Необходимы ли сотруднику овд следователю юристу адвокату знания юридической психологии

Обновлено: 24.04.2024

Психологические знания необходимы юристу для решения самых разнообразных проблем юридической практики. Он является центральной фигурой в системах правовых коммуникаций, исследуя такие базовые понятия как личность преступника, преступное поведение, вина, мотив, групповая динамика преступных сообществ и другие. Сегодня нет ни одной сферы правовой идеологии, отрасли права, где бы не существовала необходимость использования знаний психологии, ее понятий, закономерностей и методического инструментария.

Знание закономерностей психики позволяет более эффективно организовать профессиональную деятельность, правильно построить взаимоотношения с другими людьми, уяснить причины нарушений норм в этих взаимоотношений.

Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвано развитием прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает психику человека в конкретных условиях его жизнедеятельности. На стыке юридических и психологических наук возникла новая отрасль – юридическая психология. Появление такой науки, как юридическая психология, оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками и представляет собой закономерное явление. Синтез психологии и юриспруденции приводит к обогащению обеих наук – повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.

Как известно, психологические понятия лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели, мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям. Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и правоохранения. Так, ряд норм закона требует психологического анализа определенных правозначимых ситуаций. При оценивании результатов эксперимента необходимо определение индивидуально-типологических особенностей и психического состоянии субъектов, квалифицированной ориентации в проявлениях аффекта. При проведении следственных действий знание психомоторных особенностей обвиняемого, приемы психического воздействия на лиц, противодействующих правосудию и др.

Назначение предлагаемого практикума - закрепить усвоенные учащимися теоретические основы юридической психологии и сформировать навыки психологического анализа различного рода аспектов профессиональной деятельности. В основе создания практикума лежит государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 5214000 – юриспруденция, степень – бакалавр юриспруденции. Практический материал в пособии подобран с учетом рабочей учебной программы и тематического плана изучаемой дисциплины.

Понятие юридической психологии. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов. Особенности применения на практике основных методов сбора первичной информации: беседы и наблюдения. Составление плана беседы. Природа преступного поведения.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.09.2013
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов

Введение

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

1. Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Задачи юридической психологии:

- реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

- облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

- обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

1. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

2. Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

3. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

1-й эта развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

3 этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· «следственный» или «розыскной» гипноз;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов

преступный юридический беседа психология

Правоохранительную функцию государства призваны обеспечивать правоохранительные органы. Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходима качественная юридическая подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности.

Практика последних лет свидетельствует, что к работникам правоохранительных органов стали предъявлять высокие требования. Это относится как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.

В соответствии с этим задача юридического образования состоит в том, чтобы дать юристу специальные знания и правильно определить место различных правовых дисциплин в общей системе подготовки юриста.

Особое место в ряду учебных дисциплин занимает курс юридической психологии.

Изучение основ психологии позволяет юристам применять полученные знания в различных сферах деятельности.

Например, в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.

В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.

Этапы работы при подготовке и проведении наблюдения: - установить объект и предмет наблюдения;

- определить цель и задачи;

- выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;

- подготовить технические документы (дневник, карточки и т.п.);

- провести наблюдение и зафиксировать результат;

- произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;

- наметить программу реализации полученных данных.

Для успешного проведения беседы от юриста требуется:

- умение заинтересовать собеседника;

- создание атмосферы доверия и откровенности;

Методические требования подготовки и организации беседы:

- беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;

- беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;

- беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.

Составление плана беседы - наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

- регламентированная беседа;

- беседа с взаимным обменом информацией;

- свободная беседа.

1. Регламентированная беседа ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Но достоинством такой беседы является то, что собеседник без подготовки отвечает на вопросы, а юристу представляется возможность наблюдать за его реакцией­ при ответах.

2. Беседа с взаимным обменом информацией позволяет узнать более подробные сведения, если юрист умеет не только ставить вопросы перед собеседником, но и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор. Учитывая это обстоятельство, следует заранее подготовить ответы на вопросы, которые может задать собеседник. Неподготовленность юриста иногда отрицательно сказывается на поведении собеседника: не получив ответа на свой вопрос, он не отвечает на вопросы юриста.

3. Свободная беседа проводится тогда, когда юристу необходимо убедиться в умении собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям.

Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни был занят, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Под воздействием перегрузок в работе многие сотрудники постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность.

Изучение основ юридической психологии позволяют юристу преодолевать негативные психологические состояния, а уравновешенность эмоционально-волевой сферы личности является важным фактором, обеспечивающим продуктивность устойчивости психического здоровья юристов.

Подготовка специалистов - юристов имеет большое значение для решения задач формирования правового государства.

Цель изучения юридической психологии это подготовка профессиональных юристов к самостоятельной деятельности в качестве дознавателей, следователей, судей, полицейских с использованием методов психологии.

Юридическая психология основывается на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В юридической психологии широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК), особенностей профессиональной деятельности и отбора кадров, включающее различные аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Качественная подготовка юристов к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей юридических учебных заведений. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить специалиста, обладающего знаниями, навыками и умениями, по соответствующей специальности. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности и вооружить будущих юристов специальными психологическими знаниями.

Список литературы

1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: СЭМ, 2005

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009.

3. Шмыков В.И. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. М. Норма, 2008

5. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Инфра М, 2009

Подобные документы

Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

реферат [25,2 K], добавлен 07.01.2004

Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний. Предмет, основные принципы и задачи юридической психологии.

реферат [23,0 K], добавлен 10.06.2010

Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

реферат [26,7 K], добавлен 18.09.2006

Предмет, задачи и категории юридической психологии, ее структура. Характеристика принципов: объективность, законность, единство сознания и деятельности, презумпция невиновности. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний.

реферат [18,0 K], добавлен 13.05.2010

Сущность познания в юридической психологии, основные научные принципы методологии познания. Технология применения знания юридической психологии в деятельности дознания, предварительного расследования, судебного разбирательства, исправления осужденных.

реферат [34,3 K], добавлен 18.04.2010

Определение предмета, задач, системы и метода юридической психологии при обозначении места и роли личности. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Психология предварительного расследования.

курс лекций [203,2 K], добавлен 15.02.2011

Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов

Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания.

Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.

Поэтому подготовка юристов должна в числе прочих включать и основы юридической психологии. Это определяет актуальность темы исследования.

Целью работы будет исследование значения юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов - юристов.

1. Понятие юридической психологии

Юридическая психология - раздел психологии, предметом которого являются психологические особенности деятельности, связанной с правом: отправлением правосудия (поведение участников уголовного процесса), правомерным и неправомерным поведением (формирование личности преступника и особенности преступного поведения), работой сотрудников правоохранительных органов и других юридических служб.

Задачи юридической психологии:

реализовать процесс соединения психологических и юридических знаний;

облегчить профессиональным юристам осмысление особенностей психической деятельности субъектов правоотношений;

обучить юристов методам и приемам психологии.

Юридическая психология позволяет юристу анализировать с психологической точки зрения поведение преступника, использовать психологические методы в следственной и судебной практике; совершенствовать методы эффективной организации пенитенциарной системы и т.д.

Юристы осознали необходимость, что для глубокого понимания сущности базовых уголовно-правовых категорий (таких, как вина, цель, мотив) необходимы соответствующие психологические познания.

Предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

В развитии юридической психологии выделяют три основных этапа:

. Первый этап - формирование проблематики юридической психологии и особенностей криминогенного поведения - XVIII в. и первая половина XIX в.

. Второй этап выделение юридической психологии как науки - конец XIX - начало XX в.

. Современный этап развития юридической психологии - с середины XX в. по настоящее время.

-й эта развития юридической психологии совпадает с становление психологии как науки. На этом этапе ученые пытались осмыслить специфические задачи, которые не могли быть решены в рамках правоведения. Большое значение на этом этапе имели работы М.М. Щербатова (1733-1790), И.Т. Посошкова (1652-1726). И. Гофбауэр в работе «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридрих в работе «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) впервые использовать данные психологии в расследовании преступлений.

На втором этапе ученые И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др. использовали методы психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права) для анализа сущности преступления и личности преступника. В это же время в юридической психологии появляются экспериментальные методы исследования. Большое значение имели исследования Ч. Ломброзо, который объяснял природу преступного поведения с позиции антропологии.

Большой вклад в понимание психологии поведения внесли З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и другие представители психоаналитической школы.

В начале XX в. формируется российская психологическая школа права во главе с Л. Петражицким.

этап развития и становления юридической психологии приходится на ХХ-ХХ1 вв. А советский период в России исследования по юридической психологии были остановлены и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось. В 1964 г. было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. Осенью 1986 г. в городе Тарту (Эстония) прошла Всесоюзная конференция по юридической психологии.

В современный период развитие юридической психологии связано с работами Ю.В. Чуфаровского, М.И. Еникеева, В.В. Романова.

В юридической психологии используются как общенаучные методы. Так и специальные методы. К общенаучным методам относят: Диалектический метод, аналитический метод, системный метод и т.д.

Специальные методы разделяются на эмпирические и экспериментальные методы. К специфическим методам относят:

· метод составления психологического портрета преступника;

· метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;

· метод судебно-психологической экспертизы;

· «следственный» или «розыскной» гипноз;

· метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.

В юридической психологии выделяют такие разделы как правовая психология, криминальная психология, следственно-оперативная психология, судебная психология, Психология исправительной деятельности.

Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические закономерности правовой социализации личности.

Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника а так же особенности отдельных видов преступлений.

Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Психология исправительной деятельности - раздел изучающий психологические проблемы исполнения уголовного наказания.

2. Значение психологии в профессиональной подготовке юристов

преступный юридический беседа психология

Правоохранительную функцию государства призваны обеспечивать правоохранительные органы. Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов необходима качественная юридическая подготовка специалистов в области правоохранительной деятельности.

Практика последних лет свидетельствует, что к работникам правоохранительных органов стали предъявлять высокие требования. Это относится как к различным сторонам профессиональной подготовленности, так и к социально-культурной зрелости личности выпускников юридических факультетов. Ведь юристам приходится действовать в условиях динамичной трансформации законодательства, расширенного внимания общественности и СМИ к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, усиления контроля за качеством осуществления правовых услуг организациям и защиты прав и законных интересов граждан.

В соответствии с этим задача юридического образования состоит в том, чтобы дать юристу специальные знания и правильно определить место различных правовых дисциплин в общей системе подготовки юриста.

Особое место в ряду учебных дисциплин занимает курс юридической психологии.

Изучение основ психологии позволяет юристам применять полученные знания в различных сферах деятельности.

Например, в юридической практике особое место занимает процесс сбора первичной информации. Результаты этого процесса являются первоосновой анализа интересующего исследователя объекта и предмета исследования, базой для выработки необходимых юридических решений, рекомендаций и предложений. В практике исследовательской работы существует немало методов сбора первичной информации. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Как правило, в целях наиболее объективного и глубокого изучения социально-психологических процессов применяют сразу в комплексе несколько методов сбора первичной информации. В этой статье речь пойдет об особенностях применения на практике основных методов: беседы и наблюдения.

В юридической деятельности широко применяется метод наблюдения, который предполагает сбор первичной и последующей информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и прямого фиксирования социально-психологических явлений и процессов.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту. Это изучение объекта в ситуации деятельности.

Этапы работы при подготовке и проведении наблюдения: - установить объект и предмет наблюдения;

определить цель и задачи;

выбрать вид и разработать процедуру наблюдения;

подготовить технические документы (дневник, карточки и т.п.);

провести наблюдение и зафиксировать результат;

произвести анализ полученных результатов, сделать вывод;

наметить программу реализации полученных данных.

Для успешного проведения беседы от юриста требуется:

умение заинтересовать собеседника;

создание атмосферы доверия и откровенности;

Методические требования подготовки и организации беседы:

беседу целесообразно планировать накануне, она должна иметь четкую целевую установку;

беседа ведется, как правило, наедине, в удобное для этого время, в спокойной обстановке;

беседа должна быть обоюдной, в виде диалога, и преследовать профессиональные цели.

Составление плана беседы - наиболее сложный этап в работе юриста. План обычно включает начало, основную часть и окончание беседы. Определив цель беседы с конкретным лицом, юрист выбирает один из трех вариантов проведения беседы:

беседа с взаимным обменом информацией;

. Регламентированная беседа ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Но достоинством такой беседы является то, что собеседник без подготовки отвечает на вопросы, а юристу представляется возможность наблюдать за его реакцией при ответах.

. Беседа с взаимным обменом информацией позволяет узнать более подробные сведения, если юрист умеет не только ставить вопросы перед собеседником, но и давать ему обстоятельные ответы, чтобы воодушевлять и стимулировать собеседника на откровенный разговор. Учитывая это обстоятельство, следует заранее подготовить ответы на вопросы, которые может задать собеседник. Неподготовленность юриста иногда отрицательно сказывается на поведении собеседника: не получив ответа на свой вопрос, он не отвечает на вопросы юриста.

. Свободная беседа проводится тогда, когда юристу необходимо убедиться в умении собеседника самостоятельно мыслить, творчески решать умственные задачи, самокритично относиться к своим способностям.

Профессия сотрудника полиции предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он ни был занят, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Под воздействием перегрузок в работе многие сотрудники постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность.

Изучение основ юридической психологии позволяют юристу преодолевать негативные психологические состояния, а уравновешенность эмоционально-волевой сферы личности является важным фактором, обеспечивающим продуктивность устойчивости психического здоровья юристов.

Подготовка специалистов - юристов имеет большое значение для решения задач формирования правового государства.

Цель изучения юридической психологии это подготовка профессиональных юристов к самостоятельной деятельности в качестве дознавателей, следователей, судей, полицейских с использованием методов психологии.

Юридическая психология основывается на общую психологию, которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.

В юридической психологии широко проводится изучение профессионально важных качеств (ПВК), особенностей профессиональной деятельности и отбора кадров, включающее различные аспекты: психофизиологический, психологический, социально-психологический.

Качественная подготовка юристов к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей юридических учебных заведений. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить специалиста, обладающего знаниями, навыками и умениями, по соответствующей специальности. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности и вооружить будущих юристов специальными психологическими знаниями.

Список литературы

1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: СЭМ, 2005

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2009.

. Шмыков В.И. Учебная программа психологического сопровождения психической устойчивости и профессиональной адаптации сотрудников ОВД. Пермь: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России, ГУВД Пермского края, 2006.

. Еникеев М.И. Юридическая психология. М. Норма, 2008

. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М. Инфра М, 2009

Теги: Значение юридической психологии в подготовке и деятельности специалистов Реферат Психология


Психология в юридической деятельности играет очень большую роль. Потому как 75 % работы адвоката, следователя, прокурора или будь то просто юриста – это работа психолога. Юрист должен уметь читать человека. Это нужно для того, чтобы уметь правильно подойти к ситуации и правильно найти к определенному человеку подход. Люди все разные и у каждого свой характер и тип поведения. И только хороший юрист, который знает психологию или же сам психолог может найти правильный подход к человеку.

Адвокат может использовать знания по психологии, не только общаясь с человеком, которого он защищает, но и в самом суде. В суде адвокат может просто читать человека на невербальном уровне и продумывая и предугадывая следующий шаг защитника второй стороны. В работе следователя психология играет, наверное, самую большую роль. Например, на допросе обвиняемого следователь должен не только найти правильный подход к обвиняемому, но и должен всячески воздействовать на него, заставлять нервничать, задавая быстро вопросы или же другими действиями, чтобы обвиняемый запутался, начал нервничать. Если следователь очень хорошо разбирается в таких делах, то он может легко вывести на чистую воду любого преступника. Но это только несколько примеров, того, что вы сможете делать со своими знаниями психологии. На самом деле ваши возможности настолько станут великими, если вы будете обладать знаниями психологии, что вы даже себе представить не можете.

Психология наука сложная и с юриспруденцией она очень взаимосвязанная. На данный момент существует просто несметное количество учебников по психологии, которые затрагивают любую сферу жизни. Есть учебники юридической психологии, есть учебники на более глубоком уровне, например, психология потерпевшего, криминальная психология, психология судебного процесса, психология несовершеннолетних и так далее.

Существует психология влияния на людей, психология лжи… Учебников много и все их не освоить. Поэтому молодому юристу, который только закончил учебу, нужно не заканчивать на этом свое обучение, а продолжать учиться. Работать и учиться. Ему нужно заранее определиться со своей главной сферой деятельности (адвокат по уголовным делами, адвокат по гражданскими делам или же следователь…). И когда этот молодой юрист определиться со своей главной сферой деятельности, вот тогда нужно начинать изучать психологию в нужном направлении. Нужно постоянно усовершенствовать свои знания и в самой юриспруденции.

Ошибкой большинства молодых юристов в том, что они не продолжает совершенствовать свои знания, и поэтому они не всегда достигают вершин карьеры. Так что если вы хотите стать успешным, хорошим и высокооплачиваемым юристом, то вам нужно все время совершенствоваться. И такая наука как психология является самой лучшей, для того чтобы стать не просто юристом, а юристом с большой буквы – юристом профессионалом.

Мой роман с Правом начался в 1996, а психология ворвалась в мою жизнь в 2005.

Земельное право, семейное, 5 лет работы в уголовном праве. Кражи, разбои, грабежи, мошенничество, ДТП. С криминальным миром я знакома изнутри со всеми его красками и запахами. Потом курс по защите прав взрослых и детей в международных семейных спорах.

В психологии за 12 лет я прошла путь от полного непринятия психологии, как способа изменения жизни, до точки, в которой сама стала практикующим психологом.

Правовой спор – это всегда крайняя мера. Это когда «я не могу до тебя достучаться», «я хочу отомстить», «я хочу доказать», «меня не слышат», «я знаю, как вас всех поставить на место». Все это про чувства и эмоции. И тут справедливость субъективна.

Кажется, судебное решение принесёт счастье и облегчение! И все бы так, однако существует одно «НО». В реальности счастья не наступает, а конфликт не исчезает даже с наличием положительного решения.

Адвокат и психолог – это две самостоятельные профессии.

С какой целью получать дополнительное психологическое образование адвокатам? Зачем объединять их в одну?

Участие в любом процессе требует от адвоката глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную картинку ситуации, предлагают эффективные способы решения проблем.

Психология помогает найти ключ не только к каждому клиенту, но и каждой стороне, которая принимает участие в развитии дела. Кроме того, адвокат должен не только грамотно, но и убедительно говорить, умело подбирать аргументы. Каждый тип характера требует своего способа взаимодействия. Кто-то обладает более быстрыми свойствами психики, и это означает, что с ним необходим более быстрый темп речи, более структурная подача информации, а кто-то медлителен, и ему необходимо максимально подробно, обосновывая каждый шаг преподносить информацию.

Психология присутствует в деятельности адвоката на всех уровнях: от взаимодействия с клиентами и коллегами до управления собственными эмоциями. Осознавать, что происходит с тобой в данный момент, на что злишься или чего боишься помогает решать задачи клиентов более профессионально.

Человек, который хочет найти юриста для решения своих проблем, надеется в первую очередь на понимание, на поддержку и признание того, что происходящее несправедливо и незаслуженно. И чтобы дать поддержку клиенту хотя бы в минимальном объеме нужно владеть основными психологическими знаниями и навыками.

Знание психологии в профессии адвоката не менее важны, чем знание законов. Кроме того, к адвокату приходят люди, которые уже испробовали все возможные способы решения проблем, но ничего не получилось. Клиент уже находится на грани стресса, а иногда и за гранью.

Когда адвокат в первый раз общается с потенциальным доверителем, важно установить контакт, почувствовать и понять проблематику. Каждый доверитель уникален, и потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Бывает, что человеку сложно обозначить некоторые деликатные подробности, которые имеют важное значение для исхода дела в суде и в этом случае, можно применить определенные психологические техники, которые помогают постепенно и безболезненно выяснить все детали. Для того чтобы правильно выстроить защиту или правовую позицию для суда нужно располагать всей информацией, даже самой незначительной. И при этом соблюдать адвокатскую тайну. Таким образом, психология помогает быстрее наладить контакт.

Труд адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший психолог-практик. Он чувствует людей, может предсказывать их реакции, прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности, уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии. При этом высокая психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов с целью защитить законные права клиента.

Адвокат должен вовремя обратиться с предложением сотрудничества к профессиональному психологу. Почему?

Помощь потребуется для исследования вопросов, требующих специальных психологических знаний и для написания экспертного заключения для суда (по делам о возмещении морального ущерба, ущерба причиненного деловой репутации, психологические мотивы преступлений и т.п.) Известно, что понимание мотивов тех или иных действий юристами и психологами разнится. Юристы оперируют конкретным перечнем мотивов, в том числе, это корыстные мотивы, месть, ревность и т.п. Психологическое содержание мотивации человеческой деятельности значительно разнообразней.

Заключение психологической экспертизы является доказательством по делу. Факт того, что обвиняемый находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Состояние депрессии, психическое напряжение, посттравматическое стрессовое расстройство могут мешать общению с адвокатом, т.к. человек не может сосредоточиться на вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен. В этом случае только психолог может нормализировать психическое состояние клиента и сделать общение с адвокатом эффективным.

Следует психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются сильным стрессовым фактором. Адвокаты готовят своих клиентов – оговаривают возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них, рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций. Психолог может, в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел убедительно.

Отдельного разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в суде. Это не простое испытание даже для взрослого. Для неподготовленного ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми последствиями. Возрастная психология и знания о том, что в определенном возрасте происходит с ребенком, чем он живет, какой у него ведущий вид деятельности существенно упрощает процесс разговора адвоката, как с ребенком, так и с его родителями.

Возможна подготовка и участие психолога в переговорах адвоката с представителями противоположной стороны. Правильная организация пространства и выбор времени переговоров, оптимальное расположение участников за столом переговоров, психологически грамотная формулировка и последовательность предъявления аргументов, технологии нейролингвистического программирования приносят сегодня тем, кто ими владеет, ощутимые результаты.

Нельзя для клиента быть и адвокатом, и психологом сразу. Иначе у клиента происходит «слияние» ролей.

Адвокат – это «папина» роль, которая требует соблюдения границ, немного жёсткости и четкости. Психолог – это всегда принятие, поддержка, тепло – «мамина» роль. И если в работе с адвокатом клиенту необходимо входить во взрослую позицию, то в работе с психологом клиент чаще находится в детской роли, а это означает, что ждать от него собранности и ответственности не приходится.

В работе с подзащитными в уголовных делах важно настроить человека на борьбу, на победу. И немаловажную роль играет развитая эмпатия. Отражение чувств клиента, озвучивание их. Это вовсе не означает, что адвокату необходимо постоянно сочувствовать или поддерживать клиента в его переживаниях. Важно правильно озвучить те чувства, в которых находится человек, выразить свое отношение к происходящему. А для того, чтобы сделать это правильно и эффективно важны знания о том, какие вообще бывают чувства и эмоции, какая между ними разница.

Зачем заботиться о состоянии другого человека, клиента?

Потому что прежде всего необходимо быть человеком, а лишь потом специалистом. Зачастую людям необходима соломинка, поддержка нужным, правильным словом кого-то рядом, для того, чтобы они самостоятельно смогли выплыть из водоворота неразрешимых, как им кажется, проблем и увидеть новые возможности для себя и своих близких!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: