Акционерная собственность государства это

Обновлено: 15.04.2024

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Готовые работы на аналогичную тему

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам. Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления. К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения. В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

Вместе с юридическими и физическими лицами акционером отечественных акционерных обществ имеет возможность являться и государство. Эта ситуация имеет место почти что во всех государствах мира. Страна (федеральная власть, субъекты Федерации, органы районного самоуправления) становится акционером традиционно в следующих ситуациях:

- при приватизации государственных и муниципальных компаний; при выкупе акций акционерных сообществ в ходе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

- при учреждении акционерных обществ лично государством либо в которых государство участвовало в случаях, установленных федеральными законами.

Совокупным правилом будет то, что ЗакономРФ "Об акционерных обществах" запрещено государственным органам и органам районного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ, когда другое не учтено федеральными законами.

3.1. Характеристика основных целей участия государства

в уставных капиталах акционерных обществ

Государство выступает участником большого количества акционерных обществ, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций.

В конце ноября 2013 г. состоялось очередное заседание коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации по теме "Повышение качества управления государственной собственностью". Главной темой обсуждения стал проект Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года .

На коллегии представители власти провозгласили последующую государственную цель по управлению активами: "100% активов, входящих в хозяйственный оборот, со 100% отдачи".

В чем все-таки правительство видит реализацию этой стратегии? Для начала это определение дальнейшей участи каждого актива, находящегося в его распоряжении, а конкретно:

- сохранение в федеральной собственности;

- отчуждение из федеральной собственности.

При всем этом следует подразумевать, что в отношении объекта государственной собственности может быть мало целей применения, которые также находятся в зависимости почти от всех параметров: общественной значимости объекта, отраслевой принадлежности, прибыльности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и других. Но вне зависимости от выбора одного из этих направлений госслужащие поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества данное будет означать, что необходимо извлечь наиболее возможный доход от его реализации, а для сохраняемого в федеральной собственности актива - это совокупность управленческих действий, нацеленных на обеспечение исполнения объектом собственного предназначения.

Среди всех объектов муниципального имущества автором предпринята попытка изучить оказавшиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексуРоссии (затем - ГК РФ) правительство сможет участвовать в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого вида (дальше - АО).

Для начала надо заметить, что Россия покупает права акционера таким образом:

1. Выступая в виде учредителя АО. При всем при этом общества, учредителем которых выступает страна (кроме обществ, образованных в ходе приватизации государственных предприятий), имеют все шансы быть лишь открытыми. Согласно п. 6. ст. 98ГК РФ акционерное общество сможет состоять из единственного участника, в виде которого имеет возможность выступать правительство (например, АО со 100-процентным государственным капиталом).

2. Преображение муниципальных унитарных компаний в АО в ходе приватизации. После переустройства компаний в АО имущество переходит в собственность общества, а правительство получает их акции. Открытое акционерное общество, созданное методом преобразования унитарного предприятия, делается правопреемником определенного унитарного предприятия .

Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.

3. Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.

4. Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.

5. Возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов АО в случае предоставления им бюджетных инвестиций .

Под государственными пакетами акций (ГПА) понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение доли прибыли от действия АО в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, остающегося по окончании его ликвидации. Под управлением муниципальными пакетами акций понимается целенаправленная работа уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера - России.

Невозможно не отметить, что АО считаются коммерческими организациями, благодаря чему не вызывает сомнения тот прецедент, что каждый собственник имущества, применяемого в коммерческих целях, планирует для начала увеличение собственного заработка от управления этим имуществом. Прибыль может быть получена им как в краткосрочном периоде, так и с конкретным временным периодом и еще может быть распределена во времени.

Акционерную собственность государства представляют акционерные общества как организационно-правовая форма приватизированных предприятий в России, в капитале которых государство сохраняет определенную долю своего участия в виде пакетов акций.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Такие предприятия принято относить к категории смешанной формы собственности.

ГК РФ разграничивает открытые и закрытые акционерные общества. Так, акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти).

В связи с этим сутью создания акционерного общества является объявление учредителем о его создании, т.е. выпуск в продажу ценных бумаг (акций), и предложение определенному или неопределенному кругу лиц покупать эти бумаги, тем самым формируя уставный капитал.

Функционирование предприятий смешанной формы собственности в экономике требует выработки такой модели управления долями в акционерных обществах, которая отвечала бы государственным интересам.

Основными целями управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах являются:

- увеличение неналоговых доходов соответствующего бюджета;

- выполнение акционерными обществами общегосударственных, общерегиональных задач;

- стимулирование развития производства и привлечение инвестиций;

- оптимизация управленческих затрат;

- структурные преобразования в экономике.

Выделяют три модели управления государственными долями собственности в акционерных обществах:

американская модель (передача государственных пакетов акций в контрактное управление частным управляющим компаниям);

итальянская модель (характерно создание многоотраслевых государственных холдинговых компаний);

смешанная модель (в разных странах она имеет свои особенности: в Великобритании используется система контрактов частных компаний на управление государственным имуществом, приватизация сопровождалась выпуском специальных акций, которые остались в собственности государства, ограничивавших права вновь созданных акционерных обществ; в Германии широко используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала и государства; во Франции используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала).

Государство управляет принадлежащими ему акциями:

- через институт своих представителей;

- через институт доверительных управляющих;

- через специализированное учреждение - фонд имущества.

Существует три вида акционерных обществ с участием государства, когда капитал на 100 процентов принадлежит государству; государству принадлежит контрольный пакет акций либо "золотая акция"; акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

Инструменты (средства), с помощью которых осуществляется управление находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ:

- установление правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности;

- принятие решений об управлении и распоряжении находящимися в государственной собственности акциями;

- передача субъектам Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации;

- классификация акционерных обществ в зависимости от степени участия государства в их уставных капиталах, а также по количественному и качественному показателям;

- определение акционерных обществ, включенных в специальный перечень;

- определение стратегических акционерных обществ;

- назначение представителей государства в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ;

- установление специального права ("золотой акции") на участие Российской Федерации и ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами;

- доверительное управление закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

- залог акций, находящихся в государственной собственности, их передача в уставные капиталы других акционерных обществ, продажа и др.

У акционерного общества имеются несколько органов управления, каждый из них действует в рамках своей компетенции, которая определяется законом, иными правовыми актами, а также учредительными документами общества. Под компетенцией обычно понимают совокупность установленных нормативно-правовыми актами прав и обязанностей должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие полномочия в коммерческих организациях.

В зависимости от формирования воли либо изъявления ее вовне, органы управления можно подразделить на волеобразующие и волеизъявляющие.

К волеобразующим относятся органы, которые в рамках своей компетенции принимают решения, к волеизъявляющим - реализующие эти решения и для этого вступающие в правовые отношения с другими субъектами права.

В акционерном обществе к волеобразующим относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы (как коллегиальные - правление, дирекция, так и единоличные - директор, генеральный директор).

Волеизъявляющий орган охватывается только единоличным исполнительным органом, который без доверенности совершает сделки от имени юридического лица и представляет его интересы во взаимоотношениях с другими лицами.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Акционеры рискуют вложенным в общество капиталом; именно акционеры являются хозяевами общества, поэтому они должны иметь возможность получать от совета директоров и исполнительных органов общества подробный и достоверный отчет о политике, проводимой обществом. Проведение общего собрания акционеров предоставляет обществу возможность не реже одного раза в год информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества. Участвуя в общем собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении обществом.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества - это один из органов управления обществом, орган, который осуществляет общее руководство деятельностью общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Образование единоличного исполнительного органа общества в отличие от коллегиального является обязательным.

Чистые активы акционерного общества

Фактическую финансовую состоятельность, а именно: доходность, способность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей отображает значение чистых активов акционерного общества.

Нормальное финансовое состояние акционерного общества предполагает, что его чистые активы, стоимость которых представляет собой разницу между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером обязательств акционерного общества, с течением времени растут по сравнению с первоначально вложенными в уставный капитал средствами. Уменьшение стоимости чистых активов без тенденции их увеличения свидетельствует о неудовлетворительном управлении делами общества. Если оно начинает больше тратить, чем зарабатывает, стоимость чистых активов падает, и в этом случае уставный капитал должен быть уменьшен вплоть до минимального размера, установленного законом, с тем чтобы кредиторы могли оценить минимальный размер имущества, гарантирующего их интересы. Если же стоимость чистых активов принимает отрицательное значение, это означает, что средств, полученных от продажи имущества общества, может не хватить для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами.

Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утв. Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз.

Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы); оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.

Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.

Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2) результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3) перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

Соотношение размеров уставного капитала общества (уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов), резервного фонда общества (в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала) и стоимости чистых активов общества имеет значение для применения следующих положений:

сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества;

общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям в случае, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда;

общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям в случае, если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда;

общество не вправе осуществлять приобретение размещенных им обыкновенных акций в случае, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда;

общество не вправе осуществлять приобретение размещенных им привилегированных акций определенного типа в случае, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, владельцы которых обладают преимуществом в очередности выплаты ликвидационной стоимости перед владельцами типов привилегированных акций, подлежащих приобретению, либо станет меньше их размера в результате приобретения акций.

Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1) Об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2) О ликвидации общества (если стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала).

Обычно в социально-экономической и юридической литературе собственность определяется как "владение, распоряжение и пользование каким-либо имуществом, вещью", то есть собственность рассматривается как особый вид связи человека с предметным миром. Особенность этого вида связи определяется тем, что эта связь с вещью возникает перед лицом другого, претендующего на ту же самую вещь. Этот другой в установлении связи с вещью играет решающую роль в появлении собственности.

Прежде чем использовать вещь, индивид должен ее присвоить, сделать своей. Только в акте присвоения (безразлично какого: создана ли вещь трудом самого человека или он завладел ею силой) вещь становится собственностью, то есть обретает сверхчувственные свойства, становится "чувственно-сверхчувственной". В этом своем качестве вещь связывает человека с человеком, становится предметной формой этой связи, то есть социальным отношением, поскольку последнее есть не что иное, как "связь субъектов по поводу объекта" .

Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 87 - 89.

Так как основными субъектами являются гражданин и государство, поэтому основными правовыми формами собственности являются частная и государственная.

Акционерная собственность является в настоящее время преобладающей организационно-правовой формой в коммерческих предприятиях. Это обусловлено рядом ее преимуществ по сравнению с другими формами.

5.1. Правовые особенности акционерной собственности

Собственность, возникающая из присвоения предметного мира, всегда предполагает существование других собственников и является феноменом совместной жизни людей, социальным феноменом.

В соответствии с Гражданским кодексомв РФ существуют такие юридические формы собственности, как частная, государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, смешанная.

В отдельных структурных компонентах собственности мы наблюдаем уменьшение вещественного характера как самой собственности, так и отношений собственности, их развеществление. Это проявляется, во-первых, в появлении размытых форм собственности, т.е. таких форм, которым присуща определенная нечеткость, когда происходит рассредоточение прав владения, прав пользования и прав распоряжения имуществом. Следовательно, размытые формы собственности - это такие формы, в которых сочетание ее основных элементов отличается от классической схемы (собственник - это тот, кто владеет, управляет и использует полученную прибыль). Например, при единоличном предпринимательстве владельцы недвижимости и финансовых капиталов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Сегодня наблюдаются случаи, когда государство передает частным фирмам права на управление предприятием, остающимся в собственности государства. Это дробление прав собственности в западной экономической литературе обозначается как "приватизация управления". В крупных корпорациях, акции которых широко "распылены" среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля. Происходит своеобразная диффузия собственности. Отдельные личности владеют небольшой частью акционерного капитала, а эффективно контролируют собственность предприятия профессиональные менеджеры, которые формально собственниками не являются.

Теоретически акционеры контролируют предприятие через наблюдательный совет или совет директоров, который контролирует деятельность менеджеров в роли агентов акционеров. Но на практике многочисленные собственники акций не в состоянии контролировать менеджеров и не могут организовать эффективный противовес их деятельности. Владельцы предприятия обладают правом собственности, но не распоряжаются ею, в то время как менеджеры или наблюдательный совет (совет директоров) осуществляют распоряжение собственностью, хотя они могут и не иметь права собственности на нее. Происходит размывание связи между капиталом-собственностью и капиталом-функцией .

Галл Ж. Покупайте собственность! // Вопросы экономики. 2010. N 3. С. 150.

В связи с этим все более актуальной становится проблема: как могут те, кто обладает правом владения собственностью, эффективно распоряжаться ею? Попробуем разобраться на примере акционерной собственности.

Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров.

Акционерная форма собственности может выполнять три функции.

Во-первых, она служит средством аккумуляции и перелива капитала.

Во-вторых, является средством приобщения акционеров к расширению собственности и контролю за деятельностью аппарата, управляющего производством.

В-третьих, служит средством создания хозяйственной мотивации, когда акционер и работник совмещаются в одном лице.

В соответствии с Федеральным законом"Об акционерных обществах" акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли .

Федеральный законот 24.11.1995 "Об акционерных обществах".

Различают два вида АО. При создании открытого акционерного общества (ОАО) используется система подписки на акции, открытая и доступная всем желающим. ОАО также вправе осуществлять свободную продажу акций. Число акционеров (а ими могут быть как физические, так и юридические лица) ОАО неограниченно. В процессе создания закрытого акционерного общества (ЗАО) акции распределяют только между его учредителями. Обычно это происходит относительно быстро, и учреждение общества носит как бы единовременный характер. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Наряду с юридическими и физическими лицами акционером российских акционерных обществ может являться и государство. Такая ситуация имеет место практически во всех странах мира.

Государство (федеральная власть, субъекты Федерации, органы местного самоуправления) становится акционером обычно в следующих ситуациях:

- при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- при выкупе акций акционерных обществ в процессе текущего управления рыночным хозяйством (огосударствление);

- при учреждении акционерных обществ самим государством или с его участием в случаях, установленных федеральными законами.

По критерию участия в капитале и степени влияния государства на управление акционерным обществом можно выделить несколько групп акционерных обществ:

- акционерные общества, в которых до 100% капитала принадлежит государству;

- акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

- акционерные общества, в которых государству принадлежит "золотая акция";

- акционерные общества, в которых государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция);

- акционерные общества, в которых государству принадлежит незначительный пакет акций (менее 25%).

Свои права акционера государство реализует через представителей государства в органах управления акционерных обществ.

Порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность регулируются Положением"О порядке назначения и деятельности представителей Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении ими ("золотой акции")". ДанноеПоложениерегламентирует деятельность представителей государства в акционерных обществах федерального подчинения, в которых ему принадлежит не менее 98% акций или "золотая акция". Для остальных акционерных обществ никаких нормативных документов федерального уровня не существует, и в практике приходится опираться на данное положение, которое в случае каких-либо судебных дел оказывается юридически не состоятельным по отношению к акционерным обществам, где доля принадлежащих государству акций существенно ниже стопроцентной.

Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отдельных случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования некоторые права акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества, муниципального имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления.

Порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Единоличный исполнительный орган акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: