Кручинин в н государство как социальный институт и его социальная функция правовая реформа 2015

Обновлено: 24.04.2024

Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика

Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.

По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.

Как характеризуют социальные институты?

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Английский философ и социолог Герберт Спенсер, считал их устойчивыми механизмами самостоятельной организации совместной жизни людей, которые превращают асоциальных типов в личностей, способных взаимодействовать, общаться, находить общие интересы, объединяться. Герберт Спенсер обосновал теорию о существовании разных групп социальных институтов, где главенствующую роль играют политические институты (куда он относил и государство), обеспечивающие потребность безопасности (в защите или нападении), что более всего иного объединяет общество.
  2. Английский социолог Энтони Гидденс называл их «скрепы, цементирующие социальную жизнь» — средства обеспечения и организации жизни.
  3. Советский и белорусский ученый, кандидат философских наук А. А. Грицанов поясняет, что это механизмы, обеспечивающие набор социальных отношений и практик людей (некая гарантия, что все стабильно, предсказуемо), возможность упорядочивания общественных взаимодействий, что является преимуществом, если сравнивать с иными общественными структурными элементами.
  4. А. А. Грицанов дает их описание как механизмов, обеспечивающих набор социальных отношений и практик людей.

Доктор филологических наук профессор И. М. Дзялошинский считает, что «именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества».

Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.

Признаки государства, как социального института, примеры

Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:

  • установленная цель деятельности;
  • конкретные функции, обеспечивающие достижение цели;
  • ряд социальных статусов и ролей;
  • организация жизни общества;
  • удовлетворение общественных потребностей;
  • политическая власть, применяющая принуждение. Уникальность функции принуждения людей к исполнению соцнорм позволяет отделять от иных формальный социальный институт государства.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.

Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.

А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:

  • право на силу;
  • охват всех сфер жизнедеятельности;
  • обязательное членство граждан;
  • территория;
  • независимость;
  • суверенность.

Известен и несколько иной перечень основных признаков:

  • наличие системы органов и учреждений, реализующих функции госвласти;
  • система правовых норм;
  • территория, на которой действует юрисдикция государства.

Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.

Функции института государства, основные роли, кратко

Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.

Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:

  • нормировать отношения в обществе;
  • регулировать общественные отношения;
  • разрешать общественные конфликты.

Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:

  • защиты государственного строя;
  • предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;
  • регулирования экономических и других общественных отношений;
  • осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;
  • внешнеполитические функции защиты интересов страны;
  • функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое.

Социальные функции государства:

  • обеспечение единства общества;
  • безопасность общества;
  • гарантия прав и свобод человека;
  • создание условий для экономического роста;
  • обеспечение свободы, независимости и безопасности людей как в границах государства, так и за его пределами.

Структура социального института государства

Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.

1. Авдеев, Д. А. Российский вариант принципа разделения властей // Право и политика. – 2013. – № 13. – С. 1796-1803.

3. Архипова, Т. Г., Малышева, Е. П. Современная организация государственных учреждений России. – М.: Российский гуманитарный университет, 2006. – 605 с.

4. Астафичев, П. А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: реализация конституционного принципа разделения властей на федеральном уровне публичной власти // Современное общество и право. – 2012. – № 3. – С. 111-121.

5. Бады, М. М. О. Особенности реализации принципа разделения властей в Республиках – субъектах Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 4 (100). – С. 31-39.

6. Бобылев, А. И., Горшкова, Н. Г., Ивакин, В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М.: Издательский дом «Право и государство», 2003. – 304 с.

7. Борноволоков, П. А. К вопросу о принципе разделения властей на уровне местного самоуправления // Академический вестник. – 2013. – № 1 (23). – С. 43-48.

8. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России: 1991-2001 гг.: очерки теории и практики. – М.: ООО «Городец-издат», 2001. – 508 с.

9. Витченко, А. М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. – 194 с.

10. Волобуев, О. В. Россия: государственные приоритеты и национальные интересы. – М.: РОССПЭН, 2000. – 399 с.

11. Вырлеева-Балаева, О. С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти // Вопросы российского и международного права. – 2012. – № 2. – С. 15-31.

12. Дубинина, Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. – 2013. – № 5 (11). – С. 95-98.

13. Здоровцева, А. А., Зуева, К. А. Система сдержек и противовесов как непосредственный элемент принципа разделения властей // Учёные заметки ТОГУ. – 2013. – Т. 4. – № 4. – С. 1181-1196.

14. Ишеков, К. А. Принцип разделения властей в системе основ конституционного строя // Современное право. – 2010. – № 3. – С. 17-19.

15. Ишеков, К. А. Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации / Под ред. П. П. Сергуна. – Саратов: ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», 2010. – 244 с.

17. Карелин, А. В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. – 2010. – № 1. – С. 52-58.

18. Карипов, Б. Н. Интерпретация либеральными мыслителями и учёными принципа разделения властей в России второй половины XIX – начала XX вв. // Социум и власть. – 2013. – № 3. – С. 100-103.

19. Кузнецов, И. И. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в реализации принципа разделения властей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2010. – Т. 10. – № 4. – С. 74-80.

20. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России. Проблемы становления и развития. – С.-Пб.: Лань, 2001. – 384 с.

21. Личковаха, А. В. Вертикаль власти и конституционный принцип разделения властей // Право и образование. – 2010. – № 9. – С. 67-72.

22. Мальцев, И. А. Правовые механизмы реализации принципа разделения властей в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Проблемы права. – 2011. – № 3. – С. 46-48.

23. Мальцев, И. А. Проблемы реализации принципа разделения властей в системе современного государственного устройства субъектов Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. – № 5. – С. 29-33.

24. Мишин, А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. – М: Наука, 1984. – 190 с.

25. Монтескье, Ш.-Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

26. Нарутто, С. В. Правовые позиции судов по вопросам реализации принципа разделения властей в деятельности органов публичной власти // Lex Russica. – 2012. – Т. LXXI. – № 5. – С. 900-924.

28. Разделение властей. Учебное пособие / Алехин А. П., Бережков А. Г., Кирсанова Н. В., Клименко В. В., и др.; Отв. ред.: Марченко М. Н. – М.: Изд-во МГУ, Юрайт-Издат, 2004. – 428 c.

29. Романенко, В. Б. От советского к демократическому конституционализму: утверждение принципа разделения властей // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 4. – С. 175-177.

30. Садовникова, Г. Д. Представительная демократия: от идеи к реализации. – М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. – 240 с.31. Субанова, Н. В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2012. – 288 с.

32. Тили, Ч. Демократия. – М.: Институт общественного проектирования, 2007. – 264 с.

33. Седова, Е. С. Реализация принципа разделения властей на практике: существующие проблемы и пути их решения // Юридические науки. – 2012. – № 6. – С. 24-26.

34. Сергевнин, С. Л. Судебная власть и конституционное правосудие в контексте принципа разделения властей // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 2. – С. 9-16.

35. Цалиев, А. М. О реализации конституционного принципа разделения властей в контексте организации судебной власти субъекта Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 4. – С. 63-69.

36. Чурилов, С. Н. Правовые измерения принципа разделения властей // Социальная политика и социология. – 2010. – № 10 (64). – С. 170-184.

ТЕМА 6

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:

Глава 1. Функции государства: понятие, признаки и значение для общества

Глава 2. Виды функций государства. Характеристика внутренних и внешних функций современного отечественного государства

Глава 3. Формы и методы осуществления функций государства

Список использованной литературы

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Байтин, М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. — Саратов: СГУ, 1979. — 302 с.

2. Белоусова, М. С. К вопросу о конституционной обусловленности функций государства // Проблемы права. – 2010. – № 1. – С. 53-56.

3. Белоусова, М. С. Правотворческая функция Российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 19. – С. 11-13.

4. Бирюков, Н. И. Российская государственность: от кризиса к устойчивому развитию (теоретико-методологическое исследование): Монография / Н.И. Бирюков. – М.: ГНИИСА СП РФ, 2006. – 420 с.

5. Бобылев, А. И., Горшкова, Н. Г., Ивакин, В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М.: Издательский дом «Право и государство», 2003. – 304 с.

6. Бобылев, А. И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11-18.

7. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России: 1991-2001 гг.: очерки теории и практики. – М.: ООО «Городец-издат», 2001. – 508 с.

8. Волобуев, О. В. Россия: государственные приоритеты и национальные интересы. – М.: РОССПЭН, 2000. – 399 с.

10. Гумбольд В. О пределах государственной деятельности. – М.: Социум, 2009. – 287 с.

11. Жимиров, В. Н., Оль, Е. М., Реуф, В. М. Современное государство: к вопросу об основных функциях // Мир политики и социологии. – 2012. – № 9. – С. 42-47.

12. Земсков, В. А. Функции органов местного самоуправления как элемент функций государства // Пробелы в российском законодательстве. – 2010. – № 4. – С. 92-94.

13. Земскова, А. И. Место и значение правозащитной функции государства в системе функций государства: вопросы классификации // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2010. – № 2 (13). – С. 5-8.

14. Игнатьев, Д. В. Информационная функция государства и механизм её реализации // Право и государство: теория и практика. – 2010. – № 1. – С. 135-137.

15. Каск, Л. И. Функции и структура государства. – Л.: Издательство ЛГУ, 1969. – 65 с.

16. Корниенко, Н. Ф. Место и функции государства: теоретический дискурс // Экономические науки. – 2009. – № 58. – С. 10-13.

17. Крепяков, В. П., Харченко, О. В., Хлусов, Т. М. Функции государства, государственных органов и их составных частей // Мир юридической науки. – 2010. – № 10. – С. 16-33.

18. Кручинин, В. Н. Государство как социальный институт и его социальная функция // Правовая реформа. – 2015. – Т. 1. – С. 21-35.

19. Куликова, Н. А. Повышение качества жизни населения как функция социального государства // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2010. – № 4. – С. 33-45.

20. Миронов, А. Л. Публично-правовые функции государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 8. – С. 123-127.

21. Подольский, А. В. Принцип избирательной иммиграции как основное направление развития миграционной функции государства // Юридическая мысль. – 2011. – № 1. – С. 52-54.

22. Пожарский, Д. В. Методологические составляющие теории функций государства // Актуальные проблемы российского права. – 2011. – № 4. – С. 15-21.

23. Пожарский, Д. В. Охрана общественных отношений как имманентная функция государства: проблемы обоснования классификационной группы // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2010. – № 4-14. – С. 10-14.

24. Пожарский, Д. В. Охранительная функция государства: проблемы классификационной и понятийной идентичности // Вестник Владимирского юридического института. – 2010. – № 4. – С. 140-143.

25. Слипенчук, М. В. Система федеральных органов исполнительной власти и их деятельность по реализации функций государства // Мир экономики и права. – 2010. – № 3. – С. 77-86.

26. Умнова, И. А. Тенденции конституционного развития и функции современного государства // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования Сб. науч. трудов. Сер. «Правоведение» Центр социал. науч.-информ. исследований; Отв. ред. Е.В. Алферова. – Москва, 2010. – С. 192-212.

27. Черноголовкин, Н. В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма. – М.: «Госюриздат», 1960. – 190 с.

28. Черноголовкин, Н. В. Теория функций социалистического государства. – М.: «Юридическая литература», 1970. – 215 с.

29. Чиркин, В. Е. Современное государство. – М.: Международные отношения, 2001. – 416 с.

30. Яковлев, С. В. Правовые формы реализации функций государства // Мир юридической науки. – 2010. – № 11. – С. 27-30.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: