Это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам установленным государством и его

Обновлено: 16.04.2024

Государственная дисциплина — установленный государством порядок отношений, согласно которому все государственные органы и учреждения, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Как законность и правопорядок,… … Элементарные начала общей теории права

Государственная дисциплина — правовой режим во взаимоотношениях между собой органов государства, должностных лиц, иных уполномоченных субъектов, который выражается в требовании исполнять каждым субъектом свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права и… … Теория государства и права в схемах и определениях

Государственная дисциплина цен — (англ. state discipline of prices) соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт Петербурга и др. административно территориальных образований, министерствами и… … Энциклопедия права

Государственная дисциплина — под государственной дисциплиной следует понимать точное соблюдение установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей. Сущность… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение субъекта порядкам и правилам, установленным полномочными органами государства, основанным на законах, а также согласованность в действиях по выполнению государственными служащими распоряжений вышестоящих должностных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Государственная дисциплина цен — (англ. state discipline of prices) соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт Петербурга и др. административно территориальных образований, министерствами и… … Большой юридический словарь

Дисциплина, государственная — см. Государственная дисциплина … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

дисциплина — Безоговорочная, безукоризненная, безупречная, беспрекословная, большевистская, военная, высокая, железная, жесткая, жестокая, идеальная, крепкая, низкая, образцовая, отличная, палочная, плохая, примерная, разболтанная (разг.), расшатанная,… … Словарь эпитетов

Дисциплина государственная — в СССР точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного Советским государством порядка деятельности государственных органов, предприятий и учреждений по выполнению возложенных на них государственных обязанностей. Д. г. в… … Большая советская энциклопедия

Законность есть соблюдение Конституции РФ, законов РФ и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Эти основные требования и составляют сущность законности.

Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением. В реальности это пока недостижимо.

Законность состоит для юристов в следующем:

- они обязаны соблюдать Конституцию и иные правовые акты;

- они обязаны принимать решения, основанные на законе;

- они должны осуществлять повседневный контроль, чтобы требования законов исполнялись другими лицами.

Законность государственного управления характеризуется:

• общеобязательностью законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона;

• единством законности, т.е. единым пониманием и применением законов на всей территории РФ;

• недопустимостью противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и, прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми — законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним, уважая их права и интересы;

• недопустимостью правового бескультурья населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой — само наличие определенного уровня правовой культуры составляет предпосылку законности.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.

Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля — надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности: государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Говоря о государственном контроле как ,способе обеспечения законности, важно отметить и то, что контрольные и подконтрольные органы, как правило, соподчинены. При этом контроль может быть внешним, когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним, когда контрольные органы входят в ведомственную систему.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор как способ обеспечения законности заключается в постоянном систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью государственных органов, должностных лиц и граждан с целью выявления нарушений законности.

При этом надзор отличается от контроля прежде всего тем, что органы надзора и поднадзорные органы не находятся в отношениях подчиненности (например, государственные инспекции, прокуратура). Кроме того, надзорные органы выявляют у поднадзорных только нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 №19. Ст. 685) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Законность есть соблюдение Конституции РФ, законов РФ и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Эти основные требования и составляют сущность законности.

Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением. В реальности это пока недостижимо.

Законность состоит для юристов в следующем:

- они обязаны соблюдать Конституцию и иные правовые акты;

- они обязаны принимать решения, основанные на законе;

- они должны осуществлять повседневный контроль, чтобы требования законов исполнялись другими лицами.

Законность государственного управления характеризуется:

• общеобязательностью законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона;

• единством законности, т.е. единым пониманием и применением законов на всей территории РФ;

• недопустимостью противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и, прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми — законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним, уважая их права и интересы;

• недопустимостью правового бескультурья населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой — само наличие определенного уровня правовой культуры составляет предпосылку законности.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.

Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля — надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.

Закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения,
- это средства
Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя
Президента РФ в федеральном округе осуществляет
Администрация Президента РФ была сформирована согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» от
Администрация Президента РФ состоит из
Акт высшей юридической силы, прямого действия и применения на всей территории России - это
Акт прокурора, направленный соответствующим должностным лицам в целях предупреждения готовящегося правонарушения или преступления, - это
Акты прокурорского реагирования - это
Аппарат Правительства формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с
Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации принят
В зависимости от объема проверяемой деятельности различают контроль
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить контроль
В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль
В настоящее время в нормотворческом процессе преобладают такие подзаконные акты, как
В перечень федеральных округов входят
В процессе своей деятельности полномочный представитель Президента РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ взаимодействует с
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ, Конституции РФ законам РФ Генеральный прокурор страны информирует об этом
В случае принесения протеста прокурора на решение представительного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления, протест подлежит обязательному рассмотрению
В современный период возможность гражданам беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав предоставлена Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», принятым
В состав Правительства РФ входят
В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится следующая работа
Высший коллегиальный исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий исполнительную власть в стране и возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ, - это
Выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности действий, совершаемых объектами контроля, - это цель ___________ контроля
Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях
Действие законности по кругу лиц характеризует принцип
Действия органов прокуратуры по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными органами, общественными объединениями и иными организациями - это
Деятельность органов исполнительной власти по реализации законов, установленных правил поведения и обязанностей перед обществом и государством, - это
Деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел в целях всемерного укрепления законности, - это
Для реализации своих задач и функций Контрольное управление Президента РФ вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться
Должностные лица федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов контроля обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий
Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, - это
Единообразное понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации означает
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить
К делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся
К общим условиям гарантий законности относятся гарантии
К специальным средствам обеспечения законности относятся средства
К средствам выявления (обнаружения) правонарушений относятся
К средствам пресечения правонарушений относятся
Комиссии при Контрольном управлении Президента РФ образуются для
Конституционный суд действует по
Контроль в сфере исполнительной власти Президент РФ осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего через
Контроль и надзор органов исполнительной власти в РФ осуществляют федеральные министерства и федеральные службы в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от
Контроль и надзор среди федеральных органов исполнительной власти в РФ осуществляют
Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками
Контроль отдельных федеральных органов исполнительной власти за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц, не - зависимо от ведомственной подчиненности объектов управления, - это
Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов, - это ____________ контроль
Контроль, осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы - это ______________ контроль
Контрольное управление как подразделение Администрации Президента
Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от
Координацию деятельности Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе осуществляет
Мерами защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений являются
Министерству здравоохранения и социаального развития Российской Федерации подведомственны
Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации подведомственны
Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации подведомственны
Министерству обороны Российской Федерации подведомственны
Министерству образования и науки Российской Федерации подведомственны
Министерству природных ресурсов Российской Федерации подведомственны
Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации подведомственны
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации подведомственны
Министерству транспорта Российской Федерации подведомственны
Министерству финансов РФ подведомственны
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации подведомственны
Министерству юстиции Российской Федерации подведомственны
Надзор органов прокуратуры не распространяется на
Немедленному исполнению подлежат решения Арбитражного Суда РФ о
Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет при
Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет при назначении должностных лиц, в частности
Непременными условиями соблюдения принципа законности в государственном управлении являются
Несменяемость, неприкосновенность судей, их подчинение только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым могут быть прекращены их полномочия, - это принцип
Несоответствием закону актов поднадзорных органов и должностных лиц считается
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается
Обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта - это ___________ контроль
Объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности, - это
Органом по обеспечению деятельности Правительства РФ являются
Органы, деятельность которых направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления, - это
Основная функция Прокуратуры РФ - это
Основные принципы контроля - это
Основные цели контроля - это
Основным политическим условием стабильности законности является
Основными задачами полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются
Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит как гаранту Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
Особый вид государственной деятельности и специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства,- это
Осуществление проверки деятельности подконтрольного объекта по определенному вопросу - это контроль
Осуществляя свою деятельность, полномочные представители Президента РФ не вправе
Оценочная категория, определяемая как соответствие действий органов исполнительной власти поставленным перед ним целям, - это
По своему характеру надзор обладает рядом следующих черт
Под функциями по контролю и надзору понимаются
Полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти, по обеспечению согласованного фукционирования и взаимодействия органов государственной власти - это
Полномочные представители Президента РФ в федеральном округе назначаются на должность на срок, определяемый
Положение о конституционно-правовой реформе в субъектах Федерации утверждено Указом Президента от
Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного или административного производства подлежит рассмотрению после его поступления, не позднее чем в срок
Постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц в целях выявления нарушений законности - это
Правительство РФ в пределах своей компетенции
Правовой акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, подлежащий рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок, - это
Правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, основанный на материалах прокурорских проверок, - это
Правовой статус федеральных округов закреплен в Положении «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», утвержденном Указом Президента РФ от
Правом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде РФ является __________ к нему Президента, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации
Представление Конституционного Суда РФ должно быть рассмотрено субъектом, которому оно адресовано, не позднее чем через __________ со дня его получения
Предупреждение нарушений - это цель ___________ контроля
Президент РФ осуществляет постоянный контроль за
Президентский контроль в сфере управления осуществляется в таких формах, как
При вынесении представления прокурора должны быть приняты конкретные меры, и о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме, не позднее чем в срок
При обнаружении нарушений Контрольное Управление Президента РФ вправе ставить вопрос о привлечении государственных служащих, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей к ответственности
При рассмотрении дел об отказе в разрешении на обмен жилой площади, о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о неправильной записи в книге актов гражданского состояния и другими судами могут выноситься
Применяемые органами исполнительной власти различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы и операции, необходимые для обеспечения законности, - это
Проверка органами одной отрасли или сферы подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности - это
Проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов - это цель _____________ контроля
Прокуроры, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, опротестовывают противоречащие закону _____________ судов
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению с момента его поступления, не позднее чем в срок
Различаются следующие виды надзора
Различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан, - это
Режим строгого и неуклонного соблюдения Конституции, законов и основанных на них нормативных правовых актов - это
Самостоятельный и независимый вид государственной власти, осуществляемый посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, - это
Самую многочисленную группу субъектов обеспечения законности составляют органы
Сильное государство гарантирует
Система наблюдения и проверки органами исполнительной власти процесса функционирования объекта в целях устранения отклонений от заданных параметров - это
Систему органов Прокуратуры РФ составляют
Соблюдение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями положений Конституции и законов Российской Федерации - это
Совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод, - это
Содержание понятия законности образуется из следующих элементов
Сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях государственных органов - это
Среди гарантий законности различают
Среди юридических гарантий законности выделяют следующие средства
Структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое для повседневного функционирования в системе разделения властей, в целях проведения в жизнь законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, - это
Субъект, которому адресовано частное определение, обязан рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах в течение
Суд, рассматривающий претензии граждан на нарушения их прав органами исполнительной власти, - это
Судебная власть осуществляется посредством судопроизводства
Судебный контроль за исполнительной властью в стране начал формироваться в
Сфера деятельности органов исполнительной власти, присущая только им и осуществляемая в соответствии с принципом разделения властей, - это
Управления Президента РФ состоят из
Установление фактических данных и сбор информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам - это
Устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний, - это
Федеральное агентство возглавляет
Федеральное агентство не осуществляет функции
Федеральное министерство возглавляет
Федеральную службу возглавляет
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, - это
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» принят
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функций по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, - это
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, - это
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности, - это
Федеральный суд, осуществляющий правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, - это _____________ суд
Форма реагирования прокурора на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица
Форма реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям, - это
Форма реализации гражданами их конституционного права на административную и судебную защиту их прав и свобод - это
Формы контрольной деятельности - это
Черты, характерные для принципа законности в государственном управлении - это
Экономическими условиями, обеспечивающими законность, выступают такие факторы, как
Юридическая ответственность за нарушение закона может быть
Юридические и организационные средства, предназначенные для обеспечения законности, - это

Законность представляет собой сложное явление и в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах: как конституционный принцип, как политический режим и как способ управления делами государства.

Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции страны. Именно эти основные требования составляют сущность законности.

Иначе говоря, сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав. Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов — важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская и т. д.), но в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т. д.). Ее содержание шире содержания «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.

Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»184 определено, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются:

· нарушение федеральных законов, указов Президента РФ;

· неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

Указом определено также, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Кроме того, они могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

В зависимости от содержания, юридических последствий и субъектов в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности:

· контроль (государственный, муниципальный и общественный);

· прокурорский и административный надзор;

· обжалование незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

2. Сущность и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Законность есть соблюдение Конституции РФ, законов РФ и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. А законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Эти основные требования и составляют сущность законности.

Сущность законности заключается в необходимости свято соблюдать законы и следить за их исполнением. В реальности это пока недостижимо.

Законность состоит для юристов в следующем:

- они обязаны соблюдать Конституцию и иные правовые акты;

- они обязаны принимать решения, основанные на законе;

- они должны осуществлять повседневный контроль, чтобы требования законов исполнялись другими лицами.

Законность государственного управления характеризуется:

• общеобязательностью законов для всех без исключения граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. В этом случае проявляется верховенство законов. Никому не дана привилегия невыполнения закона, право ставить себя выше закона;

• единством законности, т.е. единым пониманием и применением законов на всей территории РФ;

• недопустимостью противопоставления законности и целесообразности. Недопустимо издавать закон и, прикрываясь целесообразностью, нарушать принцип законности. Но нельзя забывать и о том, что закон предполагает его творческое применение, поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми — законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, обычно несколько вариантов конкретных решений. Принятие решений не терпит формализма, надо учитывать индивидуальность граждан и относиться к ним, уважая их права и интересы;

• недопустимостью правового бескультурья населения. С одной стороны, внедрение законности означает повышение правовой культуры населения, а с другой — само наличие определенного уровня правовой культуры составляет предпосылку законности.

При любом управленческом решении закон должен сопутствовать справедливости, только вместе они позволяют достигнуть положительного эффекта. Без справедливости теряется смысл закона.

Законность государственного управления торжествует тогда, когда нарушение влечет неизбежность ответственности нарушителя законности или другой негативной реакции со стороны государства. Обеспечению законности в России служит система экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий. На эти гарантии опирается власть субъектов административного права.

Субъекты не только применяют закон, но и создают новые нормативные акты, которые не должны противоречить вышестоящим. В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. Необходимо сокращать подзаконные акты и ведомственные распоряжения, дабы массив законодательства представлял собой стройную, непротиворечивую систему.

Государственная дисциплина — это сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях.

Меры обеспечения законности способствуют укреплению дисциплины. В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов власти по совершенствованию органов исполнительной власти устанавливаются пределы личной ответственности, определяется компетенция, повышается правовая культура. Вместе с тем действует особая система государственных органов, обязанных осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.

Способы обеспечения законности — это установленная государством организационно-правовая система деятельности государственных органов и общественных организаций, позволяющая предупреждать, пресекать, выявлять нарушения закона и принимать меры по их устранению. Такими способами являются различные виды контроля — надзор. В юридической литературе выделяются и другие способы: подбор и расстановка кадров, обжалование незаконных решений. По нашему мнению, эти способы также имеют право на существование.

3. Государственный контроль и его виды:

а) президентский контроль;

б) контроль органов законодательной власти;

в) контроль органов государственной исполнительной власти РФ (административный контроль);

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: