового государства существует в современной России?

Предпосылки:
Для формирования правового государства должны быть созданы соответствующие предпосылки, основы его существования.
1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. А только наличие самостоятельности и свободы собственности могут экономически обеспечить господство права, равенство всех участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.
2. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих трудовых, творческих возможностей, обеспечиваются личные права и свободы, достойный уровень жизни для всех. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.
3. Нравственной основой правового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.
Важнейшими предпосылками формирования правового государства также являются: достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.
Проблемы формирования правового государства в современной России, это дискуссионная проблема. Выделяют например, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т. п.

Тот факт, что право существует и развивается в известном противоборстве с государством, с достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом решении. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает для деятельности государственных органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.

В идеале демократический государственный режим существует только в правовом государстве. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.

Нормативно-правовые акты в зависимости от своей юридической силы, образуют систему законодательства.

Юридическая сила - это степень подчиненности данного нормативно-правового акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные основы жизнедеятельности общества.

Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

Кроме законов в систему законодательства входят подзаконные акты правительства, министерств и ведомств. Они регулируют отношения в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики и подзаконные акты местных органов власти (регулируют вопросы местного значения).

В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

В правовом государстве эти функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная система, в которую входит судебная система конституционного надзора. Конституции СССР провозглашала многие права и свободы, но они не имели никакого отношения к действительности. С другой стороны, Англия никогда не имела Конституции, но она является демократической страной.

Конституционные суды, Верховные суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.

По своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

В работе «О духе законов» Монтескье писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя.»

Этот принцип стал фундаментальным Французской Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: « любое общество, в котором гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет конституции вообще».

Суть принципа разделения властей (позже в США это получило название система проверок, сдержек, балансов и противовесов) заключается в том, что существует законодательная власть (конгресс, парламент). В ее компетенцию входит принятие законодательных актов. Существует исполнительная власть в лице Президента, премьер-министра, которые совместно с государственным аппаратом организует управление страной, исполнение законов на территории страны. И судебная власть, в задачу которой входит контроль за тем, чтобы эти две власти осуществляли свою деятельность на основе и во исполнение Конституции и других законодательных актов. На современном этапе Конституции всех стран признали разделение властей, как основополагающий.

Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводят к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование демократического государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве.

Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан.

Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд функций:

хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества.

В обязанности государства входит правоохранительная функция.

Социальная. Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан. Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки.

Экологическая. Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках.

Функция правосудия. В демократическом государстве очень важно соблюдение демократических основ правосудия. Это:

Осуществление правосудия только судом

Образование судов на основе выборности.

Право граждан на судебную защиту

Функция обороны от внешних врагов.

За невыполнение своих обязанностей граждане несут ответственность. Особое место принадлежит юридической ответственности. Юридическая ответственность имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности – законность, справедливость, целесообразность.

В правовом государстве не только граждане несут ответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточничество.

Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

Как уже было сказано выше, "Декларация прав человека и гражданина", принятая Учредительным собранием Французской республики 26 августа 1789 года, провозгласила: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах"1. Права людям не жалуют парламент и правительство. Эти права естественны, они принадлежат людям от рождения. Напротив, люди избирают органы власти для того, чтобы те оберегали их права и свободы. Коренное отличие демокра­тических государств от диктаторских режимов правительство призвано служить народу, а не одаривать его своей милостью!

Так как права граждан демократических стран не зависят от власти, то их невозможно отменить каким бы то ни было законом или даже референдумом. Поэтому в конституциях этих стран указано, что запрещается издавать законы, ограничивающие, например, свободу слова или вероисповедания. Свобода людей гарантируется тем, что правительства, парламенты несвободны в принятии законов, ущемляющих естественные права людей.

Свобода слова и выражения своего мнения источник жизненной силы демократии. Право участвовать в дискуссиях и выборах депутатов и президента, собираться на митинги, протестовать в пикетах, отстаивать справедливость и законность все это основано на свободе слова.

Демократия это, прежде всего, общение. Люди говорят друг с другом об общих проблемах и выбирают свою общую судьбу. Они лучше понимают интересы других людей и потому легче находят компромиссные решения.

Особенно важна свобода печатного слова свобода печати. У одного известного политика спросили: "Что бы он выбрал свободную прессу или свободное правительство?", он ответил: "Свободную прессу. При ней рано или поздно будет свободное правительство"2.

Демократические правительства защищают свободу слова потому, что Судьба демократии зависит от того, будут ли граждане грамотными, образованными, сохранят ли доступ к различной информации. Демократия питается потоком идей, фактов, мнений. Невежество же людей порождает апатию и открывает дорогу диктатуре

Свобода слова порождает право людей собираться и мирным путем требовать от органов власти выслушать их протест, например, по поводу проводимой правительством сельскохозяйственной политики. Без этого права свобода слова ничто.

Чтобы сохранить порядок и общественное спокойствие, обеспечить работу транспорта, демократические правительства обязаны в соответствии с законом регулировать время и место проведения митингов и демонстраций. Но они не имеют права использовать свою власть, чтобы подавить протест, чтобы помешать инакомыслящим заставить общество и власть себя выслушать.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что современное государство невозможно без подлинной демократии.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Опираясь на интеллектуальный потенциал российского народа, его прогрессивные традиции и всё ещё значительные природные и материальные ресурсы, используя отечественный и мировой опыт, России предстоит осуществить стратегию прорыва в постиндустриальную эпоху.

Развитие современных производительных сил требует приоритетного развития фундаментальной и прикладной науки как основы технологического прорыва, поощрения фирм и компаний, занимающихся новейшими разработками, создания и использования новейших гибких технологий, робототехники, сверхмощных компьютерных систем и их оригинального программного обеспечения. Обладая значительным интеллектуальным потенциалом, Россия может вывозить за рубеж отечественные высокие технологии и патенты, обеспечивать научными и образовательными услугами многие зарубежные страны, лишённые соответствующих аналогов.

Необходимо сделать ставку на те формы собственности, которые дают наивысшую производительность труда, соединяя тем самым частный и общественный интересы.

В социальной сфере должен быть сделан упор на преодоление имущественной и социальной поляризации, препятствующей гармоническому развитию индивидов и общества в целом. Для этого следует наращивать государственную поддержку социально незащищённых слоёв населения, обеспечить установление минимальных размеров зарплаты, пенсий, пособий и стипендий не ниже научно обоснованного и постоянно повышаемого прожиточного минимума. Одной из важных задач государственной политики является создание равных условий для стартовых возможностей молодёжи, преодоление на деле неравенства женщин в быту, на производстве, в политике.

Будущее общество – это прежде всего гуманное общество. Поэтому нужны постоянно возрастающие государственные инвестиции в такие внерыночные сферы, как наука, культура, системы образования и воспитания. Приоритет социальным проектам не временная, а постоянная задача политики.

Нельзя представить себе современное государство без осуществления свобод и прав личности, без подлинной демократии, местного и производственного самоуправления, без политического и идейного плюрализма, позволяющих каждому человеку принимать активное участие в политической жизни страны, в решении местных, региональных и государственных проблем. Надо сделать так, чтобы эти проблемы решались не на бумаге, а на деле.

из труда российских учёных «О России с тревогой и надеждой»


Тип 17 № 6214

Самым первым демократическим государством являлись древнегреческие Афины. В общем смысле закон в данной сфере затрагивал определенные сферы общественной жизни, которые базировались на демократических принципах А, что делала данное государство более правовым по отношению к параллельных существующим.

Стало очевидно, что становление правового государства возможно только в условиях демократического режима, То есть когда власть принадлежит народу, они какому-либо господствующему классу. При этом функция правового государства сводилась к соблюдению прав каждого из обладателей государственной власти, то есть прав человека и гражданина.

Советская власть говорила о построении так называемой подлинной демократии, однако не сопровождала свои лозунги идеей построением правового государства, вследствие чего демократии не существовало вовсе в условиях данного режима.

Демократия подразумевает участие всего общества в делах государства. При этом государство не закрепляет господство какого-либо слоя общества или класса, давая всем равные возможности по управлению делами государства специфическими способами, которые имеются в демократическом государстве. Подобная точка зрения чужда авторитарным режимам, так как имеется гласность, отсутствует цензура, развивается свободная критика и конкуренция, конфликты решаются не только при помощи силы.

Демократическое государство отличается от тоталитарного, так как его целью не является охват контролем всех сфер жизни общества. При этом производится стимуляция развития гражданского общества, различных общественных институтов, а также политической инициативы отдельных индивидов. Правовое государство не опекает свой народ, Она лишь следит за соблюдением норм действующего права, не берёт на себя обязательства выше этого положения.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные принципы действуют как в отношении всего государства, так и в отношении местного самоуправления. Государство допускает децентрализацию собственной власти. Данное становится возможным вследствие того, что целью государство становится не концентрация могущества или выражение воли какого-либо определенного класса, общества, чтобы достичь своей политикой какого-либо консенсуса и ненасилия.

Однако меняется отношение не только к внутренней политике, но и к внешней, то есть в сфере международных отношений. Здесь наблюдается сближение от тех государств, где царят одинаковые режимы. Что примечательно, странам с демократическим режимом проще взаимодействовать друг с другом. Подобное положение позволяет выработать единую политику, заключать международный договор, который не будет противоречить интересам государства, обсудить вопросы демократизма в рамках каких-либо мероприятий.

При этом демократия позволяет выполнить ряд различных функций, например, предотвратить деспотизм, защитить права и интересы людей, сократить дистанцию между гражданином и властью, установить гарантии реализации конституционных прав, наделить граждан моральной и иной ответственностью за их решения, обеспечить равный доступ к имеющимся правам и свободам.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: