Евросоюз это унитарное государство федеративное государство правовая природа его не определена конфедерация

Обновлено: 16.04.2024

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства:

  1. Единая система законодательства;
  2. Единая система органов власти;
  3. Единая денежная единица;
  4. Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
  5. Единое гражданство;
  6. Единые вооруженные силы;
  7. Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
  8. Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Федеративное государство (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Отличительные признаки федерации:

1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Единая денежная единица;

4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;

5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);

6. Единые вооруженные силы;

7. Атрибуты гос.власти;

8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.

По способу образования субъектов федерации выделяют:

Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации:

  1. Не имеет единой системы законодательства;
  2. Нет единой системы органов власти;
  3. Не имеет своей денежной единицы;
  4. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
  5. Отсутствует гражданство конфедерации;
  6. Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
  7. Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
  8. Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Выделяют демократический и антидемократический режимы.

Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.

Признаки:

  1. Выборность органов гос.власти;
  2. Разделение властей;
  3. Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
  4. Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
  5. Максимальный учет интересов всех слоев населения;
  6. Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Признаки:

1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

2. Отсутствие разделения властей;

3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;

4. Отсутствие реальных прав и свобод;

5. Преследование за инакомыслие;

6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.

Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.

Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.

Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.

Антидемократический политический режим бывает несколько видов.

Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.

Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.

Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.

Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства

2. Что такое монархия?

3. Три этапа развития феодальных монархий

4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?

5. Что такое республика?

6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения

7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)

8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)

9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации

10. Конфедерация, ее признаки

11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

12. Что такое политический режим?

13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов

14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)

Несмотря на существующее многообразие форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором.

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”, что значит один, «единственный». Унитарное государство — это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов, губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные. Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Федерация

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью. В современном мире существуют 25 федерации. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия, Россия, Индия, Пакистан и другие

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-членов или государственных образований. Это отличает федерацию от унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими обычно незначительную часть страны. Территориальные образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (республики, края, области и т.д. в России).

Существуют несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса — китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов. По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо возвратились в первоначальное состояние, например, федерации Египта и Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Особый вид федераций национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация

В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие — нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)— Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).

Наряду с другими федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956г.)

Конфедерация

Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей). Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Существует мнение, что конфедерация может стать со вре­менем весьма распространенным явлением, и не исключено, что конфедерация (и даже конфедеративное го­сударство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде­рации, такие, как СССР, Югославия.

Содружество

Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).

Следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество

Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов- государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Союз

Союз — эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком. Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.

Империя

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

Фузия и инкорпорация

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому).

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

Автономия

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово “автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты, однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры. Автономия является последней подкатегорией форму государственного управления.

Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами.

Это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное) (по государственному устройству)

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Признаки унитарного государства:

  • Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;
  • На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;
  • Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;
  • На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;
  • Единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Сложные государства - это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя.

Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.

Они могут быть формально (юридическое) признанными, а фактически потерять определенные свои суверенные права. К федерациям относятся США, Российская Федерация, ФРГ. К последнему времени в мире существовало 18 федераций, три из них распались: СССР, Чехословакиа, Югославия.

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
  • Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;
  • Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;
  • Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;
  • В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;
  • Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;
  • После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;
  • На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.
  • Договорные и конституционные;
  • Территориальные (США, Германия), национальные и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства; временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. История знает мало таких государственных образований: США в 1776-1786 гг.; бывший СССР с 1917 по 1922 гг., к объединению в СССР.

  • 1. Конфедерация не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;
  • 2. Не имеет собственной армии;
  • 3. Нет единой системы налогов и государственного бюджета;
  • 4. Конфедерация сохраняет гражданство входящих в союз государств;
  • 5. Недолговечность;
  • 6. Каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  • 7. Конфедерация создается для достижения определенных целей;
  • 8. Создание закрепляется договором;
  • 9. Субъекты обладают правом нулификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);
  • 10. Члены конфедерации могут выйти из нее на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

Империя - это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.

Уния - союз, объединение, как правило, монархических государств в форме личной или реальной уний. Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается. Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро-Венгерский союз).

Бороздина Я.А., доцент кафедры международного и конституционного права ПетрГУ, кандидат юридических наук, начальник административно-правового управления Министерства культуры и по связям с общественностью РК.

7 февраля 1992 г. в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе. В соответствии с Договором страны-участницы учреждают Европейский союз, пересматривают и дополняют учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС, Евратоме), но не отменяют их. Союз создается на базе Европейского сообщества (имеются в виду все три сообщества), дополненного сферами и формами сотрудничества .

Матвеевский Ю.А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 129.

Вопрос о правовой природе ЕС недостаточно прояснен ввиду нечетких формулировок учредительных документов и различных подходов западноевропейской общественности к перспективам эволюции институционных форм европейской интеграции .

Капустин А.Я. Правовая природа Европейского союза: Материалы международного семинара "Преподавание права Европейского союза в российских вузах", Москва, 8 - 15 ноября 1999 г. М.: Nota Bene, 2000. С. 176.

Вначале представляется целесообразным проанализировать возможность идентификации Европейского союза как одной из форм государственного устройства - конфедерации или федерации.

Можно согласиться с мнением большинства теоретиков, что с организационно-правовой точки зрения Европейский союз не может представлять собой конфедерацию. Очевидно, не вызывает сомнений тот факт, что Европейский союз - это объединение суверенных государств (сохраняющих свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах), созданное для обеспечения их интересов и закрепленное заключенным на неограниченный срок договором о Европейском союзе .

Договор о Европейском союзе // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Право, 1994. С. 45 - 46.

Евросоюз уже прошел ту стадию, на которой его можно было бы считать конфедерацией, и представляет собой нечто большее, чем "общество обществ", по выражению Монтескье. Союз становится постепенно "обществом граждан" по мере того, как решения, содержащиеся в постановлениях, "напрямую осуществляются в каждом государстве-участнике" согласно п. 2 ст. 189 Договора ЕС. Кроме того, существуют такие процедуры, как голосование квалифицированным большинством, применяемые к двум третям всех вопросов, решаемых Советом Союза, монополия на право внесения предложения, закрепленная за Комиссией, а также процедура вынесения заключений и совместного решения вопросов, закрепленная за Европарламентом. Все это выходит за рамки механизмов, свойственных обычным конфедерациям. Кроме того, даже в самом начале цели и задачи ЕЭС не отвечали целям и задачам классической конфедерации государств. Если конфедерация создается по необходимости дипломатической или военной, ЕЭС никогда не ставил своей целью заменить НАТО. Задачей ЕЭС было построение общего рынка.

Несоответствие критериям, характеризующим конфедерации, наличие общих органов управления, института гражданства сближает Европейский союз с федерацией.

В связи с этим федералистические тенденции не только очевидны в странах Европейского союза, но и способствуют утверждению на европейском уровне межправительственного федерализма. Большинство авторов проводят аналогию между механизмами работы европейских органов и органов государств - членов Европейского союза, в частности такой федерации, как Германия, и обозначают это термином "кооперативный" или "межправительственный" федерализм. Кооперативный федерализм основан на проведении программ по развитию и осуществлению совместной политики на двух уровнях правительств. Механизмы работы Союза свидетельствуют о его постепенной федерализации. Кроме того, интеграции способствует и общая политическая культура в Европе, характеризующая процесс выработки и принятия решений органами исполнительной власти.

Однако, по мнению ряда авторов, Европейский союз не является федерацией как статическая структура, что не исключает использование в работе механизмов, свойственных федерации. Иными словами, европейский федерализм может рассматриваться как процесс, в котором используются некоторые принципы, свойственные федерализму. Федерализм на уровне объединенной Европы находится еще в процессе формирования. Однако не исключено, что результатом этого станет "новая форма межправительственного федерализма" .

Abeles M. En attente d'Europe. Debat avec J-L Bourlanges. Paris: Hachette, Questions de politique. 1996. P. 12.

Европейский союз - это не сверхгосударство. В отличие от государства, которое суверенно по определению, ЕС не имеет никакой власти, если бы не те полномочия, которые были переданы в соответствии с Договором . Даже если существует Европарламент и Суд Европейских сообществ, правительственные функции распределены между тремя органами-инстанциями: Европейским советом, Советом Союза (в который входит целый ряд министерских инстанций) и Комиссией. Помимо этого, нет четкого распределения полномочий между государствами-членами и Союзом, которому бы передавались исключительные полномочия по ограниченному ряду сфер. Наконец, высшие органы власти Союза не обладают суверенитетом, который остается в руках государств-членов. Согласно Маастрихтскому договору устанавливается процедура принятия решений на межправительственных конференциях при полном согласии всех членов Союза, которое выражается в подписании и ратификации всех документов. Автономное федеральное правительство Евросоюза не может образоваться, пока вопрос об изменении учредительных документов будет оставаться в ведении государств-членов, т.е. решаться единогласно.

Kantaria S. Can the EU Draft Constitution be Considered a Constitution by the People and for the People? // European Law Journal Reform. 2004. Vol. VI, no. 1/2.

Хотя ЕС и имеет право регулировать различные секторы экономики, однако фактически не может осуществлять контроль над всеми людьми и вещами. Эту функцию необходимо возлагать на государства-члены, чтобы они, используя административные и принудительные механизмы, находящиеся в их распоряжении, гарантировали надлежащее исполнение норм ЕС.

Поэтому справедливо указывают некоторые авторы, что у Европейского союза отсутствуют характеристики, присущие государству. Прежде всего, Европейский союз не обладает достаточными средствами и ресурсами. Хотя ЕС и имеет собственный независимый бюджет, формируемый за счет взносов государств-членов, но он не имеет права устанавливать налоги. Кроме того, ЕС испытывает недостаток в административных и технических мощностях и в средствах принуждения, которые относятся к признакам государства, а именно: отсутствуют армия, вооруженные силы, полиция, тюрьма и др. . Это факт указывает, что ЕС почти полностью зависит от его государств-членов и от их исполнительных, административных и судебных органов для исполнения правил, устанавливаемых ЕС. В этом смысле ЕС не является государством .

Нельзя не затронуть и вопрос о правосубъектности Союза.

В теории международного права вся полнота международных прав и обязанностей признается только за суверенными государствами. Иные международные образования (например, международные организации) обладают другим объемом правосубъектности, которая ограничена осуществлением целей и функций, указанных в их учредительных документах и развитых в практической деятельности.

В доктрине международного права абсолютное большинство правоведов отрицает наличие правосубъектности у Европейского союза , и прежде всего потому, что Маастрихтский договор не содержит положений, которые четко квалифицируют правовой статус Европейского союза и наличие у него правосубъектности. Кроме этого, некоторые авторы отмечают, что Союз не является юридическим лицом и, стало быть, не имеет правоспособности, которая делала бы возможным его самостоятельное выступление в международном праве и международных отношениях. Союз в международном пространстве формально-юридически может утвердить себя лишь через Сообщества .

В учебниках и учебных пособиях ЕС и Сообщества традиционно относят к особой разновидности международных и межправительственных организаций (ММПО) - наднациональным (надгосударственным) или региональным организациям .

Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000. С. 191.

Многие авторы едины в том, что признание Евросоюза в качестве международной организации связано с наличием у него определенного международно-правового статуса, т.е. признание международного объединения в качестве ММПО напрямую зависит от наделения его международной правосубъектностью государствами-учредителями.

Европейский союз является своеобразной формой международной организации субрегионального характера, которая в отличие от входящих в него Сообществ не обладает международной правосубъектностью в объеме, обычно присущем большинству ММПО, однако располагает всеми правовыми возможностями для осуществления ряда очень важных международных прав и обязанностей . ЕС обладает договорной правоспособностью, но может заключать международные соглашения только относительно тех вопросов, которые попадают в пределы его полномочий.

См.: Капустин А.Я. Правовая природа Европейского союза: Материалы международного семинара "Преподавание права Европейского союза в российских вузах", Москва, 8 - 15 ноября 1999 г. М.: Nota Bene, 2000. С. 193;

В свою очередь, Л.М. Энтин отмечает, что точка зрения, согласно которой Евросоюз - это только разновидность международной организации, но со своей спецификой, явно не соответствует реалиям и тенденциям развития европейской интеграции. В обоснование своей позиции он указывает, что действительно, помимо Евросоюза, не существует ни одной международной организации, которая имеет или заявляет о том, что имеет собственную территорию, нет ни одной специализированной международной организации, которая имела бы свое гражданство. Дополнительно обращается внимание на то, что Европейская комиссия располагает собственным дипломатическим представительством практически во всех основных государствах мира и при целом ряде международных организаций. Более того, ЕС является членом ряда международных организаций. В качестве, пожалуй, главного довода указывает на то, что на уровне Европейских сообществ и Европейского союза сформировалась самостоятельная правовая система, а на уровне Европейского союза создана собственная валютная система .

Энтин Л.М. Заседание 1. Евро и Российский бизнес. Научно-практическая конференция. Москва, 14 - 15 февраля 2001 г. // Правовые аспекты европейской интеграции: Материалы международных научно-практических конференций. М., 2002. С. 115 - 116.

Право Европейских сообществ представляет собой правовую систему sui generis, источники которой интегрированы в национальный правопорядок и подлежат обязательному применению национальными судебными учреждениями . Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сказать, что ЕС как ММПО sui generis объединяет в себе три качества: региональной межправительственной организации по поддержанию мира и безопасности с ограниченными целями, региональной организации по борьбе с преступностью, региональной межправительственной организации интеграции.

Ересеева О.Д. Налогообложение в Европейском союзе: основные понятия // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы межвузовских научно-практических конференций. Москва, 9 апреля 2003 г. 10 апреля 2004 г., М., 2004. С. 306.

Необходимо также отметить, что европейская интеграция достигла своей кульминации в момент подписания 29 октября 2004 г. Договора о Конституции Европейского союза. Анализируя Конституцию Евросоюза, Ж.М. Кембаев приходит к выводу, что ЕС продолжает движение в сторону федерации. Он особо отмечает, что Конституция ЕС полностью отказывается от "конституции трех опор"; если раньше говорили о Европейских сообществах и Европейском союзе, то теперь все "три опоры" сливаются в единую структуру под названием "Европейский союз". Европейский союз наделяется юридической правоспособностью, которой он с момента своего создания обладал только de facto, но не de jure. Еще одним аргументом в пользу дальнейшего огосударствления Союза является то, что Конституция ЕС приоритетна по отношению к законодательству государств-членов. При этом Конституция ЕС устанавливает четкое разграничение полномочий между Союзом и государствами-членами. Однако, несмотря на то что во многих сферах Евросоюз начинает приобретать характер федерации, в правовом отношении государства-члены остаются "хозяевами договоров". Это означает, что Союз не может получить дополнительных полномочий без предварительного согласия государств-членов посредством заключения последующих договоров .

Кембаев Ж.М. Теоретико-правовой анализ структуры Конституции Европейского союза // Правоведение. 2006. N 4(267). С. 163 - 166.

Необходимо также отметить, что классическая конституция должна приниматься людьми и для людей, а не правительствами без согласия людей. Если конституция принята без активного участия людей, то возникает серьезный вопрос его законности. Воля людей - источник законности . Законность относится к способу, которым население вовлечено в создание закона и коллективное принятие решений. Законность демонстрирует, что общество является верховным и единственным источником власти. Говоря о Конституции ЕС, необходимо отметить, что правопорядок в Европейском союзе никогда не был результатом решения, принятого его гражданами. Вместо этого процесс создания Конституции ЕС включал множество межправительственных переговоров и использование судебных постановлений. Европейцы были отстранены от участия в создании Конституции . Таким образом, можно сказать, что Конституция ЕС принята не людьми, а правительствами государств. Это было больше желание правительств, чем желание жителей Европы.

Weiler J.H.H. and Wind M. European Constitutionalism Beyond the State. Cambridge: CambridgeUniversity Press. P. 81.
Kantaria S. Can the EU Draft Constitution be Considered a Constitution by the People and for the People? // European Law Journal Reform. 2004. Vol. VI, no. 1/2. P. 238.

В еще одном критическом анализе европейской Конституции указывается на отсутствие населения Европы. Нет никакого европейского населения, поэтому не может быть никакой европейской Конституции. Кроме этого, критика также основывается на простом утверждении: национальный конституционализм превосходит европейский конституционализм, потому что демократия и конституционализм могут существовать только при участии народа, а это существует только на уровне государства .

Weiler J.H.H. and Wind M. European Constitutionalism Beyond the State. Cambridge: CambridgeUniversity Press. Р. 82.

На основании вышеизложенного можно согласиться с авторами, утверждающими, что Европейский союз на сегодняшний день является международной организацией интеграции. А Конституцию Европейского союза нельзя рассматривать в качестве конституции в классическом смысле, так как она не соответствует основным особенностям и характеристикам конституций государств.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: