Как подать в суд на аэрофлот

Обновлено: 24.04.2024

8 января 2019 года «Аэрофлот» отказался посадить меня и еще нескольких человек на рейс из Гаваны в Москву, объяснив это недостатком мест на борту.

Представитель компании на Кубе упорно отказывался называть ситуацию «овербукингом» и в доказательство показывал телеграмму, направленную из Москвы за два дня до этого. В ней говорилось о замене самолета на менее вместительный. Причин, из-за которых борт меняют, в тексте не было.

Через семь часов меня отправили в Москву рейсом Air France с пересадкой в Париже. Я подал судебный иск против «Аэрофлота», но по итогу процесса, длившегося в общей сложности год, мне удалось добиться выплаты менее 3000 рублей, из которых 1000 составила моральная компенсация, а оставшееся — штрафы, предусмотренные законом, и компенсация расходов на еду.

Правда, еще «Аэрофлот» компенсирует мои расходы на юриста, что не может не радовать. (Текст судебного решения Мосгорсуда в конце материала.)

Суд отказался признавать телеграмму «Аэрофлота» доказательством обоснованной замены борта на менее вместительный. В связи с этим суд назначил «Аэрофлоту» штраф за несвоевременную доставку меня в Москву в размере, внимание, 225 рублей.

Если проанализировать, как были устроены полеты «Аэрофлота» из Москвы в Гавану и обратно в 2017‑2018 году, можно увидеть, что компания просто не могла не прибегать к регулярной замене бортов.

По данным трекинг-сайта Flightradar24, все рейсы «Аэрофлота» в Гавану выполнялись пятью самолетами одинаковой модели: Airbus 330-200. Но особенность заключается в том, что компоновка у этих самолетов разная: только два из них имеют большое количество кресел (34 в бизнесе и 207 в экономе), а в трех самолетах на 12 кресел меньше (30 в бизнесе и 199 в экономе).

Каждый самолет в среднем летал в тот момент по 9–11 направлениям из Москвы. При этом 60% рейсов в Гавану в течение октября-января выполнялись бортами с меньшей компоновкой и лишь 40% — с большим количеством кресел.

Моя знакомая, работавшая в одной из российских авиакомпаний, говорит, что при разной компоновке бортов и таком количестве направлений невозможно спрогнозировать на несколько месяцев вперед, в какой компоновке будет выполняться тот или иной рейс в конкретный день.

При это свои билеты я покупал более чем за полгода до рейса и уже в момент покупки «Аэрофлот» предлагал выбрать места на борту.

Автор одного из самых популярных телеграм-каналов по гражданской авиации в России подтвердил мне, что российские авиакомпании в случае, когда на рейсе есть два типа компоновки, продают количество билетов на все рейсы исходя из максимально возможного количества кресел и «тем и живут».

Если на момент вылета рейсом в меньшей компоновке не все билеты распроданы или кто-то не явился, то мест хватит всем, а если возникает овербукинг, лишних пассажиров сажают на свободные места на рейсах компаний-партнеров.

Как говорит моя знакомая, работавшая в гражданской авиации, авиакомпании обычно не платят за посадку лишних пассажиров на рейсы компаний-партнеров. Там действует принцип взаимозачета: например, один раз российская компания посадит своего лишнего пассажира на рейс Air France, в следующий раз сделают наоборот.

Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают пять пассажиров, каждый из которых отдал за билеты $1000, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Я призываю всех подавать в суд на «Аэрофлот» в случае необоснованного отказа в посадке на рейс и привлекать максимальное общественное внимание к ситуации.

Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы. Для этого необходимо как изменение российского законодательства, так и большее внимание СМИ и пассажиров к данной проблеме.

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
2. 21 век на дворе, овербукинг это стандарт, и любые попытки его запретить только делают отечественный компании менее конкурентными. (тут можно вспомнить, что секса в ссср нету, а также отличное высказывание майор Говарда Колвина про запрет на распития алкоголя)
3. Овербукинг надо легализовать, чтобы он был с человеческим лицом, а не запрещать.
4. Вы конечно вправе и дальше бороться с ветреными мельницами, но пользы это никому не принесет.

За овербукинг на западе пассажирам хорошую компенсацию платят. Я пару раз наблюдал похожее с Австрийцами - там и гостиницу оплачивал и 450-700 евро(больше чем стоимость билета). Собственно было что-то вроде аукциона - представители авиакомпании предлагали другой рейс и поднимали компенсацию до тех пор, пока кто-то не согласится. В штатах сам попал так с jetblue - пришлось вылетать рейсом на 5 часов позже. Компенсация $400.

Кстати, это чётко прописано ещё и в законах Евросоюза - снимать с рейса можно только по добровольному согласию.

На хуй бы ваш овербукинг, особенно, когда тебе очень нужно попасть туда, куда ты летишь. Например, я всегда летаю в отпуск впритык, и чуть ли не с самолёта иду на работу, почему я должен платить нормальные деньги за билет, при этом беспокоится о каких-то затруднениях с посадкой на рейс по вине жадности авиакомпании? Никогда не забуду, как я охуенно слетал в командировку в Томск (кстати, Аэрофлотом), когда по возвращению обратно мне сообщили, что ссорян, мужик, но мест нет, следующий рейс через 8 часов. Ох, как я был недоволен, пожалуй, только режим берсеркера смог обеспечить мне место в бизнес классе этого самолёта. Такая ситуация приемлема, если при покупке билета меня уведомляют о возможности такой ситуации и я принимаю такие риски, разумеется отдавая меньше денег за такой билет.

1. Как авиакомпания зарабатывает на овербукинге ?
Если предположить, что ситуация овербукинга конкретно по самолетам Airbus 330-200 возникает у «Аэрофлота» дважды в неделю и каждый раз в эту ситуацию попадают 5 пассажиров, каждый из которых отдал за билеты тысячу долларов, то за год «Аэрофлот» может зарабатывать на такой схеме не менее 500 тысяч долларов.

Это будет инсинуация, но ох как коммент заиграет новыми красками, если заменить овербукинг на секс с животными)

«Такое поведение авиакомпании прекратится лишь тогда, когда финансовые и репутационные издержки превысят выгоды от такой схемы»

225 рублей, издержки так издержки. даже не знаю, хлеб сегодня есть или воду пить.

Могу подсказать рецепт хлебного варенья.

Из чего суд выносит такие штрафы 225р? Почему не учитывают вес такого штрафа для штрафуемого? Выглядит как издевательство.

Скорее всего на основании какого-нибудь закона редакции эдак 1970-х годов)

Суд в нашей стране состязательный. Сколько запросишь и обоснуешь столько и присудят, правда судья может уменьшить сумму до разумной. У коллеги так 700к до 25к уменьшили. Типа не стоит той суммы год задержки, хоть и по закону. Автору нужно было напирать что отправили не прямым что дешевле и не соответствует купленному

от таких ситуаций помогла бы страховка.. может кто в курсе, есть нормальные международные страховые на этот случай? чтобы стабильно платили при задержке рейсов по всему миру, потери/задержки багажа и т.п.

у меня была страховка от Альфа-страхования на этот рейс. Альфа-страхование отказалось признавать мой случай страховым, поскольку отказ в посадке на рейс по любой причине у них не является страховым случаем.

Столько тут сочувствующих авиакомпании Аэрофлот- прям армия. Вот не посадит вас АФЛ на рейс и вы такие у стойки будите кричать- а я за вас ещё на VC писал, что бы вам хорошо было , а вы.

Овербукинг во всем мире есть, не только у аэрофлота

В странах, считающих себя цивилизованными, авиакомпании предлагают компенсации, а также не занимаются мелким мошенничеством. Например, маленькая деталь из моей истории. «Аэрофлот» отказался предоставить мне и другим недопущениям пассажирам питание и воду в аэропорту Гаваны. Представитель лишь пообещал, что мы можем потратить до 15 долларов на человека на еду и принести ему чеки до 17:00, а он от лица «Аэрофлота» компенсирует расходы наличкой. Как вы думаете, что было дальше? Уже в 15:00 представительство было наглухо закрыто, никто не получил ни копейки. Если это не обман, то что?

не вижу большой проблемы, если вы в тот же день улетели эйр франсом. я понимаю, если бы вас совсем послали, типа мы нипричем, вы бы с семьей большой летели, детьми маленькими и т.п. это гражданская авиация, такие вещи сплошь и рядом случаются у любой авиакомпании, никто от этого не застрахован. у меня аэрофлот вообще рейс в испанию летом отменял, ну ничего улетел в другой день другим рейсом, конец света не наступил. а уж судиться, нанимать юриста, год ждать, мне лично было бы жалко время, силы, жизнь коротка для подобной фигни.

Подумаешь, вместо купленного прямого билета на назначенное время впарили пересадочный рейс

Интересно по-какому принципу выбирают "лишних" пассажиров? Кто последний пришел на регистрацию?

Это хороший вопрос. У меня сложилось убеждение, что «Аэрофлот» предварительно отбирает тех пассажиров, которых он не допустит на рейс, и руководствуется следующими принципами:
- это должен быть одиночный пассажир (все недопущенные на мой рейс были одиночными пассажирами)
- это должен быть не транзитный пассажир (подавляющее большинство пассажиров на рейсе Гавана-Москва были европейские транзитники, никто из них не пострадал)
- это должен быть человек без привилегированного статуса в системе Аэрофлот-бонус. Я должен был лететь рейсом с моими друзьями - семейной парой, у которой серебряный статус в аэрофлоте. Мы одновременно подошли на две стойки регистрации в Гаване. Их зарегистрировали на рейс, а меня отказались.

представитель Аэрофлота говорил, что люди, которые подходили на рейс после меня и успешно получали посадочные, зарегистрировалось онлайн, но я спрашивал этих людей и они говорили, что они не регистрировались. Тем более в Гаване проблематично выйти в интернет и я не верю, что все поголовно регистрировались онлайн.

В январе 2021 года мы с родителями собирались в тур по Турции, но путешествие не состоялось.

Рейс из Перми в Москву, откуда мы должны были лететь дальше в Стамбул, задержали на девять с половиной часов. Смысла менять билеты до столицы уже не было, и мы остались в Перми.

Авиакомпания без проблем вернула деньги за перелет в Москву, а компенсации за тур пришлось добиваться в суде. Вот как все было.

Подготовка к путешествию

Выбор тура. С детства я всегда отмечала Новый год в семейном кругу дома, в Перми, но на празднование 2021 года нам собраться не удалось: папа работал, а я уже жила в Сочи. Поэтому, несмотря на пандемию, после новогодних каникул мы с родителями решили поехать в путешествие.

Первым делом нам пришлось согласовывать отпуска на работе. Это была непростая задача: нужно было договориться уйти отдыхать в одинаковые даты в трех разных компаниях, в том числе крупной корпорации и государственной организации, где график отпусков составляют на год вперед.

Кроме того, в начале 2021 года было мало доступных направлений: теплые страны были закрыты, а открытая Доминикана была для нас слишком дорогой.

В итоге мы остановились на познавательном туре с экскурсиями по самым интересным местам Турции — «Золотое кольцо Турции». В нем с 12 по 19 января мы должны были посетить шесть городов: Стамбул, Бурсу, Памуккале, Конью, Каппадокию и Анкару.

Такой тур предлагал только туроператор «Пегас-туристик». Он стоил 57 000 Р за троих с вылетом из Москвы. Несмотря на то, что мы с родителями жили не в столице и в разных городах, решили, что проблем не будет.

Перелеты. Чтобы быть с родителями с самого начала поездки, я специально прилетела из Сочи в Пермь. На дорогу потратила 3500 Р .

Из Перми в Москву мы решили лететь «Аэрофлотом»: билет на одного человека обошелся в 5115 Р . Рейс в Стамбул из Шереметьева был почти через 10 часов, и нам казалось, что времени на пересадку в аэропорту будет достаточно.

Тесты на коронавирус. Для въезда в Турцию надо было предоставить отрицательный результат ПЦР-тест , сделанного за 72 часа. В 2021 году экспресс-тестирование было еще не распространено: чтобы сдать анализ, нам пришлось ехать в другой район города. Стоимость теста на одного человека — 2300 Р . На следующий день надо было снова приехать в клинику, чтобы получить оригиналы результатов с синей печатью и подписью.

Страховка. Я понимала, что в период пандемии рискованно путешествовать, поэтому выбрала максимальную страховку. В нее была включена выплата при положительном результате ПЦР-теста или других заболеваниях, при которых отдых был бы невозможен. Но страховка не включала компенсацию из-за неявки на рейс.

Всего на подготовку к путешествию мы потратили 82 745 Р

Тур на троих 57 000 Р
Три билета Пермь — Москва 15 345 Р
Три ПЦР-теста 6900 Р
Билет Сочи — Пермь 3500 Р

Как мы опоздали на рейс в Стамбул

В аэропорт Перми мы приехали 11 января за два часа до вылета. Прошли регистрацию, сдали багаж и отправились ждать посадки — по расписанию она должна была пройти в 22:25. За 15 минут до вылета по громкоговорителю объявили, что рейс задерживается на полчаса.

На протяжении следующих семи часов вылет несколько раз переносили то на полчаса, то на полтора. Мы пробовали узнать в офисе авиакомпании в аэропорту хоть какую-то информацию, но никто не мог нам ничего сказать о причинах задержки рейса и новом времени вылета.

«Аэрофлот» предоставил нам сначала напитки, а спустя четыре часа — горячее питание. На борт нас посадили только в 06:15. Мы были уверены, что с учетом двухчасовой разницы во времени по прилете в Москву у нас будет три часа и мы успеем на рейс в Стамбул.

Устав от ожидания, в самолете мы сразу же уснули. А когда спустя два часа проснулись, то все еще стояли на взлетной полосе в Перми. Оказалось, что задняя дверь самолета заледенела и не могла закрыться.

Мы поняли, что времени на пересадку у нас уже нет, поэтому решили никуда не лететь и сказали об этом бортпроводнице. Кроме нас с рейса захотели сойти еще несколько человек: они испугались лететь на неисправном самолете. Через 15 минут для нас подогнали трап, и мы вернулись в здание аэропорта. Еще спустя 15 минут нам выдали багаж.

В аэропорту мы в первую очередь позвонили турагенту и рассказали о нашей ситуации. В то время в Турции был карантин: перемещаться по стране можно было только по специальным туристическим документам. Наш тур предусматривал перемещение между городами на автобусе с группой. Если бы мы прилетели с опозданием, то не смогли бы присоединиться к другим туристам: они бы уже уехали в другой город, а мы без специальных пропусков и представителя «Пегаса» не смогли бы их догнать.

Чтобы не потерять всю стоимость путевки, турагент оперативно сделала запрос туроператору: отменила бронь отелей, питание и обратные билеты.

При этом примерно в 7 утра 12 января в столицу из Перми вылетел другой самолет «Аэрофлота». Если бы нас посадили на него, мы бы успели на рейс в Стамбул и наш тур бы не сгорел.

Возврат денег за билеты. В офисе перевозчика мы написали заявления на возврат денег за билеты в Москву. Сотрудники авиакомпании оформили документы на стопроцентную компенсацию, в качестве причины задержки рейса указали технические неполадки. Также они оформили уведомление об отказе от воздушной перевозки, которое мы подписали. Уведомление нужно было предоставить сервису, где мы покупали билеты, чтобы запросить деньги за неиспользованный перелет.

Стоимость билетов нам вернули в течение месяца. Поскольку я покупала билет не напрямую на сайте авиакомпании, а через посредника «Купибилет», с меня удержали комиссию — 1102 Р . Это было прописано в условиях договора с сервисом.

В аэропорту мы заполнили уведомление об отказе от воздушной перевозки, чтобы вернуть деньги за билеты

Как мы пытались вернуть деньги за испорченный отпуск

14 января мы с родителями самостоятельно составили досудебную претензию, в которой потребовали от авиакомпании возместить убытки — траты на путевку и ПЦР-тесты и компенсировать моральный вред. Документ отправили по электронной почте.

Ответ пришел через две недели, 28 января: специалист группы претензий и жалоб отказала в нашей просьбе. Сотрудница авиакомпании подчеркнула, что в нашем случае в законодательстве и договоре не предусмотрено право требовать компенсации убытков и морального вреда. Она отметила, что вылет задержали, чтобы устранить техническую неисправность самолета. Также, по ее словам, авиаперевозчик не обязан обеспечивать стыковку рейсов по раздельным билетам.

Авиаперевозчик ответил 25 марта и снова отказался добровольно удовлетворить наши требования: опять сослался на то, что не несет ответственности за стыковку рейсов, оформленных отдельными билетами.

Наше первое электронное письмо авиакомпании в свободной форме. В нем мы просили возместить убытки за путевку

Иск в суд

Никто из моей семьи никогда не сталкивался с судебными спорами, тем более с авиакомпанией. Но мы решили отстаивать свои права до конца, поскольку были уверены, что технические неполадки самолета — вина авиаперевозчика.

Составить исковое заявление нам помог юрист — его услуги обошлись в 5000 Р . В течение всех разбирательств, которые длились почти год, он консультировал нас бесплатно.

В иске мы указали, что для авиаперевозчика предусмотрена дополнительная ответственность за задержку отправления пассажира. При этом уплата неустойки не освобождает авиакомпанию от обязанности возместить убытки, которые возникли из-за задержки самолета, и компенсации морального вреда.

Также мы сослались на актуальную судебную практику региона по аналогичным делам.

Например, в 2019 году пара должна была лететь в Мексику из Москвы по туристической путевке. Из-за задержки рейса Пермь — Москва они не успели на пересадку в столице и не смогли воспользоваться туром. Молодые люди отсудили у авиакомпании почти 200 000 Р .

Похожая ситуация была у трех пермяков, которые опоздали на рейс в Прагу из-за задержки рейса Пермь — Москва. Чтобы не портить отпуск, пермяки купили новые билеты в московском аэропорту и улетели отдыхать. С перевозчика три человека взыскали почти 210 000 Р .

В итоге мы требовали взыскать с авиакомпании:

  1. Стоимость путевки в Турцию — 57 000 Р .
  2. Штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя — 50% от присужденной судом суммы. Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец считать ничего не должен, но мы все же разделили на троих 46 950 Р — сумму предполагаемого штрафа — пропорционально сумме требований каждого истца, и указали ее в иске.
  3. Компенсацию морального вреда — 30 000 Р , по 10 000 Р на каждого члена семьи.
  4. Стоимость трех ПЦР-тестов — 6900 Р .
  5. Расходы на юриста — 5000 Р .

Общая сумма требований составила 145 850 Р . При этом по закону требования о компенсации морального вреда и о взыскании штрафа в цену иска не включаются. Поэтому общая стоимость исковых требований была 63 900 Р — такой спор рассматривает мировой судья.

Исковое заявление мы послали по почте в участок мирового судьи по месту жительства и в авиакомпанию. Госпошлину по искам о защите прав потребителя платить не нужно.

Что решил суд

В апреле прошло первое судебное заседание, на которое не явился представитель перевозчика. Он направил в суд ходатайство, в котором указал, что не успел подготовить позицию авиакомпании. Рассмотрение дела перенесли на полтора месяца. На второе заседание представитель уже пришел.

В суде мы делали упор на том, что в день вылета из Перми в Москву много раз обращались к сотрудникам авиакомпании и говорили, что нам надо успеть на пересадку в Москве. Если бы информацию о длительной задержке нам сообщили заранее, мы могли бы пересесть на рейс другой компании. Например, такой рейс был еще в 04:00 — самолет прилетал не в Шереметьево, откуда у нас был вылет в Стамбул, а в другой аэропорт Москвы. Но ночью на такси мы могли бы за час добраться до места и успеть на свой рейс.

Также, чтобы обосновать сумму компенсации морального вреда, мы указали, что один из членов семьи работает в государственной организации, а второй — в крупной корпорации. В отпуска в этих компаниях записываются за год, поэтому мы специально согласовывали даты друг с другом.

Ответчик же ссылался на то, что перевозчик не несет ответственности за пересадку на рейс другой авиакомпании и что наш самолет задержали для обеспечения безопасности полета. Чтобы вынести решение, мировой судья вызвал представителей страховой компании и турагента. Заседание перенесли еще на три недели.

К третьему заседанию туроператор выплатил нам 20 334 Р за несостоявшийся тур. Поэтому мы уменьшили размер исковых требований.

нам выплатил туроператор

В итоге 9 июня мировой судья занял сторону авиакомпании и отказал нам в иске, сославшись на соблюдение условий безопасности полета.

Резолютивная часть решения мирового судьи в пользу авиакомпании: нам отказали в возмещении убытков за несостоявшуюся поездку

Апелляция

Нас не устроило решение мирового судьи, поэтому в течение месяца после изготовления мотивированного решения мы обжаловали его в вышестоящем районном суде.

Мы самостоятельно составили апелляционную жалобу, в которой указали на неправильное применение мировым судьей норм материального права. В документе подчеркнули: по закону лицо, не исполнившее свои обязательства, несет ответственность при наличии вины и если не докажет, что не могло их исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Мы снова настаивали на том, что неисправности самолета не были вызваны обстоятельствами, не зависящими от авиакомпании: никаких доказательств этого ответчик не предоставил. Также перевозчик не привел аргументов в пользу того, что персонал делал все, чтобы не допустить неисправности.

Жалобу мы подали 30 июня через мирового судью, предварительно направив ее копию ответчику.

До заседания с момента подачи жалобы прошел ровно месяц. На первом заседании судья запросила у нас дополнительный документ, в котором мы должны были расписать выплату от туроператора, а у перевозчика — данные о времени, когда были выявлены неисправности самолета.

Второе заседание прошло через неделю. На нем районный суд частично удовлетворил наши требования. Суд обязал авиакомпанию выплатить нам 59 667 Р :

  1. Оставшаяся сумма путевки — 36 667 Р .
  2. Штрафы по закону «О защите прав потребителей» — 12 000 Р на всех.
  3. Компенсация морального вреда — 7500 Р , по 2500 Р на каждого.
  4. Расходы на юриста — 3500 Р .

взыскал суд в нашу пользу

Когда мы получили на руки апелляционное определение, то запросили в суде исполнительные листы. Они были нужны, чтобы взыскать деньги с перевозчика. Исполнительные листы были готовы в течение трех дней, и мы отнесли их в Сбербанк, где открыт счет авиакомпании. Уже к вечеру нам перечислили деньги: маме — 52 667 Р , нам с отцом — по 3500 Р .

Районный суд удовлетворил только часть наших требований, снизив компенсацию морального вреда с 10 000 до 2500 Р на человека

Что в итоге

С момента несостоявшейся поездки до взыскания денег по суду прошло 10 месяцев. Для нас это был первый и очень полезный опыт в защите своих прав. Мы поняли, что не надо бояться, — стоит идти до конца.

За время разбирательства мы потратили много личного времени и сил на все процедуры. На дни судебных заседаний секретарь суда выдавала повестки — по ним мы получали отгулы на работе. Я прилетала в Пермь на некоторые заседания, на некоторые ходили папа с мамой, на другие — только мама. Если я или папа отсутствовали, то мы писали доверенность на имя мамы.

Что касается денег, то мы потратили 5000 Р на юридические услуги. А с учетом выплаты от туроператора и денег за авиабилеты Пермь — Москва — Пермь, которые нам вернули без суда, получили 92 040 Р — почти на 10 000 Р больше первоначальных расходов на поездку.

Еще, несмотря на первый неудачный отпуск, в октябре 2021 года мы все-таки слетали с мамой в Турцию и увидели Стамбул.

Суд с авиакомпанией правильнее доверить нашему адвокату.


Причины обращения с исковым в суд на авиакомпанию

Сразу отметим, что в судебной практике разбирательства и споры с авиакомпаниями трудно назвать редким явлением. К тому же сам он очень сложный. Подробно на вопрос о том, как подать иск в суд на авиакомпанию и выиграть процесс, сможет ответить лишь опытный и профилирующий в данной сфере юрист. Причины для обращения в соответствующую инстанцию могут быть любые, среди них выделяют главные:

Суд с авиакомпанией

  • рейс задержан по вине авиакомпании (встает вопрос о компенсации за задержку рейса с виновной стороны);
  • маршрут внепланово изменился;
  • не был надлежащим образом обеспечен комфорт дальнего перелета;
  • сотрудники превысили свои полномочия;
  • перевозчик отказал в своих услугах, не объяснив законность такого решения;
  • было изменено время перелета, при этом пассажир не был поставлен об это в известность;
  • неправильно оформлен билет, что послужило отказом пройти на борт;
  • потерян чемодан, а в компенсации за потерю багажа отказывают, читайте также образец искового заявления о компенсации за задержку багажа по ссылке;
  • иные нарушения прав потребителя.

Куда жаловаться на авиакомпанию?

На вопрос о том, куда жаловаться на авиакомпанию, ответ будет один – в Роспотребнадзор. Хотя для начала можно обратиться с претензией непосредственно к руководству компании. Ведь досудебный порядок урегулирования спора с авиаперевозчиком хоть и не является обязательным, но его отсутствие может в дальнейшем привести к непониманию между сторонами и потери лишнего времени на получение законных компенсаций.

Подробнее по вопросу, как писать жалобу в Роспотребнадзор по ссылке на нашем сайте.

ПОЛЕЗНО : более того смотрите видео с советами адвоката по составлении жалобы авиаперевозчику

Порядок действий пассажиров при подаче иска на авиакомпанию

Итак, была задержка рейса, и вы опоздали на деловую встречу с партнерами, или же у вас «выпал» из отпуска день и т.д. В этом случае на вполне законных основаниях можно идти с претензией к руководству фирмы-перевозчика. При этом необходимо понимать, как подать в суд на авиакомпанию за задержку рейса. А точнее, каков порядок действий.

Сразу отметим, что вне зависимости от того, чьими услугами вы пользовались (отечественного или зарубежного исполнителя), рассмотрена ваша претензия или исковое заявление будет исключительно по российским законам.

В любом случае порядок действий по подаче иска за ненадлежащее оказание услуг авиаперевозчиком будет таков:

  1. формируете пакет документов, причем очень важно с четкими и конкретными доказательствами вины перевозчика;
  2. с пакетом документов и заявлением изначально обращаетесь к руководству фирмы, подробнее про досудебную претензия по закону о защите прав потребителей по ссылке;
  3. далее — претензия к авиакомпании за отмену рейса или иное нарушение прав пассажира в Росавиацию;
  4. составляете жалобу в Роспотребнадзор;
  5. готовите исковое заявление в суд.

ПОЛЕЗНО : еще смотрите видео с советами адвоката по составлении иска в суд к авиаперевозчику

Куда подавать иск на авиакомпанию?

Согласно закона «О защите прав потребителя» отношения между авиаперевозчиком и пассажиром относятся к его действию, значит, в отношении подачи иска в суд действует правило по которому пассажир решает в какой суд обратиться:

  • по адресу авиакомпании;
  • по месту жительства потребителя;

Отметим, что перевозчик просто обязан отреагировать на ваши действия, так как защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания очень строго регламентируется законодательной базой.

Внимание : смотрите видео по теме — как защитить свои права потребителя, а также подписывайтесь на наш канал YouTube , чтобы не пропустить полезную информацию и возможность бесплатной консультации адвоката:

Адвокат по спорам с авиакомпанией в Екатеринбурге

А для того, чтобы защита прав пассажира была осуществлена на надлежащем и профессиональном уровне, следует заручиться поддержкой нашего юриста по защите прав потребителя, способного квалифицированно разобраться в данном вопросе. Стоит ли судиться с авиакомпанией, как видим стоит. Давайте начнем решать вашу проблему вместе.

Как взыскать с авиакомпании компенсацию за задержку рейса, потерю багажа или оказание услуг ненадлежащего качества? Такие вопросы не раз разрешались в ходе консультации наших клиентов. Сегодня многие люди предпочитают пользоваться услугами авиаперевозчиков. Одни летят по работе, другие — на отдых, в гости к родным и т.д. Вне зависимости, какая цель поездки, от перевозчика мы ждем исключительно надлежащего выполнения его обязательств перед пассажирами.

Хотя, как показывает практика, сами авиакомпании не всегда спешат эти обязательства выполнять. Поэтому очень часто нарушение прав пассажиров заканчивается тем, что подано исковое заявление в суд на авиакомпанию, часто есть претензия транспортной компании, все эти вопросы требуют совета нашего адвоката.


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Они летели в Чехию из Иркутска с пересадкой в Москве. Когда прилетели в Прагу, обнаружили, что одного из чемоданов не хватает. Багаж нашелся через 1,5 суток.

После претензии к авиакомпании и суда Татьяна и Сергей взыскали с авиакомпании 60 618 Р при цене билета 37 736 Р . Расскажу, как им это удалось.

Что произошло

В 2019 году моя коллега Татьяна и ее муж Сергей решили провести свой отпуск в чешском городе Марианске-Лазне, чтобы отдохнуть и подлечиться. Они купили билеты на самолет Иркутск — Москва — Прага, выбрали отель и заказали трансфер. Рейс был стыковочным, то есть чемоданы нужно было сдать в Иркутске, а получить в Праге — о багаже заботятся сотрудники компании. Билет на одного с багажом обошелся в 37 736 Р .

20 апреля супруги приехали в аэропорт Иркутска и прошли досмотр. Каждый сдал свой чемодан в багаж. В этот же день они приземлились в Праге — осталось только получить багаж и наслаждаться долгожданным отпуском.

Однако в аэропорту на багажной ленте Сергей не нашел свой чемодан. Он обратился в службу розыска багажа. Сотрудники службы стали выяснять судьбу чемодана — оказалось, что тот остался в Москве: по непонятным причинам его забыли перегрузить с одного борта на другой. Сергея заверили, что чемодан доставят в Прагу в тот же день ближайшим рейсом и привезут курьерской службой туда, где будет находиться Сергей.

К вечеру багаж так и не доставили, а оставаться ночевать в Праге в планы Сергея и Татьяны не входило. Расстояние между Марианске-Лазне и Прагой — около 170 км, это примерно три часа пути. Поэтому супруги решили не ждать чемодан в аэропорту и направились в Марианске-Лазне.

Сергей остался в чужой стране без всех своих вещей, предметов первой необходимости и лекарств. Также в чемодане осталась часть вещей Татьяны. Ни в день прилета, ни на следующий чемодан так и не привезли.

Первые дни отдыха вместо экскурсий и достопримечательностей Сергею и Татьяне пришлось тратить время и деньги на покупку вещей. Они приобрели домашнюю одежду, обувь, белье, носки, гигиенические принадлежности, а также чайник: их остался в чемодане. На все это они потратили 3185,81 Kč — 8920,24 Р по курсу на день покупок.

Утром 22 апреля с ресепшена отеля позвонили и сказали, что чемодан Сергея наконец привезли. Багаж задержали почти на 43 часа: супруги прилетели в Прагу 20 апреля в 14:30, а чемодан получили 22 апреля после 9:00.

Сергей и Татьяна решили не оставлять это дело просто так и по возвращении с отдыха взыскать с авиаперевозчика денежную компенсацию за задержку багажа. Вот что они сделали, чтобы отстоять свои права.

Иск к авиакомпании о возврате средств за отмененный рейс.

Все что касается юриспруденции, новые законы, нормативы, подзаконные акты связанные как с обычной жизнью, так и напрямую касающиеся путешественников

Иск к авиакомпании о возврате средств за отмененный рейс.

Diant » 29 май 2020, 11:40

2) подавать иск к Авиаперевозчику после вступления в силу новых НПА (ПРИМ: ПП991 вступил в силу с 07.07.2027г года) возможно только в случае отказа пассажира от перелета и требования денег. Иными словами - долг у Перевозчика перед Потребителем должен быть не за неоказанную авиаперевозку, а за невыполнение требования вернуть деньги.

Итак, проект с суммой требований до 100.000 рублей. (больше - в районный суд).
ПРИМ: требование вернуть деньги по возвратным тарифам будет отличаться! Для подобных случаев придется изменять позицию и формулировки иска.

Истец: Иванов Иван Иванович
Адрес: г. Москва,
Тел.: +
e-mail:

Цена иска: ХХХХХ рублей и 40.000 миль Аэрофлот-бонус.
Госпошлина: освобождение от уплаты
(333.36 НК РФ, п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о возврате долга.

Я, Иванов Иван Иванович, (Далее - Истец), 6 февраля 2020 года забронировал на сайте компании ПАО «Аэрофлот» (Далее – Ответчик) два авиабилета (№№ 555 , 5552 , маршрут CAS-SVO) на имя следующих пассажиров: Olga VLADIMIROVNA IVANOVA, IVAN IVANOVICH IVANOV, на рейс по маршруту Васюки – Москва. Моей брони присвоили следующий код: HUYWAM. В день бронирования, я полностью оплатил свой заказ, что подтверждается приложенной маршрутной квитанцией (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Выпиской из Онлайн-банка (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Оплата брони была произведена в следующих размерах и следующим образом:
путем списания 40.000 (сорок тысяч) миль Аэрофлот-бонус с моего бонусного счета № 12345;
безналичной оплаты в рублевом эквиваленте ХХХ € (с карты VIZA****1234), что на день платежа соответствовало ХХХХХХ рублям.

Таким образом мы вступили в договорные отношения с Ответчиком. Я, выступая Потребителем, выполнил обязательства по оплате, а Ответчик стал обязанным оказать мне услугу авиаперевозки. Однако Ответчик своих обязательств не исполнил (отменил рейс 16 апреля). Я со своей Стороны, руководствуясь п. 2 ст. 450.1. ГК РФ, правилами аваперевозок, п.1. ст. 28 ЗоЗПП расторг договор (отказался от услуги, которая не выполнена* /для тех кто заранее отказался указывать *невозможно выполнить). Таким образом у ответчика образовался передо мной долг, который до н.вв не возвращен и Ответчик уклоняется от возврата, причитающихся мне средств, надеясь, что я воспользуюсь его предложением (абсолютно экономически не выгодным мне и направленным уже после того как он долг признал и гарантировал возврат средств).

17 апреля 2020 года я впервые обратился к Истцу с запросом на возврат средств через личный кабинет на сайте Ответчика. После этого я был вынужден еще несколько раз обращаться к Истцу с требованиями прекратить игнорирование моих запросов (в т.ч и по e-mail). Ответчик сначала активно общался со мной и сообщил о необходимости ожидания 30 дней. Далее Ответчик стал отвечать отписками о том, что мое заявление находится в специальной очереди, а затем предложил ваучер взамен денежных средств. К настоящему моменту Ответчик прекратил отвечать на мои запросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – Доказательства обращения из личного кабинета и Переписка).

Таким образом, начиная с 28 апреля 2020 года Ответчик стал мне должен 40.000 миль и ХХХ Евро (на момент оплаты суммы была эквивалентной ХХХХ рублям, однако в связи с тем, что Ответчик применяет систему платежей эквивалентной курсу евро, а я буду вынужден покупать авиабилеты также по новому курсу - сумму следует уточнять в день рассмотрения спора).

Полагаю, что с Ответчика подлежит взысканию неустойка, рассчитанная согласно п. 3. Ст. 31 Закона «О защите прав потребителя» в размере 3% за каждый день просрочки, начиная с 28.04.2020 года и до даты вынесения решения (30 дней на дату подачи настоящего искового заявления, в день рассмотрения спора мной будет уточнен фактический размер неустойки). Причем она должна распространяться не только на денежные средства, но и на мили, которые также являются эквивалентом денежных средств, накоплены мной в результате денежных трат по программе Аэрофлот-бонус, принимаются Ответчиком в счет оплаты за авиабилеты и имеют природу валюты финансовых расчетов с Ответчиком.

Также сообщаю, что все взаимодействия с Ответчиком происходили через общения посредством электронного обмена (от заказа брони до переписки и тп), поэтому не требуют заверения, поскольку такая форма установлена самим Ответчиком.

В соответствии с пунктами 1, 22,23 Постановления№ 17 от 28 июня 2012 года Пленума Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» я вправе обратиться в мировой суд по месту моего жительства и без соблюдения претензионного порядка (хотя, по существу он мной был соблюден, что следует из переписки).

На основании изложенного и руководствуясь, п.6, ст. 13, п.1. ст. 31 Закона «О защите прав потребителей», ПРОШУ:
взыскать с ПАО «Аэрофлот», причитающиеся мне денежные средства в размере 10.425,10 рублей, оплаченные за авиабилет;
Взыскать с ПАО «Аэрофлот» судебные издержки (включая оплату услуг по оказанию правовой помощи в размере 5.000,00 рублей), понесенные мной, а также неустойку (сумма будет уточнена в день рассмотрения дела), и штраф в размере 50% от суммы, присужденной в мою пользу.

__________________ Иванов И.И.
/паспорт и тп…/
******

Направляем почтой или по мейлу (если есть квалифицированная отсоединенная электронная подпись).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: