Для федеративного государственного устройства характерно признание законности двойного гражданства

Обновлено: 26.07.2024

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества

организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям

обеспечение законности и правопорядка

отстаивание государственных интересов на международной арене

Государственный суверенитет предполагает

политическое доминирование государства на международной арене

право на вмешательство во внутренние дела других государств

подавление государством общественных организаций и движений

независимость и верховенство государственной власти

Сосредоточение полномочий главы государства и главы исполнительной власти характерно для

Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?

Монарх назначает главу кабинета министров.

Полномочия монарха ограничены законом

Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху

Монарх является верховным главнокомандующим

По форме государственного устройства К. – это унитарное государство. Это значит, что

К. объединяет несколько суверенных государств

в территориальных единицах К. могут существовать собственные правительства

в территориальных единицах К. есть собственные конституции

любые формы суверенности для входящих в К. территории исключены

В государстве F. глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в этом государстве?

Для федеративного государственного устройства характерно

выделение в составе только административных образований

допущение формирования только культурно-национальных автономий

делегирование центру части суверенных прав от субъектов

признание законности двойного гражданства

Признаком суверенитета государства является

доминирование на международной арене

право на вмешательство во внутренние дела других государств

независимость государственной власти от других властей

право на отчуждение земель соседей

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «политический режим». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Демократия, электорат, диктатура, авторитаризм, тоталитаризм.

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Монархия, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия.

Назовите любые три внутренних функции государства и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.

Статья №47 Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .


Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать им первоначальные.


Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.


Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.


ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.


Тест по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка",тест по лирике поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне и итоговый тест по курсу литературы 8 класса.

Тесты рекомендуются как итоговый контроль.

Урок по технологии. "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"

Разработка урока по теме "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто".

Особенности федеративного устройства государства. Понятие политико-территориального устройства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных ре­гионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из кото­рых свойственны свои принципы организации территории и взаимо­связей между центром и местами.

Федерализм (от фр. federalisme) — это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаи­модействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффек­тивное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позво­ляло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоя­тельность частей.

К сущностным признакам федерализмаотносятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориаль­ных единиц — субъектов федераций; конституционное разграничение компетенции между ними и центром; недопустимость изменений гра­ниц без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объ­единения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федера­ции; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъ­ектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разгра­ничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм как принцип стал этимологической основой для про­изводного от него и более узкого по смыслу понятия — «федеративное государство» (федерация — лат. foederatio — объединение, союз).

Федеративное государство, федерация — одна из основных форм организации государств, сложная структура которой состоит из не­скольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закреп­ленной политической самостоятельностью вне пределов и полномо­чий общего государства в целом.

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Вместе с тем суще­ствует единая система границ и ее охраны.

2. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).

3. Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.

4. Наряду с федеральными конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систе­му законов, соблюдая приоритет федеральных конституции и системы права.

5. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть фе­деральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.

6. Гражданство в федерации, как правило, двойное: каждый граж­данин считается гражданином федерации и гражданином соответст­вующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гаранти­руется равноправие всех граждан на территории федерации.

7. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является ор­ганом общенародного представительства и избирается всенародно.

Сущность государственного суверенитета. Сущность народного, национального суверенитета. Теоретической основой федерализма является концепция сувере­нитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.

В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со вре­мени государственных образований, а его научное осмысление и оп­ределение — в конце Средних веков. С тех пор продолжаются дискус­сии о сущности суверенитета.

Суверенитет (нем. souveranitat, фр. souverainete — верховная власть, верховные права) — политико-правовое обоснование и опре­деление приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.

Основные идеи и положения государственного суверенитета. В Московской Руси идея суверенитета верхов­ной власти воплотилась в понятии и политической практике самодер­жавия (сам, т. е. один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV в., отнюдь не означало неограни­ченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные ин­ституты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.

Теоретически и практически вопрос о государственном суверени­тете был окончательно решен к XVIII в. в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в боль­шинстве стран Европы.

По мере утверждения демократических форм государственной вла­сти, т. е. перехода от монархических к парламентским, стала преобла­дать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представ­ляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство — нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной террито­рии или в разных его регионах. Народ как совокупная общность яв­ляется носителем государственного суверенитета.

С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности фе­дерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концеп­ция российских государствоведов Л. Карапетяна, И. Умновой, В. Чир-кина и других, о неделимости государственного суверенитета как ка­чественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее Многонационального народа.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:

— юридическое равенство фактически во многих случаях нерав­ных социальных субъектов;

— приоритет народного суверенитета.

В целом на современном этапе развития международного сообще­ства, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.

Итак, эволюция федерализма имеет многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого обще­ства, так и политикой более могущественных государств по вовлече­нию в свой состав других народов и государств, с сохранением их от­носительной самостоятельности.

Конституционно-правовое федеративное государство впервые об­разовалось в США (1787г.), затем в Мексике (1824г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В со­временном мире из более чем 180 государственных образований, по­давляющее большинство которых являются многонациональными, фе­деративная форма закреплена в конституциях 25 государств с охватом 50% территории и 1/3 населения планеты. Федерации сформированы, как правило, на основе территориального или национально-террито­риального деления.

Анализ условий формирования федерализма в России. Политическое и юридическое значение федеративного договора. Федерализм как форма государственного устройства России кон­ституционно, т. е. юридически, был признан Конституцией РСФСР 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения главным образом национальных проблем.

До принятия 12 июня 1990г. Декларации о государственном суве­ренитете Российскую Федерацию вообще нельзя было рассматривать как суверенное государство. Хотя в Конституции Советского Союза, в состав которого Россия входила, декларировалось, что все союзные республики суверенны, зависимость от союзного центра была близка к абсолютной.

Стремясь вырваться из круга сверхцентрализации, многие регионы стали настаивать на праве выхода из состава Российской Федерации, причем если сначала протесты были направлены против главенства власти Союза ССР, то впоследствии — и против самой Российской Федерации. Актуализировалась задача нового государственного устройства.

На пути становления России как нового федеративного государства сделано два крупных шага. Первый — заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов — с другой. Это были, по сути дела, три отдельных договора, имеющие учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые изъявили желание быть субъектами Федерации. Это было не идущее сверху вниз распределение прав или полномочий, а равноправное согласование интересов общих (федеративных) и осо­бенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.

В момент подписания Федеративного Договора его участники действительно выступали суверенными государствами, но, создав, пользу­юсь своими суверенными правами, новое государство — Российскую федерацию, республики как бы «переместили» значительную часть своих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Договора). Это важный юридический момент. Федеральным органам государст­венной власти предоставлено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, субъекты РФ сумели выделить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые их объединяют в целое и требуют идентичного (общего для всех, универ­сального) правового оформления.

Второй шаг — принятие Конституции РФ 1993 г. В ее тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления Рос­сии как федеративного государства в современной трактовке этого понятия.

1. Конституция подчеркивает, что в основе федеративного уст­ройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 Т. 5).

2. Правовую основу Российской Федерации и ее эффективного функционирования составляет Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей тер­ритории Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15).

3. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).

4. Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, принадлежности к национально-государственному или административно-территориальному образованию (ст. 6).

5. Конституция признала разнообразие национальной, демогра­фической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 5; ч. 2 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 63; ч I ст. 76) (см. рис. 14.1).

Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

· территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

· государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

· за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

· субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

· субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

· формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

· признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

· отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

· для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.


Тип 11 № 11817

В соответствии с конституцией страна Х является демократической федеративной республикой. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют режим государства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) существование двухуровневой системы высших представительных органов

2) регулярные выборы главы государства и депутатов парламента на альтернативной основе

3) административно-территориальные образования страны Х вправе принимать свою конституцию

4) все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) существование легальной оппозиции

В ответе надо указать признаки политического режима (демократия), а не федеративного устройства:

1) существование двухуровневой системы высших представительных органов. Нет, неверно, это характеризует федеративное устройство.

2) регулярные выборы главы государства и депутатов парламента на альтернативной основе. Да, верно, это признак демократии.

3) административно-территориальные образования страны Х вправе принимать свою конституцию. Нет, неверно, это характеризует федеративное устройство.

4) все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Нет, неверно, это характеризует государственное устройство.

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан. Да, верно, это признак демократии.

6) существование легальной оппозиции. Да, верно, это признак демократии.


Тип 11 № 13830

В конституцию государства М. были внесены изменения. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что проведённые в государстве реформы привели к изменению формы государственного устройства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) в конституции государства М. закреплены неотъемлемые права и свободы граждан

2) согласно новому тексту конституции за президентом страны закреплено право роспуска парламента

3) в государстве закрепилась двухуровневая налоговая система

4) парламент государства М. стал двухпалатным, одна из палат представляет интересы регионов

5) в конституции закреплено разграничение предметов ведения между центром и субъектами

6) срок полномочий парламента, согласно новому тексту конституции, сократился

Необходимо указать суждения свидетельствующие об изменении государственного устройства:

1) в конституции государства М. закреплены неотъемлемые права и свободы граждан. Нет, неверно, это говорит о демократизации государства.

2) согласно новому тексту конституции за президентом страны закреплено право роспуска парламента. Нет, неверно, это свидетельствует об изменении формы правления.

3) в государстве закрепилась двухуровневая налоговая система. Да, верно, это говорит об утверждение федеративного устройства.

4) парламент государства М. стал двухпалатным, одна из палат представляет интересы регионов. Да, верно, это говорит об утверждение федеративного устройства.

5) в конституции закреплено разграничение предметов ведения между центром и субъектами. Да, верно, это говорит об утверждение федеративного устройства.

6) срок полномочий парламента, согласно новому тексту конституции, сократился. Нет, неверно, это изменение не связано с государственным устройством.


Тип 12 № 9596

Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) включение в состав равноправных субъектов

5) двухпалатная структура законодательного органа власти

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. Территория федерации состоит из: субъектов, которые по-разному называются; субъекты состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее — одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.

Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трёх федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ. Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан — нет, неверно.

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства — нет, неверно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: